Jump to content

гараманты

(Перенаправлено с Гараментеса )
Карта Римской империи при Адриане (правил в 117–138 гг. н. э.), показывающая расположение царства Гарамантов провинции в пустынных регионах к югу от римской проконсульской Африка ( Тунис , Ливия ).

Гараманты латынь ( древнегреческий : Γαράμαντες , латинизированный : Garámantes ; . : Garamantes ) были древними народами, которые, возможно, произошли от берберских племен, племен тубу и сахарских скотоводов [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] которые поселились в регионе Феццан по крайней мере к 1000 г. до н.э. [ 4 ] и основал цивилизацию, которая процветала до своего конца в конце 7 века нашей эры. [ 5 ] Гараманты впервые стали крупной региональной державой в середине II века нашей эры и основали королевство, простиравшееся примерно на 180 000 км. 2 (70 000 квадратных миль) в регионе Феццан на юге Ливии. Их рост и расширение основывались на сложной и обширной системе каналат ирригационной (берберский: фоггарас ), которая поддерживала сильную сельскохозяйственную экономику и большое население. Впоследствии они создали первое городское общество в крупной пустыне , центр которой не был сосредоточен в речной системе; В их крупнейшем городе, Гараме , проживало около четырех тысяч человек, а еще шесть тысяч проживали в прилегающих пригородных районах. [ 1 ] На пике своего развития Гарамантийское королевство установило и поддерживало « уровень жизни, намного превосходящий уровень жизни любого другого древнего сахарского общества». [ 1 ] и состоял из «блестящих фермеров, находчивых инженеров и предприимчивых торговцев, которые создали замечательную цивилизацию». [ 1 ]

Происхождение и предыстория

[ редактировать ]

Гараманты, возможно, произошли от либико-берберских племен, племен тубу и скотоводов Сахары . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] которые поселились в районе Феццана по крайней мере к 1000 г. до н.э. [ 4 ] В Такаркори каменном убежище народы Последнего Пасторали реструктурировали свое общество и создали места захоронений для нескольких сотен человек, которые содержали неместные предметы роскоши и архитектуру барабанного типа в 3000 году до нашей эры, что открыло путь для развития Гарамантийского королевства. [ 6 ] Последние скотоводческие народы также находились в контакте с гарамантами, которые позже приобрели монополию на оазисную экономику южного региона Ливии . [ 7 ] Люди культуры Тичитт на юго-востоке Мавритании , возможно, также внесли вклад в внутреннюю архитектуру и керамику в гарамантскую культуру, возможно, из-за присутствия сахельских женщин в гарамантском обществе в результате смешанных браков. [ 8 ] Практика «увольнения» женщин с юга также приписывалась гарамантам, а также более поздним группам населения, таким как туареги и тебу . [ 9 ]

Фрагмент Злитенской мозаики, найденной на вилле Дар-Бук-Аммера, изображающий казнь гарамантских пленников посредством Damnatio ad Bestias в амфитеатре Лептис-Магна , ок. 70 г. н.э.

Самые ранние известные письменные упоминания о гарамантах датируются V веком до нашей эры. [ 1 ] Геродот включает гарамантов в свое описание древних ливийских племен, описывая их как «очень великую нацию», которая пасла скот и выращивала финики. [ 10 ] По словам Геродота, гараманты использовали колесницы, запряженные четырьмя лошадьми, для охоты на « троглодитов эфиопов- ». [ 11 ] Геродот утверждает, что «ливийцы на севере и эфиопы на юге Ливии — аборигены, финикийцы и греки — более поздние поселенцы»; Ливия — греческое название Африки к западу от Нила . [ 12 ] [ 13 ]

Помимо Геродота, исторические упоминания о гарамантах встречаются и в нескольких других греко-римских источниках. Проведя всесторонний обзор цитат о гарамантах из различных источников, включая Страбона, Арнобиус Адв. Гентес, Птолемей и Солин, Дэвид Маттингли и др. (2003) пришел к выводу:

Очевидно, что некоторые римские писатели считали, что некоторые гараманты были негроидами или очень темнокожими , в то время как другие считали их по существу связанными с берберскими народами . Эта смешанная картина, скорее всего, отражает древнюю действительность... Судя по одним только источникам, вполне вероятно, что гараманты включали в себя смесь расовых типов : берберов, негров различных уровней и смешанных браков . [ 14 ]

Римские изображения описывают гарамантов как людей с ритуальными шрамами и татуировками . Тацит писал, что они помогали мятежнику Такфарину и совершали набеги на римские прибрежные поселения. [ 15 ] По словам Плиния Старшего , в ответ на непрерывные набеги гарамантов Луций Корнелий Бальб и другие римляне захватили пятнадцать их поселений в 19 г. до н.э. В 202 году нашей эры Септимий Север захватил столицу Гараму. [ 16 ]

Упадок гарамантийской культуры мог быть связан с ухудшением климатических условий или чрезмерным использованием водных ресурсов. [ 17 ] Современная пустыня в Сахаре когда-то была сельскохозяйственными угодьями довольно хорошего качества, которые были дополнительно улучшены за счет гарамантийской ирригационной системы. Поскольку ископаемая вода является невозобновляемым ресурсом , за несколько столетий существования Гарамантийского царства уровень грунтовых вод упал, [ 18 ] тем самым способствуя его концу в конце 7 века нашей эры. [ 5 ]

Общество и культура

[ редактировать ]
Расположение гарамантов в Феццане ок. 600 г. н.э., до исламского завоевания .

В 1960-х годах археологи раскопали часть столицы гарамантов в современной Джерме (расположенной примерно в 150 км к западу от современного Сабхи ) и назвали ее Гарама (более ранняя столица Зинкекара располагалась недалеко от поздней Гарамы). Текущие исследования показывают, что у Гарамантов было около восьми крупных городов, три из которых были исследованы по состоянию на 2004 год. Кроме того, у них было большое количество других поселений. В Гараме проживало около четырех тысяч человек, и еще шесть тысяч проживали в деревнях в радиусе 5 км. На всей территории вади могло проживать до 50 000 человек. [ 19 ]

Никита и др. (2011) указали, что скелеты гарамантов не указывают на регулярные военные действия или напряженную деятельность. Никита и др. (2011) утверждает: «Гараманты демонстрировали низкий половой диморфизм верхних конечностей, что соответствует закономерности, обнаруженной у сельскохозяйственных популяций, и подразумевает, что участие самцов в военных и строительных работах не было особенно интенсивным. [...] Гараманты не оказались систематически более выносливыми, чем другие популяции Северной Африки, обитающие в менее суровых условиях, что указывает на то, что жизнь в Сахаре не требовала особенно напряженной повседневной деятельности». [ 20 ]

Руины Гарамы, одного из крупнейших поселений.

Археологические руины, связанные с Гарамантийским королевством, включают многочисленные гробницы, форты и кладбища. Гараманты построили сеть туннелей и шахт для добычи ископаемой воды из-под слоя известняка под песком пустыни. Датировка этих фоггар оспаривается: они появляются между 200 г. до н.э. и 200 г. н.э., но продолжали использоваться, по крайней мере, до VII века, а возможно, и позже. [ 21 ] Сеть туннелей известна берберам как Фоггарас . Эта сеть позволила процветать сельскому хозяйству и использовала систему рабского труда для его поддержания. [ 1 ]

Рейдерство рабов

[ редактировать ]

На основе рассказа Геродота о гарамантах, преследующих « троглодитов эфиопов- », [ 22 ] Соня Магнавита и Карлос Магнавита (2018) заявили:

Те, кто дословно принимает рассказ Геродота, возможно, будут разочарованы тем, что он хранит молчание о живых товарах, потенциально добавляемых к этому золоту (таких как люди, то есть рабы), но другие части его текста удобно интерпретируются с точки зрения набегов и торговли рабами: гараманты охотились на быстроногих эфиопских троглодитов на четверных колесницах. Хотя колесницы идентифицируются как наскальные рисунки Сахары, троглодиты остаются загадочными. Хотя в древнегреческом тексте не уточняется, были ли эти охоты набегами рабов или нет, а также где они на самом деле имели место, частая переинтерпретация этого отрывка текста способствовала созданию мифа о набегах рабов из Сахары на чернокожих африканцев в классические времена. Сцена – охота на боевых колесницах – дает повод для некоторых спекуляций. Охоту на людей с иными целями, чем порабощение, по общему признанию, трудно себе представить, но, тем не менее, ее следует принимать во внимание, пока преобладают спекуляции. [ 23 ]

Биологическая антропология

[ редактировать ]

Джузеппе Серджи (1951) проанализировал останки человеческих скелетов из Феццана, датируемые концом пастырского периода до римского периода в первых веках нашей эры. Серджи пришел к выводу, что гараманты в основном принадлежали к « средиземноморскому » типу, подобно современным берберам, которых он назвал «евроафриканцами». Он также обнаружил приток « негроидных » типов и рост «смешанных» типов, датируемых главным образом римским периодом. [ 24 ] В обзоре скелетных данных, проанализированных Сержи, MC Chamla (1968) обнаружил, что 46,6% особей принадлежали к «евроафриканскому» типу (тесно родственному берберам), 26,6% принадлежали к смешанному евроафриканско-негроидному типу и 26,6% были «более преимущественно негроидного» типа. [ 25 ]

По данным Дэвида Маттингли и др. (2003):

В гарамантах проживала значительная часть светлокожих ливийцев, и по крайней мере некоторые из этих людей были похоронены в монументальных могилах. Эта картина отличается от ситуации в Сахаре в позднем неолите, поскольку работа Чамлы предполагает более высокую долю негроидных типов в тот период, что может свидетельствовать о том, что создание гарамантийской цивилизации включало миграцию по крайней мере некоторой части населения. из регионов на север или северо-восток. На кладбищах содержится значительное количество (более 50 процентов) лиц либо смешанной крови, либо полной негритянской физиономии. Некоторые из этих людей, возможно, находились в более бедных могилах, но не все, что позволяет предположить, что некоторые люди смешанной расы или чернокожие занимали видное место в гарамантийском обществе. Учитывая литературные свидетельства о набегах гарамантов на своих «эфиопских» соседей, вполне вероятно, что некоторые из присутствовавших негров были рабами или потомками рабов. Сохранение сильных ненегроидных черт в позднем и постгарамантском контексте, по-видимому, указывает на то, что смешение рас не было полностью открытым и могло быть структурировано внутри гарамантийского общества. [ 26 ]

Франческа Риччи и др. (2013) проанализировали образцы скелетов из гарамантской стоянки Февет в Феццане и обнаружили, что они были похожи на средиземноморский «евроафриканский» тип, определенный Сержи, но с некоторыми свидетельствами потока генов из (вероятно) популяций к югу от Сахары, «аналогично на что Сержи (1951) предложил обсудить возможную гибридизацию между «средиземноморской» группой I и « негроидной » группой IV». Этот поток генов был более очевиден в женских скелетах, что позволяет предположить приток неместных женщин, возможно, из региона Сахеля . [ 24 ] [ 27 ]

Марта Мирасон Лар и др. (2010) провели исследование скелетов из Феццана, датируемых римской эпохой, и обнаружили, что скелеты наиболее тесно группировались с неолитическими сахельскими образцами из Чада , Мали и Нигера и, во вторую очередь, с римскими египтянами из Александрии и нубийцами из Солеба. Образцы I тысячелетия до н.э. из Алжира и Туниса были несколько более отдаленными, но все же довольно близкими к скелетам Феццана. Лар и др. пришел к выводу, что гараманты имели связи как с Сахелем , так и с Северной Африкой . [ 28 ]

Ефтимия Никита и др. (2011) исследовали биологическое сходство гарамантов с использованием краниальных неметрических признаков и средней меры дивергенции и Махаланобиса D (2). Их сравнивали с другими народами Северной Африки, включая египтян, алжирцев, тунисцев и суданцев, примерно того же времени, что и они. В целом были идентифицированы три группы: (1) гараманты, (2) Гиза и Керма и (3) Солеб, александрийцы, алжирцы и карфагеняне. Анализ пришел к выводу, что гараманты были изолированы, а Сахара играла роль барьера для потока генов. Расстояние между гарамантами и их соседями было большим, а численность населения казалась исключением. [ 29 ]

Останки молодой женщины из Африки к югу от Сахары , датированные I тысячелетием до нашей эры и имевшие пробку на губе , связанную с африканскими группами Сахеля, были похоронены среди других африканцев к югу от Сахары, которые были частью гетерогенного гарамантского населения. Пауэр и др. (2019) утверждает: «Этот орнамент демонстрирует, что некоторые люди-гараманты разделяли аспекты своей материальной культуры с сахельскими обществами в более широком смысле, либо через миграцию, либо через контакты, в то время как их захоронение на кладбищах гарамантов показывает их интеграцию в нормативные погребальные ритуалы современного гарамантского общества. Сочетание морфометрических и изотопных исследований еще больше подтверждает мнение о том, что гарамантское общество включало людей различного географического происхождения, некоторые из которых, возможно, принадлежали к первому поколению. Транссахарские мигранты». Краниометрические результаты также выявили еще одну подгруппу гарамантов, похороненных в Вади-эль-Аджале, с морфологией, широко наблюдаемой среди Средиземноморский народ . [ 30 ]

Лингвист Роджер Бленч (2006) заявил: «Гараманты, чья империя в ливийском Феццане была свергнута римлянами, писали ливийским письмом , хотя у нас нет доказательств того, что они говорили на берберском языке. О том, что они говорили, можно только догадываться; наиболее вероятная гипотеза — нило-сахарский язык, родственный либо сонгаю , либо теде — современному языку Тибести » . [ 31 ]

Гараманты, возможно, использовали почти не поддающуюся расшифровке форму прото-Тифинаг . [ 32 ] Бленч (2019) утверждает:

Одним из наиболее проблемных аспектов является язык и надписи, приписываемые гарамантам... Места в окрестностях Джармы, гарамантской столицы территории, ныне известной как Фацзан, содержат множество надписей (рис. 14.7). 67 Их находят вырезанными или нарисованными на темно-серых амфорах в гробницах гарамантских кладбищ, таких как Саниат бин Хувайди.68 Недавний проект под эгидой Британской библиотеки оцифровал большинство известных надписей, и они описаны в Биагетти и др.69 Хотя надписи выполнены берберскими буквами, лишь некоторые из них поддаются расшифровке. Были предложены различные причины этого; либо сообщения были намеренно закодированы, чтобы их могли понять только конкретные читатели. С другой стороны, они могли иметь «игровой» характер. Самая интересная возможность состоит в том, что они были написаны на неберберском языке, возможно, на нило-сахарском или на каком-то неизвестном языке. [ 33 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Киз, Дэвид (март 2004 г.). «Королевство песков» . Археология . 57 (2): 24–29. JSTOR   41780888 . S2CID   192632153 .
  2. ^ Перейти обратно: а б Маттингли, диджей, изд. (2003). Археология Фацзана, Том 1: Синтез . Департамент древностей, Триполи. Общество ливийских исследований. ISBN  9781900971027 .
  3. ^ Перейти обратно: а б Кирван, LP (1 ноября 1934 г.). «Христианство и Коран». Журнал египетской археологии . Том. 20. Sage Publications, Ltd., стр. 201–203. дои : 10.2307/3854742 . ISSN   0307-5133 . JSTOR   3854742 . S2CID   192397071 .
  4. ^ Перейти обратно: а б Ливерани, Марио (1 октября 2003 г.). Засушливые земли в римские времена. Материалы международной конференции (Рим, 9-10 июля 2001 г.) . All'Insegna del Giglio. ISBN  978-88-7814-266-4 .
  5. ^ Перейти обратно: а б Макдугалл, Э. Энн (25 февраля 2019 г.). «Сахарские народы и общества» . Оксфордская исследовательская энциклопедия истории Африки . Оксфордские исследовательские энциклопедии. doi : 10.1093/acrefore/9780190277734.013.285 . ISBN  978-0-19-027773-4 . S2CID   159184437 .
  6. ^ Ди Лерния, Савино; Тафури, Мэри Энн (март 2013 г.). «Постоянные места смерти и мобильные ориентиры: голоценовый морг и изотопная запись из Вади Такаркори (юго-запад Ливии)» . Журнал антропологической археологии . 32 : 3–5, 8–14. дои : 10.1016/J.JAA.2012.07.002 . hdl : 11573/491908 . ISSN   0278-4165 . OCLC   5902856678 . S2CID   144968825 . Еще один важный сдвиг зафиксирован примерно 3000 лет назад: сильно формализованная архитектура (барабанного типа), повышенная плотность (могильники из нескольких сотен гробниц) и погребальный инвентарь (включая экзотические предметы и престижные предметы) свидетельствуют о глубокой реорганизации Последнего пастырского общества, в конечном итоге что привело к возникновению гарамантского государства (Кастелли и др., 2005; Кастелли и Ливерани, 2005; Биагетти и ди Лерния, 2008; Маттингли и др., 2010).
  7. ^ Кейта, Шомарка (1 января 2010 г.). «Краткое введение в геохимический метод, используемый для оценки миграции в биологической антропологии» . История миграции в мировой истории: междисциплинарные подходы . Брилл. стр. 57–72. ISBN  9789004186453 . OCLC   457129864 .
  8. ^ Мори, Люсия; и др. (октябрь 2013 г.). Жизнь и смерть в Фьюете . Издания Под знаменем Лилии. п. 381. дои : 10.1400/220016 . ISBN  9788878145948 . OCLC   881264296 . S2CID   159219731 . «Следует отметить сходство гарамантской традиционной архитектуры, а также керамики, описанной в предыдущем абзаце, с западноафриканской культурой Дхар Тичитта. Разница в хронологии: Тичитт старше гарамантов и фактически современник Последнего периода. Пастырская фаза может указывать на роль первого в формировании второго. Здесь мы имеем дело не с простой ассимиляцией тикиттских черт в гарамантийской культуре, а с ассимиляцией тихиттских черт в гарамантийской культуре. их реконцептуализация для создания новых результатов [...] это идеально соответствует тому, что ранее предлагалось в отношении гарамантской домашней архитектуры и гончарного производства (гипотеза о том, что гарамантская керамика изготавливалась сахельскими женщинами, присутствующими в местных общинах, в результате смешанные браки уже были предложены Гатто в 2005 году).
  9. ^ Ди Лерния, Савино; Манзи, Джордж, ред. (2002). Песок, камни и кости. Археология смерти в долине Вади Танеззуфт (5000–2000 лет назад) . У Знака отличия Лилии. п. 291. ИСБН  88-7814-281-6 . В конце 3-го тысячелетия до нашей эры, особенно на кладбище Тахала, мы имеем генетические признаки заметного притока женщин к югу от Сахары по сравнению с мужчинами: это можно осторожно связать с растущей экзогамией этих скотоводческих групп. Более того, «черный» пул стран к югу от Сахары гипотетически можно рассматривать как первое свидетельство практики привлечения женщин из самых южных территорий. Эта практика продолжалась тысячелетиями: по мнению историков, гараманты грабили женщин с юга, и эта привычка была довольно распространена до последних столетий, особенно среди популяций туарегов и тебу (например, Fantoli 1933).
  10. ^ Геродот. «Книга IV». Истории .
  11. ^ Геродот (1910). История Геродота . Дж. М. Дент. п. 183. ИСБН  9780404541408 . OCLC   1597464 . S2CID   161943748 .
  12. ^ Геродот. «Книга II, глава 16». Истории . Если же наше суждение об этом верно, то ионийцы заблуждаются относительно Египта; но если их мнение верно, то ясно, что они и остальные греки не могут правильно считать, когда делят всю землю на три части: Европу, Азию и Ливию; они должны добавить к ним еще четвертую часть, Дельту Египта, если она не принадлежит ни Азии, ни Ливии; ибо, как они показывают, Нил не является рекой, разделяющей Азию и Ливию; Нил разделяется под крайним углом этой дельты, так что эта земля должна находиться между Азией и Ливией.
  13. ^ Страбон. «Книга II, Глава 5:26». География . Теперь, когда вы плывете в пролив у Столпов, Ливия лежит от вас по правую руку до течения Нила, а по левую руку от вас, через пролив, лежит Европа до Танаиса. И Европа, и Ливия заканчиваются в Азии.
  14. ^ Археология Фазана / Под ред. Дэвид Дж. Мэттингли. 1: Синтез . Лондон: Общество ливийских исследований. 2003. с. 89. ИСБН  978-1-900971-02-7 .
  15. ^ Фадж, JD; Оливер, Роланд Энтони (1975). Кембриджская история Африки . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-21592-3 .
  16. ^ Бирли, Энтони Р. (1999) [1971]. Септимий Север: африканский император . Рутледж . п. 153. дои : 10.4324/9780203028599 . ISBN  0-415-16591-1 . OCLC   50482171 . S2CID   238180946 .
  17. ^ Бомонт, Питер (5 ноября 2011 г.). «Падение Каддафи открывает новую эру для утраченной цивилизации Сахары» . Хранитель . Проверено 21 июня 2019 г.
  18. ^ Фентресс, Э.; Уилсон, А. (февраль 2016 г.). «Сахарская берберская диаспора и южные границы вандалов и византийской Северной Африки» . Северная Африка под властью Византии и раннего ислама, ок. 500 – ок. 800 . Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукса. стр. 41–63. ISBN  9780884024088 . OCLC   900332363 .
  19. ^ Археология, Современный мир (7 января 2005 г.). «Гарама: древняя цивилизация в Центральной Сахаре» . Мировая археология .
  20. ^ Никита, Ефтимия; и др. (2011). «Схемы активности в пустыне Сахара: интерпретация, основанная на геометрических свойствах поперечного сечения» . Американский журнал физической антропологии . 146 (3): 423–434. дои : 10.1002/ajpa.21597 . ISSN   0002-9483 . ПМИД   21953517 . S2CID   1794284 .
  21. ^ Маттингли, Дэвид (2003). Археология Фацзана: географический справочник, керамика и другие исследовательские находки . Общество ливийских исследований. стр. 1–520. ISBN  9781900971058 . OCLC   749919245 .
  22. ^ Геродот (1910). История Геродота . Дж. М. Дент. п. 183. ИСБН  9780404541408 . OCLC   1597464 . S2CID   161943748 .
  23. ^ Магнавита, Соня; Магнавита, Карлос (18 июля 2018 г.). «Не все то золото, что блестит: лицом к лицу с мифами о древней торговле между Северной Африкой и странами Африки к югу от Сахары» . Пейзажи, источники и интеллектуальные проекты прошлого Западной Африки . Брилл. п. 26. дои : 10.1163/9789004380189_003 . ISBN  9789004380189 . OCLC   1041204346 . S2CID   201331821 .
  24. ^ Перейти обратно: а б Риччи, Франческа; Тафури, Мэри Энн; Винченцо, Фабио (2013). «Образец человеческого скелета из Фьюета» . В Мори, Люсия (ред.). Жизнь и смерть сельской деревни в «Гарамантян Таймс». Археологические исследования в оазисе Фьюет (Ливийская Сахара) . Edizioni All'Insegna del Giglio. стр. 319–362. ISBN  978-88-7814-594-8 .
  25. ^ Мэттингли, Дэвид; Эдвардс, Дэвид (2003). «Религиозно-погребальные сооружения» . В Мэттингли, ди-джей (ред.). Археология Фацзана, Том 1: Синтез . Департамент древностей, Триполи. Общество ливийских исследований. стр. 232–233. ISBN  9781900971027 .
  26. ^ Мэттингли, Дэвид; Эдвардс, Дэвид (2003). «Религиозно-погребальные сооружения» . В Мэттингли, ди-джей (ред.). Археология Фацзана, Том 1: Синтез . Департамент древностей, Триполи. Общество ливийских исследований. п. 233. ИСБН  9781900971027 .
  27. ^ Мори, Люсия; Гатто, Мария; Риччи, Франческа (2013). «Жизнь и смерть в Фьюете» . В Мори, Люсия (ред.). Жизнь и смерть сельской деревни в «Гарамантян Таймс». Археологические исследования в оазисе Фьюет (Ливийская Сахара) . Edizioni All'Insegna del Giglio. стр. 375–387. ISBN  978-88-7814-594-8 .
  28. ^ Никита, Ефтимия; и др. (2010). «Останки человеческого скелета» . Археология Фацзана: Раскопки К. М. Дэниелса . Общество ливийских исследований. стр. 375–408. дои : 10.2307/j.ctv2m7c4xg.16 . ISBN  9781900971027 . JSTOR   j.ctv2m7c4xg.16 . OCLC   749919245 .
  29. ^ Никита, Ефтимия; и др. (1 февраля 2012 г.). «Сахара: барьер или коридор? Неметрические черепные черты и биологическое сходство популяций Северной Африки в позднем голоцене» . Американский журнал физической антропологии . 147 (2): 280–292. дои : 10.1002/ajpa.21645 . ISSN   0002-9483 . OCLC   5156510116 . ПМИД   22183688 .
  30. ^ Пауэр, Роника К.; и др. (2019). «Человеческая мобильность и идентичность: вариации, диета и миграция в отношении гарамантов Фацзана» . Захоронения, миграция и идентичность в Древней Сахаре и за ее пределами . Издательство Кембриджского университета. стр. 134–161. ISBN  9781108474085 . OCLC   1108755670 .
  31. ^ Бленч, Роджер (2006). «Афроазиатский язык: распространение афроазиатского языка и история его классификации» . Археология, язык и африканское прошлое . АльтаМира Пресс. п. 155. ИСБН  9780759104662 . OCLC   62281704 . S2CID   162052805 .
  32. ^ Вернер, Луи (май 2004 г.). «Забытое пустынное королевство Ливии» . АрамкоУорлд . 55 (3): 8–13.
  33. ^ Бленч, Роджер (14 февраля 2019 г.). «Лингвистическая предыстория Сахары» . Захоронения, миграция и идентичность в Древней Сахаре и за ее пределами . Издательство Кембриджского университета. п. 446. дои : 10.1017/9781108634311.014 . ISBN  978-1-108-47408-5 . S2CID   197854997 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f96d1d254ae99811996149aa93636c42__1724524740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f9/42/f96d1d254ae99811996149aa93636c42.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Garamantes - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)