Классификация локомотивов ДР
В схеме классификации локомотивов DR в Восточной Германии в начальный послевоенный период использовалась система DRG , состоящая из номера класса ( Baureihennummer ), за которым следовал серийный номер ( Ordnungsnummer ). С введением компьютеризированных номеров ( EDP ) в 1970 году как части UIC , система впервые фундаментально изменилась.
При распределении рабочих номеров до 1970 года Deutsche Bundesbahn и Deutsche Reichsbahn в Восточной Германии по большей части заботились о том, чтобы они не пересекались друг с другом.
К 1970 году
[ редактировать ]Паровозы
[ редактировать ]1 января 1950 года почти все железные дороги общего пользования, не входящие в состав Рейхсбана, были национализированы. Чтобы интегрировать множество различных локомотивов в существующую систему нумерации, необходимо было принять план изменения нумерации от 12 декабря 1949 года, основанный на предыдущей системе.
Локомотивы были сгруппированы в классы одинаковой или схожей конструкции. Локомотивам был присвоен диапазон номеров от 5000 до 7000. Однако нумерация не была последовательной, а основывалась на двух технических аспектах.
Первые две цифры обозначают нагрузку на ось в Мп. Однако, чтобы числа попадали в выделенный диапазон, необходимо было добавить число 50. Так, например, локомотивам с осевой нагрузкой 10 Мп присваивался заводской номер 60.
Последние две цифры были основаны на том, использовал ли локомотив насыщенный или перегретый пар. Насыщенным паровозам были присвоены номера от 01 до 75, а перегретым — номера от 76 до 99.
Для узкоколейных локомотивов класса 99 была выбрана аналогичная схема. Здесь, однако, существовали дополнительные правила, которые следовало соблюдать при присвоении операционных номеров ( Betriebsnummer ). Ввиду своей сложности эти правила не всегда соблюдались. Первая цифра обозначала ширину колеи : 3 = 600 мм, 4 = 750 мм, 5 и 6 = 1000 мм. Следующая цифра обозначала нагрузку на ось: «0» используется для 10 Мп, а «1» для 11 Мп. Последние две цифры указывали, был ли это паровоз цистерной (от 01 до 50) или тендерным локомотивом (от 51). Последние паровозы Deutsche Reichsbahn были выведены из эксплуатации в 1980-х годах.
Локомотивы с двигателями внутреннего сгорания
[ редактировать ]Схема классификации локомотивов ДРГ продолжала использоваться.
Электровозы
[ редактировать ]Схема классификации локомотивов ДРГ продолжала использоваться.
Вагоны
[ редактировать ]В рамках национализации частных железных дорог 1 января 1950 года вагоны также пришлось включить в схему нумерации. Для этой цели были использованы запасные номера из 500. Однако вагонам были присвоены номера классов, отличные от тех, что были в системе DRG. Класс 133 был отнесен к легким двухосным транспортным средствам типа рельсового омнибуса без стандартных дышлов и буферов. Всем остальным двухосным вагонам был присвоен номер класса 135. Бензиновым автомобилям - серийные номера с 501 по 503, дизельным - с 509 по 550, дизель-электрическим - с 551 по 553.
Все четырех-, пяти- и шестиосные вагоны были отнесены к классу 137. Автомобили с дизель-механическим приводом получили заводские номера от 511 до 532, дизель-электрические - от 551 до 566, дизель-гидравлические - от 571. далее.
Принятые электрические вагоны получили обозначение класса ET 188, а паровые вагоны, приобретенные у Oderbruchbahn, были сгруппированы в класс DT 151.
Модифицированные вагоны использовали свои предыдущие номера вагонов DRG, но перед ними стоял префикс DR с буквами VT .
Для новых машин использовалась другая схема. В 1954 году была введена новая система для быстрых вагонов Ganz ( DR Class VT 12.14 ), импортируемых из Венгрии . После букв класса «VT» следующие две цифры обозначали максимальную скорость, разделенную на 10. Далее следовала средняя нагрузка на ось , разделенная точкой. После второй точки появились две цифры серийного номера автомобиля.
С 1956 года использовалась еще одна система. В ней первая группа чисел обозначала мощность двигателя, разделенную на 100, вторая группа - максимальную скорость / 10, а третья группа - двух- или трехзначный серийный номер. Прицепные, водительские и центральные вагоны обозначались буквами VB, VS и VM. Примерами являются классы VT 2.09 и VT 18.16 .
Таким образом, к 1970 году в ДР существовало три разные системы классификации.
С 1 июля 1970 г.
[ редактировать ]Для преобразования в компьютеризированные ( EDP ) номера потребовались шестизначные числа плюс контрольная цифра. Существующие системы должны были соответствовать требованиям или вводились новые системы.
Паровозы
[ редактировать ]Для паровозов прежние номера классов остались практически неизменными и остались двузначными. Однако, поскольку первая цифра должна была быть 1 для тепловозов и 2 для электровозов, соответствующие классы пришлось перенумеровать.
Пример:
- 18 314, при компьютеризации он стал бы 183 14.. и поэтому был переименован в 02 0314-1.
Были изменены следующие классы:
- От класса 18 до класса 02
- От класса 19 до класса 04
- От класса 22 до класса 39.10
- От класса 23 до класса 35.20
- От класса 23.10 до класса 35.10
- От класса 24 до класса 37.10
Серийный номер, следующий за двузначным номером класса, обычно состоял из четырех цифр, и первая из них использовалась для различения различных типов локомотивов.
Следующие правила применялись к серийным номерам локомотивов стандартной колеи (классы от 01 до 98):
- ведущий 0 : Локомотив с масляным топливом.
- ведущий 1 : Паровоз с колосниковой решеткой
- ведущий 2 : Локомотив с решеткой, где ведущая 1 может вызвать путаницу с другими локомотивами после изменения нумерации (например, чтобы локомотивы класса 03 не были перепутаны с двигателями класса 03.10)
- ведущий 5 : Локомотив с решеткой, только для класса 38 для обозначения бывших саксонских локомотивов.
- ведущий 8 : Локомотив с колосниковой решеткой, только для класса 93.0-4.
- ведущий 9 : Паровоз с топкой на угольной пыли
К серийным номерам локомотивов узкой колеи (класс 99) применялись следующие правила:
- ведущий 1 : Локомотив с колосниковой решеткой, колея 750 мм.
- ведущий 2 : Локомотив с колосниковой решеткой, колея 900 мм.
- Ведущий 7 : Локомотив с колосниковой решеткой, колея 1000 мм.
Нумерация была перенумерована только узкоколейным локомотивам с решетчатой решеткой, но если в последующие годы узкоколейный локомотив будет переоборудован на мазутный, ему будет присвоено:
- ведущий 0 : Локомотив с масляным топливом.
В случае переоборудования мазутного локомотива на колосниковый режим первый номер менялся следующим образом:
- Класс 44: от 0 до 2 , где исходный серийный номер состоял из трех цифр.
- Класс 44: от 0 до 1 , где исходный серийный номер состоял из четырех цифр (и, следовательно, 1 ).
- Классы 01.5, 03.10 и 95: от 0 до 1.
- Класс 99: от 0 до номера до перевода на жидкотопливный режим (т.е. исходного номера после перенумерации EDP).
Локомотивы с двигателями внутреннего сгорания
[ редактировать ]Номера классов локомотивов с двигателями внутреннего сгорания обычно состояли из трех цифр с ведущей цифрой 1 . Последующие номера были заимствованы из номеров предыдущих классов.
Серийные номера локомотивов с двигателями внутреннего сгорания были сохранены, насколько это возможно, или сокращены до необходимых трех цифр путем исключения первой цифры.
Малым локомотивам ( Kleinlokomotiven ) был присвоен номер класса 100. Серийным номерам локомотивов в группе мощности I был присвоен ведущий 0 ; Группе власти II были присвоены ведущие цифры от 1 до 7 . Остальные малые локомотивы и локомотивы узкой колеи получили лидирующие 9 . В 1973 году узкоколейные двигатели были переведены в класс 199.
При последующей перестройке обозначение локомотивов было изменено. Это приводило к образованию новых классов, а иногда и просто к изменению первой цифры серийного номера.
Электровозы
[ редактировать ]Номера классов электровозов обычно состояли из трех цифр с цифрой 2 в качестве первого числа. Следующие цифры были заимствованы из номеров предыдущих классов.
Чтобы различать разные типы, 0 , 2 или 9 в качестве первой цифры трехзначного серийного номера использовались .
Вагоны
[ редактировать ]Номера классов вагонов обычно состояли из трех цифр, которые начинались либо с 1 , либо с 2, в зависимости от типа тяги.
Для вагонов с двигателем внутреннего сгорания была выбрана следующая система:
- 7 - Силовые, ведущие, прицепные или центральные автомобили производства ГДР.
- 8 - Силовые и центральные вагоны старых типов
- 9 - Автомобили проездные и прицепные старых типов
Узкоколейные и заводские вагоны были разделены на классы 187 и 188.
Чтобы различать разные типы вагонов, серийные номера имели 0 , 1 или 2 в первой позиции. Салонным вагонам были присвоены серийные номера от 251, центральным вагонам - ведущие цифры от 3 до 5 , ведущим вагонам - 6 и 7 , а прицепам - номер 8 .
Для электровагонов использовались следующие ведущие цифры:
- 7 – автомобили постоянного тока, мощности, ездовые и прицепные.
- 8 - АС, ведущие и центральные вагоны
Классы 270–274 предназначались для новых автомобилей берлинской городской железной дороги , классы 280–284 — для планируемой городской железной дороги в региональных городах. Новые вагоны должны были быть отнесены к классам 290–299.
Чтобы различать типы, серийные номера начинались с 0 , 2 или 9 . Силовым автомобилям были присвоены нечетные номера, а ведущим, центральным и ведомым автомобилям - четные номера.
Библиография
[ редактировать ]Вольфганг Валтин: Справочник всех локомотивов и вагонов Том 1 . транспресс Берлин 1992, ISBN 3-344-70739-6
Хорст Дж. Обермайер, Манфред Вайсброд: Отчет о паровозе, том № 2 . Герман Меркер Верлаг Фюрстенфельдбрук 1995, ISBN 3-922404-72-3