Jump to content

Arkhyp Lyulka

Arkhyp Lyulka
Рожденный
Arkhyp Mykhailových Lyulka

23 марта [ OS 10 марта] 1908 г.
Умер 1 июня 1984 г. ) ( 1984-06-01 ) ( 76 лет
Национальность Украинский
Известный Люлька-Сатурн
Награды Ленинская премия
Орден Ленина
Орден Октябрьской Революции
Герой Социалистического Труда
Научная карьера
Поля Конструктор реактивных двигателей

Архип Михайлович Люлька ( укр . Архип Михайлович Люлька ; 23 марта 1908 — 1 июня 1984) — советский учёный и конструктор реактивных двигателей, руководитель ОКБ Люлька , член Академии наук Советского Союза .

Биография

[ редактировать ]

Он родился в селе Саварка Киевской губернии Российской империи (ныне Саварка Киевской области , Украина ). Он получил образование в сельской школе Саварки и в 1931 году окончил Киевский политехнический институт ( в обоих институтах его учителем и наставником был Михаил Кравчук ). Затем он два года проработал на Харьковском турбогенном заводе .

Люлька была советским конструкторским бюро и производителем авиационных двигателей с 1938 по 1990-е годы, когда производство и конструктивные элементы были объединены в НПО «Сатурн» в Рыбинске . ОКБ Люльки берет свое начало в Харьковском авиационном институте ( Украинская ССР ), где Люлька вместе с коллективом работал над проектированием установки АЦН (Агрегат Центральново Наддува - Централизованный нагнетатель) на бомбардировщике Петляков Пе-8 . Люлька отвечал за проектирование первых советских газотурбинных двигателей, предпочитая избегать копирования трофейного немецкого оборудования, ему удалось производить отечественные двигатели.

В 1939-1941 годах Люлька разработал конструкцию первого в мире турбовентиляторного двигателя и 22 апреля 1941 года получил патент на это новое изобретение. Хотя несколько опытных образцов было построено и готово к государственным испытаниям, Люлька был вынужден отказаться от своих исследований и эвакуироваться в СССР. Уральские горы как Великая Отечественная война началась с вторжением немецко-фашистских захватчиков в Советский Союз .

В 1941-42 годах Люлька работала на танковом заводе в Челябинске инженером-дизелистом. Однако после провала проекта советского ракетного двигателя в 1942 году Иосиф Сталин отозвал Люльку среди других учёных, работавших над реактивными двигателями, для возобновления работы в Москве .

Начиная с 1945 года проект советского реактивного двигателя разделился на две части: ОКБ МиГ основывало свою разработку на отечественных технологиях в сочетании с немецкими трофейными самолетами и западными технологиями. Люлька, однако, отказался от всякого иностранного влияния и продолжил собственные исследования. В 1945-47 годах он сконструировал первый советский реактивный двигатель ТР-1, успешно прошедший весь цикл государственных испытаний. Павел Сухой (руководитель ОКБ Сухого ) сразу же предложил установить новый двигатель на свои самолеты Су-11 , положив начало долгой совместной работе с Люлькой. Позже он разработал турбореактивные двигатели АЛ-5, АЛ-7 , АЛ-21, которые устанавливались на Су-7 , Су-17 , Су-20 , Су-24 , МиГ-23 и другие советские военные самолеты. Люлька также разработал двигатели разгонного блока для советской лунной ракеты Н1.

В 1970-е годы Павел Сухой попросил Люльку спроектировать новый двигатель с нестандартными характеристиками для установки на проектируемый Су-27 . Вызов был принят, и хотя Павел Сухой умер в 1974 году, его дело продолжили его преемники и коллеги, в том числе Люлька. Основная трудность при проектировании этого самолета заключалась в двигателях, которые приходилось постоянно дорабатывать и модернизировать. В результате напряженной работы Люльки и его коллектива работа над новым двигателем АЛ-31Ф была окончательно завершена в начале 1980-х годов.

Умер 1 июня 1984 года в Москве.

Достижения

[ редактировать ]

В целом достижения Архипа Люльки стали решающими для Советского Союза и его союзников. Ему и по сей день принадлежит патент на двухреактивные турбовентиляторные двигатели, широко используемые во всех отраслях мировой авиации. Один только АЛ -31 стал краеугольным камнем для различных международных разработок как в гражданском, так и в военном секторе, которыми сейчас занимается НПО «Сатурн» , наследник ОКБ Люльки.

Двигатели

[ редактировать ]
Краткое описание двигателей, построенных/спроектированных Люлькой
Название модели Дата Тип Тяга (кг)/Мощность (эш.ш.) Подходит для
РТД-1 / ВДР-2 1938 Двухступенчатый центробежный компрессор Turbojet 500 кг ориентировочно Только испытательный стенд
С-18 / ВДР-3 1945 Осевой компрессор Turbojet 1250 кг Проект Гу-ВРД
ТР-1 1946 8-ступенчатый осевой компрессор Turbojet 1300 кг Alekseyev I-21 , Ilyushin Il-22 , Sukhoi Su-10 , Sukhoi Su-11 (1947)
ТР-1А 1947 8-ступенчатый осевой компрессор Turbojet 1500 кг
ТР-2 1947 прогнозируемая версия роста TR-1
ТР-3 и АЛ-5 1949 7-ступенчатый осевой турбореактивный двигатель 4600 кг (на квалификации 1950 г.) Ил-30 , Ил-46 , Лавочкин Самолет 190 , Ту-86 , Як-1000 , Су-17 (1949), « Самолет 150 »
ТР-7 1950-е годы прототип сверхзвукового компрессора АЛ-7 Прототип АЛ-7
АЛ-7 1954 9-ступенчатый сверхзвуковой компрессор Turbojet 6500 кг Ил-54 , Су-7Б, Ту-98, Су
АЛ-21 1961 14-ступенчатый осевой компрессор с регулируемыми лопатками статора. 11 000 кг Як-38 , Ту-28/ Ту-128 , Су-17 , Су-24
АЛ-31 1976 Двухзолотниковый турбовентиляторный двигатель со степенью двухконтурности 0,6. 13 300 кг Су-27 , Су-30 , Су-34 , Су-35 , Су-47 Беркут

См. также

[ редактировать ]
  • История реактивных двигателей Люлька
  • Люлька АЛ двигатели
  • Рубрика энциклопедия [ постоянная мертвая ссылка ] (на русском языке)
  • Биография
  • Энциклопедия авиации (на русском языке)
  • Ганстон, Билл. «Энциклопедия русской авиации 1875–1995 годов». Лондон, Оспри. 1995. ISBN   1-85532-405-9
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f8862a1fef9cc17372ae20a28fff3a1c__1719956400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f8/1c/f8862a1fef9cc17372ae20a28fff3a1c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Arkhyp Lyulka - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)