Человеческие жертвоприношения на древнем Пиренейском полуострове
Человеческие жертвоприношения на древнем Пиренейском полуострове зафиксированы в классических источниках, которые считают, что это обычай лузитанцев и других кельтских народов северной части полуострова. Наиболее полное упоминание о нем содержится в работе греческого летописца Страбона , в котором эти церемонии имеют гадательное значение. Современные авторы усмотрели в этом явлении намеки на возможный жреческий класс среди упомянутых народов, сходный с европейскими кельтскими друидами , но отличающийся от них .
Практики
[ редактировать ]Страбон рассказывает о целом контексте религиозной практики, выполняемой прорицателем, которого он называет «иероскопом» ( греч. ἱερόσκοποσ, «наблюдатель священного») и сосредоточенной на человеческих жертвоприношениях путем потрошения , используемых для извлечения пророчеств из тела военнопленного . . Эти ритуалы приписывают не только лузитанцам, но и другим народам северного полуострова, которых называют «горцами». Среди них Плутарх также проводит аналогичные обряды веттонов. [ 1 ] [ 2 ]
Лузитанцам свойственно приносить жертвы, и они осматривают жизненно важные органы, не вырезая их. Кроме того, осматривают еще вены на стороне пострадавшего; и они также предсказывают по признакам осязания. Они также пророчествуют с помощью жизненно важных органов людей, военнопленных, которых они сначала накрывают грубыми плащами, а затем, когда прорицатель наносит жертве удар по жизненно важным органам, они черпают свои первые предзнаменования из падения жертва. И они отрезали правые руки своим пленникам и принесли их в жертву богам.
Человеческое жертвоприношение связано с традиционными жертвоприношениями животных , оба из которых направлены к богу Аресу , особенно почитаемому латиноамериканцами. Это имя, скорее всего, является интерпретационной ассимиляцией ( interpretatio graeca ) местного божества-воина, которое историки определили как получившее несколько теонимов : Neto , Cosus , Borus , Tarbucellus , Cariocecus , Sagatus y Tilennus и другие. [ 5 ]
Аресу приносят в жертву козла, а также пленников и лошадей; а также приносят гекатомбы каждого вида, по греческому образцу, - как говорит сам Пиндар , "в жертву по сотне всякого рода".
- Страбон, География , III 3, 6-7. [ 6 ]
Сочетание обоих видов жертвоприношений — принесения в жертву человека и лошади — использовалось для заключения договоров. [ 7 ] [ 8 ] или как подготовка перед походом на войну, [ 9 ] как сообщил Сервий Сульпиций Гальба римскому сенату . [ 6 ] [ 5 ] [ 10 ] Описано, что на похоронах Вириата имели место многочисленные жертвоприношения, которые, по мнению некоторых историков, скорее всего, были человеческими жертвоприношениями. [ 3 ] [ 8 ] Также среди провидцев и магов, изгнанных Сципионом Эмилианом из своего лагеря при осаде Нуманции, вероятно, были местные прорицатели. [ 8 ]
Источники и археология
[ редактировать ]Практикующие жертвоприношения названы только Страбоном. [ 11 ] но сами обряды включены в труд Диодора , [ 12 ] Тит Ливий [ 10 ] и Плутарх , по крайней мере первые два, вероятно, основаны на предыдущих хрониках Посидония . [ 12 ] [ 13 ] Испанская и португальская археология, богатая находками, связанными с мантическими практиками, [ 4 ] предлагает подтверждения, такие как захоронение вероятной человеческой жертвы под стенами Блетисамы (нынешней Ледесмы ), предназначенное для освящения здания. [ 6 ]
Поскольку человеческие жертвоприношения являются спорной темой, [ 12 ] [ 14 ] интерпретация этих классических источников проводилась с осторожностью из-за ее сомнительной объективности, [ 3 ] что в равной степени делает возможным, что эти обряды являются либо этноцентристскими изобретениями против варварских народов, либо странными, но правдивыми обычаями. [ 4 ] В этом случае латиноамериканские историки признают, что возможный враждебный тон источников, как и самого Страбона, [ 12 ] не обязательно подразумевает тотальную выдумку упомянутых ритуалов, [ 6 ] что могло бы быть исключительным, [ 12 ] [ 14 ] даже частые мероприятия. [ 3 ] Свидетельства демонстрируют внутреннюю согласованность, которая, несмотря на их разнообразие, поддерживает их. [ 12 ] [ 6 ] Они также считали, что сами греки и римляне признают реализацию человеческих жертвоприношений в своих культурах; примечателен случай, когда пленников приносили в жертву путем погребения после битвы при Каннах (226 г. до н. э.) или во время римско-галльских войн (216 г. до н. э.) 114–113 гг. до н. э.). [ 3 ] [ 11 ] [ 15 ]
Иероскопические жертвоприношения были объявлены вне закона в 97 г. до н. э., когда Публий Лициний Красс призвал запретить человеческие жертвоприношения на всей территории, завоеванной Римом. [ 4 ] [ 8 ] [ 11 ] Несмотря на это, Плутарх сообщает, что племя Vetton Bletonesii (находившееся на упомянутой Блетисаме) продолжало практиковать его до тех пор, пока три года спустя не вмешались римские власти, чтобы воспрепятствовать этому. [ 4 ] [ 6 ] [ 14 ] Однако это был не последний случай, поскольку императорам Тиберию и Клавдию пришлось душить их в Галлии и северных районах Африки . [ 3 ] Поклонение лузитанским и кельтским богам, освящавшим жертвоприношения в Испании, по-видимому, продолжалось до 399 г. до н. э., до момента христианизации . [ 8 ]
Авторы также отмечают сходство лузитанского обряда с обрядом, приписываемым другим индоевропейцам . [ 6 ] [ 12 ] О галльских друидах Диодор рассказывает, что они гадали таким же образом: убивая жертву ударом в тело, они выслушивали форму его падения, течение крови и судороги своих членов. [ 2 ] [ 3 ] [ 12 ] Жрицы кимвров также якобы исследовали внутренности пленников, у которых предварительно обескровливали путем забоя. [ 12 ] Даже евразийские скифы , чьи обычаи описаны Геродотом , имеют сильное сходство с лузитанцами, поскольку они также приносили пленников в жертву Аресу и ампутировали правую руку в качестве приношения. [ 6 ] [ 12 ] Жертвоприношение лошадей, коз или овец, также скифский ритуал, напоминает римскую suovetaurilia. [ 5 ] [ 8 ] и индийский саутрамани . [ 6 ]
Иероскоп
[ редактировать ]
По мнению некоторых авторов, жертвоприношения, названные Страбоном иероскопами , могли быть членами гипотетической жреческой службы в религии северной Испании, возможно, связанной с кельтским друидизмом, учитывая сходство их гадательных практик. [ 4 ] [ 5 ] [ 12 ] Эти жрецы могли выполнять и другие трансцендентные функции, такие как травология , астрономия и создание календарей . [ 14 ] а также ритуалы инкубации , связанные со святилищами бога Эндовеликуса . [ 8 ]
Традиционно существование религиозных специалистов в Испании предполагалось лишь предварительно, поскольку источники не подтверждают их, кроме упомянутой части, а существование друидов, в частности, отвергалось из-за их литературного отсутствия по сравнению с их многочисленными документациями в Галлии и других странах. Британия , две похожие кельтские земли. [ 5 ] [ 12 ] По мнению Бласкеса и других, тесные связи между друидизмом и кельтскими монархиями могут объяснить, что подобная каста не была развита в Испании, поскольку отсутствие последней препятствовало бы первой. Они также предполагают меньшее кельтское влияние на Пиренейском полуострове. [ 12 ] [ 4 ] [ 11 ] В то же время они признают, что существует настоящая аналогия между друидами и иероскопами, которая побудила таких авторов, как Квинтела и Кардете, постулировать, что существование элементарного класса жрецов правдоподобно. [ 12 ] [ 4 ]
Историки, придерживающиеся этой теории, считают, что обширные археологические свидетельства храмов , святилищ , немет и ритуалов в Испании не могут быть поняты без религиозного персонала, который их хранил и управлял. [ 5 ] [ 8 ] особенно учитывая уровень социального развития латиноамериканских культур. [ 14 ] Они также ссылаются на такие находки, как некрополь Веттона в Ла-Осере ( Авила ), [ 1 ] и Бронза Лузаги мемориальная доска Боторриты как возможные дополнительные доказательства. [ 5 ] Надпись на Кейрисе, Бейра-Альта , которая читается как ouatius, была идентифицирована Квинтелой как термин vates ( ouates ), связанный с галльскими пророками и философами. [ 12 ] Иероскопов также сравнивали не только с друидами, но и с греческими и римскими гаруспиями . [ 5 ]
Однако обсуждается степень профессионализации этих возможных священников: от эпизодической функции, которую время от времени брали на себя вожди , старейшины или политические деятели, до подлинной религиозной касты, полностью посвященной ей. [ 4 ] [ 8 ] [ 14 ] Была предложена индивидуализированная профессия гадателя без подлинной классовой организации. [ 11 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Санчес Морено, Эдуардо (2000). Ветоны: история и археология доримского народа . Автономный университет Мадрида . ISBN 9788474777598 .
- ^ Jump up to: а б Франсиско Вильяр, Франсиско Бельтран Льорис (1999). Люди, язык и письменность в доримской Испании . Университет Саламанки . ISBN 9788478000944 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Герреро Аюсо, ВМ (1983). О человеческих жертвоприношениях в древности . Майна, ISSN 0211-2116, №. 7, с. 32-37.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Кардете дель Ольмо, MC (2006). Человеческие жертвоприношения: жертвы на горе Лицей . 'Илу. Журнал наук о религиях, 11, 93–115.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Бласкес Мартинес, JM (2001). Кельтская религия в Испании . Кельты и веттоны, Авила, 171–181 (также в Х. М. Бласкесе, Средиземноморье и Испания в древности. История, религия и искусство , Мадрид, 2003, 405–416).
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Сантос, MJ (2007). Жертвоприношение в западно-римской Испании: к новому анализу обрядов индоевропейской традиции . Палеохиспаника 7, стр. 175-217.
- ^ Перальта Лабрадор, Эдуардо (2003). Кантабрийцы перед Римом . Королевская академия истории. ISBN 9788489512597 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Креспо Ортис де Сарате, С. (1997). Жрецы и жречество в индоевропейских религиях доримской и римской Испании . 'Илу. Журнал наук о религиях, (2), 17.
- ^ Кесада Санс, Фернандо; Самора Мерчан, март (2003 г.). El caballo en la Antigua Iberia: estudios sobre los equidos en la Edad del Hierro . Королевская академия истории. ISBN 9788495983206 .
- ^ Jump up to: а б Гонсалес Гарсия, Франсиско Хавьер (2007). Города Кельтской Галиции . Издания АКАЛ. ISBN 9788446036210 .
- ^ Jump up to: а б с д и Бласкес Мартинес, JM (1958). Религиозность латиноамериканцев глазами греческих и латинских авторов . Emerita 26, 79–110 (также в JMª Blasquez, Imagen y Mito. Исследования средиземноморских и иберийских религий , Мадрид, 1977, 439–466).
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Гарсиа Кинтела, MV (1991). Кельтские гадательные человеческие жертвоприношения и религия лузитанцев . ПОЛИС, Журнал идей и политических форм классической античности [ISSN 1130-0728] 3, стр. 25-37.
- ^ Замок, Сантьяго; Абеллан, Хоакин (1991). Социальная история в Испании: текущие события и перспективы: протоколы I конгресса Ассоциации социальной истории, Сарагоса, сентябрь 1990 г. . Ассоциация социальной истории. ISBN 9788432307386 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Х. Домингес, Адольфо; Гомес-Пантоха, Хоакин; Санчес Морено, Эдуардо (2007). Протоистория и древность Пиренейского полуострова II . Силекс Издания. ISBN 9788477371823 .
- ^ Феррис, Иэн (2003). Враги Рима: варвары глазами римлян . Историческая пресса. ISBN 9780752495200 .