Плавание
Лункшери ( албанский : Lunxhëri ; греческий : Λιούντζη ) — регион в округе Гирокастер , Албания . Это этнографический регион наряду с соседними регионами, такими как Курвелеш, Загория, Дропулл. Он находится на периферии более широкого этнографического региона, известного как Лаберия . [ 1 ] хотя его население считается нелабораторным. [ 2 ] Многие из его коренных жителей предпочитают, чтобы Лункшерию называли Тоск , как и соседние регионы на востоке, такие как Дангеллия и Колонья, а не Лаб; вместо этого некоторые исследователи предпочитают рассматривать Лункшерию как «переходный регион», который лингвистически является частью Лаберии (с использованием реки Вьоса в качестве границы), но культурно частью Тоскерии (с использованием Дрино в качестве границы). [ 3 ] В Луншерии преимущественно проживают албанцы, но также проживают греческие и арумынские меньшинства. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
География
[ редактировать ]Помимо муниципалитета Луншери , Луншери традиционно включает в себя более широкий регион, который простирается от Хормове на западе, Грика-э-Сухес на юге, гребня горы Луншери на востоке и долины Дрино на западе. В него входят деревни муниципалитета Луншери , муниципалитета Одрие , муниципалитета Антигоны , Сельцке из муниципалитета Погон , Лабове и Крикит, которые административно принадлежат муниципалитету Либохове , а также деревни Лекель и Хормова , которые административно принадлежат району Тепеленэ . [ 7 ] [ 8 ] В регионе есть несколько рек и ручьев: Пророй и Дхоксати , Перрой и Мингули , Пророй и Кесторати , а также река Нимика .
История
[ редактировать ]Древний и средневековый период
[ редактировать ]Ряд археологических памятников в регионе расположен рядом с современными деревнями Келлез , Дхоксат , Эринд, а также древнегреческим городом. [ 9 ] Антигония . , сегодня национальный парк [ 10 ] Древние руины возле Эринда, по-видимому, связаны с древними поселениями «Гекатопедион», «Онголион» и «Элиайон». [ 11 ]
В 1321 году в указе византийского императора упоминается особый статус деревни Суча (ныне Сухэ), а ее арумынское (валахское) население освобождено от военной службы. [ 12 ]
Османский период
[ редактировать ]вспыхнуло недолговечное восстание В 1571 году под руководством Эммануэля Мормориса , и местное население поддержало это движение, тем не менее, в том же году контроль Османской империи был восстановлен. [ 13 ]
В 1630-1653 годах арумынские жители Саракиништа смогли внести свой вклад в основание нескольких православных памятников, таких как церкви Святого Николая, Пророка Илии и близлежащий монастырь Богородицы Спилайо. [ 14 ]
В эпоху обращения в ислам в 18 веке христианские албанскоязычные регионы, такие как регион Луншери, решительно сопротивлялись этим усилиям. [ 15 ]
В начале XIX века австрийские, британские и французские путешественники, приезжавшие из Янины в Луншерию, чувствовали, что попадают в другую страну, отличавшуюся от соседних греческих регионов местными обычаями и образом жизни, отмечая при этом, что этот регион населен албаноязычными православными христианами. . [ 16 ]
Современный период
[ редактировать ]Этот район характеризовался частой иммиграцией в 19 и 20 веках. Члены местной диаспоры стали видными политиками , купцами , врачами , благотворителями , учёными , внесшими огромный вклад в историю Албании и Греции . Хотя большинство местных жителей, переселившихся в другие регионы, объявили себя греками, в то же время большая часть населения в конце XIX века говорила на албанском языке. [ 17 ] В том же контексте такие люди, как Кото Ходжи и Пандели Сотири, были проалбанскими и входили в элиту Рилиндаса . [ 17 ] в то время как Кристакис Зографос , Евангелос Заппас и особенно Георгиос Зографос (глава Автономной Республики Северный Эпир ) поддерживали греческие национальные идеи. Однако большинство местных жителей находились между этими двумя крайностями. [ 18 ]
После присоединения Луншерии к албанскому государству и ухода или маргинализации многих сильнейших прогреческих («филогрек») семей укрепилось сильное албанское национальное чувство в сочетании с сильной региональной идентичностью. Французский антрополог Жиль Де Рэппер обнаружил, что Луншоты выражают свою гордость за то, что они албанцы, утверждая, что они самые истинные албанцы в этом районе, в отличие, с одной стороны, от представителей греческих и арумынских этнических меньшинств, которые имеют неалбанское этническое происхождение и подозрительной лояльности, а с другой – к этническим албанцам-мусульманам-мигрантам из Курвелеша, которые, как утверждается, отказались от своей православной веры и поэтому стали «турками», в отличие от албанцев. Православные, которые, как говорят, лучше сохранили свою албанскую культуру. [ 19 ] Деревни Луншерии в межвоенный период были небольшими и компактными, такими как Саракиништ и Стегопулл, в каждой из которых было около 50 домов, в то время как все жители региона были албанскими православными христианами, за исключением Эринда, который был населен как мусульманами, так и христианами. [ 20 ] Британский археолог Кларк посетил их в 1924 году и отметил, что в Саракиниште и Лабове царили определенные прогреческие настроения. [ 21 ] В межвоенный период и во время Первой мировой войны многие семьи, как проалбанские, так и прогреческие, покинули этот район, при этом проалбанские семьи были вынуждены покинуть этот район в определенное время влиятельными прогреческими семьями. [ 22 ] Арумынское меньшинство поселилось в регионе в рамках политики переселения коммунистического режима (1945-1991). [ 17 ] Во время Второй мировой войны и развития греко-итальянской войны (1940-1941 гг.) регион перешел под контроль наступающей греческой армии, которую приветствовали в домах местного населения. [ 23 ]
Государственная политика во время Народной Республики Албания также создала буферную зону между Луншерией и близлежащей признанной зоной греческого меньшинства Дропулл с поселением албанских мусульманских общин, опасающихся эллинизации Луншерии. [ 24 ]
Демография
[ редактировать ]Многие семьи эмигрировали после 1990 года, что привело к сокращению населения. [ 25 ] [ 26 ] Жители Лункшерии в основном заключали браки между собой . [ 20 ] однако в коммунистическую эпоху случаи заключения брачных союзов, поощряемые тогдашним режимом, происходили с жителями близлежащих греческих деревень вокруг Гирокастры , чтобы получить доступ к лучшим жизненным возможностям. [ 17 ] Православные албанцы в этом районе не женятся на арумынах. [ 27 ] [ 17 ]
- Луншоты, которые называют себя «этническими Луншотами» или «аутоктонэ» называют их «сельскими жителями» (фшатаре). , а другие
- арумынские поселенцы, называющие себя чобанами или греко-валахами и рассматриваемые как пришельцы (të ardhur) , лунксхотами [ 28 ] после Второй мировой войны . Несмотря на то, что официально это православные албанские автохтоны Луншерии, коренные албанцы Луншерии иногда называют их представителями другой фе (религии) и не хотят вступать в брак или позволять своим детям жениться на арумынах. [ 27 ] Почти все они прибыли в конечном итоге во времена Османской империи из деревни Кефаловриссо (известной как Меххиде по-албански), которая сейчас расположена на северо-западе Греции. В наше время арумыны были первой группой в Луншерии, эмигрировавшей в Грецию. [ 29 ]
- албанские поселенцы мусульманского происхождения из региона Лаберия (кроме Эринда , которые являются местными жителями), поселившиеся на протяжении всего 20 века, которые местные жители называли Лабами.
Согласно переписи населения Албании 2011 года, в муниципалитете Луншери проживал 1941 житель, из которых 58,01% заявили себя албанцами, 3,55% - греками и 2,42% - арумынами. Остальная часть населения не заявила о своей этнической принадлежности, а на процедуру повлиял бойкот со стороны греческого меньшинства. [ 30 ]
Та же перепись в Одри (которая относится к более широкому региону Луншери) насчитала 433 жителя, из которых 51,73% заявили, что они албанцы, 31,41% - арумыны и 9,70% - греки. [ 30 ]
Религия
[ редактировать ]Большинство населения исповедует православное вероисповедание, а семьи Лаб составляют мусульманское меньшинство. [ 8 ] Так называемые семьи «аутоктонэ» полностью православные, за исключением Эринда , который в основном мусульманин.

Известные люди
[ редактировать ]- Кото Ходжи , представитель Албанского национального пробуждения (Релиндас).
- Костадин Манджари , представитель албанского национального пробуждения .
- Насэ Джани , албанский поэт, родился в Стегопуле. [ 31 ]
- Юрист Кириакоса Кирициса и член греческого парламента (1915–1917) от префектуры Аргирокастрон .
- Танас Нано из Ноковэ, отец Фатоса Нано и писатель. [ 32 ]
- Фатос Нано , албанский политик и бывший премьер-министр Албании
- Михал Прифти , первый посол Албании в Советском Союзе . [ 33 ]
- Иоаннис Путецис (1878–1912), революционер, лидер греческого партизанского отряда.
- Петр Пога , бывший албанец Рилиндас и исполняющий обязанности премьер-министра Албании.
- Янко Пога , начальник артиллерии Али-паши Тепелена . [ 34 ]
- Урани Румбо (1895–1936), албанская феминистка, педагог и драматург.
- Пандели Сотири , албанец Рилиндас и директор первой албанской школы современности.
- Кото Сотири , член Общества издания албанских сочинений , Стамбул , 1879 год. [ 35 ]
- Танасис Вагиас , доверенное лицо Али-паши Тепелены
- Кристакис Зографос (1820–1898), филантроп и предприниматель. Основатель ряда греческих школ (называемых школами Зографии) в Кесторати, Гирокастре и Константинополе .
- Георгиос Кристакис-Зографос (1863–1920), сын вышеупомянутых. Глава Автономной Республики Северный Эпир .
- Константинос Лагумицис — революционер во время греческой войны за независимость .
- Кристо Мекси — албанский политик, подписавший Декларацию независимости Албании и дипломат.
- Вангжель Мекси , первый переводчик Нового Завета на албанский язык.
- Евангелис Заппас , благотворитель.
- Константинос Заппас , благотворитель.
- Петрос Заппас , предприниматель и политик.
- Александр Мекси , [ нужна ссылка ] Албанский политик и бывший премьер-министр.
- Михал Дури , албанский коммунист [ 36 ]
- Мисто Маме , албанский коммунистический активист [ 36 ]
- Анастас Быку , публицист 19 века, издатель газеты «Пеласгос» в 1861 году.
- Костадин Бошняку , бывший управляющий Банка Албании , политик, член албанского парламента, друг Альберта Эйнштейна [ 37 ] [ 38 ]
- Гьердж Сули из Лекеля, православный священнослужитель и мученик, сотрудник Фан Ноли и активист Ватры , казнен коммунистическим режимом в 1948 году. [ 39 ] [ 40 ]
- Лукас Вагиас , врач Али-паши, затем принца Маврокордато ; получив образование в Вене, он был среди тех, кто лечил лорда Байрона в Миссолонги . [ 41 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Де Рэпер, Жиль. «Лучше, чем мусульмане, но не так хорошо, как греки». страница 6: «Таким образом, Лункшери представляет собой «этнографический регион (krahinë etnografike), окруженный другими, а именно Загори, Погоном, Дропуллом и Курвелешем, и является частью более крупной этнолингвистической единицы под названием Лабери».
- ^ Де Рэппер, 2008, с. 5: «Однако его население считается «нелабораторным»…»
- ^ Пистрич, Эккехард и Далипай, Герда. «Празднование воображаемой деревни: способы организации и комментирования местных звуковых ландшафтов и социальных моделей на праздниках в Южной Албании». Страницы 163-165, 185
- ^ «Статистический атлас Албании» . www.instatgis.gov.al . ИНСТАТ . 2011.
- ^ Беспятов, Тим. «Этнический состав, все коммуны: перепись 2011 года [Албания]» . www.pop-stat.mashke.org .
- ^ Этнический состав: перепись 2011 года : «Дельвин ...» Примечание: 1) Перепись бойкотировалась значительным количеством греков».
- ^ Мало, Фотография, Топонимы в районе Луншери (на албанском языке), Tribuna, заархивировано из оригинала 30 апреля 2014 г. , получено 29 августа 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Кинг, Рассел; Май, Никола; Шванднер-Зиверс, Стефани (1 февраля 2005 г.). Новая албанская миграция . Сассекс Академик Пресс. п. 180. ИСБН 978-1903900789 .
- ^ Виннифрит, Том, изд. (1992). Перспективы Албании . Бейзингсток, Хэмпшир [ua]: Макмиллан. п. 37. ИСБН 978-0333512821 .
- ^ Веб-сайт археологического парка Антигонея.
- ^ Константинос., Гиакумис (2002). «Монастыри Йоргукат и Ваниште в Дропуле и Спелаио в Луншери как памятники и учреждения в османский период в Албании (XVI-XIX вв.)» : 83 . Проверено 8 июля 2018 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Никол, Дональд М. (1984). Эпирский деспотат 1267-1479: вклад в историю Греции в средние века . Издательство Кембриджского университета. п. 88. ИСБН 9780521261906 .
Документ заканчивается вопросом о том, что деревня Суча... была освобождена от военной службы.
- ^ Константинос., Гиакумис (2002). «Монастыри Йоргукат и Ваниште в Дропуле и Спелайо в Луншери как памятники и учреждения в османский период в Албании (XVI-XIX вв.)» : 21 . Проверено 8 июля 2018 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Гиакумис, Константинос Г (23 ноября 2011 г.). «Критическое издание мастерских надписей из Линотопи на периферии Албанской Православной Церкви» . Бюллетень Христианского археологического общества (на греческом языке). 21 : 249–266. дои : 10.12681/dchae.563 . ISSN 2241-2190 .
Похоже, что жители села, говорящие на влахском языке...другие церкви
- ^ Герогиорги, София (2002). «Эпиграфические свидетельства в реликварии из Северного Эпира» . Бюллетень Христианского археологического общества . 23:79 . «Особое впечатление производит сильное сопротивление, оказанное некоторыми регионами интенсивной волне исламизации в XVIII веке, как, например, районы Загория (куда входят Конска и Сепери), Риза (куда входят Хормово и Премети). включены) и Линзурии, хотя она была населена албаноязычными христианами».
- ^ Де Рэпер, Жиль. «Лучше, чем мусульмане, но не так хорошо, как греки», стр. 9: «К началу девятнадцатого века и позже британские, французские и [183] австрийские путешественники, посетившие Луншери, большинство из которых прибыли из Янины, описывали Луншоты были православными христианами, говорящими на албанском языке, и у них было ощущение, что, начиная с севера от Дельвинаки, они входили в другую страну, хотя политической границы с Грецией в то время не существовало. не говорили, так как это было южнее; произошла перемена в образе жизни и нравах крестьян».
- ^ Jump up to: а б с д и Кинг, Рассел; Май, Никола; Шванднер-Зиверс, Стефани (1 февраля 2005 г.). Новая албанская миграция . Сассекс Академик Пресс. п. 175; 180; 190. ИСБН 978-1903900789 . Сегодня население Лункшери можно разделить на три основные группы: «В то время как в Луншери практиковался (как и во многих других регионах) высокий уровень (территориальной) эндогамии, брачные союзы начали заключаться между христианами Лунксхотса и представителями греческого меньшинства округов. Гирокастера (Дропулл, Погон) и Саранды. Такие союзы поощрялись режимом и использовались людьми для облегчения внутренней мобильности. и получить лучший статус и жизненные шансы."; «Фактически, «исключительная албанность» по-прежнему доминирует в дискурсе, эмиграция и ослабление государственного контроля привели к радикальным изменениям в чувстве принадлежности. Заявлять о греческом происхождении или греческих семейных связях больше не является проблемой, поскольку государство обеспокоено, и это даже считается положительным моментом с точки зрения эмиграции в Грецию. Большинство луншотов в Греции представляют себя как северные эпироты, а любые доказательства греческого гражданства - комбеси. греческий рассматривается как положительная черта в контексте миграции». «Ланкшоты заявляют о своей греческой идентичности не через выдуманную влахскую идентичность, а скорее напрямую, через смешанные браки с представителями греческого меньшинства в Дропулле, Погоне и Саранде».
- ^ http://hal.archives-ouvertes.fr/docs/00/16/57/25/PDF/de_Rapper_2005a.pdf стр.10 С другой стороны, были те, кто настаивал на греческом происхождении Лунксхотов и был против развитие албанской национальной идентичности среди христиан. Мы вспоминаем здесь имена знаменитых Христодула (1820-1898) и Йоргоса (1863-1920) Зографоса (последний был главой правительства автономного Северного Эпира в Гирокастере во время Первой мировой войны) и Вангелиса Заппаса (или Вангжел Жапа, 1800-1865), все из Луншери. (Кесторат и Лабовэ э Жапес). ...
- ^ Де Рэпер, Жиль. «Лучше, чем мусульмане, но не так хороши, как греки», стр. 12: «Лунксхоты не только являются этническими и национальными албанцами, в отличие от греков и влахов, они даже считаются единственными истинными албанцами в этом районе, в отличие от мусульманам Лаберии, которые, как считается, отказались от своей религии и стали «турками», и тем самым предали».
- ^ Jump up to: а б Хаммонд, Николас Джеффри Лемприер (1967). Эпир: география, древние руины, история и топография Эпира и прилегающих территорий . Оксфорд: Кларендон Пресс. стр. 28–29. ISBN 9780198142539 .
В Луншерие деревни компактнее, но меньше: Штегопул и Сарагиниште, например, имеют всего по пятьдесят домов в каждой; все жители Ллункшериэ - албанские православные христиане, за исключением жителей Эринда, которые частично христиане, частично мусульмане, а мужчины, но не женщины, немного знают греческий язык. Они вступают в брак внутри своей группы, состоящей из дюжины или около того маленьких деревень».
- ^ Де Рэпер, Жиль. «Лучше, чем мусульмане, но не так хорошо, как греки», стр. 11: «Он отметил, что тогда, как и сейчас, он пересекал лингвистическую границу из области, где говорят на греческом языке, в область, где его просто понимают. Но он также сказал, что было между архитектурой Лабове и деревень, которые он посещал ранее, не было большой разницы, и что как в Лабове, так и дальше на север, в Сараганиште [так называлось Саракиниште], существовало определенное количество прогреческих чувство Виннифрита 2002».
- ^ http://hal.archives-ouvertes.fr/docs/00/16/57/25/PDF/de_Rapper_2005a.pdf стр.10 Эти подвижные идентичности должны были кристаллизоваться во время создания Албанского государства (1913 г.). ) и во время последовавшего за этим процесса албанизации. Луншери фактически был включен в определение Северного Эпира как земли эллинизма, которая должна была быть передана греческому государству в 1913 году, и многие семьи покинули этот район и Албанию во время и после Первой мировой войны, чтобы не стать гражданами Греции. новое албанское государство. Этих людей в албанской пропаганде называют филогреками, и, кажется, в некоторые моменты они оказывались достаточно влиятельными, чтобы заставить проалбанские семьи покинуть Луншери...
- ^ Де Рэппер, 2008, с. 16: Греческих солдат и офицеров, похоже, приветствовали в домах Луншотов во время контрнаступления против итальянской армии вторжения в 1940-41 годах, и сегодня люди вспоминают, как хорошо относились к греческим офицерам грекоязычные и аристократические Луншоты. кто жил в Стамбуле или в США. Житель деревни Келлез вспоминает, как Йоргос (Джордж) Пападопулос (который должен был возглавить переворот 1974 года) оставался в своем доме шесть месяцев с июня по декабрь 1940 года (так в оригинале). «Итальянские солдаты не умели воевать. Греки были умнее. Греков здесь приветствовали, хотя они и делали вид, что это их собственная страна».
- ^ Кинг, Май, Шванднер-Зиверс, 2005, стр.181-182.
- ^ Эмигранты, реинтеграция на родине (Диаспора, реинтеграция на родине) (на албанском языке), Monitor.al, 27 марта 2012 г. , получено 9 ноября 2013 г.
- ^ Луншерия и Брактисур (Заброшенный Луншери) (YouTube) (на албанском языке). Топ-Канал. 8 июля 2013 года . Проверено 0 ноября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Де Рэппер, Жиль, «Лучше, чем мусульмане, но не так хороши, как греки», стр. 9–10: «Лункшоты часто говорят, что влахи принадлежат к другому фе, хотя они оба православные христиане и ходят в одни и те же церкви. чувство инаковости, которое так сильно характеризует отношения между влахами и луншотами, выражается, таким образом, в терминах религиозных общин, в то же время определение влахов как другого фе оправдывает это; нежелание вступать с ними в смешанные браки, а также отсутствие доверия и сочувствия».
- ^ Де Рэппер, Жиль, «Лучше, чем мусульмане, но не так хорошо, как греки», стр. 2
- ^ От Рэпера, стр. 5.
- ^ Jump up to: а б Этнический состав: перепись 2011 года : «Дельвин ...» Примечание: 1) Перепись бойкотировалась значительным количеством греков».
- ^ «Танас (Насе) Джани» . Архивировано из оригинала 8 октября 2013 г. Проверено 14 сентября 2013 г.
- ^ Танос Нано (1979). Пресса национально-освободительной войны, 1941–1944 (на албанском языке). Издательство «8 ноября» OCLC 181774265 .
- ^ Оуэн Пирсон (3 апреля 2007 г.). Албания в двадцатом веке, История: Том III: Албания как диктатура и демократия, 1945–99 . ИБ Таурис. п. 336. ИСБН 978-1845111052 .
- ^ Милтиад Мучи (август 2009 г.), «Янко Пога, начальник артиллерии Пашалика Янины» , Газета Одриа (на албанском языке), 51 , Организация «Одрие-Голик»
- ^ Края, Муса (2002). Сыновья Луншери за албанское образование: Пандели и Кото Сотири [ Выдающиеся сыновья Луншери за албанское образование ] (на албанском языке). Тирана. OCLC 163382713 . Проверено 9 ноября 2013 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Из визита премьер-министра Фатоса Нано в регион Гирокастра (из визита, который премьер-министр Албании Фатос Нано провел в регионе Гирокастра) (на албанском языке), Совет министров Албании, 17 мая 2003 г. , получено 9 сентября 2013 г. 07 [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Меморандум Энверу в 1945 году, посягательство на частную собственность, самоубийство [ Меморандум Энверу в 1945 году, посягательство на частную собственность, самоубийство ] (на албанском языке), Gazeta Panorama Online, 5 июня 2012 г., архивировано с оригинала 25 марта 2013 г. , получено 14 сентября 2013 г.
- ^ Как преследовали первого управляющего Банка Албании, друга Эйнштейна [ Как преследовали первого управляющего Банка Албании, друга Эйнштейна ] (на албанском языке), Газета Метрополь , получено 14 сентября 2013 г.
- ^ Энкелейда Риза - Албанское телеграфное агентство (23 января 1999 г.), отец Гердж Сули - мученик Албанской автокефальной православной церкви - портрет , HRI-NET , получено 14 сентября 2013 г.
- ^ КТО СДЕЛАЛ БОЛЬШЕ ДОБРА, ЧЕМ ВАНГЕЛЬ И КОНСТАНДИН ЖАПА? [ Кто сделал больше благотворительности, чем Вангжель и Костадин Жапа? ], т. 58, Газета «Одрия», заархивировано с оригинала 28 декабря 2013 г.
Также Вангжель Жапа финансировал подготовку религиозной иерархии, духовенства и священников, служивших в церквях и монастырях, из которых происходили семьи. помогли Хаджиу, Тоти, Папа Коста, Папа Леонида Дука и Отец Гердж Сули из деревни Лекель и т. д. [Также Вангели Жапа финансировал подготовку. религиозной иерархии, духовенства и священников, служивших в церквях и монастырях, в пользу семей: Хаджиу, Тоти, Папа Коста, Папа Леонида Дука и Отец Георгий Сули из села Лекель и т. д.]
- ^ Юлиус Миллинген (1831), «5» , «Мемуары о делах Греции» , получено 24 сентября 2013 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Традиционные костюмы
[ редактировать ]- Женский праздничный и свадебный костюм. Фольклорный музей Козани.
газета "Одрия"
[ редактировать ]Этнокультурные книги
[ редактировать ]- Лиллис, Джон (1947). Страницы Северного континента - Люнци: история, фольклор, обычаи и традиции (на греческом языке). Афины: Издательство Люнцис Юнион.
- Рамазан Богдани (1995). Ballet e Lunxëri [ Танцы Луншери ] (на албанском языке). Тирана: Академия наук Республики Албания, Институт фольклорной культуры. LCCN 98168974 . ОСЛК 45321049 .
- Деди, Клеант; Кочи, Мина (2006). Песня о плавании: Плавание с культурой на протяжении веков оставило свой след! [ Народная песня Лунжери: Лунжери запечатлели свое присутствие культурой во времени! ] (на албанском языке). Гирокастра: Аргджиро. ISBN 999437866X . LCCN 2007396841 . OCLC 320337693 . Проверено 9 сентября 2013 г.
- Берксхоли, Аркиле (2007). Луншери: окружающая среда, население, экономика, поселения [ Луншери: окружающая среда, население, экономика, поселения ] (на албанском языке). Тирана: Центр географических исследований Албанского общества географов «Панди Гечо». LCCN 2008504276 . OCLC 636535109 .