Бела Юлеш

Бела Юлеш (также Бела Юлеш на английском языке; 19 февраля 1928 — 31 декабря 2003) — американский визуальный нейробиолог венгерского происхождения и психолог-экспериментатор в области зрительного и слухового восприятия .
Юлеш был создателем стереограмм со случайными точками , которые привели к созданию автостереограмм . Он также был первым, кто изучил различение текстур путем ограничения статистики второго порядка.
Биография [ править ]
Бела Юлеш родился в Будапеште , Венгрия , 19 февраля 1928 года. В 1950 году окончил Будапештский технологический и экономический университет. начал Карьеру инженера-электрика в Научно-исследовательском институте телекоммуникаций. Он иммигрировал в Соединенные Штаты вместе со своей женой Маргит после получения докторской степени. из Венгерской академии наук в 1956 году. Темой его докторской диссертации была теория микроволновых систем и телевизионных сигналов.
В 1956 году Юлеш присоединился к известной Bell Laboratories , где возглавил отдел сенсорных и перцептивных процессов (1964–1982), затем отдел исследования зрительного восприятия (1983–1989). Большая часть его исследований была сосредоточена на физиологической психологии темах , включая восприятие глубины и распознавание образов в зрительной системе .
В 1959 году Юлеш создал стереограмму со случайными точками, используя пары случайных шаблонов точек, которые были идентичны, за исключением небольших различий в горизонтальном положении подмножества точек. Когда эти узоры рассматривались по одному на каждый глаз через стереоскоп , оказалось, что подмножество точек находится на другой глубине по сравнению с остальными. Юлеш причудливо назвал это циклопическим зрением в честь мифических циклопов , существ с одним глазом на лбу вместо обычных двух. Это произошло потому, что форма области глубины была невидима ни для одного глаза по отдельности; он виден только циклопическому глазу стереоскопического восприятия, объединяющему информацию от двух глаз. Позже Кристофер Тайлер , бывший ученик Юлеша, использовал принципы стереограмм со случайными точками для изобретения автостереограмм , которые создают тот же эффект, используя одно изображение вместо двух.
Юлеш внес важный вклад в теорию зрительного восприятия текстуры человеком. В 1962 году он выдвинул гипотезу Юлеша, согласно которой люди не могут различать текстуры с одинаковой статистикой второго порядка . [1] В 1973 году он доказал ложность этой гипотезы, хотя идея о том, что текстуры изображений можно моделировать на основе статистики низкого порядка, сохранилась. [2] В 1981 году он разработал теорию текстонов , которая утверждает, что текстоны, состоящие из локальных особенностей изображения, являются «предполагаемыми единицами предварительного восприятия текстуры человеком». [3]
В 1989 году он ушел из Bell Labs и начал преподавать на психологии факультете Университета Рутгерса в Пискатауэе, штат Нью-Джерси . Именно там он основал и возглавил Лабораторию исследований зрения, которая занималась исследованием механизмов стереопсиса , движения , бинокулярного зрения , текстурного восприятия и внимания . Лаборатория помогла сделать когнитивную науку, нейробиологию и науку о зрении важными областями обучения в Рутгерсе. Юлеш стал почетным профессором в 1999 году и оставался директором лаборатории до своей смерти 31 декабря 2003 года в возрасте 75 лет.
Образование [ править ]
- 1950 – Электротехника , Будапештский технологический и экономический университет.
- 1956 г. - доктор философии, Венгерская академия наук.
Публикации [ править ]
Бела Юлес является автором или соавтором более 200 публикаций, включая «Основы циклопического восприятия» (1971). Эту книгу часто считают классикой психофизики и когнитивной науки , и недавно она была добавлена в список «Проекта тысячелетия». [4] из 100 самых влиятельных книг по когнитивной науке в 20 веке. Эта книга была переиздана в 2006 году в издательстве MIT Press.
Награды [ править ]
Джулес был профессором штата Нью-Джерси, получившим множество наград за свою выдающуюся карьеру, в том числе стипендию Макартура 1983 года («награда гения») за свою работу в области экспериментальной психологии и искусственного интеллекта . Он был избран членом Американской академии искусств и наук в 1980 году. [5] Национальная академия наук в 1987 году, [6] и Американское философское общество в 1995 году. [7]
Ссылки [ править ]
- ^ Юлеш, Б. (1962). «Дискриминация визуальных образов». IRE Транзакции по теории информации . 8 (2): 84–92. дои : 10.1109/TIT.1962.1057698 .
- ^ Юлеш, Б ; Гилберт, EN; Шепп, Луизиана; Фриш, Х.Л. (1973). «Пересмотр неспособности людей различать визуальные текстуры, которые согласуются со статистикой второго порядка». Восприятие . 2 (4): 391–405. дои : 10.1068/p020391 . ПМИД 4803948 . S2CID 44767187 .
- ^ Юлеш, Б. (март 1981 г.). «Текстоны, элементы восприятия текстуры и их взаимодействие». Природа . 290 (5802): 91–97. Бибкод : 1981Natur.290...91J . дои : 10.1038/290091a0 . ПМИД 7207603 . S2CID 4327694 .
- ^ Сто самых влиятельных работ в области когнитивной науки ХХ века. Архивировано 11 октября 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ «Бела Юлеш» . Американская академия искусств и наук . Проверено 20 декабря 2021 г.
- ^ «Бела Юлеш» . www.nasonline.org . Проверено 20 декабря 2021 г.
- ^ «История участников APS» . search.amphilsoc.org . Проверено 20 декабря 2021 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Сигел, Р.М. (2005). «Бела Юлеш». Физика сегодня . 58 (4): 83–84. Бибкод : 2005ФТ....58д..83С . дои : 10.1063/1.1955498 .
- Папатомас, ТВ (2005). «Биографические мемуары Белы Юлеша». Труды Американского философского общества . 149 (4): 599–603.
Внешние ссылки [ править ]
- Переверните сайт Филлипса . Этот сайт содержит образцы стереограмм и дополнительные изображения из книги Юлеша «Основы циклопического видения».
- https://web.archive.org/web/20041115205634/http://ur.rutgers.edu/medrel/viewArticle.html?ArticleID=3697
- Сигел, Р.М. (2004). «Выбор: наука Белы Юлеша» . ПЛОС Биология . 2 (6): е172. дои : 10.1371/journal.pbio.0020172 . ПМК 423145 .
- Кристофер Тайлер, «Бела Юлеш», Биографические мемуары Национальной академии наук (2014)