Королевские ВВС Лаоса
Королевские ВВС Лаоса ( лаос : Военно-воздушные силы Королевства Лаос ; французский : Aviation Royale Laotiènne — AVRL), наиболее известные американцам под английской аббревиатурой RLAF , были компонентом ВВС Королевских вооруженных сил Лаоса (FAR). , официальная армия Королевского правительства Лаоса и Королевства Лаос во время гражданской войны в Лаосе между 1960 и 1975 годами.
Первоначально лаосской военной авиацией была « Лаосская авиация » ( Aviation laotiènne ), созданная французами 28 января 1955 года как небольшое подразделение воздушного наблюдения и транспорта тогдашней Национальной лаосской армии (ANL). Когда французы ушли из Индокитая, лаосская авиация получила поддержку со стороны Америки. С добавлением наступательных возможностей они превратились в Королевские ВВС Лаоса (RLAF).
RLAF боролись за существование перед лицом своих врагов, одновременно справляясь со своими внутренними разногласиями, а также преодолевая волну потерь пилотов и самолетов. По мере расширения с момента своего основания в 1960 году, а также по мере того, как боевая мощь Королевской лаосской армии уменьшалась и была сломлена в течение 1960-х годов, RLAF пришлось взять на себя бремя битвы против вьетнамских коммунистических захватчиков и местных повстанцев Патет Лао . Несмотря на постоянные потери тяжелых пилотов и самолетов, RLAF разрослась до такой степени, что в период с 1970 по 1972 год ежегодно совершала 30 000 боевых вылетов против своих врагов, а также выполняла важные логистические обязанности.
RLAF начал свою деятельность как подразделение связи, логистики и транспорта. Его первоначальный состав представлял собой смесь вертолетов и самолетов, поставляемых из Франции и Америки, унаследованных от его предшественника, Aviation Laotienne. 9 января 1961 года новый RLAF получил шесть техасских самолетов АТ-6 в качестве своего первого ударного самолета. Хотя они были быстро потеряны, их заменили пять троянов Т-28 . Несмотря на продолжающиеся потери, в 1973 году под эгидой Америки парк Т-28 в конечном итоге увеличился до 75 троянцев на борту. AC-47 На какое-то время они также приобрели десять боевых кораблей . Закупка пилотов для растущего флота всегда будет проблематичной, поскольку неадекватный список пилотов из Лаоса и хмонгов пополняется тайскими пилотами-наемниками и несколькими американцами из Air America . К тому времени, когда американская помощь была прекращена в 1973 году, что обрекло силы на гибель, в составе RLAF уже было 180 самолетов, как самолетов, так и вертолетов.
Структура
[ редактировать ]RLAF вместе с Королевским флотом Лаоса и Королевской армией Лаоса были переданы под контроль Министерства обороны во Вьентьяне. На протяжении многих лет RLAF получал помощь от Франции, США и Таиланда. Первоначально транспортная организация, начавшая операции с Morane-Saulnier MS.500 Criquet, а затем с C-47 , она приобрела возможность легкого удара с североамериканским T-6 Texan , а затем с T-28 Trojan . [ 1 ]
Список послов США в Лаосе во время гражданской войны в Лаосе
[ редактировать ]29 мая 1961 года президент Джон Ф. Кеннеди направил директивное письмо послу США в Лаосе Леонарду С. Унгеру, предоставив Унгеру полномочия контролировать «... все функции Консультативной группы военной помощи ...». [ 2 ] Таким образом, действующий посол стал де-факто командующим Королевскими ВВС Лаоса во время гражданской войны в Лаосе; он существовал только благодаря поддержке США с 1962 по 1975 год. [ 3 ]
- Леонард С. Унгер (25 июля 1962 г. - 1 декабря 1964 г.)
- Уильям Х. Салливан (23 декабря 1964 г. - 18 марта 1969 г.)
- Дж. Макмертри Годли (24 июля 1969 г. - 23 апреля 1973 г.) [ 4 ]
- Чарльз С. Уайтхаус (20 сентября 1973 г. - 12 апреля 1975 г.)
Список командующих лаосской авиацией и RLAF
[ редактировать ]- Бригадный генерал Сурит Дон Сасорит (1957–1959)
- Бригадный генерал Тао Ма (1959–1966)
- Генерал-майор Сурит Дон Сасорит (1966–1973)
- Бригадный генерал Буатонг Пхотивонгса (1973–1975)
История
[ редактировать ]Французское начало
[ редактировать ]Планы по созданию авиакрыла Лаосской национальной армии (АНЛ) впервые были заложены французами в мае 1954 года. Предлагаемая техника состояла из французских Morane-Saulnier MS.500 Criquets , канадских De Havilland DHC-2 Beavers , вертолетов, а также Дуглас С-47 . Транспорты [ 5 ] 6 августа 1954 года, когда Лаос стал независимым, уходящие французские военные предоставили Крике АНЛ для артиллерийского наблюдения. [ 6 ] Договор о независимости предоставил Франции право содержать военную учебную миссию в Лаосе. Начиная с 28 января 1955 года военная миссия предоставила штат инструкторов во главе с полковником для обучения 200 лаосских военнослужащих воздушным операциям; в тот же день Лаосская авиация ( Aviation Laotiénne , была официально основана на аэродроме Ваттай , недалеко от Вьентьяна ) . Его первоначальным подразделением была 1-я эскадрилья наблюдения и связи, которая служила двойной цели, поскольку ее «Крикеты» использовались для обучения лаосских пилотов, а также для выполнения текущих военных обязанностей. [ 5 ] К февралю 1955 года он был оснащен десятью «Крикетами», поставленными французами. [ 6 ]
Помимо Ваттая, доступные взлетно-посадочные полосы в стране состояли из грубых взлетно-посадочных полос в Сиенг Кхуанге , Луанг Прабанге , Паксе и на Равнине Фляг . Французские ВВС завещали RLAF четыре C-47 с французскими экипажами; три были перекрашены в знаки отличия RLAF. Кредит был предоставлен при условии, что самолет останется в стране. [ 7 ]
Около 6500 военнослужащих Королевской лаосской армии из 30 000 ее личного состава были окружены силами Северного Вьетнама и Патет Лао . Поскольку в Лаосе не было функционирующей дорожной сети, первой задачей RLAF было пополнение запасов осажденных войск с воздуха. Пока лаосцы проходили обучение, транспортами управляли французские летные экипажи. [ 7 ] Первым агрессивным действием новых военно-воздушных сил стало воздушное передвижение войск роялистов на равнину Жаррес в начале 1955 года. Эти наземные войска роялистов на равнине Жаррес стали частью усилий по пополнению запасов по воздушному мосту. [ 7 ] В конце 1955 года 22 лаосских студента отправились во Францию и Марокко для прохождения авиационной подготовки. [ 8 ] Одним из этих курсантов был Тао Ма , бывший десантник, который позже дослужился до командования Королевскими ВВС Лаоса. [ 9 ] : 13, 17
Для этой операции использовались C-47 с французским экипажем вместе с C-46 Commandos, арендованными у компании Civil Air Transport . «Гражданские» C-47 по контракту использовались для высадки парашютного батальона роялистов в Сиенг Кхуанге, чтобы противостоять экспансии Патет Лао в провинцию. В рамках этой акции проходящие подготовку лаосские пилоты выполняли разведывательные вылеты на самолетах Criquets. Четырех вертолетов Sikorsky H-19 новых ВВС было недостаточно для таких задач, как медицинская эвакуация больных и раненых, поэтому в октябре 1955 года у Королевских ВВС Таиланда были приобретены два дополнительных H-19 . Они были поставлены без маркировки и были официально самолет Thai Airways . [ 7 ]
Французская военная разведка создала антикоммунистические партизанские отряды на всей территории северного Лаоса, вплоть до границы с Северным Вьетнамом и за ее пределами. Однако арендованные транспортные средства не использовались для материально-технического обеспечения подразделений в Северном Вьетнаме, поскольку им не разрешалось совершать международные перелеты. Вместо этого «специальные миссии» были поручены двум частным чартерным авиакомпаниям, выполняющим рейсы по контракту с лаосскими военными: Laos Air Lines и Lao Air Transport. [ 10 ]
В конце 1956 года транспортные самолеты C-47 были укомплектованы недавно обученными лаосцами. В 1957 году Лаос покинули последние 85 французских инструкторов. К моменту вылета большая часть лаосских самолетов была остановлена из-за отсутствия технического обслуживания. [ 11 ]
Американский захват
[ редактировать ]Соединенные Штаты Америки воспользовались слабостью после ухода французов, создав в январе 1954 года Управление по оценке программ в качестве тайной военной миссии. Оно предоставило 100 инструкторов на замену уезжающим французским наставникам. Он также поставил шесть C-47, два DHC L-20 и два L-19 Bird Dogs . Они также начали строительство аэродромов по всей стране. [ 11 ]
В январе 1956 года PEO передала Лаосу четыре C-47, что стало первой прямой поддержкой США молодых ВВС. Трехлетний план развития PEO для Aviation Laotienne предусматривал создание транспортной эскадрильи из восьми C-47, наблюдательной эскадрильи из 12 L-19 Bird Dogs и эскадрильи связи из четырех Sikorsky H-19 и четырех DHC L-20 Beavers . легкая ударная группа из двенадцати техасцев АТ-6 Также предусматривалась . Первые шесть Bird Dogs прибыли в марте 1956 года, когда последний из Cricket был списан. [ 12 ]
Еще несколько DHC L-20 были поставлены в 1957 году; его возможности короткого взлета и посадки хорошо подходили для примитивных условий лаосских взлетно-посадочных полос. Один или несколько из этих L-20 прибыли с все еще установленным пулеметом 50-го калибра; естественным применением такого вооруженного корабля было использование боевого корабля для обстрела наземных целей. [ 12 ] Также в 1957 году Сурит Дон Сасорит, первый лаосский командир, был назначен главой Лаосской авиации. [ 13 ]
В июле 1958 года в результате переворота пришел Фуми Носаван к власти в Лаосе ; впоследствии он запросил дополнительную помощь у Соединенных Штатов. К следующему году ПЭО планировал усилить ВВС Лаоса шестью североамериканскими троянами Т-28 . Также стало очевидно, что авиационная поддержка, доступная для войны правительства роялистов против коммунистов, была недостаточной, даже если она была дополнена контрактными рейсами Air America. ВВС США 315-я авиационная дивизия направила в страну отряд, одетый в гражданскую одежду, с временным месячным дежурством для эксплуатации летающих товарных вагонов C-119G , C-123 Providers и транспортных средств C-130 Hercules в поддержку роялистов. После того как они совершили 72 боевых вылета, 27 апреля 1959 года они были отозваны из-за международного политического давления. [ 14 ]
Два французских вертолета Alouette были закуплены для ВВС Лаоса в 1960 году. В августе десантники-нейтралисты Конга Ле совершили переворот с целью свергнуть Носавана; как только он пришел к власти, он запросил помощь у Северного Вьетнама и Советского Союза . Три месяца спустя Носаван начал контрпереворот при поддержке Америки со своей базы в Саваннакхете , успешно атаковав нейтралистов во Вьентьяне. Носаван получил воздушную логистическую поддержку не только от сократившихся ВВС Лаоса, но и от H-19 Королевских ВВС Таиланда и четырех Air American H-34 , а также от Bird & Son C-46 . В дополнение к материально-технической поддержке этих кораблей Берд и Сын высадили десантников во Вьентьян с C-46. [ 14 ]
В августе 1960 года Aviation Laotienne официально стала Королевскими ВВС Лаоса. [ нужна ссылка ]
Советский воздушный мост
[ редактировать ]Хотя Советский Союз не внес непосредственного вклада в развитие РЛАФ, его действия в 1960–1961 гг. оказали большое влияние на развитие РЛАФ. В ответ на призыв о помощи Конг Ле Советский Союз выделил для поддержки сил нейтралистов 44 транспортных самолета. Начиная с декабря 1960 года, Советы начали поставлять военные грузы, начиная с батареи 105-мм гаубиц . К марту 1961 года советские летчики совершили около 1000 боевых вылетов в поддержку нейтралистов, даже когда они отходили на север, на Равнину Кувшинов. Советские усилия включали в себя высадку десантников Конг Ле, а также предоставление трех Лисунов Ли-2 его ВВС . За тот же период 919-й транспортный полк ВВС Вьетнама совершил 184 вылета с дозаправкой из северного Вьетнама в Сэм-Неуа . Коммунистические усилия побудили Америку усилить RLAF. [ 15 ]
Когда Конг Ле отступил из Вьентьяна, он взял с собой два годных к использованию C-47 и два L-20 Beaver из Aviation Laotienne и сформировал Нейтралистские ВВС Лаоса. [ 16 ] Наступление Носавана последовало за войсками Конг Ле до Равнины Фляг. [ 15 ]
Советский воздушный мост прекратил свое существование в мае 1962 года после перемирия 10-го числа. В конце 1962 года группа курсантов-нейтралистов отправилась в Советский Союз для прохождения более чем годичной авиационной подготовки. Перед тем, как Советы покинули Лаос, в ноябре и декабре 1962 года, Советы завещали три Ли-2 нейтралистам, а три Ли-2 и три биплана Ан-2 — авиационным войскам Патет Лао. три Ли-2 и вертолет Ми-4 Он также передал ВСФЛ . Однако вскоре из-за нехватки запчастей эти самолеты начали останавливаться. [ 17 ]
Американский ответ Советам
[ редактировать ]В ответ на советский воздушный мост президент США Дуайт Д. Эйзенхауэр приказал своим чиновникам предложить Таиланду поставить 9 января 1961 года шесть техасских АТ-6 ВВС США в качестве легкого ударного средства. Взамен тайцы получили от американцев компенсацию в виде пять реактивных самолетов Cessna T-37 Tweets . Уже были доступны три лаосских пилота для АТ-6, включая Тао Ма. 15 января новый легкий ударный корабль совершил свои первые успешные боевые вылеты. Один из Т-6 был сбит 17 января 1961 года. ВВС Таиланда пополнили ряды своих пилотов четырьмя тайскими пилотами-добровольцами из 63-й эскадрильи Королевских ВВС Таиланда, которые к середине февраля приступили к боевым вылетам. Большинство оставшихся Т-6 пострадали в марте: два столкнулись в воздухе, один упал в результате обстрела с земли, а еще один был потерян во время тренировочного полета. RLAF был временно практически уничтожен. [ 18 ]
В марте и апреле 1961 года в ходе неудачной попытки усилить огневую мощь RLAF 18 офицеров ВВС США вызвались уволиться и принять участие в операции «Миллпонд» . [ 19 ] Эти пилоты были зачислены в RLAF. [ 9 ] : 2–5 чтобы они могли летать на бомбардировщиках Douglas A-26 Invader в Лаосе. [ 20 ] К ним присоединились четыре пилота Air America. Однако политические соображения, возникшие после вторжения в залив Свиней, не позволили использовать захватчиков. [ 21 ]
В апреле 1961 года Соединенные Штаты начали собственный воздушный мост, а также начали проводить фоторазведку . Транспортные возможности RLAF были увеличены до 13 самолетов C-47 и использовались для первой значительной воздушной перевозки RLAF, когда они доставили три батальона королевских лаосских войск в Сэм Неуа. США также поставили ВВС Таиланда еще десять АТ-6 для наземных атак через ВВС Таиланда. Во время вылета четырех самолетов АТ-6, вылетевших с аэродрома Луангпрабанга. [ 22 ] В апреле 1961 года лейтенант Кхампан из ВВС Великобритании сбил советский Ил-4 из своего парка воздушных мостов, используя для этого неуправляемые ракеты. Это была единственная победа RLAF в воздухе. [ 23 ] Однако недостатки устаревших АТ-6 становились очевидными для США, а Т-28, снятые с вооружения ВВС Республики Вьетнам , были предназначены для ВВС Республики Вьетнам, но не были доставлены из-за перемирия. [ 22 ]
2 мая 1961 года коммунисты захватили аэродром Мунг Синг ; На следующий день они захватили самолет C-47 RLAF, который приземлился, потому что его экипаж не знал о захвате власти коммунистами. [ 24 ]
Результатом пехотных столкновений на Равнине Фляг стала директива президента США Джона Ф. Кеннеди в мае 1961 года о том, что посол США в Лаосе будет де-факто военным командующим в Лаосе. Его одобрение было необходимо для всех воздушных ударов по стране. Офис воздушного атташе служил его штабом для использования авиации в Лаосе. [ 25 ] [ 26 ]
10 мая 1962 года перемирие ограничило операции RLAF, Т-6 вышли из строя, хотя курсанты лаосской авиации были отправлены в Лопбури , Таиланд, для обучения Т-28 в июне 1962 года. Однако во время перемирия Ванг Пао использовал своих ЦРУ. , поддерживаемых хмонгов армия горцев начнет расчищать короткие взлетно-посадочные полосы, которые будут использоваться для логистической поддержки его войск с помощью вертолетов и взлетно-посадочных полос самолет. [ 22 ] Эти крошечные примитивные взлетно-посадочные полосы распространились по всему Лаосу и стали основным компонентом военных действий роялистов; в конечном итоге их будет около 200 из так называемых участков Лимы . Они будут необходимы для пополнения запасов, быстрого перемещения войск по воздуху и операций по оказанию помощи беженцам. [ 27 ] [ 28 ]
Международное соглашение о нейтралитете Лаоса было подписано 23 июля 1962 года и вступило в силу в октябре. [ 29 ] 6 октября 1962 года последний член американской военной консультативной группы покинул Лаос в соответствии с Соглашением. На следующий день, когда 40 вьетнамских коммунистов были репатриированы из 7000, которые, как известно, находились в Лаосе, северные вьетнамцы заявили, что соблюдают Соглашение. [ 30 ] На словах соблюдение Соглашения будет определять все американские усилия по организации и управлению RLAF, при этом все американские технические специалисты и советники будут аккредитованы под дипломатическим прикрытием в качестве военных атташе. [ 29 ] Хотя Америка продолжит поддерживать своих лаосских клиентов, она также сохранит видимость соблюдения соглашения 1962 года. [ 31 ]
Расширение
[ редактировать ]
К тому времени, когда боевые действия в Лаосе возобновились, у RLAF было пять пилотов Т-28, прошедших подготовку на базе ВВС Муди в Джорджии. [ 32 ] [ 9 ] : 13 летать на Т-28, поставленных в июле и августе 1963 года, на аэродром Ваттай под Вьентьяном. Соединенные Штаты также поставляли ВВС США бомбы и ракеты, хотя временно не использовали взрыватели в качестве средства контроля. [ 33 ]
Один из «новых» Т-28 вскоре разбился во Вьентьяне из-за неудавшегося государственного переворота. Еще один Т-28 исчез из арсенала, когда лейтенант Черт Сайбори, перешедший из RTAF в RLAF, дезертировал еще раз в сентябре 1963 года. Он направил свой Т-28 в Северный Вьетнам, где был заключен в тюрьму. [ 33 ] Несмотря на это, 26 октября 1963 года Государственный департамент США телеграфировал послу Унгеру разрешение использовать Т-28 для перехвата рейсов снабжения Северного Вьетнама в Патет Лао. [ 32 ] Унгер был первым из трех послов, контролировавших американские авиационные средства, поставляемые RLAF; другими были его преемники, Уильям Х. Салливан и Дж. Макмертри Годли . [ 4 ]
Операция «Водяной насос» была организована в Таиланде для обучения большего количества лаосских пилотов в марте 1964 года. В ее состав входили 38 воздушных коммандос и четыре учебно-тренировочных самолета Т-28Д, дислоцированные на базе Королевских ВВС Таиланда Удорн . [ 34 ] Также в марте 1964 года посол Унгер лоббировал в своем Госдепартаменте расширение роли RLAF. [ 9 ] : 14–15 RLAF совершил свои первые ударные вылеты на Т-28, направленные против коммунистов на Равнине Фляг 17 мая 1964 года. В тот же день Унгер передал RLAF боеприпасы посольства. Операция «Водяной насос» также передала в ВВС четыре Т-28. Два дня спустя десять лишних Т-28 прибыли из Южного Вьетнама; четыре были оставлены Waterpump, чтобы возобновить тренировочные операции, а остальные шесть были переданы RLAF. Чтобы восполнить нехватку пилотов до тех пор, пока Waterpump не выпустит лаосских пилотов, Управление по оценке американских программ тайно наняло пять пилотов-добровольцев из Air America, назвав их «Командой А». Свой первый удар они нанесли 25 мая 1964 года; два Т-28 были повреждены зенитным огнем, но не попали в цель. Из-за возможности политических последствий, если американский пилот попадет в руки врага, PEO привлекла тайских пилотов из 223-й эскадрильи RTAF для шестимесячной службы в секретной операции, известной как Project Firefly. Эти завербованные наемники были известны как «Команда B» и начали выполнять ударные миссии 1 июня 1964 года. Для завершения обозначения команды лаосские пилоты были обозначены как «Команда C». [ 32 ] [ 35 ] Команды А и Б находились под контролем посла Унгера. [ 9 ] : 23
К июню 1964 года, когда стратегическая развязка шоссе 7 и 13 оказалась под угрозой со стороны коммунистических сил, у ВВС было 20 Т-28 и 13 лаосских пилотов, готовых к действию. Еще десять лаосских пилотов-кадетов приближались к концу своего обучения и должны были быть готовы к работе 9 августа 1964 года. Десять тайских и шесть американских пилотов также были готовы к немедленной службе в RLAF. Еще четыре Т-28 имелись в Удорне. Пятнадцать дополнительных Т-28 поступили в распоряжение ВВС Республики Вьетнам, которые перевооружались на A-1 Skyraiders . [ 36 ]
Также в июне 1964 года группа Т-28 разбомбила штаб-квартиру нейтралистов Конга Ле в Кхангхае в успешной попытке заставить его переключить свой союз с Патет Лао на сторону роялистов. Вслед за этим Группа А также атаковала Китайский культурный центр на Равнине Фляг; По общему мнению, Центр был тренировочным лагерем для лаосских коммунистических войск с китайским персоналом. [ 32 ]
В июле 1964 года усилия американской передовой авиации по управлению воздушными ударами как RLAF, так и USAF начались с отряда боевых диспетчеров, установленного на самолетах Air America, временно тайно импортированных для операции. [ 9 ]
Угроза, исходящая от зенитного огня Северного Вьетнама, неуклонно возрастала на севере Лаоса. Это привело к тому, что более опытные пилоты тайской команды B были направлены на миссии в северном Лаосе, а менее опытные лаосские пилоты выполняли свои ударные миссии в южном Лаосе. ВВС теперь действовали из Паксе и Саваннакхета, а также из Луанг Прабанга и Вьентьяна. [ 32 ]
Американо-Вьетнамская война
[ редактировать ]Америка официально вступила в войну во Вьетнаме в результате инцидента в Тонкинском заливе 4 августа 1964 года. В результате произошла быстрая эскалация активности и потерь RLAF. Посол Унгер оказал давление на RLAF, чтобы те нанесли удар по коммунистическим силам на Равнине Фляг и тропе Хо Ши Мина , представив правительству роялистов список целей, по которым он хотел, чтобы RLAF поразил. [ 37 ] Потери росли. 14 августа Т-28 был сбит вьетнамскими 37-мм зенитными орудиями. 18 августа 1964 года подполковник Вирипонг, командир 223-й эскадрильи RTAF, разбился на Т-28 RLAF на Равнине Джарс во время выполнения несанкционированного задания. [ 38 ] а еще один Т-28 был потерян в Северном Вьетнаме. [ 37 ]
Тайная американская авиационная деятельность в этот период расширилась и теперь включает в себя американских пилотов передового управления воздушным движением. Программа Стива Каньона , руководившего авиаударами. [ 37 ] 30 сентября Объединенный комитет начальников штабов США утвердил список целей на востоке Лаоса, предложенный ВВС США. Премьер-министр Лаоса Суванна Фума согласился. 14 октября 1964 года Тао Ма возглавил три полета Т-28 RLAF из Саваннакхета во время первого воздушного налета на перевал Мо Гиу , северную конечную точку тропы Хо Ши Мина. [ 39 ]
В январе 1965 года в результате взрыва боеприпаса на авиабазе Ваттай были потеряны восемь Т-28 и С-47 ВВС Великобритании. Потери значительно сократили действия пилотов тайской команды B до мая. В том же месяце ВСФЛ одержали свои первые победы над танками, уничтожив два и пять грузовиков. [ 37 ] Именно в этот период посол Салливан понял, что растущие бомбардировки необходимо регулировать. Взамен прежней политики он создал передовую систему управления воздушным движением , состоящую из американских передовых авиадиспетчеров, тайских передовых авианаправляющих и лаосских наблюдателей для одобрения воздушных ударов. Усиление контроля сделало возможной непосредственную воздушную поддержку наземных войск со стороны группы RLAF B; Американские истребители-бомбардировщики должны были наводиться ударом Т-28. Однако в отношении вылетов на перехват Салливан был последней инстанцией, за исключением миссий по разведке дорог, поражающих мимолетные возможности. [ 40 ]
Лето 1965 года ознаменовало начало внутренних разногласий в рядах RLAF. Харизматичный агрессивный командующий ВВС генерал Тао Ма вызывал зависть у других генералов-роялистов. 3 июля 1965 года на Тао Ма было совершено предполагаемое покушение. [ 41 ]
В середине 1965 года американские специалисты «гражданской» авиации, тайно поставляемые правительству роялистов, были организованы в Центры воздушной эксплуатации. В каждом из пяти военных округов Лаоса был создан Центр воздушной эксплуатации. [ 37 ] ВВС США персонал набирается по программе Palace Dog . И 1, и 2 августа 1965 года Т-28 группы B RLAF нанесли удар по Северному Вьетнаму; 18-го числа во время аналогичного рейда был сбит Т-28, а трансграничные атаки ВСФЛ были приостановлены.
К августу 1965 года количество боевых вылетов RLAF резко возросло, поскольку парк штурмовиков увеличился до 24 Т-28, дополненных тремя RT-28 и несколькими C-47. Последние использовались как импровизированные боевые корабли/бомбардировщики, были вооружены пулеметами калибра 0,50 и оснащены роликовой системой для выкатывания 250-фунтовых бомб через грузовую дверь во время полета. Однако эта успешная полевая операция в конечном итоге была отменена, поскольку она препятствовала деятельности некоторых членов высшего командования Королевского Лаоса по контрабанде опиума. [ 37 ]
В октябре 1965 года трансграничные рейды на коммунистические склады боеприпасов в Северном Вьетнаме на короткое время возобновились, а затем были окончательно прекращены. В ноябре 1965 года прибыли пять самолетов O-1E Bird Dogs армии США для использования передовыми авиадиспетчерами Raven, руководящими RLAF. [ 37 ] В конце 1965 года ВВС Великобритании также приобрели еще три C-47. Два генерала лаосской армии пытались претендовать на них, но Тао Ма отбил их; он считал, что самолеты будут использоваться для контрабанды, а не для военного транспорта. Генералы в ответ ограничили продвижение по службе в ВВС и тем самым подорвали авторитет Тао Ма. [ 42 ]
К весне 1966 года численность ВВС РФ выросла до 40 Т-28. Пилоты тайской группы B продолжали играть решающую роль в операциях RLAF: в начале 1966 года в Лаос прибыли 23 пилота. Кроме того, стремясь увеличить число пилотов Т-28, ЦРУ начало подготовку нескольких десятков кандидатов в пилоты-хмонги в Таиланде. Семеро из них станут пилотами Т-28; другие станут пилотами транспорта или связи; некоторые станут пилотами вертолетов. Неучаствующие в программе были перепрофилированы в качестве воздушных наблюдателей, часто летая вместе с Raven FAC. [ 37 ]
Начальник штаба RLAF был подкуплен, чтобы возглавить мятеж против Тао Ма. В ответ 4 июня 1966 года Тао Ма начал безуспешное восстание. После этого неудавшегося восстания было основано Военно-транспортное командование, которое возглавил бригадный генерал Сурит Дон Сасорит , хотя Тао Ма продолжал командовать Т-28. [ 37 ] После этого неудачного переворота генерал Тао Ма перенес свою штаб-квартиру из Саваннакхета в Луангпрабанг. Его планировали понизить в должности до недавно созданной офисной должности во Вьентьяне. Он выполнял боевые вылеты из Луанг Прабанга до 22 октября 1966 года, когда он снова предпринял попытку государственного переворота. Он совершил рейд из восьми Т-28 на дом нескольких противостоящих генералов-роялистов во Вьентьяне, а также на штаб Генерального штаба и два склада боеприпасов. Хотя в результате авиаударов погибли 36 человек, переворот не увенчался успехом. Американский посол вмешался, чтобы остановить переворот. Тао Ма и десять его пилотов улетели на своих Т-28 в изгнание в Таиланд. Несколько десятков технических специалистов RLAF также скрылись на C-47. После ухода Тао Ма генерал Сурит стал командовать всем ВВС. [ 43 ]
К 9 ноября 1966 года в рамках операции «Водяной насос» было выпущено 42 новых лаосских пилота Т-28. Однако из-за дезертирства и потерь в списках RLAF все еще осталось только 24 человека. Пытаясь спрогнозировать потребности RLAF на будущее, посол Уильям Х. Салливан предсказал, что, возможно, семь дезертировавших лаосских пилотов можно будет вернуть из Таиланда, и что еще шесть лаосских пилотов-кадетов вот-вот закончат обучение. Салливан предвидел, что для укомплектования 44–48 Т-28 потребуется от 55 до 60 лаосских пилотов. Он отметил важность наличия пилотов Т-28, владеющих общим языком с наземными войсками Лаоса, для которых RLAF осуществляла непосредственную поддержку с воздуха. До тех пор, пока не будет подготовлено достаточное количество лаосских пилотов, тайские пилоты, чей язык был похож на лаосский, будут выполнять роль непосредственной поддержки с воздуха, предоставляя самолетам ВВС США возможность наносить удары по объектам перехвата. [ 44 ] К концу 1966 года более половины боевых вылетов за год совершили пилоты группы B. [ 37 ] Пилоты группы B начали использовать Муанг Суи в качестве передовой базы возле Равнины Фляг, сокращая время вылетов и увеличивая количество вылетов. [ 45 ]
Под командованием генерала Сурита
[ редактировать ]

В начале 1967 года сапёры Северного Вьетнама дважды нанесли удар по аэродрому Луангпрабанга, уничтожив 17 Т-28 ВВС Великобритании. [ 46 ]
С 20 по 27 мая 1967 года ВВС США присоединились к ВВС США во второй серии авиаударов, направленных по шоссе 110 тропы Сианук на юге Лаоса. RLAF совершил 41 самолето-вылет. [ 47 ]
В отличие от Ма, генерал Сурит одобрял контрабанду золота и опиума с использованием транспортных средств RLAF. Однако, начиная с полудня 30 июля 1967 года, Сурит в течение двух дней наносил воздушные удары Т-28 RLAF по каравану контрабандистов из 300 мулов, перевозивших 16 тонн опиума, который прибыл в западный Лаос из Бирмы в Бан Хване . [ 48 ]
В конце 1967 года семь Т-28 RLAF вылетели на поддержку войск роялистов, участвовавших в битве при Нам Баке ; К сожалению, отсутствие координации между воздухом и землей сделало воздушные удары неэффективными. Материально-техническая поддержка сухопутных войск RLAF с помощью вертолетов также оказалась недостаточной. [ 49 ] После катастрофического поражения при Нам Баке в начале 1968 года Королевская армия Лаоса стала неэффективной, что увеличило боевую нагрузку на ВСЛ. Авиация была увеличена до 45–50 Т-28, еще 25–30 находились в резерве в Таиланде. В составе RLAF также было девять вертолетов UH-34 и 16 C-47. [ 50 ]
В феврале 1968 года ВСФЛ понесли серьезные потери, когда звено из трех Т-28, выполнявших задачу непосредственной авиационной поддержки в плохую погоду, врезалось в гребень во 2-м военном округе. Выживших не было. В другом деморализующем инциденте, произошедшем 21 марта 1968 года, экипаж C-47 ВВС Великобритании был арестован на авиабазе Таншоннят во Вьетнаме за контрабанду золота и опиума. Впоследствии посол Салливан отказался поставить ВВС еще пять самолетов C-47 на том основании, что они будут использоваться для контрабанды. [ 51 ]
К июню 1968 года из-за потерь Т-28, потерь пилотов и, как следствие, низкого морального духа, тактическая авиация RLAF сократилась до самого низкого уровня боевых вылетов за четыре года. Количество специалистов «гражданской» авиации, поставляемых из ВВС США, было увеличено до десяти на каждый Центр воздушных операций, и они взяли на себя все функции поддержки Т-28 для повышения эффективности в краткосрочной перспективе. В результате число боевых вылетов RLAF в декабре утроилось по сравнению с январским показателем и составило 1522 вылета. [ 52 ] К концу года Т-28 ВВС Великобритании совершили около 10 000 боевых вылетов. [ 53 ] Напротив, транспортные C-47 ВВС Великобритании по-прежнему нагло использовались для контрабанды опиума и золота и использовались в качестве гражданских авиалайнеров. [ 54 ]
В 1969 году советники RLAF запустили несколько программ, направленных на повышение боевого духа пилотов Т-28. Самым непосредственным моментом была надбавка к боевому окладу, выплачиваемая за каждый вылет. Обучение по побегу и уклонению было также предложено в Хуахине , Таиланд; он также стал приморским местом отдыха и развлечений . Однако, несмотря на отсутствие остановки, операции продолжались. 27 июня 1969 года передовая база RLAF в Муанг Суи была захвачена саперами и пехотой Северного Вьетнама. 11 июля 1969 года самый известный из пилотов хмонгов RLAF, капитан Ли Лю , был сбит и убит, совершив более 1000 боевых вылетов менее чем за 18 месяцев. В период с апреля по сентябрь 1969 года прошли обучение первые два лаосских передовых авиадиспетчера. В конце 1969 года наемники-хмонги при поддержке ВВС США и авиаударов США отбили большую часть Равнины Фляг. Первые три боевых корабля AC-47 Spooky были получены от ВВС США и Вьетнама, а первые вылеты были совершены 5 сентября. Были проблемы с прорезыванием зубов: экипажи должны были летать на C-47 днем, а также на AC-47 ночью; артиллеристы выжигали орудия; боеприпасы стреляли только ради стоимости перепродажи латуни; Поначалу Ван Пао не хотел нанимать их, опасаясь потерь среди друзей. Однако опыт пилотов помог; например, капитан Кампхан (одержавший победу в воздухе) налетал более 7000 часов. Тем не менее, три «Призрака» вскоре доказали свою ценность и начали совершать в среднем около 50 ночных боевых вылетов в месяц. [ 55 ]
К январю 1970 года Китайская Народная Республика воспользовалась ранее существовавшим договором о строительстве шоссе на юг от провинции Юньнань через западный Лаос к тайско-лаосской границе. Китайцы направили колонну грузовиков на юг по этой дороге. Приближаясь к Пак Бенгу , он подвергся воздушной атаке двух Т-28 группы B ВВС Великобритании, при этом было уничтожено 15 грузовиков. [ 56 ] Однако дальнейшие воздушные атаки на эту дорогу были сдерживаемы размещением на ее протяжении 400 зенитных орудий различного калибра. [ 57 ]
В марте 1970 года Северный Вьетнам снова атаковал Равнину Джарс. Несколько дней спустя, 18 марта, была захвачена передовая авиабаза RLAF в Сам Тонге . В боях на равнине Жарр ВВС потеряли три Т-28Д, а также два легких самолета О-1 и один легкий самолет У-17 . Потребность в авиации стала настолько острой, что Air America C-7 Caribous использовались в качестве временных бомбардировщиков, сбрасывающих бочки с напалмом на вторгшихся вьетнамцев. [ 58 ] Коммунистические силы подошли достаточно близко к базам RLAF в Муанг Суи и Лонг Тиенг , что время боевых вылетов сократилось настолько, что один пилот хмонгского Т-28 совершил 31 вылет за один день. [ 59 ]
Эффекты вьетнамизации 1970 года распространились и на Лаос. Началась расширенная программа подготовки лаосских пилотов Т-28. [ 50 ] Программа B Team была завершена 4 сентября 1970 года, когда предложение лаосских пилотов наконец достигло спроса: тайцы предоставили RLAF десять пилотных проектов. [ 60 ] Объединенный оперативный центр под командованием полковника Буатонга Фонтивонгсы координировал действия авиации с Генеральным штабом армии. Т-28 RLAF большую часть своих вылетов выполняли под передовым управлением авиации. Однако RLAF столкнулся с некоторыми серьезными проблемами. Смертность пилотов была равна одному: пилоты Т-28 выживали в бою в среднем всего 20 месяцев. Кроме того, к августу 1970 года контрабанда достигла такой степени, что 70 тонн винтовок М16 и других боеприпасов были обменены у китайцев-националистов на опиум в Бан-Хуайсай . Еще одним слабым местом, которое так и не было решено, была нехватка квалифицированного лаосского персонала по техническому обслуживанию и логистике. Попытка решить проблему нехватки была предпринята, когда все Т-28 RLAF были переданы из-под контроля США в RLAF, при этом проводилась расширенная программа обучения. [ 50 ] однако навыки руководства среднего звена, а также навыки командования и контроля в RLAF были слабыми. Тем не менее к концу года боевые вылеты Т-28 достигли уровня в 30 тысяч боевых вылетов. [ 61 ] Исследование Rand Corporation охарактеризовало характеристики RLAF как выдающиеся, отметив, что некоторые пилоты RLAF на сегодняшний день совершили более 1000 боевых вылетов. [ 62 ]
В мае 1971 года база RLAF в Паксе оказалась под угрозой со стороны коммунистических войск, поэтому ее Т-28 были переброшены обратно в Таиланд на базу Королевских ВВС Таиланда Убон . Однако 11 июня восемь имеющихся Т-28 совершили 88 разрушительных боевых вылетов против атакующих вьетнамских коммунистов, при этом один пилот совершил 14 боевых вылетов. [ 63 ]
В июле 1971 года эскадрилья AC-47 RLAF была доведена до утвержденной численности в 10 самолетов. Однако вскоре эскадрилья понесла серьезные потери: ее командир, полковник Тао Ли, погиб в огне. [ 50 ]
К декабрю 1971 года RLAF столкнулась с новой угрозой. Атаки Северного Вьетнама на Равнину Джарс были поддержаны прикрытием с воздуха истребителей МиГ-21 Микояна-Гуревича , что вынудило ВВС США временно отвести их. Однако вскоре Т-28 и AC-47 RLAF вернулись в бой, вылетев из Лонгтьенга. Несмотря на то, что RLAF действовала за пределами взлетно-посадочной полосы, которой угрожали вторгшиеся танки и время от времени подвергались обстрелу из 130-мм снарядов, они продолжали наносить удары по противнику. Многие из бомбардировочных вылетов Т-28 длились всего несколько минут, поскольку противник был очень близко. [ 57 ] Боевые самолето-вылеты за год составили около 30 000. [ 64 ]
В конце 1972 года генерал Ван Пао начал свое последнее наступление, пытаясь еще раз вернуть себе Равнину Кувшинов. Тактическая авиация RLAF к настоящему времени вышла за рамки задач непосредственной авиационной поддержки и стала выполнять роль летающей артиллерии; например, ему было поручено совершить до 80 боевых вылетов в день перед наступлением оперативной группы Ванг Пао «Дельта», начиная с 24 августа. Недостатки этого подхода стали очевидны 9 сентября, когда неудачное падение Т-28 привело к потере 80 дружественных наземных войск и остановило их наступление на врага. [ 65 ] Вертолеты RLAF и Air America UH-34 присоединились к CH-53 ВВС США и восьми Air America C-47 в масштабной наступательной переброске войск Ванг Пао по воздуху. Через месяц наступление застопорилось из-за несогласованности действий трех воздушных флотов. Кроме того, к концу 1972 года сокращение американских усилий во Вьетнамской войне начало сказываться на RLAF. [ 57 ] Однако ежегодное общее количество боевых вылетов оставалось на уровне около 30 000. [ 64 ]
Под командованием генерала Буатонга
[ редактировать ]Генерал Буатонг перешел от командования Объединенным оперативным центром к общему командованию RLAF в 1973 году. К началу 1973 года численность RLAF достигла своего зенита: 2150 человек личного состава и 180 самолетов. В авиационном составе находились 75 АТ-28 и восемь АС-47 боевого применения. Транспортная и легкая авиация включала 15 О-1 Birddogs и 18 C-47. В последний момент американцы решили передать несколько лишних самолетов для пополнения RLAF. Парк вертолетов RLAF был пополнен 24 UH-34 из ВВС Вьетнама, в результате чего их общее количество достигло 43, в попытке заменить грузоподъемность Air America на момент вылета из Лаоса. Air America передала RLAF десять учебно-тренировочных самолетов Cessna T-41 Mescalero и десять транспортных самолетов C-123K. Генерал Буатонг тщетно просил предоставить более новые и более адекватные самолеты, но американцы отказали ему. В том же месяце, в январе 1973 года, RLAF совершили 4482 боевых вылета, прежде чем 22 числа было подписано перемирие. [ 66 ]
В апреле 1973 года перемирие было нарушено, и ВВС возобновили боевые действия. [ 57 ] Однако эта сила находилась в упадке, поскольку количество имеющихся у нее Т-28 сократилось до 40, а количество боевых вылетов в месяц снизилось примерно до 2000. Два из восьми боевых кораблей Spooky были выведены из строя; остальные были затем разоружены и возвращены в транспорты. [ 67 ]
20 августа 1973 года генерал Тао Ма возглавил конвой из 60 грузовиков с войсками обратно в Лаос и захватил авиабазу Ваттай. Он и шесть других лаосских пилотов вылетели на Т-28 и повторили попытку воздушного переворота, разбомбив штаб-квартиру правительства. Однако в результате контратаки Королевской лаосской армии Ваттай был отбит, а Ма был сбит при приземлении. Хотя он выжил при аварийной посадке, его тут же казнили. [ 68 ]
К середине 1974 года Air America свернула свою деятельность в Лаосе. Американская линия снабжения была практически закрыта. Из-за нехватки топлива, запчастей и боеприпасов ВВС быстро пришли в упадок. Объединенный оперативный центр был закрыт. Заграничная подготовка кадров прекратилась. Вскоре пилоты RLAF летали всего два часа в месяц. [ 69 ]
14 апреля 1975 года RLAF совершила свой последний боевой вылет. По команде Ванг Пао девять Т-28 врезались в колонну грузовиков Патет Лао, двигавшуюся на юг, во Вьентьян, что привело к тяжелым потерям. [ 70 ] В следующем месяце, когда коммунистические агитаторы разожгли массовые демонстрации против королевского правительства Лаоса, многие пилоты RLAF перешли в Таиланд. Захваченные ими шестнадцать Т-28 позже были переданы ВВС Филиппин . [ 57 ]
Последствия
[ редактировать ]столкнулись Военно-воздушные силы Народно-освободительной армии Лаоса с нехваткой подготовленного персонала для использования расширенного парка самолетов в борьбе с продолжающимся повстанческим движением хмонгов. [ 57 ] Т-28 бывших ВВС Великобритании использовались для бомбардировки деревень хмонгов. [ 71 ] Заключенные пилоты RLAF были освобождены и отправились на службу новому правительству. В период с 1975 по 1977 год они совершили девять побегов в Таиланд. Таким образом, ВВС НПЛАА потеряли два из 29 своих Т-28; четыре вертолета UH-34, С-47, Т-41 и Ан-2 также совершили полет на юг, а последний был возвращен. [ 57 ]
Основной график
[ редактировать ]- 28 января 1955 г.: создана Laosian Aviation.
- 1960: Патет Лао начинает эксплуатировать самолеты.
- Август 1960 года: Лаосская авиация переименована в Королевские ВВС Лаоса (RLAF).
- Весна 1963 года: диссидентская авиация Конг Ле реинтегрирована в RLAF.
- Начало 1976 года: Королевские ВВС Лаоса переименованы в ВВС Народно-освободительной армии Лаоса (LPLAAF).
Униформа и знаки различия
[ редактировать ]Королевские ВВС Лаоса были обязаны своим происхождением и традициями французским дальневосточным военно-воздушным силам ( Forces Aériennes en Extrême-Orient – FAEO) во время Первой Индокитайской войны и даже после того, как Соединенные Штаты взяли на себя роль главного иностранного спонсора Королевских лаосских ВВС. В вооруженных силах в начале 1960-х годов французское военное влияние все еще было заметно в их униформе и знаках различия.
Служебное платье
[ редактировать ]После своего формирования в середине 1950-х годов личный состав лаосской авиации получил французской армии тропическую рабочую и служебную форму образца 1945 года ( Tenue de toile kaki clair Mle 1945 ), стандартную одежду ANL, состоящую из светлой хлопчатобумажной рубашки цвета хаки и брюк. Созданная по образцу тропической рабочей одежды «Чино» армии США времен Второй мировой войны , рубашка имела два накладных нагрудных кармана, закрытых прямыми клапанами с застежками по углам, и бретельками, а брюки имели две складки на передних бедрах, боковые прорезные карманы и внутренний карман на бедрах. сзади, с правой стороны. В качестве альтернативы, рубашки цвета хаки M1946 с короткими рукавами ( Chemisette kaki clair Mle 1946 ) с двумя плиссированными накладными нагрудными карманами, закрытыми заостренными клапанами, и в стиле «чино» M1949 ( Chemisette kaki clair Mle 1949 рубашки цвета хаки ) шорты цвета хаки образца 1946 года ( Culotte Courte Kaki Clair Mle 1946 г. ) в жаркую погоду. [ 72 ] Наземный персонал лаосской авиации в полевых условиях часто носил стандартную французскую общевойсковую форму ANL серо-зеленого цвета образца 1947 года ( Treillis de Combat Mle 1947 ). [ 73 ]
Офицеры лаосской авиации носили стандартную летнюю парадную форму ANL из хлопка светлого цвета хаки, которая была создана по образцу французской армии парадной формы цвета хаки M1946/56 ( французский : Vareuse d'officier Mle 1946/56 et Pantalon droit Mle 1946/56 ); для официальных случаев был выпущен также легкий летний вариант из белого хлопка. Куртка с открытым воротником имела два плиссированных нагрудных кармана, закрытых заостренными клапанами, и два боковых незащищенных кармана, закрытых прямыми, а рукава имели ложные завороты; Передняя ширинка и клапаны карманов закреплялись позолоченными пуговицами. Униформу носили с соответствующей рубашкой цвета хаки и черным галстуком на парадном платье, тогда как белую версию вместо этого носили с белой рубашкой и черным галстуком.
Отражая растущее американское влияние, в 1964 году для ВВС США был введен новый набор отличительной униформы. Офицеры получили сине-серую парадную форму, состоящую из туники и брюк, покрой которых был смоделирован по образцу служебной формы ВВС США образца 1947 года. Туника с четырьмя пуговицами в американском стиле с открытым воротником имела два плиссированных нагрудных кармана, закрытых зубчатыми клапанами, и два встроенных боковых кармана, закрытых прямыми клапанами. Передняя ширинка и клапаны карманов закреплялись серебряными пуговицами со стандартной эмблемой FAR в виде трезубца. На действительной службе сине-серую парадную форму носили со светло-голубой рубашкой и сине-серым галстуком, а в официальных случаях заменяли белую рубашку и черный галстук; В жаркую погоду носили голубую рубашку с короткими рукавами. [ 74 ] Наземному и летному составу RLAF также была выдана голубая и сине-серая рабочая форма, которая состояла из легкой хлопчатобумажной рубашки и брюк. Первая была основана на рубашке французской армии образца 1948 года ( Chemise de toile Mle 1948 ), которая имела шесть пуговиц спереди и два плиссированных нагрудных кармана, закрытых заостренными клапанами, имела погоны ( эполеты ) и длинные рукава с застегнутыми пуговицами. манжеты. Его носили с соответствующими брюками, похожими на французский образец M1945/52 ( Pantalon de toile Mle 1945/52 ), которые имели две складки на передних бедрах, боковые прорезные карманы и внутренний карман сзади, с правой стороны. [ 75 ]
Несмотря на периодические попытки стандартизации, в летной одежде отмечалась большая свобода действий; В боевых вылетах экипажи RLAF полагались на непоследовательную систему снабжения, управляемую американцами, дополняемую предметами, приобретенными во время обучения в Таиланде. оливкового цвета США (OG) Хотя летные костюмы были предоставлены, лаосские пилоты часто носили коммерческие летные костюмы черного и камуфляжного цвета или стандартные летные костюмы Королевской армии Лаоса (RLA) OG и камуфляжную форму для боевых действий в джунглях вместо них, обычно с жилетом из сетки выживания ВВС США. [ 76 ] армии США Наземный персонал RLAF принял на вооружение в 1960-х годах служебную форму OG-107 , а в 1971 году - униформу M1967 Jungle Utility Uniform . США Оливково-зеленые полевые куртки М-1951 также были выданы всем чинам.
Головной убор
[ редактировать ]Офицеры лаосской авиации получили фуражку службы ANL как в версии светлого цвета хаки, так и в версии с белым верхом, которая была скопирована по образцу французского образца M1927 ( Casquette d'officier Mle 1927 ) для ношения со светлой парадной формой цвета хаки или с белой парадной формой. Фуражки носили вместе со стандартным позолоченным металлическим устройством ANL, венчающим герб Айраваты с лаосским королевским гербом ( Эраван ) — трехголовым белым слоном, стоящим на постаменте и увенчанным остроконечным зонтиком, установленным на черной каплевидной форме. фоновый патч в форме. Наземный и летный состав обычно носил стандартные головные уборы ANL и CEFEO того периода, которые состояли из французских боковых фуражек цвета хаки М1946 и М1957 ( Bonnet de Police de toile kaki clair Mle 1946 и Bonnet de Police de toile kaki clair Mle 1957 ), M1946». Тропические береты «Гурка» ( Bérét de toile kaki clair Mle 1946 ), шляпы-кустарники образца 1949 года ( Chapeau de brousse Mle 1949 ) [ 72 ] и легкие хлопковые бейсболки цвета хаки, полевые кепки. [ 73 ]
В 1964 году RLAF приняла на вооружение новую сине-серую фуражку с тульей «германской» формы – очень похожую на ту, которую носят офицеры Королевской лаосской армии (RLA) или ВВС Республики Вьетнам (VNAF) – с золотой фурнитурой. шнуровой подбородочный ремень и простой черный кожаный козырек для флагманов, тогда как версия генерал-офицера имела вышитое золотом пламя как на черной полосе фуражки, так и на козырьке, а также подбородочный ремень с золотой тесьмой. Первоначально его носили со стандартным позолоченным металлическим трезубцем FAR на черном фоне, замененным после 1967 года характерным серебряным значком RLAF. [ 77 ] Также была принята на вооружение сине-серая летная фуражка зарубежного образца (с серебряной окантовкой на клапане для офицеров), стилизованная под французскую боковую фуражку образца 1957 года. Помимо официальных головных уборов, неофициальные береты оливково-зеленого цвета и камуфляжной ткани, бейсболки и шляпы US Boonie попали в RLAF из США, Таиланда и Южного Вьетнама , к которым вскоре были добавлены копии, произведенные в Лаосе; красную вышитую бейсболку вручили пилотам-выпускникам курса истребителей-бомбардировщиков Т-28, проходившего в летной школе RLAF на авиабазе Сено , недалеко от Саваннакхета . [ 78 ]
Обувь
[ редактировать ]Бело-коричневые кожаные туфли с низкой шнуровкой предписывалось носить либо с более ранней служебной / рабочей униформой цвета хаки ANL, либо с белой летней одеждой для всех рангов; после 1964 года черные туфли стали обязательными для офицеров RLAF, носивших новую серо-голубую парадную форму офицеров в официальных случаях. Личный состав лаосской авиации, работавший в полевых условиях, первоначально носил смесь американской и французской стандартной обуви, в том числе коричневые кожаные боевые служебные ботинки США M-1943 , французские коричневые кожаные ботильоны с подбитыми гвоздями образца 1917 года ( Brodequins modéle 1917 ), французские коричневые кожаные «Рейнджеры» образца 1953 года ( Rangers). модель 1953 года из парусины и резины , Pataugas ) и французские тропические ботинки [ 73 ] заменены сандалиями в гарнизоне. Черные кожаные боевые ботинки начали поставляться в ВВС США в 1960-х годах американцами, которые выпустили как раннюю модель M-1962 «McNamara» армии США, так и модель M-1967 с рифленой подошвой с «волнистым» рисунком. Нескольким лаосским пилотам и старшим офицерам удалось приобрести ботинки для джунглей армии США , высоко ценимый предмет, не выданный ВВС США, в то время как местные копии канадских тропических ботинок Bata и южновьетнамских черных боевых ботинок коренных народов из парусины и резины носили немного наземного персонала. [ 79 ] [ 80 ]
Звания ВВС
[ редактировать ]Первоначально лаосская авиация носила те же знаки различия званий, что и их французские коллеги и ANL, последовательность которых точно соответствовала образцу французских ВВС, определенному правилами 1956 года . [ 81 ] Младшие офицерские звания ( Officiers superieurs et officiers subalternes ) носили на черных съемных погонах ( pattes d'épaule ) или шлепанцах ( passants d'épaule ), аналогично армейскому образцу, с добавлением пары стилизованных крыльев на погонах. внутренний конец. Унтер-офицеры ( Sous-officiers et aviateurs ) и летчики ( Hommes de troupe ) носили металлические или тканевые шевроны на обоих верхних рукавах или прикалывались к груди.
В 1959 году Королевская армия Лаоса приняла новую, характерно разработанную в Лаосе систему воинских званий, которая в сентябре 1961 года стала стандартной схемой званий для всех родов войск вновь созданных Королевских вооруженных сил Лаоса . Согласно новым правилам, офицеры RLAF теперь имели право носить на своей служебной или парадной форме жесткие погоны, окаймленные золотой тесьмой, идентичные стандартному рисунку RLA , за исключением того, что цвет фона был сине-серым, а не красным. [ 82 ] Младшие офицеры добавили к своим щиткам соответствующее количество пятиконечных золотых звезд, а унтер-офицеры носили шевроны на верхнем рукаве. Летчики не носили знаков отличия. Однако эти правила постепенно вводились в действие, и какое-то время . персонал ВВС США носил знаки различия званий ВВС США в качестве временной меры [ 77 ]
На действительной службе офицеры лаосской авиации первоначально заменяли погоны либо направляющими для плечевых ремней, либо одной нагрудной петлей ( patte de poitrine ), застегнутой на пуговицы или приколотой к ширинке рубашки, в соответствии с практикой французской армии . [ 83 ] К концу 1960-х годов RLAF приняла ту же систему американского стиля, что и их коллеги из RLA, в которой металлические знаки различия званий, прикрепленные булавками или вышитые на ткани - либо в полноцветном желто-зеленом, либо в приглушенной черно-зеленой форме - были носится на правом воротнике летных костюмов и униформы для джунглей. [ 82 ]
Знаки различия званий
[ редактировать ]![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() | |||||||||
Бригадный генерал Пхун в чате |
Полковник Фан Ик |
Подполковник Фан Тхо |
Главный Фан Три |
Капитан Лой Эк |
1-й лейтенант Лой Тё |
2-й лейтенант Лой Трий |
![]() |
(один горизонтальный золотой слиток) | ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Нет значка | ||||||||||||||||||
Прапорщик Ваа Трии Хуа Трии |
сержант-майор Каан Эк |
Мастер-сержант Каатхо |
сержант 1-го класса Как Трии |
Штаб-сержант Глоток Ик |
Сержант Сип Тхо |
Капрал Глоток Трии |
Летчик базовый Глоток |
Знаки отличия
[ редактировать ]Металлический квалификационный знак пилота был создан в середине 1960-х годов в двух классах. Оно было идентично крыльям ВВС США, за исключением букв «RLAF», выбитых наверху центрального гребня. Значок носили над левым нагрудным карманом на военной форме и рабочей униформе, а вышитый белый вариант на синем тканевом фоне носили на летных костюмах. Синие ленты с именами приглушенного цвета иногда носили над правым карманом рубашки или куртки на полевой одежде и летных костюмах; На рабочей и парадной форме носили синие пластиковые таблички с именами. На правой груди располагались полноцветные вышитые, тканые или напечатанные знаки различия эскадрильи; На правом воротнике красовался служебный знак RLAF — розетка в виде крылатого листа лотоса. [ 84 ] Пилоты RLAF, отправленные на обучение в Таиланд, носили на правом плече национальный герб Лаоса с надписью «Лаос». [ 85 ]
См. также
[ редактировать ]- Опиумная война 1967 года
- Эйр Америка
- Кхмерские ВВС (KAF)
- Лаосская гражданская война
- Дворцовая собака
- Проект 404
- Передние воздушные контроллеры Raven
- ВВС Республики Вьетнам (VNAF)
- Королевские ВВС Таиланда (RTAF)
- Оружие гражданской войны в Лаосе
Сноски
[ редактировать ]- ↑ Air Enthusiast № 74, март/апрель 1998 г., статья Конбоя, Кена, Крылья над страной миллиона слонов - Военная авиация в Лаосе 1949–1975 , стр. 64–70.
- ^ На войне в тени Вьетнама , стр. 54–55.
- ^ На войне в тени Вьетнама , стр. 1–2.
- ^ Перейти обратно: а б Энциклопедия войны во Вьетнаме , с. 96.
- ^ Перейти обратно: а б «Добро пожаловать в информационную группу воздушного боя» . www.acig.org . Проверено 13 декабря 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б Война теней , с. 15.
- ^ Перейти обратно: а б с д Проверено 13 декабря 2010 г.
- ↑ Shadow War , стр. 27 (примечание 24).
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Ликер, Джо Ф. (23 августа 2010 г.). «Air America в Лаосе III – в бою» (PDF) . Техасский университет в Далласе . Архивировано из оригинала (PDF) 13 сентября 2012 года . Проверено 18 апреля 2012 г.
- ^ http://www.acig.org/artman/publish/article_347.shtml Проверено 13 декабря 2010 г. Примечание 1. Известное оборудование для этих двух чартерных линий состояло из восьми DC-3, трех Dragon Rapides, двух Bristol Freighter 170 и Боинг 307. Еще были в наличии «Норудуйны» и «Бобры» L-20. Примечание 2. Компания Civilian Air Transport (которая позже стала Air America) имела в Лаосе 2 C-47 и 4 C-46. http://www.acig.org/artman/publish/article_347.shtml Проверено 13 декабря 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б Проверено 14 декабря 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Добро пожаловать в информационную группу воздушного боя» . www.acig.org . Проверено 14 декабря 2010 г.
- ^ Война теней , с. 27 (примечание 24).
- ^ Перейти обратно: а б Проверено 17 декабря 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Добро пожаловать в информационную группу воздушного боя» . www.acig.org . Проверено 13 апреля 2012 г.
- ^ Война теней , с. 96.
- ^ Война теней , с. 102 (Примечания 2, 9).
- ↑ Shadow War , стр. 44, 46 (примечание 52), 48–51.
- ^ Война теней , стр. 51–52.
- ^ На войне в тени Вьетнама , с. 35.
- ^ Война теней , с. 52.
- ^ Перейти обратно: а б с «Добро пожаловать в информационную группу воздушного боя» . www.acig.org . Проверено 15 апреля 2012 г.
- ^ Война теней , стр. 71–72.
- ^ Война теней , с. 72.
- ^ http://ehistory.osu.edu/vietnam/pdf/usaflaos.pdf , стр. 10. Проверено 23 апреля 2012 г.
- ^ https://www.rand.org/pubs/reports/2006/R919.pdf , стр. 5661. Проверено 28 апреля 2012 г.
- ^ http://ehistory.osu.edu/vietnam/pdf/usaflaos.pdf , стр. 34. Проверено 23 апреля 2012 г.
- ^ «Добро пожаловать в информационную группу воздушного боя» . www.acig.org . Проверено 26 апреля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б https://www.rand.org/pubs/reports/2006/R919.pdf , стр. 46–47. Проверено 28 апреля 2012 г.
- ^ На войне в тени Вьетнама , с. 50.
- ^ Война теней , с. 107.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Добро пожаловать в информационную группу воздушного боя» . www.acig.org . Проверено 16 апреля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Война теней , с. 103 (Примечание 38).
- ^ Война теней , с. 108.
- ↑ Shadow War , стр. 109–110, 114 (примечания 18–19).
- ↑ Государственный департамент США, дата обращения 21 апреля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж «Добро пожаловать в информационную группу воздушного боя» . www.acig.org . Проверено 17 апреля 2012 г.
- ^ Война теней , стр. 112–113.
- ^ Война теней , с. 121.
- ^ Война теней , с. 129.
- ^ Война теней , с. 156.
- ^ Война теней , с. 157.
- ^ http://www.acig.org/artman/publish/article_348.shtml Проверено 17 апреля 2012 г. Примечание. В этом источнике говорится, что 12 пилотов дезертировали вместе с Тао Ма, но это явно неверно, поскольку посол Салливан упомянул десять перебежчиков в телеграмме посольства. в Государственный департамент.
- ^ «Международные отношения Соединенных Штатов, 1964–1968, том XXVIII, Лаос - Офис историка» . History.state.gov . Проверено 21 апреля 2012 г.
- ^ Война теней , с. 207.
- ^ Война теней , с. 183.
- ^ Spymaster , страница неизвестна.
- ^ Политика героина в Юго-Восточной Азии , стр. 324–327.
- ^ Война теней , стр. 184–185.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Добро пожаловать в информационную группу воздушного боя» . www.acig.org . Проверено 18 апреля 2012 г.
- ↑ Shadow War , стр. 196, 365.
- ↑ Shadow War , стр. 196, 199, 365.
- ^ http://ehistory.osu.edu/vietnam/pdf/usaflaos.pdf , стр. 29. Проверено 23 апреля 2012 г.
- ^ Война теней , стр. 196, 199.
- ↑ Shadow War , стр. 212–214, 366, 368, 374 (примечания 12, 15, 16, 24, 26).
- ^ Война теней , с. 315.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Добро пожаловать в информационную группу воздушного боя» . www.acig.org . Проверено 20 апреля 2012 г.
- ^ «Добро пожаловать в информационную группу воздушного боя» . www.acig.org . Проверено 19 апреля 2012 г.
- ^ Война теней , с. 256.
- ↑ Shadow War , стр. 264, 279 (примечание 12).
- ^ http://ehistory.osu.edu/vietnam/pdf/usaflaos.pdf, стр. 33, 29. Проверено 23 апреля 2012 г.
- ^ https://www.rand.org/pubs/reports/2006/R919.pdf , стр. 81. Проверено 28 апреля 2012 г.
- ^ Война теней , с. 287.
- ^ Перейти обратно: а б «Бочка, 1968-73: Воздушная кампания в поддержку национальной политики | электронная ИСТОРИЯ» (PDF) . ehistory.osu.edu . Проверено 23 апреля 2012 г.
- ↑ Shadow War , стр. 347–348.
- ^ http://www.acig.org/artman/publish/article_349.shtml Проверено 20 апреля 2012 г. Примечание: существует небольшое несоответствие, поскольку общее количество самолетов составляет 179. Личный Aero Commander 550 короля Сисавонга может быть «пропавшим» самолетом. .
- ^ Война теней , стр. 409, 412.
- ^ Война теней , стр. 406–407.
- ^ Война теней , с. 414.
- ^ Война теней , с. 415.
- ^ Война теней , с. 21.
- ^ Перейти обратно: а б Конбой, Эраванская война – Том 3: Королевские вооруженные силы Лаоса, 1961–1974 гг. , стр. 7.
- ^ Перейти обратно: а б с Конбой и Грир, Война в Лаосе 1954–1975 (1994), с. 6.
- ^ Конбой и МакКуэйг, Война в Лаосе 1960–75 (1989), стр. 11; 16.
- ^ Конбой и МакКуэйг, Война в Лаосе 1960–75 (1989), стр. 14; 16.
- ^ Конбой и МакКуэйг, Война в Лаосе 1960–75 (1989), стр. 16–17; 35; 44.
- ^ Перейти обратно: а б Конбой и МакКуэйг, Война в Лаосе 1960–75 (1989), с. 16.
- ^ Конбой и МакКуэйг, Война в Лаосе 1960–75 (1989), стр. 47.
- ^ Конбой и МакКуэйг, Война в Лаосе 1960–75 (1989), стр. 19.
- ^ Конбой и Грир, Война в Лаосе 1954–1975 (1994), с. 12.
- ^ Гожак, Офицеры и солдаты французской армии по данным TTA 148 (1943–1956) (2011), стр. 38–45.
- ^ Перейти обратно: а б Конбой и МакКуэйг, Война в Лаосе 1960–75 (1989), с. 17.
- ^ Лассус, Знаки званий французской армии, 1945–1990 (1-я часть введения) (1998), стр. 12–15.
- ^ Конбой и МакКуэйг, Война в Лаосе 1960–75 (1989), стр. 16–17.
- ^ Конбой и МакКуэйг, Война в Лаосе 1960–75 (1989), стр. 35; 44.
Ссылки
[ редактировать ]- Андреа Матлес Савада (редактор), Лаос: страновое исследование (3-е изд.), Отдел федеральных исследований, Библиотека Конгресса, Вашингтон, округ Колумбия, 1995. ISBN 0-8444-0832-8 , ОСЛК 32394600 – [1]
- Бернард К. Налти, Джейкоб Нойфельд и Джордж М. Уотсон, Иллюстрированное руководство по воздушной войне над Вьетнамом , Salamander Books Ltd, Лондон, 1982. ISBN 978-0-668-05346-4
- Бернард К. Налти, Война против грузовиков: воздушный запрет в Южном Лаосе, 1968–1972 гг ., Музеи и историческая программа ВВС, Вашингтон, округ Колумбия, 2005 г. ISBN 0-16-072493-7 , 9780160724930.
- Бриг. Генерал Саутчай Вонгсаван, RLG Военные операции и действия в Лаосской провинции Панхандл , Центр военной истории армии США , Вашингтон, округ Колумбия, 1981. ISBN 0-923135-05-7 , 9780923135058 для переиздания 1989 года.
- Джейкоб Ван Стааверен, Запрет в Южном Лаосе, 1960–1968 гг ., Центр истории ВВС, Вашингтон, округ Колумбия, 1993 г. ISBN 0-912799-80-3 , 9780912799803.
- Джозеф Д. Селески, Специальная воздушная война и секретная война в Лаосе: воздушные коммандос 1964–1975 , Air University Press, авиабаза Максвелл, Алабама, 2019. – [2]
- Кеннет Конбой и Дон Грир, Война в Лаосе 1954–1975 гг ., Squadron/Signal Publications, Inc., Кэрроллтон, Техас, 1994 г. ISBN 0-89747-315-9
- Кеннет Конбой и Саймон МакКуэйг, Война в Лаосе 1960–75 , серия «Люди по оружию» 217, Osprey Publishing Ltd, Лондон, 1989. ISBN 978-0-85045-938-8
- Кеннет Конбой и Саймон МакКуэйг, Спецназ Юго-Восточной Азии , Элитная серия 33, Osprey Publishing Ltd, Лондон, 1991. ISBN 1-85532-106-8
- Кеннет Конбой с Джеймсом Моррисоном, Теневая война: Секретная война ЦРУ в Лаосе , Боулдер, Колорадо: Paladin Press, 1995. ISBN 1-58160-535-8 , 9781581605358.
- Кен Конбой, Эраванская война – Том 1: Военизированная кампания ЦРУ в Лаосе, 1961–1969 гг ., Asia@War Volume 24, Helion & Company Limited, Warwick UK, 2021. ISBN 978-1-804510-65-0
- Кен Конбой, Эраванская война – Том 2: Военизированная кампания ЦРУ в Лаосе, 1969–1974 гг ., Asia@War, Том 28, Helion & Company Limited, Warwick UK, 2022a. ISBN 978-1-915113-59-7
- Кен Конбой, Эраванская война – Том 3: Королевские вооруженные силы Лаоса, 1961–1974 гг ., Asia@War, Том 37, Helion & Company Limited, Warwick UK, 2022b. ISBN 978-1-804512-87-6
- Генерал-майор Удоне Сананиконе , Советы и поддержка Королевской армии Лаоса и армии США , серия монографий Индокитая, Центр военной истории армии США , Вашингтон, округ Колумбия, 1981. – [3]
- Ларри Дэвис и Дон Грир, Боевые корабли, Иллюстрированная история привидений - серия специальных выпусков (6032), Squadron / Signal Publications, Inc., Кэрроллтон, Техас, 1982. ISBN 0-89747-123-7
- Роджер Уорнер, Стрельба по Луне: история тайной войны Америки в Лаосе , Южный Роялтон, Вирджиния: Steerforth Press, 1996. ISBN 1-883642-36-1 , 9781883642365.
- Тимоти Касл, Война в тени Вьетнама: военная помощь США королевскому правительству Лаоса, 1955–1975 гг. , Columbia University Press, 1993. ISBN 978-0-231-07977-8
Вторичные источники
[ редактировать ]- Арнольд Иссакс, Гордон Харди, Макалистер Браун и др., Пешки войны: Камбоджа и Лаос , Boston Publishing Company, Бостон, 1987. ISBN 0-201-11678-2 , 9780201116786.
- Альфред Уильям Маккой, Кэтлин Б. Рид, Леонард Палмер Адамс, Политика героина в Юго-Восточной Азии , Harper & Row, 1972. ISBN 9971-4-7022-5 , 9789971470227.
- Билл Ганстон, Иллюстрированный справочник по военным вертолетам , Salamander Books Ltd, Лондон, 1981. ISBN 978-0-86101-110-0
- Кристофер Роббинс, Air America , Эйвон, Нью-Йорк, 1979 год. ISBN 0-399-12207-9 , 9780399122071.
- Кристофер Роббинс, Вороны: пилоты тайной войны в Лаосе , Asia Books, Бангкок, 2000. ISBN 974-8303-41-1 , 9789748303413.
- Дэвид Корн , Призрак блондинки: Тед Шекли и крестовые походы ЦРУ , Саймон и Шустер, Нью-Йорк, 1994. ISBN 978-0-671-69525-5
- Дени Лассю, Звания французской армии, 1945–1990 (1-я часть, введение) , в журнале Militaria № 159, октябрь 1998 г., History & Collections, Париж. ISSN 0753-1877 (на французском языке )
- Дени Лассю, Знаки званий французской армии, 1945–1990 (часть 2 — различные типы нашивок) , в журнале Militaria № 161, декабрь 1998 г., History & Collections, Париж. ISSN 0753-1877 (на французском языке )
- Кеннет Конбой, Кеннет Боура и Саймон МакКуэйг, СВА и Вьетконг , серия Elite 38, Osprey Publishing Ltd, Оксфорд, 1992. ISBN 978-1-85532-162-5
- Институт военной истории Вьетнама, Победа во Вьетнаме: Официальная история Народной армии Вьетнама, 1954–1975 (перевод Мерла Приббеноу), Лоуренс К.С.: University of Kansas Press, 2002. ISBN 0-7006-1175-4 , 9780700611751.
- Поль Гожак, Офицеры и солдаты французской армии по данным TTA 148 (1943–1956) , История и коллекции, Париж, 2011 г. ISBN 978-2352501954 (на французском языке )
- Спенсер К. Такер, Энциклопедия войны во Вьетнаме: политическая, социальная и военная история , ABC-CLIO, 2011. ISBN 1-85109-961-1 , 9781851099610.
- Теодор Г. Шекли и Ричард А. Финни, Мастер шпионов: Моя жизнь в ЦРУ , Potomac Books Inc., 2006. ISBN 978-1574889222 , 1574889222