Галибал
Калибал ( Гуллибул ) — коренной австралийский народ Нового Южного Уэльса .
Имя
[ редактировать ]Имя Калибал/Галибал также могло использоваться в качестве экзонима. Маргарет Шарп объясняет его использование:
Имя Галибал (Гуллыбул, Гулливул и т. д.) могло быть применено к любой группе, произносившей последнюю гласную слова гала/гале/гали «это» как «и», а (соседняя) группа, которая этого не делала. Такие группы, называемые «Галибал», можно было отличить между собой по некоторым другим различиям, например, по использованию нянг против миньяна для «что» или по форме именительного местоимения второго лица единственного числа ( вия/вие/ухье/ухдже и т. д.), или произношение yugambeh (по сравнению с jagambe ) для «нет». [ 1 ]
Страна
[ редактировать ]Калибал частично был народом тропических лесов, который обитал на границах современных штатов Квинсленд и Новый Южный Уэльс и часто посещал районы последнего вокруг Тьялгума и водораздела реки Брансуик . Для Нормана Тиндейла их территория простиралась на север от хребта Макферсон , простираясь до района возле Унумгара и за границей с Кристмас-Крик в Квинсленде, в то время как их восточные границы простирались бы до верховьев реки Неранг и на юг до горы Кугал и Твидовый диапазон . [ 2 ] Есть проблемы с картографированием Тиндейла, поскольку он обычно находил Калибал, куда Маргарет Шарп помещает людей Югамбе. [ 3 ]
Социальные разделения и обряды
[ редактировать ]имена как минимум двух кланов возле Мурвиллумбы Известны :
Церемония инициации мужчин, называемая Бул , превращала подростков из статуса табу в кабра — полноправных мужчин. Церемониальное место бора представляло собой круг, окруженный землей, с насыпью около 2 футов и диаметром 35 ярдов. Одно из таких мест находилось в истоке реки Твид, под хребтом Макферсон, в месте, известном как Куваррагум. Он был соединен траншеей, выкопанной на расстоянии около 90 ярдов, с близлежащим ручьем. На заключительном этапе обряда посвященные спускались по канаве, окруженной кустарниками и покрытой ветками, образуя туннель, пока они не достигли ручья и не исчезли на три дня. [ 4 ]
История контакта
[ редактировать ]Магистрат полиции Дж. Брей рассказал в 1901 году, что в районе Мурвиллумбы проживали сотни чернокожих, когда он впервые приехал туда, и что он видел, как одновременно собралось около 600 человек. На момент написания он заявил, что детей больше не видно и что племя почти вымерло. [ 5 ]
Альтернативные названия
[ редактировать ]- Мурвиллумба
- Мурунг-мубар [ 2 ]
Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Шарп 1985 , с. 109.
- ^ Jump up to: а б с Тиндейл 1974 , с. 194.
- ^ Каннингем 1969 , с. 97.
- ^ Брей 1900 , с. 115.
- ^ Брей 1901 , с. 9.
Источники
[ редактировать ]- Брей, Джошуа (22 августа 1900 г.). «Бул (Церемония создания человека)» . Наука о человеке и журнал Королевского антропологического общества Австралазии . 3 (7): 115 – через Трове .
- Брей, Джошуа (21 февраля 1901 г.). «Племенные округа и обычаи» . Наука о человеке и журнал Королевского антропологического общества Австралазии . 4 (1): 9–10 — через Trove .
- Каннингем, М. (1969). Описание югумбирского диалекта Банджаланга (PDF) . Том. 1. Документы Университета Квинсленда . стр. 69–122.
- Райан, Дж. С. (сентябрь 1963 г.). «Некоторые топонимы аборигенов в районе Ричмонд-Твид». Океания . 34 (1): 38–55. дои : 10.1002/j.1834-4461.1963.tb00247.x . JSTOR 40329696 .
- Шарп, Маргарет К. (1985). «Поселение и миграция Бунджалунга» (PDF) . История аборигенов . 9 (1): 101–124.
- Тиндейл, Норман Барнетт (1974). «Калибай (Новый Южный Уэльс)» . Племена аборигенов Австралии: их местность, контроль над окружающей средой, распространение, пределы и имена собственные . Издательство Австралийского национального университета . ISBN 978-0-708-10741-6 .