Аль-аш-Шейх
Аль-аш-Шейх | |
---|---|
Текущий регион | Саудовская Аравия |
Этимология | Семья шейха |
Место происхождения | Неджд , Аравия |
Члены | |
Сплоченные семьи | Дом Сауда |
Отличия | Ведущая религиозная семья Саудовской Аравии |
Аль -аш-Шейх ( араб . Аль-Шейх , ʾĀl аш-Шейх ), [примечание 1] также транслитерируется рядом других способов, включая Аль аш-Шейх , Аль аш-Шейх , Аль аль-Шейх или Аль-Шейх [примечание 2] является Саудовской Аравии ведущей религиозной семьей . Они являются потомками Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба . В Саудовской Аравии эта семья уступает по престижу только саудовской королевской семье Аль Сауд , с которой они заключили соглашение о разделе власти почти 300 лет назад. Договоренность, которая сохраняется и по сей день, основана на том, что Аль-Сауд поддерживает власть Аль-аш-Шейха в религиозных вопросах, а Аль-аш-Шейх поддерживает политическую власть Аль-Сауда.
Хотя доминирование Аль-аш-Шейха в религиозном истеблишменте за последние десятилетия уменьшилось, они по-прежнему занимают большинство важных религиозных постов в Саудовской Аравии и тесно связаны с Аль-Саудами высокой степенью смешанных браков. Благодаря религиозно- моральному авторитету Аль-аш-Шейха договоренность между двумя семьями остается решающей в поддержании легитимности королевской семьи Саудовской Аравии по управлению страной.
Этимология
[ редактировать ]Арабское имя Аль аш-Шейх (آل الشيخ) (которое транслитерируется разными способами) переводится на английский как семья шейха. [1] или Дом Шейха . [2] Слово Ал в сочетании с именем предка означает семью или Дом . [3] Термин аш-шейх относится к исламскому религиозному реформатору Мухаммаду ибн Абд аль-Ваххабу, предку семьи. [4] был известен как Шейх Он , [5] выражение уважения к известному старейшине, учителю или религиозному лидеру. [6]
Происхождение и история
[ редактировать ]Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб
[ редактировать ]
Аль-аш-Шейх являются потомками Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба, основателя секты ваххабитов XVIII века, которая сегодня доминирует в Саудовской Аравии. [4] Ибн Абд аль-Ваххаб родился в 1703 году в Неджде . Он попал под влияние учения Ибн Таймии , средневекового юриста школы Ханбали юриспруденции . Как следствие, он начал проповедовать простую, пуританскую форму ислама, которая предостерегала от того, что он считал религиозными нововведениями, и критиковала моральную распущенность, которую он, как он утверждал, видел в своих современниках. Он привлек поддержку, и его последователи стали известны как Мувахидун (в переводе с английского — унитарии ) из-за его акцента на единстве Бога. За пределами Аравии их стали называть ваххабитами. [7]
В 1740-х годах он переехал в Дирию в Неджде, где местным правителем был Мухаммад ибн Сауд , основатель династии Аль-Саудов . Мухаммад ибн Сауд решил поддержать дело Ибн Абд аль-Ваххаба. [8] и сочетание религиозного рвения, вдохновленного учением Ибн Абд аль-Ваххаба, и военного и политического руководства Аль Сауда положило начало периоду завоеваний и экспансии. [7] Большая часть Центральной Аравии и Хиджаза оказалась под властью Аль-Сауда, что стало известно как « Первое саудовское государство ». [9] Религиозный истеблишмент, возглавляемый Ибн Абд аль-Ваххабом и его семьей, извлек выгоду из расширения беспрецедентным образом, наслаждаясь престижем и влиянием и делясь казной с Аль Саудами. [10] После его смерти в 1791 году наследие Ибн Абд аль-Ваххаба продолжили его многочисленные потомки, которые продолжали занимать религиозные авторитеты. [11]
Пакт с Аль Саудом
[ редактировать ]Мухаммад ибн Сауд и Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб заключили официальное соглашение в 1744 году: согласно одному источнику, Мухаммад ибн Сауд заявил при первой встрече:
«Этот оазис ваш, не бойтесь своих врагов. Именем Бога, если весь Неджд был призван изгнать вас, мы никогда не согласимся изгнать вас». Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб ответил: «Ты глава поселения и мудрый человек. Я хочу, чтобы ты дал мне клятву, что ты будешь вместе со мной бороться против неверующих. Взамен ты будешь имамом, лидером мусульманской общины, а я будет лидером в религиозных вопросах». [12]
Ибн Сауд соответственно дал присягу. [12] Потомки Мухаммеда ибн Сауда, Аль Сауды, продолжали быть политическими лидерами Саудовского государства в Центральной Аравии на протяжении 19 и 20 веков и в конечном итоге создали современное Королевство Саудовская Аравия в 1932 году. [9] С другой стороны, потомки Ибн Абд аль-Ваххаба исторически возглавляли улемов , группу исламских религиозных лидеров и ученых. [13] и доминировал в клерикальных институтах саудовского государства. [14]
Соглашение между Ибн Абд аль-Ваххабом и Мухаммадом ибн Саудом 1744 года стало «пактом о взаимной поддержке» и соглашением о разделе власти между Аль-Саудом и Аль-аш-Шейхом, которое оставалось в силе почти 300 лет. [15] [16] [17] [18] Договор между двумя семьями, который продолжается и по сей день, [ нужна ссылка ] основано на том, что Аль-Сауд поддерживает власть Аль-аш-Шейха в религиозных вопросах, а также поддерживает и пропагандирует ваххабитскую доктрину. В свою очередь Аль-аш-Шейх поддерживает политическую власть Аль-Сауда. [19] тем самым используя свой религиозно- моральный авторитет для легитимизации правления королевской семьи. [20] Фактически каждый узаконивает другого. [ нужна ссылка ] Этот союз, сформированный в 18 веке, дал идеологический импульс саудовской экспансии и сегодня остается основой династического правления Саудовской Аравии. [21]
19 и начало 20 веков
[ редактировать ]После смерти Ибн Абд аль-Ваххаба его сын Абдулла бин Мухаммад Аль-Шейх стал лидером саудовского религиозного истеблишмента. [22] Он поддержал дальнейшее расширение Аль-Сауда и написал ряд трактатов, направленных против шиитской веры. [11]
К началу 19 века саудовские завоевания привлекли враждебное внимание Османской империи . Османские войска из Египта были отправлены в Аравию в 1811 году и к 1818 году разрушили государство Аль-Саудов. [10] Поражение Аль-Сауда стало катастрофой и для Аль-аш-Шейха. Османы казнили многих членов семьи в 1818 году. [10] включая Сулеймана ибн Абдаллаха, [20] внук Ибн Абд аль-Ваххаба и влиятельный автор трактатов. [22] Целая ветвь семьи была сослана в Египет и больше не вернулась. [20] Это оказало серьезное влияние на саудовский религиозный истеблишмент и лишило его важных источников религиозной власти на протяжении большей части девятнадцатого века. [10]

Тем не менее, семья выжила в Неджде. Когда в 1824 году Аль Сауды вновь обосновались в гораздо меньшем по размеру так называемом « Втором саудовском государстве », [9] Абд ар-Рахман ибн Хасан, а затем Абд аль-Латиф ибн Абд ар-Рахман, оба потомки Ибн Абд аль-Ваххаба, стали лидерами саудовского религиозного истеблишмента. [22] Однако разрушение первого саудовского государства и изгнание или казнь большинства влиятельных религиозных ученых Аль-аш-Шейха в 1818 году означали, что религиозный истеблишмент потерял большую часть своего престижа, влияния и материального богатства: их выдающегося положения в 18 веке. резко контрастировал с их упадком в XIX веке. [10]
Большую часть оставшегося века Аль Сауды боролись за контроль над Центральной Аравией со своими соперниками, Рашидом Хаиля Аль . В конце концов, они потерпели поражение в 1891 году; Саудовское государство было снова разрушено, и Аль Сауды отправились в изгнание. [9] В то время улемов возглавлял другой потомок Ибн Абд аль-Ваххаба, Абдаллах бин Абд аль-Латиф. Вместо того, чтобы отправиться в изгнание после поражения, он решил встать на сторону Аль-Рашидов и переехал в Хаиль, показывая, что сохранение дела ваххабитов имеет приоритет над семейным договором с Аль-Саудом. [20] Но Аль Сауд вернулся из изгнания в 1902 году под руководством Абдель Азиза Аль Сауда (впоследствии первого короля Саудовской Аравии) и восстановил саудовское государство вокруг Эр-Рияда . [9] Затем Абдаллах бин Абд аль-Латиф снова перешел на другую сторону и снова присоединился к Аль-Сауду, изменение взглядов, которое было принято Абдул Азизом. [20]
Накануне возвращения Абдул Азиза из изгнания религиозный истеблишмент имел ограниченную власть и влияние после упадка своего состояния в 19 веке. [10] Однако он признавал, что может использовать их для легитимизации и закрепления любых своих завоеваний. [13] [23] Поэтому он укрепил отношения с Аль-аш-Шейхом привилегиями и супружескими связями. [13] например, женившись на дочери Абдаллаха бин Абд аль-Латифа. [20] При поддержке Аль-аш-Шейха и других ваххабитских улемов Абдул Азиз завоевал остальную часть территории, которая должна была стать Саудовской Аравией, и объявил о создании нового королевства в 1932 году. Даже после того, как его завоевания были завершены, Абдул Азиз продолжал отдавать предпочтение улемам, особенно Аль-аш-Шейху. Их поддержка оставалась необходимой для легитимации его режима и процесса интеграции завоеванных территорий посредством религии, образования и права. Аль-аш-Шейху были предоставлены престиж, привилегии, влияние и ключевые позиции в правительстве. [13]
С другой стороны, союз между Аль-аш-Шейхом и Домом Сауда , или, точнее, Абдул-Азизом, не был свободен от напряженности. Некоторые улемы Неджди, особенно те, кто находился под защитой других ваххабитских правителей, поддерживали врагов Абдул Азиза. Однако в конце концов большинство улемов Неджди согласились признать его власть при условии, что, хотя бы временно, будет носить его отец Абд ар-Рахман титул имама . Трудности возникли в отношениях между Абдул-Азизом и ваххабитскими улемами после создания Королевства, поскольку Абдул-Азиз не считался ими достаточно религиозным. Более того, Абдул Азиз начал джихад не для расширения влияния ваххабитов. Он также поддерживал отношения с британскими властями в регионе Персидского залива . [24]
Роль в современной Саудовской Аравии
[ редактировать ]Позиция Аль-аш-Шейха как лидера улемов важна из-за центральной роли религии в саудовском обществе. Было сказано, что ислам — это больше, чем религия, это образ жизни в Саудовской Аравии, и, как следствие, влияние улемов является всепроникающим. [25] В частности, Саудовская Аравия почти уникальна тем, что предоставляет улемам прямое участие в управлении государством. [26] единственным другим примером является Иран . [14] Наследование престола зависит не только от одобрения улемов, [27] но таковы и все новые законы (королевские указы). [26] Улемы также оказали ключевое влияние на важные правительственные решения. [18] играют значительную роль в судебной и образовательной системах [28] и монополия власти в сфере религиозной и общественной морали. [29]
Считается, что в настоящее время их насчитывается несколько сотен особей. [14] Аль-аш-Шейх продолжает воспитывать религиозных лидеров, которые оказывают большое влияние на принятие решений правительством. [7] Улемы Аль-аш-Шейха доминировали в ключевых государственных институтах, таких как Высший совет улемов и Высший совет кади (судей). Традиционно самую высокую религиозную должность, Великого муфтия , занимал член семьи. [14] и, по сути, был только один Великий Муфтий Саудовской Аравии, который не был Аль-аш-Шейхом. [30] Другие члены семьи занимают важные военные и гражданские должности, а также работают судьями и другими религиозными деятелями. [7]
Однако в последние десятилетия доминирование Аль-аш-Шейха над улемами несколько уменьшилось. [7] Частично это связано с тем, что увеличение числа студентов в семинариях привело к притоку из других семей, [14] и Аль-аш-Шейх не произвел на свет достаточного количества потомков, чтобы поддерживать численное превосходство. [20] Более того, в 1969 году король Фейсал упразднил должность Великого муфтия (она была восстановлена в 1993 году его преемником) и заменил ее министерством юстиции. Первым назначенным министром намеренно не был аль-аш-шейх, хотя последующие министры были им. Члены семьи занимали и другие министерские должности, но в 2003 году представительство семьи в кабинете министров сократилось с трех до двух членов (министр юстиции и министр по делам ислама). [7] а по состоянию на 2020 год он состоит из двух министров: Салеха бин Абдул-Азиза Аль-аш-Шейха , министра по делам ислама, и Абдуллатифа бин Абдулмалика бин Омара Аль-Аш-Шейха, министра муниципальных и сельских дел. [31]
Тем не менее, Аль-аш-Шейхи по-прежнему остаются ведущей религиозной семьей Саудовской Аравии и уступают по престижу только королевской семье. [2] Семья продолжает занимать многие из наиболее важных религиозных постов в Саудовской Аравии: [29] например, нынешний Великий муфтий (должность была восстановлена в 1993 г.) [32] ) — член семьи Абдул-Азиза ибн Абдуллы Аль аш-Шейха . [33]
Положение семьи обусловлено не только их ролью в улемах, но и тесной связью с Аль-Саудами посредством высокой степени смешанных браков. [29] Это началось в восемнадцатом веке и продолжается в наше время: матерью короля Фейсала была Тарфа бинт Абдалла , [7] дочь Абдаллаха ибн Абд аль-Латиф Аль аш-Шейха. [20] Семейный союз с Аль-аш-Шейхом по-прежнему имеет решающее значение для Аль-Сауда в сохранении своей легитимности. В то же время Аль-аш-Шейх остается решительным сторонником продолжения правления Аль-Сауда. [7]
Известные участники
[ редактировать ]
- Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб (1703–1792), основатель дома. [22]
- Абдаллах ибн Мухаммад Абд аль-Ваххаб (1751–1829), глава саудовского религиозного учреждения после смерти Ибн Абд аль-Ваххаба.
- Сулейман ибн Абдаллах (1785–1818), влиятельный автор трактатов. [22]
- Абдул Рахман бин Хасан (1780–1869), глава саудовского религиозного учреждения во Втором саудовском государстве. [22]
- Абд аль-Латиф ибн Абд ар-Рахман (1810–1876), глава саудовского религиозного учреждения в 1860-х и начале 1870-х годов. [22]
- Абдаллах ибн Абд аль-Латиф Аль аш-Шейх (1848–1921), глава саудовского религиозного учреждения в первые годы правления Ибн Сауда. [22]
- Мухаммад ибн Ибрагим Аль аш-Шейх (1893–1969), великий муфтий Саудовской Аравии с 1953 по 1969 год. [22] [34]
- Ибрагим ибн Мухаммад Аль аш-Шейх , министр юстиции Саудовской Аравии (1975–1990) [33] [35]
- Абдулла ибн Мухаммад Аль аш-Шейх , министр юстиции Саудовской Аравии (1993–2009) [33]
- Салех бин Абдул-Азиз Аль аш-Шейх , нынешний министр по делам ислама Саудовской Аравии с 1996 года.
- Шейх Абдулазиз ибн Абдулла Аль аш-Шейх , нынешний Великий муфтий Саудовской Аравии [36]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Использование термина «семья Аль-аш-Шейх» является плеоназмом , поскольку слово «Ал» уже означает «семья» . См. Этимологию. Теоретически было бы правильно использовать термин «Семья шейха» , но, в отличие от Дома Сауда , на практике это делается редко. [ оригинальное исследование? ]
- ^ Кроме того, Аль аль-Шейх , Аль аль-Шейх , Аль-Шейх , Аль-Шейх , Аль-Ашейх , Аль-Ашейх или Аль-Ашейх , и первое слово Ал в любой из этих транслитераций может быть переведено как Аал .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уотсон, Марк (2008). Пророки и принцы: Саудовская Аравия от Мухаммеда до наших дней . Джон Уайли и сыновья. п. 97. ИСБН 978-0470182574 .
- ^ Jump up to: а б Лонг, Дэвид Э. (2005). Культура и обычаи Саудовской Аравии . Академик Блумсбери. п. 11 . ISBN 978-0313320217 .
- ^ Винбрандт, Джеймс; Гергес, Фаваз А. (2010). Краткая история Саудовской Аравии . Информационная база. п. xvii . ISBN 978-0816078769 .
- ^ Jump up to: а б Уилсон, Питер В.; Грэм, Дуглас (1994). Саудовская Аравия: грядущий шторм . Я Шарп. п. 16. ISBN 1563243946 .
- ^ Белинг, Уиллард А. (1980). Король Фейсал и модернизация Саудовской Аравии . Крумский шлем. п. 17. ISBN 0709901372 .
- ^ Лонг, Дэвид Э. (2005). Культура и обычаи Саудовской Аравии . Академик Блумсбери. п. 15 . ISBN 978-0313320217 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Маттар, Филип (2004). Энциклопедия современного Ближнего Востока и Северной Африки: Том 1 AC . п. 101 . ISBN 978-0028657707 .
- ^ Уэйн Х. Боуэн (2007). История Саудовской Аравии . Гринвуд Пресс. стр. 69–70. ISBN 978-0313340123 .
- ^ Jump up to: а б с д и "Саудовская Аравия" . Британская энциклопедия Интернет. Архивировано из оригинала 29 июня 2011 года . Проверено 7 июня 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Мадави Аль Рашид (2010). История Саудовской Аравии Издательство Кембриджского университета. стр. 100-1 22, 52–5 ISBN 978-0521747547 .
- ^ Jump up to: а б Хуан Эдуардо Кампо (2006). Энциклопедия ислама . Факты в файле. п. 325. ИСБН 978-0816054541 .
- ^ Jump up to: а б Аль-Рашид, Мадави (2010). История Саудовской Аравии Издательство Кембриджского университета. п. 16. ISBN 978-0521747547 .
- ^ Jump up to: а б с д Абир, Мордехай (1987). Саудовская Аравия в нефтяную эпоху: режим и элиты: конфликт и сотрудничество . Крумский шлем. стр. 4, 5, 7. ISBN 978-0709951292 .
- ^ Jump up to: а б с д и Федеральный исследовательский отдел (2004 г.). Саудовская Аравия. Страновое исследование . стр. 232–233. ISBN 978-1419146213 .
- ^ Паркер Т. Харт (1998). Саудовская Аравия и США: рождение партнерства в области безопасности . Издательство Университета Индианы. п. 7. ISBN 0253334608 . Архивировано из оригинала 10 июня 2016 года.
- ^ Себастьян Майзель; Джон А. Шуп (февраль 2009 г.). Саудовская Аравия и арабские государства Персидского залива сегодня: энциклопедия жизни в арабских государствах . Гринвуд Пресс. п. 228. ИСБН 978-0313344428 . Архивировано из оригинала 4 мая 2016 года.
- ^ Хант Джанин; Андре Кальмейер (22 февраля 2007 г.). Исламское право: шариат со времен Мухаммеда до наших дней . МакФарланд. п. 92. ИСБН 978-1476608815 . Архивировано из оригинала 28 мая 2016 года.
- ^ Jump up to: а б Наваф Э. Обаид (сентябрь 1999 г.). «Власть исламских лидеров Саудовской Аравии» . Ближний Восток Ежеквартальный . VI (3): 51–58. Архивировано из оригинала 6 августа 2011 года . Проверено 23 июня 2011 г.
- ^ Найроп, Ричард Ф. (2008). Справочник по регионам для стран Персидского залива . ООО «Вайлдсайд Пресс». п. 50. ISBN 978-1434462107 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Блай, Александр (1985). «Саудовская религиозная элита (улемы) как участник политической системы королевства». Международный журнал исследований Ближнего Востока . 17 :37–50. дои : 10.1017/S0020743800028750 . S2CID 154565116 .
- ^ Факш, Махмуд А. (1997). Будущее ислама на Ближнем Востоке . Академик Блумсбери. стр. 89–90 . ISBN 978-0275951283 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Комминс, Дэвид Дин (2006). Ваххабитская миссия и Саудовская Аравия . п. 210 . ISBN 1845110803 . Архивировано из оригинала 5 января 2020 года.
- ^ Аль-Рашид, Мадави (2010). История Саудовской Аравии п. 54. ИСБН 978-0521747547 .
- ^ Абир, Мордехай (1987). «Консолидация правящего класса и новых элит в Саудовской Аравии». Ближневосточные исследования . 23 (2): 150–171. дои : 10.1080/00263208708700697 . JSTOR 4283169 .
- ^ Кораны, Бахгат; Дессуки, Али Э.Хиллал (2010). Внешняя политика арабских государств: вызов глобализации . Американский университет в Каире Press. п. 358. ИСБН 978-9774163609 .
- ^ Jump up to: а б Гольдштейн, Натали; Браун-Фостер; Уолтон (2010). Религия и государство . Факты в файле. п. 118 . ISBN 978-0816080908 .
- ^ Кавендиш, Маршалл (2007). Мир и его народы: Аравийский полуостров . Маршалл Кавендиш. п. 78 . ISBN 978-0761475712 .
- ^ Фарси, Фуад (1992). Современность и традиции: саудовское уравнение . Найт Коммуникейшнс. п. 29. ISBN 978-1874132035 .
- ^ Jump up to: а б с Хасснер, Рон Эдуард (2009). Война на священных землях . Издательство Корнельского университета. п. 143 . ISBN 978-0801448065 .
- ^ Абу Халил, Асад (2004). Битва за Саудовскую Аравию: королевская власть, фундаментализм и глобальная власть . Семь историй. п. 66. ИСБН 978-1583226100 .
- ^ «Жизнеописания министров» . Королевское посольство Саудовской Аравии, Вашингтон, округ Колумбия . Проверено 26 июня 2020 г.
- ^ Уотсон, Марк (2008). Пророки и принцы: Саудовская Аравия от Мухаммеда до наших дней . Джон Уайли и сыновья. п. 328. ИСБН 978-0470182574 .
- ^ Jump up to: а б с Баамир, Абдулрахман Яхья (2010). Шариатское право в коммерческом и банковском арбитраже . Эшгейт. п. 29 (н. 87). ISBN 978-1409403777 .
- ^ Хатина, Меир (2008). Хранители веры в наше время: улемы на Ближнем Востоке . БРИЛЛ. п. 221. ИСБН 978-9004169531 .
- ^ Лонг, Дэвид Э. (1976). Саудовская Аравия . Публикации Сейджа. п. 41. ИСБН 0803906609 . ; Кто есть кто в Саудовской Аравии 1983–1984, Том 3 . Джидда: Тихама. 1984. с. 32.
- ^ Оттауэй, Дэвид (2008). Королевский посланник. Принц Бандар бин Султан и запутанные отношения Америки с Саудовской Аравией . Уокер. п. 176 . ISBN 978-0802716903 .