Jump to content

Сакбе

(Перенаправлено с Сакбеоба )
Сакбе в Дзибильчальтуне на Юкатане
Арка в конце сакбе, Каба, Юкатан

Сакбе сакбеджоб , множественное число сакбеоб ( юкатекские майя : единственное число сакбей , множественное число ) , или «белая дорога», — это приподнятая мощеная дорога, построенная цивилизацией майя в доколумбовой Мезоамерике . [ 1 ] Большинство из них соединяют храмы, площади и группы сооружений внутри церемониальных центров или городов, но известны и более длинные дороги между городами. Термин «сакбе» на юкатекском языке майя означает «белая дорога»; белого цвета, возможно, потому, что есть свидетельства того, что первоначально они были покрыты известняковой штукатуркой или штукатуркой, которая была поверх каменной и бутовой засыпки. [ 2 ] Хотя был достигнут большой прогресс в определении роли сакбеоба в обществе майя, решение построить сакбеоб в отличие от более мелких и менее сложных путей озадачивает экспертов. Без глубокой зависимости от вьючных животных для перевозки грузов остается частично неясным, почему майя решили потратить так много труда на строительство этих впечатляющих дорог. Однако остается очень правдоподобной теория о том, что Сакбе имела значительную духовную и религиозную ценность в том смысле, что фактическое путешествие по Сакбе казалось своего рода духовным путешествием. [ 3 ]

Сакбеоб, построенный из этих материалов, особенно важен для современных исследований стоянок майя, поскольку они хорошо сохраняются и могут стать бесценными доказательствами для археологов. [ 4 ] Майя «Сакбеоб сильно различался по конструкции, длине, ширине и функциям», согласно исследованию сакбеоба Керена, проведенному в 2015 году. [ 4 ] Возможно, что на территории майя когда-то существовало множество некаменных сакбеобов, однако свидетельства об этих земляных дорогах ограничены, так как они также не сохранились. [ 4 ]

Этимология

[ редактировать ]

Слово Sacbe, означающее белые тропы джунглей, которыми пользовались майя, происходит от комбинации двух слов майя: «sac», означающего белый, и «be», или «beh», означающего путь, дорогу или тропу. [ 5 ] Слово «Бе» является корневым термином для «Сакбе». Beh пишется попеременно как Be, bej, bey, be, bih, а также как «beel» в притяжательном падеже. [ 6 ]

Оно имеет множество отличий от английских представлений о дорогах, тропах или тропах. Метафорические значения Беха столь же важны, если не более важны, чем его буквальное значение «дорога». Этнографы, работающие в низинах, отмечают, что это означает «больше, чем дорога, которую вы видите своими глазами». Термин Бех относится к «дороге жизни». [ 6 ]

В колониальные времена «Сакбе» переводилось как «кальсада» , что в переводе с испанского означает «главная дорога/шоссе». Дословный перевод Сакбе — «белая дорога». Это используется для обозначения больших дорог, построенных майя, с белым покрытием (Sac). [ 6 ]

Сакбеоб сегодня

[ редактировать ]

Многих сакбеобов современные посетители сайтов майя могут увидеть; Самый известный из них находится в Чичен-Ице , пролегая от основной группы вокруг Эль-Кастильо до Священного сенота . Лишь немногие из более длинных дорог все еще существуют целиком. Хорошо известный сакбе соединяет Ушмаль с Кабой , отмеченной кокошниками на обоих концах. Дорога длиной 62 мили (100 км), соединяющая древние города Коба и Яксуна, на протяжении десятилетий была самой длинной, известной археологам. [ нужна ссылка ] . Недавно были обнаружены остатки еще более длинного маршрута. [ когда? ] привлек внимание археологов. Этот длинный сакбе, по-видимому, пролегал от места Тихо (современная Мерида, Юкатан ) через такие места, как Аке и Исамаль , к Карибскому морю недалеко от современного Пуэрто-Морелоса , общее расстояние около 300 км. [ нужна ссылка ] . В наше время некоторые древние сакбеобы использовались в качестве баз или были включены в состав современных автомагистралей и железнодорожных линий. [ нужна ссылка ] . В наше время исследователи довольно подробно нанесли на карту сакбеоб в тех случаях, когда дороги расходятся из городов (например, Калакмуль ). Однако сакбеобы между городами наносятся на карты реже, поскольку они проходят через районы чрезвычайно густых джунглей. [ 7 ]

Стремясь более эффективно картировать сакбеоб майя, исследователи недавно обратились к радиолокационной визуализации. Эта форма картографии способна проникнуть сквозь густой лесной покров и обнаружить сакбеоб внизу, и является разумной альтернативой LiDAR или традиционным методам картирования, поскольку они часто отнимают много времени и стоят дорого. [ 7 ]

Историческое использование

[ редактировать ]

Хотя большая часть хронологии и времени происхождения несколько расплывчата из-за неясных исторических записей, существует большая вероятность того, что сакбе — одна из старейших и древнейших традиций майя. Все сакбеобы, видимо, имели ритуальное или религиозное значение для паломничества. [ 8 ] Писатель-путешественник и один из первых майянистов Джон Ллойд Стивенс сообщил, что некоторые местные майя на Юкатане все еще произносили короткую ритуальную молитву, пересекая сакбе в начале 1840-х годов, хотя в то время они на протяжении веков зарастали джунглями. [ нужна ссылка ] Говорят, что он был рад обнаружить свидетельства существования большого, хорошо построенного сакбеоба, сообщения о котором он ранее считал преувеличением со стороны испанских конкистадоров . [ 9 ] Эти предварительные отчеты включали отчет Диего Лопеса де Коголлудо , летописца 16 или 17 века, который отметил, что «существуют остатки мощеных дорог, пересекающих все это королевство». [ 10 ]

Помимо религиозного значения, которое они могли иметь, сакбеоб имел ряд практических применений. Помимо их большого духовного значения, археологи уже давно используют Сакбе для построения и понимания политических и экономических систем майя. Понимая более широкую связь между поселениями вдоль Сакбе, археологи смогли лучше понять политическую и социальную сеть, которой способствовал Сакбе. Более длинный сакбеоб мог использоваться для торговли и общения. У майя не было вьючного животного, пригодного для перевозки грузов на большие расстояния, поэтому вполне вероятно, что сакбеоба регулярно выгуливали торговцы, хотя известно, что майя также использовали водные маршруты. [ 11 ] Существует множество свидетельств существования курганов, часто интерпретируемых как остатки хижин или промежуточных станций для путешественников, вдоль большого сакбеоба. [ 12 ] [ 9 ] Глядя на большой сакбе, соединяющий Кабу с Ушмалем , туземцы рассказали Джону Ллойду Стивенсу , что древние курьеры майя использовали сакбеб для доставки сообщений между крупными городами. [ 9 ] В Аке на Юкатане несколько сакбеобов ведут прямо к сенотам , которые служат одновременно важными религиозными объектами и источниками чистой воды. [ 2 ]

К сакбеобу часто добавлялись каменные стелы и платформы, чтобы обозначить конец сакбе или точку пересечения двух сакбеоб. Пандусы, лестницы и другие элементы, предназначенные для облегчения использования сакбеоба пешеходами, наблюдаются регулярно, и, похоже, их количество увеличивается по мере приближения к выдающимся архитектурным особенностям объекта. [ 13 ]

Было обнаружено, что сакбеоб находится в тесной связи с источниками воды во многих местах, включая Священный сенот Чичен-Ицы, который служит конечной точкой для местного сакбе. На других участках резервуары расположены близко к сакбеобу, включая участок в Караколе . [ 13 ]

В Кобе до сих пор можно увидеть более 50 сакбеобов. Некоторые исследователи полагают, что некоторые из сакбеобов использовались для разделения населения численностью около 55 000 человек как минимум на четыре баррио или квартала. [ 14 ] Многие более мелкие сакбеобы падают вокруг источников воды или других мест с интенсивным движением транспорта, таких как церемониальные или административные центры. [ 14 ] Два гораздо более крупных сакбеоба соединяют Кобу с меньшими участками Яксуны, почти в 100 км к западу, и Иксиля, примерно в 20 км к юго-западу. [ 14 ] Поскольку Коба является единственным крупным объектом классического периода на территории площадью 5000 квадратных километров вокруг него, считается, что Яксуна и Иксиль являются аванпостами или дочерними предприятиями Кобы, которая должна была быть столицей государства, в котором они все проживали. [ 15 ] Обширные исследования в Кобе, включая использование технологий визуализации, показали, что сакбеобы здесь не такие прямые, как считалось ранее. Более того, похоже, что поселения еще какое-то время продолжают следовать по пути сакбе, поскольку он выходит из центральной части памятника. Эта информация показывает, насколько влиятельными были эти дороги в жизни местных жителей. [ 16 ] При исследовании мешка Коба-Яксуна была сделана особенно важная находка: пятитонный каменный каток, покоящийся на поверхности мешка. Считается, что этот валик использовался для уплотнения поверхности сакбе, чтобы обеспечить гладкую, однородную поверхность для ходьбы. [ 13 ]

На территории майя Серен , расположенной в Сальвадоре , исследования сохранившегося растительного материала показали, что сакбеоб использовались для перевозки грузов между сельскохозяйственными полями в этом районе. [ 17 ] Также важно отметить, что сакбеобы в Серене использовались в качестве маршрута эвакуации после извержения кальдеры Лома вулкана Сан-Сальвадор . [ 4 ]

Некоторые сакбеобы, изучавшиеся на северо-западе Юкатана, судя по всему, были построены во времена конфликтов, быстрого роста населения и миграции, и некоторые интерпретировали их как «постоянные маркеры, свидетельствующие о взаимоотношениях между доминирующими центрами и поселениями-сателлитами». способ обозначения и поддержания политических границ. [ 18 ]

Хотя сакбеобы на Юкатане наиболее известны, они зарегистрированы и в других местах на территории майя. Некоторое количество сакбеобов было обнаружено вокруг Эль-Мирадора и Тикаля в северной части бассейна Петен и вокруг Копана на юге Гватемальского нагорья , а также в других местах. [ 19 ] [ 20 ]

Территория майя на пике своего развития была обширной и включала множество различных типов местности, климата и экологических зон. Поэтому те, кто строил сакбеоб, должны были учитывать условия своего конкретного региона, чтобы обеспечить долговечность сакбеоба. На участке Серен требовался дренаж по бокам мешка, а также регулярное техническое обслуживание со стороны рабочих из-за влажных условий в этом районе. [ 4 ]

Было высказано множество теорий, касающихся строительства сакбеоба. Хотя общего консенсуса достичь не удалось, эксперты полагают, что присутствие сакбеобов в некоторых районах является результатом работы барщинных трудовых отрядов. Эта теория подтверждается существованием завершенных сегментов сакбеоба рядом с неначавшимися. [ 21 ]

Помимо практической функции, символические функции сакбеоба имеют решающее значение для понимания их значения в культуре майя. Сакбеоб служил как физической, так и символической связью между двумя местами. Утверждается, что эта связь служила напоминанием о взаимоотношениях групп, занимавших конкретный сакбе. Считается, что совместное участие в строительстве и регулярном обслуживании этих дорог позволит обществам еще больше укрепить свой союз. [ 22 ]

Космическая и церемониальная ссылка

[ редактировать ]

В культуре майя движение может обладать определенной церемониальной и духовной силой. Согласно некоторым верованиям майя, некоторые формы болезней можно диагностировать по движению различных сил через тело и мир. Ритуалы, в том числе исцеление больных, паломничество , шествие и посвящение, включают движение как порождающий источник силы, способный изменяться и влиять. [ 23 ] Было зарегистрировано, что « сакбеоб часто присоединялись к важным храмовым и дворцовым архитектурным сооружениям с помощью пандусов или лестниц, что делало их частью больших и сложных ритуальных станций», что еще раз подчеркивало их религиозное значение. [ 22 ]

Современный колониальный термин майя для обозначения Млечного Пути также является Сакбе . Исполнение своего предназначения считается осуществлением своей «дороги». Поскольку движение, дороги и космос важны для мифов майя, объединение Сакбе с Млечным Путем предполагает церемониальную важность Сакбе . [ 6 ]

Было замечено, что сакбеоб соответствует четырем сторонам света , простираясь от центров паломничества, что также считается духовно значимым. Также предполагалось, что связь между сакбеобом и Млечным Путем связана с концепцией майя о Мировом Древе , или Ваках-Чан . Таким образом, сакбеоб действовал как ось мира , а это означает, что в некоторой степени сакбеоб мог функционировать как модель вселенной майя. [ 22 ]

Точно так же на месте Эль-Мирадора сакбеоб, по-видимому, был построен для обозначения астрономического выравнивания между Солнцем и Венерой , что было проанализировано как еще одно свидетельство того, что сакбеоб имеет религиозное значение. Также предполагается, что дороги Коба намеренно ориентированы на определенные звезды. [ 13 ]

На древнем месте Серена тефра для строительства местного сакбе использовалась , вулканический материал, собранный в результате предыдущего извержения. Считается, что последствия прошлого извержения для общества и окружающей среды были огромными. Таким образом, исследование, проведенное Sheets et al. пришел к выводу, что строительство Ceren Sacbe из этих материалов, вероятно, имело религиозное и космологическое значение для майя. [ 4 ]

  1. ^ Дольщик 2001, 70
  2. ^ Перейти обратно: а б Ройс и Шук 1966, 43
  3. ^ Даннинг, Николас (октябрь 2009 г.). «Обзор белых дорог Юкатана: изменение социальных ландшафтов Юкатака» (PDF) . Географическое обозрение . 99 (4): 600. JSTOR   40377419 . Проверено 30 апреля 2023 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Шитс, Пейсон; Диксон, Кристина; Ленц, Дэвид; Иган, Рэйчел; Хальмбахер, Александрия; Слоттен, Венеция; Эррера, Росио; Лэмб, Селин (сентябрь 2015 г.). «Социально-политическая экономика древней деревни майя: Серен и ее сакбе». Латиноамериканская древность . 26 (3): 353. дои : 10.7183/1045-6635.26.3.341 . JSTOR   43746227 . S2CID   164538612 .
  5. ^ МакКонахей, Мэри Джо (2011). Дороги майя: путешествие одной женщины среди жителей тропического леса . Чикаго, Иллинойс, 60610: Chicago Review Press. ISBN  978-1-56976-548-7 . {{cite book}}: CS1 maint: местоположение ( ссылка )
  6. ^ Перейти обратно: а б с д Келлер, Анджела (2009). «Дорога под любым другим названием: тропы, тропы и дороги на языке и мышлении майя». У Джеймса Э. Снида; Кларк Л. Эриксон; Дж. Эндрю Дарлинг (ред.). Пейзажи движения: тропы, тропы и дороги в антропологической перспективе . Пенсильвания: Музей археологии и антропологии Пенсильванского университета. стр. 133–157. ISBN  978-1-934536-13-1 .
  7. ^ Перейти обратно: а б ЛаРок, А. «Обнаружение Майи Сакбеоб (Сакбес) с использованием оптических и радиолокационных изображений в северной части Петена, Мексика» . ПроКвест . Геттинген: Copernicus GmbH. ПроКвест   2671557599 . Проверено 30 апреля 2023 г.
  8. ^ Вилла 1934, 207.
  9. ^ Перейти обратно: а б с Кох 2013, 217
  10. ^ Федик, Скотт Л. «Предварительные доказательства существования регионального сакбе на территории низменностей северных майя» . Trinity.edu . Тринити-университет . Проверено 30 апреля 2023 г.
  11. ^ Нортруп и др. 2004, 612
  12. ^ Коу и Коу 1939, 377.
  13. ^ Перейти обратно: а б с д Бухер, Эшли. «Оценка формы и функции сакбеоба и связанных с ним структур в Чан-Чиче, Белиз» (PDF) . Microsoft Word . Выпускник факультета Техасского технологического университета . Проверено 30 апреля 2023 г.
  14. ^ Перейти обратно: а б с Фолан 1978, 73
  15. ^ Фолан 1978, 73-74.
  16. ^ Рорер, Патрик. «Представление и представление дорог древних майя: когда поворачиваются сакбы» . Исследовательский гейт . Университет Калгари . Проверено 30 апреля 2023 г.
  17. ^ Слоттен, Венеция (2015). Палеоэтноботанические остатки и землепользование, связанное с Сакбе в древней деревне майя Хойя-де-Серен (магистерская диссертация). Университет Цинциннати . Проверено 27 апреля 2023 г. - через ProQuest.
  18. ^ Курджак и Эндрюс 1976, 322-324.
  19. ^ Валь и др. 2007, 213
  20. ^ Доля 2001
  21. ^ Шитс, Пейсон; Диксон, Кристина; Ленц, Дэвид; Иган, Рэйчел; Хальмбахер, Александрия; Слоттен, Венеция; Эррера, Росио; Лэмб, Селин (сентябрь 2015 г.). «Социально-политическая экономика древней деревни майя: Серен и ее сакбе». Латиноамериканская древность . 26 (3): 355. дои : 10.7183/1045-6635.26.3.341 . JSTOR   43746227 . S2CID   164538612 .
  22. ^ Перейти обратно: а б с Шоу, Жюстин (2001). «Форма и функция Майя Сакбеоб» (PDF) . Древняя Мезоамерика . 12 (2): 266. дои : 10.1017/S0956536101121048 . JSTOR   26308008 . S2CID   165977356 . Проверено 30 апреля 2023 г.
  23. ^ Мортон, Шон Г. (2012). «Ритуальная процессия и создание Civitas среди древних майя: пример из Наахтуна, Гватемала». Канадский журнал археологии . 36 (1): 141–165. JSTOR   23267573 .
  • Коу, Уильям Р. и Майкл Д. Коу. «Некоторые новые открытия в Кобе (1949)». В «Карнеги Майя III: Вашингтонский институт Карнеги. Заметки по среднеамериканской археологии и этнологии, 1940–1957», под редакцией Уикса Джона М., 377–81. Университетское издательство Колорадо, 2011.
  • Фолан, Уильям Дж. «Коба, Кинтана-Роо, Мексика: анализ доиспанского и современного источника саскаба». Американская античность 43, вып. 1 (1978): 79–85. дои: 10.2307/279634.
  • Келлер, Анджела Х. 2009 Дорога под любым другим названием: тропы, тропы и дороги на языке и мышлении майя. В «Пейзажах движения: тропы, тропы и дороги в антропологической перспективе». Дж. Э. Снид, К. Л. Эриксон и Дж. А. Дарлинг, ред. Стр. 133–157. Филадельфия: Музей археологии и антропологии Пенсильванского университета.
  • Кох, ПО 2013. Джон Ллойд Стивенс и Фредерик Катервуд: пионеры археологии майя . МакФарланд, Инкорпорейтед, Издательство.
  • Курджак, Эдвард Б. и Э. Уиллис Эндрюс. «Раннее обслуживание границ на северо-западе Юкатана, Мексика». Американская античность 41, вып. 3 (1976): 318–25. дои: 10.2307/279520.
  • Нортруп, Синтия Кларк, Бентли, Джерри Х. и Экес-младший, Альфред Э.. 2004. Энциклопедия мировой торговли: от древних времен до наших дней . Флоренция: Тейлор и Фрэнсис.
  • Ройс, Лоуренс и Эдвин М. Шук. «Предварительный отчет о руинах Аке, Юкатан». Мемуары Общества американской археологии , вып. 20 (1966): Ии-54.
  • Шарер, Роберт (2001). Энциклопедия предыстории . Спрингер, Бостон, Массачусетс. стр. 69–81. doi : 10.1007/978-1-4615-0525-9_5.pdf. ISBN   978-1-4684-7132-8 .
  • Вилла Р., Альфонсо. Дорога Яксуна-Коба. Вклад в журнал «Американская археология » 2 (9) (1934): 187–208. Вашингтон, округ Колумбия: Вашингтонский Институт Карнеги.
  • Уол, Дэвид; Шрайнер, Томас; Бирн, Роджер; Хансен, Ричард (2007). «Палеоэкологические данные из позднеклассического водоема майя в Северном Петене». Латиноамериканская древность . 18 (2): 212–222. дои : 10.2307/25063105.
  • «Проселочные дороги: путешествие, видимость и поздние классические поселения в горах южных майя». Журнал полевой археологии, 2019, www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/00934690.2019.1571373. По состоянию на 3 мая 2023 г.
  • МакКонахей, Мэри Джо. Дороги майя: путешествие одной женщины среди жителей тропического леса. Чикаго Ревью Пресс, 2011.
  • Чейз, Арлен Ф. и Дайан З. Чейз. «ДРЕВНИЕ ДОРОГИ МАЙЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛОЩАДКИ В КАРАКОЛЕ, БЕЛИЗ». Древняя Мезоамерика, т. 12, нет. 2, 2001, стр. 273–281, doi:10.1017/S0956536101121097.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d8a496f8d9ee54c89cb7fdabda4391f0__1715185680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d8/f0/d8a496f8d9ee54c89cb7fdabda4391f0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sacbe - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)