Значок вспомогательного пилота
Значки «Пилот-планерист» , «Пилот связи» и «Служебный пилот» — квалификационные значки ВВС США, выдававшиеся в годы Второй мировой войны для обозначения рейтинга в одной из трех специализированных категорий пилотов с ограниченными обязанностями, отбор и подготовка которых отличались от что и у традиционного военного летчика.
Значки, обозначающие соответствующие рейтинги, были аналогичны стандартным значкам пилотов USAAF с одной из трех заглавных букв, наложенных на щит значка (формально называемых накладкой ), обозначающих рейтинг владельца: G (пилот планера), L (пилот связи) или S (Служебный пилот).
Лица, получившие эти рейтинги, были выбраны на основе опыта гражданских полетов и сертификатов пилотов, полученных до их поступления в армию США. Дальнейшее обучение, как правило, было сосредоточено на узко определенном наборе миссий, для которых их ранее приобретенные навыки и опыт считались непосредственно применимыми. Кроме того, при первоначальном въезде применяются менее строгие медицинские стандарты и более широкие возрастные ограничения.
Сравнение летных медицинских классов ВВС США
[ редактировать ]В отличие от программы подготовки авиационных кадетов , медицинские стандарты для первоначального поступления в ряды пилотов-планеристов, пилотов-связников или пилотов-служб были менее строгими. В отличие от медицинского осмотра класса I USAAF, требуемого от всех будущих авиационных курсантов, будущие пилоты-планеристы и пилоты связи, соответствующие только стандартам USAAF класса II, были допущены к этим соответствующим программам обучения, в то время как еще менее строгие стандарты класса III были разрешены для поступающих на службу. Рейтинг пилота. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Наиболее существенной разницей в стандартах между каждым медицинским классом была острота зрения (все значения для каждого глаза отдельно): [ 6 ]
- Класс I. Дальнее и близкое: 20/20 или лучше без коррекции. Применяется только к претендентам на участие в программе подготовки авиационных кадетов (с 1942 года медицинский класс II, указанный ниже, был разрешен для авиационных кадетов, классифицированных только для подготовки штурманов и бомбардиров).
- Класс II . Дальнее и близкое: 20/40 (позже 20/100) без коррекции, корректируемое с помощью очков до 20/20 или лучше. Применяется к пилотам с налетом менее 1500 часов, штурманам, бомбардирам, пилотам связи и пилотам-планеристам.
- Класс III . Вдаль: 20/100 (позже 20/200) без коррекции, корректируется очками до 20/20 или лучше. Близко: корректируется до 20/20 или выше. Применяется к старшим пилотам, командирским пилотам, служебным пилотам и старшим служебным пилотам, летным хирургам , техническим наблюдателям и большинству членов экипажей.
NB: Для персонала классов II и III во всех случаях требовалась коррекция до 20/20 или выше в каждом глазу отдельно с помощью обычных очков, и никакие другие дефекты зрения или зрения не допускались. Изменения в более строгие требования к минимальной неисправленной остроте зрения (перечислены в скобках) были внесены в июне 1942 года.
Примечание: классы I, II и III медицинского осмотра USAAF значительно отличались по назначению и объему от тех, которые используются сегодня в военной и гражданской авиации, и не соответствуют напрямую ни одному действующему стандарту USAF, армии США или FAA, названному в той же или аналогичной терминологии. . Эта информация предназначена только для исторической справки .
Возрастные ограничения
[ редактировать ]Возрастные ограничения также были более мягкими в отношении претендентов на эти рейтинги. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 7 ] Для сравнения (все лимиты включительно):
- Авиационный курсант: от 18 до 26 лет.
- Пилот планера: от 18 до 35 лет.
- Пилот связи: от 18 до 35 лет.
- Военнослужащий: от 18 до 45 лет.
Пилот планера
[ редактировать ]
Крыльями Glider Pilot награждались солдаты, прошедшие обучение на пилотов военных планеров (MOS 1026). Крылья были выпущены первоначально во время Второй мировой войны. Последний класс пилотов-планеристов, когда-либо прошедших обучение, получил свое крыло в январе 1945 года на армейском аэродроме Саут-Плейнс , недалеко от Лаббока, штат Техас . [ 8 ] Эти крылья не следует путать со значком планера , который был создан в 1944 году для обозначения наземных войск на планерах (в основном пехоты , но также и различных вспомогательных родов войск ) воздушно-десантных дивизий США, которые участвовали в бою в качестве пассажиров. [ 9 ]
Успех немецких планерных войск в начале Второй мировой войны подтолкнул армейские ВВС к программе планеров в феврале 1941 года. В декабре 1941 года планировалось обучить 1000 пилотов планеров AAF, но в конечном итоге около 5500 получили свои крылья. Большинство планеристов были военнослужащими, все были добровольцами. Младший рядовой персонал прошел обучение на уровне сержанта во время обучения, а унтер-офицеры и выше прошли обучение на уровне. По окончании обучения сержанты и ниже будут повышены до старшего сержанта , тогда как те, кто уже имеет звание старшего сержанта или выше, сохранят свое нынешнее звание. После 21 ноября 1942 года все зачисленные выпускники были назначены летными офицерами - что соответствовало существовавшему на тот момент званию младшего уорент-офицера (WO 1) - после завершения повышения квалификации по планерному обучению. [ 8 ]
Первоначально претенденты на обучение пилотов-планеристов должны были соответствовать следующим требованиям: [ 10 ]
- Возраст от 18 до 35 лет
- Пройти летный медицинский осмотр AAF I или II класса.
- Наберите не менее 110 баллов по армейскому тесту AGCT или не менее 65 баллов по психологическому тесту авиационных кадетов.
- Иметь опыт полетов, соответствующий одному или нескольким из следующих критериев:
- Иметь действующий в настоящее время сертификат гражданского летчика в классе частного пилота или выше, или
- Иметь просроченный сертификат летчика при условии, что срок действия такого сертификата истек не до 1 января 1941 года, или
- Выполнили 200 или более предыдущих полетов на планерах или
- Ранее исключенный из подготовки военных или военно-морских пилотов при условии, что он отработал не менее 50 часов в качестве главного пилота (одиночного или выполняющего обязанности первого пилота под наблюдением) и / или в качестве пилота-студента на военных или военно-морских самолетах.
С 12 июня 1942 года на обучение планёрам также принимались лица, не имевшие опыта полетов. Лица, соответствующие критериям опыта, перечисленным выше, были отнесены к учащимся класса А , а все остальные - к учащимся класса B. В 1942-43 годах в программу обучения было внесено несколько важных изменений (как описано в следующих двух параграфах), однако наземная подготовка включала практическое обучение основным навыкам пехоты в дополнение к обычным предметам наземной авиационной школы. [ 11 ] [ 2 ] [ 4 ] [ 12 ]
Обучение пилотов планеров
[ редактировать ]Апрель 1941 г. - июнь 1942 г.
Программа подготовки пилотов-планеристов USAAF находилась в зачаточном состоянии. двухместных планеров За этот период было проведено несколько экспериментальных курсов с использованием коммерчески приобретенных . Широко использовались гражданские инструкторы, а также оборудование и самолеты гражданских аэроклубов и летных школ. Однако использованные планеры были оптимизированы для длительных полетов без двигателя и не имитировали должным образом летные характеристики разрабатываемых грузовых планеров. Это привело к нескольким значительным изменениям в программе обучения, вступившим в силу 15 июня 1942 года. [ 13 ]
15 июня 1942 г. - 13 сентября 1942 г.
Обучение пилотов-планеристов было разделено на два основных этапа: предварительный и комбинированный этап начального и продвинутого уровня . Для студентов класса А предварительный курс длился четыре недели и включал 30 часов двойного и одиночного обучения на самолетах связи (серии L) (например, Piper Cub , различных типах Taylorcraft и Stinson ), с особым упором на крутые планирующие снижения, заходы на посадку и точность. приземления без мощности («приземления с мертвой палкой»).
Учащиеся класса B прошли несколько более длительный предварительный этап, который сам разделен на два дальнейших этапа: Фаза I, продолжительностью пять недель и состоящая из 40 часов двойных и одиночных полетов на самолетах первичного обучения (серия PT) или самолетов связи (серия L). , с упором на базовое управление самолетом, и Фаза II, еще две недели и 15 часов полетного времени с упором на посадку «мертвой палкой».
Обучение учащихся классов A и B объединяется в начале этапа Elementary-Advanced и состоит из одной недели и восьми летных часов на двух- или трехместных учебных планерах (обычно Aeronca TG-5 и аналогичных самолетах), за которыми следует еще одна неделя. и еще восемь часов на грузовых планерах Waco CG-4 . Общее время обучения обычно составляло 46 летных часов (шесть недель) для студентов класса А и 71 летный час (девять недель) для студентов класса B. [ 11 ]
14 сентября 1942 г. - 26 февраля 1943 г.
Программа обучения пилотов-планеристов состояла из предварительного , начального , базового и продвинутого этапов, при этом учащиеся классов A и B обучались вместе по общей программе с начала начального этапа. Предварительный курс посещали только ученики класса B, он длился четыре недели и включал 30 часов двойных и одиночных полетов, почти так же, как и предыдущие занятия. Начальный курс также длился четыре недели, плюс еще 30 часов на тех же тренажерах, что и на предварительном этапе, но с упором на приземления с «мертвой клюшкой». Базовый этап был введен после элементарного, длился еще четыре недели и включал 30 часов на учебных планерах TG-5, TG-6 и/или TG-8. Продвинутый этап до 21 декабря 1942 года представлял собой четырехнедельный период обучения с еще 15 часами налета на учебных планерах, осваивающих посадку на малой высоте и «блиц-посадку» (как это использовалось в бою). Начиная с 21 декабря 1942 года продолжительность этого этапа была сокращена до двух недель и состояла из восьми часов налета на грузовых планерах CG-4. [ 11 ]
Обязанности пилота планера
[ редактировать ]USAAF Пилотам-планеристам, находившимся под командованием авианосцев , было поручено доставлять личный состав и грузы вглубь удерживаемой противником территории на борту грузовых планеров, разработанных специально для этой цели. Планеры, такие как построенный в США Waco CG-4 или разработанный в Великобритании Airspeed Horsa AS.51/58, буксировались к местам назначения многомоторными грузовыми транспортными средствами - чаще всего C-47 - а затем выпускались прямо над зонами приземления. . Пилоты-планеристы должны были выполнять крутое и быстрое снижение с момента отпускания буксира, останавливая скорость снижения и воздушную скорость только в последние секунды перед приземлением. Проникновение в воздушное пространство противника на буксире обычно осуществлялось на высоте менее 1000 футов над уровнем земли (AGL), часто ночью и/или в плохую погоду и часто под сильным огнем стрелкового оружия и зенитной артиллерии противника . Турбулентность в следе, создаваемая законцовками крыльев и пропеллерами буксирующих самолетов, в сочетании с атмосферной турбулентностью низкого уровня обычно приводила к чрезвычайно тяжелому полету, и многие из военнослужащих на планерах страдали от воздушной болезни. [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ]
Офицеры, имеющие звание пилота-планериста, имели право командовать только летательными частями, оснащенными планерами. С 4 февраля 1943 года рейтинговым пилотам-планеристам было разрешено пилотировать самолеты связи мощностью 180 лошадиных сил или меньше и выполнять те же обязанности, что и пилоты связи. [ 18 ] [ 11 ]
Известные бывшие пилоты-планеристы
[ редактировать ]- Джон Л. «Джеки» Куган , актер. [ 19 ] Помощник оперативного офицера по наземным операциям с планерами, 1-я группа воздушных коммандос
Пилот связи
[ редактировать ]
Значок пилота связи вручался рядовым военным пилотам MOS 772 (офицеры, имеющие звание пилота связи, имели Кодекс MOS 1981 - пилот воздушного наблюдения): «Пилирует и обслуживает небольшой самолет связи мощностью 175 лошадиных сил или меньше для переправки офицеров, прием наблюдателей в миссии по наблюдению или транспортировка небольшого количества критически важных материалов. Осматривает и выполняет мелкое техническое обслуживание назначенного самолета. [ 9 ] и обычно приписываются к эскадрильям связи ВВС США и к авиационным отделениям подразделений сухопутных войск на уровне дивизии и выше (например: штаб дивизионной артиллерии будет включать небольшую авиационную секцию). Меньшая часть пилотов связи имела офицерские звания; Обычно это были полевой артиллерии офицеры сухопутных войск , полностью обученные в качестве артиллерийских передовых наблюдателей . Пилоты связи и летные офицеры выполняли практически те же летные обязанности, что и их рядовые коллеги, и имели право командовать летными подразделениями, оснащенными только самолетами L-серии (связные). [ 3 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ]
Обучение пилотов связи
[ редактировать ]Кандидаты на должность пилота связи были отобраны из следующих источников: [ 23 ]
- Отказ от базового и продвинутого этапов обучения пилотов в рамках Программы подготовки авиационных кадетов (USAAF) или Программы подготовки авиационных кадетов (USN) . Как и в случае с пилотами-планеристами, кандидаты этой категории должны были пройти начальный этап и наработать не менее 50 часов студенческого пилотирования (двойного, одиночного или комбинированного) на военных или военно-морских самолетах. Лицам, закончившим начальную школу, но выбывшим из более позднего этапа, часто предоставлялась возможность перейти к рейтингу пилота связи или пилота-планериста, в зависимости от потребностей службы, поэтому оба рейтинга часто считались «вторым шансом».
- Школа полевой артиллерии, Форт Силл, Оклахома. Обычно это были офицеры полевой артиллерии (а иногда и рядовой состав), которые уже прошли подготовку в качестве передовых наблюдателей . Те, кто не имел частного (или более высокого) рейтинга пилота, полученного в гражданской жизни, или 50 часов предыдущего опыта военных или гражданских пилотов, проходили элементарный курс продолжительностью от 40 до 60 часов на самолетах серий L или PT (аналогично тому, что применяется для данного класса). Студенты B по программе «Пилот-планерист») перед переходом к обучению пилотов связи для конкретных задач.
- Выпускники программы подготовки гражданских пилотов . Этот курс считался эквивалентным по глубине и объему начальной или начальной летной подготовке в рамках программ USAAF и ВМС США.
- Прямое назначение персонала USAAF, который в настоящее время имеет звание пилотов (включая служебных пилотов). Похоже, это был менее распространенный источник, и отдельные сведения из соответствующей литературы позволяют предположить, что они обычно добровольно вызывались на эту обязанность.
- Гражданские пилоты-добровольцы. Требовалось свидетельство частного пилота (или выше) и минимум 40 часов налета. Вместо этого на должность пилотов связи часто принимались лица, не соответствующие требованиям к опыту, требуемым для получения рейтинга пилота службы.
Школа пилотов связи проводилась Департаментом авиационной подготовки Школы полевой артиллерии в Ft. Силл, Оклахома. В курсе особое внимание уделялось взлетам и приземлениям на короткие дистанции, мягкие и неровные поля, а также навигации на малых высотах. В их обязанности входила транспортировка войск и припасов, медицинская эвакуация , аэрофотосъемка и ведение разведки на малых высотах . Выпускники получили крылья Liaison Pilot. Персонал обучался в классе, при этом зачисленные студенты получали звание старшего сержанта до сентября 1942 года, после чего выпускники назначались летными офицерами. [ 24 ]
Обязанности пилота связи
[ редактировать ]Летчики связи летали на легких одномоторных самолетах при непосредственной поддержке подразделений Сухопутных войск . Офицеры, имеющие рейтинг пилотов связи, имели право командовать только летными подразделениями, оснащенными самолетами связи (серии L). [ 3 ]
Подразделения связи летали на «... легких одномоторных самолетах связи. Среди них было много зачисленных студентов-авиаторов, которые отказались от подготовки пилотов после одиночной работы и получили возможность стать пилотами связи. Летная подготовка включала около 60 часов летного времени и особое внимание уделялось таким процедурам, как приземление на короткие дистанции и взлеты над препятствиями, навигация на малых высотах, оказание первой помощи, дневная и ночная разведка, аэрофотосъемка и техническое обслуживание самолетов без бронетехники и без оружия, за исключением, возможно, самолета. Пистолет .45 или карабин .30 — эти люди из 28 различных эскадрилий летали низко и медленно на колесах, лыжах или поплавках. Они выполняли разнообразные и зачастую опасные задания почти на каждом театре военных действий — медицинскую эвакуацию с передовых позиций, доставку боеприпасов, плазмы крови, почты; и другие поставки на передовую; переброска личного состава; летные фотографические или разведывательные миссии; работа в качестве воздушных наблюдателей для истребителей или бомбардировщиков и другие важные, но часто неафишируемые миссии;
«Во время кампании по возвращению Филиппин пилоты 25-й эскадрильи связи совершили короткие 30-минутные полеты на дюжине самолетов L-5 (10–25 декабря 1944 г.), доставляя припасы (включая госпиталь на 300 коек) 6000 бойцы 11-й воздушно-десантной дивизии, изолированные в горах Лейте.
"В ходе другой миссии армейский офицер, раненый в грудь в Новой Гвинее, был эвакуирован на самолете связи, поскольку пилот одной рукой накачивал портативный респиратор, а другой управлял самолетом.
«На северо-западе Соединенных Штатов некоторые пилоты связи летали в лесные патрули (проект «Светлячок»), наблюдая за пожарами, возникающими от зажигательных бомб, перенесенных через Тихий океан под беспилотными японскими высотными аэростатами». [ нужна ссылка ]
С 4 февраля 1943 года рейтинговым пилотам-планеристам было разрешено пилотировать самолеты связи мощностью 180 лошадиных сил или меньше и выполнять те же обязанности, что и пилоты связи. [ 18 ] [ 11 ]
Известные бывшие пилоты связи
[ редактировать ]- Чарльз «Базука Чарли» Карпентер , учитель истории, уничтожил шесть немецких танков из Piper L-4.
- Мэйхью Фостер перевез Германа Геринга из Германии в Австрию для допроса.
- Раш Х. Лимбо-младший , отец телеведущего Раша Х. Лимбо III , командовал 25-й эскадрильей связи. [ 23 ]
- Велтон И. Тейлор (доктор философии), афроамериканский микробиолог, автор книги « Два шага к славе» (2012, Winning Strategy Press, ISBN 978-0983867715 ) [ 22 ]
- Джон Торнтон Уокер , личный пилот генерала Марка Кларка [ 25 ]
Сервисный пилот
[ редактировать ]
Летчики службы выполняли небоевые летные обязанности, в том числе инструктаж, за пределами театров боевых действий. [ 26 ]
Изображение значка «Пилот службы» остается на дисплее ( справа ) до завершения написания новых статей для всех трех рейтингов.
Послевоенный (1945-1947)
[ редактировать ]После окончания Второй мировой войны эти значки пилотов вышли из употребления и больше не выпускались. С созданием ВВС США эти три авиационных рейтинга устарели.
Наследие пилота планера
[ редактировать ]носят Пилоты-кадеты-инструкторы Академии ВВС США крылья пилотов-планеров в честь пилотов-планеристов времен Второй мировой войны с разрешения Национальной ассоциации пилотов-планеристов времен Второй мировой войны и суперинтенданта Академии ВВС США. [ 27 ]
Следующие астронавты НАСА были избраны Национальной ассоциацией пилотов-планеристов времен Второй мировой войны в качестве почетных членов:
- Дик Слейтон времен Второй мировой войны (бывший пилот USAAF B-25 и A-26 , ASTP , бывший главный астронавт) пилот стыковочного модуля
- Фред В. Хейз ( Аполлона-13 пилот лунного модуля , подход к шаттлу и посадочные испытания )
- Джозеф Х. Энгл (пилот-испытатель X-15, испытания на заход на посадку и посадку шаттла )
- К. Гордон Фуллертон ( заход на посадку шаттла и испытания на посадку )
- Ричард Х. Трули ( заход на посадку шаттла и испытания на посадку )
- Джон В. Янг ( STS-1 ) командир
- Роберт Л. Криппен ( STS-1 ) пилот
Пилоты-планеры времен Второй мировой войны, приглашенные для управления симулятором орбитального корабля космического корабля "Шаттл" в Космическом центре имени Джонсона НАСА, как сообщается, выполнили каждую симулированную посадку точно и правильно с первой попытки. [ 28 ]
Гражданский воздушный патруль награждает собственным значком пилота планера — имеющим несколько иной дизайн крыла и герба, но с сохранением буквы G — своим членам, имеющим сертификат пилота ФАУ (частный или выше) с квалификацией категории планера и прошедшим CAP/USAF обязали сдать письменный и летный экзамен на планеры. [ 29 ] [ 30 ]
Наследие пилота связи
[ редактировать ]После разделения USAAF в 1947 году и создания ВВС США , пилоты связи, входящие в состав дивизионов полевой артиллерии армии США, остались частью армии, образуя ядро того, что впоследствии превратилось в сегодняшнее авиационное подразделение армии США . То, что когда-то было рейтингом пилота связи, уже давно превратилось в квалификацию армейского авиатора современной армии. Роль современного авиадесантника ( FAC) уходит корнями в роль пилотов связи времен Второй мировой войны и продолжает использоваться на современных планерах как в армии США, так и в ВВС США и в корпусе морской пехоты США. Кроме того, многие иностранные военные авиационные вооружения аналогичным образом разработали свои собственные возможности FAC во время и после Второй мировой войны.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Подготовка пилотов-планеристов» . www.pointvista.com .
- ^ Jump up to: а б с «Они полетели в бой на бесшумных крыльях» (PDF) . www.ww2gp.org .
- ^ Jump up to: а б с д Раздел 11. Аэронавигационные рейтинги, в информационном файле пилотов ВВС США (PIF 1-11-3), Военное министерство, 1 октября 1943 г.
- ^ Jump up to: а б с Брок, Ганс ден. «Джордж Тайс» . www.airbornetroopcarrier.com .
- ^ «Подготовка кадетов для армейских ВВС» (стр. 7), брошюра военного ведомства LX-110-RPB-3-13-100M (март 1943 г.), Военное министерство, Вашингтон, округ Колумбия. Получено с http://history.cap.gov/files/original/e608b27f09bb897648ef5b7e3a348a95.pdf.
- ^ TM 8-300 «Заметки о глазах, ушах, носе и горле в авиационной медицине», Военное министерство, 26 ноября 1940 г., Вашингтон, округ Колумбия.
- ^ "e608b27f09bb897648ef5b7e3a348a95.pdf" (PDF) . docs.google.com .
- ^ Jump up to: а б «Резюме исследовательской комиссии» (PDF) . www.ww2gp.org .
- ^ Jump up to: а б ТМ 12-427, Военно-профессиональная классификация рядового состава, Военное ведомство, июль 1944 г.
- ^ стр. 150 в Грим, Дж. Норман (2009) «Летать на нежных гигантах: подготовка пилотов-планеристов времен Второй мировой войны в США» Блумингтон, Индиана: AuthorHouse
- ^ Jump up to: а б с д и «СВИИПГПА-ТРЕЙНИНГ» . www.ww2gp.org .
- ^ «Ютуб» . www.youtube.com .
- ^ «СВИИПГПА-ТРЕЙНИНГ» . www.ww2gp.org .
- ^ «NWWIIGPA-CG-4A» . www.ww2gp.org .
- ^ «IX авианосное командование - Музей командования воздушной мобильности» .
- ^ «NWWIIGPA-НАШИ БУКСИРОВКИ» . www.ww2gp.org .
- ^ «Фото» (JPG) . www.battledetective.com .
- ^ Jump up to: а б Раздел 11 - Аэронавигационные рейтинги, в информационном файле пилотов ВВС США (PIF 1-11-2), Военное министерство, 1 октября 1943 г.
- ^ «ЛЮБОЕ МЕСТО, ЛЮБОЕ ВРЕМЯ, ЛЮБОЕ ГДЕ: 1-Я ГРУППА ВОЗДУШНЫХ КОМАНДОС ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ. — Бесплатная онлайн-библиотека» . www.thefreelibrary.com .
- ^ «Пилот связи» (PDF) . 103rdcactus.com .
- ^ «Наконечник копья: частный пилот - кресло генерала - журнал кресла генерала - мы ставим ВАС командующим!» . www.armchairgeneral.com .
- ^ Jump up to: а б «В двух шагах от славы, пилот связи времен Второй мировой войны и его L-4H» . 11 июля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б [1] [ мертвая ссылка ]
- ^ Сассаман, Ричард (август 2011 г.). «Летчики с полосками». Америка во Второй мировой войне: Журнал людей на войне, Том. 7, №2 .
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 19 октября 2011 г. Проверено 21 декабря 2016 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Авиационный значок пилота-службы
- ^ «94-я учебная летная эскадрилья» . Архивировано из оригинала 22 декабря 2016 г. Проверено 21 декабря 2016 г.
- ^ «Спейс шаттл и пилоты шаттлов» . www.pointvista.com .
- ^ Гражданский воздушный патруль (23 января 2015 г.). Положение CAP 35-6 — Кадровые процедуры — Операционные рейтинги, награды и значки. Национальный штаб гражданского воздушного патруля, база ВВС Максвелл, Алабама
- ^ Гражданский воздушный патруль (1 июля 2015 г.). Руководство CAP 60-1G — Эксплуатация — Руководство по процедурам программы CAP Glider. Национальный штаб гражданского воздушного патруля, база ВВС Максвелл, Алабама