Юин
Юин люди | |
---|---|
Также : Турга ( Тиндейл ) Дхава ( АИАТСИС ), Дху Дурга ( SIL ) | |
![]() Юго-восточный угол биорегиона | |
Иерархия | |
Языковая семья: | Пама – Ньюнган |
Языковое отделение: | Юин-Курик |
Языковая группа: | Юин (общее слово для обозначения мужчины ) (он же Турга) (общее слово для обозначения «нет» ) |
Групповые диалекты: Дурга | |
Область | |
Биорегион: | Юго-восточный угол |
Расположение: | Южное побережье (Новый Южный Уэльс) |
Координаты: | 36 ° 30'ю.ш., 149 ° 45' в.д. / 36,500 ° ю.ш., 149,750 ° в.д. |
Известные личности | |
|
Нация Юин , также называемая Джувин , представляет собой группу австралийских аборигенов с южного побережья Нового Южного Уэльса . У всех юинь есть общие предки, которые говорили в качестве своего первого языка на одном или нескольких языковых диалектах юинь . Подгруппы народа юин создаются на основе языка и других культурных особенностей; группы включают Бринья или Буджелли-манджи , Вандандиан, Джерринджа, Будаванг , Юин-Монаро , Джирингандж , Валбунджа и другие. Они тесно связаны с народами Тауа и Дхаравал .
Имя и личность
[ редактировать ]Этноним Альфредом Юин («человек») был выбран одним из первых австралийских этнографов Ховиттом для обозначения двух отдельных народов Нового Южного Уэльса, а именно джиринганджей и тауа . [ 1 ] [ а ] В работе Ховитта юины были разделены на северную (Куриал-Юин) и южную (Гьянгал-Юин) ветви. [ 2 ]
Термин «Юин» обычно используется аборигенами Южного побережья для описания себя. [ 3 ] [ 4 ] хотя в заявке на право владения коренными жителями Нового Южного Уэльса в 2016 году на землю, перекрывающую страну Юин, используется «народ южного побережья». [ 5 ] Имя также пишется Джувин. [ 6 ] и Джувин. [ 7 ]
Заявление о титуле коренных жителей зависит от признания аборигенов Южного побережья как отдельной и продолжающейся группы, существующей со времен колонизации. [ 4 ] Аборигены Южного побережья идентифицировали 59 апикальных предков , живших во время заселения региона в 1810–1830 гг.; Нынешние аборигены Южного побережья либо произошли от этих предков, либо интегрированы в семьи, происходящие от этих предков. [ 5 ]
В 2018 году Национальный трибунал по титулам коренных жителей постановил, что жители Южного побережья представляют собой «единое сплоченное родственное население», восходящее к колонизации, управляемое общими правилами, с «единой религиозной системой», в центре которой находится фигура Дархумулан , морского жителя. экономика, священные места, которые продолжают признаваться, правила экзогамного брака и церемония посвящения мужчин под названием Бунан (запомнилась, но не практиковалась со времен 1920-е годы). [ 5 ]
Язык
[ редактировать ]Диалекты языковой группы юин включают джирингандж , тауа , вальбанга и ванданьский язык. [ 8 ] [ 9 ] и языки дурга , к северу от реки Моруя. [ 10 ] в Науру .
Страна
[ редактировать ]
Страна, которую предки юинов занимали, использовали и наслаждались ею, простиралась от мыса Хау до реки Шолхейвен и вглубь страны до Большого Водораздельного хребта . Их потомки претендуют на право быть признанными традиционными владельцами земли и воды от Меримбулы до южного истока морского входа в реку Шолхейвен. На момент прибытия европейцев в этот район народ Юин состоял из 12 кланов. [ 11 ]
В группы Юин входят:
- Валбанга , или Валбунья, к северу от современной реки Моруя. [ 12 ] [ 13 ]
- Муррамуран, к северу от реки Деуа и к югу от озера Конджола. [ 12 ] [ 13 ]
- Дьиринганьдж, или Джиринганьдж , от озера Корунья , на юг до Беги и на запад до вершины хребта. [ 12 ] [ 13 ]
- Бринья из страны Джирингандж или озера Корунья, Новый Южный Уэльс до реки Моруя до Наджонгбиллы и вдоль реки Шолхейвен до Джембайкумбене. [ 14 ] [ 15 ]
- Будаванг [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ]
- Муррамаранг [ 19 ] [ 18 ]
- Юин-Монаро [ 18 ]
Юин изложены Хоуиттом (1904) следующим образом:
- Юин [ 10 ]
- Гуянгал Юин (Южный Юин)
- (1) Тауайра, к востоку от залива Маллакута.
- (2) Тадера-манджи — в районе Бега.
- (3) Буджелли-манджи, в районе Моруя.
- Куриал-Юин (Северный-Юин)
- (4) Имя не установлено, в районе Брейдвуд.
- (5) Имя не установлено, в районе Улладулла.
- (6) Гурунгатта-манджи, в районе реки Нижний Шоалхейвен.
- Гуянгал Юин (Южный Юин)
Современные источники сообщают, что традиционные земли народа Бринья-Юин простирались вдоль «Берега лагуны», к югу от реки Моруя до Южной Кианги . [ 14 ] или дальше на юг до залива Вагонга в Наруме . [ 20 ] [ 21 ] жил народ буджелли-манджи Вокруг Моруи . [ 22 ] [ 23 ]
Во время усилий в конце 1970-х и начале 1980-х годов по защите горы Мумбулла жители озера Валлага во главе с Губу Тедом Томасом описали племя Юин как «разделяющее единственную дорогу от Маллакуты на юге до реки Шолхейвен на севере». [ 24 ]
В 2016 году 12 заявителей, представляющих аборигенов Южного побережья, подали иск о праве собственности коренного населения в Федеральный суд страны Юин в Новом Южном Уэльсе. Заявление подано 52 семейными группами и одобрено более чем 500 аборигенами. Претензия распространяется на океан и включает традиционные права на рыболовство. [ 4 ] В 2018 году регистрация принята. [ 5 ]
История
[ редактировать ]оценивалось примерно в 11 000 человек Население до 1788 года между мысом Хоу и заливом Бейтманс . К середине девятнадцатого века население сократилось до 600 человек из-за эпидемий оспы в 1789 и 1830 годах, а также межплеменных сражений и распространения венерических заболеваний от китобоев . [ 12 ]
подписал Совет графства Еврободалла местное соглашение с народом северных юин в 1998 году. В 2001 году был подписан Меморандум о взаимопонимании между местными земельными советами аборигенов Бега, Идена и Мерримана, обладателями титулов коренных жителей и Советом графства долины Бега . [ 25 ]
Юин в заливе Туфолд недалеко от Эдема сотрудничал с косатками Эдема . [ 26 ]
Места
[ редактировать ]
Юины считаются традиционными владельцами земель озера Валлага . [ 12 ] Бывший национальный парк озера Валлага включен в состав национального парка Гулага . [ 27 ] Гора Гулага в Национальном парке Гулага описывается аборигенами как место происхождения предков народа юин. Сама Гулага символизирует мать, [ 28 ] и имеет несколько священных мест , связанных с местами, куда женщины приходили рассказывать истории, участвовать в церемониях и рожать детей. [ 29 ]
Умбарра, он же остров Мерриман , на озере Валлага — особенно священное место для народа юин. 25 ноября 1977 года это было первое место в Новом Южном Уэльсе, объявленное Службой национальных парков и дикой природы Нового Южного Уэльса (NPWS) объектом наследия аборигенов. Остров был назван в честь Умбарры , он же король Мерриман, лидера юинов, умершего в 1904 году. Его женой была королева Нарелле. [ 30 ]
Гора Мумбулла , расположенная в центре графства Бега-Вэлли , была названа в честь «короля» Джека Мамбуллы, лидера народа юин. [ 31 ] [ 32 ] Гора Мумбулла — центральное место национального парка Биаманга . [ 28 ] и известен своей важностью в церемониях инициации мужчин. [ 32 ] [ 29 ]
6 мая 2006 года право собственности вернуло правительство Нового Южного Уэльса на национальные парки Гулага и Биаманга народу Юин . [ 29 ] Право собственности на национальный парк Гулага находится в доверительном управлении владельцев-аборигенов Мерриманса и местных земельных советов аборигенов Вагонги , а право собственности на Биамангу находится в доверительном управлении местных земельных советов аборигенов Мерриманс и Бега. [ 33 ] Оба парка находятся под совместным управлением традиционных владельцев и NPWS. [ 29 ]
Остров Барунгуба/Монтегю ( двойное название присвоено в ноябре 2021 г.) [ 34 ] ) известен народу Юин как Барунгуба [ 35 ] [ 36 ] (иногда пишется как Баррангуба). Барунгуба считается сыном Гулага , наряду с Наджанугой ; Барунгуба был старшим сыном, и его отпустили в море, тогда как Наджануге пришлось оставаться рядом со своей матерью. [ 37 ] Это Джирингандж , версия
История Барунгубы, рассказанная Руби Генри, когда она присматривала за детьми Ридов в Вулкан-Сент-Моруя.
Дьюллагонгарми, объявила, что Дилли меня сбила. Затем вмешался Бруидор, великий небесный дух, наблюдавший за происходящим. Бруидор взял двух черепах с берега, затем превратил их в камни, положил на берег так, чтобы две черепахи смотрели друг на друга, и столкнул их вместе только одной головой.
Барунгуба, великий старейшина Бринья, видел это своими глазами. Затем Бруидор облил водой двух черепах, которые стояли лицом к лицу, и не позволил морским черепахам никогда больше выходить на берег или откладывать яйца в Бургали.
Барунгуба, старейшина Бринья, видел это своими глазами, и пока Бруидор смотрел на Барунгубу, Бруйдор крикнул ему: «Почему ты смотришь?» Ты сказал Диллагонгарми, что я наблюдал за Дарамой, когда он достиг береговой линии? Тогда Диллагонгарми заговорил с неба (дарел), как гром (мирриби).
Я назову каменных черепах Барунгубами. Ты, Барунгуба-старший, будешь постоянно следить за береговой линией, чтобы черепахи перемещались только вверх и вниз по берегу и никогда больше не выходили на берег, пока ты, Барунгуба-старший, жив.
Тогда Дьюллагонгарми сказал: «Барунгуба, ты всегда найдешь черепах в своих пресных водоемах, и Бруидор никогда больше не сможет превратить черепах в камень, пока ты будешь охранять берега.
Можно сказать, что принцип таков: «кто-то всегда наблюдает», но я никогда не слышал, чтобы история Барунгубы во сне описывалась таким образом. Это история Бринья, Барунгуба находится в стране Бринья.
Родство и брак
[ редактировать ]Точная структура родства юинь до колонизации не ясна, хотя ранние этнографы сообщали, что у них не было системы группировок или секций (когда люди делятся на две или четыре группы, вступающие в брак). Вместо этого родство Юинь включало бы «обширные сети родства внутри и между экзогамными группами стран, вступающими в смешанные браки». [ 38 ] У мужчин Юина было более одной жены, у Куралла было 14 жен, а у Киана было 12 жен, включая жен из кустарников. Основная причина заключалась в том, что смерть наступала быстро, если вы получили травму, а брак был больше направлен на выживание племени, чем это принято в наши дни. Жена-буш — это жена, подаренная старейшине на крупном торжественном мероприятии.
Брак между семейными группами должен быть экзогамным, что определяется духовными связями этих семей. Однако эти семейные связи больше не являются «сильным элементом» современного родства Юинь. [ 39 ] Семейные духовные связи в той мере, в какой они известны, передаются по наследству, и до сих пор существуют некоторые семьи Юнь, связанные с определенными животными. [ 39 ] Юин обычно не женятся на людях, связанных с одними и теми же личными или семейными существами (см. ниже, «Отношения с миром природы»). [ 40 ]
Группы скинов
[ редактировать ]Несколько Юинь описали систему «кожных групп» (подмножеств языковых групп), которая «управляет социальным поведением и взаимодействием, определяя тех, с кем люди могут (и не могут) разговаривать, вступать в брак, торговать, а также выявлять своих естественных врагов». . Однако большинство юинов в наши дни «не знакомы с этим уровнем системы». [ 39 ]
Связь с миром природы
[ редактировать ]Люди Юйнь имели и во многих случаях до сих пор имеют духовные взаимоотношения с каким-либо аспектом мира природы. Эти духовные связи представлены животными, и эти связи связаны с обязательствами и отношениями не только с животным, но и с другими людьми, а также с местами и вещами, связанными с этим животным. [ 41 ]
Антрополог Альфред Уильям Ховитт кратко описал духовные связи юинов с животными в 1904 году в книге « Туземные племена юго-восточной Австралии» . [ 42 ] Ховитт и другие ранние этнографы использовали оджибвийский термин «тотем» для описания этих духовных связей, поскольку они видели сходство между духовными связями австралийских аборигенов с животными и связями коренных народов и коренных американцев. [ 43 ] Юин не широко использует этот термин. [ 44 ] и термин «тотемизм» не пользуется у них большим уважением, [ 45 ] но авторы Юинь часто используют термин «тотем» в произведениях для более широкой аудитории. [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ]
Юин верит, что эти духовные животные были созданы во Времени Снов предком- создателем , хотя не со всеми духовными животными связаны истории Времени Снов (или эти истории утеряны). [ 51 ] Истории из снов о создании ныряющих птиц и черного лебедя записаны Сьюзен Дейл Дональдсон. [ 52 ]
Самыми известными духовными животными Юнь являются тихоокеанская черная утка ( Умбарра ) и черный лебедь . [ 41 ] Черная утка была муджингарлом короля Мерримана , которого в честь нее назвали Умбаррой, а остров в форме утки на озере Валлага называется островом Мерримана . [ 53 ] Считалось, что Умбарра общается с черными утками, которые предупреждают его об опасности. [ 53 ]
В 2003 году Роуз, Джеймс и Ватсон определили шесть уровней «взаимодействующих существ», о которых говорят юин, а также описываемых женщиной юин Мэри Дюру как «семьи внутри семей». Описанные шесть семей (и в скобках альтернативные термины, используемые старейшиной Юина Рэндаллом Мамблером): [ 54 ] [ 55 ]
- Существа, взаимодействующие с нацией Юин («племенной тотем»)
- Существа, взаимодействующие с племенами или названными группами (Н/Д);
- Существа, взаимодействующие с семьями (действующие как кланы) («семейный тотем»);
- Существа, взаимодействующие с группами кожи (нет данных);
- Тотемы и имена посвящения («церемониальный тотем»);
- Существа, взаимодействующие с конкретными личностями («личный тотем»; в других источниках также называемый «индивидуальным тотемом» или муджингарлом ).
Обязанности Юина перед этими существами и их ответственность перед этим Юином варьировались в зависимости от уровня отношений. Например, хотя ожидается, что юин будет защищать животных своего муджингарла , [ 56 ] Губу Тед Томас не заявил, что обязан защищать черную утку, поскольку его отношения с ней были только на «национальном» уровне. [ 57 ]
Дональдсон также кратко упоминает «гендерные тотемы». [ 55 ]
Некоторые животные, в том числе Черная Утка, могут иметь духовную связь с Юин на любом из этих уровней. [ 58 ] Юины обычно не едят животных, с которыми у них есть духовная связь и которые считаются частью их большой семьи. [ 56 ] – ограничения, которые могут распространяться на родственных животных (например, на всех уток из-за связи с черной уткой). [ 40 ]
Старейшина Юинь Рэндалл Мамблер описывает значение различных уровней связи: [ 59 ]
Различают личные, семейные, племенные и церемониальные тотемы. Церемониальный тотем дает вам статус, если вы прошли через закон, племенной тотем связывает вас со всеми членами вашего племени, семейный тотем связывает вас с вашей семьей, а личный тотем — ваш лучший друг.
Сьюзан Дейл Дональдсон составила предварительный список духовных связей юинь, в который вошли 20 птиц, два морских животных ( лещ и кит), семь наземных млекопитающих и три рептилии. [ 60 ]
Конкретные животные
[ редактировать ]Черная утка является символом народа юин и может иметь особенное значение для юинов, у которых может не быть муджингарла или они не знают духовной связи своей семьи из-за лишения собственности и ассимиляции. [ 61 ] [ 57 ] Юин имеют духовную связь (но не «тотемную») с горой Гулага , которая считается источником Юин. Со стороны Гулага остров Мерриман имеет форму утки. [ 62 ]
Специалист по генеалогии и исследователь Дэйв Тут, родственник короля Мерримана , выделил как минимум четыре группы и их духовную связь: [ 39 ]
- Вадти-Вадти (северная группа): Лирохвост.
- Вадти-Вадти (южная группа): Пятнистая сова.
- Йиримбине (к югу от залива Туфолд): косатка.
- Вандиан (гора Сассафрас): Орел
Существа, взаимодействующие с семьями
[ редактировать ]В 1904 году этнолог Ховитт описал юинские «тотемы» как отцовские (т.е. унаследованные от отца) и дал буджан , мура и джимбир как юинские термины для этих «тотемов». [ 43 ] Ошибки в отчете Ховитта, которые были выявлены современным Юином, включают использование им буджана для обозначения «тотема» (оно просто означает «птица») и то, что наследование было только по отцовской линии, поскольку существует также матрилинейное наследование семейных связей. [ 63 ]
До сих пор существуют семьи Юинь, связанные с определенными животными. [ 39 ] Многие семейные связи связаны с птицами, и в этом случае их можно назвать «семейными птицами». [ 64 ]
Тотемы и имена посвящения
[ редактировать ]Ховитт описал «знахаря», даровавшего «второй тотем» (дополнительный к семейному «тотему») мужчине Юинь при его инициации. Современные Юинь описывают этот процесс как «дискуссию» между старейшиной и посвященным о том, какое животное является лично значимым, а не как посвящение, и по-разному описывают духовную связь как «тайную», или «церемониальную», или как «личную». . [ 65 ]
Дональдсон говорит, что церемониальные связи приобретаются Юином, который «достигает определенного ритуального статуса». [ 66 ] Многие церемониальные отношения связаны с рыбами. [ 66 ] Церемониальные связи связаны со «специализированными способностями», которыми обладают «умные люди», такими как способность Умбарры превращаться в вихрь. [ 67 ]
Женщины Юин могут получить до четырех новых имен во время своего духовного обучения. Названия первых двух уровней открыты, а третий и четвёртый — секретны. Однако, в отличие от других описанных здесь родственных отношений, имена не принадлежат животным; примеры включают названия растений, названия священных мест, имена женщин-духов и слово, обозначающее «женщина-воин». [ 65 ]
Существа, взаимодействующие с людьми
[ редактировать ]Слово юин, обозначающее личную духовную связь с животным, moojingarl , буквально означает «мой друг» (от «moodji » — друг и gaarl — «мой») и предполагает взаимность с этим животным и местом или местами, где оно обычно встречается. [ 62 ] Юин обычно не женятся на людях, связанных с одними и теми же личными или семейными существами. [ 40 ]
« появляется» неожиданно, его поведение по-разному указывает на то, что все в порядке или что приближается опасность. муджингарл Считается, что [ 68 ] Ожидается, что «дух» человека вернется к его муджингарлу , поэтому появление дельфина может напомнить зрителям о родственнике, чьим муджингарлом был дельфин. [ 62 ] раскрывается Считается, что муджингарл перед человеком Юин, а не выбирается для него. [ 69 ]
Король Мерриман рассказал Ховитту, что его черная утка буджан («птица», которую Ховитт перевел как «тотем») находится в его груди, и что если ее убить, Мерриман тоже умрет. Мерриман описывает нападение человека «тотема» кружевной ящерицы, который послал кружевную ящерицу заползти в горло Мерримана; ему почти удалось съесть буджан в его груди. [ 70 ]
Юин-старший Харрисон говорит, что ваш «личный тотем» — это «все, что приближается к вам, когда вы рождаетесь». [ 56 ]
Духовные убеждения
[ редактировать ]Птицы-посланники
[ редактировать ]Некоторые юины верят в «птиц-посыльных» или «почтовых птиц», которые, как полагают, общаются с помощью своих криков. Мопоки, звонящие с определенного направления, указывают на то, что люди приближаются с определенного направления (если они поют «быстро и счастливо») или что смерть произошла в том направлении, откуда они идут (если они зовут, медленно приближаясь на расстоянии). [ 71 ] Трясогузки-вилли приносят плохие новости, например, о смерти близкого человека, а лебеди, летящие на север, указывают на приближающуюся бурю. [ 71 ] Женщина-юин Эйлин Морган идентифицирует четырех птиц-посыльных (кроншнепы, почтовые птицы, черные утки и совы), а также двух млекопитающих (черные собаки и черные валлаби). [ 72 ]
Считается, что в гневе «птицы ветра» (возможно, птицы-хлысты) своим свистом заставляют дуть западный ветер. [ 71 ]
Дулагал
[ редактировать ]Некоторые юины верят в дулагала (также переводится как дулагарл ) или «волосатого человека», могущественного существа, которое живет на горе Гулага или в кустах между Бермаги и Мумбуллой , но путешествует вниз к побережью. Губу Тед Томас описывает его как человека с красными глазами, без шеи и длинным лбом, который ходил «из стороны в сторону». Детей Юина предупредили, чтобы они не покидали лагерь из-за страха перед дулагалом, и, как говорили, он мог привлекать к себе людей или усыплять их, а также имитировать звуки птиц. Люди могли спастись от дулагала , сжигая зеленые листья кустарника. Женщина-юин Эйлин Морган (и сестра Томаса) ассоциирует дулагал с йови, хотя этот конкретный термин не использовался юин. [ 73 ] [ 74 ]
Известный Юин
[ редактировать ]- Король Падди Нурранг, король Бергалии или Барагалии (?), народа Бринья . [ 75 ] [ 76 ]
- Умбарра (умер в 1904 г.), он же король Мерриман, [ 77 ] лидер Джиринганя на протяжении многих лет с конца 1800-х годов. [ 78 ]
- Биаманга (умер в 1919 г.), он же Король Джек Мамбулла, также писал Мамблер. [ 80 ] и Мумбла, а также известный как Джон Биаманга Мамблер, [ 81 ] старейшина и лидер, в честь которого гора Мумбулла и национальный парк Биаманга. названы [ 31 ] [ 32 ] В 1912 году белые власти объявили его королем племени озера Валлага и подарили ему медный нагрудник . Биаманга был сыном аборигена по фамилии Мамблер/Мамбла и Элизабет Мамбла Тернер и женился на Роуз Гунаал (Гуннал). [ 82 ] ) Плотник (1880–1971). [ 81 ] Биаманга принял на себя руководство кланом озера Валлага от Умбарры (см. Ниже). [ 78 ]
- Перси Мамлер (1907–1991), сын Биаманги и Роуз, старейшина и борец за земельные права. [ 81 ] [ 82 ]
- Эдвин «Губу» Тед Томас (1909–2002) [ 83 ]
- Джимми Литтл (1937–2012), по отцовской линии. [ 84 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ «В первые дни контактов с белыми было желание попытаться найти в Австралии основные подразделения, знакомые народам Европы. Непрофессионалы-регистраторы не были удовлетворены принятием автономных племенных единиц, с которыми они контактировали, как Самые крупные из них вскоре стали называться «Юин», поскольку все они знали, что это слово означает «человек». ( Тиндейл 1974 , стр. 156)
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Тиндейл 1974 , с. 193.
- ^ Ховитт 1904 , стр. 81–82.
- ^ АИАТСИС 2017 .
- ^ Jump up to: а б с Кут 2018 .
- ^ Jump up to: а б с д ННТТ .
- ^ Служба национальных парков и дикой природы (октябрь 2014 г.). План управления: Парки Юин Бангури (горные): объединение национальных парков Гулага и национальных парков Биаманга (PDF) . Управление окружающей среды и наследия Нового Южного Уэльса. п. 8. ISBN 978-1-74359-862-7 . Проверено 20 августа 2021 г.
- ^ S67 Юин в базе данных языков коренных народов Австралии, Австралийский институт исследований аборигенов и жителей островов Торресова пролива
- ^ Кук 2013 , с. 9.
- ↑ The Canberra Times, 19 августа 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Ховитт 1904 , с. 82.
- ^ Интервью с Грэмом Муром (Юин Старший)
- ^ Jump up to: а б с д и Аборигены – Племена Юин 2004 .
- ^ Jump up to: а б с Лафф 2005 .
- ^ Jump up to: а б Уорнер, Гарри (1965–1976). «Разведывательный отчет о материальной культуре и истории (археологии) древнего племени бринджа на побережье лагуны, называемом Бургали. Гарри Уорнер не приводит причин для использования термина «Древняя бринджа» (PDF) . Подробное описание активов AIATSIS из коллекции Warner. АИАЦИС . Проверено 18 августа 2021 г.
Коллекция включает девять томов исследовательских материалов Гарри Уорнера, рисунки, эскизы, рисунки, диаграммы и карты, относящиеся к археологической разведке Гарри Уорнера на побережье лагуны.
Запись в каталоге . - ^ Зданович, Кэти (18 августа 2021 г.). «Случайное открытие: воссоединение коллекции материалов сообщества Бринья» . АИАЦИС .
- ^ «Ноэль Батлер» . Австралийское географическое издание . Проверено 20 августа 2021 г.
- ^ «Мирьял: абориген Будаванга» . Улладулла.Инфо . 22 января 2010 года . Проверено 20 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с «Южное побережье Нового Южного Уэльса» . АИАЦИС . 26 января 2015 года . Проверено 20 августа 2021 г.
- ^ «История аборигенов – Еврободалла» . Путешествие по Южному побережью . Проверено 20 августа 2021 г.
- ^ «История головы Туроса» . Добро пожаловать в Туросс-Хед . Проверено 19 августа 2021 г.
- ^ "О нас" . Опыт аборигенов минга . 11 октября 2018 года . Проверено 19 августа 2021 г.
- ^ «Абориген Моруя» . Моруя и районное историческое общество . Проверено 19 августа 2021 г.
- ^ «История Моруи: народ юин» . Сообщество Моруя . Проверено 19 августа 2021 г.
- ^ Томас и Стейси 1980 .
- ^ Мазель 2005 .
- ^ ABC Юго-Восточный Новый Южный Уэльс, 2013 .
- ^ Gulaga National Park 2006 .
- ^ Jump up to: а б Дебус 2006 .
- ^ Jump up to: а б с д Аллен, Крейг (2 апреля 2016 г.). «Священные горы празднуют десятилетие назад под управлением аборигенов» . Новости АВС . Широкая Австралия. Австралийская радиовещательная корпорация . Проверено 21 августа 2021 г.
- ^ Коркхилл, Уильям Генри, 1846–1936 (1900), Похороны королевы Нарелле, жены короля Мерримана, на озере Валлага (фото)
{{citation}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Фонд Мумбала, 2004 г.
- ^ Jump up to: а б с «История коренных народов горы Мумбулла / водопада Мумбулла» . О Сапфировом побережье Нового Южного Уэльса . Проверено 20 августа 2021 г.
- ^ Пейси 2006 .
- ^ «Важные места на южном побережье с двойным названием» . Департамент планирования, промышленности и окружающей среды (Новый Южный Уэльс) . 30 ноября 2021 г. Проверено 25 декабря 2021 г.
Текст мог быть скопирован из этого источника, который доступен по лицензии Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) .
- ^ «Главная страница» . Остров Монтегю . Проверено 21 августа 2021 г.
- ^ «Остров Монтегю» . Посетите Новый Южный Уэльс . Проверено 21 августа 2021 г.
- ^ Фостер 2006 .
- ^ Тонер 2015 .
- ^ Jump up to: а б с д и Роуз, Джеймс и Уотсон 2003 , с. 45.
- ^ Jump up to: а б с Дональдсон 2012 , стр. 10–13, 16–17.
- ^ Jump up to: а б Дональдсон 2012 , с. 1.
- ^ Дональдсон 2012 , с. 9.
- ^ Jump up to: а б Ховитт 1904 год .
- ^ Дональдсон 2012 , с. 5.
- ^ Роуз, Джеймс и Уотсон 2003 , с. 39.
- ^ Мамблер и Томас , с. я, ix.
- ^ Харрисон и МакКончи 2009 .
- ^ Дошкольное учреждение 2015 .
- ^ Губу 1997 .
- ^ Морган 1994 , стр. 9, 171.
- ^ Дональдсон 2012 , стр. 11, 14.
- ^ Дональдсон 2012 , стр. 14–15.
- ^ Jump up to: а б Дональдсон 2012 , с. 11.
- ^ Роуз, Джеймс и Уотсон 2003 , стр. 42–43.
- ^ Jump up to: а б Дональдсон 2012 .
- ^ Jump up to: а б с Харрисон и МакКончи 2009 , с. 91.
- ^ Jump up to: а б Роуз, Джеймс и Уотсон, 2003 , стр. 43–44.
- ^ Дональдсон 2012 , стр. 11–12, 18.
- ^ Дональдсон 2012 , с. 15.
- ^ Дональдсон 2012 , стр. 36–38.
- ^ Дональдсон 2012 , стр. 12, 14.
- ^ Jump up to: а б с Дональдсон 2012 , с. 14.
- ^ Роуз, Джеймс и Уотсон 2003 , стр. 39–40.
- ^ Дональдсон 2012 , с. 17.
- ^ Jump up to: а б Роуз, Джеймс и Уотсон, 2003 , стр. 45–46.
- ^ Jump up to: а б Дональдсон 2012 , с. 18.
- ^ Дональдсон 2012 , стр. 11–12.
- ^ Дональдсон 2012 , с. 13.
- ^ Дональдсон 2012 , с. 16.
- ^ Ховитт 1904 , с. 147.
- ^ Jump up to: а б с Дональдсон, 2012 , стр. 20–21.
- ^ Морган 1994 .
- ^ Морган 1994 , стр. 111–113.
- ^ Мамблер и Томас .
- ^ Гиббни, HJ (Герберт Джеймс); Совет графства Еврободалла (1980), Еврободалла: История района Моруя , Библиотека истории Австралии совместно с Советом графства Еврободалла, стр. 79, ISBN 978-0-908120-35-2 ,
латунная тарелка «Король Бергалии», работа Джона Ходона.
- ^ Церковь Св. Иоанна Богослова (Моруя, Новый Южный Уэльс) (1965), Приходская церковь Св. Иоанна Богослова, Моруя, 1890-1965 гг ., Церковь Св. Иоанна
- ^ Jump up to: а б «Юинские народы» . сайт mumbulla.org . Архивировано из оригинала 10 марта 2005 года.
- ^ Jump up to: а б с «Джирингандж – Нация Юин» . Историческое общество Бермаги . Проверено 22 августа 2021 г.
- ^ Коркхилл, Уильям Генри, 1846–1936 (1900), Похороны королевы Нарелле, жены короля Мерримана, на озере Валлага (фото)
{{citation}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Коркхилл, 1846–1936, Уильям Генри (1890), Недди, Биаманга (Джек Мамблер), неизвестный мужчина и Умбарра (Мерриман) на озере Уоллага, Новый Южный Уэльс, ок. 1900 год (Фото)
{{citation}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с «Можете ли вы помочь «Найти нашу банду» » (PDF) . Береговые стражи . 2 (11): 7–8. Февраль – март 2006 г. Архивировано из оригинала (PDF) 21 марта 2011 года . Получено 22 августа 2021 г. - через Департамент окружающей среды Нового Южного Уэльса.
- ^ Jump up to: а б Стюарт, Джоди (9 декабря 2014 г.). «Перси Мамблер» . Австралийский биографический словарь . Проверено 22 августа 2021 г.
- ^ Браун, Билл (28 мая 2013 г.). «Мы и земля едины – Губу Тед Томас» . Австралийская радиовещательная корпорация . Проверено 20 августа 2021 г.
- ^ «Джимми Литтл» . Мурандак . 5 апреля 2012 г. Архивировано из оригинала 5 апреля 2012 г.
Источники
[ редактировать ]- «Аборигенные народы – племена юйнь» . Взято из книги Рона Гахи и Джуди Хирн «Бермаги – век особенностей и семейств» . Кэшированная версия Интернет-архива веб-сайта The Mumballa Foundation от 10 марта 2005 г. 2004. Архивировано из оригинала 10 марта 2005 года . Проверено 22 мая 2006 г.
- «Китобои-аборигены Эдема» . ABC Юго-Восточный Новый Южный Уэльс. 29 октября 2013 года . Проверено 12 мая 2018 г.
- «Детали приложения» . Национальный трибунал по титулам коренных жителей . Проверено 19 декабря 2018 г.
- Кук, Кевин (2013). Как добиться перемен: черно-белые активисты беседуют с Кевином Куком о политике аборигенов, профсоюзов и освобождения . АНУ Пресс. п. 9.
- Кут, Гэвин (20 февраля 2018 г.). «Права на культурное рыболовство в исконных владениях Юин набирают обороты» . Новости АВС . Проверено 19 декабря 2018 г.
- Дебус, Боб (2006). «Официальная передача национальных парков Биаманга и Гулага общине аборигенов: пресс-релиз – пятница, 3 февраля 2006 г.» . Департамент окружающей среды и изменения климата Нового Южного Уэльса . Проверено 22 мая 2006 г.
- Дональдсон, Сьюзен Дейл (2012). «Изучение способов узнать, защитить и признать тотемы аборигенов Еврободаллы, Дальнее южное побережье, Новый Южный Уэльс: Итоговый отчет» (PDF) . Совет графства Еврободалла. Архивировано из оригинала (PDF) 14 июня 2018 года.
- Фостер, Уоррен (2006). «Гулага, рассказанная Уорреном Фостером» . Истории сновидений . Австралийский музей . Проверено 22 мая 2006 г.
- Губу, Тед Томас (1997). Обновление сновидения: Губу Тед Томас . Новый Южный Уэльс: н/д.
- «Национальный парк Гулага» . Департамент окружающей среды и изменения климата Нового Южного Уэльса . 2006 год . Проверено 22 мая 2006 г.
- Харрисон, Макс Дулумунмун; МакКончи, Питер (2009). Мечта моего народа: старейшина аборигенов говорит о жизни, земле, духе и прощении . Уорривуд: Издательство Finch. ISBN 978-1876451967 – через Трове .
- Ховитт, Альфред Уильям (1904). Коренные племена юго-восточной Австралии (PDF) . Макмиллан .
- «Организатор прав коренных народов Кевин Кук «открыл пути» для всех австралийцев» . Канберра Таймс . 19 августа 2015 года . Проверено 19 декабря 2018 г.
- Лафф, Эрика (2005). «Обзор аборигенов» . Культурная карта . графства Бега-Вэлли Совет . Проверено 22 мая 2006 г.
- Мазель, Одетта (2005). «Нация Юин – Соглашения» . Проект «Соглашения, договоры и переговоры путем переговоров» (ATNS). Архивировано из оригинала 11 февраля 2006 года . Проверено 22 мая 2006 г.
- Морган, Эйлин (1994). Вызов духов . Канберра: Издательство по изучению аборигенов. ISBN 978-0855752552 .
- «Фонд Мумбала» . Кэшированная версия Интернет-архива веб-сайта The Mumballa Foundation от 10 марта 2005 г. 2004. Архивировано из оригинала 10 марта 2005 года . Проверено 22 мая 2006 г.
- Мамблер, Перси; Томас, Сожги Теда. «Умбарра - Австралийский институт исследований аборигенов и жителей островов Торресова пролива (AIATSIS)» . АИАЦИС Получено 19 декабря.
- Пейси, Лорел (11 мая 2006 г.). «Вернем сердцебиение нации Юин» . Новости Нарумы . Проверено 22 мая 2006 г.
- Дошкольное учреждение, Дети маленького аборигена Юин, изд. (2015). Наша маленькая Юин . Озеро Валлага, Новый Южный Уэльс: Дошкольное учреждение для аборигенов Маленький Юин. ISBN 978-0646932682 .
- Роуз, Дебора; Джеймс, Диана; Уотсон, Кристина (май 2003 г.). Родство коренных народов с миром природы Нового Южного Уэльса (PDF) . Служба национальных парков и дикой природы Нового Южного Уэльса. ISBN 0-7313-6704-9 .
- «Южное побережье Нового Южного Уэльса» . АИАЦИС . 11 мая 2017 года . Проверено 19 декабря 2018 г.
- Томас, Бёрнер Тед; Стейси, Уэсли (1980). Мумбуллы Духовный контакт Канберра: Исследовательская школа тихоокеанских исследований. ISBN 978-0909596712 – через Трове .
- Тиндейл, Норман Барнетт (1974). Племена аборигенов Австралии: их местность, контроль над окружающей средой, распространение, ограничения и имена собственные (PDF) . Австралийский национальный университет . ISBN 978-0-708-10741-6 .
- Тонер, ПГ (2015). Струны связи (PDF) . Австралийский национальный университет . дои : 10.22459/SC.09.2015 . ISBN 978-1-925022-63-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Запись в базе данных племен австралийских аборигенов AusAnthrop для Тауа (также известная как Турга, она же Юин), доступ осуществлен 9 июня 2008 г.
- Тиндейл, Норман (1974) «Джирингандж» (диалект юин) в его Каталоге племен австралийских аборигенов . Южно-Австралийский музей. По состоянию на 9 2008 г.
- Карта границ племен Нормана Тиндейла (1974 г.), включая Джирингандж , Тауа , Вальбанга и Вандандиан , доступ к веб-сайту Южно-Австралийского музея 9 июня.