Jump to content

Человеческие жертвоприношения на древнем Пиренейском полуострове

Жертвенный алтарь Веттона. Улаца Кастро , Авила .

Человеческие жертвоприношения на древнем Пиренейском полуострове зафиксированы в классических источниках, которые считают, что это обычай лузитанцев и других кельтских народов северной части полуострова. Наиболее полное упоминание о нем содержится в работе греческого летописца Страбона , в котором эти церемонии имеют гадательное значение. Современные авторы усмотрели в этом явлении намеки на возможный жреческий класс среди упомянутых народов, сходный с европейскими кельтскими друидами , но отличающийся от них .

Практики

[ редактировать ]

Страбон рассказывает о целом контексте религиозной практики, выполняемой прорицателем, которого он называет «иероскопом» ( греч. ἱερόσκοποσ, «наблюдатель священного») и сосредоточенной на человеческих жертвоприношениях путем потрошения , используемых для извлечения пророчеств из тела военнопленного . . Эти ритуалы приписывают не только лузитанцам, но и другим народам северного полуострова, которых называют «горцами». Среди них Плутарх также проводит аналогичные обряды веттонов. [ 1 ] [ 2 ]

Лузитанцам свойственно приносить жертвы, и они осматривают жизненно важные органы, не вырезая их. Кроме того, осматривают еще вены на стороне пострадавшего; и они также предсказывают по признакам осязания. Они также пророчествуют с помощью жизненно важных органов людей, военнопленных, которых они сначала накрывают грубыми плащами, а затем, когда прорицатель наносит жертве удар по жизненно важным органам, они черпают свои первые предзнаменования из падения жертва. И они отрезали правые руки своим пленникам и принесли их в жертву богам.

- Страбон , География , III 3.6 [ 3 ] [ 4 ]

Человеческое жертвоприношение связано с традиционными жертвоприношениями животных , оба из которых направлены к богу Аресу , особенно почитаемому латиноамериканцами. Это имя, скорее всего, является интерпретационной ассимиляцией ( interpretatio graeca ) местного божества-воина, которое историки определили как получившее несколько теонимов : Neto , Cosus , Borus , Tarbucellus , Cariocecus , Sagatus y Tilennus и другие. [ 5 ]

Аресу приносят в жертву козла, а также пленников и лошадей; а также приносят гекатомбы каждого вида, по греческому образцу, - как говорит сам Пиндар , "в жертву по сотне всякого рода".

- Страбон, География , III 3, 6-7. [ 6 ]

Сочетание обоих видов жертвоприношений — принесения в жертву человека и лошади — использовалось для заключения договоров. [ 7 ] [ 8 ] или как подготовка перед походом на войну, [ 9 ] как сообщил Сервий Сульпиций Гальба римскому сенату . [ 6 ] [ 5 ] [ 10 ] Описано, что на похоронах Вириата имели место многочисленные жертвоприношения, которые, по мнению некоторых историков, скорее всего, были человеческими жертвоприношениями. [ 3 ] [ 8 ] Также среди провидцев и магов, изгнанных Сципионом Эмилианом из своего лагеря при осаде Нуманции, вероятно, были местные прорицатели. [ 8 ]

Источники и археология

[ редактировать ]
Посидония Статуя Национальный археологический музей, Неаполь .

Практикующие жертвоприношения названы только Страбоном. [ 11 ] но сами обряды включены в труд Диодора , [ 12 ] Тит Ливий [ 10 ] и Плутарх , по крайней мере первые два, вероятно, основаны на предыдущих хрониках Посидония . [ 12 ] [ 13 ] Испанская и португальская археология, богатая находками, связанными с мантическими практиками, [ 4 ] предлагает подтверждения, такие как захоронение вероятной человеческой жертвы под стенами Блетисамы (нынешней Ледесмы ), предназначенное для освящения здания. [ 6 ]

Поскольку человеческие жертвоприношения являются спорной темой, [ 12 ] [ 14 ] интерпретация этих классических источников проводилась с осторожностью из-за ее сомнительной объективности, [ 3 ] что в равной степени делает возможным, что эти обряды являются либо этноцентристскими изобретениями против варварских народов, либо странными, но правдивыми обычаями. [ 4 ] В этом случае латиноамериканские историки признают, что возможный враждебный тон источников, как и самого Страбона, [ 12 ] не обязательно подразумевает тотальную выдумку упомянутых ритуалов, [ 6 ] что могло бы быть исключительным, [ 12 ] [ 14 ] даже частые мероприятия. [ 3 ] Свидетельства демонстрируют внутреннюю согласованность, которая, несмотря на их разнообразие, поддерживает их. [ 12 ] [ 6 ] Они также считали, что сами греки и римляне признают реализацию человеческих жертвоприношений в своих культурах; примечателен случай, когда пленников приносили в жертву путем погребения после битвы при Каннах (226 г. до н. э.) или во время римско-галльских войн (216 г. до н. э.) 114–113 гг. до н. э.). [ 3 ] [ 11 ] [ 15 ]

Иероскопические жертвоприношения были объявлены вне закона в 97 г. до н. э., когда Публий Лициний Красс призвал запретить человеческие жертвоприношения на всей территории, завоеванной Римом. [ 4 ] [ 8 ] [ 11 ] Несмотря на это, Плутарх сообщает, что племя Vetton Bletonesii (находившееся на упомянутой Блетисаме) продолжало практиковать его до тех пор, пока три года спустя не вмешались римские власти, чтобы воспрепятствовать этому. [ 4 ] [ 6 ] [ 14 ] Однако это был не последний случай, поскольку императорам Тиберию и Клавдию пришлось душить их в Галлии и северных районах Африки . [ 3 ] Поклонение лузитанским и кельтским богам, освящавшим жертвоприношения в Испании, по-видимому, продолжалось до 399 г. до н. э., до момента христианизации . [ 8 ]

Авторы также отмечают сходство лузитанского обряда с обрядом, приписываемым другим индоевропейцам . [ 6 ] [ 12 ] О галльских друидах Диодор рассказывает, что они гадали таким же образом: убивая жертву ударом в тело, они выслушивали форму его падения, течение крови и судороги своих членов. [ 2 ] [ 3 ] [ 12 ] Жрицы кимвров также якобы исследовали внутренности пленников, у которых предварительно обескровливали путем забоя. [ 12 ] Даже евразийские скифы , чьи обычаи описаны Геродотом , имеют сильное сходство с лузитанцами, поскольку они также приносили пленников в жертву Аресу и ампутировали правую руку в качестве приношения. [ 6 ] [ 12 ] Жертвоприношение лошадей, коз или овец, также скифский ритуал, напоминает римскую suovetaurilia. [ 5 ] [ 8 ] и индийский саутрамани . [ 6 ]

Иероскоп

[ редактировать ]
Друиды. Картина Невиля , 1883 год.

По мнению некоторых авторов, жертвоприношения, названные Страбоном иероскопами , могли быть членами гипотетической жреческой службы в религии северной Испании, возможно, связанной с кельтским друидизмом, учитывая сходство их гадательных практик. [ 4 ] [ 5 ] [ 12 ] Эти жрецы могли выполнять и другие трансцендентные функции, такие как травология , астрономия и создание календарей . [ 14 ] а также ритуалы инкубации , связанные со святилищами бога Эндовеликуса . [ 8 ]

Традиционно существование религиозных специалистов в Испании предполагалось лишь предварительно, поскольку источники не подтверждают их, кроме упомянутой части, а существование друидов, в частности, отвергалось из-за их литературного отсутствия по сравнению с их многочисленными документациями в Галлии и других странах. Британия , две похожие кельтские земли. [ 5 ] [ 12 ] По мнению Бласкеса и других, тесные связи между друидизмом и кельтскими монархиями могут объяснить, что подобная каста не была развита в Испании, поскольку отсутствие последней препятствовало бы первой. Они также предполагают меньшее кельтское влияние на Пиренейском полуострове. [ 12 ] [ 4 ] [ 11 ] В то же время они признают, что существует настоящая аналогия между друидами и иероскопами, которая побудила таких авторов, как Квинтела и Кардете, постулировать, что существование элементарного класса жрецов правдоподобно. [ 12 ] [ 4 ]

Историки, придерживающиеся этой теории, считают, что обширные археологические свидетельства храмов , святилищ , немет и ритуалов в Испании не могут быть поняты без религиозного персонала, который их хранил и управлял. [ 5 ] [ 8 ] особенно учитывая уровень социального развития латиноамериканских культур. [ 14 ] Они также ссылаются на такие находки, как некрополь Веттона в Ла-Осере ( Авила ), [ 1 ] и Бронза Лузаги мемориальная доска Боторриты как возможные дополнительные доказательства. [ 5 ] Надпись на Кейрисе, Бейра-Альта , которая читается как ouatius, была идентифицирована Квинтелой как термин vates ( ouates ), связанный с галльскими пророками и философами. [ 12 ] Иероскопов также сравнивали не только с друидами, но и с греческими и римскими гаруспиями . [ 5 ]

Однако обсуждается степень профессионализации этих возможных священников: от эпизодической функции, которую время от времени брали на себя вожди , старейшины или политические деятели, до подлинной религиозной касты, полностью посвященной ей. [ 4 ] [ 8 ] [ 14 ] Была предложена индивидуализированная профессия гадателя без подлинной классовой организации. [ 11 ]

  1. ^ Jump up to: а б Санчес Морено, Эдуардо (2000). Ветоны: история и археология доримского народа . Автономный университет Мадрида . ISBN  9788474777598 .
  2. ^ Jump up to: а б Франсиско Вильяр, Франсиско Бельтран Льорис (1999). Люди, язык и письменность в доримской Испании . Университет Саламанки . ISBN  9788478000944 .
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г Герреро Аюсо, ВМ (1983). О человеческих жертвоприношениях в древности . Майна, ISSN 0211-2116, №. 7, с. 32-37.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Кардете дель Ольмо, MC (2006). Человеческие жертвоприношения: жертвы на горе Лицей . 'Илу. Журнал наук о религиях, 11, 93–115.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Бласкес Мартинес, JM (2001). Кельтская религия в Испании . Кельты и веттоны, Авила, 171–181 (также в Х. М. Бласкесе, Средиземноморье и Испания в древности. История, религия и искусство , Мадрид, 2003, 405–416).
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Сантос, MJ (2007). Жертвоприношение в западно-римской Испании: к новому анализу обрядов индоевропейской традиции . Палеохиспаника 7, стр. 175-217.
  7. ^ Перальта Лабрадор, Эдуардо (2003). Кантабрийцы перед Римом . Королевская академия истории. ISBN  9788489512597 .
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Креспо Ортис де Сарате, С. (1997). Жрецы и жречество в индоевропейских религиях доримской и римской Испании . 'Илу. Журнал наук о религиях, (2), 17.
  9. ^ Кесада Санс, Фернандо; Самора Мерчан, март (2003 г.). El caballo en la Antigua Iberia: estudios sobre los equidos en la Edad del Hierro . Королевская академия истории. ISBN  9788495983206 .
  10. ^ Jump up to: а б Гонсалес Гарсия, Франсиско Хавьер (2007). Города Кельтской Галиции . Издания АКАЛ. ISBN  9788446036210 .
  11. ^ Jump up to: а б с д и Бласкес Мартинес, JM (1958). Религиозность латиноамериканцев глазами греческих и латинских авторов . Emerita 26, 79–110 (также в JMª Blasquez, Imagen y Mito. Исследования средиземноморских и иберийских религий , Мадрид, 1977, 439–466).
  12. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Гарсиа Кинтела, MV (1991). Кельтские гадательные человеческие жертвоприношения и религия лузитанцев . ПОЛИС, Журнал идей и политических форм классической античности [ISSN 1130-0728] 3, стр. 25-37.
  13. ^ Замок, Сантьяго; Абеллан, Хоакин (1991). Социальная история в Испании: текущие события и перспективы: протоколы I конгресса Ассоциации социальной истории, Сарагоса, сентябрь 1990 г. . Ассоциация социальной истории. ISBN  9788432307386 .
  14. ^ Jump up to: а б с д и ж Х. Домингес, Адольфо; Гомес-Пантоха, Хоакин; Санчес Морено, Эдуардо (2007). Протоистория и древность Пиренейского полуострова II . Силекс Издания. ISBN  9788477371823 .
  15. ^ Феррис, Иэн (2003). Враги Рима: варвары глазами римлян . Историческая пресса. ISBN  9780752495200 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f0e33fd2ccb28d4cdbb577086a2c0582__1680581940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f0/82/f0e33fd2ccb28d4cdbb577086a2c0582.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Human sacrifice in the ancient Iberian Peninsula - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)