Щетка
Щетка | |
---|---|
Бог радуги | |
Пол | Мужской |
Область | Новая Зеландия |
Этническая группа | Маори |
Генеалогия | |
Родители |
|
Братья и сестры | |
Супруга |
|
Уэнуку (или Уэнуку-Копако , также дается некоторым, названным в его честь [ 1 ] ) — атуа радуги и выдающийся предок в традиции маори . Маори считали, что появление радуги представляет собой предзнаменование, и одним из видов ежегодного подношения, сделанного ему, были молодые листья первого посаженного урожая кумара . [ 2 ] Он был племенным богом войны , которого призывали перед сражениями, особенно в северной половине страны. [ 3 ] Говорили, что если тауа появится под сводом радуги, он будет побеждён в бою, и точно так же, если он появится по обе стороны радуги, он одержит победу. Маори идентифицировали перья ястреба и особую звезду под названием Уэнуку как священные для него. [ 1 ] [ а ]
В Нгати Пору с 71 историях сыном , и Нгай Таху Уэнуку был арики Гавайки все от разных жен. [ 4 ] Согласно традициям дальнего севера Тихого океана , вождь Уануку Ракейора и его сын Руатапу жили на острове Раиатеа чуть более 27 поколений назад. [ 5 ] как потомки Тангии, современника Иро-нуи-ма-Оата (Виро). [ 6 ] У племен Аотеа и Арава также есть истории, связанные с вождём Гавайки Уэнуку.
В рассказах Нгаи Тухоэ о вознесении Уэнуку к божеству он предает доверие своей сверхъестественной жены Хинепукохуранги и бродит по земле в поисках ее, пока не умирает и не превращается в олицетворение радуги. Племя утверждает, что произошло от союза Хинепукохуранги и Те Маунга. Эта история также известна Нгапухи и Нгати Кахунгуну из Вайроа , которые заявляют о своем происхождении от союза, где Хинепукохуранги вместо этого известен как Таири-а-коху. [ 7 ] Племена каноэ Курахаупо в Мальборо также считают его своим предком.
Уэнуку также имеет особое значение для тайнуи -маори, которые, как говорят, принесли свой дух с Гавайки внутри камня, а затем перенесли его в резьбу Те Уэнуку . Вайкато Тайнуи использовали свой дух, чтобы во время войны временно вселить в меньших идолов, которых они несли в битву, чтобы представлять своего опекуна. [ 8 ]
Первый фильм, снятый Джеффом Мерфи, был вольной адаптацией истории Уэнуку и его возлюбленной, девушки тумана, вышедшей в 1974 году. Это была первая телевизионная драма, полностью показанная на телевидении ( журнал The Listener смягчил зрителей, предоставив предварительный перевод). на скрининг). [ 9 ]
Лорд Гавайев
[ редактировать ]Щетка | |
---|---|
Обожествленный предок с Гавайских островов | |
Другие имена | Уэнуку Ракейола |
Пол | Мужской |
Область | Полинезия |
Этническая группа | Маори , Маори с Островов Кука |
Родители |
|
Супруга |
|
Потомство |
Уэнуку и Тури
[ редактировать ]Согласно легендам народа каноэ Аотеа , Хойматуа послал своего маленького сына Потикироа отдать часть всесожжения арики Уэнуку. К сожалению, бедный мальчик споткнулся при открытии дома Уэнуку, Варекура, что настолько обеспокоило Уэнуку, что он убил и съел его в сыром виде. [ 1 ] [ 10 ]
Следующим летом родственник Хойматуа Тури в отместку убил сына Уэнуку Хавепотики. Затем он и его друзья приступили к поеданию тела и даже сумели положить сердце ребенка в корзину с едой, предназначенную для вождя Уэнуку. Уэнуку сокрушался об отсутствии сына, не зная, где он находится, и невольно укусил его в сердце. Однако ему быстро сообщили о деяниях Тури, и он спокойно поклялся отомстить, пригрозив, что скормит убийц своего сына Той-те-хуатахи . Жена Тури Ронгоронго позже услышала, как Уэнуку скандировал заклинания мести, поэтому он взял своих людей и сбежал в Новую Зеландию . [ 1 ] [ 10 ]
Уэнуку и Тавета
[ редактировать ]Согласно традиции, Уэнуку был потомком Туматауэнги и разозлился, когда его жена Такарита совершила прелюбодеяние с двумя другими мужчинами, поэтому он убил всех троих. В довершение всего он сварил ее сердце и скормил своему сыну Ире. Ее брат Тауэта был более чем расстроен этим, поэтому собрал группу мужчин и устроил засаду пятерым сыновьям Уэнуку. Мапутукитеранги, Ропануи, Махинаитеата и Вивингайтеранги были убиты. Пятый, Ронгоруароа, едва выжил, но был ранен. Он потащился обратно в па Уэнуку, который все это время невольно принимал своих врагов в качестве гостей. Узнав о нападении и чувствуя долг гостеприимного хозяина, он приказал гостям уйти и предупредил, что будет преследовать их позже. [ 1 ]
Через некоторое время Уэнуку собрал своих тауа и напал на деревню Тауэты. Это привело к убийству священника Тауэты, Хапопо, и многих других его родственников. Уэнуку даже украл дочь Тауэты, Паймахутангу, чтобы стать своей женой. Эта битва называлась Whatiuatakamarae. Однако Уэнуку не закончил, и, используя мощные заклинания и заклинания, он вызвал великую тьму и туман с гор, чтобы подняться на землю, после чего враг начал в замешательстве убивать своих, пока только Тавета и горстка его людей остался. Затем Уэнуку вызвал свет и с легкостью уничтожил оставшихся врагов. Это второе сражение называлось битвой при Роторуа, или Тайпарипари. [ 1 ]
Существует вариант, когда двое детей Уэны, Ватино и Варо, были известны как великие воры и, вероятно, много раз воровали у Уэнуку. Однажды Уэнуку удалось поймать их и, вероятно, убить. Затем Уэна в отместку убивает всех детей Уэнуку, за исключением Ронгероа. Затем Уэнуку относит свой тауа в па Уэны на Раротонге . Вызвав туман на силы Уэны, он выиграл битву, которая теперь называется Те Ракунгия. Рассеяв туман новыми заклинаниями, он снова атаковал врага с помощью собак и добился успеха в битве под названием Те Мау-а-те-Карарехе у Роторуа. После боя с Те Моана-вайпу он вернулся домой в Новую Зеландию, где родился Руатапу. [ 1 ]
Согласно традициям Нгати Пору и Нгаи Таху, Уэнуку позже опозорил Руатапу либо за то, что он ходил по крыше своего дома, либо за то, что он использовал его или Кахутиа-те-ранги . священный гребень [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] или ему отказали в уходе за волосами тапу перед тем, как семья отправилась на новом каноэ, построенном Уэнуку. [ 7 ] - независимо от причины, он не может использовать расческу, поскольку является сыном жены-рабыни Уэнуку. Некоторые говорят, что Руатапу — первенец, но все же младше своего младшего брата из-за разницы в их происхождении. После этого Руатапу заманивает дворян Гавайки в каноэ, а затем убивает их всех, кроме Кахутиа-те-ранги, которому удается сбежать и мигрировать в Новую Зеландию с помощью богов. После этого в некоторых версиях он использует заклинания, чтобы уничтожить землю. [ 14 ] [ 15 ]
Уэнуку и Таматекапуа
[ редактировать ]Уэнуку В традициях Те Арава вождь Уэнуку острова Раиатеа раздражается на собаку по имени Потака Таухити, домашнее животное Хумайтавити, за то, что она съела вытекшее вещество язвы , тем самым совершая акт осквернения. Он убивает собаку, после чего Той-те-хуатай съедает ее. Предок Таматекапуа и его брат Вакатурия, сыновья Хоумаи, ищут собаку и слышат ее лай в животе Тоя. В отместку они создали ходули для Тамы (более высокого из братьев) и украли плоды с дерева поропоро Уэнуку . [ 16 ] [ 17 ] Вакатурию схватили и повесили на крыше дома Уэнуку, где люди каждую ночь танцевали и пели вокруг костра под ним. Сообщается, что их пение было настолько ужасно плохим, что братья под покровом темноты придумали хитрый способ обманом заставить людей освободить его; при следующей возможности он сказал людям, что их танцы и пение ужасны, и они действительно призвали его добиться большего и подвели его. Он велел им побаловать себя, счистив сажу и подарив ему несколько прекрасных украшений, чтобы он мог одеться для танцев. Затем он обманом заставил их открыть дверь, чтобы почувствовать прохладный воздух, к которому прибыл его брат Тама с двумя деревянными шестами, чтобы запереть людей внутри. Вакатурии удается пробежать через открытую дверь, и братья запирают здание снаружи. Уэнуку объявляет войну и вместе со своим другом Тоем нападает на деревню Хоумай, но силы Уэнуку в конечном итоге терпят поражение. [ 1 ] [ 18 ] Вакатурия также пал в битве, поэтому каноэ Арава было отправлено в Новую Зеландию с единственной целью - найти смысл его смерти. В это время каноэ Тайнуи также направлялось в Новую Зеландию. Согласно этому рассказу, Уэнуку жил через четыре поколения после Руатапу , который был одним из предков Хоумаитавити. [ 19 ]
Уэнуку и дева тумана
[ редактировать ]В традициях, которые чаще всего ассоциируются с Нгаи Тухо — детьми тумана, — Уэнуку когда-то был человеком, и однажды ранним утром, когда он охотился, на поляне он увидел двух женщин. Одну звали Хинепукохуранги, которая, казалось, возникла из утреннего тумана, а ее сестрой была Хиневай. [ 20 ] Они были дочерьми Рангинуи Небесного отца . [ 7 ] Он убедил Хинепукохуранги остаться, поговорить с ним на минутку и вернуться следующей ночью. После этого она продолжала возвращаться к нему каждую ночь, и вскоре они полюбили друг друга. Как у туманной девы, ее дом находился в небе, поэтому ей пришлось покинуть его на рассвете по зову сестры Хиневай. Наконец она согласилась выйти замуж за Уэнуку при условии, что он никому о ней не расскажет.
У них было несколько месяцев счастья, правда она по-прежнему появлялась только ночью и уходила на рассвете, а со временем Хинепукохуранги забеременела, но никто больше не мог ее видеть и поэтому Уэнуку высмеивали. Его родственники скептически относились к этой жене, которую они никогда не видели. [ 20 ] - по некоторым рассказам, у них уже родилась дочь. [ 21 ] Он пытался объяснить, что жена уходит от него каждое утро с первыми лучами солнца, поэтому друзья предложили ему загородить двери и окна, чтобы она не могла видеть солнце. Наконец, после еще более мучительных насмешек, его убедили заблокировать окна и дверь, когда она пришла к нему однажды ночью, чтобы она не могла видеть дневной свет утром, тогда он сможет доказать ее существование. Он так и сделал, но, конечно, дева тумана почувствовала себя обманутой, когда обнаружила, что он ее обманул. Она спела ему прощальную песню, вернулась на небо и оставила его на всю жизнь. [ 20 ]

Уэнуку странствовал по миру в поисках любимой жены. Наконец, ближе к смерти, увидев его одиноким и согбенным от старости, Рангинуи сжалился и превратил его в радугу, чтобы он мог присоединиться к своей семье в небе. [ 20 ] где они остаются по сей день и вместе присматривают за своими потомками. [ 21 ]
Название горы Тапуаэ-о-Уэнуку на хребте Кайкоура переводится как «радужный след», однако ее прежнее название — гора Тапуаэнуку, что означает «шаркать ногами», было памятником вождю Тапуаэнуку, который поднялся на Нга Тапу Вае о. Уэнуку («священные шаги Уэнуку»), радужная тропа его предка, бога войны Уэнуку, на Тапуаэ-о-Уэнуку в поисках своей жены, богини, и погиб на вершине, где эти двое воссоединились в загробной жизни, подобно Уэнуку, который, согласно традициям Курахаупо, также поднялся на гору в поисках своих сверхъестественных жены и ребенка, где они превратился в комплекс горных хребтов. [ 22 ] [ 23 ] Сегодня появление радуги над Тапуаэ-о-Уэнуку служит напоминанием о его путешествии. [ 24 ] [ 25 ]
Ивипупу и радуга
[ редактировать ]В одной из историй Уэнуку навещает женщину по имени Ивипупу в течение многих ночей, в то время как ее муж, вождь Таматеа-арики-нуи с Гавайских островов, находится вдали от дома. Ивипупу забеременеет от сверхъестественного существа, и он велел назвать ребенка Уэнуку-тити , если это девочка, и Уэнуку-ранги , если мальчик. Как только Таматеа вернулась, Ивипупу рассказал ему, что ее посетил кто-то похожий на него, а затем он решил, что это дух Уэнуку сделал ее беременной. [ 2 ]
Несколько месяцев спустя Ивипупу родила мертворожденного ребенка. Таматеа отвел ребенка в место тапу, где подстригся, чтобы потом похоронить его. По возвращении тело исчезло и появилось в виде радуги над океаном рядом с Хине-корако. [ 2 ]
В версии, записанной Хори Ропихой из Вайпавы в конце 19 века, Ивипупу посетили после того, как Таматеа предложил пуповину своему атуа, Уэнуку, повесив ее над окном. Позже родился ребенок по имени Уэнуку-варекута. [ 2 ]
Артефакты
[ редактировать ]По местной легенде, дух Уэнуку был перенесен с Гавайки на Северный остров в камне народом Тайнуи . большую резьбу, известную как Уэнуку или Те Уэнуку, Когда они приземлились, они сделали из тотары с круглым отверстием наверху, в которое был помещен камень, чтобы дух Уэнуку обитал в резьбе. [ 26 ] Резьба уникальна по форме и имеет заметное сходство с гавайскими стилями резьбы. [ 27 ]
Сегодня в музее Те Авамуту в Вайкато находится Те Уэнуку . [ 26 ] Из-за его духовного значения фотографии запрещены без разрешения суверена маори . [ 28 ]
Похожие персонажи
[ редактировать ]Синий
[ редактировать ]
В традициях Нгати Ава Кахукура (также Кахукура-панго и Кахукура-и-те-ранги) — имя другого бога, который проявляется как верхний лук во время двойной радуги . [ 29 ] а также в некоторых местах может быть богом войны, чье появление представляет собой предзнаменование. [ 3 ] Он был духом-хранителем, к которому призывали племена тохунга и обращались за советом и предзнаменованиями во время войны. На каждом хапу было изображение Кахукуры, часто небольшая резная деревянная фигурка, которая хранилась в тапу. [ 30 ] Буквальный перевод Кахукуры — «красная одежда». Ронгонуиатау может быть похожим богом. [ 2 ]
Говорят, что он был потомком Поу-те-аниванива (возможно, Поу-те-ануана с Раротонги ) и сыном Ронго-мая (олицетворенной формы метеоров и метеоритов) и Хине-те-вая. Используя тела своей матери, отца, Паока-о-те-ранги, Тотое-ранги, Тахайны, Каурукируки и Хереуму, он построил мост из Гавайки в Новую Зеландию для себя и своей жены Ронгоямо, чтобы пересечь Тихий океан. Благодаря этому мосту они являются источником кумары в Новой Зеландии. [ 2 ]
Жена этого атуа - Туавхиоранги, которая появляется как нижняя радуга во время двойной радуги. [ 31 ] иногда ее могут называть «Атуа фараро май те ранги». [ 7 ] Другие названия включают Поу-те-аниванива и Кахукура-варе. [ 2 ]
Те Тихи о Кахукура («цитадель Кахукуры») над Ферримидом на полуострове Бэнкс в Кентербери названа в его честь. В некоторых традициях Кай Таху во время творения он покрывает земли лесами и птицами. [ 32 ] роль, которую играют мужчины в других традициях маори. Окахукура в Окленде также назван в его честь. [ 33 ]
Кахукура также делит свое имя с двумя предками; один был северным предком, который научился искусству изготовления сетей у патупайарехе , другой вернулся на Гавайи на борту Хоруты , чтобы вернуть кумару в Новую Зеландию. [ 29 ]
Генеалогия Кахукуры
[ редактировать ]Лекарство | Хинетоваи | ||||||||||||||||||||
Синий | Синагога | ||||||||||||||||||||
Идти
[ редактировать ]Хэре — имя другого бога радуги на языке Нгай Тухо. Есть как минимум три символа братьев или форм: Haere-kohiko, Haere-waewae и Haere-atautu. [ 35 ] Одна история гласит, что они отправились отомстить за смерть своего отца и сначала потерпели неудачу в нарушении правила тапу, а затем добились успеха с помощью заклинаний. В некоторых древних традициях Моэкаху, собака атуа Тухо, считается их сестрой. О Хэре до сих пор мало что помнит. [ 7 ]
Радуга
[ редактировать ]В гавайской мифологии Ануэнуэ — радужная дева, которая действует как посланница для своих братьев Кане и Каналоа , которые часто посылают ее забрать потомков Ку и Хайне. Она играет второстепенную роль в истории Лау-ка-иеи, но в другой истории более заметна как призрак Лаки. [ 36 ] она может быть известна В Полинезии как Ануануа. [ 2 ]
См. также
[ редактировать ]- Амур и Психея
- Красавица и чудовище
- Сяньпо и Интай , любовные олицетворения радуги в китайском фольклоре.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ «Ястреб», упомянутый в Трегира книге , мог быть каху .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Трегир, Эдвард (1891). Сравнительный словарь маори-полинезийского языка . Веллингтон, Новая Зеландия: Лион и Блэр. п. 572 . Проверено 7 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час С уважением, Элсдон. «Радужные мифы», Религия и мифология маори , Часть 2, с. 414, PD Hasselburg, Веллингтон, Новая Зеландия, 1982 г.
- ^ Jump up to: а б Кин, Бэзил (2011). «Нга атуа – боги» . Те Ара — Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 13 апреля 2020 г. .
- ^ «История Пайкеи и Руатапу» . National Library of New Zealand — Национальная библиотека Новой Зеландии . Проверено 15 апреля 2020 г.
- ^ Коро, Тими (1934). «Тими Коро, перевод Друри Лоу, из журнала Полинезийского общества, том 43, 1934» . Полинезийское общество. стр. 171–186, 258–266 . Проверено 15 апреля 2020 г.
- ^ «Журнал Полинезийского общества, том XV, 1906 г.» . Журнал Полинезийского общества, содержащий сделки и труды общества . 15 : 75–76. 1906 год . Проверено 20 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «ЖУРНАЛ МАОРИ [электронный ресурс]» . National Library of New Zealand — Национальная библиотека Новой Зеландии . Проверено 5 мая 2020 г.
- ^ Крейг, Роберт Д., Справочник по полинезийской мифологии , стр. 120, АВС-КЛИО, 2004, ISBN 9781576078945
- ^ «Сегодня – Телевидение» . Новая Зеландия на экране . Проверено 21 сентября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Грей, Джордж (1854). Полинезийская мифология и древняя традиционная история новозеландцев . стр. 149–152, 155 . Проверено 7 мая 2020 г.
- ^ «Уэнуку - словарь маори» . Джон С. Мурфилд . Проверено 13 апреля 2020 г. .
- ^ «Нгай-Таху, Заметки о книге Рахеры Тайнуи, стр. 221–235» . Журнал Полинезийского общества . Проверено 11 апреля 2020 г.
- ^ «Ранняя история [Нгай Таху]» . Те Ара — Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 20 апреля 2020 г.
- ^ Р.Д. Крейг (1989). Словарь полинезийской мифологии . Нью-Йорк: Издательство Кентерберийского университета. п. 237.
- ^ Риди, Эндрю (1993). Нга Кореро а Мохи Руатапу, известный знаток Нгати Пору: Сочинения Мохи Руатапу . Крайстчерч: Издательство Кентерберийского университета. стр. 142–146.
- ^ Takitimu автора Тиаки Хикавера Митира, полный текст в Электронном текстовом центре Новой Зеландии
- ^ «Использование растений маори, Исследования по уходу за землей - КОУЭН Дж. 1910. Хлебное дерево в традициях маори. Журнал Полинезийского общества 19: 94–96» . Проверено 7 мая 2020 г.
- ^ Грей, Джордж (1854). Полинезийская мифология и древняя традиционная история новозеландцев . стр. 92–97, 119 . Проверено 7 мая 2020 г.
- ^ Тэпселл, Пол (2005). «Те Арава – Истоки » Те Ара - Энциклопедия Новой Зеландии Получено 1 июня.
- ^ Jump up to: а б с д «Происхождение радуги» . Сборник электронных текстов Новой Зеландии . Университет Виктории . Проверено 7 ноября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Уэнуку и туманная дева» . Интернет-проект Мемориала Мередит Миллер. Архивировано из оригинала 3 апреля 2007 года . Проверено 21 сентября 2013 г.
- ^ Рид, AW (1975). Топонимы Новой Зеландии . Веллингтон: AH и AW Рид. ISBN 0-589-00933-8 .
- ^ «Тапуаэ о Уэнуку и внутренние Кайкоурас Шейна Орчарда» . Иссуу . Проверено 5 мая 2020 г.
- ^ «Древние истории Мальборо, воплощенные в жизнь в новых книгах» . Вещи. 19 октября 2018 года . Проверено 5 мая 2020 г.
- ^ «Тапуаэ-о-Уэнуку» . Справочник Новой Зеландии . Информация о земле Новая Зеландия . Проверено 5 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б "Стирать" . Музей Авамуту . Проверено 13 апреля 2020 г. .
- ^ «Уэнуку – регион Вайкато» . Те Ара — Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 13 апреля 2020 г. .
- ^ «Уэнуку – Тайнуи Таонга» . Музей Авамуту . Проверено 13 апреля 2020 г. .
- ^ Jump up to: а б «Кахукура - словарь маори» . Джон С. Мурфилд . Проверено 13 апреля 2020 г. .
- ^ Коуэн, Джеймс (1923). Народные сказки маори Порт-Хиллз, Кентербери, Новая Зеландия (Третье изд.). Публикации Кэдсонбери.
- ^ «Туавхиоранги - словарь маори» . Джон С. Мурфилд . Проверено 13 апреля 2020 г. .
- ^ «Те Тиши о Кахукура: Цитадель Кахукуры Билла Саттона» . Художественная галерея Крайстчерча Те Пуна о Вайуэту . Проверено 5 мая 2020 г.
- ^ « Олбани » . Манату Таонга: Министерство культуры и наследия . Проверено 5 мая 2020 г.
- ^ Рид, AW (2008). Книга Раупо по мифологии маори . Окленд: Penguin Group (Новая Зеландия). п. 73. ИСБН 9780143010289 .
- ^ «Харе - словарь маори» . Джон С. Мурфилд . Проверено 13 апреля 2020 г. .
- ^ Крейг, Роберт Д., Справочник по полинезийской мифологии , стр. 174, АВС-КЛИО, 2004, ISBN 9781576078945