Джим Шеддан
Джим Шеддан | |
---|---|
![]() Шеддан в 1944 году | |
Псевдоним(а) | Джим |
Рожденный | Ваймате , Кентербери, Новая Зеландия | 3 марта 1918 г.
Умер | 9 декабря 2010 г. Хеленсвилл , Новая Зеландия | (92 года)
Верность | Новая Зеландия |
Услуга/ | Королевские ВВС Новой Зеландии (1941–1946) |
Классифицировать | Командир эскадрильи |
Команды | № 486-я эскадрилья |
Битвы/войны | |
Награды | Заслуженный летный крест |
Корнелиус Джеймс Шеддан , DFC (3 марта 1918 - 9 декабря 2010) был летным асом Королевских ВВС Новой Зеландии (RNZAF) во время Второй мировой войны . Ему приписывают уничтожение пяти с половиной немецких самолетов, а также семи летающих бомб Фау-1 .
Шеддан родился в Ваймате и поступил на службу в RNZAF в апреле 1941 года. После завершения летной подготовки его направили в Соединенное Королевство для службы в Королевских ВВС (RAF). У него были короткие командировки в 485-ю эскадрилью и в 1-й эскадрилью доставки, прежде чем в сентябре 1942 года его отправили в 486-ю эскадрилью . После высадки в Нормандии он много летал во время операций британских ВВС по перехвату летающих бомб Фау-1, запущенных в Англии. Как только угроза со стороны Фау-1 отступила, эскадрилья вылетела на поддержку наступления союзников в Нидерланды , а затем в Германию. Он был командиром 486-й эскадрильи на заключительном этапе войны до ее расформирования в сразу послевоенный период. Вернувшись к гражданской жизни в апреле 1946 года, он занимался сельскохозяйственными работами и борьбой с вредителями. Он вышел на пенсию в 1980-х годах и написал автобиографию, которая была опубликована в 1993 году.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Корнелиус Джеймс Шеддан, известный как Джим, родился 3 марта 1918 года в Ваймате , в Кентербери , Новая Зеландия. Его семья была фермерами в этом районе. Когда в апреле 1941 года он поступил на службу в Королевские ВВС Новой Зеландии (RNZAF), он работал трактористом. [ 1 ] [ 2 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]После завершения летной подготовки Шеддан был отправлен в Соединенное Королевство для службы в Королевских ВВС (RAF). Прибыв в декабре 1941 года, он отправился в отряд оперативной подготовки № 57 на базе британских ВВС в Хавардене для тренировок на истребителях . Затем его направили в 485-ю эскадрилью в Редхилле , которая в основном укомплектована новозеландским летным составом. [ 3 ] Шеддан был склонен к плохой дисциплине и чрезмерному употреблению алкоголя, и он присутствовал в эскадрилье лишь короткое время, прежде чем столкнулся с ее командиром. Его перевели в рейс доставки № 1 , где он перевозил различные самолеты в эскадрильи группы № 11 . За это время он полюбил истребитель Hawker Typhoon и попросил о переводе в эскадрилью, эксплуатирующую этот тип. [ 3 ] [ 4 ]
Служба в 486-й эскадрилье.
[ редактировать ]В сентябре 1942 года Шеддан был должным образом направлен в 486-ю эскадрилью , оснащенную «Тайфуном» , летный состав которой состоял в основном из новозеландцев. [ 3 ] В то время он участвовал в нападениях на немецкие корабли, рейдах на аэродромы Люфтваффе во Франции, ведении ночных боев и поиске спасательных операций в воздухе и на море. [ 5 ]
3 октября следующего года «Тайфун» Шеддана был поврежден зенитным огнем, когда он выполнял миссию во Франции. [ 4 ] Вынужденный бросить свой «Тайфун» в Северном море у берегов Франции, в результате он получил ряд травм лица. [ 6 ] Проведя 19 часов в надувной лодке, его подобрал Supermarine Walrus гидросамолет , который заметил его дрейфующим у французского побережья. [ 2 ] [ 7 ] Из-за сильного волнения на море «Морж» потерял поплавок левого крыла при попытке взлететь. Шеддану и одному из членов экипажа «Моржа» пришлось перебраться на правое крыло, чтобы действовать как противовес и компенсировать недостающий поплавок, когда самолет начал рулить по поверхности моря в сторону Англии. В конце концов его встретил «воздух-море» спасательный катер и отбуксировали остаток пути в безопасное место. [ 7 ]
Весной 1944 года 486-я эскадрилья начала переоборудование в истребители Hawker Tempest и начала летные операции во Франции в рамках подготовки к предстоящей высадке в Нормандии . Поскольку «Темпест» был самым быстрым истребителем Королевских ВВС на тот момент, когда немцы начали запускать летающие бомбы Фау-1 по Соединенному Королевству в июне 1944 года, 486-й эскадрилье было поручено перехватить их в рамках ВВС Великобритании . противодействия этой угрозе [ 8 ] Шеддан отвечал за сбитие ряда летающих бомб Фау-1 в период с июня по август. Однажды он был легко ранен, когда ему пришлось совершить вынужденную посадку в Незерфилде после того, как его самолет был поврежден при сбивании летающей бомбы. [ 3 ] Во время месячного выздоровления в больнице он встретил свою будущую жену. [ 9 ] Вскоре после этого ему сделали операцию по удалению кисты на одном веке, которая влияла на его зрение. Это сделал лондонский врач, а не врачи Королевских ВВС, чтобы он мог избежать риска быть отстраненным от полетов. [ 10 ]

Шеддан был назначен летным офицером в сентябре 1944 года, а в конце месяца эскадрилья перебазировалась на аэродром Фолькель в Нидерландах, где начала летные операции в составе Вторых тактических воздушных сил . [ 3 ] [ 11 ] 1 января 1945 года Люфтваффе начали операцию «Боденплатте» — скоординированный удар по аэродромам союзников в Нидерландах. Большая часть эскадрильи находилась в воздухе во время атаки и, вернувшись, обнаружила атакуемого Фолькеля. Шеддан заметил к северо-востоку от аэродрома группу немецких истребителей, которую он преследовал. В итоге он сбил истребитель «Фокке-Вульф Fw 190» к северу от Венло . [ 3 ] [ 12 ] Вместе с двумя другими пилотами он участвовал в уничтожении Dornier Do 217 среднего бомбардировщика , когда тот пытался приземлиться на базе Люфтваффе в Падерборне 2 февраля. [ 3 ] [ 13 ]
Эскадрилья вылетела на поддержку переправы через Рейн 23 марта, отбивая зенитные орудия, стрелявшие по планерам союзников, участвовавшим в операции. На следующий день Шеддан уничтожил Fieseler Fi 156 Storch . Однако его ведомый погиб во время боя, и Шеддан был настолько расстроен, что так и не подал официальную заявку на Fi 156. [ 14 ] он сбил два Junkers Ju 87 пикирующих бомбардировщика возле Штольценау . 6 апреля [ 3 ] [ 15 ] Он уничтожил Fw 190, с которым столкнулся, когда его подразделение обстреливал поезда возле Людвигслуста 14 апреля. Позже в тот же день во время другого вылета он возглавил два полета по обстрелу аэродрома недалеко от Пархима ; он участвовал в уничтожении трех бомбардировщиков Junkers Ju 88, которые он и его ведомый поймали на земле. [ 16 ] Двумя днями позже он вместе с другим пилотом одержал воздушную победу над Fw 190. [ 3 ] Позже в том же месяце ему было присвоено звание лейтенанта звена и поручено командовать одним из звеньев эскадрильи. 1 мая он был назначен командиром эскадрильи и назначен командиром 486-й эскадрильи. [ 17 ] На следующий день он записал свою последнюю воздушную победу, помогая сбить четырехмоторную летающую лодку недалеко от Гросценброде . [ 3 ] [ Примечание 1 ] В июне 1945 года он был награжден Крестом за выдающиеся заслуги перед летчиками ; цитата, опубликованная в The London Gazette, гласила:
Этот офицер продемонстрировал высочайший уровень преданности долгу. Он участвовал в очень большом количестве разнообразных боевых вылетов, в ходе которых был нанесен большой ущерб таким объектам противника, как локомотивы, баржи, промышленные здания и механический транспорт. Однажды летному офицеру Шеддану пришлось сбить свой поврежденный самолет в море. Впоследствии он дрейфовал на лодке в течение 19 часов, прежде чем его спасли. Возобновив полеты, летный офицер Шеддан быстро показал, что этот опыт никоим образом не уменьшил его интерес к бою, и подал прекрасный пример мужества и решимости при отражении атаки. Среди его успехов – уничтожение 3 самолетов противника.
- Лондонская газета , № 37125, 12 июня 1945 г. [ 19 ]
486-я эскадрилья под командованием Шеддана была переведена в Копенгаген в Дании и оставалась там до июля, а затем вернулась в Германию и дислоцировалась в Любеке в составе британских оккупационных сил . Он вернулся в Соединенное Королевство в сентябре, и время Шеддана на посту командующего закончилось 12 октября 1945 года с расформированием эскадрильи. [ 20 ] [ 21 ] Он закончил войну, сбив четыре немецких самолета и приняв участие в уничтожении трех других самолетов, в общей сложности одержав пять с половиной воздушных побед. Ему также приписывают уничтожение семи летающих бомб Фау-1 с долей восьмой. [ 3 ] [ 22 ]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Шеддан оставался на службе в RNZAF до своего увольнения в апреле 1946 года. Затем он был помещен в резерв ВВС до 1973 года. [ 23 ] В гражданской жизни он работал сельскохозяйственным подрядчиком сначала в Ваймате, а затем в заливе Пленти, занимаясь стрижкой и ограждением. Последнее время он работал истребителем вредителей в Вайнуи . Он ушел на пенсию в Хеленсвилл в начале 1980-х годов. [ 2 ] Вместе с Норманом Фрэнксом он написал свою автобиографию, которая была опубликована под названием Tempest Pilot в 1993 году. [ 3 ] Он умер в Хеленсвилле 9 декабря 2010 года, у него остались двое сыновей. [ 2 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ↑ По мнению историка авиации Пола Сортехауга, скорее всего, это был Blohm & Voss Ha 139 . [ 18 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Томпсон 1956 , с. 330.
- ^ Jump up to: а б с д Тимоти, Рани (23 декабря 2010 г.). «Пилот, выживший при посадке самолета, погиб» . Норвестские новости . Вещи . Проверено 1 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Шорс и Уильямс 1994 , с. 543.
- ^ Jump up to: а б Ламберт 2011 , с. 249.
- ^ Митчелл 1945 , с. 161.
- ^ Ламберт 2011 , с. 250.
- ^ Jump up to: а б Ламберт 2011 , с. 251.
- ^ Митчелл 1945 , стр. 168–169.
- ^ Сортехауг 1998 , с. 160.
- ^ Сортехауг 1998 , с. 193.
- ^ Сортехауг 1998 , с. 190.
- ^ Сортехауг 1998 , стр. 205–207.
- ^ Сортехауг 1998 , стр. 215–216.
- ^ Сортехауг 1998 , стр. 229–230.
- ^ Сортехауг 1998 , с. 240.
- ^ Сортехауг 1998 , стр. 244–245.
- ^ Сортехауг 1998 , с. 268.
- ^ Сортехауг 1998 , стр. 270.
- ^ «№37125» . Лондонская газета (Приложение). 12 июня 1945 г. с. 3082.
- ^ Томпсон 1956 , стр. 458–459.
- ^ Сортехауг 1998 , стр. 295–296.
- ^ Сортехауг 1998 , с. 352.
- ^ Хэнсон 2001 , с. 435.
Ссылки
[ редактировать ]- Хэнсон, CM (2001). Такими делами: почести и награды Королевских ВВС Новой Зеландии, 1923–1999 гг . Крайстчерч: Volplane Press. ISBN 0-473-07301-3 .
- Ламберт, Макс (2011). День за днем: новозеландцы в истребительном командовании . Окленд: Издательство HarperCollins. ISBN 978-1-86950-844-9 .
- Митчелл, Алан В. (1945). Новозеландцы в воздушной войне . Лондон: Джордж Г. Харрап и компания OCLC, 1079233416 .
- Шорс, Кристофер; Уильямс, Клайв (1994). Aces High: дань уважения самым выдающимся летчикам-истребителям Великобритании и сил Содружества во Второй мировой войне . Лондон: Груб-стрит. ISBN 1-898697-00-0 .
- Сортехауг, Пол (1998). Дикие ветры: история 486-й истребительной эскадрильи RNZAF ВВС Великобритании . Данидин: Печать Университета Отаго. ISBN 1-877139-09-2 .
- Томпсон, Х.Л. (1956). Новозеландцы с Королевскими ВВС . Официальная история Новой Зеландии во Второй мировой войне 1939–45 . Том. II. Веллингтон: Отделение военной истории. OCLC 300089346 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Люди из Ваймате
- Персонал Королевских ВВС Новой Зеландии
- Новозеландские летающие асы времен Второй мировой войны
- Новозеландские пилоты времен Второй мировой войны
- 1918 рождений
- 2010 смертей
- Руководители эскадрилий Королевских ВВС
- Новозеландские лауреаты Креста за выдающиеся заслуги перед полетами (Великобритания)