Движение к социализму
В этой статье используются голые URL-адреса , которые неинформативны и уязвимы к порче ссылок . ( Август 2022 г. ) |
Движение за социализм Движение к социализму | |
---|---|
Аббревиатура | БОЛЬШЕ IPSP |
Президент | Эво Моралес (крыло Эвиста) Гровер Гарсия (крыло Арциста) |
вице-президент | Элизабет Пако (крыло Эвиста) Джулия Рамос (крыло Арциста) |
Президент Сената | Андронико Родригес |
Президент Палаты | Израиль Уайтари [ 1 ] |
Основан | 22 июля 1997 г [ 2 ] |
Разделить из | Ассамблея суверенитета народов |
Штаб-квартира | Бенедикто Винченти № 960, Сопокаки , Ла-Пас [ 3 ] |
Членство (2022) | 1,077,000 [ 4 ] |
Идеология | |
Политическая позиция | Левый [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] в крайнее левое положение [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] |
Региональная принадлежность | Форум Сан-Паулу |
Международная принадлежность | Прогрессивный Альянс |
Цвета | Кобальт синий Белый Черный |
Сенат | 21 / 36 |
Депутаты | 75 / 130 |
Губернаторства | 3 / 9 |
Мэры | 240 / 337 |
Андский парламент | 5 / 5 |
Флаг партии | |
Веб-сайт | |
www больше ipsp | |
Movimiento al Socialismo – Instrumento Politico por la Sovereignty of the Peoples ( испанский : Движение за социализм – политический инструмент суверенитета народов ; MAS или MAS-IPSP ), [ а ] — социалистическая политическая партия в Боливии . Его последователи известны как Масисты . [ 28 ] [ 29 ] На выборах в декабре 2005 года MAS-IPSP одержала первую в истории победу большинства одной боливийской партии. Партия продолжала править до 10 ноября 2019 года и снова победила на выборах 2020 года .
MAS-IPSP возник из движения по защите интересов производителей коки . Эво Моралес сформулировал цели своей партии и народных организаций как необходимость достижения многонационального единства и разработки нового закона об углеводородах , который гарантирует Боливии 50% доходов, хотя опрошенные недавно политические лидеры MAS-IPSP проявили интерес к полной национализации. промышленности ископаемого топлива месторождений страны , а также литиевых .
MAS-IPSP является доминирующей силой в муниципальной политике Боливии. На последних муниципальных выборах в 2015 году она была единственной партией, которая боролась за лидерство во всех 339 муниципалитетах. Всего к партии принадлежат мэры 227 муниципалитетов, а также 1144 из 2022 членов муниципальных советов страны. [ 30 ]
Во время правления Арсе партия была разделена на две внутренние фракции: «Арцистас» (Блок обновленцев), который защищает руководство Луиса Арсе и добивается обновления партийного руководства, [ 31 ] под председательством Гровера Гарсиа , [ 32 ] и «Эвистас», которая защищает лидерство Эво Моралеса и добивается его переизбрания на всеобщих выборах в Боливии 2025 года . [ 33 ] 4 октября 2023 года президент Луис Арсе и вице-президент Давид Чокеуанка были исключены из партии решением правления под председательством Эво Моралеса. [ 34 ] Однако фракция Арциста не признала изгнание. [ 32 ]
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Корни MAS-IPSP можно проследить до закрытия Боливийской горнодобывающей корпорации и закрытия различных шахт в 1980-х годах. Тысячи бывших шахтеров стали выращивать коку , чтобы выжить, но также столкнулись с новыми трудностями в своей новой профессии. Рост сообщества фермеров, выращивающих коку, привел к резкому численному росту таких организаций, как Confederación Sindical Única de Trabajadores Campesinos de Bolivia (CSUTCB) и Confederación Sindical de Colonizadores de Bolivia . Движение заключило союзы с Конфедерацией коренных народов Восточной Боливии (CIDOB) и мобилизовало совместные протесты в рамках кампании 1992 года под названием «500 лет сопротивления коренных народов», кульминацией которой стал марш в Ла-Пас , где 12 декабря состоялся марш протеста. Октябрь 1992 года ( День Колумба ). Кампания 1992 года ознаменовала возникновение «крестьянско-коренного» движения. [ 35 ] [ 36 ]
Однако CSUTCB опасался создавать политическую партию, которая будет оспаривать государственную власть. Опыт 1980-х годов, когда руководство CSUTCB разделилось по поводу кандидатур на выборах (таких лидеров, как Хенаро Флорес Сантос и Виктор Уго Карденас ), был отрицательным. Скорее, организация начала обсуждать возможность создания «политического инструмента», структуры, в которую профсоюзы войдут в качестве коллективных членов. [ 37 ] Идея заключалась бы в том, чтобы объединить социальную и политическую борьбу, иметь одну ветвь социальных движений и одну политическую ветвь. По словам Лино Вильки, также обсуждался вопрос о создании вооруженного крыла движения. [ 38 ]
Карлос Бургоа Майя связывает инициативу создания политического инструмента с Третьим конгрессом CSUTCB (26 июня – 3 июля 1987 г., Кочабамба), на котором несколько предложений были объединены в документ, предлагающий создать «Ассамблею национальностей», включающую традиционные власти, для создания «политических инструменты национальностей». [ 39 ] На 9-м Конгрессе COB (май 1992 г., Сукре) был одобрен тезис о единстве рабочих и коренных народов в «создании политического инструмента». [ 39 ] Многочисленные видные будущие лидеры MAS, в том числе Эво Моралес, Феликс Патци и Дэвид Чокеуанка, встретились 7 ноября 1992 года на собрании, организованном CSUTCB, CSCB, CIDOB, FNMCB (Бартолина Сиса) и COB, которые решили призвать к выводу войск. от существующих партий и консолидироваться в независимую политическую силу. [ 39 ] Марш кокалеро в августе – сентябре 1994 г. также поддержал создание политического инструмента. [ 39 ]
Создание политического инструмента получило поддержку шестого конгресса CSUTCB в 1994 году, а в марте 1995 года CSUTCB созвал конгресс под названием «Земля, территория и политический инструмент» в Санта-Крус-де-ла-Сьерра . На конгрессе присутствовали CSUTCB, CSCB, Национальная федерация крестьянок Боливии имени Бартолины Сиса и CIDOB. В результате конгресса была основана Ассамблея за суверенитет народов (ASP) под руководством крестьянского лидера Кочабамбы Алехо Велиса в качестве главного лидера и Эво Моралеса на втором месте. [ 36 ] [ 37 ] С 1996 года Эво Моралес стал восходящей звездой в руководстве ASP. Вскоре он стал конкурентом Велиза. Возник внутренний конфликт между последователями Моралеса и Велиса — эвистами и алехистами . [ 40 ] ASP хотела участвовать в национальных выборах 1997 года , но так и не получила регистрации политической партии в CNE. Вместо этого группа оспорила выборы по спискам Объединённых левых . Велиз был кандидатом на пост президента и в парламент (по списку пропорционального представительства ). Однако многие профсоюзы решили не поддерживать кандидатуру Велиса, обвинив его в манипулировании списками кандидатов «Объединенных левых». Четыре члена Палаты депутатов ASP были избраны от провинции Чапаре (вся группа объединенных левых): Эво Моралес, Роман Лоайса Каэро , Феликс Санчес Вейсага и Нестор Гусман Вильярроэль . [ 36 ] [ 41 ] [ 42 ]
Фонд и местные выборы
[ редактировать ]После выборов 1997 года в АСП произошел раскол, и Эво Моралес был исключен из организации. [ 43 ] В 1998 году сторонники Эво Моралеса основали Политический инструмент суверенитета народов (IPSP). Примечательно, что большинство рядовых сторонников ASP в расколе встали на сторону Моралеса. [ 41 ] Одним из видных лидеров ASP, перешедших на сторону Моралеса, был Роман Лоайса Каэро, лидер CSUTCB. [ 44 ]
Во время основания был принят флаг IPSP. Оно было коричнево-зеленым, с солнцем посередине. [ 43 ]
Чтобы оспорить муниципальные выборы 1999 года (поскольку Национальный избирательный суд Боливии отказался признать партию), IPSP позаимствовал регистрацию (и название партии) у неактивной раскольнической фракции фалангистской боливийской социалистической фаланги Movimiento al Socialismo – Unzaguista (Movimiento al Socialismo – Unzaguista ). МАС). [ 45 ] [ 46 ] Решение идти на выборы под названием MAS было принято в Кочабамбе в 1998 году. IPSP решил принять название, знамя и цвета (кобальтово-синий, черный и белый) MAS. [ 3 ] [ 47 ] В январе 1999 года организация приняла название MAS-IPSP. [ 48 ] Этот шаг спровоцировал раскол между IPSP и новым лидером CSUTCB Фелипе Киспе . Киспе заявил, что он не может согласиться участвовать в выборах под именем, запятнанным фашистским прошлым, и что фалангистский профиль означает отрицание коренной идентичности. [ 48 ] На выборах 1999 года Киспе присоединился к группе Велиса, которая решила участвовать в выборах через Коммунистическую партию Боливии . [ 45 ] В регионе Кочабамба словесные столкновения между двумя сторонами часто были напряженными, и группа Велиса выдвинула лозунг «МАС — это унзагист , фалангист, хайль хайль Гитлер ». [ 49 ] Однако сама MAS-IPSP подчеркнула, что адаптация названия MAS была простой формальностью, а членские билеты, выдаваемые организацией, содержали лозунг « юридически MAS, легитимно IPSP ». [ 48 ]
MAS-IPSP получил 65 425 голосов (3,3% голосов по стране) и получил 81 место в местных советах (4,8% мест в стране) в 1999 году. [ 50 ] [ 51 ] Согласно исследованию Ксавьера Альбо и Виктора Киспе, подавляющее большинство членов совета MAS-IPSP, избранных на муниципальных выборах 1999 года, были коренными народами . [ 45 ] В департаменте Кочабамба MAS-IPSP получила 39% голосов, заняв семь постов мэра. Голосование MAS в Кочабамбе почти полностью ограничивалось провинциями Чапаре, Карраско и Айопайя. В столице департамента ( Кочабамба ) кандидат в мэры MAS набрал всего 0,88% (меньше, чем кандидат от Коммунистической партии Алехо Велис, получивший 1,1%). Пост мэра Кочабамбы занял Манфред Рейес Вилья из «Новых республиканских сил» , набравший 51,2% голосов в городе. [ 52 ]
Годы борьбы
[ редактировать ]В 1998–2002 годах низовая база MAS-IPSP была консолидирована в результате усиления репрессий против движения производителей коки. [ 48 ] MAS-IPSP, наряду с более мелким Движением коренных народов Пачакути (MIP, новая партия Фелипе Киспе), представляла антисистемную оппозицию в стране. [ 53 ] Хотя в боливийской политике за последние десятилетия несколько политических партий соперничали на популистских платформах, MAS-IPSP и MIP отличались от этих партий своими сильными связями с крестьянскими организациями. [ 53 ] [ 54 ] Однако тот факт, что MIP была зарегистрирована в качестве политической партии Национальным избирательным судом (несмотря на то, что она не набрала 10 000 членов, необходимых для регистрации), разозлил последователей MAS-IPSP. Как внутри MAS-IPSP, так и среди политических аналитиков гладкая регистрация MIP была описана как шаг политического истеблишмента, направленный на разделение голосов коренного населения и подрыв шансов на возможный альянс MAS-IPSP/MIP. К этому времени Национальный избирательный суд четыре раза отказывал IPSP в регистрации, ссылаясь на мелкие детали. [ 55 ]
Период 2000–2002 годов характеризовался серией социальной борьбы, которая способствовала радикализации боливийского государства; водная война 2000 года в Кочабамбе , восстания аймара в 2000 и 2001 годах и борьба производителей коки в Чапаре. [ 56 ] Хотя социальные движения ни в коем случае не являются чем-то новым в Боливии, стране с долгой историей революций, вызванных политической и классовой борьбой, этот цикл протестов ознаменовал возобновление воинственности и рост успешного организационного планирования, чего раньше не наблюдалось. [ 57 ]
В январе 2002 года Моралес был исключен из парламента по обвинению в организации жестоких столкновений между полицией и производителями коки в Сакабе. Исключение Моралеса из парламента способствовало политической популярности MAS-IPSP. [ 58 ]
В преддверии национальных выборов 2002 года MAS-IPSP стремилась расширить свое влияние за пределы своей крестьянской базы. Эво Моралес баллотировался в качестве кандидата в президенты, а Антонио Передо - в качестве кандидата в вице-президенты. Назначив Передо на пост вице-президента, MAS-IPSP попыталась получить влияние среди городского среднего класса. MAS-IPSP также обратился к сторонникам марксистских левых групп присоединиться к кампании и представить себя в качестве кандидатов MAS-IPSP. [ 56 ] Среди видных лидеров MAS-IPSP, привлеченных для участия в избирательной кампании 2002 года, были Густаво Торрико, Мануэль Моралес Давила и Хорхе Альваро. [ 59 ]
В своей избирательной кампании MAS-IPSP отстаивал «национальный суверенитет», осуждая вмешательство США в дела Боливии. Политическая элита и сторонники неолиберальной политики были объявлены «предателями», поддерживаемыми Соединенными Штатами. [ 56 ] Призыву MAS-IPSP также способствовало вмешательство посла США Мануэля Роча , который пригрозил боливийцам, что экономическая помощь США Боливии будет сокращена, если Моралес победит. [ 60 ] Моралес выразил признательность послу Роча за успех MAS, заявив, что «[каждое] заявление [Роча], сделанное против нас, помогло нам вырасти и пробудить совесть людей». Антиамериканские настроения еще больше обострились, когда новый посол Дэвид Гринли дал понять, что не одобрит никакого президента, кроме Гонсало Санчеса де Лосада (Гони). [ 61 ]
Продвижению MAS-IPSP на выборах способствовал распад политической партии «Сознание Отечества» (CONDEPA). КОНДЕПА была популистской партией, основанной на городской бедноте, часто аймара, мигрировавшей в городские центры Боливии. Партия потеряла большую часть своей народной легитимности, поскольку ее поддержало правительство Уго Банзера , и партия пережила смерть своего главного лидера незадолго до выборов 2002 года. По результатам опросов КОНДЕПА потеряла все свои 22 места в парламенте. [ 55 ]
В то время как Гонсало Санчес де Лосада был переизбран Конгрессом президентом Боливии, Эво Моралес занял второе место, набрав всего на 1,5% меньше голосов, чем Санчес де Лосада. [ 53 ] MAS-IPSP получила 14,6% действительных одномандатных голосов, что дало движению 27 из 130 мест в Палате депутатов и восемь из 27 мест в Сенате . [ нужна ссылка ] Результат выборов шокировал как политических аналитиков, так и саму MAS-IPSP. [ 56 ] Из избранных законодателей MAS-IPSP десять назвали себя коренными народами или крестьянами, двенадцать - левыми интеллектуалами или профсоюзными лидерами. [ 62 ]
Пятый национальный конгресс MAS-IPSP прошел в Оруро 13–14 декабря 2003 г. [ 63 ]
выборы 2005 г.
[ редактировать ]На всеобщих выборах 2005 года Эво Моралес снова был кандидатом в президенты от MAS-IPSP. Он получил явное большинство, набрав 53,7% действительных президентских голосов. Это первый случай после восстановления демократии, когда кандидат в президенты выиграл без необходимости проведения второго тура. MAS-IPSP получила 43,5% действительных одномандатных голосов, что дало ей 72 из 130 мест в Палате депутатов и 12 из 27 мест в Сенате . На выборах префекта 2005 года MAS проводила кампанию за все девять префектур департаментов (губернаторств), но выиграла только три: Чукисака (43%), Оруро (41,0%) и Потоси (42,7%). [ нужна ссылка ]
В правительстве
[ редактировать ]Этот раздел необходимо обновить . ( февраль 2024 г. ) |
С момента вступления в должность правительство MAS-IPSP сделало упор на модернизацию страны, содействие индустриализации, усиление государственного вмешательства в экономику, социальную и культурную интеграцию, а также перераспределение доходов от природных ресурсов через различные программы социальных услуг. [ 64 ]
Когда был сформирован первый кабинет MAS-IPSP, в его состав входили Андрес Солис Рада в качестве министра по углеводородам, Давид Чокеуанка в качестве министра иностранных дел, Касимира Родригес в качестве министра юстиции, Сальвадор Рик Рейра в качестве министра общественных работ и услуг, Уго Сальватьерра в качестве министра сельского развития, Алекс Гальвес Мамами в качестве министра труда, Абель Мамами в качестве министра водных ресурсов, Феликс Паци в качестве министра образования, Фелипе Касерес в качестве заместителя министра социальной защиты, Алисия Муньос в качестве министра правительства, Хуан Рамон Кинтана в качестве министра президентства, Карлос Вильегас в качестве министра экономики Планирование и Вальтер Вильярроэль в качестве министра горнодобывающей промышленности. [ 65 ] Два тяжеловеса MAS-IPSP, Сантос Рамирес и Эдмундо Новилло (с тех пор как они были избраны губернатором Кочабамбы на местных выборах в апреле 2010 года), стали председателями Сената и Палаты депутатов соответственно. [ 66 ]
Выборы 2006 года в Учредительное собрание еще больше укрепили позиции MAS-IPSP как доминирующей силы в боливийской политике. [ 63 ] После выборов Роман Лоайса Каэро стал главой фракции MAS-IPSP в Учредительном собрании . [ 67 ]
В 2007 году MAS-IPSP смог зарегистрироваться как MAS-IPSP в CNE. [ 47 ]
10 августа 2008 года был проведен вотум доверия постам президента Моралеса, вице-президента Гарсиа Линеры и различных префектов. Мандат Моралеса и Гарсии Линеры был подтвержден подавляющим большинством голосов, набрав 83% голосов в Ла-Пасе и 71% голосов в Кочабамбе в их пользу. Но они также получили значительную поддержку в департаментах « Медиа Луна » (Санта-Крус 41%, Бени 44%, Пандо 53% и Тариха 50%), что указывает на консолидацию MAS-IPSP как национальной политической силы. [ 68 ]
На региональных выборах 2010 года MAS-IPSP занял пост губернатора в шести департаментах (Ла-Пас, Оруро, Потоси, Пандо, Чукисака и Кочабамба) и занял второе место в оставшихся трех (Санта-Крус, Тариха и Бени). [ 69 ] В Чукисаке MAS-IPSP выдвинула 29-летнего Эстабана Уркису своим кандидатом на пост губернатора. Уркису победил, набрав 53,9% голосов, став самым молодым губернатором в истории Боливии. [ 70 ] В департаменте Ла-Пас MAS-IPSP отказалась от своего кандидата Феликса Патци незадолго до выборов, после того как Патци был арестован за вождение в нетрезвом виде. [ 71 ]
Выборы также ознаменовались выдвижением кандидатур диссидентов MAS-IPSP. Соучредитель MAS-IPSP Лино Вилька основал Движение за суверенитет (MPS), которое участвовало в выборах. Среди других бывших активистов MAS-IPSP, участвовавших в создании MPS, - Оскар Киринос, Мигель Мачака и Руфо Калле. [ 72 ] [ 73 ]
2020 года Всеобщие выборы имели рекордную явку избирателей - 88,4% и завершились убедительной победой партии MAS, набравшей 55,1% голосов. [ 74 ] [ 75 ]
По состоянию на июль 2024 года внутри правящей партии MAS-IPSP (Движение к социализму – инструмент суверенитета народа) существовал глубокий внутренний раскол между сторонниками президента Луиса Арсе и бывшего президента Эво Моралеса . [ 76 ]
Идеология
[ редактировать ]Моралес определил социализм с точки зрения коммунитаризма , заявив в интервью 2003 года, что «в айллу люди живут сообща, с такими ценностями, как солидарность и взаимность». [ 77 ] Что касается вопроса национальной идентичности, MAS-IPSP заимствует дискурс из катаристской традиции и движения коренных народов в восточной Боливии, критикуя современное национальное государство как неудачную конструкцию «внутреннего колониализма» и расистскую по своей сути. Таким образом, движение стремится построить многонациональное государство, основанное на автономии коренных народов. В дискурсе MAS-IPSP «нация» и «народ» часто приравниваются, в то время как олигархия изображается как антинациональная. [ 24 ]
Катаристский дискурс не был характерной чертой идеологического профиля ИПСП на момент ее основания. IPSP возникло как крестьянское движение среди колонизаторов, выращивающих коку. Дискурс катариста был поглощен позже, в значительной степени заимствованный из риторики Фелипе Киспе из борьбы 2000 года. Однако, в отличие от Киспе, MAS-IPSP никогда не заходил так далеко, чтобы создать исключительно местный политический профиль, и Моралес утверждал, что союз с некоренные актеры и средний класс были необходимостью. [ 78 ] Седьмой конгресс MAS-IPSP, состоявшийся в январе 2009 года, одобрил документ под названием «Коммунитарный социализм для освобождения Боливии от колониального государства», предусматривающий путь «культурной и демократической революции» в Боливии. [ 64 ]
В программе 2005 года MAS определила свою главную и национальную цель:
«Основной и национальной целью экономической программы MAS является улучшение условий и качества жизни всех боливийцев. Процесс изменения модели развития начнется из-за неудач и отрицательных балансов, оставленных государственным капитализмом и неолиберализмом. достойное и суверенное государство будет построено на основе нынешних характеристик страны: структурной неоднородности, региональной асимметрии, политической, экономической и социальной изоляции, а также высокого уровня бедности и человеческой деградации». [ 79 ]
План развития 2006 года призывал к buen vivir («Жить хорошо») в качестве альтернативы капиталистическому развитию, заявляя, что
«Развитие «Жизни хорошо» основано на способности восстановить связь с природой и с социальной памятью, которая в аграрных сообществах сосредоточена на земле, в кочевых сообществах – в лесу, а в городских сообществах – в районе и городе, в чтобы отказаться от преднамеренной процедуры отделения общества от его культурных корней посредством монокультурного доминирования, планирование стремится организовать развитие и укрепить принцип внутренней связи между боливийскими культурами и природой как связующего звена, которое порождает взгляды на мир; идентичности времени и его мифов; построение территориальности и власти. Прочные связи боливийских культур с природой являются общим наследием и представляют собой огромное сравнительное преимущество по отношению к капиталистической модели развития, основное уравнение развития которой связано с хищничество природных ресурсов с краткосрочной выгодой находится в кризисе. Наше предложение о новом развитии, корни которого уходят корнями в культурное многообразие, во взаимодействие и взаимодополняемость знаний, имеет целью положить конец мифу о линейный прогресс, стремящийся разделить культуры на «современные» и «отсталые»; между «примитивным» и «продвинутым». Эта ловушка развития влечет за собой уничтожение других временностей, других воспоминаний, другого вклада в построение межчеловеческих отношений и других отношений со временем и пространством. Таким образом, одним из горизонтов этой Стратегии является содействие сохранению других смыслов взаимоотношений между человечеством и природой». [ 80 ]
В более позднем плане развития от 2010 года говорилось, что
«Начало XXI века – время больших возможностей для нашей страны. Капиталистическая модель накопления и модели потребления «западной цивилизации» вошли в кризис. На этом фоне Боливия выдвигает новое политическое и философское предложение – Демократическую и культурную революцию, направленную на создание справедливого, разнообразного, инклюзивного, сбалансированного и гармоничного мира с природой для «благополучной жизни» всех народов мира. В этом контексте правительство президента Эво Моралеса вынесло на международные форумы ряд предложений по обновлению дипломатических отношений между государствами, стремлению к интеграции и торговле между народами и, прежде всего, по продвижению нового типа отношений между людьми и миром. среда. Так, в начале 2009 года он предложил Ассамблее ООН «10 заповедей по спасению планеты, человечества и жизни» — документ, который был взят за основу для объявления ООН 22 апреля «Днем Матери-Земли». Таким образом, нельзя отрицать, что наша страна закрепила за собой лидерство на международной арене. По этой причине наша правительственная программа предлагает обеспечить преемственность политики международных отношений, которую разрабатывает Министерство иностранных дел и которая является частью Национального плана развития». [ 81 ]
Сама MAS-IPSP не имеет идеологического центра, и различные составляющие движения принадлежат к несколько разным направлениям мысли. Марксистов , социал-демократов и анархистов можно найти в рядах MAS-IPSP. [ 82 ] По словам Альваро Гарсиа Линеры , политический характер MAS-IPSP развился благодаря сочетанию «эклектичного индианизма и критических и самокритических традиций интеллектуального левого крыла, которые начали индианизировать марксизм с 1980-х годов и далее». . По словам Гарсиа Линеры, «гибкий индийский подход» позволил MAS-IPSP заручиться поддержкой различных секторов. [ 83 ] Боливийский писатель и экономист Роберто Лазерна утверждает, что внутри партии есть три основные фракции: коренные народы , старые левые и [левые] популисты . [ 84 ] Гарсиа Линера характеризует MAS-IPSP как « левоцентристское », заявляя, что целью движения является установление формы «андского капитализма». [ 85 ] По результатам опросов Latinobarómetro до 2002 года выборка из 27 избирателей MAS определила себя как 2,7 по шкале от 0 до 10 (где 0 представлял крайне левых, а 10 представлял крайне правых). [ 86 ]
По мнению Марты Харнекер и Федерико Фуэнтеса, MAS-IPSP представляет собой «новый коренной национализм», основанный на двух наборах исторических воспоминаний: крестьянского движения (представленного через CSUTCB) и движения коренных народов (представленного через CIDOB), и сочетает в себе элементы индигенизма, национализма и «шахтерского марксизма». [ 23 ]
По словам Карлоса Торанцо Рока, политика MAS-IPSP во многом является продолжением традиционного латиноамериканского популизма, который в Боливии уходит корнями в революцию 1952 года. По его мнению, ключевым элементом этой особенности являются клиентелистские отношения распределения в сочетании с антиимпериалистическим и националистическим дискурсом. [ 87 ]
В статуте 2021 года отмечалось, что MAS-IPSP руководствуется следующими принципами: антиимпериализм, антикапитализм, антиколониализм, взаимодополняемость, историческая память, плюрализм, реализация многонациональности, многонациональной идентичности, внутренняя демократия, внутренняя дисциплина, равенство и гендерное равенство, депатриархализация, единство, солидарность и уважение к естественному лидерству. [ 88 ]
Организация
[ редактировать ]IPSP была основана как «политический инструмент», организация, отличная от традиционных политических партий. Эрве ду Альту определяет организацию как политическую партию и федерацию социальных движений одновременно. [ 89 ] Таким образом, MAS-IPSP имеет тенденцию следовать восходящей децентрализованной структуре, при которой региональные и местные отделения имеют большой вклад в партийные решения.
Лидерство
[ редактировать ]Национальное руководство (Dirección Nacional, DN) MAS-IPSP состоит из представителей входящих в его состав организаций, связанных с MAS-IPSP. Это скорее слабо скоординированный орган, а не партийное руководство в традиционном смысле этого слова. [ 90 ] Примечательно, что MAS-IPSP не была институционально консолидирована так, как развивалась Рабочая партия (PT) в Бразилии , которая также стала политическим инструментом социальных движений. [ 91 ] Статья 42 Органического устава MAS-IPSP предусматривала, что кандидаты на национальных и местных выборах должны избираться прямым голосованием на собраниях. Большинство кандидатов от MAS-IPSP на выборах 1999 и 2002 годов были отобраны этим методом. Однако некоторые кандидаты на выборах 2002 и 2005 годов были назначены непосредственно Моралесом. [ 92 ]
Членские организации
[ редактировать ]Организациями-учредителями MAS-IPSP являются CSUTCB, CSCB и федерация Бартолина Сиса. [ 36 ] [ 37 ] На шестом конгрессе MAS-IPSP, состоявшемся в ноябре 2006 года, в члены MAS-IPSP были приняты четыре новые организации: Национальная конфедерация сельских учителей, Конфедерация гильдий Боливии, Национальная конфедерация рентистов и пенсионеров и Национальная конфедерация микро- и малых предприятий. Бизнес (Конамипе). [ 93 ]
Седьмой конгресс MAS-IPSP состоялся 10–12 января 2009 г. На этом конгрессе две организации были включены в качестве новых членов MAS-IPSP; Национальная федерация горнодобывающих кооперативов (Fencomin, которая насчитывает около 40 000 членов) и Региональный рабочий центр (COR) из Эль-Альто . [ 93 ] Боливийский рабочий центр (COB) и Национальный совет Айлуса и Маркаса Кулласую (CONAMAQ) не являются частью MAS-IPSP, но поддерживают правительство. [ 93 ]
Коалиционные организации
[ редактировать ]MAS-IPSP представила совместный избирательный список с Движением «Без страха» (MSM) на национальных выборах 2009 года. Вскоре после этого Эво Моралес публично порвал с МСМ, и его представители в Многонациональном законодательном собрании сформировали независимый блок.
К трем организациям-учредителям MAS-IPSP присоединились CONAMAQ и Конфедерация коренных народов Боливии (CIDOB) в Пакте единства ; в прошлом в эту группу входили и другие организации.
Более крупный альянс, Национальная координация перемен (CONALCAM), был сформирован во время Учредительного собрания Боливии и включает в себя исполнительных и законодательных политиков MAS-IPSP, а также организации общественных движений.
Публикация
[ редактировать ]MAS-IPSP публикует «Суверенитет» . [ 87 ]
Избирательная история
[ редактировать ]Президентские выборы
[ редактировать ]Выборы | Кандидат в президенты | Голоса | % | Голоса | % | Результат |
---|---|---|---|---|---|---|
Первый раунд | Второй раунд | |||||
2002 | Эво Моралес | 581,884 | 20.9% | Потерянный | ||
2005 | 1,544,374 | 53.7% | Избранный | |||
2009 | 2,943,209 | 64.2% | Избранный | |||
2014 | 3,173,304 | 61.4% | Избранный | |||
2019 | 2,889,359 | 47.1% | Аннулирован | |||
2020 | Луис Арсе | 3,393,978 | 55.1% | Избранный |
Выборы в Палату депутатов и Сенат
[ редактировать ]Выборы | Лидер партии | Голоса | % | Камерные сиденья | +/- | Позиция | Места в Сенате | +/- | Позиция | Политическая позиция |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2002 | Эво Моралес | 581,884 | 20.9% | 27 / 130
|
27 | 2-й | 8 / 27
|
8 | 2-й | Оппозиция |
2005 | 1,544,374 | 53.7% | 72 / 130
|
45 | 1-й | 12 / 27
|
4 | 1-й | Правительство большинства | |
2009 | 2,943,209 | 64.2% | 88 / 130
|
16 | 1-й | 26 / 36
|
14 | 1-й | Правительство сверхбольшинства | |
2014 | 3,173,304 | 61.4% | 88 / 130
|
1-й | 25 / 36
|
1 | 1-й | Правительство сверхбольшинства | ||
2019 | 2,889,359 | 47.1% | 67 / 130
|
21 | 1-й | 21 / 36
|
4 | 1-й | Аннулирован | |
2020 | 3,393,978 | 55.1% | 75 / 130
|
8 | 1-й | 21 / 36
|
1-й | Правительство большинства |
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Аркиста» Исраэль Уайтари избран президентом депутатов на спорной сессии, вызвавшей раскол в скамейке запасных» . Ербол (на испанском языке). 3 ноября 2023 г. Проверено 8 января 2024 г.
- ^ «БОЛЬШЕ. Движение к социализму: история и принципы» . Архивировано из оригинала 22 июля 2018 года . Проверено 12 августа 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б «cne.org.bo» . www.cne.org.bo.
- ^ «Моралес добивается, чтобы в МАС было два миллиона боевиков» . 21 августа 2022 г.
- ^ Анрия, Сантьяго (2021), Розенблатт, Фернандо; Воммаро, Габриэль; Луна, Джон Пол; Родригес, Рафаэль Пиньейро (ред.), «Движение Боливии к социализму: политическая партия, основанная на социальных движениях и закрепленная в них» , Уменьшенные партии: демократическое представительство в современной Латинской Америке , Кембридж: Cambridge University Press, стр. 70–92, ISBN 978-1-316-51318-7 , получено 31 декабря 2022 г.
- ^ Каплан, Стивен (2021). Глобализация терпеливого капитала: политическая экономия китайских финансов в Америке . Издательство Кембриджского университета. п. 227. ИСБН 9781107182318 .
- ^ Болтански, Люк; Фрейзер, Нэнси (2021). Господство и эмансипация: переделка критики . Роуман и Литтлфилд. п. 31. ISBN 9781786607010 .
- ^ Уго Антонио Гарсиамарин Эрнандес (2018). «Популизм в XXI веке: сравнительный анализ Азии и Латинской Америки (Таиланд, Южная Корея, Венесуэла и Боливия)» . Мексиканский журнал политических и социальных наук . 63 (233). doi : 10.22201/fcpys.2448492xe.2018.233.58980 . ISSN 0185-1918 .
- ^ Тарроу, Сидни (2022). Сила в движении . Издательство Кембриджского университета. п. 129. ИСБН 9781009219846 .
- ^ Шиллинг-Вакафло, Альмут (2016). Новый конституционализм в Латинской Америке: обещания и практика . Рутледж. п. 353. ИСБН 9781317088639 .
- ^ Альбро, Роберт (22 ноября 2019 г.). «Хаотичный уход Эво Моралеса не определит его наследие» . Внешняя политика . Проверено 2 ноября 2020 г.
- ^ Миллер, Майкл. «Возвышение Эво Моралеса | Современная Латинская Америка» . Библиотека Университета Брауна . Университет Брауна . Проверено 2 ноября 2020 г.
- ^ Постеро, Нэнси (18 августа 2023 г.). «Правительство MAS Моралеса: построение народной гегемонии коренных народов в Боливии». Латиноамериканские перспективы . 37 (3): 18–34. дои : 10.1177/0094582X10364031 . JSTOR 25700514 . S2CID 143272599 .
- ^ Романюк, Скотт; Каунерт, Кристиан; Фабе, Ампаро Памела (2023). Противодействие терроризму и финансированию преступной деятельности: теория и практика . ЦРК Пресс. п. 254. ИСБН 9781000809695 .
- ^ Мид, Тереза (2022). История современной Латинской Америки: с 1800 года по настоящее время . Джон Уайли и сыновья. п. 340. ИСБН 9781119719168 .
- ^ «Эво Моралес участвовал в 2006 году в Программе перехода к социализму 21 века. Преодолейте капитализм с помощью социализма 21 века | La Época - С чувством исторического момента» . 31 октября 2019 г. Архивировано из оригинала 31 октября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Холлендер, Ребекка (2016). «Извлечение выгоды из общественного дискурса в Боливии - Эво Моралес и капитализм двадцать первого века». Согласованность: Журнал устойчивого развития . 15 (1): 50–76.
- ^ Рукерт, Арне; Макдональд, Лаура; Пру, Кристина Р. (2017). «Постнеолиберализм в Латинской Америке: концептуальный обзор». Ежеквартальный журнал «Третий мир» . 38 (7): 1583–1602. дои : 10.1080/01436597.2016.1259558 . S2CID 157767263 .
- ^ Мельбер, Хеннинг; Бранд, Ульрих; Никола, Сельклер (2009). Пост-неолиберализм – начало дебатов . Фонд Дага Хаммаршельда. ISBN 978-9185214525 .
- ^ «Эво хочет сделать Боливию столицей антиимпериалистического движения» . Архивировано из оригинала 14 января 2018 года . Проверено 14 января 2018 г.
- ^ «Боливия идет на выборы, поскольку символ левых взглядов Эво Моралес баллотируется на беспрецедентный четвертый срок» . Франция 24 . 20 октября 2019 г. Проверено 1 ноября 2019 г.
- ^ «Движение к социализму | политическая партия, Боливия» .
- ^ Перейти обратно: а б Харнекер, Марта . MAS-IPSP: Политический инструмент, возникший в результате социальных движений . п. 38
- ^ Перейти обратно: а б Комадина, Хорхе и Селин Жеффруа Комадина. Сила политического движения: стратегия, организационные заговоры и идентичность MAS в Кочабамбе (1999–2005 гг.) . Ла-Пас: CESU-UMSS, 2007. с. 119
- ^ СИАРА НЮДЖЕНТ (20 октября 2020 г.). «Крайне левые возвращают власть в Боливии. Что это значит для будущего страны?» . Время .
- ^ «Боливийский Моралес позиционирует себя жертвой участия в выборах 2025 года – наблюдатели» . Рио Таймс . 21 июля 2021 года. Архивировано из оригинала 1 августа 2021 года.
- ^ «Моралес высылает американского дипломата за «заговор » . Франция 24 . 10 марта 2009 года . Проверено 14 мая 2022 г.
- ^ Ансти, Маргарет Джоан (29 ноября 2009 г.). Дом на Священном озере и другие боливийские мечты – и кошмары . Книжная гильдия. ISBN 9781846243530 – через Google Книги.
- ^ Анрия, Сантьяго (2021), Розенблатт, Фернандо; Воммаро, Габриэль; Луна, Джон Пол; Родригес, Рафаэль Пиньейро (ред.), «Движение Боливии к социализму: политическая партия, основанная на социальных движениях и закрепленная в них» , Уменьшенные партии: демократическое представительство в современной Латинской Америке , Кембридж: Cambridge University Press, стр. 70–92, ISBN 978-1-316-51318-7 , получено 31 декабря 2022 г.
- ^ Многонациональный избирательный орган; Высший избирательный трибунал (2016 г.). Избирательный атлас Боливии (PDF) . Том 4. Ла-Пас, Боливия: Многонациональный избирательный орган. стр. 182–186. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «MAS завершает свое разделение в поляризованном контексте» . El País Tarija (на испанском языке) . Проверено 27 июня 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Гровер Гарсиа избран новым национальным главой блока Arcist MAS» . Ербол (на испанском языке). 5 мая 2024 г. Проверено 27 июня 2024 г.
- ^ «Эво признает раскол в MAS и указывает на людей из правительства Арсе и «империи» » . Южная почта . 25 апреля 2021 г. Проверено 27 июня 2024 г.
- ^ «Боливийская партия MAS изгоняет президента Луиса Арсе – DW – 10.04.2023» . dw.com (на испанском языке) . Проверено 27 июня 2024 г.
- ^ Монастериос, Карин, Пабло Стефанони и Эрве ду Альто. Переосмысление нации в Боливии: социальные движения, государство и постколониальность . Ла-Пас, Боливия: CLACSO, 2007. стр. 73-74
- ^ Перейти обратно: а б с д Харнекер, Марта . MAS-IPSP: Политический инструмент, возникший в результате социальных движений . п. 70
- ^ Перейти обратно: а б с Монастериос, Карин, Пабло Стефанони и Эрве ду Альто. Переосмысление нации в Боливии: социальные движения, государство и постколониальность . Ла-Пас, Боливия: CLACSO, 2007. с. 75
- ^ Харнекер, Марта . MAS-IPSP: Политический инструмент, возникший в результате социальных движений . п. 68
- ^ Перейти обратно: а б с д Бургоа Мойя, Карлос (март 2011 г.). «Заметки по истории Политического инструмента». Суверенитет .
- ^ Монастериос, Карин, Пабло Стефанони и Эрве ду Альто. Переосмысление нации в Боливии: социальные движения, государство и постколониальность . Ла-Пас, Боливия: CLACSO, 2007. с. 77
- ^ Перейти обратно: а б Монастериос, Карин, Пабло Стефанони и Эрве ду Альто. Переосмысление нации в Боливии: социальные движения, государство и постколониальность . Ла-Пас, Боливия: CLACSO, 2007. с. 78
- ^ Каталог: 1997 — 2002 гг . Ла-Пас: Исследовательский центр Национального конгресса (CICON), 2002. стр. 201-202, 209
- ^ Перейти обратно: а б Харнекер, Марта . MAS-IPSP: Политический инструмент, возникший в результате социальных движений . стр. 71-72
- ^ Лоайса Каэро, Роман и Ширли Расгидо. Роман Лоайса Каэро: лидер кечуа, способствовал подъему коренных крестьян страны . Современные лидеры коренного крестьянского движения Боливии, нет. 3. Ла-Пас, Боливия: CIPCA, 2006. Задняя обложка.
- ^ Перейти обратно: а б с Альбо, Ксавье и Виктор Киспе. Кто из коренных народов входит в состав муниципальных органов власти ? Исследовательские тетради CIPCA, 59. Ла-Пас: CIPCA [ua], 2004. стр. 103-105
- ^ Комадина, Хорхе и Селин Жеффрой Комадина. Сила политического движения: стратегия, организационные заговоры и идентичность MAS в Кочабамбе (1999–2005 гг.) . Ла-Пас: CESU-UMSS, 2007. с. 22
- ^ Перейти обратно: а б Харнекер, Марта . MAS-IPSP: Политический инструмент, возникший в результате социальных движений . п. 74
- ^ Перейти обратно: а б с д Монастериос, Карин, Пабло Стефанони и Эрве ду Альто. Переосмысление нации в Боливии: социальные движения, государство и постколониальность . Ла-Пас, Боливия: CLACSO, 2007. с. 79
- ^ Лоайса Каэро, Роман и Ширли Расгидо. Роман Лоайса Каэро: лидер кечуа, способствовал подъему коренных крестьян страны . Современные лидеры коренного крестьянского движения Боливии, нет. 3. Ла-Пас, Боливия: CIPCA, 2006. с. 27
- ^ Альбо, Ксавье и Виктор Киспе. Кто из коренных народов в муниципальных органах власти. Исследовательские тетради CIPCA, 59. Ла-Пас: CIPCA [ua , 2004. с. 91-94
- ^ CSUTCB . ПОЛИТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ СУВЕРЕНИТЕТА НАРОДА - IPSP. Архивировано 2 августа 2010 г. на Wayback Machine.
- ^ Комадина, Хорхе и Селин Жеффрой Комадина. Сила политического движения: стратегия, организационные заговоры и идентичность MAS в Кочабамбе (1999–2005 гг.) . Ла-Пас: CESU-UMSS, 2007. стр. 33-34
- ^ Перейти обратно: а б с Доминго, Пилар (18 августа 2023 г.). «Демократия и новые социальные силы в Боливии». Социальные силы . 83 (4): 1727–1743. дои : 10.1353/sof.2005.0063 . JSTOR 3598412 . S2CID 154267205 .
- ^ Елена, Родриго Салазар (18 августа 2023 г.). «Выборы в Боливии 2002 года: пределы институционального реформизма». Мексиканский журнал социологии . 66 (1): 23–56. дои : 10.2307/3541530 . JSTOR 3541530 .
- ^ Перейти обратно: а б Ван Котт, Донна Ли (18 августа 2023 г.). «От исключения к включению: выборы 2002 года в Боливии». Журнал латиноамериканских исследований . 35 (4): 751–775. JSTOR 3875831 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Монастериос, Карин, Пабло Стефанони и Эрве ду Альто. Переосмысление нации в Боливии: социальные движения, государство и постколониальность . Ла-Пас, Боливия: CLACSO, 2007. с. 80
- ^ Альбро, Р. Коренные народы во множественном числе в боливийской оппозиционной политике, 2008.
- ^ РЕД. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 23 / 2 КВАРТАЛ . Издательство Абья Яла. ISBN 9789978225400 .
- ^ Монастериос, Карин, Пабло Стефанони и Эрве ду Альто. Переосмысление нации в Боливии: социальные движения, государство и постколониальность . Ла-Пас, Боливия: CLACSO, 2007. с. 82
- ^ Фореро, Хуан (10 июля 2002 г.). «Враг США, оказывающий помощь, участвует во втором туре выборов президента Боливии» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 25 февраля 2016 г.
- ^ Постеро, Н. Реакция коренных народов на неолиберализм: взгляд на боливийское восстание 2003 года.
- ^ Ван Котт, Донна Ли. От движений к партиям в Латинской Америке: эволюция этнической политики . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2007. с. 88
- ^ Перейти обратно: а б Монастериос, Карин, Пабло Стефанони и Эрве ду Альто. Переосмысление нации в Боливии: социальные движения, государство и постколониальность . Ла-Пас, Боливия: CLACSO, 2007. с. 107
- ^ Перейти обратно: а б «Коммунитарный социализм Боливии » . link.org.au.
- ^ Монастериос, Карин, Пабло Стефанони и Эрве ду Альто. Переосмысление нации в Боливии: социальные движения, государство и постколониальность . Ла-Пас, Боливия: CLACSO, 2007. стр. 96-97
- ^ Монастериос, Карин, Пабло Стефанони и Эрве ду Альто. Переосмысление нации в Боливии: социальные движения, государство и постколониальность . Ла-Пас, Боливия: CLACSO, 2007. с. 100
- ↑ PPB-CN скрепляет оппозиционный альянс с Романом Лоайзой. Архивировано 29 сентября 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Суазо, Мойра. (2009, январь). Как родился МАС? Рурализация политики в Боливии. Фонд Фридриха Эберта.
- ^ Флескен, Анаид (2010). Региональные выборы в Боливии 2010 г. (PDF) . Этнополитические статьи. Эксетерский центр этнополитических исследований. Нет 2.
- ^ «АКЛО» . 8 августа 2023 г.
- ^ «MAS удается официально дисквалифицировать Феликса Паци перед избирательным органом» . Diariocritico.com .
- ^ http://www.eldeber.com.bo/vernotaahora.php?id=100406230513 [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ « Боливия: по крайней мере четыре политических фронта уже откололись от MAS. Архивировано 23 июля 2011 г. в Wayback Machine , FM Боливия , 3 апреля 2010 г.
- ^ «Помощник Моралеса заявляет о победе на повторных выборах в Боливии» . АП Новости . 19 октября 2020 года. Архивировано из оригинала 20 октября 2020 года . Проверено 19 октября 2020 г.
- ^ «Как левые в Боливии вернулись к власти через несколько месяцев после изгнания Моралеса» . Хранитель . 23 октября 2020 года. Архивировано из оригинала 24 октября 2020 года . Проверено 24 октября 2020 г.
- ^ Молина, Мартин Сивак, Федерико Ривас (22 июля 2024 г.). «Эво Моралес, бывший президент Боливии: «Единственный план правительства — исключить мою кандидатуру» » . ЭЛЬ-ПАИС английский .
{{cite news}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Пятрас, Джеймс Ф. и Генри Вельтмейер. Что осталось в Латинской Америке?: Смена режима в новые времена . Фарнем, Англия: Эшгейт, 2009. с. 44
- ^ Комадина, Хорхе и Селин Жеффрой Комадина. Сила политического движения: стратегия, организационные заговоры и идентичность MAS в Кочабамбе (1999–2005 гг.) . Ла-Пас: CESU-UMSS, 2007. стр. 120-121
- ^ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ ПРОГРАММА – MAS – IPSP. ЗА ДОСТОЙНУЮ, СУВЕРЕННУЮ И ПРОДУКТИВНУЮ БОЛИВИЮ. ЖИТЬ ХОРОШО. Ла-Пас, ноябрь 2005 г., стр.11.
- ^ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ 2006, стр.11.
- ^ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ ПРОГРАММА НА 2010-2015 ГГ., стр. 146.
- ^ Нзиманде, Блейд . Боливия и Латинская Америка: новые пространства для коммунистических партий? , в Умсебензи, том 6, № 2, 7 февраля 2007 г.
- ^ Альбо, Ксавьер, Хесус Эспасандин Лопес, Пабло Иглесиас Туррион и Альваро Гарсиа Линера. Боливия в движении: коллективные действия и политическая власть . [Мадрид]: Эль Вьехо Топо, 2007. с. 320
- ^ Постеро, Нэнси (2010). «Правительство MAS Моралеса: построение народной гегемонии коренных народов в Боливии». Латиноамериканские перспективы . 37 (3): 18–34. дои : 10.1177/0094582X10364031 . JSTOR 25700514 . S2CID 143272599 .
- ^ Гарсиа Линера, Альваро (20 декабря 2005 г.). " "MAS является левоцентристской организацией" " . Международная точка зрения (Интервью). Беседовал Пабло Стефанони.
- ^ Коломер, Хосеп М.; Эскатель, Луис Э. (2005). «Измерение левых и правых в Латинской Америке». Экономическое развитие . 45 (177): 123–136. дои : 10.2307/3655894 . JSTOR 3655894 .
- ^ Перейти обратно: а б «Саммит - Институциональный репозиторий СФУ» (PDF) . sfu.ca.
- ^ Органический ЗАКОН ДВИЖЕНИЕ К СОЦИАЛИЗМУ ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ СУВЕРЕНИТЕТА НАРОДА Одобрен: 4 АВГУСТА 2021 г. Вступление в силу: 22 СЕНТЯБРЯ 2021 г., стр. 9-11
- ^ Монастериос, Карин, Пабло Стефанони и Эрве ду Альто. Переосмысление нации в Боливии: социальные движения, государство и постколониальность . Ла-Пас, Боливия: CLACSO, 2007. с. 72
- ^ Монастериос, Карин, Пабло Стефанони и Эрве ду Альто. Переосмысление нации в Боливии: социальные движения, государство и постколониальность . Ла-Пас, Боливия: CLACSO, 2007. с. 76
- ^ Монастериос, Карин, Пабло Стефанони и Эрве ду Альто. Переосмысление нации в Боливии: социальные движения, государство и постколониальность . Ла-Пас, Боливия: CLACSO, 2007. с. 109
- ^ Комадина, Хорхе и Селин Жеффрой Комадина. Сила политического движения: стратегия, организационные заговоры и идентичность MAS в Кочабамбе (1999–2005 гг.) . Ла-Пас: CESU-UMSS, 2007. с. 103
- ^ Перейти обратно: а б с «MAS укрепляет свою структуру и создает условия для своих лидеров «ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ДИСКУССИОННАЯ ПЛАТФОРМА – la Coctelera» . Архивировано из оригинала 17 сентября 2009 года . Проверено 4 августа 2010 г.