фонарь
В архитектуре фонарь ) — ( / ˈ k l ɪər s t ɔːr i / KLEER -stor-ee ; букв. « чистый этаж » , также « чистый этаж» , «ясный этаж» или «overstorey» ; от старофранцузского cler estor это высокий участок стены, который содержит окна выше уровня глаз. Его цель — обеспечить доступ света, свежего воздуха или того и другого.
Исторически фонарь образовывал верхний уровень римской базилики или нефа романской или нефов готической церкви , стены которой возвышаются над линиями крыш нижних и пронизаны окнами.
Лампы освещения использовались в транспортных средствах для обеспечения дополнительного освещения, вентиляции или высоты над головой.
История
[ редактировать ]Древний мир
[ редактировать ]Технология фонаря, по-видимому, зародилась в египетских храмах , где освещение колонного зала достигалось поверх каменных крыш прилегающих нефов через промежутки, оставленные в вертикальных каменных плитах. Фонари появились в Египте, по крайней мере, еще в период Амарны . [ 1 ] В минойских дворцах на Крите, таких как Кносский, использовались световые колодцы . помимо фонарей [ 2 ]
Согласно еврейской Библии , в Храме Соломона были окна фонаря, что стало возможным благодаря использованию высокой наклонной крыши и центрального конька . [ 3 ]
Фонарь использовался в эллинистической архитектуре классической античности . Римляне применяли фонари к базиликам правосудия, а также к подобным базиликам парилкам и дворцам.
Раннехристианские и византийские базилики
[ редактировать ]Раннехристианские церкви и некоторые византийские церкви, особенно в Италии, основаны на римской базилике и сохранили форму центрального нефа , окруженного нижними нефами с каждой стороны. Неф и проходы разделены колоннами или опорами, над которыми возвышается стена с окнами фонаря.
романский период
[ редактировать ]В романский период по всей Европе было построено множество церквей в форме базилики. Многие из этих церквей имеют деревянные крыши с фонарями под ними. Некоторые романские церкви имеют сводчатые потолки без фонаря. Развитие пахового и ребристого свода сделало возможным установку окон фонаря.
Первоначально неф большой церкви с нефами и фонарем имел два уровня: аркадный и фонарный. В романский период между ними был вставлен третий уровень — галерея, названная « трифорий ». Трифорий обычно открывается в пространство под покатой крышей нефа. Это стало стандартной чертой более поздних романских и готических больших аббатских и соборных церквей. Иногда еще одна галерея входила в пространство стены над трифорием и под фонарем. Эта особенность встречается в некоторых поздних романских и ранних готических зданиях во Франции.
Самые старые стеклянные окна фонаря, сохранившиеся до сих пор, относятся к концу одиннадцатого века и найдены в Аугсбургском соборе в Баварии , Германия.
Готический период
[ редактировать ]В небольших церквях окна фонаря могут быть трилистниками или четырехлистниками . В некоторых итальянских церквях они глазные . В большинстве больших церквей они играют важную роль как с точки зрения красоты, так и с точки зрения полезности. Ребристые своды и контрфорсы готической архитектуры сконцентрировали вес и тягу крыши, освободив пространство стены для большего остекления фонаря . Как правило, в готических шедеврах фонарь разделен на пролеты сводчатыми валами, которые продолжают те же высокие колонны, которые образуют аркаду, отделяющую нефы от нефа.
Тенденция от раннего романского периода до периода поздней готики заключалась в том, что уровень фонаря становился все выше, а размер окон становился пропорционально больше по отношению к поверхности стены, что проявляется в таких произведениях, как готическая архитектура Амьенского собора или Вестминстера. Аббатство , где его фонари составляют почти треть высоты интерьера. [ 4 ]
Современные окна-фонарики для энергоэффективных зданий
[ редактировать ]Современные фонари часто определяют как вертикальные окна, расположенные на высоких стенах, простирающиеся от линии крыши и предназначенные для пропуска света и ветра в пространство без ущерба для конфиденциальности. Фабричные здания часто строятся с окнами-фонарями; современные проекты жилья иногда также включают их.
Современные окна фонаря могут играть еще одну особенно важную роль, помимо дневного освещения и вентиляции : они могут быть частью пассивной солнечной стратегии в очень энергоэффективных зданиях ( пассивные дома и здания с нулевым потреблением энергии ). [ 5 ]
С этой целью фонари используются в сочетании с каменными, кирпичными, бетонными и другими массивными стенами и полами, правильно расположенными для хранения солнечного тепла в более жаркое время дня, что позволяет стенам и полу действовать как банк тепла в прохладное время дня. [ 6 ]
Фонарики – в пассивных солнечных стратегиях – должны быть правильно расположены (обычно на солнечной стороне здания) и защищены от летнего солнца линиями крыши, свесами , утопленными толстыми стенами или другими архитектурными элементами, чтобы предотвратить перегрев в сезон охлаждения. .
Транспорт
[ редактировать ]Крыши фонаря были включены в конструкции многих железнодорожных пассажирских вагонов и трамваев ( CE ) / трамваев ( AE & CE ) примерно с 1860 года. [ 7 ] до 1930-х годов. [ 8 ] [ 9 ] Они увеличили дневной свет и вентиляцию, доступную пассажирам.
В США крыша фонаря железной дороги также была известна как «фонарная крыша».
Первые автобусы Pullman в Великобритании имели крышу с фонарем. Они были импортированы из США и собраны в Дерби, где Пуллман основал сборочный завод совместно с Midland Railway , предшественницей Лондонской Midland and Scottish Railway (LMS). Первый вагон, спальный вагон «Мидленд», был собран и готов к испытаниям в январе 1874 года. [ 10 ]
Последними поездами с крытыми фонарями в лондонском метро были поезда Q , которые были выведены из эксплуатации в 1971 году. [ 11 ]
Фонари также использовались в первых британских двухэтажных автобусах , обеспечивая лучшую вентиляцию и высоту в центральном коридоре, а также лучшее освещение . [ 12 ]
Volkswagen Type 2 Kombi, или Transport, обычно называемый Microbus, выпускался в роскошной версии с окнами на заднем плане. VW выпускал Samba с 1961 по 1967 год в нескольких версиях, имевших целых 23 окна, и она высоко ценится коллекционерами.
В Великобритании этот стиль также известен как «крыша Молликрофт», особенно в цыганских караванах, таких как вардос , и других караванах.
См. также
[ редактировать ]- Архитектура соборов и великих церквей
- Готическая архитектура
- Пассивное дневное освещение
- Романская архитектура
- Мансардное окно
- Säteritak , шведский стиль крыши с полосой окон типа фонаря на середине вальмовой крыши.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гвендолин Лейк и Фрэнсис Дж. Кирк, Словарь древней ближневосточной архитектуры , 1988, Routledge, 261 страница ISBN 0-415-00240-0
- ^ К. Майкл Хоган, Полевые заметки Кносса , Современный антиквар (2007)
- ^ Палмер, Эллисон Ли (11 сентября 2008 г.). Исторический словарь архитектуры . Пугало Пресс. п. 267. ИСБН 978-0-8108-6283-8 . Проверено 15 июня 2014 г.
- ^ Симпсон, Фредерик Мур (1922). История архитектурного развития . Лонгманс, Грин и компания. п. 273.
- ^ «Размещение под солнцем: пассивное отопление и дневное освещение». Архивировано 11 июля 2018 года в Wayback Machine . GreenBuildingAdvisor.com
- ^ «Окна Clerestory: преимущества и недостатки» . Дом-энергия.com.
- ^ Коти, Анджела (21 января 2011 г.). «Рельсы Гражданской войны» . Поезда . Кальмбах Медиа . Проверено 18 февраля 2024 г.
registration
: для доступа к источнику необходима бесплатная регистрация. - ^ Хартер, Джим (2005), Мировые железные дороги девятнадцатого века: иллюстрированная история в викторианских гравюрах , издательство Университета Джонса Хопкинса, стр. 248, ISBN 9780801880896
- ^ Киченсайд, GM (1964), Железнодорожные вагоны, 1839-1939 , Ян Аллан, Clerestory Roofs, стр.12
- ^ Рэдфорд, Дж. Б. (1984). Американские вагоны Мидлендской железной дороги . Лондон: Ян Аллан. п. 15 и т. д. ISBN 0-7110-1387-Х .
- ^ «Коллекция Р.У. Кэрролла» . Фликр . 6 мая 2012 года . Проверено 22 июля 2015 г.
- ^ Клэппер, Чарльз Ф. (1984) [1978], Золотой век автобусов , Routledge, с. 16, ISBN 9780710202321
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Изображения вагонов Clerestory (железнодорожные) - примеры девятнадцатого века из более чем 20 стран.