Дэвид Бордвелл
Дэвид Бордвелл | |
---|---|
![]() Бордвелл читает лекции по экономике киноиндустрии; его диаграмма на доске показывает олигополию, существовавшую в киноиндустрии США во времена Золотого века Голливуда . | |
Рожденный | Пенн Ян, Нью-Йорк , США | 23 июля 1947 г.
Умер | 29 февраля 2024 г. Мэдисон, Висконсин , США | (76 лет)
Род занятий | Историк кино , теоретик кино |
Известный | Неоформализм , историческая поэтика , лингвистическая теория кино. |
Супруги |
|
Веб-сайт | http://www.davidbordwell.net |
Дэвид Джей Бордвелл ( / ˈ b ɔːr d w əl / ; 23 июля 1947 — 29 февраля 2024) — американский теоретик кино и историк кино . [ 1 ] Получив докторскую степень в Университете Айовы в 1973 году, он написал более пятнадцати томов на тему кино, включая «Повествование в художественном фильме» (1985), «Одзу и поэтика кино» (1988), «Создание смысла» (1989) и По истории киностиля (1997). [ 2 ]
Вместе со своей женой Кристин Томпсон Бордвелл написал учебники «Искусство кино» (1979) и «История кино» (1994). «Искусство кино » в 12-м издании по состоянию на 2019 год до сих пор используется в качестве текста на вводных курсах киноискусства. Вместе с -эстетистом философом Ноэлем Кэрроллом Бордвелл редактировал антологию «Пост-теория: реконструкция исследований кино» (1996), полемику о состоянии современной теории кино. Его крупнейшей работой было «Классическое голливудское кино: стиль фильма и способ производства до 1960 года» (1985), написанное в сотрудничестве с Томпсоном и Джанет Стайгер . Некоторые из его наиболее влиятельных статей по теории, повествованию и стилю были собраны в книге «Поэтика кино» (2007), названной в честь знаменитой антологии русской формалистической теории кино «Поэтика кино» , изданной Борисом Эйхенбаумом в 1927 году.
Бордвелл провел почти всю свою карьеру в качестве профессора кино в Университете Висконсин-Мэдисон , выйдя на пенсию в 2004 году. [ 1 ] и стал почетным профессором киноведения Леду на факультете коммуникационных искусств. В число теоретиков кино, написавших свои диссертации под его руководством, входят Эдвард Браниган, Мюррей Смит и Карл Плантинга. Он и Томпсон вели блог «Наблюдения за киноискусством», в котором делились своими размышлениями о кино.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Бордвелл родился в Пенн-Яне, штат Нью-Йорк , 23 июля 1947 года. [ 3 ] Он получил образование в Государственном университете Нью-Йорка в Олбани и Университете Айовы . [ 4 ]
Карьера
[ редактировать ]Черпая вдохновение у теоретиков кино, таких как Ноэль Берч, а также у историка искусства Эрнста Гомбриха , Бордвелл написал книги и статьи по классической теории кино, истории художественного кино, классическому и современному голливудскому кино и стилю восточноазиатского кино. Однако его наиболее влиятельные и противоречивые работы были посвящены когнитивной теории кино ( «Повествование в художественном фильме» является одним из первых томов по этой теме), исторической поэтике киностиля, а также критике современной теории и анализа кино ( «Создание смысла» и «Пост-текст»). Теория была его двумя основными вкладами в эту тему).
Неоформализм
[ редактировать ]Бордвелл был также связан с методологическим подходом, известным как неоформализм , хотя об этом подходе более подробно писала его жена Кристин Томпсон . [ 5 ] Неоформализм — это подход к анализу фильмов, основанный на наблюдениях, впервые сделанных теоретиками литературы, известными как русские формалисты : о том, что существует различие между перцептуальными и семиотическими свойствами фильма (и что теоретики кино обычно переоценивают роль текстовых кодов в понимании человека). таких базовых элементов, как диегезис и замыкание). Один ученый заметил, что когнитивистская точка зрения является основной причиной, по которой неоформализм получает свою приставку (нео) и не является «традиционным» формализмом. [ 6 ] Большая часть работ Бордвелла рассматривает когнитивные процессы кинозрителя, которые происходят при восприятии нетекстовых, эстетических форм фильма. Этот анализ включает в себя то, как фильмы направляют наше внимание на важную повествовательную информацию и как фильмы участвуют в « остранении » — формалистическом термине, обозначающем, как искусство показывает нам знакомые и шаблонные объекты и концепции таким образом, что побуждает нас воспринимать их как если бы они были новыми. сущности.
Неоформалисты отвергают многие предположения и методологии других школ киноведения, особенно герменевтические (интерпретативные) подходы, к которым он относит лакановский психоанализ и некоторые вариации постструктурализма . В книге «Пост-теория: реконструкция киноисследований » Бордвелл и соредактор Ноэль Кэрролл выступают против такого типа подходов, которые, по их утверждению, действуют как «Великие теории», в которых фильмы используются для подтверждения заранее определенных теоретических основ, а не пытаются проводить исследования среднего уровня, призванные пролить свет на то, как работают фильмы. Бордвелл и Кэрролл ввели термин «теория SLAB» для обозначения теорий, использующих идеи Соссюра , Лакана , Альтюссера и/или Барта .
Влияние
[ редактировать ]Значительное влияние Бордвелла в области киноведения достигло такой точки, что, как сообщается, многие из его концепций «стали частью теоретического канона кинокритики и киноакадемии». [ 7 ]
Архив
[ редактировать ]Коллекция Дэвида Бордвелла, насчитывающая более ста 35-миллиметровых пленок, хранится в Киноархиве Академии и особенно примечательна своими запасами в Гонконге, а также наличием копий книг Сьюзан Зейдельман « Отчаянно ищу Сьюзан» и Питера Гринуэя книг Просперо . . [ 8 ]
Личная жизнь и смерть
[ редактировать ]В 1970 году Бордвелл женился на Барбаре Вайнштейн; их брак закончился разводом. [ 9 ] Он женился на Кристин Томпсон в 1979 году. [ 9 ]
Бордвелл умер от идиопатического легочного фиброза в своем доме в Мэдисоне, штат Висконсин , 29 февраля 2024 года в возрасте 76 лет. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ]
Библиография
[ редактировать ]
- Бордвелл, Дэвид (1973). Кинопутеводитель по «Страстям Жанны д'Арк» . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. ISBN 9780253393029 .
- Бордвелл, Дэвид; Кристин Томпсон (1979). Киноискусство: Введение . Ридинг, Массачусетс: Аддисон-Уэсли. Издание девятое, 2009 г., издание 12, 2019 г.
- Бордвелл, Дэвид (1980). Французское импрессионистическое кино: кинокультура, теория кино, стиль кино . Нью-Йорк: Арно Пресс. Перепечатка 1974 г. Доктор философии. диссертация
- Бордвелл, Дэвид (1981). Фильмы Карла-Теодора Дрейера . Беркли: Издательство Калифорнийского университета.
- Бордвелл, Дэвид; Джанет Стайгер; Кристин Томпсон (1985). Классическое голливудское кино: стиль фильма и способ производства до 1960 года . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета.
- Бордвелл, Дэвид (1985). Повествование в художественном фильме . Мэдисон: Издательство Университета Висконсина .
- Бордвелл, Дэвид (1988). Одзу и поэтика кино . Принстон: Издательство Принстонского университета.
- Бордвелл, Дэвид (1989). Создание смысла: умозаключения и риторика в интерпретации кино . Кембридж: Издательство Гарвардского университета .
- Бордвелл, Дэвид (1993). Кино Эйзенштейна . Кембридж: Издательство Гарвардского университета .
- Бордвелл, Дэвид; Кристин Томпсон (1994). История кино: Введение . Нью-Йорк: МакГроу-Хилл. ISBN 9780070064454 . Третье издание, 2010 г.
- Бордвелл, Дэвид; Ноэль Кэрролл, ред. (1996). Пост-теория: реконструкция киноисследований . Мэдисон: Издательство Университета Висконсина .
- Бордвелл, Дэвид (1997). К истории киностиля . Кембридж: Издательство Гарвардского университета .
- Бордвелл, Дэвид (2000). Планета Гонконг: популярное кино и искусство развлечений . Кембридж: Издательство Гарвардского университета .
- Бордвелл, Дэвид (2005). Фигуры, очерченные светом: о кинематографической постановке . Беркли: Издательство Калифорнийского университета.
- Бордвелл, Дэвид (2006). Как это рассказывает Голливуд: сюжет и стиль в современных фильмах . Беркли: Издательство Калифорнийского университета.
- Бордвелл, Дэвид (2008). Поэтика кино . Беркли: Рутледж.
- Бордвелл, Дэвид; Кристин Томпсон (2011). Думая о кино: наблюдения об искусстве, ремесле и бизнесе кинопроизводства . Чикаго: Издательство Чикагского университета.
- Бордвелл, Дэвид (2016). Рапсоды: как критики 1940-х годов изменили американскую кинокультуру . Чикаго: Издательство Чикагского университета.
- Бордвелл, Дэвид (2017). Новое изобретение Голливуда: как кинематографисты 1940-х годов изменили повествование в фильмах . Чикаго: Издательство Чикагского университета.
- Бордвелл, Дэвид (2023). Загадочные сюжеты: популярные рассказы и поэтика убийства . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета . ISBN 978-0-231-55655-2 .
Выберите статьи
[ редактировать ]- « Художественное кино как способ кинопрактики » Кинокритика 4:1 (осень 1979 г.); переработка для Поэтики кино
- «Текстовый анализ и т. д.». Энклитика 5:2 / 6:1 (осень 1981 г. / весна 1982 г.); см. также «Возвращение к текстовому анализу» Энклитика 7:1 (весна 1983 г.), написанная в ответ Лоуренсу Кроуфорду.
- «Снижение ставок: перспективы исторической поэтики кино» Ирис 1:1 (1983)
- «Мизогути и эволюция киноязыка» в журнале «Кино и язык» , ред. Стивен Хит и Патрисия Мелленкамп (AFI, 1983)
- « Прыжки и слепые зоны », широкий угол , 6:1 (1984)
- « Широкоэкранная эстетика и критика мизансцен » «Бархатная световая ловушка 21» (лето 1985 г.)
- «Соль и батарея» (с Кристин Томпсон) Film Quarterly , 40:2 (зима 1986–87; из полемики между Бордвеллом / Томпсоном и Барри Солтом относительно классического голливудского кино и собственной работы Солта о классическом голливудском стиле и технологиях).
- « Присвоения и неприсвоения: проблемы морфологии киноповествования » Cinema Journal 27:3 (весна 1988 г.)
- «Приключения в горной местности теории» Экран 29:1 (зима 1988 г.); из полемики между Бордвеллом / Стайгером / Томпсоном и Барри Кингом по поводу двухчастного обзора Кинга «Классического голливудского кино».
- « Дело в пользу когнитивизма » Айрис 9 (весна 1989 г.); см. также « Аргументы в пользу когнитивизма: дальнейшие размышления » Iris 11 (лето 1990 г.), написанное в ответ Дадли Эндрю.
- «Кино процветания: японский декоративный классицизм довоенной эпохи» в книге «Направления японского кино» , под ред. Дэвид Дессер и Артур Нолетти (Индиана, 1992); перепечатано в «Поэтике кино».
- « Познание и понимание: просмотр и забывание у Милдред Пирс » Журнал драматической теории и критики 6:2 (весна 1992 г.); переработка для Поэтики кино
- « Возвращение к интерпретации фильма » Кинокритика 17:2-3 (зима/весна 1993 г.); написано в ответ критикам журнала Making Meaning
- «Сила исследовательской традиции: перспективы прогресса в изучении стиля кино» История кино 6:1 (весна 1994 г.)
- «Визуальный стиль в японском кино, 1925–1945» История кино 7:1 (весна 1995 г.); переработка для Поэтики кино
- «Современные киноисследования и превратности великой теории» в пост-теории (UW-Madison, 1996)
- «Конвенция, строительство и кинематографическое видение» в пост-теории (Университет штата Вашингтон, Мэдисон, 1996); перепечатано в «Поэтике кино».
- « Новая миссия де Фейяд; или Что такое мизансцена ? » Бархатная световая ловушка 37 (весна 1996 г.); переработано для «Фигуры, прорисованные в свете»
- «Эстетика в действии: кунг-фу, перестрелка и кинематографическая выразительность» в книге « Пятьдесят лет электрических теней» , изд. Ло Кар (Городской совет / Международный кинофестиваль в Гонконге, 1997 г.); перепечатано в «Поэтике кино».
- «Богатство через несовершенство: король Ху и взгляд» в книге « Превосходя времена: король Ху и Эйлин Чан» , изд. Ло Кар (Городской совет / Международный кинофестиваль в Гонконге, 1998 г.); переработка для Поэтики кино
- «Транскультурные пространства: к поэтике китайского кино» Постскриптум 20:2 (2001)
- « Кинобудущее » Substance 97 (2002); перепечатано в «Поэтике кино».
- «Усиленная преемственность: визуальный стиль в современном американском кино» Film Quarterly 55:3 (весна 2002 г.); переработано для книги «Как это говорит Голливуд»
- «Кто моргнул первым? Как стиль фильма упрощает невербальное взаимодействие» Стиль и история: Очерки в честь Торбена Гродала , ред. Леннард Хойбьерг и Питер Шепелерн (Museum Tusulanum Press, 2003); перепечатано в «Поэтике кино».
- « CinemaScope: современное чудо, которое вы видите без очков! » в «Поэтике кино» ; расширенная редакция книги «Схема и редакция: постановка и композиция в раннем CinemaScope» в Le CinemaScope Entre art et industrie , изд. Жан-Жак Мюзи (AFRHC, 2004 г.)
- «Рудольф Арнгейм: ясность, простота, баланс» в Арнгейме для исследований кино и медиа , изд. Скотт Хиггинс (Routledge, 2010); расширенная версия книги « Простота, ясность, баланс: дань уважения Рудольфу Арнгейму» с сайта davidbordwell.net (15 июня 2007 г.)
Выберите видео-эссе
[ редактировать ]- « Как кино становится кино 1908-1920: Тринадцать лет, которые изменили мировое кино »
- « CinemaScope: современное чудо, которое можно увидеть без очков! »
- « Хоу Сяо-сянь: ограничения традиций и тенденций »
Выберите выпуски журнала
[ редактировать ]- Ирис 9 (весна 1989 г.) «Кино и когнитивная психология»; выпуск под редакцией Дадли Эндрю, в который вошли эссе Бордвелла («Дело в пользу когнитивизма»), Джулиана Хохберга, Вирджинии Брукс, Дирка Эйтцена и Мишеля Колена; в «Ирис 11» Бордвелл отвечает на характеристику Эндрю теории когнитивного кино («Дело в пользу когнитивизма: дальнейшие размышления»), за которым следует ответ Эндрю.
- Журнал драматической теории и критики 6:2 (весна 1992 г.) « Когнитивная наука и кино »; Приложение под редакцией Эдварда С. Смолла, включающее эссе Бордвелла («Познание и понимание: просмотр и забвение у Милдред Пирс» ), Джозефа Андерсона и Кэлвина Прилака, а также ответ Ноэля Кэрролла на рецензию Уоррена Бакленда на книгу « Загадочные фильмы: причуды и Заблуждения в современной теории кино (из «Экрана 30:4»), ответ, который редакция «Экрана» якобы отказалась печатать.
- Кинокритика 17:2-3 (зима/весна 1993 г.), «'Film Interpretation, Inc.': Проблемы современного киноисследования», выпуск, посвященный «Создание смысла » , с эссе Эдварда Бранигана, Рика Альтмана, Дэвида А. Кука, Томас Эльзессер, Роберт Б. Рэй и Робин Вуд; Бордвелл подробно отвечает в конце («Возвращение к интерпретации фильма»).
- Style 32:3 (осень 1998 г.), « Стиль в кино », выпуск под редакцией Бордвелла, дополняющий «Историю киностиля» и содержащий эссе Ноэля Кэрролла, Леи Джейкобс, Чарльза О'Брайена и Скотта Хиггинса.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Даргис, Манохла (23 апреля 2010 г.). «Можно судить о книге по фильму» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 12 декабря 2022 г.
- ^ Бордвелл, Дэвид; Кэрролл, Ноэль (15 февраля 1996 г.). UW Press -: Пост-теория: реконструкция киноисследований, под редакцией Дэвида Бордвелла и Ноэля Кэрролла . Университет Висконсин Пресс. ISBN 978-0-299-14944-4 .
- ^ Бордвелл, Дэвид (23 июля 2016 г.). «Родился 23 июля» . Веб-сайт Дэвида Бордвелла о кино .
- ^ Барнс, Майк (1 марта 2024 г.). «Дэвид Бордвелл, выдающийся киновед, умер в возрасте 76 лет» . Голливудский репортер . Проверено 4 марта 2024 г.
- ^ Томпсон, Кристин (1988). Разрушение стеклянной брони . Принстонский университет Пресс.
- ^ Якоб Исак Нильсен. «Бордвелл о Бордвелле: Часть IV – Уровни взаимодействия» . Проверено 22 февраля 2018 г.
- ^ Якоб Исак Нильсен. «Бордвелл о Бордвелле: Часть IV – Уровни взаимодействия» . Проверено 22 февраля 2018 г.
- ^ «Коллекция Дэвида Бордвелла» . Киноархив Академии .
- ^ Jump up to: а б с Розенвальд, Майкл К. (8 марта 2024 г.). «Дэвид Бордвелл, ученый, разоблачивший искусство кино, умер в возрасте 76 лет» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 8 марта 2024 г.
- ^ «Вспоминая почетного профессора Дэвида Бордвелла» . Университет Висконсина-Мэдисона . 1 марта 2024 г. . Проверено 1 марта 2024 г.
- ^ Блаувельт, Кристиан (1 марта 2024 г.). «Вспоминая Дэвида Бордуэлла: киноведа, который сделал больше, чем кто-либо другой, для развития академического киноведения» . ИндиВайр . Проверено 1 марта 2024 г.
- ↑ Небольшая дань уважения титану Дэвиду Бордвеллу, «настоящему киноману» — Тон Мэдисон.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Дэвид Бордвелл. «Сайт Дэвида Бордвелла о кино» . Проверено 28 марта 2006 г.
- Дэвид Бордвелл. «Резюме Дэвида Бордвелла» . Проверено 14 декабря 2006 г.
- Чак Стивенс. «Школа закончилась? Никогда!: Дэвид Бордвелл продолжает работать в комнате (интервью)» . Сфера кино . Архивировано из оригинала 8 апреля 2006 года . Проверено 28 марта 2006 г.
- «Наблюдения за киноискусством в ленте Facebook» . Фейсбук . Проверено 21 июля 2014 г.
- Дэвид Бордвелл на IMDb
- 1947 рождений
- 2024 смерти
- Американские историки XX века
- Американские историки XXI века
- Американские историки кино
- Американские писатели-мужчины научной литературы
- Смертность от легочного фиброза
- Теоретики кино
- Историки из Нью-Йорка (штат)
- Люди из Пенн-Яна, Нью-Йорк
- Факультет Университета Висконсин-Мэдисон
- Писатели из Мэдисона, Висконсин