Jump to content

Дэвид Бордвелл

(Перенаправлено с Бордвелла, Дэвида )

Дэвид Бордвелл
Бордвелл читает лекции по экономике киноиндустрии; его диаграмма на доске показывает олигополию, существовавшую в киноиндустрии США во времена Золотого века Голливуда .
Рожденный ( 1947-07-23 ) 23 июля 1947 г.
Умер 29 февраля 2024 г. (29 февраля 2024 г.) (76 лет)
Род занятий Историк кино , теоретик кино
Известный Неоформализм , историческая поэтика , лингвистическая теория кино.
Супруги
  • Барбара Вайнштейн
    ( м. 1970, в разводе)
Веб-сайт http://www.davidbordwell.net

Дэвид Джей Бордвелл ( / ˈ b ɔːr d w əl / ; 23 июля 1947 — 29 февраля 2024) — американский теоретик кино и историк кино . [ 1 ] Получив докторскую степень в Университете Айовы в 1973 году, он написал более пятнадцати томов на тему кино, включая «Повествование в художественном фильме» (1985), «Одзу и поэтика кино» (1988), «Создание смысла» (1989) и По истории киностиля (1997). [ 2 ]

Вместе со своей женой Кристин Томпсон Бордвелл написал учебники «Искусство кино» (1979) и «История кино» (1994). «Искусство кино » в 12-м издании по состоянию на 2019 год до сих пор используется в качестве текста на вводных курсах киноискусства. Вместе с -эстетистом философом Ноэлем Кэрроллом Бордвелл редактировал антологию «Пост-теория: реконструкция исследований кино» (1996), полемику о состоянии современной теории кино. Его крупнейшей работой было «Классическое голливудское кино: стиль фильма и способ производства до 1960 года» (1985), написанное в сотрудничестве с Томпсоном и Джанет Стайгер . Некоторые из его наиболее влиятельных статей по теории, повествованию и стилю были собраны в книге «Поэтика кино» (2007), названной в честь знаменитой антологии русской формалистической теории кино «Поэтика кино» , изданной Борисом Эйхенбаумом в 1927 году.

Бордвелл провел почти всю свою карьеру в качестве профессора кино в Университете Висконсин-Мэдисон , выйдя на пенсию в 2004 году. [ 1 ] и стал почетным профессором киноведения Леду на факультете коммуникационных искусств. В число теоретиков кино, написавших свои диссертации под его руководством, входят Эдвард Браниган, Мюррей Смит и Карл Плантинга. Он и Томпсон вели блог «Наблюдения за киноискусством», в котором делились своими размышлениями о кино.

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Бордвелл родился в Пенн-Яне, штат Нью-Йорк , 23 июля 1947 года. [ 3 ] Он получил образование в Государственном университете Нью-Йорка в Олбани и Университете Айовы . [ 4 ]

Черпая вдохновение у теоретиков кино, таких как Ноэль Берч, а также у историка искусства Эрнста Гомбриха , Бордвелл написал книги и статьи по классической теории кино, истории художественного кино, классическому и современному голливудскому кино и стилю восточноазиатского кино. Однако его наиболее влиятельные и противоречивые работы были посвящены когнитивной теории кино ( «Повествование в художественном фильме» является одним из первых томов по этой теме), исторической поэтике киностиля, а также критике современной теории и анализа кино ( «Создание смысла» и «Пост-текст»). Теория была его двумя основными вкладами в эту тему).

Неоформализм

[ редактировать ]

Бордвелл был также связан с методологическим подходом, известным как неоформализм , хотя об этом подходе более подробно писала его жена Кристин Томпсон . [ 5 ] Неоформализм — это подход к анализу фильмов, основанный на наблюдениях, впервые сделанных теоретиками литературы, известными как русские формалисты : о том, что существует различие между перцептуальными и семиотическими свойствами фильма (и что теоретики кино обычно переоценивают роль текстовых кодов в понимании человека). таких базовых элементов, как диегезис и замыкание). Один ученый заметил, что когнитивистская точка зрения является основной причиной, по которой неоформализм получает свою приставку (нео) и не является «традиционным» формализмом. [ 6 ] Большая часть работ Бордвелла рассматривает когнитивные процессы кинозрителя, которые происходят при восприятии нетекстовых, эстетических форм фильма. Этот анализ включает в себя то, как фильмы направляют наше внимание на важную повествовательную информацию и как фильмы участвуют в « остранении » — формалистическом термине, обозначающем, как искусство показывает нам знакомые и шаблонные объекты и концепции таким образом, что побуждает нас воспринимать их как если бы они были новыми. сущности.

Неоформалисты отвергают многие предположения и методологии других школ киноведения, особенно герменевтические (интерпретативные) подходы, к которым он относит лакановский психоанализ и некоторые вариации постструктурализма . В книге «Пост-теория: реконструкция киноисследований » Бордвелл и соредактор Ноэль Кэрролл выступают против такого типа подходов, которые, по их утверждению, действуют как «Великие теории», в которых фильмы используются для подтверждения заранее определенных теоретических основ, а не пытаются проводить исследования среднего уровня, призванные пролить свет на то, как работают фильмы. Бордвелл и Кэрролл ввели термин «теория SLAB» для обозначения теорий, использующих идеи Соссюра , Лакана , Альтюссера и/или Барта .

Значительное влияние Бордвелла в области киноведения достигло такой точки, что, как сообщается, многие из его концепций «стали частью теоретического канона кинокритики и киноакадемии». [ 7 ]

Коллекция Дэвида Бордвелла, насчитывающая более ста 35-миллиметровых пленок, хранится в Киноархиве Академии и особенно примечательна своими запасами в Гонконге, а также наличием копий книг Сьюзан Зейдельман « Отчаянно ищу Сьюзан» и Питера Гринуэя книг Просперо . . [ 8 ]

Личная жизнь и смерть

[ редактировать ]

В 1970 году Бордвелл женился на Барбаре Вайнштейн; их брак закончился разводом. [ 9 ] Он женился на Кристин Томпсон в 1979 году. [ 9 ]

Бордвелл умер от идиопатического легочного фиброза в своем доме в Мэдисоне, штат Висконсин , 29 февраля 2024 года в возрасте 76 лет. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ]

Библиография

[ редактировать ]
Бордвелл читает лекцию по теории кино.

Выберите статьи

[ редактировать ]
  • « Художественное кино как способ кинопрактики » Кинокритика 4:1 (осень 1979 г.); переработка для Поэтики кино
  • «Текстовый анализ и т. д.». Энклитика 5:2 / 6:1 (осень 1981 г. / весна 1982 г.); см. также «Возвращение к текстовому анализу» Энклитика 7:1 (весна 1983 г.), написанная в ответ Лоуренсу Кроуфорду.
  • «Снижение ставок: перспективы исторической поэтики кино» Ирис 1:1 (1983)
  • «Мизогути и эволюция киноязыка» в журнале «Кино и язык» , ред. Стивен Хит и Патрисия Мелленкамп (AFI, 1983)
  • « Прыжки и слепые зоны », широкий угол , 6:1 (1984)
  • « Широкоэкранная эстетика и критика мизансцен » «Бархатная световая ловушка 21» (лето 1985 г.)
  • «Соль и батарея» (с Кристин Томпсон) Film Quarterly , 40:2 (зима 1986–87; из полемики между Бордвеллом / Томпсоном и Барри Солтом относительно классического голливудского кино и собственной работы Солта о классическом голливудском стиле и технологиях).
  • « Присвоения и неприсвоения: проблемы морфологии киноповествования » Cinema Journal 27:3 (весна 1988 г.)
  • «Приключения в горной местности теории» Экран 29:1 (зима 1988 г.); из полемики между Бордвеллом / Стайгером / Томпсоном и Барри Кингом по поводу двухчастного обзора Кинга «Классического голливудского кино».
  • « Дело в пользу когнитивизма » Айрис 9 (весна 1989 г.); см. также « Аргументы в пользу когнитивизма: дальнейшие размышления » Iris 11 (лето 1990 г.), написанное в ответ Дадли Эндрю.
  • «Кино процветания: японский декоративный классицизм довоенной эпохи» в книге «Направления японского кино» , под ред. Дэвид Дессер и Артур Нолетти (Индиана, 1992); перепечатано в «Поэтике кино».
  • « Познание и понимание: просмотр и забывание у Милдред Пирс » Журнал драматической теории и критики 6:2 (весна 1992 г.); переработка для Поэтики кино
  • « Возвращение к интерпретации фильма » Кинокритика 17:2-3 (зима/весна 1993 г.); написано в ответ критикам журнала Making Meaning
  • «Сила исследовательской традиции: перспективы прогресса в изучении стиля кино» История кино 6:1 (весна 1994 г.)
  • «Визуальный стиль в японском кино, 1925–1945» История кино 7:1 (весна 1995 г.); переработка для Поэтики кино
  • «Современные киноисследования и превратности великой теории» в пост-теории (UW-Madison, 1996)
  • «Конвенция, строительство и кинематографическое видение» в пост-теории (Университет штата Вашингтон, Мэдисон, 1996); перепечатано в «Поэтике кино».
  • « Новая миссия де Фейяд; или Что такое мизансцена ? » Бархатная световая ловушка 37 (весна 1996 г.); переработано для «Фигуры, прорисованные в свете»
  • «Эстетика в действии: кунг-фу, перестрелка и кинематографическая выразительность» в книге « Пятьдесят лет электрических теней» , изд. Ло Кар (Городской совет / Международный кинофестиваль в Гонконге, 1997 г.); перепечатано в «Поэтике кино».
  • «Богатство через несовершенство: король Ху и взгляд» в книге « Превосходя времена: король Ху и Эйлин Чан» , изд. Ло Кар (Городской совет / Международный кинофестиваль в Гонконге, 1998 г.); переработка для Поэтики кино
  • «Транскультурные пространства: к поэтике китайского кино» Постскриптум 20:2 (2001)
  • « Кинобудущее » Substance 97 (2002); перепечатано в «Поэтике кино».
  • «Усиленная преемственность: визуальный стиль в современном американском кино» Film Quarterly 55:3 (весна 2002 г.); переработано для книги «Как это говорит Голливуд»
  • «Кто моргнул первым? Как стиль фильма упрощает невербальное взаимодействие» Стиль и история: Очерки в честь Торбена Гродала , ред. Леннард Хойбьерг и Питер Шепелерн (Museum Tusulanum Press, 2003); перепечатано в «Поэтике кино».
  • « CinemaScope: современное чудо, которое вы видите без очков! » в «Поэтике кино» ; расширенная редакция книги «Схема и редакция: постановка и композиция в раннем CinemaScope» в Le CinemaScope Entre art et industrie , изд. Жан-Жак Мюзи (AFRHC, 2004 г.)
  • «Рудольф Арнгейм: ясность, простота, баланс» в Арнгейме для исследований кино и медиа , изд. Скотт Хиггинс (Routledge, 2010); расширенная версия книги « Простота, ясность, баланс: дань уважения Рудольфу Арнгейму» с сайта davidbordwell.net (15 июня 2007 г.)

Выберите видео-эссе

[ редактировать ]

Выберите выпуски журнала

[ редактировать ]
  • Ирис 9 (весна 1989 г.) «Кино и когнитивная психология»; выпуск под редакцией Дадли Эндрю, в который вошли эссе Бордвелла («Дело в пользу когнитивизма»), Джулиана Хохберга, Вирджинии Брукс, Дирка Эйтцена и Мишеля Колена; в «Ирис 11» Бордвелл отвечает на характеристику Эндрю теории когнитивного кино («Дело в пользу когнитивизма: дальнейшие размышления»), за которым следует ответ Эндрю.
  • Журнал драматической теории и критики 6:2 (весна 1992 г.) « Когнитивная наука и кино »; Приложение под редакцией Эдварда С. Смолла, включающее эссе Бордвелла («Познание и понимание: просмотр и забвение у Милдред Пирс» ), Джозефа Андерсона и Кэлвина Прилака, а также ответ Ноэля Кэрролла на рецензию Уоррена Бакленда на книгу « Загадочные фильмы: причуды и Заблуждения в современной теории кино (из «Экрана 30:4»), ответ, который редакция «Экрана» якобы отказалась печатать.
  • Кинокритика 17:2-3 (зима/весна 1993 г.), «'Film Interpretation, Inc.': Проблемы современного киноисследования», выпуск, посвященный «Создание смысла » , с эссе Эдварда Бранигана, Рика Альтмана, Дэвида А. Кука, Томас Эльзессер, Роберт Б. Рэй и Робин Вуд; Бордвелл подробно отвечает в конце («Возвращение к интерпретации фильма»).
  • Style 32:3 (осень 1998 г.), « Стиль в кино », выпуск под редакцией Бордвелла, дополняющий «Историю киностиля» и содержащий эссе Ноэля Кэрролла, Леи Джейкобс, Чарльза О'Брайена и Скотта Хиггинса.
  1. ^ Jump up to: а б Даргис, Манохла (23 апреля 2010 г.). «Можно судить о книге по фильму» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 12 декабря 2022 г.
  2. ^ Бордвелл, Дэвид; Кэрролл, Ноэль (15 февраля 1996 г.). UW Press -: Пост-теория: реконструкция киноисследований, под редакцией Дэвида Бордвелла и Ноэля Кэрролла . Университет Висконсин Пресс. ISBN  978-0-299-14944-4 .
  3. ^ Бордвелл, Дэвид (23 июля 2016 г.). «Родился 23 июля» . Веб-сайт Дэвида Бордвелла о кино .
  4. ^ Барнс, Майк (1 марта 2024 г.). «Дэвид Бордвелл, выдающийся киновед, умер в возрасте 76 лет» . Голливудский репортер . Проверено 4 марта 2024 г.
  5. ^ Томпсон, Кристин (1988). Разрушение стеклянной брони . Принстонский университет Пресс.
  6. ^ Якоб Исак Нильсен. «Бордвелл о Бордвелле: Часть IV – Уровни взаимодействия» . Проверено 22 февраля 2018 г.
  7. ^ Якоб Исак Нильсен. «Бордвелл о Бордвелле: Часть IV – Уровни взаимодействия» . Проверено 22 февраля 2018 г.
  8. ^ «Коллекция Дэвида Бордвелла» . Киноархив Академии .
  9. ^ Jump up to: а б с Розенвальд, Майкл К. (8 марта 2024 г.). «Дэвид Бордвелл, ученый, разоблачивший искусство кино, умер в возрасте 76 лет» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 8 марта 2024 г.
  10. ^ «Вспоминая почетного профессора Дэвида Бордвелла» . Университет Висконсина-Мэдисона . 1 марта 2024 г. . Проверено 1 марта 2024 г.
  11. ^ Блаувельт, Кристиан (1 марта 2024 г.). «Вспоминая Дэвида Бордуэлла: киноведа, который сделал больше, чем кто-либо другой, для развития академического киноведения» . ИндиВайр . Проверено 1 марта 2024 г.
  12. Небольшая дань уважения титану Дэвиду Бордвеллу, «настоящему киноману» — Тон Мэдисон.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: dd762ef0038559bac42d4069b1aa53fb__1721301000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/dd/fb/dd762ef0038559bac42d4069b1aa53fb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
David Bordwell - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)