Макс Нордау
Макс С. Нордау | |
---|---|
Рожденный | Симон Максимилиан (Симха) Зюдфельд 29 июля 1849 г. |
Умер | 23 января 1923 г. Париж, Франция | (73 года)
Род занятий | Врач, писатель, социальный критик |
Известный | Соучредитель Всемирной сионистской организации |
Заметная работа | Вырождение |
Подпись | |
Макс Саймон Нордау (урожденный Саймон Максимилиан Зюдфельд ; 29 июля 1849 — 23 января 1923) был сионистским лидером, врачом, писателем и социальным критиком . [ 1 ]
Он был соучредителем Сионистской организации вместе с Теодором Герцлем , а также президентом или вице-президентом нескольких сионистских конгрессов.
Как социальный критик, он написал «Обычную ложь нашей цивилизации» (1883 г.), «Вырождение» (1892 г.) и «Парадоксы» (1896 г.). Хотя это и не самая популярная и успешная работа при жизни, «Дегенерация» — это книга, которую сегодня чаще всего вспоминают и цитируют.
Биография
[ редактировать ]Симон (Симха) Максимилиан Зюдфельд (позже Макс Нордау) родился в Пеште , Венгерское королевство , входившее тогда в Австрийскую империю . Его отец, Габриэль Зюдфельд, был раввином. [ 2 ] но зарабатывал на жизнь репетитором по ивриту. [ 3 ] Будучи ортодоксальным евреем , Нордау посещал еврейскую начальную школу и получил медицинскую степень в Университете Пешта в 1872 году. Затем он в течение шести лет путешествовал, посещая основные страны Европы. Он сменил имя перед поездкой в Берлин в 1873 году. В 1878 году он начал медицинскую практику в Будапеште. В 1880 году он уехал в Париж. [ 4 ] Он работал в Париже корреспондентом Neue Freie Presse и именно в Париже провел большую часть своей жизни.
До поступления в университет он начал свою литературную карьеру в Будапеште в качестве автора и драматического критика журнала Der Zwischenact . Впоследствии он был автором редакционных статей и корреспондентом нескольких других газет. Его газетные статьи были собраны и послужили материалом для его более ранних книг. Он был учеником Чезаре Ломброзо . [ 4 ]
Нордау был примером полностью ассимилированного и культурного европейского еврея. Несмотря на религиозное воспитание, Нордау был агностиком. [ 5 ] Он женился на христианке датского происхождения. [ 6 ] Несмотря на свое венгерское происхождение, он чувствовал себя причастным к немецкой культуре, написав в автобиографическом очерке: «Когда мне исполнилось пятнадцать лет, я оставил еврейский образ жизни и изучение Торы ... Иудаизм остался всего лишь воспоминанием, и с тех пор Я всегда чувствовал себя немцем и только немцем». Макс Нордау был отцом художника Макса Нордау (1897–1993). [ 7 ]
Обращение Нордау в сионизм в конечном итоге было спровоцировано делом Дрейфуса . Многие евреи, в том числе Теодор Герцль , видели в деле Дрейфуса свидетельство универсальности антисемитизма . [ 8 ]
Нордау продолжал играть важную роль во Всемирной сионистской организации ; действительно, относительная известность Нордау, безусловно, помогла привлечь внимание к сионистскому движению. Ему можно поставить в заслугу придание организации демократического характера.
В декабре 1903 года 24-летний русский студент попытался убить Нордау во время празднования Хануки в Париже . Нападавший крикнул «Смерть восточноафриканцам», стреляя из пистолета. [ 9 ] [ 4 ]
Когда разразилась Первая мировая война, его как уроженца Венгрии обвинили в симпатиях к Германии. Он отверг обвинения и после этого уехал проживать в Мадриде .
сионизм
[ редактировать ]Дело Дрейфуса
[ редактировать ]Обращение Нордау в сионизм во многом типично для подъема сионизма среди западноевропейского еврейства. Дело Дрейфуса сыграло центральную роль в убеждении Теодора Герцля в необходимости сионизма. Взгляды Герцля сформировались во время его пребывания во Франции, где он признал универсальность антисемитизма; Дело Дрейфуса укрепило его веру в провал ассимиляции. Нордау также стал свидетелем того, как парижская толпа возле Военной школы кричала «à morts les juifs!» («смерть евреям!»).
Его роль друга и советника Герцля, который работал корреспондентом венской газеты Neue Freie Presse , началась здесь, в Париже. Этот процесс вышел за рамки судебной ошибки и, по словам Герцля, «содержал желание подавляющего большинства во Франции проклясть еврея, а в этом одном еврее - всех евреев». Вопрос о том, был ли антисемитизм, проявленный во Франции во время дела Дрейфуса, характерен для большинства французов или просто для очень громкого меньшинства, остается предметом споров. Однако сам факт проявления подобных настроений во Франции был особенно значителен. Это была страна, которую часто считали моделью современной просвещенной эпохи, которая подарила Европе Великую революцию и положила начало еврейской эмансипации .
Неудача эмансипации
[ редактировать ]Работа Нордау как критика европейской цивилизации и ее направления, безусловно, способствовала его возможной роли в сионизме. Одним из центральных принципов убеждений Нордау была эволюция во всем, и он пришел к выводу, что эмансипация не родилась в результате эволюции. Французский рационализм XVIII века, основанный на чистой логике, требовал равного обращения со всеми людьми. Нордау воспринимал еврейскую эмансипацию как результат «обычного уравнения: каждый человек рождается с определенными правами; евреи - люди, следовательно, евреи рождаются, чтобы владеть правами человека». Это освобождение было записано в сводах законов Европы, но противоречило массовому общественному сознанию. Именно этим объяснялось кажущееся противоречие равенства перед законом. Однако существование антисемитизма, и в частности «расового» антисемитизма, больше не основывалось на старом религиозном фанатизме. Нордау назвал Англию исключением из этого континентального антисемитизма, подтверждающего правило. «В Англии эмансипация — это истина… Она уже была завершена в сердце, прежде чем законодательство прямо подтвердило это». Только если эмансипация произошла в результате изменений внутри общества, а не абстрактных идей, навязанных обществу, она могла бы стать реальностью. Отказ Нордау общепринятой идеи эмансипации не был полностью основан на деле Дрейфуса. Это проявилось гораздо раньше, «Обычная ложь нашей цивилизации» ( 1883 г.), а также в оскорблении «выродившегося» и «сумасшедшего» антисемитизма в книге «Вырождение» (Die Entartung) (1892 г.).
Мускулистый иудаизм
[ редактировать ]Нордау также на Сионистском конгрессе 1898 года ввел термин « мускулистый иудаизм » ( Muskeljudentum ) как описание еврейской культуры и религии, которая предписывала своим приверженцам достигать определенных моральных и телесных идеалов, которые посредством дисциплины, ловкости и силы могли бы Результатом станет появление более сильного, более физически уверенного еврея, который затмит давний стереотип слабого, интеллектуально устойчивого еврея. Далее он исследовал концепцию «мускулистого еврея» в статье 1900 года в « Jewish Gymnastics Journal» . [ 10 ]
Всемирный сионистский конгресс
[ редактировать ]Нордау занимал центральное место в сионистских конгрессах , которые сыграли жизненно важную роль в формировании того, чем впоследствии станет сионизм. Герцль поддерживал идею еврейской газеты и элитарного «Общества евреев» для распространения идей сионизма. Именно Нордау, убежденный в том, что сионизм должен хотя бы выглядеть демократическим, несмотря на невозможность представлять все еврейские группы, убедил Герцля в необходимости собрания. Эта видимость демократии, безусловно, помогла опровергнуть обвинения в том, что «сионисты не представляют никого, кроме самих себя». Всего таких съездов должно было состояться одиннадцать. Первый, организованный Нордау, состоялся в Базеле 29–31 августа 1897 года. Его известность как интеллектуала помогла привлечь внимание к проекту. Действительно, тот факт, что Макс Нордау, ярый эссеист и журналист, был евреем, стал для многих откровением. Герцль, очевидно, занял центральное место, произнеся первую речь на Конгрессе; Нордау последовал за ним с оценкой положения евреев в Европе. Нордау использовал статистику, чтобы нарисовать портрет тяжелого положения восточного еврейства, а также выразил свою веру в судьбу еврейского народа как демократического национального государства, свободного от того, что он считал ограничениями эмансипации.
Выступления Нордау на Всемирном сионистском конгрессе позволили по-новому взглянуть на еврейский народ, в частности на стереотипы о евреях. Он боролся против традиции рассматривать евреев как торговцев или деловых людей, утверждая, что большинство современных финансовых инноваций, таких как страхование, были изобретены неевреями. Он видел в еврейском народе уникальный политический дар, призвание, которое они не смогли выполнить без собственного национального государства. В то время как Герцль поддерживал идею политики формирования элиты, Нордау настаивал на том, чтобы Конгресс имел своего рода демократический характер, призывая к голосованию по ключевым темам.
На Шестом сионистском конгрессе Нордау было поручено защитить план Уганды .
Нордау умер в Париже, Франция, в 1923 году.
Вырождение (1892)
[ редактировать ]Основная работа Нордау «Entartung» ( «Вырождение ») представляет собой моралистическую атаку на то, что он считал дегенеративным искусством , а также полемику против последствий ряда растущих социальных явлений того периода, таких как быстрая урбанизация и ее предполагаемое влияние на человеческое тело.
В книге «Размышления о геях» (переведено на английский как « Оскорбление и создание гей-самости»). [ 11 ] ), Дидье Эрибон обращается к целому разделу книги Нордау, направленному против Оскара Уайльда агрессивно : «Уайльд любит безнравственность, грех и преступление». По мнению Эрибона, два тома «Вырождения» сосредоточены на описании художественных и литературных течений «конца века», которые вели общество к «разрушению». Нордау нападает на символистов , мистиков , прерафаэлитов , вагнеризм , эстетизм , декадентизм . Гюисманс и Золя также названы им « невротиками » и «худшими врагами общества», от которых последнее «обязано защищаться». Он утверждал, что общество находится «на пике серьезной интеллектуальной эпидемии, своего рода Черной смерти вырождения и истерии, такой, что вполне естественно слышать обобщенный, мучительный вопрос: «Что произойдет?»». он призвал судей , учителей , политиков , всех, кто желал защитить цивилизацию , организовать репрессии и цензуру. Что касается психиатров , то их роль будет преобладающей в таких академических кругах «честных людей», ответственных за осуждение «работ, спекулирующих на безнравственность ». Любой художник, которого может невзлюбить эта небольшая группа «наиболее квалифицированных людей народа», будет обречен, потому что в таком случае «и человек, и его произведение будут уничтожены». [ 12 ]
Нордау Вырождение цитируется Уильямом Джеймсом в его лекции по неврологии и религии в начале книги «Многообразие религиозного опыта» . Джеймс высмеивает автора за его «объемную книгу» на том основании, что он представляет собой действующую в то время школу медицинского материализма, заявляя, что Нордау «стремился поставить под сомнение массово ценность гениальных произведений (таких произведений современного искусства, а именно, как он сам не способен наслаждаться, а их много), используя медицинские аргументы». [ 13 ]
День памяти
[ редактировать ]В 1926 году останки Нордау были перенесены на в Тель- Авиве кладбище Трумпельдор . Главная улица Тель-Авива носит название бульвара Нордау .
В Израиле вручена литературная премия Нордау .
Опубликованные работы
[ редактировать ]- Парижские этюды и зарисовки , 1878 год.
- Мыльные пузыри , 1879 год.
- Vom Kreml zur Alhambra (От Кремля до Альгамбры, 1880 г.)
- Париж под Третьей республикой (Париж под Третьей республикой, 1881 г.)
- Война миллионов , драма (Война миллионов, 1882)
- Die konventionelle Lügen der Kulturmenschheit , в которой он показывает то, что он считает существенной ложностью некоторых социальных, этических и религиозных стандартов современной цивилизации (Обычная ложь общества, 1883).
- Парадокс (Парадоксы, 1885)
- Болезнь века (1887)
- Эмоциональная комедия , роман (Комедия чувств, 1891)
- Вырождение (Дегенерация, 1892)
- Зеелен Анализен (Анализ душ, 1892)
- Право на любовь , драма (Право на жизнь, 1893)
- Die Kugel , драма (Бал, 1894)
- Битва дронов (Битва дронов, 1897 г.)
- Доктор Кун , драма (1898)
- Дроны должны умереть (1899)
- Современные французы (1901)
- Морганатик (1904)
- Об искусстве и художниках (1907)
- Чувство истории (Чувство истории, 1909)
- Сионистские сочинения , 1909 год.
- Мёрхен (Крошки руин, 1910)
- Спорт жизни (1912)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Харт, Митчелл Брайан (9 мая 2000 г.). Социальные науки и политика современной еврейской идентичности . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 9780804738248 – через Google Книги.
- ^ «Либерализм, национализм и вырождение: случай Макса Нордау» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 8 августа 2018 г. Проверено 8 августа 2018 г.
- ^ «Проблемы ассимиляции, языка и идентичности в жизни молодых Макса Нордау и Тивадара Герцля» . Архивировано (PDF) из оригинала 8 августа 2018 г. Проверено 8 августа 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Райнс, Джордж Эдвин, изд. (1920). . Американская энциклопедия .
- ^ Берел Вейн (1990). Триумф выживания: история евреев в современную эпоху 1650-1990 гг . Публикации Месоры. п. 238. ИСБН 9780899064987 .
Как и Герцль, Нордау был агностиком, если не атеистом.
- ^ Безответная любовь. Архивировано 25 ноября 2018 г. в Wayback Machine , Haaretz.
- ^ «Dictionnaire des peintres juifs» [Словарь еврейских художников]. АртКульт. Архивировано из оригинала 11 мая 2015 года . Проверено 16 сентября 2014 г.
- ^ «Макс Нордау и становление расового сионизма» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 8 августа 2018 г. Проверено 8 августа 2018 г.
- ^ Десмонд Стюарт (1974) Теодор Герцль: художник и политик . Хэмиш Гамильтон SBN 241 02447 1 стр.322
- ^ Преснер, Тодд Сэмюэл (2007). Мускулистый иудаизм: еврейское тело и политика возрождения . Рутледж. ISBN 9780415771788 .
- ^ Оскорбление и создание гея (первоначально Réflexions sur la вопросом геев (1999)). Перевод Майкла Люси. Издательство Университета Дьюка, 440 страниц. июль 2004 г.
- ^ Эрибон, Дидье (1999). Мысли о гей-вопросе . Фаярд.
- ^ Джеймс, Уильям (1902). Разнообразие религиозного опыта: исследование человеческой природы . Longmans, Green & Co. Архивировано из оригинала 1 февраля 2017 г. Проверено 29 ноября 2011 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мелани А. Мерфи (2007). Гоночный роман Макса Нордау конца века . Том. 4. Нью-Йорк: Исследования по истории Германии. ISBN 978-0-8204-4185-6 .
- Станиславский, Майкл (2001). Сионизм и конец века: космополитизм и национализм от Нордау до Жаботинского . Издательство Калифорнийского университета.
- Шульте, Кристоф (1997). Психопатология конца века. Культурный критик, врач и сионист Макс Нордау . Франкфурт-на-Майне: Фишер. ISBN 3-596-13611-3 .
- Анна и Макса Нордау (1943). Макс Нордау. Биография . Нью-Йорк.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Ломброзо, Чезаре (1896). «Вырождение гения и творчество Макса Нордау». В Нордау, Макс (ред.). Дегенерация [Texte imprimé] . Антрополого-правовая библиотека. Серия III, 8 (на французском языке) (2-е изд.). Турин: Фрателли Бокка . стр. XXXIX-568. OCLC 660973767 .
- Мейсон, PH (2010). «Вырождение на нескольких уровнях сложности». Биологическая теория: интеграция развития, эволюции и познания . 5 (3).
- Карола Агнес Франциска Дамен (2006). «В поисках улик. Врач, писатель, культурный критик и журналист Макс Нордау». Его роль художественного критика в Neue Freie Presse . Франкфурт-на-Майне: Питер Ланг.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Литература Макса Нордау и о нем в университетской библиотеке JCS Франкфурт-на-Майне: цифровые коллекции иудаики
- Личные документы Макса Нордау хранятся в Центральном сионистском архиве в Иерусалиме.
- Оригинальные письма и рукописи Макса Нордау, заархивированные 11 мая 2014 г. в Фонде рукописей Wayback Machine Shapell.
- Страница Макса Нордау в Еврейской энциклопедии
- Работы Макса Нордау в Project Gutenberg
- Работы Макса Нордау или о нем в Интернет-архиве
- «Макс Нордау» . Полный справочник по израильским почтовым маркам, начиная с 1948 года . Боэлем. Архивировано из оригинала 8 июля 2011 г. Проверено 7 ноября 2010 г.
- Личные рукописи и письма Макса Нордау
- Вырезки из газет о Максе Нордау в Пресс-архив ZBW XX веке .
- Видеолекция о Максе Нордау доктора Генри Абрамсона
- Статья о Максе Нордау в апрельском выпуске журнала The Bookman (Нью-Йорк) 1895 года.
- 1849 рождений
- 1923 смерти
- Жители Пешта, Венгрия.
- Еврейские агностики
- Венгерские агностики
- Венгерские сионисты
- Еврейские венгерские писатели
- Венгерский народ польско-еврейского происхождения
- Похороны на кладбище Монпарнас
- Похороны на кладбище Трумпельдор
- История психиатрии
- История психологии
- Выпускники Университета Этвеша Лоранда
- Немецкие писатели-мужчины
- Делегаты Первого Всемирного сионистского конгресса
- Еврейские евгеники
- Немецкие евгеники