Билл Томас Гепард


Bill Thomas Cheetah — американский спортивный автомобиль , спроектированный и спроектированный полностью из американских компонентов и выпускавшийся с 1963 по 1966 год тюнером Chevrolet Биллом Томасом. конкурент Кэрролла Шелби Cobra Он был разработан как . [ 1 ]
Билл Томас
[ редактировать ]Уильям П. «Билл» Томас родился 28 мая 1921 года и жил в Анахайме, Калифорния . В 1956 году Томас начал работу по настройке и модификации Chevrolet Corvette для гонок для CS Mead Motors Co. К 1960 году Томас основал собственную компанию Bill Thomas Race Cars. В то время компания General Motors обратилась к нему с просьбой провести работу над новым Chevrolet Corvair . Он также подготовил 409 Bel-Airs и Biscaynes 1962 года для дрэг-рейсинга и еще один серийный автомобиль Chevrolet для Луи Унсера , который выиграл свой дивизион Pikes Peak International Hill Climb . GM также заключила с ним контракт на разработку Chevy II . [ 2 ] [ 3 ]
Билл Томас умер 10 октября 2009 года. [ 3 ]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Прототип
[ редактировать ]В 1963 году Томас заручился тайной поддержкой главы General Motors Performance Product Group Винса Пиггинса в разработке Cheetah как концептуального автомобиля. Его спроектировали Томас и Дон Эдмундс , его ведущий производитель. Эдмундсу приписывают большую часть строительства автомобиля. Финансирование проекта поступило от частных инвесторов Томаса и Джона Гроу, дилера Chevrolet в Риальто, Калифорния. Прототип автомобиля принадлежал Гроу. Используя свои гоночные связи, Томас организовал материальную помощь от Chevrolet для приобретения основных компонентов — двигателя Corvette 327, трансмиссии Muncie и независимых узлов задней части. Другие компоненты были складированы из более крупного контейнера запчастей GM, например, шпиндели легковых автомобилей Chevrolet и NASCAR . барабанные тормоза Chevrolet, отвечающие требованиям [ 4 ]
Проектируем и строим
[ редактировать ]После доставки компонентов трансмиссии Эдмундс разложил их в цеху и начал проводить измерения. Используя мел, Эдмундс нарисовал основные контуры шасси . Первоначальные чертежи Cheetah, созданные Эдмундсом, состояли из нескольких простых рисунков, показывающих основные компоненты в виде блоков с отмеченными основными размерами. Методология проектирования большинства автомобилей, которые он построил за свою карьеру, Эдмундс заключал в том, чтобы набросать то, как, по его мнению, должна выглядеть машина, а затем построить ее. Лишь несколько последних автомобилей Indy создавались профессиональными дизайнерами.
После того, как форма шасси была определена, Эдмундс набросал эскиз кузова. Он показал свои чертежи Томасу и после нескольких незначительных изменений приступил к строительству. Cheetah создавался как круизная машина или модель для стайлинга, а не как гоночный автомобиль. Томас хотел, чтобы прототип продемонстрировал General Motors уровень работы, которую могла выполнить его компания, с намерением получить дополнительные контрактные работы. После начала строительства Томас решил, что автомобиль также будет участвовать в гонках на гоночных трассах для дальнейшего продвижения концепции. Шасси не было предназначено для этого и поэтому не было достаточно жестким для гонок. Эта проблема возникла, когда машина начала участвовать в соревнованиях. [ 5 ]
После того, как Эдмундс построил нижнюю половину подвижного шасси , он сконструировал фанерный кузов, или «бак», который поместился поверх шасси. В комплект поставки входят съемные металлические рамы, на которых видны контуры окон. После завершения сборку кузова и формы отправили в компанию California Metal Shaping для изготовления алюминиевого кузова и в компанию Aircraft Windshield Co для изготовления окон. После возвращения к Томасу его закончили Дон Борт и Эдмундс. Второй автомобиль также был построен с алюминиевым кузовом в декабре 1963 года для испытаний в Инженерном центре Шевроле. [ 6 ] Остальные автомобили имели кузов из стеклопластика. [ 5 ]
Серийные модели
[ редактировать ]В серийных моделях использовались кузова из стекловолокна. Первые производились двумя разными компаниями — Contemporary Fiberglass и Fiberglass Trends. Компания Contemporary Fiberglass была выбрана для производства кузовов из-за некоторых проблем с формами Fiberglass Trends. Компания Fiberglass Trends продолжила производство собственной версии Cheetah под названием GTR , которая использовалась для дрэг-рейсинга.
Шасси Cheetah было изготовлено из с вытянутой оправкой (DOM) хромомолибденовых трубок , которые были сварены гелиардовой сваркой (чаще называемой TIG или сваркой в инертном газе вольфрама) с использованием сварочного аппарата P&H Mining DAR-200. Конструкция автомобиля была необычной: у него был передний двигатель, но двигатель располагался настолько далеко назад в шасси , что выходная вилка трансмиссии соединялась непосредственно с входной вилкой на «тыквенном» корпусе центрального дифференциала задней подвески. по сути, карданный вал представляет собой всего лишь универсальный шарнир, связывающий трансмиссию с дифференциалом. При таком расположении двигателя ноги водителя находились рядом с двигателем. Коллекторы выхлопной системы проходили над ногами водителя и пассажира. Верхние части коробок для ног были изогнуты, чтобы освободить место для заголовков, сделанных вручную Эдмундсом. Этот дизайн доводит до крайности атрибуты так называемой компоновки FRM. Следовательно, эта конструкция обеспечивала распределение веса спереди и сзади, примерно автомобиль со средним расположением двигателя без затрат на дорогую коробку передач. Такой стиль дизайна привел к перегреву кабины водителя – проблема, которая повлияла на поведение Cheetah на трассе. [ нужна ссылка ]
Проект Супер-Гепард
[ редактировать ]Бывшие сотрудники полагают, что алюминиевый автомобиль № 001, проданный Chevrolet для оценки, а затем выкупленный Томасом, стал базовой моделью для проекта «Супер Гепард». Этот прототип Super Cheetah должен был стать новым улучшенным уличным Cheetah 1965 года, о котором также ходили слухи, что он будет участвовать в гонках в Ле-Мане . Кэрролла Шелби, ориентированное на Ferrari Shelby Daytona Работа над Super Cheetah началась в начале 1964 года, примерно в те же сроки, что и гоночное купе . Для Super Cheetah была изготовлена пространственная рама из хромомолибденовой стали 4130 с учетом изменений, предложенных Chevrolet во время испытаний в Риверсайде при участии Боба Бондюранта, Джерри Титуса и других в период с июня 1963 по 1964 год. Модернизация также включала изменения, извлеченные из опыта эксплуатации гонки на оригинальных Cheetahs. [ 7 ]
Для комфорта водителя салон был расширен: на два дюйма с каждой стороны от ножной педали было увеличено пространство, рулевая рейка переместилась в заднее положение передних шпинделей (в отличие от первой конструкции Билла с передним положением рулевого управления на модели 1964 года), Передняя секция рамы имела встроенный наклон 7°, в области передней амортизаторной стойки были установлены новые диагональные трубы для ограничения гибкости шасси, передние верхний и нижний А-образные рычаги имели шаровые шарниры, а задняя часть шасси была увеличена, чтобы обеспечить возможность больший запас топлива. Томас так и не завершил проект из-за решения Chevrolet прекратить поддержку. [ 2 ] [ 7 ] [ 8 ]
История гонок
[ редактировать ]Гонки, гонщики и владельцы
[ редактировать ]Первоначально автомобиль проектировался с расчетом на Дэйва Макдональда в качестве водителя; Томас и Макдональд установили давние гоночные отношения на Корветах. Кэрролл Шелби предложил Макдональду возможность водить Кобру, и Макдональд согласился. Однако Макдональд умер 30 мая 1964 года, направляясь в Индианаполис. [ 9 ]
Cheetah должен был дебютировать на Гран-при Los Angeles Times 1963 года , но за два дня до этого разбился на тренировке с Доном Хорватом за рулем. Его алюминиевый корпус был заменен на стеклопластиковый. Его первое мероприятие состоялось на трассе Cal-Club, Riverside International Raceway 1 февраля 1964 года. Он разбился в конце первого круга с Джерри Титусом за рулем. Водяной шланг оторвался, и вода попала под задние колеса, в результате чего машина вылетела с трассы на повороте. Титус участвовал в гонках на машине на протяжении всего сезона 1964 года. Он был активным сторонником Cheetah как журналист журнала Sports Car Graphic . В 1965 году владельцем автомобиля (гоночный номер 58) стал Джерри Энтин, который с некоторым успехом участвовал в гонках. Этот автомобиль использовался в Элвиса Пресли фильме Spinout . [ 10 ]
Третий автомобиль, первый с кузовом из стекловолокна, был продан Ральфу Сальеру в 1964 году и переоборудован в родстер . Он участвовал на нем в Кубке вызова 1964 года в Дайтоне. Это был самый успешный гоночный Cheetah, выигравший 11 второстепенных соревнований в период с 1964 по 1965 год. Автомобиль Сальера (гоночный номер 25) был известен как Cro-Sal Cheetah, названный в честь его механика Джина Кроу, а также Сальера. Кроу преобразовал его в родстер, чтобы Сальер не страдал от теплового истощения из-за проблемы накопления тепла в салоне водителя из выхлопных труб. [ 5 ]
Бад Классерат приобрел четвертую машину (гоночный номер 46) для той же гонки. Аллан Грин привез пятую машину (гоночный номер 17) для Джерри Гранта для участия в Кубке вызова, но тот разбился на тренировке.
Шестой автомобиль также был заказан Аланом Грином Chevrolet из Буриена/Сиэтла, штат Вашингтон, и был построен в соответствии с гоночными спецификациями. Он участвовал в гоночной серии USRRC (гоночный автомобиль номер 15). Его выдающийся задокументированный гоночный послужной список включает 10 соревнований Международной автомобильной федерации (FIA) в 1964–65 годах. В 2009 году этот Cheetah получил исторический технический паспорт (HTP), выданный FIA. HTP позволяет этому Cheetah участвовать в любом винтажном мероприятии, санкционированном FIA, в мире. Это единственный гепард Билла Томаса, у которого есть ПВТ. Алан Грин Шевроле получил этот Cheetah в марте 1964 года. На нем активно участвовали в гонках в течение сезонов 1964 и 1965 годов, обычно под флагом Алана Грина Шевроле. Его первая гонка, мероприятие Калифорнийского клуба спортивных автомобилей, состоялась в Помоне, штат Калифорния, 22 марта 1964 года. Хотя он был поставлен в красный цвет, примерно в июне 1964 года он был перекрашен в зеленый цвет Алана Грина.
Седьмую машину также приобрел Аллан Грин для своей жены для обычного использования на дорогах.
Восьмая машина не участвовала в гонках до недавнего времени на старинных мероприятиях Скипа Ганнелла. Джек Гудман приобрел девятый автомобиль Dixon Cadillac (гоночный номер 33), и после того, как он был продан Джеймсу Филлипсу, он был модифицирован, выиграв чемпионат A / SR 1968 года для южно-тихоокеанского региона SCCA в 1968 году. Дон Гриб участвовал в дрэг-рейсинге десятым. машина. [ 10 ]
Проблемы с производительностью
[ редактировать ]Помимо теплового воздействия на водителя, двигатель также был склонен к перегреву, в немалой степени из-за отсутствия вентиляционных отверстий для отвода горячего воздуха из моторного отсека. В конце концов, проблемы с перегревом были решены за счет использования более крупного радиатора Pontiac NASCAR, вырезания различных конфигураций отверстий в капоте и полноразмерном подкрылке и, наконец, путем добавления спойлеров для отвода горячего воздуха из-под капота (первый спойлер на капоте). на самом деле это была веревка, протянувшаяся через капот от крыла до крыла.) [ нужна ссылка ] Еще одна серьезная проблема возникла из-за вышеупомянутого изменения назначения автомобиля на середине пути; Поскольку автомобиль изначально разрабатывался как доказательство концепции, шасси не хватало жесткости, необходимой для шоссейных гонок (в первоначальную конструкцию было включено небольшое количество триангуляции). При изменяющихся нагрузках, например, на извилистой дороге, геометрия подвески автомобиля постоянно менялась, и управление ею оказывалось трудным даже для опытных водителей, таких как Джерри Титус. Увеличение мощности только усугубило проблему; при резком ускорении продольные рычаги могли выгибаться наружу, позволяя задним колесам сходить внутрь. Владельцы автомобиля смогли улучшить управляемость, добавив косынки и триангуляцию к шасси, модифицированные (или полностью переработанные) продольные рычаги и дисковые тормоза. . [ 5 ]
Несмотря на некоторые неблагоприятные тенденции в управлении на дороге, немногие автомобили могли поймать его на прямой линии из-за построенного Томасом двигателя объемом 377 куб. Дюймов (6,2 л), двойного расходомера воздуха и малоблочного двигателя Chevy V8 с впрыском топлива. [ нужна ссылка ]
Кончина
[ редактировать ]В 1964 году правила гоночных автомобилей изменились со 100 автомобилей, необходимых для омологации, на 1000 автомобилей. Это побудило Chevrolet сообщить Томасу, что они больше не будут поддерживать проект Cheetah. [ 2 ] Еще одним важным фактором, завершившим проект, стал быстро развивающийся дизайн гоночных автомобилей, а настоящие среднемоторные конфигурации представляли собой волну будущего. Например, купе Shelby Daytona были признаны устаревшими благодаря Ford GT40 . [ нужна ссылка ]
Томас, столкнувшись с этими негативными факторами, а также с пожаром, уничтожившим его завод 9 сентября 1965 года, принял деловое решение прекратить производство Cheetah и перейти к другим проектам, включая сотрудничество над Nickey Chevrolet Camaros . [ 2 ] Последний зарегистрированный экземпляр Cheetah, произведенный Биллом Томасом, был заказан осенью 1965 года и доставлен в апреле 1966 года. [ 11 ]
Коллекционирование и юбилей
[ редактировать ]Учитывая их происхождение, высокий потенциал производительности в сочетании с некоторыми успехами в гонках и популярность среди поклонников игровых автоматов благодаря своей уникальной форме, оставшиеся оригинальные автомобили выросли в цене и в значительной степени считаются предметами коллекционирования. [ нужна ссылка ]
прошел сбор Cheetahs, В 2014 году на Road America посвященный 50-летию автомобиля. На мероприятии присутствовали члены семьи Билла Томаса. [ 12 ]
Автомобили
[ редактировать ]Официальных данных о точном количестве выпущенных автомобилей не существует, но по самым лучшим оценкам было построено около 23 автомобилей разной степени готовности и конфигурации. Эта оценка основана на количестве кузовов из стекловолокна, произведенных выбранным производителем, выбранным Томасом, и на документально подтвержденном производственном номере последнего известного оригинального Cheetah. [ нужна ссылка ] Боб Осье из BTM Race Cars оценивает это число в 19 шасси и 33 кузова. [ 2 ]
Следующее основано на списке кадров из журнала Боба Райана. [ 13 ]
Номер кадра | Тело | Материал | Владелец | Комментарии |
---|---|---|---|---|
1 | Калифорния Металлообработка | Алюминий | Шевроле | Используется как основа для неполного Супер Гепарда, хотя для этой цели указан кадр № 11.
Сейчас принадлежит Дункану Питтауэю и участвовал в исторических мероприятиях. |
2 | Калифорния Металлообработка | Алюминий – переработанный в стекловолокно, с момента восстановления |
Инженерный центр Шевроле | Первый участвовал в гонках, а когда принадлежал Джерри Энтину, появился в фильме Spinout. |
3 | Современное стекловолокно | Стекловолокно | Ральф Сальер | Переоборудован в родстер и участвовал в гонках как Cro-Sal Special. |
4 | Современное стекловолокно | Стекловолокно | Бад Классерат | |
5 | Современное стекловолокно | Стекловолокно | Аллан Грин | |
6 | Современное стекловолокно | Стекловолокно | Аллан Грин | |
7 | Современное стекловолокно | Стекловолокно | Аллан Грин | |
8 | Современное стекловолокно | Стекловолокно | Томас Фридкин | Скип Ганнелл участвовал в гонках на старинных соревнованиях. |
9 | Современное стекловолокно | Стекловолокно | Джек Гудман | Назван Dixon Cadillac и успешно участвовал в чемпионате A / SR 1968 года под руководством Джеймса Филлипса. |
10 | Современное стекловолокно | Стекловолокно | Дон Грейб | Дрэг-рейсер |
11 | Супер Гепард - так и не завершен | |||
12 | Голая рама так и не была завершена | |||
13 | Голая рама так и не была завершена | |||
14 | Голая рама так и не была завершена | |||
15 | Используется на модернизированном автомобиле № 1 после крушения в Риверсайде в 1964 году. | |||
16 | Используется на переделанной машине № 2 Джерри Энтина. | |||
Тенденции в области стекловолокна | Стекловолокно | Только один построен для Билла Томаса - более поздние модели назывались Fiberglass Trends GTR. |
Реплики и репродукции
[ редактировать ]
После того, как Билл Томас прекратил производство Cheetah, компания Fiberglass Trends производила копию Cheetah под названием GTR с 1965 по 1989 год. Их версия была в первую очередь предназначена для дрэг-рейсеров. У него была стойка А от крыши до основания лобового стекла, чего не было в оригинальном дизайне гоночного автомобиля Cheetah Билла Томаса. [ 14 ] По некоторым данным, Дин Моррисон купил права на изготовление реплик Cheetahs. Он продал их в 1983 году Буфорду Эверетту.
В 1996 году Боб Осье построил свой первый Cheetah, а с помощью BTM Race Cars построил продолжение Cheetah по соглашению Томаса с 2001 по 2013 год. [ 15 ] На предприятии БТМ было построено около 46 автомобилей. Где-то в 2000-х годах, похоже, произошел спор или разногласия между Осье и семьей Томас. [ 16 ] Судебный иск, поданный BTM против семьи Томас 18 марта 2014 года в Центральный окружной суд Калифорнии, привел к вынесению решения против BTM 1 сентября 2015 года, согласно которому разрешение Уильяма Томаса II на BTM на продолжение Cheetahs было прекращено. смерть 10 октября 2009 года. [ 17 ] Согласно их веб-сайту, BTM прекратила выпуск продолжения Cheetahs 20 августа 2015 года. [ 18 ] Однако недавние обновления на веб-сайте указывают на продолжающийся спор по поводу товарных знаков. [ 19 ]
Allied Fiberglass какое-то время также предлагала на продажу копии кузовов. [ 2 ] Примерно с 2010 года компания Ruth Engineering and Racing Inc из Графтона, штат Огайо, выпустила обновленную версию под названием RER Cheetah Evolution, в которой используется современная ходовая часть. [ 20 ] Shell Valley Classic Wheels of Nebraska в настоящее время также производит версию киткара. [ 5 ]
Торговая марка
[ редактировать ]12 сентября 2013 г. Уильям П. Томас III подал заявку и получил USPTO Bill Thomas Cheetah товарный знак SN 86063410. По состоянию на 28 апреля 2015 г. регистрация товарного знака имела федеральный статус: выдано Уведомление о разрешении. Охватываемые категории товарных знаков: транспортные средства и изделия для передвижения по суше, воздуху или воде; швейная продукция; строительные и ремонтные услуги. В описание Билла Томаса Cheetah, предоставленное ВПТЗ США, входят гоночные автомобили и детали для гоночных автомобилей, а именно детали конструкции, отделка салона и значки. [ 21 ] C Джастин О'Рурк подал заявку на регистрацию товарного знака 10 марта 2011 г., но не принял ее. [ 22 ]
Согласно веб-сайту BTM, в 2016 году BTM и некоторые члены семьи Томас были вовлечены в спор в Апелляционной комиссии по товарным знакам по поводу права собственности на товарные знаки Cheetah. BTM утверждает, что Билл Томас передал товарные знаки BTM в 2006 году по соглашению между Томасом и Робертом Осье.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Почему Cheetah более крутой, чем Shelby Cobra. Кроме того, он еще более неуправляемый» . Дорога и трасса . 17 июня 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Строл, Дэниел (13 июня 2013 г.), «Прототип однажды потерянного супергепарда обнаружен в гараже спустя 40 лет» , Хеммингс
- ^ Перейти обратно: а б Дань Биллу Томасу , веб-сайт Билла Томаса Cheetah, получено 22 мая 2015 г.
- ↑ История веб-сайта Cheetah Cars. Архивировано 22 мая 2015 г. на Wayback Machine , получено 20 мая 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Кобра и гепард: сказка о маслкаре (часть вторая) , Ронни Шрайбер, 8 сентября 2010 г.
- ^ «Продается тестовый мул Chevrolet Engineering Aluminium № 002 Cheetah 1964 года выпуска» . Billthomascheetah.com . Архивировано из оригинала 9 декабря 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «BTMLLC Аризонского алюминиевого супергепарда» .
- ↑ Веб-сайт Cheetah Cars — история гонок. Архивировано 22 мая 2015 г. на Wayback Machine , получено 20 мая 2015 г.
- ^ «Взгляд сбоку» . «Автоспорт» Журнал . Май 2004. с. 64 . Проверено 20 июля 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Автомобили Cheetah — история гонок. Архивировано 22 мая 2015 г. на Wayback Machine , получено 20 мая 2015 г.
- ↑ Веб-сайт Cheetah cars. Архивировано 22 мая 2015 г. на Wayback Machine , получено 20 мая 2015 г.
- ↑ The Hawk на Road America 2014 – Отчет и фотографии , 22 июля 2014 г., Дэвид Фергюсон
- ^ «История» . Архивировано из оригинала 22 мая 2015 г. Проверено 22 мая 2015 г.
- ^ Байерс, Келлисон и Тенденции в области стекловолокна….О боже!!! (Часть 2) , 16 января 2012 г., Джеффри Хакер
- ^ Гепард вернулся! , Д. Брайан Смит, 31 мая 2007 г.
- ↑ Письмо семьи Билла Томаса , 6 марта 2014 г. — получено.
- ^ https://dockets.justia.com/docket/california/cacdce/8:2014cv00414/585264 Барбара Томас, Фрэнк Томас, Уильям П. Томас III и Кэролин Томас Уолтерс против BTM, LLC
- ^ www.billthomascheetah.com http://www.billthomascheetah.com/ . Проверено 22 октября 2015 г.
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) [ название отсутствует ] - ^ www.billthomascheetah.com http://www.billthomascheetah.com/ . Проверено 11 ноября 2016 г.
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) [ название отсутствует ] - ↑ Рут Инженерный Гепард , получено 22 мая 2015 г.
- ^ http://www.trademarkia.com/bill-thomas-cheetah-86063410.html Торговая марка USPTO 86063410.
- ^ http://www.trademarkia.com/bill-thomas-cheetah-85262907.html Заявка на товарный знак USPTO 85262907.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Веб-сайт BTM - Роберт Осье
- Веб-сайт Bill Thomas Motors - Уильям П. Томас III
- Веб-сайт Cheetah Evolution — Ruth Engineering and Racing
- Yeakel Racing - исторический и блог-сайт, специализирующийся на гепардах.
- Страница "Hemmings Daily" об одном из Chevrolet Cheetahs Алана Грина.
- Статья Хагерти о восстановлении Дункана Питтауэя и гонках на Cheetah # 1