Лонни Джонсон (музыкант)
Лонни Джонсон | |
---|---|
![]() Джонсон в Чикаго, 1941 год. | |
Справочная информация | |
Имя при рождении | Алонзо Джонсон |
Рожденный | Новый Орлеан, Луизиана, США | 8 февраля 1899 г.
Умер | 16 июня 1970 г. Торонто, Канада | (71 год)
Жанры | Джаз , блюз |
Род занятий | Музыкант |
Инструмент(ы) | Гитара, скрипка, вокал |
Этикетки |
Алонсо «Лонни» Джонсон (8 февраля 1899 г.) [1] [2] — 16 июня 1970) — американский блюзовый и джазовый певец, гитарист, скрипач и автор песен. Он был пионером джазовой гитары и джазовой скрипки и признан первым, кто играл на скрипке с электрическим усилителем. [3] [4]
Биография
[ редактировать ]Ранняя карьера
[ редактировать ]Джонсон родился в Новом Орлеане, штат Луизиана, и вырос в семье музыкантов. В детстве он учился игре на скрипке, фортепиано и гитаре, а также научился играть на различных других инструментах, включая мандолину, но на протяжении всей своей профессиональной карьеры он сосредоточился на гитаре. «Вокруг нас была музыка, — вспоминал он, — а в моей семье лучше что-нибудь сыграть, даже если ты просто стучал по консервной банке». [5]
В 1917 году Джонсон присоединился к ревю, которое гастролировало по Англии, а вернувшись домой в 1919 году, обнаружило, что вся его семья, за исключением его брата Джеймса, умерла во время эпидемии гриппа 1918 года . [6]
Он и его брат поселились в Сент-Луисе в 1921 году, где выступали дуэтом. Лонни также работал на речных судах и в оркестре Чарли Крита . Он был хорошим другом Фейта Марабл, но никогда не выступал с ним.
В 1925 году Джонсон женился, и его жена Мэри вскоре начала собственную блюзовую карьеру. [7] выступала в роли Мэри Джонсон и занималась звукозаписывающей карьерой с 1929 по 1936 год. [8] (Ее не следует путать с более поздней певицей соул и госпел с таким же именем.)
Как и в случае со многими другими ранними блюзовыми исполнителями, информация о Мэри Джонсон часто противоречива и запутанна. Различные интернет-источники до замужества называют ее Мэри Смит и утверждают, что она начала выступать в подростковом возрасте. Однако писатель Джеймс Саллис [9] дала свое настоящее имя Мэри Уильямс и заявила, что ее интерес к написанию и исполнению блюза начался, когда она начала помогать Лонни писать песни, и с этого момента развился. Эти двое никогда не записывались вместе. До развода в 1932 году у них было шестеро детей. [8]
Успех в 1920-е и 1930-е годы
[ редактировать ]В 1925 году Джонсон принял участие и выиграл блюзовый конкурс в Театре Букера Т. Вашингтона в Сент-Луисе, призом стал контракт на запись с Okeh Records . [10] Между 1925 и 1932 годами он сделал около 130 записей для Okeh, многие из которых хорошо продавались (что сделало его одним из самых популярных исполнителей OKeh). Его вызвали в Нью-Йорк для записи с ведущими блюзовыми певцами того времени, включая Викторию Спиви и кантри-блюза певца Алджера «Техас» Александра . Он также гастролировал с Бесси Смит , главной достопримечательностью Ассоциации владельцев театров . [10]
Оке использовал изображения Луи Армстронга и Джонсона в рекламе Defender . [11] В декабре 1927 года Джонсон записался в Чикаго в качестве приглашенного артиста с Луи Армстронгом и His Hot Five в паре с банджоистом Джонни Сент-Сиром . Он играл на командах «I'm Not Rough», «Savoy Blues» и «Hotter Than That». Самая известная из трех сторон, «Hotterthan That», включала в себя новоорлеанские традиции полиметрического напряжения, шрама, диалога, коллективной импровизации и тембрального разнообразия. [12] Джонсона неожиданно пригласили выступить во многих джазовых группах OKeh. В 1928 году он записал «Hot and Bothered», «Move Over» и «The Mooche» с Дюком Эллингтоном для Okeh. Он также записывался с группой под названием Chocolate Dandies (в данном случае McKinney's Cotton Pickers). Он впервые использовал гитарное соло в треке 1927 года "6/88 Glide", а на многих своих ранних записях он играл соло на 12-струнной гитаре в стиле, который оказал влияние на таких будущих джазовых гитаристов, как Джордж Барнс , Чарли Кристиан и Джанго Рейнхардт, давший инструмент приобрел новое значение как джазовый голос. Он преуспел в чисто инструментальных произведениях, некоторые из которых он записал с белым джазовым гитаристом Эдди Лэнгом , с которым он объединился в 1929 году.Большая часть музыки Джонсона представляла собой экспериментальные импровизации, которые теперь можно было бы отнести к джазу, а не к блюзу. По словам историка блюза Жерара Эржафта, [3] Джонсон был «несомненно, создателем гитарного соло, исполняемого медиатором нота за нотой, которое стало стандартом в джазе, блюзе, кантри и роке». Стиль Джонсона достиг как блюзменов Delta, так и городских исполнителей, которые адаптировали и развили его однострунные соло в современный стиль электрического блюза. Однако писатель Элайджа Уолд [13] заявил, что в 1920-х и 1930-х годах Джонсон был более известен как утонченный и вежливый певец, а не инструменталист: «Из сорока рекламных объявлений его пластинок, появившихся в газете Chicago Defender между 1926 и 1931 годами, ни в одной даже не упоминалось, что он играл на гитаре. "
Композиции Джонсона часто изображали социальные условия, в которых оказались городские афроамериканцы («Блюз рэкетира», «Тяжелые времена никуда не денутся», «Прекрасная выпивка и тяжелые сборы»). [7] В своих текстах он уловил нюансы любовных отношений между мужчиной и женщиной, выходя за рамки сентиментализма Tin Pan Alley . [7] Его песни демонстрировали способность понимать душевную боль других, в чем Джонсон видел суть своего блюза. [10]
После турне с Бесси Смит в 1929 году Джонсон переехал в Чикаго и записался для Okeh с пианистом Джеймсом П. Джонсоном . Однако из-за временного упадка звукозаписывающей индустрии во время Великой депрессии он был вынужден зарабатывать на жизнь вне музыки, работая одно время на сталелитейном заводе в Пеории, штат Иллинойс . [7] В 1932 году он снова переехал в Кливленд , штат Огайо, где прожил остаток десятилетия. Там он выступал в радиопрограммах и периодически играл с группой, поддерживающей певца Путни Дэндриджа.
К концу 1930-х годов он записывался и выступал в Чикаго для Decca Records , работая, среди прочего, с Рузвельтом Сайксом и Слепым Джоном Дэвисом . В 1939 году во время сессии для Bluebird Records с пианистом Джошуа Альтхаймером Джонсон впервые использовал электрогитару. За следующие пять лет он записал для Bluebird 34 трека, включая хиты «He's a Jelly Roll Baker». [14] и «Снова влюблен».
Более поздняя карьера
[ редактировать ]
После Второй мировой войны Джонсон перешел к ритм-н-блюзу , записавшись для King в Цинциннати и выпустив в 1948 году хит « Tomorrow Night », написанный Сэмом Кослоу и Уиллом Гроссом . Песня семь недель возглавляла чарт Billboard Race Records и достигла 19-го места в поп-чарте с продажами трех миллионов копий. [15] Блюзовая баллада с фортепианным аккомпанементом и бэк-вокалистами, песня мало напоминала большую часть более раннего блюзового и джазового материала Джонсона. Последующие альбомы «Pleasing You», «So Tired» и «Confused» также стали хитами в стиле R&B.
В 1952 году Джонсон совершил поездку по Англии. [15] Тони Донеган, британский музыкант, игравший на той же пластинке, отдал дань уважения Джонсону, изменив его имя на Лонни Донеган . Считается, что выступления Джонсона были плохо приняты британской публикой; Возможно, это произошло из-за организационных проблем с туром. [16]
Вернувшись в США, Джонсон переехал в Филадельфию. Работал на сталелитейном заводе и дворником. В 1959 году он работал в отеле Benjamin Franklin в Филадельфии, когда диск-жокей WHAT-FM Крис Альбертсон нашел его и продюсировал блюз Лонни Джонсона для Bluesville Records . За этим последовали другие альбомы Prestige, в том числе один ( Blues & Ballads ) с бывшим боссом Эллингтона Элмером Сноуденом , который помог Альбертсону найти Джонсона. Сноуден был первым руководителем оркестра вашингтонцев, которого Эллингтон занял после того, как Сноуден освободил эту должность и превратился в знаменитый оркестр Эллингтона. Затем последовала помолвка Джонсона в Чикаго в клубе Playboy. Такая последовательность событий вернула его на музыкальную сцену в удачный момент: молодая публика увлекалась народной музыкой, а многие ветераны-исполнители выходили из безвестности. Джонсон воссоединился с Дюком Эллингтоном и появился в качестве гостя на звездном фолк-концерте.
В 1961 году Джонсон воссоединился со своей партнершей по записи Okeh Викторией Спиви для записи еще одного престижного альбома, Idle Hours , и два певца выступили в Gerdes Folk City . В 1963 году он гастролировал по Европе в рамках американского фестиваля фолк-блюза с Мадди Уотерсом и другими. [15] и записал альбом с Отисом Спанном в Дании.
В мае 1965 года он выступил в клубе Торонто перед аудиторией из четырех человек. [17] Две недели спустя его выступления в другом клубе привлекли более широкую аудиторию, и Джонсон, воодушевленный относительной расовой гармонией Торонто, решил переехать в город. Он открыл свой клуб Home of the Blues на Йорквилл-авеню в Торонто в 1966 году, но его бизнес потерпел неудачу, и Джонсон был уволен человеком, который стал владельцем. [17] В течение оставшейся части десятилетия он записывался, играл в клубах Канады и отправился в несколько региональных туров.
В 1993 году Smithsonian Folkways выпустила The Complete Folkways Recordings, антологию музыки Джонсона, на Folkways Records . Он участвовал в нескольких сборниках блюзовых альбомов Folkways, начиная с 1960-х годов, но никогда при жизни не выпускал на этом лейбле ни одного сольного альбома.
Рана
[ редактировать ]В марте 1969 года его сбила машина, когда он шел по тротуару в Торонто. [18] Он получил серьезные травмы: перелом бедра и повреждение почек. 4 мая 1969 года состоялся благотворительный концерт, в котором приняли участие два десятка исполнителей, в том числе Ян и Сильвия Тайсон, Джон Ли Хукер и Хагуд Харди . [19] Он так и не оправился полностью от травм и перенес то, что было описано как инсульт. Ему удалось вернуться на сцену для одного выступления в Мэсси-холле 23 февраля 1970 года, идя с помощью трости, чтобы спеть пару песен с Бадди Гаем ; Джонсон получил овации. [20]
Смерть
[ редактировать ]Джонсон умер 16 июня 1970 года. Похороны были проведены на кладбище Маунт-Хоуп в Торонто его друзьями и коллегами-музыкантами, но члены его семьи настояли на том, чтобы перевезти тело в Филадельфию, где он был похоронен. [17] [21] Он был «практически разорен». [17] Проект Killer Blues Headstone, некоммерческая организация, которая устанавливает надгробия на безымянных могилах блюзовых музыкантов, приобрела надгробие для Джонсона примерно в 2014 году. [22]
Влияние
[ редактировать ]Ранние записи Джонсона - это первые гитарные записи, демонстрирующие стиль соло из одной ноты с подтягиванием струн и вибрато. Джонсон был пионером этого стиля игры на гитаре на пластинках, и его влияние очевидно в игре Джанго Рейнхардта , Ти-Боуна Уокера и практически всех электрических блюзовых гитаристов.
Одной из самых ранних записей Элвиса Пресли была версия блюзовой баллады Джонсона «Tomorrow Night», написанная Сэмом Кослоу и Уиллом Гроссом. Вокальная фраза Пресли имитирует фразировку Джонсона, и многие фирменные звуки вибрато и баритона Пресли можно услышать в процессе разработки. «Tomorrow Night» также была записана ЛаВерн Бейкер и (в 1957 году) Джерри Ли Льюисом .
В аннотации к альбому «Biograph» Боб Дилан описал свои встречи с Джонсоном в Нью-Йорке. «Мне посчастливилось встретить Лонни Джонсона в том же клубе, где я работал, и я должен сказать, что он очень повлиял на меня. Вы можете услышать это в той первой пластинке. Я имею в виду Коррину, Коррину … это в значительной степени Лонни Джонсон. Раньше я слежу за ним при каждой возможности, и иногда он позволял мне играть с ним, думаю, он, Tampa Red и, конечно, Scrapper Blackwell , это мой любимый стиль игры на гитаре». [23] В своей автобиографии «Хроники», т. 1 Дилан написал о методе исполнения, которому он научился у Лонни Джонсона, и отметил, что Роберт Джонсон многому научился у Лонни Джонсона. Некоторые песни Роберта Джонсона, такие как «Malted Milk», рассматриваются как новые версии песен, записанных Лонни Джонсоном.
Дискография
[ редактировать ]Как лидер
[ редактировать ]- Одинокая дорога (Кинг, 1958)
- Блюз Лонни Джонсона (Prestige Bluesville, 1960)
- Блюз и баллады (Prestige Bluesville, 1960)
- Проигрышная игра (Престиж Блюзвилл, 1961)
- Еще одна ночь, чтобы плакать (Престиж Блюзвилл, 1962)
- Часы простоя (Престиж Блюсвилл, 1962)
- Размахивая блюзом (Xtra, 1966)
- Эдди Лэнг и Лонни Джонсон Том. 1 (Свагги, 1967)
- Эдди Лэнг и Лонни Джонсон Том. 2 (Свагги, 1970)
- Мистер Проблемы (Народные пути, 1982)
- Слёзы больше не падают (Народные обычаи, 1982)
- Блюз, баллады и Jumpin' Jazz Vol. 2 (Престиж Блюзвилл, 1990)
- Невоспетая легенда блюза (Blues Magnet, 2000)
Как помощник
[ редактировать ]- Виктория Спиви , Woman Blues (Prestige Bluesville, 1962)
- Виктория Спиви, Королева и ее рыцари (Спиви, 1965)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Есть споры по поводу года его рождения; В паспорте указан 1894 год. В некоторых других источниках указан 1889 год.
- ↑ Большой Билл Брунзи вспомнил, что «Лонни сказал мне, что он родился в Новом Орлеане в 1894 году…» Источник также называет 1894 год датой рождения. Саллис, Джеймс (1982). Гитаристы на одном инструменте и его мастера в американской музыке . п. 33
- ^ Jump up to: а б Хержафт, Жерар (1979). Энциклопедия блюза
- ^ «История Делмарка» . Delmark.com. Архивировано из оригинала 6 июня 2018 года . Проверено 30 августа 2015 г.
- ^ Сварка, Пит; Байрон, Тоби, ред. (1991). «Разговор с Крисом Альбертсоном». Блюсленд . Даттон; ISBN 0-525-93375-1
- ^ Колин Ларкин , изд. (1995). Книга рекордов Гиннеса «Кто есть кто в области блюза» (второе изд.). Издательство Гиннесс . стр. 203–204. ISBN 0-85112-673-1 .
- ^ Jump up to: а б с д Джайлз Окли (1997). Музыка Дьявола . Да Капо Пресс . стр. 162/7 . ISBN 978-0-306-80743-5 .
- ^ Jump up to: а б «Мэри Джонсон, Полное собрание сочинений в хронологическом порядке, 1929–1936 : Обзор» . Вся музыка .
- ^ Саллис, Джеймс (1982). Гитаристы . Книги о бизонах. Университет Небраски
- ^ Jump up to: а б с Барлоу, Уильям (1989). «Глядя вверх и вниз»: возникновение блюзовой культуры . Издательство Университета Темпл. стр. 259–63. ISBN 0-87722-583-4
- ^ Братья, Томас (2014). Луи Армстронг: мастер модернизма . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: WW Norton & Company. п. 216. ИСБН 978-0-393-06582-4 .
- ^ Братья, Томас (2014). Луи Армстронг: мастер модернизма . Нью-Йорк: WW Norton & Company. п. 284. ИСБН 978-0-393-06582-4 .
- ^ Уолд, Элайджа (2004). Побег из Дельты: Роберт Джонсон и изобретение блюза . ISBN 978-0-06-052427-2
- ^ Рассел, Тони (1997). Блюз: от Роберта Джонсона до Роберта Крея . Дубай: Carlton Books. п. 13. ISBN 1-85868-255-Х .
- ^ Jump up to: а б с Мюрреллс, Джозеф (1978). Книга золотых дисков (2-е изд.). Лондон: Barrie and Jenkins Ltd., с. 44 . ISBN 0-214-20512-6 .
- ^ Дэвис, Лоуренс (2014). «В своего рода отпуске: пересмотр визитов афроамериканских блюзовых музыкантов в Великобританию, 1950–58» . allthirteenkeys.com . Проверено 10 октября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д Кэмпбелл, Ричард, «Легенда мира джаза, умирает Лонни Джонсон». Торонто Стар . 17 июня 1970 г. с. 50
- ^ «Джазмен Джонсон пострадал в результате аварии» . Торонто Стар . 14 марта 1969 г. с. 26
- ^ Рубин, Дон. «Одно из лучших джазовых шоу всех времен». Торонто Стар . 5 мая 1969 г. с. 28
- ^ Маккракен, Мелинда. «Блюз-шоу их заводит». Глобус и почта . 24 февраля 1970 г. с. 13
- ^ Миллер, Марк (2011). Путь по этой одинокой дороге: Лонни Джонсон в Торонто, 1965–1970 годы . Меркурий Пресс и Текстедиции. стр. 129, 145
- ^ «Некоммерческая организация, помогающая блюзмену с безымянными могилами» . Убийственный блюз . Проект надгробия Killer Blues. Killerblues.net . Проверено 30 июля 2016 г.
- ^ Кроу, Кэмерон (1985). Примечания к книге «Биография» . Колумбия Рекордс. п. 10
Соответствующая литература
[ редактировать ]- Саймон, Джулия. Неудобный Лонни Джонсон: блюз, раса, идентичность . Издательство Пенсильванского государственного университета, 2022.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- 1899 рождений
- 1970 смертей
- Гитаристы из Луизианы
- Певцы из Луизианы
- Джазовые музыканты из Нового Орлеана
- Блюзовые музыканты из Нового Орлеана
- Американские гитаристы 20-го века
- Американские скрипачи 20-го века
- Афро-американские джазовые гитаристы
- Американские блюзовые гитаристы
- Американские блюзовые певцы
- Американские джазовые гитаристы
- Американские джазовые скрипачи
- Американские гитаристы-мужчины
- Американские скрипачи-мужчины
- Музыканты возрождения блюза
- Музыканты кантри-блюза
- Джаз-блюзовые гитаристы
- Луи Армстронг и участники его горячей пятерки
- Американские джазовые музыканты мужского пола
- Исполнители Gennett Records
- Артисты Okeh Records
- Блюзовые музыканты Пьемонта
- Блюзовые музыканты Сент-Луиса
- Афроамериканские певцы ХХ века
- Американские певцы 20-го века
- Американские певцы 20-го века