Jump to content

Психоаналитическая теория кино

Психоаналитическая теория кино — это школа академической мысли, которая напоминает концепции психоаналитиков Зигмунда Фрейда и Жака Лакана . Эта теория тесно связана с критической теорией , марксистской теорией кино и теорией аппарата . Теория разделилась на две волны. Первая волна пришлась на 1960-70-е годы. Вторая волна стала популярной в 1980-х и 90-х годах. [ 1 ]

Прекурсоры

[ редактировать ]

В конце девятнадцатого века был создан психоанализ, а вскоре за ним последовал фильм. [ 2 ] Андре Бретон , основатель сюрреалистического движения, рассматривал кино как средство воздействия на бессознательное. Поскольку в фильмах была возможность рассказывать историю с использованием таких методов, как наложение и замедленная съемка, сюрреалисты видели в этом имитацию снов. [ 3 ]

Ранние применения психоанализа в кино концентрировались на раскрытии скрытых смыслов экранных изображений, прежде чем перейти к рассмотрению фильма как представления фантазии . [ 4 ] Отсюда более широкое рассмотрение субъектной позиции зрителя привело к более широкому участию в критической теории - собственно психоаналитической теории кино. [ 5 ]

С 1969 года, как реакция на волнения в Париже в мае 68 года , теоретическое исследование кинематографа развивалось, начиная с Франции, точнее со стороны французской кинокритики, в основе которого лежала смесь психоанализа, семиотики. , структурализм и марксизм . Формирование психоаналитических теорий кино достигло своего апогея в 1975 году: статьи Жана Луи Бодри «Le Dispositif: Approches métapsychologiques de l'impression de realité» и «Le Film de Fiction et son spectateur (Étude métapsychologique)» Кристиана Метца самые влиятельные и эффективные тексты. [ 6 ]

В центре внимания этих теоретических дебатов о кино был предмет зрителя и его отношение к кино. Отправной точкой послужили соображения французского теоретика Жана Луи Бодри и труды по теории кино Кристиана Меца, автора книги «Значимый воображаемый». «Психоанализ и кино» (1977, дт.: Воображаемое означающее. Психоанализ и кино) действительно открыли дискуссию. Мец делает попытку перенести психоаналитические термины – в частности теорию Жака Лакана – в область кинематографии.

Психоаналитическая теория кино в первую очередь пытается выяснить, как бессознательное поддерживает восприятие событий фильма или как кино и кино запускают бессознательные, иррациональные процессы у зрителя и, таким образом, превращают просмотр фильма в приятный опыт. Если фильм, как всегда утверждали, можно приблизить к сновидению, то к нему должна быть возможность подойти средствами психоанализа (аналогично толкованию сновидения).

Идеи Фрейда об Эдиповом комплексе, нарциссизме, кастрации, бессознательном, возвращении и истерии используются в теории кино. [ 3 ] Исследуется «бессознательное» фильма; это известно как подтекст . [ 7 ]

В начале 1970-х годов Кристиан Мец и Лаура Малви по отдельности исследовали аспекты « взгляда зрителя » в кино, причем Мец подчеркивал отождествление со зрением камеры. [ 8 ] - идентификация, во многом «сконструированная» самим фильмом [ 9 ] - и Малви - фетишистские аспекты (особенно) отношения зрителя-мужчины к женскому телу на экране. [ 10 ]

Субъекту просмотра могут быть предложены определенные идентификаторы (обычно с главным мужским персонажем), с помощью которых он будет смотреть. Теория подчеркивает стремление субъекта к полноте, которую фильм может предложить посредством идентификации с образом, хотя теория Лакана также указывает, что идентификация с изображением никогда не является чем-то иным, как иллюзией, и субъект всегда расщепляется просто в силу того, что он вступает в существование ( афанисис ). [ 11 ]

Вторая волна

[ редактировать ]

Вторая волна психоаналитической кинокритики, связанная с Жаклин Роуз, подчеркивала поиск недостающего объекта желания со стороны зрителя: по словам Элизабет Коуи , «удовольствие от фантазии заключается в ее постановке, а не в ее наличии». объекты». [ 12 ]

С 1990 года Матричная теория художника и психоаналитика Брахи Л. Эттингера. [ 13 ] произвел революцию в теории феминистского кино. Ее концепция «Матричный взгляд» . [ 14 ] который установил женский взгляд и сформулировал его отличия от фаллического взгляда и его отношение к женским, а также материнским особенностям и возможностям «совозникновения», предлагая критику психоанализа Зигмунда Фрейда и Жака Лакана , широко используется. в анализе фильмов, [ 15 ] [ 16 ] авторы-женщины, такие как Шанталь Акерман , [ 17 ] а также авторов-мужчин, таких как Педро Альмодовар . [ 18 ] Матричный взгляд предлагает женщине позицию субъекта, а не объекта взгляда, одновременно деконструируя структуру самого субъекта, и предлагает границу-время, границу-пространство и возможность сострадания и свидетельствования. Идеи Эттингера выражают связь между эстетикой, этикой и травмой. [ 19 ]

Поскольку постструктурализм применял все более прагматичный подход к возможностям, предлагаемым теорией, так и Джоан Копжек критиковала ранние работы вокруг взгляда в свете работ Мишеля Фуко . [ 20 ] Роль травмы в кинематографическом изображении вышла на первый план. [ 21 ] Лакановский анализ предлагал плодотворные способы говорить о фильме, а не однозначные ответы или убедительное самопознание. [ 22 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Макгоуэн 2011 .
  2. ^ Крид 1998 , стр. 1.
  3. ^ Перейти обратно: а б Крид 1998 , стр. 2.
  4. ^ Лэпсли и Вестлейк 1988 , стр. 67 и 91.
  5. ^ Лэпсли и Вестлейк 1988 , стр. 92–95.
  6. ^ Кюгле, с. 206–222
  7. ^ Крид 1998 , стр. 2–3.
  8. ^ Лэпсли, с. 82-4
  9. ^ Чайлдерс, с. 173-4
  10. ^ Лэпсли, с. 77-8
  11. ^ Жак Лакан, Четыре фундаментальные концепции психоанализа (1994), с. 207-8
  12. ^ Цитируется в Лэпсли, с. 93
  13. ^ Браха Л. Эттингер , Матричное пограничное пространство , University of Minnesota Press, 2006
  14. ^ Браха Л. Эттингер, Матричный взгляд . Опубликовано Университетом Лидса, 1995 г. Перепечатано в: Drawing Papers , № 24, 2001 г.
  15. ^ Гризельда Поллок , Последствия - Последствия . Издательство Манчестерского университета, 2013 г.
  16. ^ Мэгги Хамм , Феминизм и кино . Издательство Эдинбургского университета, 1997 г.
  17. ^ Люсия Нагиб и Энн Джерслев (ред.), Impure Cinema . Лондон: IBTauris.
  18. ^ Джулиан Даниэль Гутьеррес-Арбилья, Эстетика, этика и травма в кино Педро Альмодовара . Издательство Эдинбургского университета, 2017 г.
  19. ^ Гризельда Поллок, Встречи в виртуальном феминистском музее: время, пространство и архив . Рутледж, 2007.
  20. ^ Тодд Макгоуэн, «Теория психоаналитического кино».
  21. ^ Макгоуэн
  22. ^ Лэпсли, с. 273-6
  • Крид, Барбара (1998). Хилл, Джон; Черч Гибсон, Памела (ред.). Оксфордское руководство по кинематографии (PDF) . Оксфорд; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780198711155 . Архивировано из оригинала (PDF) 21 апреля 2015 г. Проверено 30 октября 2016 г.
  • Кюгле, Маркус (12 марта 2020 г.). «Шов 50 Jahre! Все, что вы всегда хотели знать о зарождении психоаналитической теории кино* (*но боялись спросить Удара)» . Журнал ФФК (5): 206–222. дои : 10.25969/mediarep/13744 .
  • Лэпсли, Роберт; Вестлейк, Майкл (1988). Теория кино: введение . Манчестер, Великобритания; Нью-Йорк: Издательство Манчестерского университета. ISBN  9780719018893 .
  • Макгоуэн, Тодд (28 октября 2011 г.). «Психоаналитическая теория кино» . Кино и медиаисследования . дои : 10.1093/OBO/9780199791286-0052 . ISBN  978-0-19-979128-6 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 435ddccacce1a8243c7871dbc614dbbe__1716884820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/43/be/435ddccacce1a8243c7871dbc614dbbe.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Psychoanalytic film theory - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)