Дэниел Альберт Виттенбах

Даниэль Альберт Виттенбах (7 августа 1746, Берн - 17 января 1820, Угстгест ) [1] был немецко-швейцарским ученым-классиком . Ученик Хемстерхейса , Валькенера и Рункена , он был сторонником методов критики, которые они установили, и вместе с ними заложил основы современной греческой науки.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Он родился в Берне , в дворянской семье, и чрезвычайно гордился своим происхождением, особенно своим происхождением от Томаса Виттенбаха , профессора богословия в Базеле в конце 15 и начале 16 веков, который преподавал Хульдриху Цвингли и другие выдающиеся ученики. [2] Отец Виттенбаха также был выдающимся профессором богословия сначала в Бернском университете , а затем в Марбургском университете . Он переехал в Марбург в 1756 году, отчасти потому, что учился там у знаменитого Христиана Вольфа и воплотил философские принципы своего учителя в своем собственном богословском учении. [3]
Юный Виттенбах поступил в Марбургский университет в возрасте четырнадцати лет и проучился там четыре года. Родители хотели, чтобы он стал лютеранским пастором. Первые два года были отданы общему образованию, главным образом математике , « филологии », философии и истории . Большое влияние на молодого Виттенбаха оказал профессор математики Август Готлиб Шпангенберг . Говорят, что он преподавал свой предмет с большой ясностью, равной серьезностью и благочестием, часто называя Бога верховным математиком, который построил все с помощью числа, меры и веса. [3]
«Филология» в немецких университетах того времени означала иврит и греческий язык . Этими двумя языками обычно занимался один и тот же профессор, и их преподавали почти исключительно студентам-теологам. Университетский курс Виттенбаха в Марбурге примерно в середине времени был обеспокоен психическим беспокойством из-за увлечения, оказанного на него « Джона Баньяна » Путешествием паломника . Именно Спангенберг помог ему выздороветь. Основным предметом изучения третьего курса была метафизика , которая полностью захватила Виттенбаха. Четвертый и последний год должен был быть посвящен богословию и христианской догме . [3]
До этого времени Виттенбах пассивно подчинялся желаниям своего отца относительно своей карьеры, но теперь он отвернулся от богословских лекций и посвятил свой досуг задаче углубления и расширения своих знаний греческой литературы . В то время он, по его словам, обладал не большим знанием греческого языка, чем его собственные ученики в более позднее время могли получить от него за четыре месяца обучения. Он имел доступ только к голым текстам авторов. Виттенбах не испугался, и четырехлетнее упорное обучение дало ему такие знания греческого языка, которыми обладали немногие немцы того времени. Его любовь к философии привела его к греческим философам, особенно к Платону . В этот период в его руки попали заметки Рункена о платоническом лексиконе Тимея . Давид Рункен был для него почти сверхчеловеческим существом, с которым он воображал себя беседующим в духе. [3]
В двадцать два года он решил отправиться в другое место в поисках средств обучения, которые Марбург не мог себе позволить. Его отец, осознавая силу чистой страсти сына к учености, разрешил и даже посоветовал ему искать Кристиана Готлоба Гейне в Геттингенском университете . От Гейне он получил максимальную доброту и поддержку, и ему было предложено посвятить Рункену первые плоды своих стипендий. Виттенбах приступил к работе над некоторыми записками Юлиану , Евнапию и Аристенету , а Гейне написал Рункену, чтобы добиться от него благосклонного рассмотрения работы. Прежде чем оно дошло до него, Рункен написал Виттенбаху любезное письмо, которое получатель «прочел, перечитал и поцеловал», а также еще одно, получив трактат, в котором великий ученый заявил, что он не ожидал найти в Германии такое письмо. знание греческого языка, такая сила критики и такое зрелое суждение, особенно у такого молодого человека. По совету Гейне он усердно работал над латынью, которую знал менее основательно, чем греческий, и Гейне хвалил свои успехи в латинском стиле Рункену и Валькенаер . [3]
Затем он написал им, чтобы спросить совета по поводу своего плана приезда в Нидерланды, чтобы заняться профессией ученого. Рункен призвал Виттенбаха последовать своему примеру, поскольку он тоже был призван родителями для христианского служения в Германии, но поселился в Лейдене по приглашению Тиберия Хемстерхейса . Валькенаер согласился, но добавил, что письмо Виттенбаха было бы ему приятнее, если бы в нем не было чрезмерных комплиментов. Эти письма были отправлены Виттенбаху-старшему с настоятельной рекомендацией Гейне. Старик в юности побывал в Лейдене и восхищался ученостью Нидерландов; поэтому его согласие было легко завоевано. [4]
Академическая карьера
[ редактировать ]Виттенбах прибыл в Лейден в 1770 году. Он провел год, изучая язык народа, посещая лекции великих дуумвиров Лейдена и сопоставляя рукописи Плутарха . требовался профессор В конце 1771 года в Амстердаме для коллегии ремонстрантов . По рекомендации Рункена Виттенбах получил кафедру, которую с большим успехом занимал восемь лет. Его лекции были обширными. Те, что были на греческом языке, повторялись студентам Амстердамского университета («Атенеум»). В 1775 году состоялся визит в Париж , который оказался плодотворным как для новых дружеских связей, так и для успехов в учебе. [5]
Примерно в это же время по совету Рункена Виттенбах начал издавать свою Bibliotheca Crita , которая периодически появлялась в течение следующих тридцати лет. Методы критики были в основном теми же, что были установлены Хемстерхейсом и продолжены Валькенером и Рункеном, и публикация была принята учеными во всей Европе. -младший В 1777 году Бурман («Burmannus Secundus») ушел с должности профессора в Атенеуме, и Виттенбах был разочарован тем, что его не выбрали на смену. Только его уважение к Рункену и голландской свободе (по его собственным словам, Ruhnkeni et Batavae libertatis cogitatio ) удерживало его в Голландии. Боясь потерять его, власти Амстердама в 1779 году назначили его профессором философии. [5]
В 1785 году Толль, преемник Бурмана, подал в отставку, и его преемником был назначен Виттенбах. Его полное звание было «профессор истории и красноречия, а также греческой и латинской литературы». Едва он успел приступить к работе в своем новом офисе, как Валькенаер умер, и ему позвонили в Лейден. К большому разочарованию Рункена, он отказался отказаться от обязанностей, которые недавно взял на себя. В 1787 году начались внутренние волнения в Голландии , которые впоследствии усугубились иностранным вмешательством. Едва ли за оставшиеся тридцать три года жизни Виттенбаха на земле был хоть один миг мира. Примерно в это же время к нему поступили две просьбы об издании « Моралии Плутарха», благодаря которой рецензия на трактат « De sera numinis vindicta» выделила его в глазах ученых. Один запрос поступил от знаменитого Societas Bipontina , другой — от делегатов Clarendon Press в Оксфорде, Англия . Виттенбах, под влиянием как репутации университета, так и щедрости оксонианцев, предлагавших ему различного рода помощь, отклонил предложение Бипонтинское общество — к большому счастью, так как их типография вскоре была уничтожена французами. [5]
Первая часть работы Виттенбаха была благополучно доставлена в Оксфорд в 1794 году. Затем между Голландией и Британией разразилась война . Рэндольф, корреспондент Виттенбаха в Оксфорде, посоветовал отправить следующую порцию через британского посла в Гамбурге , и рукопись была должным образом отправлена ему «в маленьком сундучке, хорошо защищенном смолой». Послав Рэндольфу несколько писем, не получив никакого ответа, Виттенбах с отвращением отбросил от него все мысли об издании, но наконец пропавшая коробка была обнаружена в забытом углу Гамбурга, где она пролежала два с половиной года. Окончательно работа была завершена в 1803 году. [5]
Тем временем Виттенбах получал приглашения из своего родного города Берна и из Лейдена, где образовались вакансии из-за отказа профессоров присягнуть на верность новой голландской республике, созданной в 1795 году, которой Виттенбах подчинился. Но он покинул Амстердам только в 1799 году, когда после смерти Рункена сменил его в Лейдене на посту профессора и 13-го библиотекаря Лейденского университета . Даже тогда его главной целью при переезде было облегчить условия, которые могли бы удовлетворить потребности семьи его старого хозяина. Его переезд произошел слишком поздно, и никогда он не был так счастлив в Лейдене, как в Амстердаме. Вскоре появилась всегда восхитительная « Жизнь Дэвида Рункена» . Хотя эта биография написана на латыни, она заслуживает высокого места в современной литературе своего класса. О жизни Виттенбаха в Лейдене мало что можно рассказать. [5]
Постоянные изменения в государственных делах сильно дезорганизовали университеты Голландии, и Виттенбаху приходилось работать, несмотря на большое унижение; тем не менее, его успехи как учителя были очень велики. В 1805 году он чудом спасся от мощного взрыва пороха , в результате которого погибло 150 человек, в том числе греческий ученый Жан Лузак , коллега Виттенбаха по университету. Одно из писем Виттенбаха дает яркое описание катастрофы. В последние годы жизни он тяжело болел и почти ослеп. После завершения издания « Моралии» Плутарха в 1805 году единственной важной работой, которую он смог опубликовать, было его широко известное издание « Федона» Платона . [5]
Ему было оказано множество почестей как дома, так и за рубежом, в частности, он стал членом Французского института. Незадолго до смерти он получил от короля Голландии лицензию на женитьбу на дочери своей сестры Йоханне Галлиен, которая в течение двадцати лет была его экономкой, секретарем и научным сотрудником. Единственной целью брака было обеспечить ей лучшее обеспечение после смерти мужа, поскольку, как вдова профессора, она имела право на пенсию. Галлиен была женщиной выдающейся культуры и способностей и писала произведения, пользовавшиеся в то время большой репутацией. На празднике трехсотлетия со дня основания Марбургского университета, отмечавшегося в 1827 году, ей была присвоена степень доктора. Виттенбах умер от апоплексического удара в 1820 году и был похоронен в саду своего загородного дома близ Лейдена, стоявшего, как он отмечал, в пределах видимости жилищ Декарта и Бургааве . [5]
Биография Виттенбаха была написана в несколько сухой и безжизненной манере Мане, одним из его учеников, который также опубликовал некоторые из его писем. Его Opuscula , кроме опубликованных в Bibliotheca Crita , были собраны в двух томах (Лейден, 1823). [5]
Оценка
[ редактировать ]Хотя его работа не находится на том же уровне, что и работы Хемстерхейса, Валькенера и Рункена, он был весьма выдающимся представителем здравых методов критики, которые они установили. Эти четыре человека больше, чем кто-либо другой после Ричарда Бентли , заложили основы современной греческой науки. Точное изучение грамматики , синтаксиса и стиля, а также тщательная критика текстов в свете лучших рукописных свидетельств поддерживались этими учеными в Нидерландах, хотя в других частях континента ими почти полностью пренебрегали , и они проводились лишь с частичным успех в Англии. Виттенбаха можно справедливо считать завершающим великий период в истории науки. Он действительно дожил до нового рождения немецкого классического образования, но его работа была завершена, и она его не затронула. Критика Виттенбаха была менее строгой, точной и виртуозной, но, возможно, более чувствительной и сочувственной, чем критика его великих предшественников в Нидерландах. В реальном знакомстве с философскими сочинениями древних его, вероятно, никогда не превзошли. По характеру он был честным и простодушным, но застенчивым и замкнутым и часто не мог добиться того, чтобы его оценили. Жизнь его не прошла без борьбы, но немногие друзья были к нему горячо привязаны, а многочисленные ученики были по большей части его восторженными поклонниками. [5]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бикерт, Ганс Гюнтер и Норберт Наиль (2000). Даниэль Жанна Виттенбах: первая почетная докторская степень Марбурга (1827 г.) (Записки из библиотеки Марбургского университета, 98 ) Марбург.
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Альфред Гудеман: Воображает Philologorum» . telemachos.hu-berlin.de . Проверено 28 июля 2011 г.
- ^ «Южное обозрение» . 1828.
- ^ Jump up to: а б с д и Чисхолм 1911 , с. 879.
- ^ Чисхолм 1911 , стр. 879–880.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Чисхолм 1911 , с. 880.
Ссылки
[ редактировать ]- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Виттенбах, Даниэль Альберт ». Британская энциклопедия . Том. 28 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 879–880. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в