Jump to content

Представление на основе ресурсов

Ресурсный подход ( RBV ), часто называемый «ресурсным взглядом на фирму». [1] представляет собой управленческую структуру, используемую для определения стратегических ресурсов, которые фирма может использовать для достижения устойчивого конкурентного преимущества.

Статья Барни 1991 года «Ресурсы фирмы и устойчивое конкурентное преимущество» широко цитируется как ключевая работа в возникновении концепции, основанной на ресурсах. [2] Однако некоторые учёные [ ВОЗ? ] утверждают, что существовали доказательства существования фрагментарной теории, основанной на ресурсах, с 1930-х годов. [ нужна ссылка ] РБВ предполагает, что фирмы неоднородны, поскольку они обладают разнородными ресурсами, а это означает, что фирмы могут применять разные стратегии, поскольку у них разное сочетание ресурсов. [3]

RBV фокусирует внимание руководства на внутренних ресурсах фирмы, пытаясь определить те активы, возможности и компетенции, которые потенциально могут обеспечить превосходные конкурентные преимущества.

Происхождение и предыстория

[ редактировать ]

В 1990-е годы ресурсный подход (также известный как теория ресурсного преимущества фирмы ) стал доминирующей парадигмой в стратегическом планировании. RBV можно рассматривать как реакцию на школу позиционирования и ее несколько предписывающий подход, который фокусировал внимание менеджеров на внешних факторах, особенно на структуре отрасли . Так называемая школа позиционирования доминировала в этой дисциплине на протяжении 1980-х годов. Напротив, точка зрения, основанная на ресурсах, утверждает, что устойчивое конкурентное преимущество возникает в результате развития превосходных способностей и ресурсов. Статья Джея Барни 1991 года «Ресурсы фирмы и устойчивое конкурентное преимущество» считается ключевой в появлении подхода, основанного на ресурсах. [4]

Ряд ученых отмечают, что фрагментарный подход, основанный на ресурсах, был очевиден с 1930-х годов, отмечая, что на Барни сильно повлияла более ранняя работа Вернерфельта, в которой была представлена ​​идея о том, что барьеры позиции ресурсов примерно аналогичны барьерам входа в школу позиционирования. [5] [6] Другие ученые предполагают, что подход, основанный на ресурсах, представляет собой новую парадигму, хотя и берущую корни в «экономических теориях Рикардии и Пенроза, согласно которым фирмы могут получать устойчивую сверхнормальную прибыль, если и только если они обладают превосходящими ресурсами и эти ресурсы защищены некоторыми форма изолирующего механизма, исключающего их распространение по всей отрасли». [7] Хотя его точное влияние обсуждается, книга Эдит Пенроуз « Теория роста фирмы» 1959 года принадлежит двум исследователям стратегии, чтобы сформулировать многие концепции, которые позже повлияют на современную теорию фирмы, основанную на ресурсах. [8]

RBV — это междисциплинарный подход, который представляет собой существенный сдвиг в мышлении. [9] Ресурсный подход является междисциплинарным, поскольку он был разработан в рамках дисциплин экономики, этики, права, менеджмента, маркетинга, управления цепочками поставок и общего бизнеса. [10]

RBV фокусирует внимание на внутренних ресурсах организации как средстве организации процессов и получения конкурентного преимущества. Барни заявил, что для того, чтобы ресурсы сохраняли потенциал в качестве источников устойчивого конкурентного преимущества, они должны быть ценными, редкими, несовершенно имитируемыми и незаменяемыми (теперь они широко известны как критерии VRIN ). [2] Ресурсно-ориентированный подход предполагает, что организации должны развивать уникальные, специфичные для фирмы ключевые компетенции, которые позволят им превзойти конкурентов, действуя по-другому. [4]

Хотя в литературе представлено множество различных идей относительно концепции ресурсного преимущества, в ее основе лежит общая тема: ресурсы фирмы являются финансовыми, юридическими, человеческими, организационными, информационными и реляционными; ресурсы неоднородны и несовершенно мобильны, и ключевая задача менеджмента — понять и организовать ресурсы для устойчивого конкурентного преимущества. [11] [12] В число ключевых теоретиков, внесших вклад в развитие целостной литературы, входят Биргер Вернерфельт , Джей Б. Барни , Джордж С. Дэй , Гэри Хэмел , Шелби Д. Хант , Г. Хули и К. К. Прахалад .

Концепция

[ редактировать ]

Достижение устойчивого конкурентного преимущества лежит в основе большей части литературы по стратегическому менеджменту и стратегическому маркетингу. [9] Представление, основанное на ресурсах, предлагает стратегам средства оценки потенциальных факторов, которые можно использовать для обеспечения конкурентного преимущества. Ключевой вывод, вытекающий из подхода, основанного на ресурсах, заключается в том, что не все ресурсы имеют одинаковую важность и не обладают потенциалом стать источником устойчивого конкурентного преимущества. [9] Устойчивость любого конкурентного преимущества зависит от того, в какой степени ресурсы можно имитировать или заменять. [13] Барни и другие отмечают, что понимание причинно-следственной связи между источниками преимуществ и успешными стратегиями на практике может быть очень трудным. [2] Таким образом, большие управленческие усилия должны быть направлены на выявление, понимание и классификацию основных компетенций. Кроме того, руководство должно инвестировать в организационное обучение для развития, развития и поддержания ключевых ресурсов и компетенций.

С точки зрения ресурсов, стратеги выбирают стратегию или конкурентную позицию, которая лучше всего использует внутренние ресурсы и возможности по сравнению с внешними возможностями. Учитывая, что стратегические ресурсы представляют собой сложную сеть взаимосвязанных активов и возможностей, организации могут занять множество возможных конкурентных позиций. Хотя ученые спорят о конкретных категориях используемых конкурентных позиций, в литературе существует общее мнение, что подход, основанный на ресурсах, гораздо более гибок, чем предписывающий подход Портера к формулированию стратегии. [14] [15] [16]

Ключевыми управленческими задачами являются:

  1. Определите потенциальные ключевые ресурсы фирмы.
  2. Оцените, соответствуют ли эти ресурсы следующим критериям (также известным как критерии VRIN ): [4] [2]
    • Ценные — они позволяют фирме реализовывать стратегии, повышающие ее эффективность и результативность.
    • Редкий – не доступен другим конкурентам.
    • Несовершенно имитируемый – другим нелегко реализовать.
    • Незаменимый – не поддающийся замене каким-либо другим нередким ресурсом.
  3. Развивайте, берегите и защищайте ресурсы, прошедшие такую ​​оценку.

Определения

[ редактировать ]

Учитывая центральную роль ресурсов в обеспечении конкурентного преимущества, литература по менеджменту и маркетингу тщательно определяет и классифицирует ресурсы и возможности.

Барни определяет ресурсы фирмы как: «все активы , возможности, организационные процессы, атрибуты фирмы, информация, знания и т. д., контролируемые фирмой, которые позволяют фирме разрабатывать и реализовывать стратегии, повышающие ее эффективность и результативность». [17]

Возможности

[ редактировать ]

Возможности - это «особый тип ресурса, в частности, организационно встроенный непередаваемый ресурс, специфичный для конкретной фирмы, цель которого состоит в повышении производительности других ресурсов, которыми обладает фирма». [18]

Конкурентное преимущество

[ редактировать ]

Барни определил конкурентное преимущество как «когда [фирма] способна реализовать стратегию создания стоимости, которая одновременно не реализуется ни одним из нынешних или потенциальных конкурентов». [2]

Классификация ресурсов и возможностей

[ редактировать ]

Ресурсы, основанные на фирме, могут быть материальными и нематериальными.

К материальным ресурсам относятся: физические активы, такие как финансовые ресурсы и человеческие ресурсы, включая недвижимость, сырье, оборудование, заводы, товарно-материальные запасы, бренды, патенты и товарные знаки, а также денежные средства. [19]
Нематериальные ресурсы могут быть встроены в организационные процедуры или практику, такие как репутация организации, культура, знания или ноу-хау, накопленный опыт, отношения с клиентами, поставщиками или другими ключевыми заинтересованными сторонами.

Ресурсы и возможности также могут быть внутриорганизационными или межорганизационными :

Хотя ученые RBV традиционно фокусируются на внутриорганизационных ресурсах и возможностях, некоторые исследования указывают на важность межорганизационных процедур. [20] Рутина между организациями и способность управлять межорганизационными отношениями могут улучшить производительность. [21] Такие возможности сотрудничества, в частности, поддерживаются возможностями проектирования контрактов. [22]


Ресурсы разделены на два важных предположения:

Гетерогенность : предполагается, что каждая компания обладает разными навыками, возможностями, структурой, ресурсами, и это отличает каждую компанию. Благодаря различным формам занятости и количеству ресурсов организации могут разрабатывать разные стратегии, способствующие конкурентоспособности на рынке. [23]
Немобильность : это предположение, основанное на том, что ресурсы, которыми владеет организация, не являются мобильными, другими словами, по крайней мере, в краткосрочной перспективе, не могут быть переданы от одной компании к другой. Компании вряд ли смогут получить неподвижные ресурсы своих конкурентов, поскольку эти ресурсы имеют важную ценность для компаний. [23]

RBV и формулирование стратегии

[ редактировать ]

Говорят, что фирмы, владеющие ресурсом или сочетанием ресурсов, которые редки среди конкурентов, обладают сравнительным преимуществом. Это сравнительное преимущество позволяет фирмам производить маркетинговые предложения, которые либо (а) воспринимаются как имеющие более высокую ценность, либо (б) могут производиться с меньшими затратами. Следовательно, сравнительное преимущество в ресурсах может привести к конкурентному преимуществу в позиции на рынке. [24]

С точки зрения ресурсов, стратеги выбирают стратегию или конкурентную позицию, которая лучше всего использует внутренние ресурсы и возможности по сравнению с внешними возможностями. Учитывая, что стратегические ресурсы представляют собой сложную сеть взаимосвязанных активов и возможностей, организации могут занять множество возможных конкурентных позиций. Хотя ученые спорят о конкретных категориях используемых конкурентных позиций, в литературе существует общее мнение, что подход, основанный на ресурсах, гораздо более гибок, чем предписывающий подход Портера к формулированию стратегии. Хули и др. предлагают следующую классификацию конкурентных позиций: [1]

  • Ценовое позиционирование
  • Качественное позиционирование
  • Позиционирование инноваций
  • Позиционирование услуги
  • Позиционирование преимуществ
  • Индивидуальное позиционирование (индивидуальный маркетинг)

Взгляд на стратегию, основанный на ценности

[ редактировать ]

В дополнение к представлениям, основанным на ресурсах, представления, основанные на ценностях, предоставляют дополнительный способ создания связей организационного управления между сотрудниками компании на основе их основных ценностей и убеждений. [25]

Шаги к взгляду на стратегию, основанному на ценностях:

  • Фундаментальные ценности или убеждения
  • Практики управления проектированием, которые отражают и воплощают эти ценности
  • Используйте их для развития основных возможностей
  • Разработайте стратегию, соответствующую ценностям и использующую возможности для конкуренции новыми и необычными способами.
  • Роль высшего руководства

Основная причина использования этих альтернативных шагов для рассмотрения стратегии состоит в том, чтобы предоставить метод, который концентрируется на ценностях практики управления, а не просто на стратегии, основанной на ресурсах.

Широко цитируется ряд критических замечаний в адрес RBV: [26] и заключаются в следующем:

  • РБВ тавтологичен. [27]
  • Различные конфигурации ресурсов могут создавать одну и ту же ценность для фирм и, следовательно, не будут являться конкурентным преимуществом. [ нужна ссылка ]
  • Роль товарных рынков недостаточно развита в аргументации [28]
  • Теория имеет ограниченные предписывающие последствия. [5]

Другая критика включает:

  • Неспособность учитывать факторы, окружающие ресурсы; то есть предположение, что они просто существуют, а не критическое исследование того, как приобретаются или развиваются ключевые способности. [29]
  • Возможно, сложно (если вообще возможно) найти ресурс, который удовлетворяет всем критериям VRIN Барни. [ нужна ссылка ]
  • Предположение о том, что фирма может быть прибыльной на высококонкурентном рынке, пока она может эксплуатировать выгодные ресурсы, не всегда верно. Он игнорирует внешние факторы, касающиеся отрасли в целом; Следует также принять во внимание анализ структуры отрасли Портера . [30]
  • Акцент, сделанный на экономической добавленной стоимости, приводит фирмы, которые будут следовать системе VRIN/VRIO, к неустойчивым практикам. [31]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Хули, Грэм; Бродерик, Аманда; Мёллер, Кристиан (январь 1998 г.). «Конкурентное позиционирование и ресурсный взгляд на фирму». Журнал стратегического маркетинга . 6 (2): 97–116. дои : 10.1080/09652549800000003 .
  2. ^ Jump up to: а б с д и Барни, Джей (1 марта 1991 г.). «Фирменные ресурсы и устойчивое конкурентное преимущество». Журнал менеджмента . 17 (1): 99–120. дои : 10.1177/014920639101700108 . S2CID   220588334 .
  3. ^ Лави, Довев (2008). «Конкурентное преимущество взаимосвязанных фирм». Менеджмент XXI века: Справочник . стр. I-324–I-334. дои : 10.4135/9781412954006.n32 . ISBN  9781412949729 .
  4. ^ Jump up to: а б с Прахалад, СК; Хамель, Г. «Основная компетенция корпорации». Гарвардское деловое обозрение . 68 (3): 79–91.
  5. ^ Jump up to: а б Прием, РЛ; Батлер, Дж. (2001). «Является ли ресурсный подход полезной перспективой для исследований в области стратегического управления?». Обзор Академии менеджмента . 26 (1): 20–40. дои : 10.5465/amr.2001.4011928 . hdl : 10397/34056 .
  6. ^ Махони, Джей Ти; Пандиан, младший (1992). «Ресурсный взгляд на стратегический менеджмент». Журнал стратегического менеджмента . 15 (5): 363–380. дои : 10.1002/smj.4250130505 . hdl : 2142/30019 .
  7. ^ Льюис, Альфред; Кипли, Дэн (2012). «Ресурсно-ориентированный просмотр». Энциклопедия нового венчурного менеджмента . дои : 10.4135/9781452218571.n158 . ISBN  9781412990813 .
  8. ^ Кор, Ясемин Ю.; Махони, Джозеф Т. (январь 2004 г.). «Вклад Эдит Пенроуз (1959) в ресурсный взгляд на стратегический менеджмент» . Журнал управленческих исследований . 41 (1): 183–191. дои : 10.1111/j.1467-6486.2004.00427.x .
  9. ^ Jump up to: а б с Фэхи, Джон; Смити, Алан (1999). «Стратегический маркетинг и ресурсный взгляд на фирму» (PDF) . Обзор Академии маркетинговых наук . 3 . CiteSeerX   10.1.1.194.6865 . S2CID   16366124 .
  10. ^ Хант, Шелби Д. (апрель 2013 г.). «Общая теория бизнес-маркетинга: теория RA, Олдерсон, структура ISBM и теоретическая структура IMP». Управление промышленным маркетингом . 42 (3): 283–293. дои : 10.1016/j.indmarman.2013.02.002 .
  11. ^ Макадок, Ричард (май 2001 г.). «К синтезу взглядов на создание ренты, основанных на ресурсах и динамических возможностях». Журнал стратегического менеджмента . 22 (5): 387–401. дои : 10.1002/smj.158 .
  12. ^ Хант, Шелби Д.; Дерозье, Кэролайн (январь 2004 г.). «Нормативные императивы бизнеса и маркетинговой стратегии: обоснование стратегии в теории преимуществ ресурсов». Журнал бизнеса и промышленного маркетинга . 19 (1): 5–22. дои : 10.1108/08858620410516709 .
  13. ^ Лоусон, Роберт Х. (август 2003 г.). «Природа операционной стратегии: сочетание стратегических решений с точки зрения ресурсов и рынка». Решение руководства . 41 (6): 538–549. дои : 10.1108/00251740310485181 .
  14. ^ День, GS; Уэнсли, Р. (1988). «Оценка преимущества: основа диагностики конкурентного превосходства». Журнал маркетинга . 52 (2): 1–26. дои : 10.2307/1251261 . JSTOR   1251261 .
  15. ^ Дэй, GS (1994). «Возможности рыночных организаций». Журнал маркетинга . 58 (4): 37–52. дои : 10.2307/1251915 . JSTOR   1251915 .
  16. ^ Хули, Дж.Дж.; Гринли, GE; Фэхи, Дж.; Кадоган, JW (2001). «Рыночно-ориентированные ресурсы, конкурентное позиционирование и эффективность фирмы». Журнал маркетингового менеджмента . 17 (5–6): 503–520. дои : 10.1362/026725701323366908 . S2CID   168120105 .
  17. ^ Барни, Дж. Б. (2001). «Является ли ресурсный «взгляд» полезной перспективой для исследований в области стратегического управления?». Обзор Академии менеджмента . 26 (1): 101. doi : 10.5465/AMR.2001.4011938 .
  18. ^ Макадок, Ричард (май 2001 г.). «К синтезу взглядов на создание ренты, основанных на ресурсах и динамических возможностях». Журнал стратегического менеджмента . 22 (5): 387–401. дои : 10.1002/smj.158 .
  19. ^ Андриссен, Д., Осмысление интеллектуального капитала: разработка метода оценки нематериальных активов, Elsevier Butterworth-Heinemann, Берлингтон, 2004 г. [ нужна страница ]
  20. ^ Дайер, Джеффри Х.; Сингх, Харбир (октябрь 1998 г.). «Реляционный взгляд: стратегия сотрудничества и источники межорганизационного конкурентного преимущества». Обзор Академии менеджмента . 23 (4): 660–679. дои : 10.5465/amr.1998.1255632 .
  21. ^ Кале, Прашант; Дайер, Джеффри Х.; Сингх, Харбир (август 2002 г.). «Возможности альянса, реакция фондового рынка и долгосрочный успех альянса: роль функции альянса». Журнал стратегического менеджмента . 23 (8): 747–767. дои : 10.1002/smj.248 . hdl : 2027.42/34615 .
  22. ^ Аргирес, Николас; Майер, Кайл Дж. (октябрь 2007 г.). «Разработка контрактов как способность фирмы: интеграция обучения и перспектив транзакционных издержек». Обзор Академии менеджмента . 32 (4): 1060–1077. дои : 10.5465/amr.2007.26585739 .
  23. ^ Jump up to: а б Юрявичюс, О. (2013). Представление на основе ресурсов. Получено 1 и 9 марта 2019 г. с https://www.strategicmanagementinsight.com/topics/resource-based-view.html.
  24. ^ Хант, С.Д. и Морган, Р.М., «Сравнительное преимущество фирмы», Journal of Marketing , Vol. 59, апрель 1995 г., стр. 1–15.
  25. ^ О'Рейли III, Чарльз А. (2000). Скрытая ценность . Бостон, Массачусетс: Издательство Гарвардской школы бизнеса. стр. 1–20.
  26. ^ Барни, Дж. Б. (2001). «Является ли ресурсный «взгляд» полезной перспективой для исследований в области стратегического управления?». Обзор Академии менеджмента . 26 (1): 41–56. дои : 10.5465/AMR.2001.4011938 .
  27. ^ Коллис, диджей (1994). «Исследовательская записка: насколько ценны организационные возможности?». Журнал стратегического менеджмента . 1994 : 143–152. дои : 10.1002/smj.4250150910 . ; Прием, РЛ; Батлер, Дж. Э. (2001). «Тавтология с точки зрения ресурсов и последствия внешне определяемой ценности ресурса: дополнительные комментарии». Обзор Академии менеджмента . 26 (1): 57–66. дои : 10.5465/amr.2001.4011946 . HDL : 10397/23200 .
  28. ^ Прием, РЛ; Батлер, Дж. Э. (2001). «Является ли теория, основанная на ресурсах, полезной перспективой для исследований в области стратегического управления?». Обзор Академии менеджмента . 26 (1): 22–40. дои : 10.5465/amr.2001.4011928 . hdl : 10397/34056 .
  29. ^ Стинчкомб, Артур Л. (2000). «О равновесии, организационной форме и конкурентной стратегии». Экономика встречается с социологией в стратегическом управлении . Достижения в области стратегического управления. Том. 17. С. 271–284. дои : 10.1016/S0742-3322(00)17021-4 . ISBN  0-7623-0661-0 .
  30. ^ Румелт, Ричард П. (март 1991 г.). «Насколько важна промышленность?». Журнал стратегического менеджмента . 12 (3): 167–185. дои : 10.1002/smj.4250120302 .
  31. ^ Картон, Гийом; Париго, Джулия (18 апреля 2024 г.). «На пути к модели управления экологическими ресурсами» . Организация и окружающая среда . дои : 10.1177/10860266241244784 . ISSN   1086-0266 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Крейг Э., Армстронг; Симидзу, Кацухико (2007). «Обзор подходов к эмпирическому исследованию ресурсного взгляда на фирму». Журнал менеджмента . 33 (6): 959–986. дои : 10.1177/0149206307307645 . S2CID   144805359 .
  • Петераф, Массачусетс (1993). «Краеугольные камни конкурентного преимущества: взгляд на ресурсы». Журнал стратегического менеджмента . 14 (3): 179–191. дои : 10.1002/smj.4250140303 .
  • Портер, Мэн (1980), Конкурентная стратегия: методы анализа отраслей и конкурентов, Нью-Йорк, Нью-Йорк: Free Press.
  • Тис, Д.; Пизано, Г.; Шуен, А. (1997). «Динамические возможности и стратегический менеджмент». Журнал стратегического менеджмента . 18 (7): 509–533. CiteSeerX   10.1.1.390.9899 . doi : 10.1002/(sici)1097-0266(199708)18:7<509::aid-smj882>3.0.co;2-z . S2CID   167484845 .
  • Вернерфельт, Б. (1984). «Ресурсный взгляд на фирму». Журнал стратегического менеджмента . 5 (2): 171–180. дои : 10.1002/smj.4250050207 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c8cf5ae46eb3b98e2e24e4a39a2c4e75__1716556020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c8/75/c8cf5ae46eb3b98e2e24e4a39a2c4e75.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Resource-based view - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)