Jump to content

Дэниел Альберт Виттенбах

Дэниел Альберт Виттенбах

Даниэль Альберт Виттенбах (7 августа 1746, Берн - 17 января 1820, Угстгест ) [1] был немецко-швейцарским ученым-классиком . Ученик Хемстерхейса , Валькенера и Рункена , он был сторонником методов критики, которые они установили, и вместе с ними заложил основы современной греческой науки.

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Он родился в Берне , в дворянской семье, и чрезвычайно гордился своим происхождением, особенно своим происхождением от Томаса Виттенбаха , профессора богословия в Базеле в конце 15 и начале 16 веков, который преподавал Хульдриху Цвингли и другие выдающиеся ученики. [2] Отец Виттенбаха также был выдающимся профессором богословия сначала в Бернском университете , а затем в Марбургском университете . Он переехал в Марбург в 1756 году, отчасти потому, что учился там у знаменитого Христиана Вольфа и воплотил философские принципы своего учителя в своем собственном богословском учении. [3]

Юный Виттенбах поступил в Марбургский университет в возрасте четырнадцати лет и проучился там четыре года. Родители хотели, чтобы он стал лютеранским пастором. Первые два года были отданы общему образованию, главным образом математике , « филологии », философии и истории . Большое влияние на молодого Виттенбаха оказал профессор математики Август Готлиб Шпангенберг . Говорят, что он преподавал свой предмет с большой ясностью, равной серьезностью и благочестием, часто называя Бога верховным математиком, который построил все с помощью числа, меры и веса. [3]

«Филология» в немецких университетах того времени означала иврит и греческий язык . Этими двумя языками обычно занимался один и тот же профессор, и их преподавали почти исключительно студентам-теологам. Университетский курс Виттенбаха в Марбурге примерно в середине времени был обеспокоен психическим беспокойством из-за увлечения, оказанного на него « Джона Баньяна » Путешествием паломника . Именно Спангенберг помог ему выздороветь. Основным предметом изучения третьего курса была метафизика , которая полностью захватила Виттенбаха. Четвертый и последний год должен был быть посвящен богословию и христианской догме . [3]

До этого времени Виттенбах пассивно подчинялся желаниям своего отца относительно своей карьеры, но теперь он отвернулся от богословских лекций и посвятил свой досуг задаче углубления и расширения своих знаний греческой литературы . В то время он, по его словам, обладал не большим знанием греческого языка, чем его собственные ученики в более позднее время могли получить от него за четыре месяца обучения. Он имел доступ только к голым текстам авторов. Виттенбах не испугался, и четырехлетнее упорное обучение дало ему такие знания греческого языка, которыми обладали немногие немцы того времени. Его любовь к философии привела его к греческим философам, особенно к Платону . В этот период в его руки попали заметки Рункена о платоническом лексиконе Тимея . Давид Рункен был для него почти сверхчеловеческим существом, с которым он воображал себя беседующим в духе. [3]

В двадцать два года он решил отправиться в другое место в поисках средств обучения, которые Марбург не мог себе позволить. Его отец, осознавая силу чистой страсти сына к учености, разрешил и даже посоветовал ему искать Кристиана Готлоба Гейне в Геттингенском университете . От Гейне он получил максимальную доброту и поддержку, и ему было предложено посвятить Рункену первые плоды своих стипендий. Виттенбах приступил к работе над некоторыми записками Юлиану , Евнапию и Аристенету , а Гейне написал Рункену, чтобы добиться от него благосклонного рассмотрения работы. Прежде чем оно дошло до него, Рункен написал Виттенбаху любезное письмо, которое получатель «прочел, перечитал и поцеловал», а также еще одно, получив трактат, в котором великий ученый заявил, что он не ожидал найти в Германии такое письмо. знание греческого языка, такая сила критики и такое зрелое суждение, особенно у такого молодого человека. По совету Гейне он усердно работал над латынью, которую знал менее основательно, чем греческий, и Гейне хвалил свои успехи в латинском стиле Рункену и Валькенаер . [3]

Затем он написал им, чтобы спросить совета по поводу своего плана приезда в Нидерланды, чтобы заняться профессией ученого. Рункен призвал Виттенбаха последовать своему примеру, поскольку он тоже был призван родителями для христианского служения в Германии, но поселился в Лейдене по приглашению Тиберия Хемстерхейса . Валькенаер согласился, но добавил, что письмо Виттенбаха было бы ему приятнее, если бы в нем не было чрезмерных комплиментов. Эти письма были отправлены Виттенбаху-старшему с настоятельной рекомендацией Гейне. Старик в юности побывал в Лейдене и восхищался ученостью Нидерландов; поэтому его согласие было легко завоевано. [4]

Академическая карьера

[ редактировать ]

Виттенбах прибыл в Лейден в 1770 году. Он провел год, изучая язык народа, посещая лекции великих дуумвиров Лейдена и сопоставляя рукописи Плутарха . требовался профессор В конце 1771 года в Амстердаме для коллегии ремонстрантов . По рекомендации Рункена Виттенбах получил кафедру, которую с большим успехом занимал восемь лет. Его лекции были обширными. Те, что были на греческом языке, повторялись студентам Амстердамского университета («Атенеум»). В 1775 году состоялся визит в Париж , который оказался плодотворным как для новых дружеских связей, так и для успехов в учебе. [5]

Примерно в это же время по совету Рункена Виттенбах начал издавать свою Bibliotheca Crita , которая периодически появлялась в течение следующих тридцати лет. Методы критики были в основном теми же, что были установлены Хемстерхейсом и продолжены Валькенером и Рункеном, и публикация была принята учеными во всей Европе. -младший В 1777 году Бурман («Burmannus Secundus») ушел с должности профессора в Атенеуме, и Виттенбах был разочарован тем, что его не выбрали на смену. Только его уважение к Рункену и голландской свободе (по его собственным словам, Ruhnkeni et Batavae libertatis cogitatio ) удерживало его в Голландии. Боясь потерять его, власти Амстердама в 1779 году назначили его профессором философии. [5]

В 1785 году Толль, преемник Бурмана, подал в отставку, и его преемником был назначен Виттенбах. Его полное звание было «профессор истории и красноречия, а также греческой и латинской литературы». Едва он успел приступить к работе в своем новом офисе, как Валькенаер умер, и ему позвонили в Лейден. К большому разочарованию Рункена, он отказался отказаться от обязанностей, которые недавно взял на себя. В 1787 году начались внутренние волнения в Голландии , которые впоследствии усугубились иностранным вмешательством. Едва ли за оставшиеся тридцать три года жизни Виттенбаха на земле был хоть один миг мира. Примерно в это же время к нему поступили две просьбы об издании « Моралии Плутарха», благодаря которой рецензия на трактат « De sera numinis vindicta» выделила его в глазах ученых. Один запрос поступил от знаменитого Societas Bipontina , другой — от делегатов Clarendon Press в Оксфорде, Англия . Виттенбах, под влиянием как репутации университета, так и щедрости оксонианцев, предлагавших ему различного рода помощь, отклонил предложение Бипонтинское общество — к большому счастью, так как их типография вскоре была уничтожена французами. [5]

Первая часть работы Виттенбаха была благополучно доставлена ​​в Оксфорд в 1794 году. Затем между Голландией и Британией разразилась война . Рэндольф, корреспондент Виттенбаха в Оксфорде, посоветовал отправить следующую порцию через британского посла в Гамбурге , и рукопись была должным образом отправлена ​​ему «в маленьком сундучке, хорошо защищенном смолой». Послав Рэндольфу несколько писем, не получив никакого ответа, Виттенбах с отвращением отбросил от него все мысли об издании, но наконец пропавшая коробка была обнаружена в забытом углу Гамбурга, где она пролежала два с половиной года. Окончательно работа была завершена в 1803 году. [5]

Тем временем Виттенбах получал приглашения из своего родного города Берна и из Лейдена, где образовались вакансии из-за отказа профессоров присягнуть на верность новой голландской республике, созданной в 1795 году, которой Виттенбах подчинился. Но он покинул Амстердам только в 1799 году, когда после смерти Рункена сменил его в Лейдене на посту профессора и 13-го библиотекаря Лейденского университета . Даже тогда его главной целью при переезде было облегчить условия, которые могли бы удовлетворить потребности семьи его старого хозяина. Его переезд произошел слишком поздно, и никогда он не был так счастлив в Лейдене, как в Амстердаме. Вскоре появилась всегда восхитительная « Жизнь Дэвида Рункена» . Хотя эта биография написана на латыни, она заслуживает высокого места в современной литературе своего класса. О жизни Виттенбаха в Лейдене мало что можно рассказать. [5]

Постоянные изменения в государственных делах сильно дезорганизовали университеты Голландии, и Виттенбаху приходилось работать, несмотря на большое унижение; тем не менее, его успехи как учителя были очень велики. В 1805 году он чудом спасся от мощного взрыва пороха , в результате которого погибло 150 человек, в том числе греческий ученый Жан Лузак , коллега Виттенбаха по университету. Одно из писем Виттенбаха дает яркое описание катастрофы. В последние годы жизни он тяжело болел и почти ослеп. После завершения издания « Моралии» Плутарха в 1805 году единственной важной работой, которую он смог опубликовать, было его широко известное издание « Федона» Платона . [5]

Ему было оказано множество почестей как дома, так и за рубежом, в частности, он стал членом Французского института. Незадолго до смерти он получил от короля Голландии лицензию на женитьбу на дочери своей сестры Йоханне Галлиен, которая в течение двадцати лет была его экономкой, секретарем и научным сотрудником. Единственной целью брака было обеспечить ей лучшее обеспечение после смерти мужа, поскольку, как вдова профессора, она имела право на пенсию. Галлиен была женщиной выдающейся культуры и способностей и писала произведения, пользовавшиеся в то время большой репутацией. На празднике трехсотлетия со дня основания Марбургского университета, отмечавшегося в 1827 году, ей была присвоена степень доктора. Виттенбах умер от апоплексического удара в 1820 году и был похоронен в саду своего загородного дома близ Лейдена, стоявшего, как он отмечал, в пределах видимости жилищ Декарта и Бургааве . [5]

Биография Виттенбаха была написана в несколько сухой и безжизненной манере Мане, одним из его учеников, который также опубликовал некоторые из его писем. Его Opuscula , кроме опубликованных в Bibliotheca Crita , были собраны в двух томах (Лейден, 1823). [5]

Хотя его работа не находится на том же уровне, что и работы Хемстерхейса, Валькенера и Рункена, он был весьма выдающимся представителем здравых методов критики, которые они установили. Эти четыре человека больше, чем кто-либо другой после Ричарда Бентли , заложили основы современной греческой науки. Точное изучение грамматики , синтаксиса и стиля, а также тщательная критика текстов в свете лучших рукописных свидетельств поддерживались этими учеными в Нидерландах, хотя в других частях континента ими почти полностью пренебрегали , и они проводились лишь с частичным успех в Англии. Виттенбаха можно справедливо считать завершающим великий период в истории науки. Он действительно дожил до нового рождения немецкого классического образования, но его работа была завершена, и она его не затронула. Критика Виттенбаха была менее строгой, точной и виртуозной, но, возможно, более чувствительной и сочувственной, чем критика его великих предшественников в Нидерландах. В реальном знакомстве с философскими сочинениями древних его, вероятно, никогда не превзошли. По характеру он был честным и простодушным, но застенчивым и замкнутым и часто не мог добиться того, чтобы его оценили. Жизнь его не прошла без борьбы, но немногие друзья были к нему горячо привязаны, а многочисленные ученики были по большей части его восторженными поклонниками. [5]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бикерт, Ганс Гюнтер и Норберт Наиль (2000). Даниэль Жанна Виттенбах: первая почетная докторская степень Марбурга (1827 г.) (Записки из библиотеки Марбургского университета, 98 ) Марбург.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Альфред Гудеман: Воображает Philologorum» . telemachos.hu-berlin.de . Проверено 28 июля 2011 г.
  2. ^ «Южное обозрение» . 1828.
  3. ^ Jump up to: а б с д и Чисхолм 1911 , с. 879.
  4. ^ Чисхолм 1911 , стр. 879–880.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Чисхолм 1911 , с. 880.

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ed4ac04ef329bebad9532b2dd4105372__1686208920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ed/72/ed4ac04ef329bebad9532b2dd4105372.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Daniel Albert Wyttenbach - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)