Война на древнем Пиренейском полуострове
Войны на древнем Пиренейском полуострове занимали важное место в исторических хрониках, сначала во время карфагенского вторжения в Испанию, включая Пунические войны , а затем во время римского завоевания полуострова . Плотно воинственный характер доримских народов , населявших Испанию, неоднократно проявлялся в их конфликтах против Рима , Карфагена и друг друга.
История
[ редактировать ]Римские и греческие историки сходятся во мнении, что большинство латиноамериканских народов были культурами воинов, где племенные войны были нормой. Бедность некоторых регионов, а также господствующая олигархия среди их населения вынуждали их искать ресурсы в более богатых регионах, как с помощью наемничества , так и бандитизма , что создало потрясенную национальную среду, где борьба была основным образом жизни. [1] Испаноязычные коренные жители описываются как люди, которые любили войну, предпочитали смерть капитуляции и выражали сильную лояльность ( преданность ) тому, кого они считали своими военными лидерами. [2] Оружие считалось воинами священным и знаком отличия до такой степени, что передача его считалась менее предпочтительной, чем быть убитым. [2] Их культурные ценности, связанные с войной, сравнивают с ценностями германской и древнегреческой войны , а также других кельтских народов. [3] В их военной истории есть множество примеров осажденных городов, жители которых предпочитали умереть от голода , массового самоубийства или бескомпромиссного сражения вместо того, чтобы сдаться. Нуманция , Сагунтум и Калагуррис — лишь некоторые из них. [2]
Войска с Пиренейского полуострова и окружающих его островов сыграли особую роль во время Второй Пунической войны , когда они составляли важную часть карфагенских армий в их конфликте против Рима. [2] Даже после окончания войны латиноамериканцы задержали завоевание римлянами своих территорий почти на два столетия. Ход этого завоевания достиг такого уровня насилия, что Цицерон описал усилия римлян как борьбу не за выгоду, а за выживание. [2] В этом аспекте следует отметить Лузитанскую , Кельтиберийскую и Кантабрийскую войны , особенно первую, в которой вождь Вириат взял под свой контроль большую часть Пиренейского полуострова и даже заставил Рим подписать, хотя и временно, мирный договор самостоятельно. условия. Вириат никогда не признал бы решающего поражения и умер бы убитым. [2] После завоевания храбрость, преданность и боевые навыки латиноамериканцев превратили их в желанные боевые единицы, особенно во время Серторианской войны и других поздних подвигов Римской империи.
Военная организация
[ редактировать ]Хотя есть записи об иберийских тимократических армиях и крупных ополченческих коалициях, сформированных кельтиберийскими народами, [1] большая часть войн в Испании велась нерегулярным , племенным образом. Войны будут вестись не ради контроля над территорией, а ради разграбления и грабежа товаров, а бойцы станут вассалами или наемниками, а не профессиональными солдатами. По этой причине их армии обычно были небольшими по сравнению с другими средиземноморскими странами и часто формировались вокруг конкретных вождей и военачальников, которых они почитали. [2]
Пехота
[ редактировать ]Пехота в Испании обычно была легкобронированной , по сравнению с эллинистическим пельтастом древних летописцев. [4] хотя современные авторы сравнивают их скорее с тиреофорами как с пехотой двойного назначения. [5] Римские авторы отмечали, что латиноамериканская пехота напоминала свою собственную в выборе оружия и боевой тактике, например, отдавая предпочтение мечу и копью в линейных войсках, и подчеркивали только различия в организации, логистике и дисциплине. [5]
Латиноамериканское легкое снаряжение придавало им мобильность и быстроту, способность совершать бегущие атаки и перестрелки , хотя, вопреки стереотипу, их оружие и щиты также делали их пригодными для ближнего боя, и они могли грамотно участвовать в массированных боях. [5] [4] Иберийцы и кельтиберы комфортно занимали авангард битве армии Ганнибала в при Каннах , разделенный на спейры (отряды, похожие на римские манипулы ) и бок о бок с его галльским контингентом, в то время как балеарские пращники поддерживали их сзади. [4] Даже лузитанцы , обычно известные как застрельщики, могли превосходить врагов в лобовом бою. [1]
После того как торжествующие лузитанцы благополучно разошлись, один из них сильно отделился от своих коллег. Его окружили кавалеристы, но, хотя он и шел пешком, он пронзил копьем одну из их лошадей и обезглавил солдата одним ударом меча. Таким образом он поразил их всех страхом и презрительно и неторопливо удалился, пока они смотрели.
- Оросий , 5, 4
Испаноязычные фехтовальщики известны в хрониках благодаря своей выносливости и смертоносному действию. Население побережья Средиземного моря использовало фалькату , в то время как большинство других народов полуострова использовали гладиус , который впоследствии был принят на вооружение римскими военными из-за его превосходных качеств как в нанесении рубящих, так и в колющих ударов. [2] [6] Доспехи обычно были легкими и делались из кожи, а щиты использовались в двух основных формах: один представлял собой небольшой круглый цетра , давший его владельцам римское название цетрати , а другой — более тяжелый овальный скутум , похожий на тиреос. или галльский длинный щит, носителей которого называли скутариями . Балеарские пращники использовали щиты из закаленной кожи, привязанные к руке, чтобы обе руки оставались свободными для использования пращ. [7]
Также предпочтение отдавалось дальнобойному оружию, в том числе пращам и копьям (в том числе нескольким типам, таким как фаларика и солиферрум ). [2] [7] Помимо заклинателей копья, балеарцы были легендарными пращниками среди остальных латиноамериканских племен. Их с детства учили использовать пращи разных размеров, и они использовали их для метания камней тяжелее, чем многие другие пращники того времени, весом около 1 мины (15,3 унции/436 г) каждый выстрел. [7] Большинство других полуостровных племен, возможно, предпочли бы в качестве рогатки свинцовые пули меньшего размера. [2] [7] Лук и стрелы , появившиеся в результате контактов между финикийцами и греками , использовались очень редко, если вообще использовались, и, возможно, ограничивались охотой . [8]
Они выделялись боевыми кличами, чтобы запугать своих врагов. [2] Кельтиберийские воины, возможно, также использовали оранжевую боевую раскраску. [9]
Кавалерия
[ редактировать ]Пиренейского полуострова Конница , впервые возникшая в центральной Месете в четвертом веке до нашей эры, а затем распространившаяся на прибрежные регионы, [5] пользовался особой известностью. Летописи постоянно превозносят латиноамериканских лошадей , описывая их как быстрых, сильных и хорошо прирученных. Их приучали карабкаться по горным дорогам, легко оставляя позади своих италийских собратьев , а также учили подчиняться своим хозяевам и ждать их, если они спешились посреди поля боя. Это был обычай илергетских и кельтиберийских кавалеристов, поскольку при возможной тактической необходимости они часто спешивались, чтобы сражаться на ногах, используя своих скакунов как способ быстрого отступления. [2] Другие использовали тактику ударных войск , носили доспехи, копья и тяжелые щиты. [7]
Латиноамериканские всадники работали наемниками сначала в Карфагене, а затем в Риме. Во время Второй Пунической войны всадники из Кельтиберии, Лузитании и Веттонии использовались Ганнибалом в качестве тяжелой кавалерии, что резко контрастировало с более знаменитой нумидийской боевой кавалерией . [7] Ливи выгодно сравнил их с нумидийцами, заявив, что латиноамериканские наездники «равны им по скорости и превосходят их по силе и смелости». [10] Среди них упоминается отряд из кельтиберийского города Уксама , всадники которого носили шлемы с челюстями зверей, чтобы отпугивать врагов. [11] Благодаря их выступлениям в битвах при Требии и Каннах Ливий даже заявил, что латиноамериканская кавалерия превосходила любую другую на войне. [2] [4] Их также использовали для ведения горной войны :
Фактически даже на зимних квартирах римлянам не было покоя. Нумидийская конница перемещалась повсюду, и кельтиберы и лузитанцы делали это везде, где земля оказывалась слишком трудной для нумидийцев.
— Ливий 21, 57, 5
В конечном итоге это привело к тому, что римские военные попросили своих всадников в кельтиберийские города, находящиеся под их владениями, используя их для противодействия своим карфагенским аналогам и в пропагандистских целях против них. [12] После Пунических войн и завоевания Испании римлянами римские военные приобрели полуостровных лошадей и всадников в качестве вспомогательных средств . Особенно известные примеры можно найти в позднем alae quinquagenaria , который содержал три отряда Astur Ala Asturum , два Arevaci Ala Arevacorum и знаменитый контингент Веттона по имени Ala Hispanorum Vettonum .
Стратегия и тактика
[ редактировать ]Стиль ведения войны в Испании обычно был привязан к образу жизни использующих их племен. Развитые народы, такие как иберийцы и кельтиберы, участвовали в обычных генеральных сражениях плотным строем, часто клином , в то время как менее развитые племена, такие как лузитанцы и кантабрийцы, предпочитали партизанскую войну , внезапные атаки и засады . [4] [13] Таким образом, генеральные сражения преимущественно использовались в конфликтах против других средиземноморских держав, но не в превосходной степени, учитывая, что они обычно плохо справлялись с лучше организованными и дисциплинированными римскими и карфагенскими армиями. [5] [14] Однако во время завоевания Испании римлянами Вириат довел партизанский стиль до максимальной степени успеха против сил вторжения, что привело к его идеализации в наше время и экстраполяции практически на все народы полуострова. [13] [15] То, что в Испании были опытные стратеги, является фактом, с которым согласились древние авторы, особенно Фронтин . [2] называл « варваром Ганнибалом » Самого Вириата Луцилий . [1]
Особая тактика, прославленная Цезарем и Вириатом, называлась concursare («суета»), при которой его войска атаковали линии противника только для того, чтобы они останавливались и отступали после короткого столкновения или вообще не вступали в бой. Этот метод будет повторяться столько раз, сколько необходимо, чтобы побудить противостоящие силы начать преследование, что будет использовано для того, чтобы привести их к засадам и новым внезапным атакам. [16] Метод превращения преследователей в преследуемых путем притворного отступления , часто описываемый современными авторами как «повернуться и сражаться». [17] была особенностью лузитанцев, которые использовали ее даже тогда, когда их отступление было искренним. [1] Кельтские и иберийские кавалеристы, посланные Дионисием I против фиванцев, описываются как совершающие разрозненные атаки на линию врага с помощью копий, отступающие, когда враг начал двигаться против них, и спешивающиеся для отдыха между атаками. [18]
Также хвалили то, как латиноамериканские воины объединялись и переходили от кавалерии к пехоте. Упомянутая выше тактика кавалерии, когда всадники при необходимости становились пехотинцами и наоборот, иллюстрировала эту способность. [19] Другая тактика, популярная в Испании, заключалась в том, что всадники несли на своих лошадях второго воина, которого они использовали для формирования контингентов пехотинцев, прежде чем таким же образом вывести их с поля боя. [2] Римские армии также переняли тактику кавалерии, используемую кантабрийскими воинами, в том числе circulus cantabricus и cantabricusimpetus .
Латиноамериканские воины также использовали местную фауну в войне. Есть записи о том, как оретани вождь Ориссус использовал быков или волов с горящими рогами, чтобы напугать Гамилькара Барки , боевых слонов а также устные традиции туземцев, освобождающих диких быков и волков в римских лагерях, чтобы создать хаос. [20] На индивидуальном уровне на Пиренейском полуострове было практически единодушно предпочесть смерть плену, разоружению и рабству. В качестве последнего ресурса воины носили склянку с ядом , извлеченным из болиголова или ранункулюса , который они использовали для совершения самоубийства в случае захвата. [21] [22] Второй яд также оказывал психологическое воздействие на врагов, поскольку пользователь страдал от посмертного сокращения лицевых мышц ( сардонизм ), и создавалось впечатление, будто мертвый воин сверхъестественным образом смеялся над ним. [21] Менее экзотическими способами также было обычным делом искать смерти, нападая на своих похитителей или убивая друг друга в тюрьме. [1]
Женщины-воины
[ редактировать ]Как и в случае с другими кельтскими народами, существуют многочисленные хроники, указывающие на сильное присутствие женщин-воинов в древней Испании. Совершая вторжения в Лузитанию , Децим Юний Брут обнаружил среди мужчин женщин-бойцов, защищавших свои города, «с такой храбростью, что они не издавали крика даже во время резни». [15] Этот обычай был также записан о Бракарах , чьи женщины сражались против Брута, «никогда не поворачиваясь, никогда не показывая спины и не издавая крика». Они предпочли бы смерть плену, даже убивая собственных детей, прежде чем убить себя. [15] Галлаечи также описывались как отправляющиеся на войну вместе со своими женами.
В выдающейся главе, цитируемой Полиеном и Плутархом , [23] Салмантинские женщины помогли прорвать осаду своего города карфагенской армии. Граждане сдались и покинули Салмантику, но женщины сделали это, неся мечи, спрятанные в одежде. Как только пуники отвлеклись на увольнение, женщины вооружили мужчин и самих себя и напали, застигнув пуников врасплох и многих убив. Туземцам удалось отступить в горы, и это настолько впечатлило Ганнибала, что он предоставил им иммунитет и гуманное обращение. [23] [24] Иберийские женщины также помогали выполнять небоевые роли в защите Иллитургиса от Сципиона Африканского . армии [25]
Как наемники
[ редактировать ]Наемническая жизнь зафиксирована как обычай Испании железного века , особенно в центральной части Пиренейского полуострова. Уход из родного племени и подача заявления на службу в другие были для малообеспеченной молодежи способом вырваться из бедности и найти возможность применить свои боевые навыки. [13] Солдаты работали не индивидуально, а небольшими отрядами, сформированными друзьями и родственниками, управляемыми собственными начальниками и сохраняющими свои культурные особенности. [13] Начиная с V века до нашей эры, наемническая жизнь стала социальным явлением в Испании: большое количество бойцов из далеких стран приезжали, чтобы присоединиться к армиям Карфагена, Рима, Сицилии и даже Греции , а также других латиноамериканских народов. [26] неоднократно описывали их Такие авторы, как Страбон и Фукидид, как одни из лучших боевых сил в Средиземноморском регионе, а также, по словам Ливия , как самое закаленное в боях подразделение карфагенской армии . [27] Полибий также называет их причиной Второй победы Ганнибала в нескольких сражениях во время Пунической войны . [2] Он будет стратегически использовать их особые таланты, назначая балеарских пращников в качестве застрельщиков , кельтиберийских всадников в качестве тяжелой кавалерии , а лузитанцев в качестве горных войск и других. [7]
Укрепления
[ редактировать ]Полуостровные укрепленные поселения, Кастра или Оппида , имели ограниченное участие в латиноамериканских войнах. Учитывая, что последние носили преимущественно племенной характер, набеги совершались с целью разграбления и грабежа, лишь изредка с целью захвата и удержания территории. Низшая враждующая фракция, неспособная превзойти другую на поле битвы, будет искать убежища в своих стенах и терпеть разграбление своей собственности на открытом воздухе, наслаждаясь безопасностью, поскольку их враги, вероятно, даже не попытаются напасть на это место. [14] Официальные осадные орудия и техника прибыли только вместе с карфагенской и римской армиями. [14]
Военные лидеры Испании
[ редактировать ]- Вириат , Пуник , Цезарь , Кауцен , Курий и Апулей из лузитанцев.
- Корокотта и Ларус Кантабрийские
- Тангин и Олиндик кельтиберов
- Индибилис и Мандоний из Илергетов
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Лучано Перес Вилатела (2000). Лузитания: история и этнология (на испанском языке). Королевская академия истории. ISBN 978-84-895126-8-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Мария Пас Гарсиа-Хелаберт Перес. «Изучение доримского вооружения на Пиренейском полуострове с помощью классических текстов» (PDF) (на испанском языке). Пространство, время и форма.
- ^ Оружие в иберийских городах: теория, метод и результаты.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Фернандо Кесада Санс, Иберийцы как враги , 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Фернандо Кесада Санс, «Не такие уж разные: приемы индивидуального боя и тактика небольших подразделений римских и иберийских армий в рамках войны в эллинистическую эпоху». Паллас 70 (2006), стр. 245–263.
- ^ Андреа Салимбети, Рафаэле Д'Амато (2014). Карфагеняне VI – II века до нашей эры (на испанском языке). Издательство Блумсбери. ISBN 978-17-820077-7-7 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Грегори Дейли (август 2005 г.). Канны: Опыт сражения во Второй Пунической войне . Рутледж . ISBN 978-11-345071-2-2 .
- ^ Фернандо Кесада Санс, Использование лука и стрел в иберийской культуре.
- ^ Анализ кельтиберийской защитной пасты и ее возможное использование воинами Аревачи , Хесусом Мартином-Хилом, Гонсало Паласиосом-Лебле, Пабло Мартином Рамосом и Франсиско Х. Мартином-Хилом, E-Keltoi vol. 5 -
- ^ Ливий , 21-30 (26)
- ↑ Силий Италикус , Пуника , 3, 384.
- ^ Аппиан , Пунические войны , 30.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хоакин Гомес-Пантоха, Эдуардо Санчес Морено (2007). Протоистория и древность Пиренейского полуострова II (на испанском языке). Силекс Издания. ISBN 978-84-773718-2-3 .
- ^ Перейти обратно: а б с Фернандо Кесада Санс, Военные события в «позднеиберийской» культуре (ок. 237–195 до н. э.)
- ^ Перейти обратно: а б с Рамон Менендес Пидаль (1962). История Испании: Римская Испания (на испанском языке). Эспаса Кальпе.
- ^ Гонсало Барриентос Альфагеме, Анхель Родригес Санчес (1985). История Эстремадуры: география древних времен (на испанском языке). Редакция Universitas. ISBN 978-84-855834-5-4 .
- ^ Тони Нако дель Ойо, Фернандо Лопес Санчес (2017). Война, военачальники и межгосударственные отношения в Древнем Средиземноморье . Брилл. ISBN 978-90-043540-5-0 .
- ^ Ксенофонт , Элленика . 7.1.21-22
- ^ Плутарх (2004). Жизнеописания Сертория и Помпея (с аннотациями) (на испанском языке). МУДРОСТЬ. ISBN 978-84-460218-0-3 .
- ^ Хосе Кальес Валес (2001). Традиционные легенды (на испанском языке). Либса. ISBN 978-95-002862-2-0 .
- ^ Перейти обратно: а б Рафаэль Тревиньо Мартинес (1992). Враги Рима (4): Испанские армии . Блумсбери США. ISBN 978-08-504570-1-8 .
- ^ Бриджит Мэр (2014). «Греческий» и «римский» в латинских медицинских текстах: исследования культурных изменений и обмена в древней медицине . БРИЛЛ. ISBN 978-90-042738-6-3 .
- ^ Перейти обратно: а б Бенхамин Кольядо Хинарехос (2018). Воины Иберии: Древние войны на Пиренейском полуострове (на испанском языке). Сфера книг. ISBN 978-84-916437-9-1 .
- ^ Пол Кристал (2017). Женщины на войне в классическом мире . Издательство Grub Street. ISBN 978-14-738566-1-5 .
- ^ Ливий , История Рима , Том 2
- ^ Мария Пас Гарсиа-Хелаберт Перес, Хосе Мария Бласкес Мартинес. «Латиноамериканские наемники в литературных источниках и археологии» (PDF) (на испанском языке). Хабис.
- ^ Ливи (2009). Война Ганнибала, 21-30 . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-01-995559-7-0 .