Один Кремер


Изабель Яковлевна Кремер октября российского ( 21 1887 — 7 июля 1956) — сопрано происхождения , еврейского в разное время своей жизни имевшая гражданство России, США и Аргентины. Впервые она привлекла внимание еще подростком своими революционными стихами , которые были опубликованы в одесской газете. Свою профессиональную певческую карьеру в качестве оперной певицы она начала в Европе во втором десятилетии 20-го века. К моменту переезда в США в 1924 году она отказалась от оперной карьеры в пользу выступлений в качестве концертной солистки и солистки. [ 1 ]
Как сольный исполнитель Кремер не только исполнял произведения классического репертуара, но и исполнял народную музыку разных стран и на многих языках. Возможно, она была первой женщиной, исполнившей песню на идиш на концертной сцене. В 1927 году она начала выступать как артистка водевиля , продолжая при этом активно выступать в качестве сольной исполнительницы. В 1938 году она переехала в Аргентину, где прожила последние 18 лет своей жизни. В 2000 году ее жизнь стала темой телевизионного документального фильма под названием « Иса Кремер: Народная дива», снятого для Еврейского канала . [ 2 ]
Ранняя жизнь и карьера в Европе
[ редактировать ]Кремер родился в еврейской семье в городе Белз , который тогда был частью территории, известной как Бессарабия под властью Российской империи . Ее отец, Яков Кремер, был мастером провианта в армии царя Николая II . Ее мать, Анна Кремер (урожденная Розенблут), была любительницей музыки и передала эту любовь дочери. Семья принадлежала к буржуазному классу, Иса воспитывалась под присмотром гувернантки и посещала частную школу Русской Православной Церкви . [ 3 ] Семья переехала в Одессу, когда Изе было 12 лет. [ 4 ]
Подростком Кремер начал работать поэтом; писал революционные стихи для одесской газеты. Редактор газеты Исраэль Хейфец заинтересовался Кремер и предоставил ей средства для продолжения обучения оперному искусству у Поллионе Ронци в Милане с 1902 по 1911 год. Она была вынуждена прекратить учебу и начать концертировать, когда бизнес ее отца рухнул; ее мать приехала к ней в Италию и поддержала их обоих. [ 4 ]
В 1911 году был опубликован рассказ Шолом-Алейхема «Избранные (Из жизни маленьких людей)» в переводе с идиша Изы Кремер (в журнале — Креймер), вошедший в первую книгу журнала «Современник» ( 1911. Январь, стр. 119–154). [ 5 ] [ 6 ] А. В. Амфитеатров , принимавший активное участие в создании этого журнала, писал об Исе Креймере Шолом-Алейхему 21 ноября 1910 года:
«Было бы неплохо получить ваш рассказ как вошедший в первую книгу. <...> Пришлите его на языке оригинала. У меня есть очень хороший переводчик, и я хочу опробовать ваш рассказ». [ 7 ]
Ее профессиональный оперный дебют состоялся в 1911 году в Театре Понкьелли в Кремоне в роли Мими в опере Джакомо Пуччини « Богема» под управлением Родольфо Тито Скипы . Затем она работала солисткой Мариинского театра (тогда известного как Петроградская опера) в Санкт-Петербурге , где снялась в нескольких опереттах и была услышана в различных произведениях из концертного репертуара. Некоторые из ролей, которые она там пела, были Долли в Франца Легара , «Endlich allein» Легара Эльвира в «Идеальном Гаттине» , Хелен в Оскара Недбала » «Польском креве и Лаура в Карла Миллёкера » «Der Bettelstudent . Позже она работала в Большом театре в Москве в 1915 году. [ 3 ]
В 1914 году Кремер вернулся в Одессу и в течение двух лет выступал в ролях в Одесском театре оперы и балета ; включая роль Мими и роль Виолетты в Джузеппе Верди » «Травиате . «Именно там она впервые обнаружила, что ее певческий талант не совсем подходит для арий, и она обратилась к народной музыке на идише и других языках». [ 4 ] Она стала очень активной в интеллектуальных кругах и, в частности, подружилась с Шолом-Алейхемом , Хаимом Нахманом Бяликом , Менделе Мохером Сфоримом и Марком Варшавским . Именно Бялик вдохновил ее начать собирать музыку на идиш и включать ее в свои концерты. До этого момента музыку на идиш исполняли на концертах исключительно мужчины, обычно хазаны . [ 3 ] Свой первый фольклорный концерт она дала в Москве и имела большой успех; оттуда она поехала в Турцию, а затем гастролировала по Польше, Германии, Франции, Англии и другим странам. [ 4 ]
Она вышла замуж за Исраэля Хейфеца, русско-еврейского редактора «Одесских новостей», который был на 27 лет старше ее. В их браке родился ребенок, дочь Туся, родившаяся в 1917 году. В 1922 году Кремер приехала в Америку, где ее концерты имели большой успех. М. Ошерович писал: «Услышать, как Иса Кремер поет народные песни на идиш, — это необходимость для еврейской интеллигенции. [ 4 ]
Хотя Одесса была ее домом, Кремер также активно выступала в качестве приглашенной артистки по всей Европе в концертах, опереттах и операх во втором десятилетии 20-го века. [ 1 ] Среди ролей в ее сценическом репертуаре были Татьяна в Петра Ильича Чайковского » «Евгении Онегине , заглавные героини в Жюля Массне » «Манон Пуччини и «Мадам Баттерфляй» . [ 2 ] Во время поездки в Константинополь в 1917 году произошла русская революция , которая обернулась неудачей для Кремер и ее семьи, которые были известными сторонниками Александра Керенского . Одесское имущество семьи было конфисковано, Хейфеца посадили в тюрьму, а дочери-гувернантке и родителям Кремера запретили покидать город. В конце концов, в 1919 году Кремер смогла переправить свою семью из города в Польшу. В следующем году ей удалось подкупить городских чиновников, чтобы те освободили мужа из тюрьмы. [ 3 ] Пока разворачивалась эта семейная драма, она сделала несколько записей в Константинополе на лейбле «Орфеон» . в период с 1918 по 1920 год [ 2 ]
После того, как Кремер и ее семья воссоединились в Польше в 1920 году, [ 2 ] Семья некоторое время жила в Берлине, но в конечном итоге поселилась в Париже, Франция. [ 3 ] Вскоре после этого Кремер рассталась с мужем. Позже Хейфец умер, будучи узником нацистского концентрационного лагеря Форт-Брендонк во время Второй мировой войны . [ 3 ] В 1922 году Кремер совершил концертный тур по Польше, включавший исполнение еврейских песен. Год спустя она рассказала Джесси Абрамс из The Canadian Jewish Chronicle , что по прибытии в Варшаву ее запланированный концерт спровоцировал антисемитский бунт возле концертного зала филармонии. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] Бунт, как она позже сказала, и другие случаи антисемитизма в Европе побудили ее переехать в Соединенные Штаты. [ 2 ]
Жизнь и карьера в США
[ редактировать ]Кремер впервые приехал в Соединенные Штаты осенью 1922 года; приехав в Нью-Йорк, где она подписала контракт с художественным менеджером Солом Хьюроком . Она дебютировала на американском концерте в Карнеги-холле 29 октября 1922 года. В конце концов она переехала в Соединенные Штаты с дочерью и родителями в 1924 году; в конечном итоге стал гражданином США. [ 3 ] она регулярно выступала на концертах в Нью-Йорке в Карнеги-холле и Манхэттенском оперном театре В течение следующих двух десятилетий ; свое последнее выступление в Нью-Йорке 3 декабря 1950 года в Карнеги-холле. В Соединенных Штатах она была известна главным образом как фолк-певица; исполнение народных песен на английском, французском, немецком, итальянском, польском, русском и идише. 27 сентября 1927 года состоялся ее водевильный дебют в Театре Палас . [ 1 ] В том же году она сняла говорящие фильмы для Vitaphone . Позже она снялась в мюзикле в театре на Второй авеню в Идишском театральном районе в 1930 году вместе с Сеймуром Рехцейтом , который назывался «Песня о гетто». Одну из песен мюзикла «Майн штетеле белз» для нее написал американо-еврейский композитор Александр Ольшанецкий . [ 2 ] Песня была о ее родном городе и стала довольно известной. Она также делала записи в США на лейблах Brunswick Records и Columbia Records . [ 3 ]
Живя в Соединенных Штатах, Кремер продолжал активно гастролировать по всему миру в 1920-х и 1930-х годах. Она гастролировала в США, Канаде, Европе, Африке, Палестине и Латинской Америке. Во многих случаях она сталкивалась с антисемитизмом; но, несмотря на это, продолжала включать еврейские песни почти во все свои концерты. В частности, она настаивала на включении песен на идише в свои концерты в берлинском Jüdischer Kulturbund , учреждении, созданном с согласия нацистов с целью представления спектаклей для еврейского населения после того, как еврейских исполнителей больше нельзя было нанимать в «арийские театры». сборник из двадцати четырех народных песен на идиш, названный в честь популярной серии концертов Кремера « Еврейская жизнь в песне» . опубликовало В 1931 году издательство Chappell & Co. в Лондоне [ 3 ]
Последние годы в Аргентине
[ редактировать ]В 1938 году Кремер эмигрировал в Аргентину. Там она познакомилась с прославленным психиатром доктором Грегорио Берманном, который вел весьма успешную практику в Буэнос-Айресе . Пара жила вместе в Аргентине до тех пор, пока Иса не умерла от рака желудка в возрасте 69 лет в Кордове, Аргентина, в 1956 году. Ее дочь Туссия осталась в Соединенных Штатах, выйдя замуж за доктора Кермита Пайнса из Нью-Джерси. [ 1 ]
В Аргентине Кремер перенес большие трудности. Берман был социалистом и близким к коммунистической партии. [ 12 ] и муж, и жена были занесены в черный список диктатора Хуана Перона . В результате они столкнулись с серьезными финансовыми трудностями и политическими преследованиями в 1940-х и 1950-х годах. Многие из ее концертов в этой стране в те годы были направлены на помощь жертвам нацизма или бастующим рабочим. Некоторые из этих концертов были даны в сотрудничестве с изгнанной испанской писательницей-республиканкой Марией Терезой Леон . После ее смерти ее архивы были переданы в дар Институту судебных расследований в Буэнос-Айресе. В их число входят ее обширный концертный репертуар народной музыки; который включает произведения в общей сложности на 24 языках. [ 3 ]
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Иса Кремер поет три народные песни на YouTube
- Работы Исы Кремер в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Jump up to: а б с д «Иса Кремер, певица народных песен, 69 лет» . Нью-Йорк Таймс . 9 июля 1956 года.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Джудит Пиннолис. «Иса Кремер» (PDF) . Веб-центр еврейской музыки . Проверено 13 октября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Лоис Барр (23 июня 2021 г.). «Иса Кремер» . Еврейский женский архив .
- ^ Jump up to: а б с д и Залмен Зильберцвейг, Лексикон веселья идишн театр , Книга четвертая, с. 3641
- ^ Современник 1911. Кн. 1, январь (in Russian). 1911.
- ^ "Lib.ru/Классика: Шолом-Алейхем. Избранные" . az.lib.ru . Retrieved 2022-01-18 .
- ^ Хазан, Владимир; Жуховицкая, Лариса Г. (2021). «Из переписки Шалом-Алейхема и А.В. Амфитеатрова (к проблеме русско-еврейского литературного диалога)» . Студия Литтерарум . 6 (4): 486–509. дои : 10.22455/2500-4247-2021-6-4-486-509 . ISSN 2541-8564 .
- ^ Джесси Абрамс, Иса Кремер, Дитя народа , Канадские еврейские хроники (14 сентября 1923 г.)
- ^ «Иза Кремер в Гданьске» . Хвила: Журнал политических, социальных и культурных вопросов (на польском языке). 4 :6. 25 февраля 1922 г.
- ^ «Иза Кремер не будет петь!» . Курьер Варшавский (на польском языке). 102 (28). 28 января 1922 года.
- ^ «Очередное дело Изы Кремер» . Чвила: Журнал политических, социальных и культурных вопросов. (на польском языке). 4 (1): 2. 6 февраля 1922 г. [«Момент понедельника»]
- ^ Адриан Челентано. «Гуманизм Грегорио Бермана» .
- 1887 рождений
- 1956 смертей
- Американские фолк-певцы
- Американское оперное сопрано
- Американский народ русско-еврейского происхождения
- Аргентинские народные певцы
- Аргентинские евреи-ашкенази
- Аргентинское оперное сопрано
- Еврейские аргентинские музыканты
- Еврейские народные певцы
- Еврейские оперные певцы
- русские народные певцы
- Русские евреи
- российские оперные певицы
- Смертность от рака желудка
- Исполнители водевиля
- Американские певцы 20-го века
- Американские певицы 20-го века
- Певцы США, говорящие на идише
- Еврейские певицы
- Люди из Бельц
- Бессарабские евреи