Эньяцио
Джованни Баттиста Чипелли (1478–1553), более известный как Эньяцио , [ а ] был венецианским священником и гуманистом . Он привлек внимание общественности благодаря своему соперничеству с Маркантонио Сабеллико в 1500–1506 годах. Примерно с 1508 по 1520 год он участвовал в преподавательской и издательской деятельности Альдо Мануцио и его преемников. С 1520 по 1549 год он занимал должность общественного профессора в Венеции. После выхода на пенсию ему была назначена полная пенсия.
Опубликованные произведения Эньяцио включают две книги, три стихотворения, четыре речи и несколько писем. Его работа в качестве редактора более примечательна, особенно его работа с Дезидерием Эразмом и над работами Светония . Семнадцать публикаций носят его имя как редактора, шестнадцать на латыни и одна на греческом .
Жизнь
[ редактировать ]Образование
[ редактировать ]Хотя Эньяцио родился в бедной семье в Венеции в 1478 году, он научился читать к четырем годам. Он изучал греческий, латынь, грамматику и риторику в канцелярской школе Сан-Марко под руководством Бенедетто Бругноли , а затем философию и логику в школе Риальто под руководством Франческо Брагадина . По предложению Бругноли он начал преподавать грамматику вне дома, когда ему было семнадцать лет. [ 1 ] В 1501 году он произнес речь на похоронах испанского посла Лоренцо Суареса де ла Вега. К 1502 году он принял сан священника . [ 2 ]
Соперничество с Сабеллико
[ редактировать ]Эньяцио привлек внимание общественности благодаря своему соперничеству с гораздо более старшим ученым Маркантонио Сабеллико . Это соперничество отмечается как биографом Эньяцио, Джованни дельи Агостини , [ б ] и Сабеллико, Апостоло Зенон . В 1500 году Сабеллико был назначен заведующим кафедрой гуманитарных наук в Сан-Марко, заменив покойного Джорджио Валлу . Эньяцио надеялся быть назначенным на вакантную должность лектора Сабеллико, но его уступили Джованни Баттисте Сците. В 1502 году он стремился стать преемником Бругноли, должность лектора которого оставалась вакантной до 1504 года, когда Никколо Леонико это назначение получил . Эньяцио открыл частную школу недалеко от Сан-Марко. [ 3 ]
В 1502 году Эньяцио отредактировал новое издание Валериуса Максима » « Dicta et facta для Альдо Мануцио , текста, впервые отредактированного для публикации Сабеллико. [ 2 ] В том же году он написал критические комментарии к некоторым интерпретациям классики Сабеллико в сборнике, опубликованном Джованни Бембо . [ 4 ] В 1506 году ученые помирились. На смертном одре Сабеллико попросил Эньяцио отредактировать для публикации его незаконченную работу De exemplis . Эньяцио произнес свою похоронную речь и опубликовал De exemplis в 1507 году. К 1508–1509 годам Эньяцио был отмечен среди ученых Венеции Лукой Пачоли и Марино Санудо . [ 5 ]
Альдинский парень
[ редактировать ]Примерно с 1508 по 1520 год Эньяцио занимал должность ( officina ) в Альдинской академии в качестве главы одного из ее четырех отделений. Еще в 1506 году он значился исполнителем завещания Альдо Мануцио. В 1508 году вместе с Янусом Ласкарисом , Марко Мусуро и Джироламо Алеандро он помог подготовить Эразма » « Адагию к изданию в Венеции. [ 6 ]
надгробную речь капитана наемников Никколо ди Питильяно . В 1510 году Эньяцио произнес от имени республики [ 2 ] предоставили ему полное гражданство году ультрапрокуроры В 1511 и назначили их нотариусом. [ 7 ] Он был переведен из коллегиальной церкви Санта-Марина в канонику Сан-Базио и назначен настоятелем больницы Сан-Марко дожем Леонардо Лореданом . [ 8 ] Между 1511 и 1513 годами он страдал от ряда болезней. [ 9 ] В 1513 году Альдо опубликовал сборник греческих речей, посвященный Эньяцио. В 1515 году, после смерти Альдо, Эньяцио подготовил к публикации свой последний труд — издание Лактанция » « Божественных установлений — и написал посвящение Альдо. [ 10 ]
В этот период (1508–1515) Эньяцио входил в круг молодых венецианцев вокруг Томмазо Джустиниани , которые «переживали в разной степени интенсивности кризис совести». Эта группа , высокоинтеллектуальная и привлеченная к аскетической жизни, желала присоединиться к монашеской общине, не принимая полного пострига. Хотя Пьетро Дельфино , генерал-настоятель Ордена Камальдоли , согласился на их просьбу в 1510 году, двое из мужчин — Джустиниани и Винченцо Кверини — предпочли принять полный обет, в то время как остальные — Эньяцио, Контарини и Николо — полностью отказался от этого плана. Тем не менее Джустиниани и Кверини в течение нескольких лет продолжали настаивать на том, чтобы Эньяцио присоединился к ним. [ 11 ]
В 1514 году Эньяцио занимал пост прокуратора провинциального синода, созванного патриархом Антонио Контарини . В 1515 году ему был пожалован приход Зеларино в бенефиции . Он назначил приходского священника и посещал приход по праздникам. [ 12 ] В 1515–1516 годах он был членом посольства, отправленного к Францу I Французскому в Милан. [ 13 ] За панегирик, который он написал Франциску, король подарил ему золотой портретный медальон. [ 14 ]
Учитель в Сан-Марко
[ редактировать ]После смерти Мусуро в 1518 году Эньяцио подал заявку на кафедру греческого языка в Сан-Марко. Он снял свою кандидатуру, когда стало ясно, что Ветторе Фаусто . лучшим лектором является [ 13 ] в 1520 году кафедра латыни освободилась Когда после смерти Рафаэле Реджио , студенты попросили Эньяцио стать его преемником. Против этого выступил Марино Бечикемо , который настоял на дебатах на эту позицию с Эньяцио. Хотя сторонники Эньяцио — его бывший учитель Брагадин и бывший ученик Бернардо Каппелло — настаивали на традиционных лекциях. Дож Лоредан согласился на оба варианта, и в конце концов был избран Эньяцио. [ 15 ]
Латинская кафедра первоначально платила 150 дукатов , но в 1524 году зарплата была повышена до 200 дукатов с добавлением дневной лекции. [ 16 ] В 1536–1538 годах он обучал Матиаса Флация Иллирика , будущего лютеранского полемиста. [ 17 ] К началу 1540-х годов Эньяцио страдал от деформации лица, но ему было отказано в разрешении выйти на пенсию. [ 16 ] В начале 1548 года Пьер Паоло Верджерио какое-то время останавливался в его доме и давал публичные чтения своих произведений. [ 18 ] Верджерио был реабилитирован в лютеранстве в 1546 году, но Эньяцио приказал ему уйти, когда он понял, что он не «хороший католик». Наконец Эньяцио вышел в отставку в 1549 году. По настоянию Бернардо Навагеро венецианский сенат согласился продолжать выплачивать ему жалованье в отставке, в то время как Совет Десяти освободил его от налогов. [ 16 ]
Эньяцио умер в Венеции 27 июня 1553 года. Он был похоронен в Санта-Марине. Его панегирик произнес Пьетро Брики. [ 2 ] По его завещанию от 23 октября 1546 г. [ 2 ] он оставил глобус Николо Тьеполопу; его коллекция греческих книг из Альдинской типографии - в монастырь Сан-Грегорио а его медальоны и другие артефакты Брагадини , Лоредани и Молини , Его книги были в конечном итоге проданы Ульриху Фуггеру III и поступили в Палатинскую библиотеку . [ 19 ]
Работает
[ редактировать ]Издания
[ редактировать ]Эньяцио отредактировал для публикации следующие латинские произведения, все они напечатаны под его именем в Венеции, если не указано иное:
- Валерий Максим , памятные высказывания и дела (1502 г.) [ 2 ]
- произведения Вергилия с комментариями Сервия и Проба (1507 г.) [ 2 ]
- Плиний Младший , Эпистулы (1508 г.) [ 2 ]
- Цицерон , Epistolae ad Families (1509 г., переиздано в Милане в 1519 г. и в Париже в 1545 г.) [ 2 ]
- Ювенал , Сатиры , с комментариями Джованни Британнико , Анджело Полициано и Филиппо Бероальдо (Милан, 1514 г.) [ 2 ]
- Лактанций , Божественные установления (1515 г.) [ 2 ]
- Тертуллиан , апологет язычников (1515 г.) [ 2 ]
- Авл Геллий , Аттические ночи , с латинскими толкованиями греческих слов (1515 г.) [ 2 ]
- Овидий , Героидес (1515 г., перепечатано в Лионе в 1527 г., Лейдене в 1529 г. и Кельне в 1543 г.) [ 2 ]
- том, содержащий Светоний , De vita Caesarum ; отрывки из Аврелия Виктора ; Евтропий , О подвигах римлян ; и Павел Диакон (1516 г.) [ 20 ]
- Эрмолао Барбаро Работа над Педаниусом Диоскоридом « De materia medica» , посвященная дожу Лоредану (1516 г.) [ 2 ]
- Цицерон, De officiis , Cato Maior de senectute , Laelius de amicitia и Сон Сципиона (1519) [ 2 ]
- Фома Аквинский , Summa contra gentiles , с комментарием Франческо Сильвестри (1524 г.) [ 2 ]
- Овидий, Метаморфозы (1527) [ 2 ]
- том, содержащий Авла Корнелия Цельса , Medicinae , и Серена Саммоника , Liber de medicina , посвященный кардиналу Эрколе Гонзаге (1528 г.) [ 2 ]
- Леонхард Порций , О сестерции, деньгах, весах и древних мерах (nd) [ 2 ]
Некоторые из этих изданий заменили предыдущие, менее тщательно отредактированные. Его самым известным было аннотированное издание Светония. [ 20 ] В своем предисловии к «Порцию» Эньяцио защищал приоритет своего автора в написании древних мер и весов против утверждений Гийома Буде . [ 2 ]
Единственной греческой работой, опубликованной Эньяцио, было его издание Арриана » «Анабасиса Александра , отредактированное с помощью Витторе Тринкавелли . Он был посвящен великому канцлеру Андреа де Франчески и опубликован в Венеции в 1535 году. [ 21 ]
Сочинения
[ редактировать ]Эньяцио написал всего два объемных произведения. [ 22 ] Его первой была серия биографий римских императоров под названием De Caesaribus , первое издание которой состоялось в 1516 году. Во втором издании в 1519 году она была переименована в De principibus Romanorum. В обоих изданиях она сопровождается наборами биографий, взятых из Джорджио Мерулы. перевода Дио Кассия и из Historia Augusta с примечаниями Эньяцио. [ 23 ] Французский перевод появился в 1529 году, а итальянский — в 1540 году. «Де Цезарибус» разделен на три книги. Первый идет от Юлия Цезаря к Балдуину II . Второй охватывает Византийскую империю вплоть до падения Константинополя . Третий охватывает Священную Римскую империю от Карла Великого до Максимилиана I. Отрывки из второй книги были опубликованы в Париже в 1539 году под названием De origine Turcorum («О происхождении турок»). [ 2 ]
Вторым произведением стал венецианский биографический словарь . Он начал работу над этим произведением еще в 1512 году, но оно было опубликовано только посмертно в Венеции в 1554 году. [ 5 ] Несколько месяцев спустя он также был напечатан в Париже. [ 2 ] В него вошли три примера венецианцев скромного происхождения (как и он сам), память о которых он сознательно стремился сохранить. [ 24 ]
Панегирик Эньяцио Франциску был опубликован в Милане в 1515 году и в Венеции в 1540 году. [ 2 ] Его единственные другие известные стихотворения — это 29-строчное Pro Codro Medici ad Lusitaniae Regem и 31-строчное Pro Bononio suo , сохранившееся в рукописи Джироламо Болоньи, хранящейся в Museo Correr . [ 20 ]
По словам Франческо Сансовино , Эньяцио составил около семидесяти речей, но это, вероятно, преувеличение. Известно восемь примеров, в том числе надгробные речи Лоренцо Суареса (1501 г.), Бенедетто Бругноли (1502 г.), Никколо ди Питильяно (1509 г.), великого канцлера Луиджи Дардано (1511 г.), папского нунция Пьетро Довизи ди Биббиена (1514 г.) и кардинал Марко Корнаро (1524 г.), а также две речи под названием De Optimo Cive (1535 г.) и Oratio de beneficentia (год неизвестен). Только четыре из них были опубликованы: для Суареса, Бругноли и Питильяно были опубликованы в Венеции в год их появления, а для Дардано - в 1524 году. Остальные четыре не опубликованы. Рукопись с автографом De Optimo Cive находится в Biblioteca Marciana . [ 2 ]
Эньяцио написал много писем. Его письма Маттео Авогадро, Ромоло Амасео , Жану Гролье (1518 г.), Фридриху Тошне (1520 г.), Джованни Франческо Конти (1526 г.), Никколо Леонико (1530 г.) и Пьеру Кордато (1549 г.) были опубликованы, как а также его пятерка Виллибальду Пиркхаймеру (1527–1529). Его переписка с Эразмом также была опубликована, в том числе три его письма (1517, 1533, 1534) и шесть писем Эразма (1525–1531). Некоторые из его писем Джустиниани, а также письма Пьетро Бембо , Бернардино Тринаджио , Лодовико Спиноле и Бало Итало да Римини, не опубликованы. Письмо, которое он написал кардиналу Алессандро Фарнезе в 1538 году, не сохранилось, но известно из ответа кардинала. [ 2 ] Сохранилось письмо, которое он написал Филиппу Меланхтону в 1534 году, а также письмо Меланхтона к нему от 1543 года. [ 25 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Его прозвищу (латинский Egnatius ) может предшествовать его имя Джованни Баттиста, но чаще всего просто Баттиста (также пишется Батиста). Его имя может быть написано Цзуан на венецианский манер. Его имена можно объединить как Джамбаттиста. Его фамилия может быть дана как де Чипелли . Об этих вариантах см. Ross 1976 , Giraldi 2011 и Lowry 1976 .
- ^ Росс 1976 , с. 536, n59, утверждает, что «со времен Джованни дельи Агостини, проведенного Джованни дельи Агостини» в 1745 году, «не было никакого комплексного исследования Эньяцио». Пьер Бейль включил статью об Эньяцио в свой «Исторический и критический словарь» (1740), цитируемый в Ilić 2014 , стр. 259.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Росс 1976 , стр. 536–537.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С Миони 1981 год .
- ^ Росс 1976 , стр. 537–538. О лекциях в Сан-Марко см. стр. 533–534.
- ^ Mioni 1981 перечисляет некоторых других авторов сборника: Филиппо Бероальдо , Домицио Кальдерини и Полициано . Согласно Россу 1976 , с. 537 .
- ^ Перейти обратно: а б Росс 1976 , с. 538.
- ^ Росс 1976 , стр. 538–539.
- ^ Росс 1976 , с. 540.
- ^ Где Росс 1976 , с. 540, Сан-Базио, Миони, 1981 - Сан-Сальвадор.
- ^ Росс 1976 , с. 542.
- ^ Росс 1976 , с. 539.
- ^ Росс 1976 , стр. 540–542.
- ^ Росс 1976 , с. 543; Миони 1981 год .
- ^ Перейти обратно: а б Росс 1976 , с. 545.
- ^ Росс 1976 , с. 545; Миони 1981 год .
- ^ Росс 1976 , стр. 545–548.
- ^ Перейти обратно: а б с Росс 1976 , стр. 548–549.
- ^ Илич 2014 , стр. 35–38.
- ^ Илич 2014 , с. 85.
- ^ Росс 1976 , с. 549.
- ^ Перейти обратно: а б с Миони 1981 ; Джиральди 2011 , с. 287.
- ^ Росс 1976 , с. 556; Миони 1981 год .
- ^ Росс 1976 , с. 553.
- ^ Росс 1976 , стр. 550–551.
- ^ Росс 1976 , с. 536.
- ^ Илич 2014 , с. 36.
Библиография
[ редактировать ]- Джиральди, Лилио Грегорио (2011). Грант, Джон (ред.). Современные поэты . Издательство Гарвардского университета.
- Илич, Люк (2014). Богослов греха и благодати: процесс радикализации в богословии Матиаса Флация Иллирика (PDF) . Ванденхук и Рупрехт.
- Лоури, Мартин Дж. К. (1976). «Новая академия» Альда Мануция: мечта эпохи Возрождения». Бюллетень библиотеки Джона Райлендса . 58 (2): 378–420. дои : 10.7227/bjrl.58.2.6 .
- Лоури, Мартин Дж. К. (1979). Мир Альда Мануция: бизнес и наука в Венеции эпохи Возрождения . Бэзил Блэквелл.
- Лоури, Мартин Дж. К. (1986). «Джамбаттиста Эньяцио Венецианский, 1473 – 4 июля 1553» . В Питере Г. Битенхольце (ред.). Современники Эразма . Том. 1. Издательство Университета Торонто. стр. 424–425.
- Миони, Эльпидио (1981). «Чипелли, Иоанн Креститель» . Биографический словарь итальянцев , том 25: Чинцер-Чирни (на итальянском языке). Рим: Институт итальянской энциклопедии . стр. 698–702. ISBN 978-8-81200032-6 .
- Росс, Джеймс Брюс (1976). «Венецианские школы и учителя с четырнадцатого по начало шестнадцатого века: обзор и исследование Джованни Баттисты Эньяцио». Ежеквартальный журнал «Ренессанс» . 29 (4): 521–566. дои : 10.2307/2860032 . JSTOR 2860032 .