гараманты

Гараманты латынь ( древнегреческий : Γαράμαντες , латинизированный : Garámantes ; . : Garamantes ) были древними народами, которые, возможно, произошли от берберских племен, племен тубу и сахарских скотоводов [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] которые поселились в регионе Феццан по крайней мере к 1000 г. до н.э. [ 4 ] и основал цивилизацию, которая процветала до своего конца в конце 7 века нашей эры. [ 5 ] Гараманты впервые стали крупной региональной державой в середине II века нашей эры и основали королевство, простиравшееся примерно на 180 000 км. 2 (70 000 квадратных миль) в регионе Феццан на юге Ливии. Их рост и расширение основывались на сложной и обширной системе каналат ирригационной (берберский: фоггарас ), которая поддерживала сильную сельскохозяйственную экономику и большое население. Впоследствии они создали первое городское общество в крупной пустыне , центр которой не был сосредоточен в речной системе; В их крупнейшем городе, Гараме , проживало около четырех тысяч человек, а еще шесть тысяч проживали в прилегающих пригородных районах. [ 1 ] На пике своего развития Гарамантийское королевство установило и поддерживало « уровень жизни, намного превосходящий уровень жизни любого другого древнего сахарского общества». [ 1 ] и состоял из «блестящих фермеров, находчивых инженеров и предприимчивых торговцев, которые создали замечательную цивилизацию». [ 1 ]
Происхождение и предыстория
[ редактировать ]Гараманты, возможно, произошли от либико-берберских племен, племен тубу и скотоводов Сахары . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] которые поселились в районе Феццана по крайней мере к 1000 г. до н.э. [ 4 ] В Такаркори каменном убежище народы Последнего Пасторали реструктурировали свое общество и создали места захоронений для нескольких сотен человек, которые содержали неместные предметы роскоши и архитектуру барабанного типа в 3000 году до нашей эры, что открыло путь для развития Гарамантийского королевства. [ 6 ] Последние скотоводческие народы также находились в контакте с гарамантами, которые позже приобрели монополию на оазисную экономику южного региона Ливии . [ 7 ] Люди культуры Тичитт на юго-востоке Мавритании , возможно, также внесли вклад в внутреннюю архитектуру и керамику в гарамантскую культуру, возможно, из-за присутствия сахельских женщин в гарамантском обществе в результате смешанных браков. [ 8 ] Практика «увольнения» женщин с юга также приписывалась гарамантам, а также более поздним группам населения, таким как туареги и тебу . [ 9 ]
История
[ редактировать ]
Самые ранние известные письменные упоминания о гарамантах датируются V веком до нашей эры. [ 1 ] Геродот включает гарамантов в свое описание древних ливийских племен, описывая их как «очень великую нацию», которая пасла скот и выращивала финики. [ 10 ] По словам Геродота, гараманты использовали колесницы, запряженные четырьмя лошадьми, для охоты на « троглодитов эфиопов- ». [ 11 ] Геродот утверждает, что «ливийцы на севере и эфиопы на юге Ливии — аборигены, финикийцы и греки — более поздние поселенцы»; Ливия — греческое название Африки к западу от Нила . [ 12 ] [ 13 ]
Помимо Геродота, исторические упоминания о гарамантах встречаются и в нескольких других греко-римских источниках. Проведя всесторонний обзор цитат о гарамантах из различных источников, включая Страбона, Арнобиус Адв. Гентес, Птолемей и Солин, Дэвид Маттингли и др. (2003) пришел к выводу:
Очевидно, что некоторые римские писатели считали, что некоторые гараманты были негроидами или очень темнокожими , в то время как другие считали их по существу связанными с берберскими народами . Эта смешанная картина, скорее всего, отражает древнюю действительность... Судя по одним только источникам, вполне вероятно, что гараманты включали в себя смесь расовых типов : берберов, негров различных уровней и смешанных браков . [ 14 ]
Римские изображения описывают гарамантов как людей с ритуальными шрамами и татуировками . Тацит писал, что они помогали мятежнику Такфарину и совершали набеги на римские прибрежные поселения. [ 15 ] По словам Плиния Старшего , в ответ на непрерывные набеги гарамантов Луций Корнелий Бальб и другие римляне захватили пятнадцать их поселений в 19 г. до н.э. В 202 году нашей эры Септимий Север захватил столицу Гараму. [ 16 ]
Упадок гарамантийской культуры мог быть связан с ухудшением климатических условий или чрезмерным использованием водных ресурсов. [ 17 ] Современная пустыня в Сахаре когда-то была сельскохозяйственными угодьями довольно хорошего качества, которые были дополнительно улучшены за счет гарамантийской ирригационной системы. Поскольку ископаемая вода является невозобновляемым ресурсом , за несколько столетий существования Гарамантийского царства уровень грунтовых вод упал, [ 18 ] тем самым способствуя его концу в конце 7 века нашей эры. [ 5 ]
Общество и культура
[ редактировать ]
В 1960-х годах археологи раскопали часть столицы гарамантов в современной Джерме (расположенной примерно в 150 км к западу от современного Сабхи ) и назвали ее Гарама (более ранняя столица Зинкекара располагалась недалеко от поздней Гарамы). Текущие исследования показывают, что у Гарамантов было около восьми крупных городов, три из которых были исследованы по состоянию на 2004 год. Кроме того, у них было большое количество других поселений. В Гараме проживало около четырех тысяч человек, и еще шесть тысяч проживали в деревнях в радиусе 5 км. На всей территории вади могло проживать до 50 000 человек. [ 19 ]
Никита и др. (2011) указали, что скелеты гарамантов не указывают на регулярные военные действия или напряженную деятельность. Никита и др. (2011) утверждает: «Гараманты демонстрировали низкий половой диморфизм верхних конечностей, что соответствует закономерности, обнаруженной у сельскохозяйственных популяций, и подразумевает, что участие самцов в военных и строительных работах не было особенно интенсивным. [...] Гараманты не оказались систематически более выносливыми, чем другие популяции Северной Африки, обитающие в менее суровых условиях, что указывает на то, что жизнь в Сахаре не требовала особенно напряженной повседневной деятельности». [ 20 ]

Археологические руины, связанные с Гарамантийским королевством, включают многочисленные гробницы, форты и кладбища. Гараманты построили сеть туннелей и шахт для добычи ископаемой воды из-под слоя известняка под песком пустыни. Датировка этих фоггар оспаривается: они появляются между 200 г. до н.э. и 200 г. н.э., но продолжали использоваться, по крайней мере, до VII века, а возможно, и позже. [ 21 ] Сеть туннелей известна берберам как Фоггарас . Эта сеть позволила процветать сельскому хозяйству и использовала систему рабского труда для его поддержания. [ 1 ]
Рейдерство рабов
[ редактировать ]На основе рассказа Геродота о гарамантах, преследующих « троглодитов эфиопов- », [ 22 ] Соня Магнавита и Карлос Магнавита (2018) заявили:
Те, кто дословно принимает рассказ Геродота, возможно, будут разочарованы тем, что он хранит молчание о живых товарах, потенциально добавляемых к этому золоту (таких как люди, то есть рабы), но другие части его текста удобно интерпретируются с точки зрения набегов и торговли рабами: гараманты охотились на быстроногих эфиопских троглодитов на четверных колесницах. Хотя колесницы идентифицируются как наскальные рисунки Сахары, троглодиты остаются загадочными. Хотя в древнегреческом тексте не уточняется, были ли эти охоты набегами рабов или нет, а также где они на самом деле имели место, частая переинтерпретация этого отрывка текста способствовала созданию мифа о набегах рабов из Сахары на чернокожих африканцев в классические времена. Сцена – охота на боевых колесницах – дает повод для некоторых спекуляций. Охоту на людей с иными целями, чем порабощение, по общему признанию, трудно себе представить, но, тем не менее, ее следует принимать во внимание, пока преобладают спекуляции. [ 23 ]
Биологическая антропология
[ редактировать ]Джузеппе Серджи (1951) проанализировал останки человеческих скелетов из Феццана, датируемые концом пастырского периода до римского периода в первых веках нашей эры. Серджи пришел к выводу, что гараманты в основном принадлежали к « средиземноморскому » типу, подобно современным берберам, которых он назвал «евроафриканцами». Он также обнаружил приток « негроидных » типов и рост «смешанных» типов, датируемых главным образом римским периодом. [ 24 ] В обзоре скелетных данных, проанализированных Сержи, MC Chamla (1968) обнаружил, что 46,6% особей принадлежали к «евроафриканскому» типу (тесно родственному берберам), 26,6% принадлежали к смешанному евроафриканско-негроидному типу и 26,6% были «более преимущественно негроидного» типа. [ 25 ]
По данным Дэвида Маттингли и др. (2003):
В гарамантах проживала значительная часть светлокожих ливийцев, и по крайней мере некоторые из этих людей были похоронены в монументальных могилах. Эта картина отличается от ситуации в Сахаре в позднем неолите, поскольку работа Чамлы предполагает более высокую долю негроидных типов в тот период, что может свидетельствовать о том, что создание гарамантийской цивилизации включало миграцию по крайней мере некоторой части населения. из регионов на север или северо-восток. На кладбищах содержится значительное количество (более 50 процентов) лиц либо смешанной крови, либо полной негритянской физиономии. Некоторые из этих людей, возможно, находились в более бедных могилах, но не все, что позволяет предположить, что некоторые люди смешанной расы или чернокожие занимали видное место в гарамантийском обществе. Учитывая литературные свидетельства о набегах гарамантов на своих «эфиопских» соседей, вполне вероятно, что некоторые из присутствовавших негров были рабами или потомками рабов. Сохранение сильных ненегроидных черт в позднем и постгарамантском контексте, по-видимому, указывает на то, что смешение рас не было полностью открытым и могло быть структурировано внутри гарамантийского общества. [ 26 ]
Франческа Риччи и др. (2013) проанализировали образцы скелетов из гарамантской стоянки Февет в Феццане и обнаружили, что они были похожи на средиземноморский «евроафриканский» тип, определенный Сержи, но с некоторыми свидетельствами потока генов из (вероятно) популяций к югу от Сахары, «аналогично на что Сержи (1951) предложил обсудить возможную гибридизацию между «средиземноморской» группой I и « негроидной » группой IV». Этот поток генов был более очевиден в женских скелетах, что позволяет предположить приток неместных женщин, возможно, из региона Сахеля . [ 24 ] [ 27 ]
Марта Мирасон Лар и др. (2010) провели исследование скелетов из Феццана, датируемых римской эпохой, и обнаружили, что скелеты наиболее тесно группировались с неолитическими сахельскими образцами из Чада , Мали и Нигера и, во вторую очередь, с римскими египтянами из Александрии и нубийцами из Солеба. Образцы I тысячелетия до н.э. из Алжира и Туниса были несколько более отдаленными, но все же довольно близкими к скелетам Феццана. Лар и др. пришел к выводу, что гараманты имели связи как с Сахелем , так и с Северной Африкой . [ 28 ]
Ефтимия Никита и др. (2011) исследовали биологическое сходство гарамантов с использованием краниальных неметрических признаков и средней меры дивергенции и Махаланобиса D (2). Их сравнивали с другими народами Северной Африки, включая египтян, алжирцев, тунисцев и суданцев, примерно того же времени, что и они. В целом были идентифицированы три группы: (1) гараманты, (2) Гиза и Керма и (3) Солеб, александрийцы, алжирцы и карфагеняне. Анализ пришел к выводу, что гараманты были изолированы, а Сахара играла роль барьера для потока генов. Расстояние между гарамантами и их соседями было большим, а численность населения казалась исключением. [ 29 ]
Останки молодой женщины из Африки к югу от Сахары , датированные I тысячелетием до нашей эры и имевшие пробку на губе , связанную с африканскими группами Сахеля, были похоронены среди других африканцев к югу от Сахары, которые были частью гетерогенного гарамантского населения. Пауэр и др. (2019) утверждает: «Этот орнамент демонстрирует, что некоторые люди-гараманты разделяли аспекты своей материальной культуры с сахельскими обществами в более широком смысле, либо через миграцию, либо через контакты, в то время как их захоронение на кладбищах гарамантов показывает их интеграцию в нормативные погребальные ритуалы современного гарамантского общества. Сочетание морфометрических и изотопных исследований еще больше подтверждает мнение о том, что гарамантское общество включало людей различного географического происхождения, некоторые из которых, возможно, принадлежали к первому поколению. Транссахарские мигранты». Краниометрические результаты также выявили еще одну подгруппу гарамантов, похороненных в Вади-эль-Аджале, с морфологией, широко наблюдаемой среди Средиземноморский народ . [ 30 ]
Язык
[ редактировать ]Лингвист Роджер Бленч (2006) заявил: «Гараманты, чья империя в ливийском Феццане была свергнута римлянами, писали ливийским письмом , хотя у нас нет доказательств того, что они говорили на берберском языке. О том, что они говорили, можно только догадываться; наиболее вероятная гипотеза — нило-сахарский язык, родственный либо сонгаю , либо теде — современному языку Тибести » . [ 31 ]
Скрипт
[ редактировать ]Гараманты, возможно, использовали почти не поддающуюся расшифровке форму прото-Тифинаг . [ 32 ] Бленч (2019) утверждает:
Одним из наиболее проблемных аспектов является язык и надписи, приписываемые гарамантам... Места в окрестностях Джармы, гарамантской столицы территории, ныне известной как Фацзан, содержат множество надписей (рис. 14.7). 67 Их находят вырезанными или нарисованными на темно-серых амфорах в гробницах гарамантских кладбищ, таких как Саниат бин Хувайди.68 Недавний проект под эгидой Британской библиотеки оцифровал большинство известных надписей, и они описаны в Биагетти и др.69 Хотя надписи выполнены берберскими буквами, лишь некоторые из них поддаются расшифровке. Были предложены различные причины этого; либо сообщения были намеренно закодированы, чтобы их могли понять только конкретные читатели. С другой стороны, они могли иметь «игровой» характер. Самая интересная возможность состоит в том, что они были написаны на неберберском языке, возможно, на нило-сахарском или на каком-то неизвестном языке. [ 33 ]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Киз, Дэвид (март 2004 г.). «Королевство песков» . Археология . 57 (2): 24–29. JSTOR 41780888 . S2CID 192632153 .
- ^ Перейти обратно: а б Маттингли, диджей, изд. (2003). Археология Фацзана, Том 1: Синтез . Департамент древностей, Триполи. Общество ливийских исследований. ISBN 9781900971027 .
- ^ Перейти обратно: а б Кирван, LP (1 ноября 1934 г.). «Христианство и Коран». Журнал египетской археологии . Том. 20. Sage Publications, Ltd., стр. 201–203. дои : 10.2307/3854742 . ISSN 0307-5133 . JSTOR 3854742 . S2CID 192397071 .
- ^ Перейти обратно: а б Ливерани, Марио (1 октября 2003 г.). Засушливые земли в римские времена. Материалы международной конференции (Рим, 9-10 июля 2001 г.) . All'Insegna del Giglio. ISBN 978-88-7814-266-4 .
- ^ Перейти обратно: а б Макдугалл, Э. Энн (25 февраля 2019 г.). «Сахарские народы и общества» . Оксфордская исследовательская энциклопедия истории Африки . Оксфордские исследовательские энциклопедии. doi : 10.1093/acrefore/9780190277734.013.285 . ISBN 978-0-19-027773-4 . S2CID 159184437 .
- ^ Ди Лерния, Савино; Тафури, Мэри Энн (март 2013 г.). «Постоянные места смерти и мобильные ориентиры: голоценовый морг и изотопная запись из Вади Такаркори (юго-запад Ливии)» . Журнал антропологической археологии . 32 : 3–5, 8–14. дои : 10.1016/J.JAA.2012.07.002 . hdl : 11573/491908 . ISSN 0278-4165 . OCLC 5902856678 . S2CID 144968825 .
Еще один важный сдвиг зафиксирован примерно 3000 лет назад: сильно формализованная архитектура (барабанного типа), повышенная плотность (могильники из нескольких сотен гробниц) и погребальный инвентарь (включая экзотические предметы и престижные предметы) свидетельствуют о глубокой реорганизации Последнего пастырского общества, в конечном итоге что привело к возникновению гарамантского государства (Кастелли и др., 2005; Кастелли и Ливерани, 2005; Биагетти и ди Лерния, 2008; Маттингли и др., 2010).
- ^ Кейта, Шомарка (1 января 2010 г.). «Краткое введение в геохимический метод, используемый для оценки миграции в биологической антропологии» . История миграции в мировой истории: междисциплинарные подходы . Брилл. стр. 57–72. ISBN 9789004186453 . OCLC 457129864 .
- ^ Мори, Люсия; и др. (октябрь 2013 г.). Жизнь и смерть в Фьюете . Издания Под знаменем Лилии. п. 381. дои : 10.1400/220016 . ISBN 9788878145948 . OCLC 881264296 . S2CID 159219731 .
«Следует отметить сходство гарамантской традиционной архитектуры, а также керамики, описанной в предыдущем абзаце, с западноафриканской культурой Дхар Тичитта. Разница в хронологии: Тичитт старше гарамантов и фактически современник Последнего периода. Пастырская фаза может указывать на роль первого в формировании второго. Здесь мы имеем дело не с простой ассимиляцией тикиттских черт в гарамантийской культуре, а с ассимиляцией тихиттских черт в гарамантийской культуре. их реконцептуализация для создания новых результатов [...] это идеально соответствует тому, что ранее предлагалось в отношении гарамантской домашней архитектуры и гончарного производства (гипотеза о том, что гарамантская керамика изготавливалась сахельскими женщинами, присутствующими в местных общинах, в результате смешанные браки уже были предложены Гатто в 2005 году).
- ^ Ди Лерния, Савино; Манзи, Джордж, ред. (2002). Песок, камни и кости. Археология смерти в долине Вади Танеззуфт (5000–2000 лет назад) . У Знака отличия Лилии. п. 291. ИСБН 88-7814-281-6 .
В конце 3-го тысячелетия до нашей эры, особенно на кладбище Тахала, мы имеем генетические признаки заметного притока женщин к югу от Сахары по сравнению с мужчинами: это можно осторожно связать с растущей экзогамией этих скотоводческих групп. Более того, «черный» пул стран к югу от Сахары гипотетически можно рассматривать как первое свидетельство практики привлечения женщин из самых южных территорий. Эта практика продолжалась тысячелетиями: по мнению историков, гараманты грабили женщин с юга, и эта привычка была довольно распространена до последних столетий, особенно среди популяций туарегов и тебу (например, Fantoli 1933).
- ^ Геродот. «Книга IV». Истории .
- ^ Геродот (1910). История Геродота . Дж. М. Дент. п. 183. ИСБН 9780404541408 . OCLC 1597464 . S2CID 161943748 .
- ^ Геродот. «Книга II, глава 16». Истории .
Если же наше суждение об этом верно, то ионийцы заблуждаются относительно Египта; но если их мнение верно, то ясно, что они и остальные греки не могут правильно считать, когда делят всю землю на три части: Европу, Азию и Ливию; они должны добавить к ним еще четвертую часть, Дельту Египта, если она не принадлежит ни Азии, ни Ливии; ибо, как они показывают, Нил не является рекой, разделяющей Азию и Ливию; Нил разделяется под крайним углом этой дельты, так что эта земля должна находиться между Азией и Ливией.
- ^ Страбон. «Книга II, Глава 5:26». География .
Теперь, когда вы плывете в пролив у Столпов, Ливия лежит от вас по правую руку до течения Нила, а по левую руку от вас, через пролив, лежит Европа до Танаиса. И Европа, и Ливия заканчиваются в Азии.
- ^ Археология Фазана / Под ред. Дэвид Дж. Мэттингли. 1: Синтез . Лондон: Общество ливийских исследований. 2003. с. 89. ИСБН 978-1-900971-02-7 .
- ^ Фадж, JD; Оливер, Роланд Энтони (1975). Кембриджская история Африки . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-21592-3 .
- ^ Бирли, Энтони Р. (1999) [1971]. Септимий Север: африканский император . Рутледж . п. 153. дои : 10.4324/9780203028599 . ISBN 0-415-16591-1 . OCLC 50482171 . S2CID 238180946 .
- ^ Бомонт, Питер (5 ноября 2011 г.). «Падение Каддафи открывает новую эру для утраченной цивилизации Сахары» . Хранитель . Проверено 21 июня 2019 г.
- ^ Фентресс, Э.; Уилсон, А. (февраль 2016 г.). «Сахарская берберская диаспора и южные границы вандалов и византийской Северной Африки» . Северная Африка под властью Византии и раннего ислама, ок. 500 – ок. 800 . Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукса. стр. 41–63. ISBN 9780884024088 . OCLC 900332363 .
- ^ Археология, Современный мир (7 января 2005 г.). «Гарама: древняя цивилизация в Центральной Сахаре» . Мировая археология .
- ^ Никита, Ефтимия; и др. (2011). «Схемы активности в пустыне Сахара: интерпретация, основанная на геометрических свойствах поперечного сечения» . Американский журнал физической антропологии . 146 (3): 423–434. дои : 10.1002/ajpa.21597 . ISSN 0002-9483 . ПМИД 21953517 . S2CID 1794284 .
- ^ Маттингли, Дэвид (2003). Археология Фацзана: географический справочник, керамика и другие исследовательские находки . Общество ливийских исследований. стр. 1–520. ISBN 9781900971058 . OCLC 749919245 .
- ^ Геродот (1910). История Геродота . Дж. М. Дент. п. 183. ИСБН 9780404541408 . OCLC 1597464 . S2CID 161943748 .
- ^ Перейти обратно: а б Риччи, Франческа; Тафури, Мэри Энн; Винченцо, Фабио (2013). «Образец человеческого скелета из Фьюета» . В Мори, Люсия (ред.). Жизнь и смерть сельской деревни в «Гарамантян Таймс». Археологические исследования в оазисе Фьюет (Ливийская Сахара) . Edizioni All'Insegna del Giglio. стр. 319–362. ISBN 978-88-7814-594-8 .
- ^ Мэттингли, Дэвид; Эдвардс, Дэвид (2003). «Религиозно-погребальные сооружения» . В Мэттингли, ди-джей (ред.). Археология Фацзана, Том 1: Синтез . Департамент древностей, Триполи. Общество ливийских исследований. стр. 232–233. ISBN 9781900971027 .
- ^ Мэттингли, Дэвид; Эдвардс, Дэвид (2003). «Религиозно-погребальные сооружения» . В Мэттингли, ди-джей (ред.). Археология Фацзана, Том 1: Синтез . Департамент древностей, Триполи. Общество ливийских исследований. п. 233. ИСБН 9781900971027 .
- ^ Мори, Люсия; Гатто, Мария; Риччи, Франческа (2013). «Жизнь и смерть в Фьюете» . В Мори, Люсия (ред.). Жизнь и смерть сельской деревни в «Гарамантян Таймс». Археологические исследования в оазисе Фьюет (Ливийская Сахара) . Edizioni All'Insegna del Giglio. стр. 375–387. ISBN 978-88-7814-594-8 .
- ^ Никита, Ефтимия; и др. (2010). «Останки человеческого скелета» . Археология Фацзана: Раскопки К. М. Дэниелса . Общество ливийских исследований. стр. 375–408. дои : 10.2307/j.ctv2m7c4xg.16 . ISBN 9781900971027 . JSTOR j.ctv2m7c4xg.16 . OCLC 749919245 .
- ^ Никита, Ефтимия; и др. (1 февраля 2012 г.). «Сахара: барьер или коридор? Неметрические черепные черты и биологическое сходство популяций Северной Африки в позднем голоцене» . Американский журнал физической антропологии . 147 (2): 280–292. дои : 10.1002/ajpa.21645 . ISSN 0002-9483 . OCLC 5156510116 . ПМИД 22183688 .
- ^ Пауэр, Роника К.; и др. (2019). «Человеческая мобильность и идентичность: вариации, диета и миграция в отношении гарамантов Фацзана» . Захоронения, миграция и идентичность в Древней Сахаре и за ее пределами . Издательство Кембриджского университета. стр. 134–161. ISBN 9781108474085 . OCLC 1108755670 .
- ^ Бленч, Роджер (2006). «Афроазиатский язык: распространение афроазиатского языка и история его классификации» . Археология, язык и африканское прошлое . АльтаМира Пресс. п. 155. ИСБН 9780759104662 . OCLC 62281704 . S2CID 162052805 .
- ^ Вернер, Луи (май 2004 г.). «Забытое пустынное королевство Ливии» . АрамкоУорлд . 55 (3): 8–13.
- ^ Бленч, Роджер (14 февраля 2019 г.). «Лингвистическая предыстория Сахары» . Захоронения, миграция и идентичность в Древней Сахаре и за ее пределами . Издательство Кембриджского университета. п. 446. дои : 10.1017/9781108634311.014 . ISBN 978-1-108-47408-5 . S2CID 197854997 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бельмонте, Хуан Антонио; Стефан, Цезарь; Перера Бетанкорт, Мария Антония; Марреро, Рита. « Археоастрономия в Сахаре: гробницы гарамантов в Вади-эль-Агиал, Феццан, Ливия ». В: Приложение к журналу истории астрономии , Vol. 33, 2002.
- Борг, Виктор Пол. «Гарамантес-хозяева Сахары». Географический, Том. 79, август 2007 г.
- Кэмпс, Габриэль. Гараманты, возничие и строители в древнем Феццане. Архивировано 18 октября 2014 г. в Wayback Machine . Клио.фр (2002).
- Гирон, Имонн . Сахара: история культуры . Signal Books, Великобритания, 2011. Oxford University Press , США, 2011.
- Смит, Ричард (декабрь 2003 г.). «Что случилось с древними ливийцами? Преследование источников по Сахаре от Геродота до Ибн Халдуна» . Журнал всемирной истории . 14 (4): 459–500. дои : 10.1353/jwh.2003.0060 . JSTOR 20079240 . S2CID 143724552 . Архивировано из оригинала 17 апреля 2017 г. .
- Брин Мор Классический обзор Дэвида. Дж. Маттингли (редактор), Археология Фаззана. Том 2. Справочник сайта, керамика и другие находки исследований. Монография Общества ливийских исследований 7. Лондон: Общество ливийских исследований и Департамент древностей Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахарии, 2007. Стр. XXIX, 522, рис. 760, таблицы 37. ISBN 1-900971-05-4 .
- Карим Садр (рецензент): Кем были гараманты и что с ними стало? Археология Фазана. Том I: Синтез. Под редакцией Дэвида Дж. Мэттингли. Лондон: Общество ливийских исследований и Триполи: Департамент древностей, 2003. ( ISBN 1-90097-102-X ) Обзор в Журнале африканской истории (2004), 45: 492-493
- Уайт, Кевин; Мэттингли, Дэвид Дж. (январь – февраль 2006 г.). «Древние озера Сахары» . Американский учёный . 94 (1): 58–65. дои : 10.1511/2006.57.983 . ISSN 0003-0996 . .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- romansonline.com. Архивировано 20 июля 2011 г. в Wayback Machine : классические латинские тексты со ссылкой на гарамантов.
- Статья на LiveScience.com - о «затерянных городах», построенных гарамантами в Ливии, большинство из которых датируются периодом с 1 по 500 год нашей эры, 7 ноября 2011 г.
- гараманты