Jump to content

Биррбей

Коренные народы побережья Нового Южного Уэльса; Биррбай пишутся как «Бирипи».

Народ Биррбей , также пишется как Бирпаи , Бирипи , Бириппи и варианты написания, — австралийский абориген Нового Южного Уэльса . Они разделяют диалектный континуум с народом ворими . [ 1 ]

Язык Гатанг (он же Гаджанг или Ворими) — это язык народа Биррбей с центром в Порт-Маккуори . Бирпай пишется как Бирипи в южных районах, таких как Тари . Гатанг был языком сообщества, на котором говорили шесть племен ворими, когда им требовалось встретиться. [ 2 ] В 1932 году У. Дж. Энрайт четырех пожилых людей, говорящих на языке Гатанг нашел в Вохопе . [ 3 ]

Бирбей являются традиционными владельцами около 2800 квадратных миль (7300 км2). 2 ) земли Среднего Северного побережья , от Глостера на восток до побережья, где река Мэннинг впадает в Тихий океан в Тари . В основном они располагались к северу от Мэннинга, а также на Форбс , Гастингс ( Дхунганг ). [ 4 ] и реки Уилсон . [ 5 ]

Социальная организация

[ редактировать ]

, в Биррбее По мнению А.Р. Рэдклиффа-Брауна не было фрагментов . [ 6 ] но разделили свои орды на четыре смешанные группы, 4 мужские фратрии :

  • Вомбо
  • Куррабоо
  • Вирро
  • Мурронг

женитьба на четырех женских группах:

  • Горан
  • Карраган
  • Деньги
  • Вирраган . [ 3 ] [ 7 ]

Традиции различаются относительно того, чередовался ли Биррбей между побережьем и внутренними районами в зависимости от сезона. Согласно одной из традиций, они были разделены на две отдельные группы: женщин, живущих внутри страны, которых называли Винмурра , и женщин с побережья Мари. Северный Биррбей в зависимости от сезона чередовал внутренние и прибрежные лагеря, направляясь в места, которые могли бы обеспечить лучшие источники пищи. Современные семьи нередко до сих пор следуют этим протоколам, когда современный мир позволяет. [ нужна ссылка ]

Ежегодное воссоединение MoB проводится на северном берегу реки Гастингс в октябре. Поскольку потомки приезжают отовсюду, число этих групповых собраний продолжает расти ежегодно, поскольку они проводятся в культурно значимом месте, известном на современном языке как угольная пристань, в отличие от утверждений о близком исчезновении, заявленных Джоном Хитом в его недавно выпущенной книге Биррпаи. . За пределами объектива Томаса Дика. [ нужна ссылка ]

У Биррбая также были личные тотемы , называемые мари . [ 6 ] Акула, дельфин и скат — одни из главных тотемов кланов. [ нужна ссылка ]

Церемония Мурравина

[ редактировать ]

Биррбай практиковали форму церемонии, известную как Мурравин , встречающуюся также у народов Дунгутти и Гумбайнггирр . Он был описан Р. Х. Мэтьюзом в 1900 году. В отличие от других обрядов, он не требовал присутствия целых общин: два или три соседних племени встречались, выбирали из каждого посвященных мужчин и отправляли их в кусты. Они выбирали место в нескольких милях от него, расчищали его и создавали круг диаметром 20 футов на ровной поверхности с насыпью. Там они делали бычьи громы ( гиварра/гуарра , согласно диалекту) и возвращались в главный лагерь. В течение следующих ночей, как только некоторые старейшины установили другое место в сотнях ярдов от него, кружите рев быков, распевая заклинания, и ритмично ударяйте по куламонам с нуль-нулла . Постепенно посвященные мужчины перетекают в это место торапи , пока все не соберутся там. В этот момент начинается жаргонная схватка, когда каждое племя бросает оскорбления в другое. отделяются от мужчин, которые затем шеренгой удаляются, щелкая бумерангами, направляясь к церемониальному рингу, подготовленному несколькими днями ранее, где танцуют. [ 8 ]

По возвращении они охотятся на дичь и собирают мед или выкапывают съедобные корни, чтобы вместе с процессией принести их в женский лагерь ( нгорайку бинбинни ), где все вместе ужинают. Затем мужчины возвращаются к торапи, сдирают кору, формируют факелы, которые поджигают, и, размахивая головнями, бросаются в женский лагерь. Трижды мальчик, которого женщины, увидев факелы, раздевают возле костра, обвиняют в том, что его собираются схватить. Затем страж, по племенному термину, его зять, с третьей попытки берет его за руку, и соплеменники поднимают его себе на плечи и уносят. [ 9 ]

В лагере торапи новичка кладут ничком, а двое мужчин садят его на живот. Двое хватаются за его плечи, двое за ноги, а пятый за поясницу, и он поднимается высоко над землей, при этом двое мужчин все еще сидят верхом, а затем трижды опускаются. Затем семеро мужчин хватают свои гениталии и просят новичка обратить на это внимание. Затем каждый трет мальчику нос и рот, а затем его кладут на подстилку из листьев возле костра. Двое мужчин, вооруженных nulla nullas, отражают ложные попытки выколоть ему глаза палками. Нападавшие отступают, поворачиваются спиной и идут спиной к мальчику, наклоняясь над ним и угрожая обосрать его. Люди, вооруженные nulla nullas, вмешиваются, чтобы спасти его честь. Зарытый в листьях, он должен был лежать там всю ночь неподвижно. [ 10 ]

Когда наступает утро, две старейшины подходят к лагерю и бросают в него бумеранги, но они терпят неудачу, а затем к ним присоединяются другие женщины, несущие связки палок. Все они направляются к мужскому лагерю, распевая заклинания. Мальчика снова сажают верхом на плечи мужчины, и мужчины идут к женской площадке, где его опускают, а его опекун стоит рядом. Затем его заставляют встать, положив ногу на каждое плечо двух мужчин, поддерживающих его, и показывают женщинам, которые бросают им палки. Затем люди собираются вместе и с копьями и щитами образуют стену, чтобы спрятать его, кладут его обратно на плечи человека и уносят обратно в свой лагерь, где его снова хоронят в листьях. Группа старших среди мужчин затем возвращается в женский лагерь и последовательно передает сначала пучки травы, которые младшие мальчики получают и держат у себя на груди, а затем связки палок, которые они хватают, бросив снопы трава прочь. Затем мужчины уходят, собирают траву и сначала кладут ее обратно в свой лагерь, а женщины собираются и переносят лагерь на несколько миль дальше. При этом они должны петь определенные песни и соблюдать ограниченную диету. Мужчины возвращаются в свой старый лагерь и охотятся, пока идет подготовка к последнему этапу – goorooyoonbangгуройонбэнг [ 11 ]

Дюжина мужчин, стоящих верхом на шесте высотой двадцать футов и диаметром три или четыре дюйма, который был приготовлен заранее, одновременно поднимают его между ног на высоту колен, а мальчик сидит, опустившись, возле костра. Шест направлен в его сторону, а у ведущего на плечах лежит еще один, он гримасничает и дико жестикулирует. Затем шест помещают почти вровень с мальчиком, который должен смотреть на него, и туннелем ног, и делаются финты, чтобы воткнуть его в него, при этом делаются непристойные замечания. Отступают назад, поворачивают шест на 90 градусов и вместе покачиваясь, держат его перед новичком. Шест с грохотом роняют, поднимают и снова опускают несколько раз, завершая обряд. [ 12 ]

На следующее утро его грубо разбудил шум бумерангов, стучащих по щитам возле его головы, и показали «незнакомца», который балансировал, схватив две ветки, как если бы он топтал воздух, а затем велел никому не раскрывать секреты. раскрытый. Затем все они возвращаются в женский лагерь, за исключением новичка, который должен приближаться к нему медленными шагами, каждый вечер приближая свою гунью , пока, наконец, он не сможет войти в мужской лагерь. [ 13 ]

История контакта

[ редактировать ]

Биррбея Устные истории рассказывают о резне около 300 мужчин, женщин и детей, произошедшей примерно в 1826 году в Блэкманс-Пойнт . Единого письменного отчета не существует, но в дневнике Генри Льюиса Уилсона, который надзирал за заключенными в этом районе, рассказывается, что после того, как двое заключенных, отправленных на работу в Блэкманс-Пойнт, были убиты коренными жителями, группа солдат «обогнула чернокожих и расстреляла многие из них захватили множество женщин и использовали их в аморальных целях, а затем расстреляли. Солдат-нарушителей отправили в Сидней для суда, но им удалось избежать наказания». Историк Линдалл Райан , обнаружив дальнейшие подтверждающие письменные отчеты, считает, что в событии в Блэкманс-Пойнт, о котором упоминает Уилсон, участвовало около 20 человек, но другие массовые убийства в этом районе могли привести к гибели до 300 человек. Два или три массовых убийства будут включены в официальный список колониальных массовых убийств, составляемый Университетом Ньюкасла . [ 14 ]

Территория вокруг Тари была впервые заселена военно-морским офицером Уильямом Винтером, который занял здесь участок в 2560 акров (1040 га) в 1831 году. Судя по всему, у Винтера были очень дружеские отношения с Биррбеем, о чем свидетельствует тот факт, что его сыну Уильяму, выросшему среди биррбеев, разрешили пойти с ними на охоту, и он выучил их язык. Считается, что это свидетельствует о миролюбивом характере самих коренных народов. [ 15 ] Три года спустя рубщики кедра разбили лагеря вдоль реки Мэннинг. [ 15 ]

Горные районы и местность вокруг водопадов вокруг рек Мэннинг и Гастингс все еще были достаточно дикими, чтобы служить убежищем аборигену-преступнику Джимми Губернатору . на рубеже 20-го века [ 16 ]

Альтернативные названия

[ редактировать ]

Тиндейл дает следующие имена: [ 5 ]

  • Взятка
  • Бириппи (?)
  • Биррапи
  • Биррипай
  • Рвать
  • Брипи
  • Бриппай
  • Вау-вайпер

AIATSIS отмечает следующие синонимы: [ 1 ]

Бирбей , Биррибай , Бириби , Бирипи , Бириппи , Бирпай , Бирпай , Биррапи , Биррбай , Биррипай , Биррипи , Брипи , Бриппай , Гатанг , Каттанг , Вау Вайпер , Ворими

Известные люди

[ редактировать ]

Несколько слов

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1e7d8ae222855a11ddfde81506982963__1686497700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1e/63/1e7d8ae222855a11ddfde81506982963.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Birrbay - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)