Виррааяраай
Weraerai Wirraayaraay ( народом ) были коренным австралийским штата Новый Южный Уэльс . Их следует отличать от уаларай .
Имя
[ редактировать ]вераэрай Этноним образовался от их слова «нет», а именно в переводе. wrh – перев. вирай/верай . [1]
Язык
[ редактировать ]Язык Weraerai , Wiraiari , как полагают, принадлежит к ветви Wiradjuri вирадхурских языков , причем Роберт М.В. Диксон утверждает, что это может быть дальнейшим диалектом первого. [2]
Страна
[ редактировать ]Норман Тиндейл оценил, что их земли простираются примерно на 4100 квадратных миль (11 000 км2). 2 ), на северной стороне реки Гвидир от Мори до Бингары . Он охватывал Ялларой , а его самое северное продолжение тянулось до Вариалды и Гилгил-Крик, а также от Инверелла к северу от Валлангры по реке Макинтайр . Их западная граница проходила в Гарахе . [1]
Мифология и социальный обряд инициации
[ редактировать ]В одном из ранних отчетов преподобного Гринуэя говорилось, что вераэраи во многом разделяют мифологию с гамиларай . Используя европейские аналогии, он описал их верховного бога как Байаме , создателя мурри ( аборигенов), у которого был земной регент по имени Туррамулан , чье имя означало «одноногий», поскольку «его двигательные инструменты, или ступни и ноги, (были) в форме индийского йеля, все на одной стороне; отсюда и его имя, означающее «одноногий». Его супруге Муни Буррибиану была поручена задача приобщить женщин к домашнему искусству. [3] Присутствие Туррамулана вызывается кружением рев быка во время обрядов инициации в круге бора .
Вскоре вожди появились длинной шеренгой аборигенов, выстроившихся гуськом. Все они были раскрашены красными, желтыми и белыми фигурами, причем белый цвет преобладал в виде полос на руках и бедрах: каждый был подпоясан специально изготовленным поясом или поясом из опоссума, известным как гутур. [а] и окаймлены чем-то вроде короткого килта, сделанного из расколотой шкуры опоссума, местной кошки и белки соответственно, в зависимости от тотема, к которому они принадлежали. Их волосы были уложены по-разному, хорошо причесаны и смазаны жиром, а затем покрыты инеем лебяжьего пуха или пуха других птиц, у каждого вокруг головы под волосами, по бокам и сзади, была повязана плотно и широкая полоса, заплетенная там, где она проходила над головой. лоб, он известен как нгулоомере (от покрытия лба), у них он был самого разнообразного цвета. Каждый нес в левой руке небольшой пакетик с очень мелким пеплом или белой или серой земной пылью, вмещающий материал был из мягкой коры, по нему ударяли правой рукой, в результате чего выбрасывалось некоторое количество порошка, находящегося внутри, который, плавая в воздухе, образовывал туманное облако повсюду. Удары наносились в торжественном ритме, подпевали все приглушенным голосом, и это значительно добавляло настоящей торжественности сцене... они вошли в другое подготовленное ограждение, в котором лежало огромное изображение змеи, сделанное из глины или глины. и отмечено желтыми, красными и белыми украшениями и полосами... Вокруг этой фигуры все тело маршировало почти в том же стиле и манере, что и при их первом выходе на сцену, но время от времени наклоняясь вперед, как в определенных точках, зафиксированных одновременно с своего рода наклон тела, как бы выражающий почтение. Движения повсюду выполнялись со всей точностью и аккуратностью, присущими самым прекрасно обученным солдатам или хорошо обученным танцорам. Когда эта функция была завершена и там было подготовлено открытое пространство, они образовали квадрат из правильно сохранившихся рядов и начали грандиозное корробори, двигаясь непрерывной массой вперед на пространство, затем назад, затем слева направо, затем справа налево в одном проходе. непрерывный порядок и с безупречной точностью относительно времени и манеры, их голосов и конечностей. [6]
История контакта
[ редактировать ]Сообщается, что вераераи были одним из племен, включая гамиларай , которые были убиты во время карательных экспедиций, которые имели место и достигли пика резни в ручье Ватерлоо в 1838 году.
Альтернативные названия
[ редактировать ]Источник: Тиндейл 1974 , с. 200
Несколько слов
[ редактировать ]- Мерри (домашняя собака)
- Ючи (дикая собака) [10]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Во многих текстах это слово пишется как Ghooloor , но Гринуэй в своем самом раннем отчете записал его так, как написано здесь. [3] Тиндейл считает среди источников Вераэраи два текста, в одном из которых отмечается, что Орион , известный как Берриберри, отправился в погоню за Плеядами ( Миай-миай ) и загнал их в угол на материнском дереве, где они превратились в желтых и белых какаду . Более полный отчет, упомянутый Тиндейлом как имеющий отношение к Вераэраи, но с другим именем преследователя ( Верринба ), был дан Гринвеем в другом тексте. [4] Его попытки захватить их были заблокированы Турум-булумом — одноглазой и одноногой легендарной фигурой, связанной с Полярной звездой . [5] Они называли Пояс Ориона , гутур/гулурр , [3] пояс, прикрывавший его непобедимый бумеранг. ( Гринвей 1901б , стр. 168)
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Тиндейл 1974 , с. 200.
- ^ Диксон 2002 , с. xxxiv.
- ^ Jump up to: а б с Гринвей 1878 , с. 243.
- ^ Гринвей 1901c , стр. 190–191.
- ^ Хьюитт 1901 , с. 90.
- ^ Greenway 1901a , стр. 117–118.
- ^ Гринвей 1901a , с. 117.
- ^ Ричардсон 1904 , с. 76.
- ^ Хонери 1878 , с. 246.
- ^ Ричардсон 1904 , с. 77.
Источники
[ редактировать ]- Барлоу, Харриотт (1873). «Словарь диалектов аборигенов Квинсленда» . Журнал Антропологического института Великобритании и Ирландии . 2 : 165–175. дои : 10.2307/2841159 . JSTOR 2841159 .
- Бутл, FJE (21 февраля 1899 г.). «Аборигенные слова и значения» . Наука о человеке . 2 (1): 3.
- Диксон, RMW (2002). Австралийские языки: их природа и развитие . Том. 1. Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-47378-1 .
- Гринуэй, CC (21 августа 1901 г.). «Бора, «бухра» или «бурхунг » . Наука о человеке . 4 (7): 117–118.
- Гринуэй, CC (22 ноября 1901b). «Ягодка, аборигенный миф» . Наука о человеке . 4 (10): 168.
- Гринуэй, CC (27 декабря 1901c). «Созвездие Плеяды — Мэй-мэй» . Наука о человеке . 4 (11): 190–191.
- Гринуэй, Чарльз К. (1878). «Камиларойский язык и традиции» . Журнал Антропологического института Великобритании и Ирландии . 7 : 232–274. дои : 10.2307/2841001 . JSTOR 2841001 .
- Хьюитт, Джеймс Фрэнсис Катеринус (1901). История и хронология эпохи мифотворчества (PDF) . Дж. Паркер и Ко.
- Хонери, Томас (1878). «Язык и традиции вайльвун». Журнал Антропологического института Великобритании и Ирландии . 7 : 246–254. JSTOR 2841001 .
- Макферсон, Дж. (1904). «Нгаррабуль и другие аборигенные племена: распространение племен» . Журнал трудов Линнеевского общества Нового Южного Уэльса . 29 : 677–684. дои : 10.5962/bhl.part.20175 .
- Мэтьюз, Р. Х. (январь 1898 г.). «Церемонии инициации австралийских племен: Приложение Церемония инициации Нгуттан». Труды Американского философского общества . 37 (157): 54–73. JSTOR 983694 .
- Мэтьюз, Р. Х. (июль – декабрь 1903 г.). «Языки камилароев и других аборигенных племен Нового Южного Уэльса» . Журнал Антропологического института Великобритании и Ирландии . 33 : 259–283. дои : 10.2307/2842812 . JSTOR 2842812 .
- Макгуайр, Дж. (22 января 1901 г.). «Лингвистика. Племя виррадджерри» . Наука о человеке . 3 (12): 208–209.
- Макгуайр, Дж. (23 мая 1902 г.). «Аборигенные обычаи» . Наука о человеке . 5 (4): 67–68.
- Ричардсон, TJ (=TL?) (27 июня 1904 г.). «Исправления» . Наука о человеке . 7 (5): 76–77.
- Томас, WN (21 ноября 1900 г.). «Лингвистика — племя вирайари» . Наука о человеке . 3 (10): 166–167.
- Томас, WN (21 марта 1901 г.). «Лингвистика — племя вирайари» . Наука о человеке . 4 (2): 26–27.
- Томас, WN (22 апреля 1901b). «Лингвистика — племя вирайари» . Наука о человеке . 4 (3): 44–45.
- Тиндейл, Норман Барнетт (1974). «Вераэрай (Новый Южный Уэльс)» . Племена аборигенов Австралии: их местность, контроль над окружающей средой, распространение, пределы и имена собственные . Издательство Австралийского национального университета . ISBN 978-0-708-10741-6 .