Психоаналитическая теория кино
Психоаналитическая теория кино — это школа академической мысли, которая напоминает концепции психоаналитиков Зигмунда Фрейда и Жака Лакана . Эта теория тесно связана с критической теорией , марксистской теорией кино и теорией аппарата . Теория разделилась на две волны. Первая волна пришлась на 1960-70-е годы. Вторая волна стала популярной в 1980-х и 90-х годах. [ 1 ]
Прекурсоры
[ редактировать ]В конце девятнадцатого века был создан психоанализ, а вскоре за ним последовал фильм. [ 2 ] Андре Бретон , основатель сюрреалистического движения, рассматривал кино как средство воздействия на бессознательное. Поскольку в фильмах была возможность рассказывать историю с использованием таких методов, как наложение и замедленная съемка, сюрреалисты видели в этом имитацию снов. [ 3 ]
Ранние применения психоанализа в кино концентрировались на раскрытии скрытых смыслов экранных изображений, прежде чем перейти к рассмотрению фильма как представления фантазии . [ 4 ] Отсюда более широкое рассмотрение субъектной позиции зрителя привело к более широкому участию в критической теории - собственно психоаналитической теории кино. [ 5 ]
С 1969 года, как реакция на волнения в Париже в мае 68 года , теоретическое исследование кинематографа развивалось, начиная с Франции, точнее со стороны французской кинокритики, в основе которого лежала смесь психоанализа, семиотики. , структурализм и марксизм . Формирование психоаналитических теорий кино достигло своего апогея в 1975 году: статьи Жана Луи Бодри «Le Dispositif: Approches métapsychologiques de l'impression de realité» и «Le Film de Fiction et son spectateur (Étude métapsychologique)» Кристиана Метца самые влиятельные и эффективные тексты. [ 6 ]
В центре внимания этих теоретических дебатов о кино был предмет зрителя и его отношение к кино. Отправной точкой послужили соображения французского теоретика Жана Луи Бодри и труды по теории кино Кристиана Меца, автора книги «Значимый воображаемый». «Психоанализ и кино» (1977, дт.: Воображаемое означающее. Психоанализ и кино) действительно открыли дискуссию. Мец делает попытку перенести психоаналитические термины – в частности теорию Жака Лакана – в область кинематографии.
Психоаналитическая теория кино в первую очередь пытается выяснить, как бессознательное поддерживает восприятие событий фильма или как кино и кино запускают бессознательные, иррациональные процессы у зрителя и, таким образом, превращают просмотр фильма в приятный опыт. Если фильм, как всегда утверждали, можно приблизить к сновидению, то к нему должна быть возможность подойти средствами психоанализа (аналогично толкованию сновидения).
Идеи Фрейда об Эдиповом комплексе, нарциссизме, кастрации, бессознательном, возвращении и истерии используются в теории кино. [ 3 ] Исследуется «бессознательное» фильма; это известно как подтекст . [ 7 ]
взгляд
[ редактировать ]В начале 1970-х годов Кристиан Мец и Лаура Малви по отдельности исследовали аспекты « взгляда зрителя » в кино, причем Мец подчеркивал отождествление со зрением камеры. [ 8 ] - идентификация, во многом «сконструированная» самим фильмом [ 9 ] - и Малви - фетишистские аспекты (особенно) отношения зрителя-мужчины к женскому телу на экране. [ 10 ]
Субъекту просмотра могут быть предложены определенные идентификаторы (обычно с главным мужским персонажем), с помощью которых он будет смотреть. Теория подчеркивает стремление субъекта к полноте, которую фильм может предложить посредством идентификации с образом, хотя теория Лакана также указывает, что идентификация с изображением никогда не является чем-то иным, как иллюзией, и субъект всегда расщепляется просто в силу того, что он вступает в существование ( афанисис ). [ 11 ]
Вторая волна
[ редактировать ]Вторая волна психоаналитической кинокритики, связанная с Жаклин Роуз, подчеркивала поиск недостающего объекта желания со стороны зрителя: по словам Элизабет Коуи , «удовольствие от фантазии заключается в ее постановке, а не в ее наличии». объекты». [ 12 ]
С 1990 года Матричная теория художника и психоаналитика Брахи Л. Эттингера. [ 13 ] произвел революцию в теории феминистского кино. Ее концепция «Матричный взгляд» . [ 14 ] который установил женский взгляд и сформулировал его отличия от фаллического взгляда и его отношение к женским, а также материнским особенностям и возможностям «совозникновения», предлагая критику психоанализа Зигмунда Фрейда и Жака Лакана , широко используется. в анализе фильмов, [ 15 ] [ 16 ] авторы-женщины, такие как Шанталь Акерман , [ 17 ] а также авторов-мужчин, таких как Педро Альмодовар . [ 18 ] Матричный взгляд предлагает женщине позицию субъекта, а не объекта взгляда, одновременно деконструируя структуру самого субъекта, и предлагает границу-время, границу-пространство и возможность сострадания и свидетельствования. Идеи Эттингера выражают связь между эстетикой, этикой и травмой. [ 19 ]
Поскольку постструктурализм применял все более прагматичный подход к возможностям, предлагаемым теорией, так и Джоан Копжек критиковала ранние работы вокруг взгляда в свете работ Мишеля Фуко . [ 20 ] Роль травмы в кинематографическом изображении вышла на первый план. [ 21 ] Лакановский анализ предлагал плодотворные способы говорить о фильме, а не однозначные ответы или убедительное самопознание. [ 22 ]
См. также
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Макгоуэн 2011 .
- ^ Крид 1998 , стр. 1.
- ^ Перейти обратно: а б Крид 1998 , стр. 2.
- ^ Лэпсли и Вестлейк 1988 , стр. 67 и 91.
- ^ Лэпсли и Вестлейк 1988 , стр. 92–95.
- ^ Кюгле, с. 206–222
- ^ Крид 1998 , стр. 2–3.
- ^ Лэпсли, с. 82-4
- ^ Чайлдерс, с. 173-4
- ^ Лэпсли, с. 77-8
- ^ Жак Лакан, Четыре фундаментальные концепции психоанализа (1994), с. 207-8
- ^ Цитируется в Лэпсли, с. 93
- ^ Браха Л. Эттингер , Матричное пограничное пространство , University of Minnesota Press, 2006
- ^ Браха Л. Эттингер, Матричный взгляд . Опубликовано Университетом Лидса, 1995 г. Перепечатано в: Drawing Papers , № 24, 2001 г.
- ^ Гризельда Поллок , Последствия - Последствия . Издательство Манчестерского университета, 2013 г.
- ^ Мэгги Хамм , Феминизм и кино . Издательство Эдинбургского университета, 1997 г.
- ^ Люсия Нагиб и Энн Джерслев (ред.), Impure Cinema . Лондон: IBTauris.
- ^ Джулиан Даниэль Гутьеррес-Арбилья, Эстетика, этика и травма в кино Педро Альмодовара . Издательство Эдинбургского университета, 2017 г.
- ^ Гризельда Поллок, Встречи в виртуальном феминистском музее: время, пространство и архив . Рутледж, 2007.
- ^ Тодд Макгоуэн, «Теория психоаналитического кино».
- ^ Макгоуэн
- ^ Лэпсли, с. 273-6
Ссылки
[ редактировать ]- Крид, Барбара (1998). Хилл, Джон; Черч Гибсон, Памела (ред.). Оксфордское руководство по кинематографии (PDF) . Оксфорд; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780198711155 . Архивировано из оригинала (PDF) 21 апреля 2015 г. Проверено 30 октября 2016 г.
- Кюгле, Маркус (12 марта 2020 г.). «Шов 50 Jahre! Все, что вы всегда хотели знать о зарождении психоаналитической теории кино* (*но боялись спросить Удара)» . Журнал ФФК (5): 206–222. дои : 10.25969/mediarep/13744 .
- Лэпсли, Роберт; Вестлейк, Майкл (1988). Теория кино: введение . Манчестер, Великобритания; Нью-Йорк: Издательство Манчестерского университета. ISBN 9780719018893 .
- Макгоуэн, Тодд (28 октября 2011 г.). «Психоаналитическая теория кино» . Кино и медиаисследования . дои : 10.1093/OBO/9780199791286-0052 . ISBN 978-0-19-979128-6 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Жиль Делёз , Кино I (1986)
- Кристиан Мец , Воображаемое означающее (1982)
- Лаура Малви , Визуальные и другие удовольствия (1989)
- Мэри Энн Доан , «Роковые женщины» (1991)
- Тодд Макгоуэн , «Настоящий взгляд» (2007)
- Тодд Макгоуэн, Психоаналитическая теория кино и правила игры (2015)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Психоаналитическая теория кино»
- Библиография по кино и психоаналитической теории, кино и снам через Центр медиа-ресурсов Калифорнийского университета в Беркли.
- Библиография - с 3-го Европейского фестиваля психоаналитического кино.
- Библиография - Веб-сайт Европейского психоаналитического кинофестиваля (epff)