Свидетель
Вади или Ор ручей Кана (библейский) | |
---|---|
Родное имя | |
Расположение | |
Страна | Палестина , Израиль |
Физические характеристики | |
Источник | возле Хувары |
• расположение | к югу от Наблуса , Западный Берег |
Рот | Река Яркон |
• расположение | Джалджулия , Центральный район |
• координаты | 32 ° 7'37,32 дюйма с.ш. 34 ° 53'43,48 дюйма в.д. / 32,1270333 ° с.ш. 34,8954111 ° в.д. |
Кана ( арабский : و , иврит ādī qānā : латинизированный : נחל קנה , Вади Нахаль Кана ) [а] Вади извивающимся с прерывистым ручьем, на запад от Хувары , к югу от Наблуса , на Западном берегу реки Иордан , в Палестине , до Джальджулии в Израиле , откуда впадает в реку Яркон которой является , притоком . [3] [4]
География и демография
Вади-Кана начинается к югу от горы Гризим, недалеко от деревни Бурин. [5] на Западном Берегу . Воды вади, окруженные с обеих сторон крутыми скалами, текут в общем направлении с востока на юго-запад и юго-востока и достигают равнины Шарон возле Джальджулии , Израиль, где впадают в Яркон к западу от развязки Яркон . К западу от центральной антиклинали ее поверхность и подводоносные горизонты образуют один из источников подпитки бассейна Яркон-Танниним , 1400 квадратных километров (540 квадратных миль) которого расположены к востоку от « зеленой линии» . [6] Площадь Вади-Кана в части водосборного бассейна на Западном берегу занимает около 229 квадратных километров (88 квадратных миль). [7] Суровая скалистая известняковая и карстовая местность характерна для местности к северу от ее границы в направлении Кафр-Тулта . [б]
По состоянию на 2018 год население территории вади на Западном берегу оценивается в 176 580 палестинцев в 56 общинах и 58 195 израильтян в 15 поселениях . [7]
Галерея
- Свидетель
- Русло реки Вади-Кана
- Ручей Вади-Кана, 2013 г.
- Зимний ручей Вади-Кана
Доисторические останки
Дольмены
В 1922 году французский библеист и географ Феликс-Мари Абель определил каменные сооружения в Вади-Кане, некоторые из которых состояли из свай высотой в семь рядов , как мегалиты, образующие дольменный некрополь ( nécropole dolménique ). [8] Дольмены в регионе, если принять более широкое определение этого термина, охватывают период с середины 4-го тысячелетия до конца 4-го тысячелетия до нашей эры. [9] то есть конец позднего энеолита и раннего бронзового века в целом, включая то, что некоторые называют промежуточным бронзовым веком (см. Список археологических периодов ).
Пещера Вади-Кана
К четвертому тысячелетию использование вади человеком подтверждается доисторическими артефактами, найденными в карстовой пещере в 25 км к востоку от Средиземного моря. [10] [11] на западной окраине Самарийских холмов. Существование пещеры привлекло внимание спелеологов из Израильского центра исследования пещер (МККК) Общества защиты природы Израиля, когда некоторые жители деревни Кафр-Лакиф рассказали им о глубокой пещере в вади, которую они затем обнаружили. , на высоте 250 метров над дном вади, после двухдневных поисков в следующем году. [12] Там было кладбище. Размещение погребений на расстоянии от поселений является характерным нововведением левантийского периода энеолита. [13] и попасть в него можно было, только проползя через туннель длиной 15 метров, который затем открывался в подземный зал площадью 500 квадратных метров. [14]
В течение нескольких лет группа израильских археологов под руководством Ави Гофера раскапывала это место. Были обнаружены три слоя, указывающие на то, что он подвергся последовательному заселению с 6-го тысячелетия до нашей эры, начиная с ярмукской культуры , до энеолита и вплоть до раннего бронзового века . [10]
Золото энеолита, самое раннее в Леванте.
Останки эпохи энеолита были особенно богаты: на кладбище, помимо оссуариев , пифоев , маслобойок и разновидностей кремовой посуды , было найдено 8 предметов кольцеобразной формы, в основном отлитых из электрума , с содержанием золота 70% и серебра 30%. [15] Археологи полагают, что наиболее вероятным источником золотых слитков был Египет , где металлические ценности в форме колец засвидетельствованы пиктограммами имперской торговли. Те, что находятся в пещере Вади-Кана, являются первыми известными образцами из Леванта . Еще одной важной особенностью находки было то, что человек, похороненный с такими предметами, последний наводил на мысль о символах статуса , [16] вероятно, имел высокий ранг, а это означало бы, что социальное развитие в этом районе в тот период было более развитым, чем считалось до сих пор. [17]
Библейское повествование
Согласно библейскому повествованию о разделе территорий, после завоевания Иисусом Навином Ханаана , Вади-Кана ( naḥal qānāh , «ручей Кана » из Иисуса Навина 16:8, 17:9 служила границей, проходящей между северным Манассией и южным Ефремом). . [18] [с] [д] Описание границы несколько сложное, [и] [ф] поскольку они перекрываются [19] с бывшим амореем Таппуа [г] будучи Ефремлянином, но на территории Манассии. [20] [21]
современная эпоха
Население: традиции и факты
Традиция [ нужны разъяснения ] среди населения экосистемы Вади-Кана в районе к северу от самого оврага – территории, на которой имеется всего лишь 139 гектаров пахотных земель. [22] – утверждает, что их предки когда-то занимали Закур (ныне заброшенный). Было высказано предположение, что это рассеяние могло иметь свои корни в сильной кровной мести и что жители Закура сначала переселились в Кафр-Тулт и, не найдя там хорошей земли, затем расселились, чтобы поселиться в пяти деревнях, прилегающих к Вади-Кане. . Доминирующей группой в самом Кафр-Тулте, обладающей лучшими пастбищами, является семья Гараба, которая также владеет лучшими землями в притоках Вади-Каны. [23] Вплоть до середины 1980-х годов 50 семей жили в самом вади, в деревушке со скальными постройками, прилегающей к ручью и известной как Вади-Кана. [4]
Британский мандат, Иордания и Израиль/ПА
Британский природный заповедник
В 1926 году мандатное правительство объявило природный заповедник площадью 30 000 дунумов естественного леса в границах деревни Дейр-Истия в Вади-Кане. [24] В 1943 году этот заповедник был упразднен, и вместо него были объявлены четыре лесных заповедника, Вад-Кана и Вад-Кана Юг, Восток и Запад, общей площадью около 12 000 дунумов на землях деревень Дейр-Истия, Джинсафур и Кафр-Лакиф. [25]
Арабское поселение и сельское хозяйство
Западнобережная часть Вади-Кана, окруженная палестинскими деревнями, такими как Дейр-Истия , Карават-Бани-Хасан , Биддия , Саннирия , Кафр-Тулт, Аззун , Кафр-Лакиф и Джинсафут , [26] Пролегает через плодородную долину и представляет собой одну из самых примечательных природных достопримечательностей с точки зрения красоты ландшафта, учитывая обилие источников, обширность хорошо орошаемых земель и обилие деревьев. [26] Этот район традиционно предоставлял местным палестинцам важные земли для выпаса скота, сбора сельскохозяйственной продукции, особенно цитрусовых, а также для отдыха (купания). [час] Многие семьи также использовали его для проживания на берегу вади. Воду из него брали для орошения огородов. [4] Здесь были богатые пастбища для стад, в которых до начала 1980-х годов содержалось около 50 000 овец, по сравнению с 3 000 палестинцами, которым все еще удается пастись в вади в последние годы (2017 г.). [27] Вади проходит между палестинскими административными зонами провинций Сальфит и Калькилья . [4]
По оценкам, около 200 местных фермеров работали на своих полях в долине Вади-Кана вплоть до 1967 года. [28] этот район оказался под израильской оккупацией В том же году после Шестидневной войны . В последующие 33 года число фермеров сократилось до 14. [28]
израильское поселение; землепользование и водопользование
В 1970-х годах Израиль начал глубокое бурение в районе Вади с его богатыми ресурсами подземных вод, и одним из последствий этого стало то, что многие источники и колодцы, которыми пользовались местные палестинцы, высохли. [4] [29] В 1978 году оно начало создавать израильские поселения на высоких берегах по обе стороны вади. По данным «Бецелем» , «Карней Шомрон» была основана в том же году на землях, конфискованных у четырех палестинских деревень: Джинсафут, Дейр-Истия, Кафр-Лакиф и Хаджа , а «Иммануэль» была основана в 1983 году, взяв 951 дунам из Дейр-Истии и, при создании Ша 'ар Эммануэль было конфисковано 159 дунамов (1981 г.) У Имматейна . [30] [31] На юге и Якир (1981 г.), и Нофим были основаны на территории, присвоенной Дейр-Истие. [32] После соглашений Осло (1993 и 1995 гг.) и создания Палестинской национальной администрации (ПА) центральный сектор вади, к востоку от Калькилии , стал частью зоны C и в основном принадлежал жителям деревни Дейр-Истия. [4] Позже новые незаконные аванпосты , такие как Алоней Шило (1999 г.), Ферма Яир (1999 г.) и Эль-Матан (2000 г.). в зоне вади были созданы [4] Все эти поселения сбрасывали сточные воды в реку Вади-Кана, загрязняя ее, используемую для палестинской ирригации, до тех пор, пока признанные поселения не были подключены к канализационной системе в 2006 году. Однако незаконные израильские аванпосты Алоней Шило и Эль-Матан продолжают загрязнять поток, сбрасывая сточные воды непосредственно в него. [4] [33] Соседние палестинские деревни усугубляют это загрязнение, используя выгребные ямы, содержимое которых затем беспорядочно сбрасывается на открытые территории и в долины возле источников вади. [34] В 1995 году было подсчитано, что только Якир, Карней Шомрон и Иммануэль ежегодно сбрасывают около 908 700 кубических метров сточных вод непосредственно в Вади. [35] Такое сочетание загрязняющих сбросов из населенных пунктов, [4] а сокращение расхода воды, вызванное израильским бурением, подорвало традиционное использование его вод для орошения овощных культур и вынудило около 50 семей, проживающих в вади, покинуть территорию и переехать в Дейр-Истию. [4] План Израиля по созданию «разделительного барьера» отсекает Дейр-Истию от вади, оставляя его на «израильской» стороне этого сектора Западного берега. Когда в 2006 г. было создано Управление по восстановлению ручья Кана , одной из его целей, по словам лидеров советов поселений, было блокирование того, что они считали попытками «палестинских элементов» взять под свой контроль поток вади. [4] С 2005 года ежегодная весенняя прогулка проходит под эгидой Совета Карней Шомрон. Во время прогулки местным палестинцам, включая землевладельцев, не разрешается доступ в вади. Дальнейшие проекты с крупными инвестициями со стороны правительства Израиля и Еврейского национального фонда направлены на развитие его как крупного туристического объекта Израиля. [4] Эта часть деревенских земель вади, лежащая в зоне C, не может, по решению Израиля, использоваться для палестинских коммерческих или промышленных проектов: однако остается единственный вариант использования ее в сельскохозяйственных целях - например, посадка оливковых деревьев. этому препятствуют строгие ограничения, введенные израильскими властями на том основании, что такая деятельность наносит ущерб естественной флоре вади, топографии и характеру среды обитания». [4] 23 мая 2021 года около 15 поселенцев в сопровождении примерно 5 израильских солдат загнали в этот район около 60 голов крупного рогатого скота, чтобы выпасать его там. Когда фермеры Вади-Каны, владеющие полями и рощами, протестовали, поселенцы обрызгали их перцовыми баллончиками и избили дубинками, а одного солдат ударил прикладом винтовки. Непострадавшим не разрешили покинуть долину до поздней ночи. Вернувшись в свои дома, они обнаружили четыре поврежденных автомобиля. [36]
Израильский природный заповедник; конфликт
Израильский военный приказ (ИМО) об охране природы (Иудея и Самария) (№ 363), 5730–1969, регулирует использование территорий, обозначенных как природные заповедники, на основе аналогичных израильских законов. [37] [38] По данным организации «Друзья Земли Интернэшнл» , с 1979 по 1982 год этот район был объявлен закрытой военной зоной. [39] 3 мая 1983 года он был объявлен природным заповедником в соответствии с ИМО. [40] Природный заповедник создан на сельскохозяйственных землях палестинской деревни Дейр-Истия. Территория вокруг района Вади-Кана на Западном берегу является природным заповедником, которым управляет Управление природы и парков Израиля (INPA). [я] [Дж] На территории парка построено сто еврейских домов. [41] Алоней Шило был построен как израильский форпост на территории заповедника, а затем впоследствии получил разрешение Израиля, реклассифицировав его как часть поселения Карней Шомрон. Земля из резерва также была выделена под заставу Эль-Матан. Амира Хасс приводит заповедник Вади-Кана как пример усилий Израиля по «сужению палестинского пространства» путем создания природных заповедников и что цель заповедников - «лишить палестинцев собственности». [42]
В 2011 году Управление национальных парков Израиля выкорчевало 1000 оливковых деревьев, посаженных палестинцами Вади, и издало распоряжение выкорчевать еще 1400. Причина была экологической. По апелляции Верховный суд Израиля вынес решение, что директива может применяться только к саженцам моложе 3 лет. В следующем году смотрители израильских парков, тем не менее, отметили необходимость уничтожения 2100 оливковых деревьев, многие из которых старше трехлетнего лимита. 23 января 2014 года рейнджеры на бульдозерах под конвоем военных вырвали от 500 до 800 оливковых деревьев, которые затем были перевезены в неизвестное место. По палестинцам, протестовавшим против этой меры, были запущены канистры со слезами. В августе того же года поселенцы с помощью бульдозеров проложили новую дорогу через вади без какого-либо разрешения. Генеральный план предусматривает создание кольцевой дороги, соединяющей все аванпосты и поселения, при этом блокируя одну существующую подъездную дорогу, которой могут пользоваться палестинцы. [41] [4]
По данным Управления ООН по координации гуманитарных вопросов , Израиль разрушил палестинские ирригационные каналы в районе Вади-Кана «под предлогом защиты окружающей среды». [43] Бецелем сообщила, что, хотя район Вади активно превращался в туристический объект, израильские власти издавали приказы, запрещающие палестинцам любое освоение этой земли. [44] «Друзья Земли» сообщили, что палестинские сельскохозяйственные проекты были уничтожены израильскими властями «под прикрытием защиты природы», назвав создание таких заповедников «важным инструментом этнической чистки для израильских оккупационных сил». [39] Аванпосты часто строятся или строятся на территории заповедников, и в прошлом INPA мало что делало для этого, даже работая рука об руку с поселенцами. Недавно отступив от этой практики, INPA в 2018 году возбудило дело против трех поселенцев из Алоней Шило за строительство дороги, частично проходящей через заповедник. [45]
Биоразнообразие
Это единственное известное местонахождение Pelobates syriacus на Западном берегу. Исследование уникальной среды этого региона было проведено Палестинским музеем естественной истории . [46]
Примечания
- ^ qānāh - обычно тростник или стебель, но как болотное растение здесь, по-видимому, это разновидность Arundo или Phragmites . [1] – происходит от ханаанского корня ( qāneh ), ср. Аккадское кану , что означает «трость», древнегреческое κάννα (трость-столб). Названия многих ручьев в Библии, таких как Кана/Кана здесь, связаны с типом растений, встречающихся там. [2]
- ^ Областью исследования, которую мы выбрали, является территория Куфр-Тулт в западной Самарии, где ответвленные поселения существовали как в римско-византийские времена, так и в современную эпоху... Куфр-Тулт расположен на западной окраине Самарийских гор, недалеко от их линии. контактов с равниной Шарон. Большая часть территории находится в горах и ограничена Вади-Исла на севере и Вади-Кана на юге ( Grossman & Safrai 1980 , стр. 447–448).
- ^ «Кана Баха, несомненно, означает сегодняшнюю Вади Кану». – «Ручей Канах, без сомнения, сегодня является Вади Канах». ( Ниф 1995 , стр. 138)
- ^ В Септуагинте по-разному приводится Хелкана в Иисусе Навине 16:8 (ἐπὶ Χελκανά) и Карана (φάραγγα Καρανὰ/ pháranga Karanà , «овраг Кана») в Иисусе Навине 17:9 для одной и той же еврейской фразы.
- ^ «Разрозненный язык версии 9 затрудняет понимание точной роли, которую Вади-Кана играла в качестве границы. Хотя было бы наиболее естественно предположить, что вади просто разделяла два племени на север и юг на всем своем протяжении к западу от Таппуа, есть и другие возможности. Возможно, нам следует понимать, что линия «идет на юг к Вади-Кана» и пересекает ее (так что к югу от долины находилась территория Манассии, в которой располагались некоторые ефремлянские города), затем ( waw , который начинается с версии 9b), пересекает север и проходит вдоль северного края вади. Необходимо также задаться вопросом, является ли версия 10a повторяющейся ссылкой на эту линию вади или более обобщенным утверждением обо всей границе между вади. два племени». ( Нельсон 1997 , стр. 202–203)
- ↑ Иосиф Флавий в «Древностях» 5:83 очевидно противоречит Иисусу Навину 16:8, утверждая, что северной границей поселения Ефремлян была «Великая равнина», под которой обычно понимают Изреельскую долину . Согласно одной из интерпретаций, этот отрывок имеет смысл только в том случае, если в этом контексте под «великой равниной» следует понимать равнину Шарона к востоку от Вади-Каны ( Шарон 2017 , стр. 130).
- ^ Идентифицирован Израилем Финкельштейном как нынешний Тель Абу Зарад ( Van Der Steen 2004 , стр. 96–97).
- ^ Даже сегодня дети все еще купаются в бассейнах с родниковой водой, которая в противном случае загрязнена ( Джонсон 2019 , стр. 144).
- ↑ Директор округа «Иудея и Самария» [Западный берег] INPA также является сотрудником отдела охраны природы в отделе инфраструктуры гражданской администрации . Штабные офицеры работают под руководством руководителей различных подразделений и, в конечном итоге, главы гражданской администрации. В то же время они назначаются конкретным правительственным органом Израиля, к которому они принадлежат, и также получают свои приказы и зарплату от этих агентств. Гражданская администрация также имеет двойную структуру как подразделение в составе COGAT , подотчетное непосредственно Министерству обороны, а ее командные полномочия исходят от генерального офицера, командующего Центральным командованием, который выполняет функции военного командующего оккупированной территории. Штабной офицер заповедников и национальных парков действует в соответствии с Военным приказом 373, который вступил в силу в 1970 году и заменил Приказ 81 о парках 1967 года ( Канонич 2017 , стр. 6–7: Шифф 2017 , стр. 5).
- ^ Согласно заявлению израильской миротворческой группы Engaged Dharma , «Это было объявлено в 1983 году. Это было сделано в то время, когда весь Западный Берег находился под военным правлением, и фактический механизм объявления осуществлялся через армию. Армия является органом власти, управляющим Западным берегом, и здесь нет законодательного органа, поэтому существует процедура, при которой армия издает постановление, а затем территория объявляется парком или природным заповедником, и как только она объявляется заповедником, она попадает под действие закона. авторитетом Управления природы и парков Израиля». ( Маленький 2018 )
Цитаты
- ^ Ламберти-Зилински 1974 , стр. 65–72, 67.
- ^ Ахарони 1979 , с. 111.
- ^ Шариф 2017 , с. 135, н.51.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Б’Целем 2015а .
- ^ Кондер и Китченер 1882 , с. 280.
- ^ Бенвенисти и Гвирцман 1993 , с. 555.
- ^ Jump up to: а б Насер и Ганем 2018 , с. 2.
- ^ Фрейзер 2018 , стр. 14, 68–69.
- ^ Фрейзер 2018 , с. 329.
- ^ Jump up to: а б Гофер и др. 1990 , с. 437.
- ^ Леви 2003 , с. 60.
- ^ Гофер и Цук 1996 , с. 1.
- ^ Гофер и др. 1990 , с. 440.
- ^ Гофер и др. 1990 , стр. 436–437.
- ^ Гофер и др. 1990 , с. 438.
- ^ Леви 2003 , с. 51.
- ^ Гофер и др. 1990 , с. 441.
- ^ Вудстра 1981 , с. 262.
- ^ Кузен 1995 , стр. 155–158, 319–320.
- ^ Кроули 1992 , с. 237.
- ^ Абель 1938 , стр. 475–476.
- ^ Гроссман и Сафрай 1980 , с. 459.
- ^ Гроссман и Сафрай 1980 , стр. 455–458.
- ^ Официальный вестник 1926 г. , стр. 191.
- ^ Палестинская газета , 1943 , стр. 355–358.
- ^ Jump up to: а б ARIJ: Дейр Истия 2013 , с. 20.
- ^ Насер и Ганем 2018 , с. 5.
- ^ Jump up to: а б ARIJ: Дейр Истия 2013 , с. 22.
- ^ ARIJ: Дейр Истия 2013 , стр. 20–21.
- ^ ARIJ: Дейр Истия 2013 , с. 17.
- ^ ARIJ: Иматин 2013 , с. 17.
- ^ ARIJ: Дейр Истия 2013 , с. 18.
- ^ Бальцер 2019 , стр. 251–252.
- ^ Насер и Ганем 2018 , стр. 5–6.
- ^ Исаак, Кумси и Овеи 1995 , стр. 8.
- ^ Btselem 2021 .
- ^ Бенвенисти 2019 , стр. 61–.
- ^ Хареувени 2011 , с. 23.
- ^ Jump up to: а б FoEI 2013 , с. 14.
- ^ ПОИКА 2016 .
- ^ Jump up to: а б Горни 2016 , стр. 339–340.
- ^ Хасс 2020 .
- ^ UNOCoHA 2010 .
- ^ Б'Целем 2015б .
- ^ Ринат 2018 .
- ^ Кумсия, Мазин Б.; Хандал, Элиас Н.; Аль-Шейх, Банан; Наджаджре, Мохаммад Х.; Альбарадейя, Исса Муса (3 декабря 2022 г.). «Определение микрозаповедника «Первый весенний пруд» в буферной зоне охраняемой территории Вади-Кана, Палестина» . Водно-болотные угодья . 42 (8): 119. дои : 10.1007/s13157-022-01644-5 . ISSN 1943-6246 .
Библиография
- Абель, Феликс-Мари (1938). География Палестины . Полет. 2 (3-е изд.). Книжный магазин Ле Коффр.
- Аарон, Йоханан (1979). Земля Библии: историческая география (2-е изд.). Вестминстер Джон Нокс Пресс . ISBN 978-0-664-24266-4 .
- Бальцер, Анна (2019) [Впервые опубликовано в 2006 г.]. Свидетель в Палестине: еврейская женщина на оккупированных территориях . Рутледж . ISBN 978-1-317-24884-2 .
- Бенвенисти, Эяль (4 марта 2019 г.). Правовой дуализм: поглощение оккупированных территорий Израилем . Тейлор и Фрэнсис . стр. 61–. ISBN 978-0-429-71447-4 .
- Бенвенисти, Эяль ; Гвирцман, Хаим (лето 1993 г.). «Использование международного права для определения прав Израиля и Палестины на воду: горный водоносный горизонт» . Журнал природных ресурсов . 33 (3): 543–567.
- Бенвенисти, Мерон (2000). Священный пейзаж: погребенная история Святой Земли с 1948 года . Издательство Калифорнийского университета . ISBN 978-0-520-92882-4 .
- Кондер, Чехия ; Китченер, HH (1882 г.). Обзор Западной Палестины: воспоминания о топографии, орографии, гидрографии и археологии . Том. 2. Комитет Фонда исследования Палестины – через Интернет-архив .
- Кроули, Эдвард Дж. (1992). «Книга Иисуса Навина» . В Саггсе, М. Джек; Сакенфельд, Кэтрин Дуб; Мюллер, Джеймс Р. (ред.). Оксфордская учебная Библия: исправленная английская Библия с апокрифами . ОУП (США) . стр. 220–245. ISBN 978-0-195-29000-4 .
- «Профиль города Дейр-Истия» (PDF) . Институт прикладных исследований – Иерусалим . 2013.
- «Экологическая Накба: Экологическая несправедливость и нарушения израильской оккупации Палестины» (pdf) . Друзья Земли Интернешнл . Сентябрь 2013.
- «Постановление о лесах № 2 от 1943 года». «Палестинский вестник» (1261, Приложение 2). Иерусалим: Британская мандатная власть : 355–358. 15 апреля 1943 года.
- Фрейзер, Джеймс А. (2018). Дольмены в Леванте . Рутледж . ISBN 978-1-351-37542-9 .
- Гофер, Ари ; Шалев, Сариэль; Гофна, Рам; Цук, Цевика (август – октябрь 1990 г.). «Самые ранние золотые артефакты в Леванте». Современная антропология . 31 (4): 436–443 =. JSTOR 2743275 .
- Гофер, Ави ; Цук, Цевика (1996). Пещера Нахаль-Кана: самое раннее золото в Южном Леванте . Институт археологии Тель-Авивского университета . ISBN 978-9-654-40005-3 .
- Горни, Эдна (2016). «Корни идентичности, навес столкновения: новое видение деревьев как развивающегося национального символа в рамках израильско-палестинского конфликта» . Ин де Мело, Кристина Хоанас; Ваз, Эстелита; Коста Пинто, Лигия М. (ред.). Экологическая история в процессе создания: Том II: Действуя . Спрингер . стр. 327–343. ISBN 978-3-319-41139-2 .
- Гроссман, Дэвид; Сафрай, Зеев (4 октября 1980 г.). «Поселения-спутники в Западной Самарии». Географическое обозрение . 70 : 446–461. JSTOR 214078 . (требуется подписка)
- Хареувени, Эяль (май 2011 г.). Изъятие и эксплуатация, политика Израиля в долине реки Иордан и северной части Мертвого моря (PDF) (Отчет). Б’Целем . п. 23 – через ReliefWeb .
- Хасс, Амира (19 января 2020 г.). «На Западном Берегу еврейские поселенцы привлекают природу к своей миссии – с согласия Высокого суда» . Гаарец .
- «Профиль деревни Имматин (включая местность Фарата)» (PDF) . Институт прикладных исследований – Иерусалим . 2013.
- Исаак, Джад; Кумси, Вайолет; Овеви, Махер (1995). «Оценка загрязнения водных ресурсов Западного берега» (PDF) . Институт прикладных исследований – Иерусалим . стр. 1–14.
- «Израильизация долины Кана в провинции Сальфит» . ПОИКА . 26 мая 2016 года . Проверено 10 мая 2020 г.
- Джонсон, Пенни (2019). Товарищи по конфликту: животные в оккупированной Палестине . Мелвилл Хаус . ISBN 978-1-612-19744-9 .
- Канонич, Йонатан (декабрь 2017 г.). Гражданская администрация на Западном берегу через призму интересов Израиля (PDF) (Отчет). Еш Дин .
- Ламберти-Зилински, Хедвиг (1974). «Кана» . В Боттервеке, Г. Йоханнес ; Ринггрен, Хельмер ; Хайнц-Йозеф Фабри, Хайнц-Йозеф (ред.). Богословский словарь Ветхого Завета . Том. 13. Вм. Издательство Б. Эрдманс . стр. 65–72. ISBN 978-0-802-82337-3 .
- Левинсон, Хаим; Ринат, Зафрир (2 октября 2014 г.). «Израиль позволил несанкционированному аванпосту на Западном Берегу вторгнуться в природный заповедник» . Гаарец .
- Леви, Томас Э. (2003). «Энеолит» . В Перегрине, Питер Н .; Эмбер, Мелвин (ред.). Энциклопедия предыстории . Том. 8. Kluwer Publishers / Plenum Publishers . стр. 56–73. ISBN 978-0-306-46262-7 .
- Макдиси, Сари (2010). Палестина наизнанку: повседневное занятие . WW Нортон и компания . ISBN 978-0-393-33844-7 .
- Насер, Шаукат; Ганем, Марван (2018). «Экологическое и социально-экономическое воздействие сточных вод в водосборном бассейне Вади-Кана» . Палестинский журнал географических исследований . 1 (1): 1–7.
- Ниф, Хайнц-Дитер (1995). Ефрем: Исследования по истории колена Ефремова от названия земли до раннего царского периода (на немецком языке). Вальтер де Грюйтер . ISBN 978-3-110-14756-8 .
- Нельсон, Ричард (1997). Джошуа: комментарий . Вестминстер Джон Нокс Пресс . ISBN 978-0-664-22666-4 .
- «Еженедельный отчет УКГВ (24–30 ноября 2010 г.)» (PDF) . Управление ООН по координации гуманитарных вопросов . 3 декабря 2010 г.
- «Прокламация согласно Постановлению о лесах 1926 года». Официальный вестник правительства Палестины (161). Иерусалим: Британская мандатная власть : 191. 16 апреля 1926 г.
- Кумсия, Мазин , изд. (июль 2018 г.). «Социально-экономическое устойчивое развитие и охрана окружающей среды в северной переходной зоне к охраняемой территории Вади-Кана, Палестина» (PDF) . Вифлеемский университет .
- Ринат, Зафрир (28 декабря 2018 г.). «Израильским поселенцам, строящим заповедники на Западном Берегу, теперь грозит суд» . Гаарец .
- «Расширение поселений вокруг объявленного Израилем «природного заповедника» » . Управление ООН по координации гуманитарных вопросов . 31 октября 2014 г.
- «Сегодняшняя прогулка поселенцев в Вади-Кане» . Б’Целем . 23 апреля 2015б.
- Шариф, Яра (2017). Архитектура сопротивления: культивирование моментов возможностей в рамках палестино-израильского конфликта . Рутледж . ISBN 978-1-315-52427-6 .
- Шарон, Надав (2017). Иудея под римским господством: первое поколение безгражданства и его наследие . СБЛ Пресс . ISBN 978-0-884-14221-8 .
- Шифф, Чеми (декабрь 2017 г.). На какой стороне трава зеленее? Национальные парки Израиля и Западного берега реки Иордан (PDF) (Отчет). Эмек Шаве.
- Смолл, Мэтью (2018). Стена между нами: Записки со Святой Земли . Легенда Пресс. ISBN 978-1-910-26631-1 .
- Ван дер Стин, EJ (2004). Племена и территории в переходный период: центрально-восточная долина реки Иордан в позднем бронзовом веке и раннем железном веке: исследование источников . Издательство Питерс . ISBN 978-9-042-91385-1 .
- «Вади-Кана – от палестинской сельскохозяйственной долины к туристическому парку поселений» . Б’Целем . 23 апреля 2015а.
- «Вади-Кана, район Сальфит: Поселенцы в сопровождении военных ведут стадо крупного рогатого скота через обрабатываемые поля и нападают на фермеров» . Б’Целем . 2021.
- Вудстра, Мартен (1981). Книга Иисуса Навина . Вм. Издательство Б. Эрдманс . ISBN 978-0-802-82525-4 .
Внешние ссылки
- Обзор Западной Палестины, карта 14: IAA , Wikimedia commons