Jump to content

Украинское дворянство Галичины

Карта (восточной) Галиции на современной западной Украине.

Шляхта . ( укр . шля́хта , польск шляхта , ) — благородный класс русинов на территории нынешней Западной Украины пользовавшийся определёнными юридическими и социальными привилегиями. Оценки их количества разнятся. По одной из оценок, к середине 19 века на западноукраинской территории Галичины проживало около 32 000 украинских дворян , более 25% из которых проживали в 21 деревне недалеко от города Самбор . Они составляли менее 2% этнического украинского населения. [ 1 ] По другим оценкам, численность дворян составляла 67 000 человек в конце 18 века и 260 000 к концу 19 века, или примерно 6% этнического украинского населения. [ 2 ] Дворяне, как правило, жили компактными поселениями либо в деревнях, населенных в основном дворянами, либо в определенных районах более крупных деревень. [ 1 ]

В отличие от своих польских этнических коллег, шляхты, украинское дворянство в Галиции как класс играло маргинальную роль в западноукраинском обществе, в котором стали доминировать семьи восточно-католического духовенства , которые сформировали сплоченную наследственную касту , которая составляли самую богатую и высокообразованную группу населения Украины. Однако между священниками и дворянами существовало значительное совпадение: многие священнические семьи также принадлежали к дворянству. [ 3 ] С конца 19 века до 1930-х годов более половины украинских священнических семей Западной Украины имели дворянское происхождение. [ 4 ] Такие семьи были склонны идентифицировать себя в первую очередь как священники, а не как дворяне.

История и политическая деятельность

[ редактировать ]
Герб Саса. Многие украинские дворяне принадлежали к семьям, носившим этот герб.

Происхождение

[ редактировать ]

Территория Западной Украины входила в состав средневекового государства Киевская Русь . После его распада самая западная часть этого государства образовала независимое Галицко-Волынское королевство . К концу 14 века эта территория вошла в состав Царства Польского . В течение следующих столетий большая часть богатой местной землевладельческой знати в конечном итоге была полонизирована , приняв доминирующую польскую национальность, а также приняв католицизм , таким образом полностью ассимилируясь в польском обществе.

Дворянство на Западной Украине, сохранившее свою непольскую идентичность, в целом было беднее и развивалось как социальный класс в 14 веке.

Украинское или восточнославянское происхождение

[ редактировать ]

Согласно господствующей украинской историографии , западноукраинское дворянство возникло из смеси трех групп людей: бедных русских бояр (восточнославянских аристократов средневековья), потомков княжеских вассалов или дружин (свободных солдат на службе Руси). князья), а также крестьяне, бывшие свободными во времена Галицко-Волынского королевства. [ 5 ] В XII и XIII веках князья Киевской Руси и Галиции строили укреплённые деревни для защиты местной прибыльной торговли солью королевствами и границ с Польским и Венгерским .

Эти деревни были расположены к юго-западу от Львова и Пшемысля, в таких районах, как окрестности Самбора , который в наше время был центром украинских дворянских поселений. Эти деревни были заселены и оборонялись бедняками или мелкими боярами и дружинами. После того, как Галицко-Волынское королевство было поглощено Ягеллонской Польшей в 14 веке как Русинское воеводство , дворянский статус этих бедных бояр и дружин был подтвержден в обмен на военную службу польской короне ; те бедные бояре, которые не смогли подтвердить свой дворянский статус, были низведены до уровня крепостных или, чаще, городских слуг и ассимилировались с этими социальными группами. Таким образом, развитие украинского дворянства включало в себя процесс перехода бедных русских бояр и дружин от несуществующей Галицко-Волыни и ее князей к польскому государству и юридической интеграции в польскую систему в качестве дворян. [ 6 ]

Польское происхождение

[ редактировать ]

В 1930-е годы польское правительство пыталось ассимилировать западноукраинскую знать с польской культурой. [ 5 ] В то время польские исследователи утверждали, что украинские дворяне произошли от бедных польских дворян, которые ассимилировались с украинской культурой, переняв украинский язык и православную религию крестьян, среди которых они жили. Они отметили, что период польского владычества сопровождался заселением поляками недавно приобретенных украинских территорий и что в речи украинского шляхтича часто использовались польские слова и выражения. Польские историки также отметили, что западноукраинская знать начала XIX века была склонна в политическом отношении вступать в союз с польскими, а не восточнославянскими или украинскими силами. Это рассматривалось как пережиток их изначально польских корней.

Современные украинские историки пишут, что, хотя вполне вероятно, что некоторые бедные польские дворяне в отдельных случаях могли ассимилироваться с украинской культурой, количество украинских дворян было просто слишком велико, чтобы их можно было отнести к ассимилированным польским дворянам. Они также указывают на то, что сторонники польского происхождения, писая о полонизации богатых бояр- помещиков (дворян), совершенно игнорируют документально подтвержденное существование бедных бояр и дружин, населявших Западную Украину до польского владычества, и не могут объяснить произошедшее. этой большой группе людей после того, как западноукраинские земли были поглощены Польшей. [ 6 ] Более того, учитывая, что польская культура доминировала и что на протяжении веков поляки контролировали местную администрацию, кажется нереальным, что большое количество поляков ассимилируется с подчиненной украинской культурой и примет украинскую православную или греко-католическую веру, которые были в невыгодном положении. по отношению к польской римско-католической религии. [ 7 ] Более того, некоторые западноукраинские дворяне жили в селах, населенных исключительно дворянами. Такие дворяне имели мало контактов с украинскими крестьянами и, следовательно, не имели возможности ассимилироваться ими. Что касается политической преданности, хотя западноукраинская знать на протяжении большей части XIX века выступала на стороне поляков против украинских крестьян, лояльность дворянства носила исключительно политический характер и была сосредоточена на сохранении своих традиционных привилегий; Украинская знать, несмотря на ее политическое сотрудничество с поляками, почти не двигалась к принятию польского языка или римско-католической религии. [ 6 ]

Во времена Речи Посполитой

[ редактировать ]
Ежи Францишек Кульчицкий , дворянин из Самборского края (1640-1694) и основатель первой венской кофейни.

Западноукраинские дворяне пользовались законными правами и привилегиями других дворян. Они имели собственную судебную систему и в отличие от украинских крестьян не находились под властью польских помещиков. Деревни, населенные исключительно дворянами, как правило, были самоуправляющимися, а дворяне, жившие в смешанных городах, находились в подчинении своих собственных органов управления. Избираемые главы самоуправляющихся украинских дворянских общин назывались префектами . Дворянские деревни, как правило, были старше других деревень и обычно носили имена связанных с ними дворянских семей, таких как Кульчицы (семья Кульчицких), Мохнате (семья Мохнацких) и т. д. [ 6 ] В отличие от многих польских дворян, западноукраинские дворяне не владели крепостными и вместо этого обрабатывали свои собственные земли. Их относительная бедность служила барьером для ассимиляции с богатыми польскими землевладельцами и помогала им сохранить свою восточнославянскую идентичность. Дворяне обычно жили компактными группами, занимая целые деревни или части деревень. [ 5 ] Хотя украинские дворяне были разбросаны по всей Западной Украине, особенно большие их концентрации имели две области: южная Галичина, к северу от Карпат и к юго-западу от города Львова ; и в западных частях Подолья , к востоку от Галичины, на территории нынешней Тернопольской области . [ 7 ] Наиболее часто используемыми западноукраинскими дворянами гербами были Сас и Корчак . [ 5 ]

Несмотря на свою обязанность служить польской короне, в XV-XVII веках западноукраинская знать иногда принимала участие в антипольских восстаниях. В это время украинские дворяне считали себя обязанными защищать Православную Церковь . Из-за их общей православной веры, когда молдавский князь Богдан III Одноглазый вторгся в контролируемую Польшей Галицию в 1509 году, местная украинская знать массово присоединилась к этому вторжению. После победы Польши над молдавскими войсками в 1510 году многие земли украинских шляхтичей были конфискованы польскими властями, хотя они были возвращены им после того, как украинские шляхтичи заявили, что их принудили присоединиться к молдаванам. В 1511 году польский король объявил, что украинским дворянам запрещено участвовать в религиозных церемониях в Молдавии. [ 8 ] Оппозиция со стороны западноукраинской знати на несколько десятилетий задержала реализацию Брестской унии , признания Православной церковью на Украине Папы Римского , на несколько десятилетий в Галичине. Благородное сопротивление привело к тому, что Галиция стала последней частью управляемой Польшей Украины, принявшей унию с католицизмом. [ 8 ] Несколько западноукраинских дворян отправились на восток и присоединились к запорожским казакам . Один из них, Петр Конашевич-Сагайдачный , стал предводителем казачества в начале 17 века. Он остался верен Польше. [ 5 ]

Во времена, когда Западная Украина входила в состав Царства Польского, дворяне были обязаны защищать государство, в котором находились. Соответственно, они были обязаны участвовать в регулярных военных смотрах, где представляли себя и свое оружие. Относительная бедность украинского дворянства проявлялась в том, что немногие владели доспехами, очень немногие могли позволить себе ездить верхом и, как правило, были вооружены только саблями, мушкетами или даже мелкокалиберными охотничьими ружьями. [ 8 ]

Под Австро-Венгрией и в двадцатом веке

[ редактировать ]

Отмена крепостного права и потеря статуса

[ редактировать ]
Медаль 1782 года в память о конституции парламента в Галиции и Лодомерии Иосифом II, императором Священной Римской империи . На нем изображено аллегорическое изображение имперского закона (слева), передаваемое аллегорической фигуре Галиции со щитом с изображением герба страны.

В 1772 году Западная Украина была аннексирована Австрией во время первого раздела Польши и Литвы . Западноукраинское дворянство, самооценка которого была сосредоточена на функции военной защиты королевства, оказалось без социальной роли в новых политических обстоятельствах и с этого момента определяло себя в основном своими отличиями от крестьян и превосходством над ними. [ 7 ] В 1848 году крепостное право было отменено. До отмены крепостного права в 1848 году образ жизни украинского дворянства сильно отличался от образа жизни украинских крестьян. В отличие от украинских крестьян, украинские дворяне работали на своих землях и не были вынуждены работать на польское дворянство. Они пользовались собственной судебной системой и не находились в подчинении местных судов, в которых доминировали поляки. В отличие от крепостных, украинские дворяне также не были обязаны выполнять общественные обязанности, например работать на дорогах, что они считали унизительным. [ 1 ]

В отличие от польских дворян, имевших крепостных, украинские дворяне не понесли экономических потерь после отмены крепостного права. Вместо этого они испытали потерю социального статуса и положения. Украинское дворянство утратило все свои привилегии, было поставлено под ту же юридическую власть и наделено теми же обязанностями, что и крестьяне. В 1860 году дворянское самоуправление было упразднено и объединены дворянские и крестьянские выборные органы. Дворянство пыталось продолжать неофициально избирать своих лидеров, традиционно известных как префекты , несмотря на официальную интеграцию с крестьянской общиной. [ 6 ] Многочисленные обращения к австрийскому правительству в 1860-х годах с просьбой добиться для себя отдельного юридического статуса не увенчались успехом, за редкими исключениями, такими как иногда возможность избежать необходимости выполнять обязательные дорожные работы. Таким образом, в середине XIX века политические и социально-экономические различия между украинским дворянством и украинским крестьянством исчезли. [ 1 ]

В одном из двух регионов с большой концентрацией украинского дворянства, Западном Подолье , утрата особых дворянских юридических привилегий и ликвидация крестьянского крепостного права привели к ассимиляции большей части западноукраинского дворянства с украинским крестьянством и к исчезновению дворянство как социальная группа. Напротив, дворяне из южной Галиции сохраняли свою самобытность вплоть до 20 века. [ 7 ]

Эволюция от класса к национальной идентичности

[ редактировать ]

Поскольку западноукраинские дворяне не имели поместий и крепостных, в отличие от польского дворянства они не были ненавистны крестьянам. И наоборот, поскольку украинское дворянство никогда не было крепостным, оно не разделяло враждебности крестьян к польскому дворянству и действительно чувствовало с ним классовую солидарность. [ 1 ]

Несмотря на то, что они разделяли язык и религию своих соседей-украинских крестьян, на протяжении всего XIX века украинское дворянство Западной Украины отличалось от крестьян тем, что выражало лояльность несуществующему польскому государству. Собирая фольклор Западной Украины, писатель Иван Франко записал следующее высказывание украинских дворян: «Когда Польша снова будет восстановлена, Мария Тереза ​​выйдет из ада», имея в виду, что австрийская императрица Мария Терезия совершила большой грех, разделив Польшу. [ 9 ] Украинское дворянство также было склонно становиться на сторону польского дворянства во время конфликтов между польской и украинской общинами. В 1848 году украинские дворяне пошли добровольцами в Польскую национальную гвардию, а в 1863 году собрали пожертвования в поддержку польско-литовских повстанцев в Российской империи . Деревни, населенные в основном украинской знатью, были склонны голосовать за польских кандидатов и противодействовать усилиям по распространению грамотности среди крестьян. Дворяне были настолько политически озабочены попытками сохранить или вернуть свои особые права как дворяне, что не участвовали в других формах политической активности. [ 1 ] Отчуждение дворянства от украинского национального движения не было односторонним. Украинское национальное движение было очень ориентировано на крестьян и отвергало дворянство, социальное происхождение которого не соответствовало националистическому повествованию. К дворянству часто относились как к козлам отпущения и обвиняли его в неудачах на выборах; пресса национального движения обвиняла их в жадности и продаже голосов полякам. [ 10 ] Почти никто из политических активистов XIX века, стремившихся облегчить тяжелое положение украинских крестьян, распространить грамотность, поощрить украинизацию или ограничить экономическую эксплуатацию, не был дворянином. Последовательное безразличие или противодействие дворян украинским делам привело к тому, что некоторые сельские украинские активисты заявили, что дворяне даже не были частью украинской нации. [ 1 ]

До середины XIX века, поскольку украинское дворянство было ориентировано на свое сословное положение, оно было против интересов украинского крестьянства. Однако к концу того столетия идея старого многонационального Речи Посполитой уступила место конкурирующим современным украинскому и польскому национализму . Это означало, что национальные идеи затмили классовую лояльность. В то время большая часть украинского дворянства Западной Украины присоединилась к украинскому национальному движению. [ 7 ] Дворянство было представлено Ассоциацией русинского дворянства, которая объединилась с консервативными и религиозными элементами украинского национального движения. [ 1 ] Несмотря на свою преданность украинскому национальному делу, эти дворяне сохраняли отделение от крестьян. Например, вместо того, чтобы присоединяться к крестьянам в читальных клубах для культурных мероприятий, дворяне участвовали в своих собственных «дворянских казино». Это вызвало некоторые негативные настроения среди крестьян. [ 10 ] Русофилы пытались использовать различия между дворянами и крестьянами, и среди дворянства наблюдалась более сильная тенденция поддерживать идеологическую русофилию, чем среди населения Галичины в целом. Действительно, дворянский кандидат от Самборского уезда на выборах 1911 года Иван Кульчицкий даже заявил

«Теперь мы прозрели и не позволим ублюдкам нас обмануть с Украиной…. Вы должны знать, что отныне нам наплевать на Украину и вернулись на историческую дорогу. Отныне мы — русские. " [ 10 ]

Однако в целом дворяне приняли украинскую национальную ориентацию. К началу ХХ века дворянские сходы часто завершались пением украинского гимна « Ще не вмерла Украина » («Украина еще не умерла»). [ 7 ] Памятование в 1912 году казачьего вождя 17 века Петра Конашевича-Сагайдачного , мелкого шляхтича из Галичины, в 1912 году подчеркнуло новую принадлежность украинского шляхтича к украинскому национальному движению. В ходе этих торжеств казаки были представлены не только как беглые крестьяне, но и как дворяне, защищающие украинский народ. Таким образом, дворяне нашли себе место в украинском национальном нарративе. [ 10 ]

Во время и после Первой мировой войны

[ редактировать ]

Накануне Первой мировой войны многие украинские дворяне присоединились к Украинским сечевым стрельцам — патриотическому украинскому подразделению в составе Австро-Венгерской армии. [ 7 ] Дмитрий Витовский и Мирон Тарнавский , двое верховных главнокомандующих Украинской Галицкой армии , которая сражалась против Польши за независимость Украины после Первой мировой войны, были дворянами. [ 11 ] Евгений Петрушевич , президент Западно-Украинской Народной Республики, происходил из семьи дворянских священников, ведущих свое происхождение от галицких бояр. В опросе, проведенном среди членов Украинского национального совета, законодательного органа Западно -Украинской Народной Республики , хотя 2,4% указали свое основное социальное происхождение как дворянство, некоторые из тех, кто указал свое происхождение как духовенство, также происходили из дворянских семей. [ 12 ]

В период польского владычества над Западной Украиной между мировыми войнами попытки польского правительства в 1930-х годах отделить украинское дворянство от других украинцев (путем образования Кольского Шлашецкого ) не увенчались успехом. [ 1 ] Такие усилия имели неприятные последствия, в результате чего многие дворяне отвергали и даже скрывали свой дворянский статус, чтобы избежать возможной ассоциации с польской нацией и подчеркнуть свою солидарность с украинским народом, большинство из которого были потомками крестьян. [ 4 ]

В начале XXI века была предпринята попытка возродить Ассоциацию русинского шляхтича. Основанное в традиционном центре западноукраинского дворянства, городе Самбор , его первым главой был священник Петр Сас -Погорецкий. [ 13 ]

Культура

[ редактировать ]

Речевые и именующие традиции

[ редактировать ]
Наталья Кобринская (урожденная Озаркевич), писательница, родившаяся в дворянской священнической семье, 1880-е гг.

Самые ранние зафиксированные наблюдения отмечали, что западноукраинская знать говорила на восточнославянском украинском (или русинском) языке, а не на польском. [ 6 ] Хотя они говорили на одном языке с украинскими крестьянами, они сохраняли свои особые традиции. [ 1 ] Дворяне, как правило, были более грамотными, чем крестьяне. [ 10 ] Дворянство предпочитало использовать литературный украинский язык, а не местные деревенские диалекты. Отражая некоторую степень образованности, дворянская речь также отличалась от крестьянской речью частым использованием польских и латинских слов и выражений. [ 6 ]

Западноукраинское дворянство часто использовало в качестве фамилий названия сел, где оно проживало. Например, дворяне Терло приняли фамилию Терлецкие, а дворяне Кульчицы - имя Кульчицкие. [ 5 ] Использовались также фамилии, оканчивающиеся на -ич (-ич) или -ик (-ик). [ 7 ] Обычно они давали своим детям украинские имена, но иногда давали им полонизированные украинские имена. [ 7 ]

Образ жизни

[ редактировать ]

Деревни, населенные в основном дворянами, обычно не имели централизованного планирования: дворяне строили свои дома где угодно на своей территории. Западноукраинская знать обычно жила в небольших одно- или двухкомнатных домах с соломенными крышами, интерьеры которых во многом не отличались от крестьянских. Дворянские дома отличались от крестьянских прежде всего внешним видом. В благородных домах были крыльца с колоннами и большие окна, чем в крестьянских домах. [ 14 ]

Те дворяне, которые не были также священниками, обычно работали фермерами и после отмены крепостного права в 1848 году вели образ жизни, очень похожий на образ жизни украинских крестьян. По возможности дворянство стремилось использовать общие поля и леса, отличные от тех, которыми пользовались крестьяне. Небольшое различие между крестьянами и дворянами заключалось в том, что крестьяне, как правило, использовали быков для пахоты, тогда как дворянство предпочитало использовать для этой работы лошадей. Эта традиция, вероятно, была пережитком более ранних времен, когда предки дворян были обязаны время от времени использовать лошадей для военных действий и в качестве разведчиков. [ 6 ]

Дворяне развлекались танцами и визитами друг к другу в дома; при этом они имели тенденцию отделяться от крестьян. Среди их любимых танцев были такие же любимые недворянскими украинцами, как Коломыка и Козак . Мазурка , популярная среди поляков, избегалась украинской знатью. [ 14 ]

Брак и семья

[ редактировать ]
Petty gentry family, modern Ternopil Oblast, 1880

Дворянство избегало браков с недворянами, несмотря на то, что образ жизни был аналогичен крестьянскому. [ 2 ] Например, в одной деревне в период с 1785 по 1855 год из 216 браков 183 заключались между крестьянами, 19 - между дворянами и только 3 были смешанными браками между дворянами и крестьянами (хотя некоторые незарегистрированные браки могли быть и смешанными). [ 15 ] Статус дворянства передавался по мужской линии, поэтому дети дворянок, вышедших замуж за простолюдинов, дворянами уже не считались. Чтобы обеспечить себе знатных супругов, если в непосредственной близости было мало дворян, иногда заключались браки с дворянскими семьями из дальних деревень, и еще в XIX веке были зафиксированы случаи бракосочетания людей против их воли. [ 6 ] Даже в 1980-е годы в некоторых деревнях, населенных дворянскими семьями, представители дворянства избегали вступать в брак с простолюдинами. [ 2 ] В немногих случаях брака между дворянами и простолюдинами обычно участвовали особенно бедные дворяне, вступавшие в брак с зажиточными недворянами. [ 6 ] Писатель Иван Франко родился в результате такого брака.

Дворянство было известно своими тщательно продуманными свадебными церемониями, которые по обычаю длились с субботы по субботу и пытались воссоздать или сохранить старые традиционные великие торжества далеких предков. Благородные невесты на свадебной церемонии одевались в белое, в отличие от крестьянских невест, которые носили вышитые костюмы. [ 7 ] Было приглашено большое количество знатных гостей, в том числе дворян из соседних деревень. Жених приезжал на церемонию верхом на лошади, а невеста – в карете. После свадебной церемонии молодые дворяне стреляли из пистолетов в воздух, приветствуя новую пару и желая им долгих лет жизни. Пиво, вино и еда были предоставлены на всю неделю празднования. Первые три дня гуляний прошли в доме невесты. После этого приданое (которое могло состоять из таких вещей, как корова, лошадь, телега, плуг или земля) подавалось семье жениха, и группа переезжала в дом жениха на оставшиеся четыре дня. [ 14 ]

Жак Гниздовский с герба Кораба в традиционной одежде украинской шляхты

Одежда выполняла для дворян очень важную функцию, поскольку после того, как в начале XIX века они лишились своих юридических привилегий, манера одеваться была одним из немногих способов продемонстрировать свое отличие от крестьян. [ 7 ] Украинское дворянство сохраняло особые формы одежды. [ 1 ] это отличало их как от украинских крестьян, так и от польского дворянства, хотя в целом было украинского типа. [ 2 ] Дворяне имели тенденцию украшать свою одежду черной, а не красной вышивкой, потому что последний цвет считался крестьянским. Действительно, они вообще старались избегать цветов и в основном одевались в оттенки черного и серого. В некоторых регионах мужчины было принято носить голубые бурки с серыми краями, похожие на казачьи жупаны . Женщины носили пальто с воротниками из лисьего меха. Дворяне также носили жилеты с двумя рядами пуговиц вместо одного. Деревенская знать часто была заинтересована носить ту же одежду, что и горожане. Мужчины часто носили рубашки с воротниками и даже галстуки. Поскольку многие дворяне не могли позволить себе купить такую ​​одежду, они шили ее образцы из тех же материалов, которые крестьяне использовали для своей одежды. Если дворянин женился на крестьянке, другие дворяне запрещали ему носить одежду, идентифицирующую себя как дворянина, и если его поймали на этом, с него или ее «дворянскую» одежду сорвали. [ 14 ]

Отношения с украинскими крестьянами

[ редактировать ]

Несмотря на то, что образ жизни был похож на образ жизни крестьян, представители дворянства отличались от них гордостью. Тот факт, что их предки, в отличие от предков их соседей-крестьян, никогда не были крепостными, был предметом гордости дворянских семей. [ 2 ] Дворяне любили польскую поговорку: « Шлахчиц на загродзие równy wojewodzie » («Дворянин за садовой стеной — равный воеводе»). [ 1 ] Они обычно добавляли «нобилис» или «нобилис агрикола» (обозначали свою фермерскую работу) при подписании своих имен, и говорили, что даже во время выпаса скота или торговли на рынках они носили в карманах документы, подтверждающие их дворянский статус. Представители дворянства, независимо от уровня образования, обычно знали далекую историю и подвиги своих семей и передавали эти истории своим детям. [ 2 ]

Еще в конце XIX века, спустя много времени после исчезновения юридических различий между западноукраинскими дворянами и крестьянами, сохранились определенные обычаи, поддерживающие социальное превосходство дворян над соседями-крестьянами. Дворянство унижало крестьян, называя их «девятакожими» ( девятьшкірними ) из-за их предполагаемого большего веса, и называло крестьянскую одежду лохмотьями. [ 2 ] Дворяне любого возраста, даже молодые, обычно обращались ко всем крестьянам, даже к тем, кто старше или богаче их самих, с неформальным «ты» ( ты ), в то время как даже старшие и более богатые крестьяне обращались ко всем дворянам с формальным местоимением « вы». В деревнях с дворянским населением в тавернах были отведены отдельные помещения для дворян, столы которых были покрыты скатертями и которые пользовались стульями, а не грубыми скамейками, которыми пользовались крестьяне; в таких городах дворяне и крестьяне также имели отдельные помещения в церквях. [ 14 ] Последняя практика продолжает сохраняться в некоторых западноукраинских селах, населенных потомками дворян. [ 7 ] В некоторых регионах на Пасху дворяне обычно освящали свои пасхальные корзины внутри церквей, а крестьянские корзины освящали снаружи. [ 2 ] В других регионах дворянам предоставлялось право срезать складные воротники с крестьянских рубах, поскольку крестьяне считались недостойными их носить. [ 2 ] Еще в 1950-е годы в некоторых колхозах западной Украины, находившейся под советским управлением, дворян и крестьян распределяли в отдельные рабочие группы. [ 16 ]

Крестьяне относились к дворянству неоднозначно. С одной стороны, в крестьянских песнях упоминалась дворянская лень и низкопробное мастерство. [ 2 ] Несмотря на чувство превосходства дворян, в конце XIX века западноукраинское дворянство имело среди крестьян репутацию беднее крестьян, потому что они работали не так усердно. Из-за материальной бедности дворянства крестьяне иногда считали заявления дворян о своем статусе и выражения превосходства смехотворными. [ 1 ] С другой стороны, в крестьянском хозяйстве считалось большой честью, если кто-то женился на дворянке. [ 2 ]

В литературе

[ редактировать ]

Западноукраинский поэт Иван Франко , мать которого была дворянкой, поддерживал крестьян и в своих произведениях часто высмеивал чувство превосходства украинского дворянства. [ 2 ]

Западноукраинский дворянин является главным героем рассказа «Дон Жуан из Коломеи » («Дон Жуан из Коломыи ») австрийского писателя Леопольда фон Захер-Мазоха , мать которого была выходцем из западноукраинского дворянства.

Выдающиеся западные украинцы дворянского происхождения

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Джон-Пол Химка. (1988). Галицкие сельчане и украинское национальное движение в XIX веке. Эдмонтон: MacMillan Press совместно с Канадским институтом украинских исследований Университета Альберты. стр. 213-215
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л L. Сливка. (2004). УКРАИНСКАЯ ДОРОЖНАЯ ЭЛИТА: ПРОЯВЛЕНИЯ САМОСОЗНАНИЯ МЕЛКОЙ ПУТИ ГАЛИЧИНЫ В конце XVIII – В НАЧАЛЕ ХХ ст. Russian Noble Elite: View of self-image of Galician Petty Gentry from the end of 18th until beginning of the 20th centers. (Украинский) Ivano-Frankivsk: Ivano-Frankivsk State Medical University.
  3. ^ Химка, Япония (1988). Галицкие сельчане и Украинское национальное движение в России . Пэлгрейв Макмиллан, Великобритания. п. 116. ИСБН  978-1-349-19386-8 .
  4. ^ Jump up to: а б Шляхетское сознание сохранилось у многих галичан 2010 г. 12-04. Общение с Лиубовом Слевкой по Вазилу Морозу, newspaper Galicia (Russian)
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж Энциклопедия Украины. Вступление: Мелкая шляхта, написанная Ярославом Исаевичем Том 3 (1993). Опубликовано Университетом Торонто.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Lubov Slivka. (2009). Галицкая Мелкая Шляхта в Австро-Венгрии.
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л L. Сливка. (2007). Этносоциальное развитие мелкой шляхты в Галиции (1772 - 1914 гг.) этносоциальная flowering of the petty gentry in Galicia, 1772-1914. Распространение для завершения докторской степени в Прикарпатии национального университета Васил Стефаник в Ивано-Франкивске .
  8. ^ Jump up to: а б с Михаил Грушевский . (1908). Украинское дворянство на рубеже XVI и XVII вв . 6 «История Украины-Малороссии», глава 3 «Культурные и национальные отношения: национальный состав и национальный элемент». Перевод проверен и исправлен автором (относится к польскому переводу -sp). Отпечатано в: Памятный том «История Украины» под редакцией В. Липинского, Киев.
  9. ^ Ярослав Грицак. (2018). Иван Франко и его община. Канадский институт украинских исследований и Украинский научно-исследовательский институт Гарвардского университета: Бруклин, Массачусетс. стр. 117
  10. ^ Jump up to: а б с д и Андрей Заярнюк. (2011). Греко-католическая деревенская шляхта и украинское национальное движение в Галиции, управляемой Габсбургами. Архивировано 16 ноября 2018 г. в Wayback Machine журнале украинских исследований , том. 35-35, стр.91-102
  11. ^ Jump up to: а б Hero of November Snatch Dmytro Vitovsky. Львовская Хазета. By Ihor Chornovil.
  12. Социально-политический портрет украинского руководства Галичины и Боковины в революционные годы 1918-1919. Архивировано 18 июня 2007 г. в Wayback Machine Олега Павлишина (2000). Современная Украина. Архивировано 27 декабря 2013 г. в Wayback Machine , том 4–5.
  13. ^ В Самборе хотят возродить "Русскую шляхту Галиции"
  14. ^ Jump up to: а б с д и Alexander Basianovich. (2008). ТРАДИЦИОННО-БЫТОВАЯ КУЛЬТУРА ГАЛИЦКОЙ МЕЛКОЙ ПУТИ ХИХ – НАЧАЛА ХХ С Т. В Т ВОРЧЕСТВА АНДРИЯ ЧАЙКОВСКОГО НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО И ЭТНОГРАФИЯ (Native Creations and Ethnography).
  15. ^ Jump up to: а б Ярослав Грицак. (2006). Ivan Franko - Peasant son? Украина: культурное наследие, национальное сознание, государственность vol. 15
  16. ^ держались украинского языка . Потомки шляхтичей не подвергались русификации и
  17. ^ Wynar, L.; Жуковский, А. "Конашевич-Сахайдачный, Петро" . Encyclopedia of Ukraine .
  18. ^ Джон-Пол Химка. (1988). Галицкие сельчане и украинское национальное движение в XIX веке. MacMillan Press совместно с Канадским институтом украинских исследований Университета Альберты, стр. 284
  19. ^ The cultural legacy of Sacher-Masoch Nataliya Kosmolinska and Yury Okhrimenko
  20. ^ Денис Зубрицкий, Энциклопедия Украины (1993). Том 5. Издано Университетом Торонто. Статья написана Романом Сенькусом
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cffd9a5a2d6cc5bbab974497c38bcb7a__1712603820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cf/7a/cffd9a5a2d6cc5bbab974497c38bcb7a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ukrainian nobility of Galicia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)