Марк П. Стаки
Марк Стаки | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Миннеаполис, Миннесота , США | 9 ноября 1958 г.
Статус | Ушедший на пенсию |
Национальность | Американский |
Другие имена | «Фальсификатор» |
Альма-матер | Университет штата Канзас , бакалавр наук, 1980 г. |
Род занятий | Морской летчик , летчик-испытатель ВВС США , летчик-испытатель , космонавт |
Космическая карьера | |
Virgin Galactic Коммерческий космонавт ![]() | |
Классифицировать | Майор США морской пехоты ; Подполковник США ВВС |
Выбор | 2009 [ 1 ] |
Миссии | ВСС Юнити ВП-03 |
Марк П. «Форджер» Стаки (родился 9 ноября 1958 г.) — американский летчик-испытатель и коммерческий астронавт . На этих должностях он был сотрудником Virgin Galactic , частной космической компании, которая занимается разработкой суборбитальных космических туристических полетов.
13 декабря 2018 года Стаки и второй пилот Фредерик Стеркоу совершили испытательный полет VSS Unity VP-03 компании Virgin Galactic, который достиг апогея 82,7 км (51,4 мили). Это превосходило конвенцию США о границе космического пространства (50 миль (80,47 км)), но не соответствовало линии Кармана (100 км (62,14 мили)), международно признанной границе. Этот полет был примечателен как необычный пример полета на большой высоте с апогеем, приходящимся между двумя высотами; Другие примеры включают одиннадцать полетов North American X-15 и «Союз МС-10» , прерванный космический полет, произошедший неделями ранее.
После увольнения из Virgin Galactic в 2021 году Стаки был нанят Blue Origin этой компании в качестве члена группы перспективных разработок в октябре того же года. [ 2 ]
Стаки — опытный летчик с опытом военных, коммерческих и экспериментальных полетов.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Марк Стаки родился в Миннеаполисе, штат Миннесота , в семье Пола и Лидии. он жил в Салине, штат Канзас , где Пол преподавал физику в местном колледже. В детстве [ 3 ] Интерес Стаки к авиации начался в 1974 году, когда он начал планировать на дельтапланах со скал. [ 4 ] Он стремился стать пилотом и космонавтом, цели, которые можно было реализовать, поступив на военную службу. Однако Павел был меннонитом , верившим в пацифизм , и запретил своему сыну идти в армию. Интерес Стаки к дельтапланеризму привел к созданию дизайнерского проекта, в результате которого он получил стипендию для обучения в Университете штата Канзас ; он окончил университет в 1980 году со степенью бакалавра физических наук . Желание Стаки стать пилотом было настолько сильным, что он вступил в Корпус морской пехоты США вопреки желанию отца. [ 3 ]
Карьера
[ редактировать ]Стаки прошел летную подготовку и выполнил испытательные полеты под эгидой различных родов вооруженных сил , включая морскую пехоту, ВМФ и ВВС . Он летал на F-4 Phantom и «всех моделях». [ 4 ] F /A-18 Хорнет . Во время первой войны в Персидском заливе Стаки совершил несколько боевых вылетов. [ 4 ] После войны он продолжил свое образование, получив степень магистра авиационных систем в Университете Теннесси .
В 1993 году Стаки был нанят НАСА в качестве летчика-испытателя. Он покинул организацию в 1999 году, сославшись на разочарование по поводу нехватки экспериментальных исследовательских проектов. [ 3 ] Он работал гражданским коммерческим пилотом в United Airlines до 2003 года, когда снова поступил на военную службу, теперь в ВВС. Стаки вернулся в строй на Ближнем Востоке, на этот раз во время войны в Ираке . Находясь там, он следил за новостями о частном космическом корабле, совершившем суборбитальные полеты: в 2004 году SpaceShipOne , спроектированный Бертом Рутаном из Scaled Composites , трижды летал в космос. Стаки подумал, что могут быть и другие возможности стать астронавтом. [ 3 ] Успех SpaceShipOne побудил Virgin Group магната Ричарда Брэнсона основать Virgin Galactic и стать партнером Rutan для разработки продолжения корабля SpaceShipTwo , который будет использоваться новой компанией. В 2005 году Рутан и Брэнсон стали соучредителями The Spaceship Company , еще одного производственного предприятия, специально намеревавшегося поставлять Virgin Galactic парк кораблей SpaceShipTwo.
Стаки вернулся с войны в Ираке в 2007 году и переехал в Неваду , все еще работая в ВВС и участвуя в секретном проекте. Он обратился в Scaled за вакансией и был нанят в качестве летчика-испытателя в 2009 году. [ 3 ] Первый экземпляр SpaceShipTwo, VSS Enterprise , совершил свой первый полет в 2010 году; Стаки пилотировал несколько испытательных полетов корабля до его катастрофической крушения в 2014 году. Несмотря на резкую критику после катастрофы, Virgin Galactic продолжила разработку своей программы; Стаки был нанят непосредственно Virgin Galactic в качестве пилота-испытателя в 2015 году в рамках реструктуризации. [ 5 ] В этот период он также занимал пост президента Общества летчиков-испытателей в течение одного года, что является обычным сроком руководства организацией. [ 6 ] В 2016 году Стаки пилотировал первый свободный полет второго корабля SpaceShipTwo VSS Unity . [ 7 ] после освобождения со своего основного корабля- компаньона , «Белый Рыцарь» двухкласса VMS Eve .
В 2021 году Стаки оказался в центре внимания книги Николаса Шмидла «Боги испытаний: Virgin Galactic и создание современного астронавта» , опубликованной 4 мая 2021 года. Книга привела к ссоре между Стаки и Virgin Galactic, отчасти из-за раскрытия внутреннего мира Стаки. критику стандартов безопасности Virgin Galactic, а Стаки запретили участвовать в полете космического корабля Ричарда Брэнсона 11 июля . 19 июля 2021 года Стаки был уволен из Virgin Galactic из-за удаленного звонка через Zoom . [ 8 ] Позже выяснилось, что во время полета 11 июля произошло отклонение от курса, что послужило толчком к расследованию Федерального управления гражданской авиации , на что Стаки заявил: «Самым вводящим в заблуждение заявлением сегодня было заявление Virgin Galactic. скорость тангажа, ветер был в пределах допустимых значений, они не предприняли ничего существенного для устранения ошибки траектории и вошли в воздушное пространство класса А без разрешения». [ 9 ]
ВСС Юнити ВП-03
[ редактировать ]13 декабря 2018 года на высоте 43 000 футов VMS Eve выпустила VSS Unity для своего четвертого испытательного полета с двигателем. [ 10 ] [ 11 ] Ведущий пилот Стаки и второй пилот Стеркоу управляли Unity со скоростью не более 2,9 Маха на максимальной высоте 82,7 км, тем самым превысив предел в 50 миль, используемый в Соединенных Штатах для обозначения предела космоса, но не дотянув до линии Кармана. . Оба корабля после этого благополучно приземлились. Информация о полете была опубликована в различных твитах Virgin Galactic, самого Брэнсона и связанных с ним сотрудников. Согласно конвенции США, этот полет стал первым полетом человека в космос, начавшимся в Соединенных Штатах после STS-135 , последнего полета космического корабля "Шаттл" в 2011 году.
Личная жизнь
[ редактировать ]Стаки разведен со своей первой женой Джоан, от которой у него трое детей. Он женился во второй раз на Шерил Агин. [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Руководитель летных испытаний Virgin Galactic Марк Стаки, руководивший первым космическим полетом, покидает компанию» . CNBC . 22 июля 2021 г. Проверено 22 июля 2021 г.
- ^ Фишер, Кристин (19 октября 2021 г.). «Бывший ведущий летчик-испытатель Virgin Galactic переходит на новую работу в Blue Origin» . CNN .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Шмидле, Николас (20 августа 2018 г.). «Человек-ракета Virgin Galactic» . Житель Нью-Йорка .
- ^ Jump up to: а б с Гиббс, Ивонн (7 августа 2017 г.). «Бывшие пилоты: Марк П. Стаки» . НАСА .
- ^ Мессье, Дуг (23 января 2015 г.). «Virgin Galactic нанимает нового пилота» . Параболическая дуга .
- ^ «Бывшие президенты СЭТП» . Общество летчиков-экспериментаторов .
- ^ «Обновление из Мохаве: успешные первые летные испытания VSS Unity - Virgin Galactic» . Вирджин Галактик . 3 декабря 2016 г. Архивировано из оригинала 13 мая 2017 г. . Проверено 20 марта 2017 г.
- ^ Шмидле, Николас (1 сентября 2021 г.). «Красный предупредительный свет во время космического полета Ричарда Брэнсона» . Житель Нью-Йорка .
- ^ @Stuck4ger (2 сентября 2021 г.). «Самое вводящее в заблуждение заявление сегодня…» ( Твит ) – через Твиттер .
- ^ Стюарт, Джек (13 декабря 2018 г.). «Когда Virgin Galactic достигает космоса, пилоты становятся астронавтами» . Проводной .
- ^ «Биографии кандидатов в астронавты и космонавты: Марк Стаки» . www.spacefacts.de . Проверено 17 января 2019 г.