Информационное поведение
Информатика |
---|
Общие аспекты |
Связанные поля и подполя |
Информационное поведение — это область исследований в области информатики , цель которой — понять, как люди ищут и используют информацию. [ 1 ] в различных контекстах. Он может включать поиск и извлечение информации , но он также направлен на то, чтобы понять, почему люди ищут информацию и как они ее используют. Термин «информационное поведение» был введен Томасом Д. Уилсоном в 1982 году. [ 2 ] и вызвал споры после своего введения. [ 3 ] Этот термин теперь принят, и модель информационного поведения Уилсона широко цитируется в литературе по информационному поведению. [ 4 ] В 2000 году Уилсон определил информационное поведение как «совокупность поведения человека по отношению к источникам и каналам информации». [ 5 ]
Различные теории информационного поведения стремятся понять процессы, связанные с поиском информации. [ 6 ] Анализ наиболее цитируемых публикаций об информационном поведении в начале XXI века показывает его теоретический характер. [ 7 ] В исследованиях информационного поведения могут использоваться различные исследовательские методологии, основанные на более широких исследовательских парадигмах психологии, социологии и образования. [ 8 ]
В 2003 году была введена структура исследований по поиску информации, целью которой является создание четких, структурированных описаний объектов исследования и позиционирование поиска информации как концепции информационного поведения. [ 9 ]
Концепции информационного поведения
[ редактировать ]Информационная потребность
[ редактировать ]Потребность в информации – это концепция, введенная Вильсоном. Понимание информационной потребности человека включает в себя три элемента:
- Почему человек решает искать информацию,
- Какой цели будет служить найденная ими информация и
- Как используется информация после ее получения [ 2 ]
Поведение, направленное на поиск информации
[ редактировать ]Поведение, направленное на поиск информации, представляет собой более конкретную концепцию информационного поведения. Основное внимание уделяется поиску, поиску и извлечению информации. Исследования поведения при поиске информации могут быть сосредоточены на совершенствовании информационных систем или, если они включают в себя потребность в информации, также могут быть сосредоточены на том, почему пользователь ведет себя именно так. Обзорное исследование поведения пользователей при поиске информации показало, что поведенческие факторы, личные факторы, факторы продукта/услуги и ситуационные факторы влияют на поведение пользователей при поиске информации. [ 10 ] Поведение пользователей при поиске информации может быть более или менее явным: пользователи могут стремиться решить какую-то задачу или получить некоторую часть знаний, которые можно найти в рассматриваемых данных. [ 11 ] или, альтернативно, сам процесс поиска является частью цели пользователя в случаях использования для изучения визуального контента или для ознакомления с контентом информационной услуги. [ 12 ] В общем случае поиск информации необходимо понимать и анализировать как сеанс, а не как разовую транзакцию с поисковой системой, и в более широком контексте, который включает в себя намерения пользователя высокого уровня в дополнение к непосредственной потребности в информации. [ 13 ]
Использование информации
[ редактировать ]Исследования пользователей и исследования использования
Информационная бедность и барьеры
[ редактировать ]Представлен Эльфридой Чатман в 1987 году. [ 14 ] Информационная бедность обусловлена пониманием того, что информация не одинаково доступна для всех людей. Информационная бедность описывает не нехватку информации, а скорее мировоззрение, при котором собственный опыт человека в его собственном маленьком мире может вызвать недоверие к информации, предоставляемой теми, кто находится за пределами его собственного жизненного опыта. [ 14 ]
Метатеории
[ редактировать ]В Библиотеке и информатике (LIS) метатеория описывается как «набор предположений, которые направляют и направляют теоретизирование относительно данного явления». [ 15 ] Исследователи библиотек и информатики в своих исследованиях использовали ряд различных метатеорий. Общим беспокойством среди исследователей ЛИС и активной дискуссией в этой области является широкий спектр теорий, которые лежат в основе изучения информационного поведения, пользователей информации или ее использования. Это изменение было отмечено как причина беспокойства, поскольку оно затрудняет сравнение или синтез отдельных исследований, если они не основаны на одной и той же теории. Это мнение было выражено в исследованиях литературы по информационному поведению начала 1980-х годов. [ 16 ] и более поздние обзоры литературы заявили о необходимости уточнить свои обзоры с учетом конкретных контекстов или ситуаций из-за огромного количества доступных исследований информационного поведения. [ 17 ]
Ниже приведены описания некоторых, но не всех метатеорий, которыми руководствовались исследования ЛИС.
Когнитивистский подход
[ редактировать ]Когнитивный подход к пониманию информационного поведения основан на психологии. Он предполагает, что мышление человека влияет на то, как он ищет, извлекает и использует информацию. Исследователи, которые подходят к информационному поведению, исходя из предположения, что на него влияет познание, стремятся понять, о чем человек думает, когда участвует в информационном поведении, и как эти мысли влияют на его поведение. [ 18 ]
Попытка Уилсона понять поведение при поиске информации путем определения информационной потребности включает когнитивный подход. Уилсон предполагает, что информационное поведение зависит от когнитивных потребностей человека. Понимая потребность человека в когнитивной информации, мы можем получить представление об его информационном поведении. [ 2 ]
Найджел Форд применяет когнитивный подход к поиску информации, уделяя особое внимание интеллектуальным процессам поиска информации. В 2004 году Форд предложил модель поиска информации, использующую когнитивный подход, который фокусируется на том, как улучшить системы поиска информации и служит для того, чтобы определить поиск информации и информационное поведение как концепции сами по себе, а не как синонимы . [ 19 ]
Конструктивистский подход
[ редактировать ]Конструктивистский подход к информационному поведению имеет корни в гуманитарных и социальных науках. Он опирается на социальный конструктивизм , который предполагает, что на информационное поведение человека влияет его опыт пребывания в обществе. [ 18 ] Чтобы понять информационное поведение, исследователи-конструкционисты должны сначала понять социальный дискурс, окружающий это поведение. Самым популярным мыслителем, на которого ссылаются конструкционистские исследования информационного поведения, является Мишель Фуко , который, как известно, отверг концепцию универсальной человеческой природы. Конструктивистский подход к исследованию информационного поведения создает пространство для контекстуализации поведения на основе социального опыта человека.
Одним из исследований, в котором исследование информационного поведения проводится с использованием социального конструктивистского подхода, является исследование информационного поведения группы вязания в публичной библиотеке. [ 20 ] Авторы используют коллективистскую теорию для построения своих исследований, которая отрицает универсальность информационного поведения и фокусируется на «понимании того, как дискурсивные сообщества коллективно конструируют информационные потребности, поиск, источники и использование». [ 20 ]
Конструктивистский подход
[ редактировать ]Конструктивистский подход рождается из образования и социологии, в которых «люди рассматриваются как активно строящие понимание своего мира, находящиеся под сильным влиянием социального мира (миров), в котором они действуют». [ 18 ] Конструктивистские подходы к исследованию информационного поведения обычно рассматривают реальность человека как созданную в его собственном сознании, а не как созданную обществом, в котором он живет. [ 21 ]
Конструктивистская метатеория освобождает место для влияния общества и культуры с помощью социального конструктивизма, «который утверждает, что, хотя разум конструирует реальность в ее отношениях с миром, этот психический процесс в значительной степени определяется влияниями, полученными от социальных конвенций, истории и взаимодействия с миром». значимые другие». [ 21 ]
Теории
[ редактировать ]Общей проблемой среди исследователей ЛИС и активной дискуссией в этой области является широкий спектр теорий, лежащих в основе исследований ЛИС. Это изменение было отмечено как причина беспокойства, поскольку оно затрудняет сравнение отдельных исследований, если они не основаны на одной и той же теории. Недавние исследования показали, что влияние этих теорий и теоретических моделей весьма ограничено. [ 22 ] Исследователи LIS применили концепции и теории из многих дисциплин, включая социологию, психологию, коммуникацию, организационное поведение и информатику. [ 23 ] [ 24 ]
Теория информационного поведения Уилсона (1981)
[ редактировать ]Этот термин был придуман Томасом Д. Уилсоном в его статье 1981 года на том основании, что нынешний термин «информационные потребности» бесполезен, поскольку «потребность» нельзя наблюдать напрямую, в то время как поведение людей при поиске информации можно наблюдать и исследовать. . [ 2 ] Однако в области поиска информации растет работа, которая связывает поведение с основными потребностями. [ 25 ] В 2000 году Уилсон описал информационное поведение как совокупность поведения человека по отношению к источникам и каналам информации, включая как активный, так и пассивный поиск информации, а также ее использование. [ 5 ] Он описал поведение, связанное с поиском информации, как целенаправленный поиск информации как следствие необходимости достижения какой-то цели. Поведение при поиске информации — это микроуровень поведения, используемый искателем при взаимодействии с информационными системами всех видов, будь то между искателем и системой или чистый метод создания и отслеживания результатов поиска.
Томас Уилсон предположил, что информационное поведение охватывает все аспекты информационного поведения человека, будь то активные или пассивные. информации Поведение, связанное с поиском , — это активный поиск информации для ответа на конкретный запрос. информации Поведение при поиске — это поведение, которое возникает в результате взаимодействия искателя с рассматриваемой системой. информации Поведение при использовании относится к тому, как искатель принимает знания искомые .
Маленькие миры и жизнь в раунде
[ редактировать ]Эльфреда Чатман разработала теорию жизни в кругу, которую она определяет как мир терпимого приближения. Он признает реальность в ее наиболее рутинном, достаточно предсказуемом виде, поэтому, если не возникнет первоначальная проблема, нет смысла искать информацию. [ 26 ] Чатман исследовал этот принцип в маленьком мире: мире, который навязывает своим участникам одинаковые заботы и осознание того, кто важен; какие идеи актуальны и кому доверять. Участники этого мира считаются инсайдерами. [ 26 ] Чатман сосредоточила свое исследование на женщинах в тюрьме строгого режима. Она узнала, что со временем частные взгляды заключенных были ассимилированы с общественным принятием жизни в кругу: маленький мир, воспринимаемый в соответствии с согласованными стандартами и общественной перспективой. Члены, живущие в раунде, не будут пересекать границы своего мира в поисках информации, если только она не является критической; существует коллективное ожидание того, что информация актуальна; или жизнь, прожитая в раунде, больше не функционирует. Мир за пределами тюрьмы имеет второстепенное значение для заключенных, отсутствующих в этой реальности, меняющейся со временем. [ 26 ]
Навигаторы и исследователи
[ редактировать ]При этом сравниваются методы поиска в Интернете опытных искателей информации (навигаторов) и неопытных искателей информации (исследователей). Навигаторы вновь посещают домены; следовать последовательным поискам и иметь мало отклонений или регрессий в своих шаблонах поиска и взаимодействиях. Исследователи посещают множество доменов; задавайте много вопросов, и их поисковые пути часто разветвляются. [ 27 ]
осмысление
[ редактировать ]Бренда Дервин разработала концепцию осмысления. Осмысление рассматривает то, как мы (пытаемся) осмыслить неопределенные ситуации. [ 28 ] Ее описание осмысления состояло из определения того, как мы интерпретируем информацию, чтобы использовать ее для принятия собственных решений, связанных с информацией.
Бренда Дервин описала осмысление как метод, с помощью которого люди осмысливают свой мир на своем родном языке.
Аномальное состояние знаний (АСК)
[ редактировать ]ASK также был разработан Николасом Дж. Белкиным.
Аномальное состояние знаний — это состояние, при котором искатель обнаруживает пробел в состоянии знаний. Эта его или ее дальнейшая гипотеза играет важную роль в изучении того, почему люди начинают искать. [ 29 ]
Модели
[ редактировать ]Двумерная модель Маккензи
[ редактировать ]Модель Маккензи предполагает, что поиск информации в повседневной жизни людей происходит в рамках «континуума информационных практик… от активного поиска известного источника… до получения совета, которого не просят». [ 30 ] Эта модель пересекает порог исследований по поиску информации: от исследований информационного поведения до исследований информационных практик. Исследование информационных практик создает пространство для понимания встреч с информацией, которая может не быть результатом поведения человека. [ нужна ссылка ]
Двумерная модель Маккензи включает четыре режима информационных практик (активный поиск, активное сканирование, ненаправленный мониторинг, через прокси) на двух этапах информационного процесса (соединение и взаимодействие). [ 30 ]
Фаза -->
Режим (ниже) |
Подключение | Взаимодействие |
---|---|---|
Активный поиск | Активный поиск контакта с идентифицированным источником на конкретной информационной площадке. | Задать заранее запланированный вопрос; активные стратегии допроса, например, составление списков |
Активное сканирование | Определение вероятного источника; просматривая вероятную информационную площадку | Выявление возможности задать вопрос; активно наблюдая или слушая |
Ненаправленный мониторинг | Случайные встречи в неожиданных местах | Наблюдение или подслушивание в неожиданной обстановке, общение со знакомыми |
По доверенности | Быть идентифицированным как ищущий информацию; обращение к источнику через привратника | Когда мне сказали |
Процесс поиска информации (ISP)
[ редактировать ]В библиотечной и информационной науке процесс поиска информации (ISP) — это модель, предложенная Кэрол Култау в 1991 году, в которой более пристальное внимание уделяется поведению при поиске информации. Концепция Культау была основана на исследовании учащихся старших классов. [ 31 ] но со временем расширился и включил в себя широкий круг людей, в том числе на рабочих местах. Он исследовал роль эмоций, в частности неопределенности, в процессе поиска информации и пришел к выводу, что многие поиски прекращаются из-за чрезвычайно высокого уровня неопределенности. [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ]
ISP представляет собой 6-этапный процесс, каждый из которых включает 4 аспекта: [ 35 ]
- Мысли (когнитивные): что должно быть достигнуто
- Чувства (аффективные): что чувствовал искатель.
- Действия: что сделал поисковик
- Стратегии: чего пытался достичь искатель [ 32 ]
Этап | Задача | Мысли | Чувства | Действия | Стратегии |
---|---|---|---|---|---|
1 | Инициирование задачи | Обдумывание задания, понимание задачи, сопоставление предыдущего опыта и знаний, рассмотрение возможных тем, признание необходимости новой информации для выполнения задания. | Предчувствие предстоящей работы, неуверенность | Общение с другими, мозговой штурм, просмотр библиотеки | Мозговой штурм, обсуждение, рассмотрение возможностей, терпимость к неопределенности [ 36 ] |
2 | Выбор темы | Сопоставление тем с такими критериями, как личный интерес, требования проекта, доступная информация, доступное время; прогнозирование результата возможных выборов, выбор темы с потенциалом успеха | Растерянность, иногда тревога, кратковременный восторг (после выбора), ожидание задания. | Консультации неформальных посредников, использование справочных коллекций, предварительные поиски | Обсуждение возможных тем, прогнозирование результатов выбора, получение общего обзора темы. Когда на этом этапе происходит получение информации , может произойти несколько раундов переформулирования запроса. [ 37 ] |
3 | Предварительное исследование | Осознание общей темы, стремление сосредоточиться на общей найденной информации, выявление возможных фокусов, неспособность выразить точную необходимую информацию. Собирается информация по теме и новые личные знания . создаются [ 38 ] | Путаница, сомнение, иногда угроза, неопределённость могут вернуться, если ищущий информацию обнаружит противоречивую или несовместимую информацию. | Нахождение соответствующей информации, чтение для получения информации, ведение заметок, библиографические ссылки, размещение новой информации в рамках предыдущего понимания темы. | Чтение для изучения темы, терпимость к несоответствию и несовместимости встречающейся информации, намеренный поиск возможного фокуса, перечисление дескрипторов |
4 | Формирование фокуса | Прогнозирование результатов возможных фокусов с использованием критериев задачи этапа 2, выявление идей в информации для формирования фокуса, иногда характеризующегося внезапным моментом озарения. | Оптимизм, уверенность в своей способности выполнить поставленную задачу. [ 38 ] | Чтение заметок к темам | Проведение обзора заметок, перечисление возможных фокусов, выбор фокуса при отклонении других ИЛИ объединение нескольких тем в один фокус. Формирование считается наиболее важным этапом процесса. [ 36 ] Здесь искатель информации сформулирует индивидуальную конструкцию темы на основе общей информации, собранной на этапе исследования. |
5 | Сбор информации | Поиск информации для поддержки фокуса, определение и расширение фокуса с помощью информации, сбор соответствующей информации, организация информации в заметках. | Реализация масштабной работы, которую предстоит выполнить. Если представить четко сфокусированную, персонализированную тему, ищущий информацию почувствует больший интерес и большую уверенность. [ 39 ] | Использование библиотеки для сбора соответствующей информации, запрос конкретных источников, ведение подробных заметок с библиографическими ссылками. | Использование дескрипторов для поиска соответствующей информации, комплексный поиск различных типов материалов, например, справочных материалов, периодических изданий, научно-популярной литературы и биографий, использование указателей, обращение за помощью к библиотекарю. |
6 | Закрытие поиска | Определите потребность в любой дополнительной информации, учитывая ограничения по времени, уменьшение актуальности, увеличение избыточности, исчерпание ресурсов. | Чувство облегчения, иногда удовлетворения, иногда разочарования. | Повторная проверка информации на предмет изначально пропущенной информации, подтверждение информации и библиографических ссылок. | Возвращение в библиотеку для составления итогов поиска, сохранение книг до завершения написания для перепроверки информации. |
Работа Культау является конструктивистской и исследует поиск информации за пределами когнитивного опыта пользователя, в его эмоциональный опыт при поиске информации. Она обнаруживает, что процесс поиска информации начинается с чувства неуверенности, проходит через чувства тревоги, замешательства или сомнения и в конечном итоге завершает поиск информации чувством облегчения, удовлетворения или разочарования. Рассмотрение аффекта человека, ищущего информацию, было воспроизведено совсем недавно в исследовании Кейлти и Лизера, в котором основное внимание уделяется физическому аффекту и эстетике, а не эмоциональному аффекту. [ 41 ]
Полезность модели была переоценена в 2008 году. [ 42 ]
Процесс поиска информации
[ редактировать ]Дэвид Эллис исследовал поведение исследователей в области физических и социальных наук. [ 43 ] инженеры и ученые-исследователи [ 44 ] посредством полуструктурированных интервью с использованием обоснованного теоретического подхода, с акцентом на описании действий, связанных с поиском информации, а не на описании процесса. Первоначальные расследования Эллиса выявили шесть ключевых действий в процессе поиска информации:
- Стартовые (деятельности, формирующие поиск информации)
- Цепочка (следующие ссылки)
- Просмотр (полунаправленный поиск)
- Дифференциация (фильтрация и выбор источников на основе оценки качества и актуальности)
- Мониторинг (отслеживание событий в области)
- Экстрагирование (систематическое извлечение интересующего материала из источников)
Более поздние исследования Эллиса (с упором на академических исследователей в других дисциплинах) привели к добавлению еще двух видов деятельности. [ нужна ссылка ] :
- Верификация (проверка точности)
- Окончание (окончательный поиск, проверка всего пройденного материала)
Чу, Детлор и Тернбулл разработали модель Эллиса, применив ее к поиску информации в Интернете. Чу определил ключевые действия, связанные с Эллисом в эпизодах онлайн-поиска, и связал их с четырьмя типами поиска (ненаправленный просмотр, условный просмотр, информационный поиск и формальный поиск). [ 45 ]
Поиск информации
[ редактировать ]Эта модель, разработанная Стюартом Кардом , Эдом Х. Чи и Питером Пиролли , основана на антропологических теориях и сравнима с поиском пищи. Искатели информации используют подсказки (или информационные запахи), такие как ссылки, резюме и изображения, чтобы оценить, насколько они близки к целевой информации. Запах должен быть очевиден, поскольку пользователи часто бесцельно просматривают сайт или ищут конкретную информацию. Поиск информации описывает то, почему люди ищут определенным образом, а не то, как они ищут. [ 46 ]
Нелинейная модель информационного поведения
[ редактировать ]Фостер и Уркхарт дают глубокое понимание своей модели нелинейного информационного поведения. Эта модель учитывает различные контексты и личности при исследовании информационного поведения. Сами авторы этой статьи с осторожностью относятся к этой новой модели, поскольку она все еще требует дальнейшего развития . [ 47 ]
Модель поиска информации в повседневной жизни
[ редактировать ]Рейо Саволайнен опубликовал свою модель ELIS в 1995 году. Она основана на трех основных концепциях: образ жизни, жизненная сфера и поиск информации в повседневной жизни (ELIS). [ 48 ]
Информационное поведение и дебаты об информационных практиках
[ редактировать ]![]() | Этот раздел пуст. Вы можете помочь, добавив к нему . ( апрель 2020 г. ) |
Будущее исследований информационного поведения
[ редактировать ]![]() | Этот раздел пуст. Вы можете помочь, добавив к нему . ( апрель 2020 г. ) |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фэйрер-Вессельс, 1990, стр. 361.
- ^ Jump up to: а б с д Уилсон, Т.Д. (1981). «Об исследованиях пользователей и информационных потребностях». Журнал документации . 37 (1): 3–15. дои : 10.1108/eb026702 . S2CID 14390097 .
- ^ ДЖЕСС, список обсуждений http://listserv.utk.edu/cgi-bin/wa?A2=ind9912&L=JESSE&D=0&P=3346
- ^ «Гугл Академика» . ученый.google.ca . Проверено 9 февраля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Уилсон, Т.Д. (2000). «Информационное поведение человека» . Информационная наука . 3 (2): 49–55. дои : 10.28945/576 .
- ^ Кейс, DO (2012). В поисках информации: обзор исследований по поиску информации, потребностям и поведению . Изумруд. ISBN 9781780526546 .
- ^ Гонсалес-Теруэль, А; Гонсалес-Алькаид, Г; Барриос, М; Абад-Гарсия, МФ. (2015). «Составление недавних исследований информационного поведения: анализ сетей соавторства и совместного цитирования». Наукометрия . 103 (2): 687–705. дои : 10.1007/s11192-015-1548-z . hdl : 2445/100263 . S2CID 10708639 .
- ^ Уоллер, Вивьен (9 декабря 2015 г.). Качественные социальные исследования: современные методы для цифровой эпохи . Публикации SAGE. ISBN 978-1-4462-5883-5 . OCLC 948834592 .
- ^ Калерво Джарвелин, Т.Д. Уилсон. «О концептуальных моделях поиска информации и поисковых исследований» . Informationr.net . Проверено 19 марта 2020 г.
- ^ Уткарш, У (2015). «Информационно-поисковое поведение потребителей услуг: обзор и будущие направления исследований». Маркетинговый обзор . 15 (2): 201–2019. дои : 10.1362/146934715X14373846573667 .
- ^ Бистрём, Катрина ; Хансен, Пребен (2005). «Концептуальная основа задач информатики». Журнал Американского общества информатики и технологий . 56 (10). Американское общество информатики и технологий: 1050–1061. дои : 10.1002/asi.20197 .
- ^ Мердок, Ванесса ; Кларк, Чарльз Лос-Анджелес; Кампс, Яап ; Карлгрен, Юсси (2012). «Мастер-класс по поиску и исследованию информации X-рейтинга (SEXI)». Форум ACM SIGIR . 47 (1). Нью-Йорк: Ассоциация вычислительной техники.
- ^ Ингверсен, Питер; Ярвелин, Калерво (2005). Поворот: интеграция поиска и извлечения информации в контексте . Берлин: Шпрингер .
- ^ Jump up to: а б Чатман, Эльфрида (1987). «Информационный мир низкоквалифицированных рабочих» . Библиотечные и информационные исследования . 9 (4): 265–83 – через ERIC.
- ^ Риу, Кевин (2010). «Метатеория в библиотечной и информационной науке: зарождающийся подход к социальной справедливости». Журнал образования в области библиотечной и информационной науки . 51 (1): 9–17. ISSN 0748-5786 . JSTOR 20720477 .
- ^ Крикелас, Джеймс (1983). «Поведение при поиске информации: закономерности и концепции». Ежеквартальный журнал библиотеки Дрекселя . 19 (2): 5–20.
- ^ Фишер, Карен Э.; Жюльен, Хайди (2009). «Информационное поведение». Ежегодный обзор информационных наук и технологий . 43 (1): 1–73. дои : 10.1002/aris.2009.1440430114 . S2CID 41466395 .
- ^ Jump up to: а б с Бейтс, Марсия. 2005. «Введение в теории, метатеории и модели» в книге «Теории информационного поведения». Карен Э. Фишер, Санда Эрделес и Линн (EF) МакКечни, ред. Медфорд, Нью-Джерси: Информация сегодня. 1-24.
- ^ Форд, Найджел (2004). «Моделирование когнитивных процессов при поиске информации: от Поппера до Паска». Журнал Американского общества информатики и технологий . 55 (9): 769–782. дои : 10.1002/asi.20021 . ISSN 1532-2882 .
- ^ Jump up to: а б Пригода, Елена; Маккензи, Памела Дж. (23 января 2007 г.). Спинк, Аманда (ред.). «Загадки мудрости: коллективистское исследование информационного поведения людей в группе вязания публичной библиотеки». Журнал документации . 63 (1): 90–114. дои : 10.1108/00220410710723902 . ISSN 0022-0418 . S2CID 206369624 .
- ^ Jump up to: а б Талья, Санна; Туоминен, Киммо; Саволайнен, Рейо (2005). Хьёрланд, Биргер (ред.). « Измы» в информатике: конструктивизм, коллективизм и конструктивизм». Журнал документации . 61 (1): 79–101. дои : 10.1108/00220410510578023 . ISSN 0022-0418 .
- ^ Гонсалес-Теруэль, А; Перес-Пулидо, М (2020). «Распространение и влияние теоретических моделей информационного поведения. Случай модели ELIS Саволайнена». Журнал документации . 76 (5): 1069–1089. дои : 10.1108/JD-10-2019-0197 . hdl : 10550/80929 . S2CID 213955170 .
- ^ Кейс, Дональд О. (28 сентября 2007 г.). «Информационное поведение». Ежегодный обзор информационных наук и технологий . 40 (1): 293–327. дои : 10.1002/aris.1440400114 . ISSN 0066-4200 .
- ^ Фишер, Карен и Хайди Жюльен, 2009. «Информационное поведение». Ежегодный обзор информационных наук и технологий, том. 43:293-328). Медфорд, Нью-Джерси: Information Today, Inc.
- ^ Б. Дж. Янсен, Д. Бут, Б. Смит (2009) Использование таксономии когнитивного обучения для моделирования онлайн-поиска . Обработка информации и управление . 45 (6), 643-663.
- ^ Jump up to: а б с Чатман, Эльфрида (1999). «Теория жизни в туре». Журнал Американского общества информатики . 50 (3): 207–217. doi : 10.1002/(sici)1097-4571(1999)50:3<207::aid-asi3>3.0.co;2-8 .
- ^ Уайт, Райен В. и Друкер, Стивен М. «Исследование поведенческой изменчивости при веб-поиске», 16-я Международная конференция по всемирной паутине (WWW, 2007 г.)
- ^ Кляйн, Г.; Мун, Б.; Хоффман, РФ (2006). «Осмысление смысла I: альтернативные точки зрения». Интеллектуальные системы IEEE . 21 (4): 70–73. doi : 10.1109/mis.2006.75 . S2CID 12538674 .
- ^ Белкин, Николас Дж. «Аномальные состояния знаний как основа поиска информации». Канадский журнал информации и библиотечного дела . 5 : 133–143.
- ^ Jump up to: а б с Маккензи, Памела Дж. (1 января 2003 г.). «Модель информационных практик в отчетах о поиске информации в повседневной жизни». Журнал документации . 59 (1): 19–40. дои : 10.1108/00220410310457993 . ISSN 0022-0418 .
- ^ Боуден, Дэвид; Робинсон, Лин (2012). Введение в информатику . Лондон: Фасет. стр. 196–197. ISBN 978-1-85604-810-1 .
- ^ Jump up to: а б Култау, Кэрол. «Кэрол Култау» . Проверено 5 декабря 2017 г.
- ^ Модель стадий информационного процесса Култау , получено 5 декабря 2017 г.
- ^ Архивировано из оригинала 27 августа 2021 г., получено 15 февраля 2022 г.
- ^ Култау, Кэрол (2004). В поисках смысла: процессный подход к библиотечно-информационным услугам . Лондон: Безграничные библиотеки. ISBN 1-59158-094-3 .
- ^ Jump up to: а б Шеннон, Донна. «Процесс поиска информации Культау». Ежемесячный журнал медиа-мероприятий школьной библиотеки, Том. 19, нет. 2 октября 2002 г.: с. 19-23.
- ^ Янсен, Б.Дж., Бут, Д.Л., и Спинк, А. (2009). Шаблоны изменения запроса во время веб-поиска . Журнал Американского общества информатики и технологий. 60(3), 557-570. 60 (7), 1358–1371.
- ^ Jump up to: а б Исбелл, Деннис и Лиза Каммерлохер. «Внедрение Культау: новая модель библиотечного и справочного обучения». Обзор справочных служб , осень/зима 1998 г.: с. 33-44.
- ^ Рубин, Ричард Э. (2000). Основы библиотечного дела и информатики . Нью-Йорк: Нил Шуман. ISBN 1-55570-402-6 .
- ^ «Модель стадий информационного процесса Кюльтау» . Проверено 30 марта 2011 г.
- ^ Култау, Кэрол (1991). «Внутри процесса поиска: поиск информации с точки зрения пользователя». Внутри процесса поиска: поиск информации с точки зрения пользователя . 42 (5): 361.
- ^ Кэрол К. Култау; Янника Хейнстрем; Росс Дж. Тодд (15 декабря 2008 г.). «Возврат к «процессу поиска информации»: полезна ли модель по-прежнему?» . Информационные исследования . 13 (4) . Проверено 24 мая 2023 г.
- ^ Эллис, Дэвид; Кокс, Дебора; Холл, Кэтрин (1993). «Сравнение моделей поиска информации исследователями в области физических и социальных наук». Журнал документации . 49 (4): 356–369. дои : 10.1108/eb026919 .
- ^ Дэвид, Эллис; Хауган, Мерете (1997). «Моделирование моделей поиска информации инженерами и учеными-исследователями в промышленной среде». Журнал документации . 53 (4): 384–403. дои : 10.1108/eum0000000007204 . S2CID 31555209 .
- ^ Чу, Чун Вэй; Детлор, Брайан; Тернбулл, Дон (7 февраля 2000 г.). «Вид на поиск информации в Интернете: интегрированная модель просмотра и поиска | Первый понедельник» . Первый понедельник . дои : 10.5210/fm.v5i2.729 . Проверено 01 марта 2020 г.
- ^ Чи, ЭХ; Пиролли, П; Чен, К; Питкоу, Дж. «Использование информационного запаха для моделирования информационных потребностей и действий пользователей в Интернете». В материалах конференции SIGCHI по человеческому фактору в вычислительных системах . 2001 : 490–497.
- ^ Фостер, Аллен; Уркхарт, Кристина (12 октября 2012 г.). «Моделирование нелинейного информационного поведения: переносимость и развитие» (PDF) . Журнал документации . 68 (6): 784–805. дои : 10.1108/00220411211277046 . ISSN 0022-0418 .
- ^ Саволайнен, Р. (1995). «Поиск информации в повседневной жизни: подход к поиску информации в контексте «образа жизни» ». Библиотечные и информационные исследования . 17 (3): 259–294. дои : 10.1016/0740-8188(95)90048-9 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дональд О. Кейс (2002). В поисках информации: обзор исследований по поиску информации, потребностям и поведению . Академическая пресса. п. 370. ИСБН 012150381-Х .
- Хепворт, Марк; Грюневальд, Филипп; Уолтон, Джефф (7 октября 2014 г.). «Исследования и практика: критическое размышление о подходах, лежащих в основе исследований информационного поведения людей» (PDF) . Журнал документации . 70 (6): 1039–1053. дои : 10.1108/JD-02-2014-0040 . S2CID 20392689 .
- Саволайнен, Рейо (3 августа 2018 г.). «Новаторские модели информационного взаимодействия в контексте поиска и извлечения информации» . Журнал документации . 74 (5): 966–986. дои : 10.1108/JD-11-2017-0154 .
- Жюльен, Хайди; О'Брайен, Майкл (2014). «Исследование информационного поведения: где мы были, куда мы идем? / Исследование информационного поведения: откуда мы пришли, куда идем?». Канадский журнал информации и библиотечного дела . 38 (4): 239–250. дои : 10.1353/ils.2014.0016 . S2CID 60370411 .