Sikorsky H-19 Chickasaw (номер модели компании S-55 ) — многоцелевой вертолёт с поршневым двигателем , который использовался армией США и ВВС . Он также был построен по лицензии компанией Westland Aircraft как Westland Whirlwind в Соединенном Королевстве. Модели ВМС США и береговой охраны США получили обозначение HO4S , а модели Корпуса морской пехоты США — HRS . В 1962 году версии для ВМС США, Береговой охраны США и Корпуса морской пехоты США были переименованы в H-19, как и их аналоги в армии и ВВС США.
В H-19 впервые был использован радиальный двигатель, установленный в носовой части , приводивший в действие один полностью шарнирно-сочлененный несущий винт, расположенный над кабиной, что помогало поддерживать правильный центр тяжести при различных условиях нагрузки без необходимости балласта для поддержания продольной устойчивости, как в предыдущих разработках Sikorsky. . Такая компоновка придала серии H-19 характерный выпуклый вид и сделала его одним из первых по-настоящему успешных одновинтовых вертолетов общего назначения , что привело к появлению ряда производных конструкций, включая Sikorsky H-34 , который производился в еще большем количестве. . H-19 сделал долгую военную карьеру по всему миру в конце 20-го века, а также оказался популярным среди гражданских операторов.
HRS-1 морской пехоты США, на выставке в музее, 2014 г.
Разработка H-19 была инициирована компанией Sikorsky в частном порядке без государственной поддержки. Первоначально вертолет проектировался как испытательный стенд для нескольких новых концепций конструкции, призванных обеспечить большую грузоподъемность в сочетании с простотой обслуживания. Под руководством дизайнера Эдварда Ф. Катценбергера макет был спроектирован и изготовлен менее чем за год. [ 1 ]
Первым заказчиком стали ВВС США, которые заказали для оценки пять самолетов YH-19; Первый полет YH-19 состоялся 10 ноября 1949 года, менее чем через год после даты начала программы. За этим последовала поставка первого YH-19 ВВС США 16 апреля 1950 г. и поставка первого вертолета HO4S-1 ВМС США 31 августа 1950 г. YH-19 ВВС США был отправлен в Корею для эксплуатационные испытания в марте 1951 года, где в сентябре 1951 года к нему присоединился второй YH-19. 27 апреля 1951 года был выпущен первый HRS-1. был поставлен Корпусу морской пехоты США, а 2 мая 1951 года первый С-55 был передан компании Westland Aircraft. [ 1 ]
1281 вертолет был произведен компанией Sikorsky в США. Еще 447 экземпляров были произведены лицензиатами вертолета, включая Westland Aircraft, SNCASE во Франции и Mitsubishi в Японии. [ 1 ]
Вертолет широко экспортировался и использовался во многих других странах, включая Португалию, Грецию, Израиль, Чили, Южную Африку, Данию и Турцию.
В 1954 году Корпус морской пехоты США опробовал идею увеличения подъемной силы в условиях высокой температуры и/или больших нагрузок путем установки сопла ракеты на кончике каждой лопасти несущего винта, а топливный бак располагался в центре над ступицей лопасти несущего винта. Топлива хватало на семь минут работы. [ 2 ] Хотя испытания системы были признаны успешными, на вооружение она так и не была принята. [ 1 ]
Основными нововведениями, реализованными на H-19, были размещение двигателя вперед под боевым отделением и перед основной кабиной, использование смещенных шарниров, расположенных в девяти дюймах (230 мм) от центра несущего винта, а также использование гидравлических сервоприводов органов управления несущим винтом. Эти особенности позволили создать самолет, который был гораздо более способен выполнять транспортные функции, чем предыдущие конструкции Сикорского.
Благодаря переднему расположению двигателя основная кабина располагалась практически на одной линии с осью вращения несущего винта и близко к центру тяжести самолета , что облегчало поддержание надлежащего веса и баланса в различных условиях нагрузки. [ 1 ] Толчком к такому выбору конструкции стал недавний отказ ВМС США от Sikorsky XHJS в пользу тандемного несущего винта Piasecki HUP Retriever ; Военно-морской флот категорически возражал против необходимости использовать балласт в XHJS с выдвинутой вперед кабиной для поддержания надлежащего веса и баланса, что побудило Sikorsky искать альтернативные конструкции с одним винтом, которые не требовали этого. [ 3 ]
Еще одним преимуществом такого расположения двигателя была простота обслуживания, поскольку доступ к двигателю можно было легко получить с уровня земли через двойные двери-раскладушки; весь двигатель можно было заменить всего за два часа, а радиальный двигатель был ориентирован назад относительно типичной самолетной установки, что обеспечивало более удобный доступ к агрегатам двигателя. [ 1 ] [ примечание 1 ]
Головка несущего винта UH-19B со сложенными несущими винтами
Смещенные шарниры и гидравлические сервоприводы обеспечивали более эффективное управление полетом в различных условиях нагрузки, изолировали органы управления полетом от вибрации и уменьшали усилия управления; H-19 можно было управлять, держа только два пальца на циклическом управлении . [ 1 ]
Прототипы YH-19 имели тупую кормовую часть фюзеляжа и одно горизонтальное оперение по правому борту с небольшим вертикальным килем на внешнем конце. В первоначальных серийных моделях за фюзеляжем и под хвостовой балкой был добавлен большой филеобразный киль, а конфигурация хвостового оперения была изменена на перевернутую V-образную форму. [ 3 ]
Ранние варианты H-19 и HO4S были оснащены радиальным двигателем Pratt & Whitney R-1340-57 мощностью 600 л.с. (450 кВт) и использовали центробежную муфту , которая автоматически включала несущий винт при достижении заданной частоты вращения двигателя. Однако HO4S с этой силовой установкой был сочтен недостаточно мощным на вооружении ВМС США, поэтому самолет был модернизирован с радиальным двигателем Wright R-1300-3 мощностью 700 л.с. (520 кВт) , который ВМС США сочли достаточным для полетов воздух-море. спасательная роль; H-19B, HO4S-3, HRS-3 и последующие модели будут использовать эту силовую установку. В моделях R-1300 также использовалось одно горизонтальное хвостовое оперение вместо прежнего перевернутого V-образного оперения, а новое гидромеханическое сцепление обеспечивало более плавное и быстрое ускорение несущего винта во время включения сцепления и позволяло запускать и эксплуатировать двигатель в любой момент. скорость при отсоединении от трансмиссии и роторов. [ 1 ]
Sikorsky H-19 Chickasaw в Стамбульском музее авиации, Стамбул, Турция, с наклоненной вниз хвостовой балкой, типичной для более поздних моделей.
H-19 Chickasaw считается первым настоящим транспортным вертолетом армии США и, как таковой, сыграл важную роль в первоначальной формулировке армейской доктрины относительно воздушной мобильности и боевого применения вертолетов для перевозки войск. H-19 прошел боевые испытания в 6-й транспортной роте во время Корейской войны , начавшейся в 1951 году, в качестве невооруженного транспортного вертолета. Пройдя такие испытания, как медицинская эвакуация , тактический контроль и поддержка грузов на передовой, вертолет превосходно превзошел возможности H-5 Dragonfly , который использовался армией на протяжении всей войны.
Корпус морской пехоты США (USMC) широко использовал H-19 в Корейской войне. На службе морской пехоты США он получил обозначение HRS. Эскадрилья морской пехоты HMR-161 прибыла в Корею 2 сентября 1951 года с 15 вертолетами HRS-1. Новая вертолетная эскадрилья приступила к работе по прибытии. 13 сентября 1951 года во время операции «Ветряная мельница I» HMR-161 перевез 18 848 фунтов (8,5 т) снаряжения и 74 морских пехотинца на гребень в районе Панчбоула . Неделю спустя HMR-161 доставил 224 морских пехотинца разведывательной роты и 17 772 фунта (8,1 т) припасов на отдаленную вершину холма в том же районе. Их характеристики продолжали улучшаться, и в ходе операции Haylift II 23–27 февраля 1953 года HMR-161 поднял 1,6 миллиона фунтов (730 т) груза для пополнения запасов двух полков. Хотя вертолеты HMR-161 действовали в «горячих» зонах высадки вблизи войск противника, они не потеряли ни одного вертолета от огня противника. Вертолеты HRS-1 также использовались для переброски ракетных батарей; ракеты при выстреле создавали облако пыли, что делало пусковую установку мишенью для контрбатарейный огонь , поэтому пусковые установки и расчеты перемещались дважды в день. Каждый вертолет HRS-1 нес четыре ракетные установки и дополнительные ракеты в качестве внешнего груза с экипажем в кабине. Вертолет HRS-1 на корейской службе показал себя прочным и надежным. Сообщается, что один из них улетел домой после того, как потерял 18 дюймов (46 см) лопасти несущего винта из-за дерева. HMR-161 сообщил о готовности самолетов на 90%. [ 4 ]
В 1951 году ВВС США (ВВС США) заказали 50 H-19A для спасательных операций. Эти самолеты были основными вертолетами для спасения и медицинской эвакуации ВВС США во время Корейской войны. ВВС продолжали использовать H-19 до 1960-х годов, в конечном итоге приобретя 270 моделей H-19B. [ 5 ]
HH-19 ВВС США на рекламной фотографии, якобы демонстрирующей спасение американского F-86 аса Джозефа К. МакКоннелла ; фактическое спасение проводилось с использованием другого H-19. [ 6 ]
Заметное спасение с участием H-19 ВВС США произошло 12 апреля 1953 года, когда североамериканский F-86 Sabre, которым управлял ведущий американский летчик-ас Джозеф К. МакКоннелл, был изрешечен артиллерийским огнем вражеского МиГ-15 во время патрулирования над переулком МиГ . МакКоннелл смог развернуть и сбить атакующий МиГ, но его F-86 был сильно поврежден и начал терять мощность двигателя. Понимая, что он не сможет вернуться на базу, МакКоннелл направился к спасательной базе ВВС США в Чо-до , заметив под собой H-19. Пилоты H-19 Джо Салливан и Дон Крэбб, предупредив, что к ним направляются два поврежденных Sabre, увидели F-86 МакКоннелла и изменили курс, чтобы он был параллельным ему. МакКоннелл катапультировался над Желтым морем рядом с вертолетом, и через две минуты его вытащил из воды медик H-19 Артур Гиллеспи; Позже МакКоннелл сказал своей сестре: «Я едва промок». В поисках благоприятной рекламы своих пилотов-асов в Корее ВВС США распространили фотографию спасения, которая была широко опубликована в американских газетах; однако Салливан, Крэбб и Гиллеспи в тот день летали на другом H-19 без спасательных знаков. Историк Кеннет П. Уэррелл пишет, что вводящая в заблуждение постановочная фотография, вероятно, была уловкой, чтобы скрыть тот факт, что H-19 изначально не выполнял миссию по спасению с воздуха, а вместо этого поддерживал спецоперации в районе Чо-до. [ 6 ]
1 сентября 1953 года Сабена использовала S-55 для открытия первой коммерческой вертолетной службы в Европе с маршрутами между Роттердамом и Маастрихтом в Нидерландах, а также Кельном и Бонном в Западной Германии . [ 3 ]
Франция агрессивно использовала вертолеты в Алжире как в качестве транспортных средств, так и в качестве боевых кораблей. Вертолеты Piasecki H-21 и Sud производства Sikorsky H-34 быстро вытеснили самолеты для перевозки парашютистов и групп быстрого реагирования. небольшое количество самолетов Hiller H-23 В Индокитае для эвакуации раненых имелось и H-19. В 1956 году французские ВВС экспериментировали с вооружением H-19, который затем был заменен на более эффективные H-21 и H-34. Первоначально H-19 был оснащен 20-мм пушкой, двумя гранатометами, двумя 12,7-мм пулеметами и 7,5-мм ручным пулеметом, стрелявшим из окон кабины, но эта нагрузка оказалась слишком тяжелой, и даже H-19 был легковооружен. Боевые корабли, оснащенные гибкими пулеметами для самообороны, оказались недостаточно мощными. [ нужна ссылка ]
H-19 покинул военную службу США, когда 26 февраля 1969 года CH-19E был списан эскадрильей ВМС США HC-5. Излишки H-19 были проданы на открытом рынке, и гражданский интерес был достаточным, чтобы Sikorsky (а позже и Orlando Helicopter Airways или OHA) предложили комплекты для переоборудования, позволяющие коммерчески эксплуатировать излишки военного H-19 в соответствии со стандартным Федерального управления гражданской авиации сертификатом типа как S-55B. [ примечание 2 ] турбовала . Компании, занимающиеся модификацией вторичного рынка, также предлагали переоборудование [ 1 ]
Sikorsky UH-19 в Канадском музее авиации в 1988 году, раскрашенный так, как бы он выглядел во время работы над строительством линии Средней Канады . Этот самолет имеет прямую хвостовую балку раннего образца.
Новой гражданской модификацией H-19, произведенной OHA, стал Heli-Camper , переоборудованный кемпер , со встроенной мини-кухней и спальными местами для четырех человек. [ 1 ] В конце 1970-х годов OHA участвовала в совместных усилиях с популярным американским производителем автомобилей для отдыха (RV) Winnebago Industries по продвижению на рынок самолета, теперь переименованного в Winnebago Heli-Home . Также была разработана более крупная версия на базе Sikorsky S-58 операций предлагались дополнительные поплавки , а для десантных . Самолеты были представлены в нескольких популярных американских журналах и, как сообщается, привлекли большое количество людей на выставках автодомов и в дилерских центрах, но их высокая закупочная цена вместе с ростом цен на топливо в 1970-х годах привели к очень ограниченным продажам; Производство не документировано, но оценивается всего в шесть или семь версий С-55 и С-58 вместе взятых. [ 11 ]
В середине 1980-х годов армия США искала экономичный вертолет для имитации звуковых и радиолокационных сигналов советского Ми-24 во время учений. OHA продала армии пятнадцать модифицированных С-55/Ми-24 с новой пятилопастной несущей системой, которая была тише исходного трехлопастного винта и делала самолет похожим на Ми-24. Поршневые двигатели и оригинальные рулевые винты Sikorsky были сохранены. [ 12 ]
OHA также произвела S-55QT Whisper Jet , сверхтихую гражданскую модификацию на основе пятилопастного S-55/Ми-24, но с двигателем Garrett TPE331 мощностью 840 лошадиных сил (630 кВт), мощность которого снижена до 650 лошадиных сил (480 кВт) с С-55Т, который снизил массу пустого самолета на 900 фунтов (410 кг). Самолет также был оснащен специальными глушителями впуска и выпуска, из углеродного волокна шумопоглощающими дверями моторного отсека и прозрачным полом из оргстекла . В 1999 году было построено пять самолетов в соответствии со строгими ограничениями по шуму Службы национальных парков для по Гранд-Каньону воздушных туров ; однако самолет использовался в этой роли только два года, поскольку пилотам в высокой кабине было трудно общаться с туристами в основном салоне. После прекращения осмотра достопримечательностей вертолеты использовались в качестве вспомогательных и подъемных машин. [ 12 ]
UH-19B, Музей ВВС США HO4S ВМС США, дислоцированный на базе ВВС Эль-Сентро . Перевернутое V-образное хвостовое оперение типично для ранних моделей с двигателем Р-1340. USMC HRS-2 из HMR-161 в Корее, 1953 г. HO4S Королевского военно-морского флота Канады
ЯХ-19
Пять ранних серийных С-55 для оценки
Н-19А
Версия YH-19 для ВВС США с двигателем R-1340-57 мощностью 600 л.с. (450 кВт), переименованная в UH-19A в 1962 году, построено 50 штук.
Версия HO4S-2 береговой охраны США, построено семь. [ 13 ]
HO4S-3
Версия с модернизированным двигателем ВМС США и Канады с двигателем Wright R-1300-3 мощностью 700 л.с. (520 кВт), самолет ВМС США переименован в UH-19F в 1962 году (самолет RCN / CAF сохранил обозначение HO4S-3). [ 14 ] ), построено 79.
HO4S-3G
Версия HO4S-3 береговой охраны США, переименованная в HH-19G в 1962 году, построено 30 штук.
ХРС-1
Версия HO4S для Корпуса морской пехоты США для восьми военнослужащих, двигатель Р-1340-57 мощностью 600 л.с. (450 кВт), [ 1 ] построено 60. [ 15 ]
ХРС-2
HRS-1 с изменениями оборудования, построен 101 экземпляр.
ХРС-3
HRS-2 с двигателем Р-1300-3 мощностью 700 л.с. (520 кВт), в 1962 году стал CH-19E, построено 105 самолетов и преобразовано из HRS-2.
Переоборудование Orlando Helicopter Airways (OHA) для армии США для имитации Ми-24 . Применен новый пятилопастной несущий винт с поршневым двигателем. Пятнадцать обращенных. [ 12 ]
С-55QT
Конверсия ОНА. Сверхтихий вертолет для обзорных полетов над Гранд-Каньоном. С-55Т с пятилопастным винтом от С-55/Ми-24 и дополнительным шумоглушающим оборудованием. Пять конвертированных. [ 12 ]
OHA-S-55 Вертолетный кемпер/Виннебаго Вертолетный дом
Коммерческая конверсия. Вертолеты С-55 переоборудованы в летающие мишени.
ОНА-АТ-55 Защитник
Коммерческая конверсия. Вооруженный военный вертолет.
Вихрь HAR21
HRS-2 для Королевского флота, поставлено десять.
Вихрь HAS22
HO4S-3 для Королевского флота, поставлено 15 штук. Позже марки Whirlwind строились по лицензии.
НДС Элит
Сильно модифицированный S-55 от компании Upper Aircraft Technologies Inc., оснащенный двигателем Garret TSE311 мощностью 522 кВт (700 л.с.), приводящим в движение 5-лопастной несущий винт.
17 января 1975 г. - в результате самой смертоносной аварии вертолета в истории Исландии самолет S-55B разбился в Хвалфьордуре, Исландия, из-за сильного ветра, в результате чего погибли все пять пассажиров и оба члена экипажа, находившиеся на борту. [ 16 ] [ 17 ]
S-55 на развязке у главных ворот штаба ВВС международного аэропорта Ла-Аврора, Гватемала. [ нужна ссылка ]
Канада
55822 - S-55 на статической экспозиции в Музее авиации в ангаре в Калгари, Альберта . Он эксплуатировался компанией Associated Airways на севере Канады и был оснащен двигателем Pratt & Whitney Wasp R-1340-S1H2 мощностью 550 л.с. [ 19 ]
^ Принадлежности радиального двигателя традиционно располагались на стороне двигателя, противоположной коленчатому валу ; В самолетах с винтовым двигателем, в которых использовалась более распространенная конфигурация тягача , аксессуары обычно были спрятаны внутри капота или гондолы , что приводило к менее удобному доступу, чем при обратной ориентации, используемой в H-19.
^ Военные самолеты обычно не получают сертификатов типа и, следовательно, не могут законно эксплуатироваться в коммерческих целях, за исключением некоторых особых случаев, например, когда гражданский транспорт принимается на военную службу без существенных модификаций.
^ Jump up to: а б
Уэррелл, Кеннет П. (2005). «Сабли» над Аллеей МиГов: F-86 и битва за превосходство в воздухе над Кореей . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. стр. 115–116. ISBN 1-59114-933-9 .
^ Меско, Джим. Аэромобиль: Вертолетная война во Вьетнаме , страницы 4–6. Кэрроллтон, Техас: Squadron/Signal Publications, 1984. ISBN 0-89747-159-8
^ «Список самолетов» (PDF) . Летающие кожаные шеи . Исторический фонд Летающего Лезернека. Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 года . Проверено 21 октября 2016 г.
^ «Сикорский YH-19» . Смитсоновский национальный музей авиации и космонавтики . Архивировано из оригинала 22 октября 2016 года . Проверено 21 октября 2016 г.
^ «РЕЕСТР ФАУ [N111VA]» . Федеральное управление гражданской авиации . Министерство транспорта США. Архивировано из оригинала 21 октября 2016 года . Проверено 21 октября 2016 г.
^ «Статическая нелетающая коллекция» . Музей боевых птиц доблестного воздушного командования . Доблестное авиационное командование. Архивировано из оригинала 21 октября 2016 года . Проверено 21 октября 2016 г.
Дьюк, Р.А., Вертолетные операции в Алжире [Пер. Французский], Министерство армии (1959).
Эллиотт, Брин (январь – февраль 1999 г.). «В такт: первые 60 лет британской воздушной полиции». Энтузиаст авиации (79): 68–75. ISSN 0143-5450 .
Франция, Группа исследования операций, Отчет миссии исследования операций на вертолетном управлении H-21 армии (1957 г.)
Хардинг, Стивен. Самолеты армии США с 1947 года , Шрусбери, Великобритания: Airlife Publishing (1990). ISBN 1-85310-102-8 .
Райли, Дэвид, Французские вертолетные операции в Алжире , Вестник морской пехоты, февраль 1958 г., стр. 21–26.
Шрейдер, Чарльз Р., Первая вертолетная война: логистика и мобильность в Алжире, 1954–1962 гг ., Вестпорт, Коннектикут: Praeger Publishers (1999).
Сонк, Жан-Пьер (январь 2002 г.). «1964: l’ONU au Congo» [Организация Объединенных Наций в Конго, 1964]. Самолеты: вся аэронавтика и ее история (на французском языке) (106): 31–36. ISSN 1243-8650 .
Сонк, Жан-Пьер (февраль 2002 г.). «1964: ООН в Конго». Самолеты: вся аэронавтика и ее история (на французском языке) (107): 33–38. ISSN 1243-8650 .
Спенсер, Джей П., Whirlybirds: История пионеров вертолетов США , Сиэтл, Вашингтон: University of Washington Press (1998).
Нуньес Падин, Хорхе Феликс; Чикалеси, Хуан Карлос (2011). Нуньес Падин, Хорхе Феликс (ред.). Сикорский S-55/H-19 и S-58/T . Серия в Аргентине (на испанском языке). Том 6. Баия-Бланка, Аргентина: Воздушно-морские силы. ISBN 978-987-1682-13-3 . Архивировано из оригинала 27 августа 2014 года . Проверено 24 августа 2014 г.
Arc.Ask3.Ru Номер скриншота №: df46a2f26287b286d3f0b1c5b9fc5da3__1723201080 URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/df/a3/df46a2f26287b286d3f0b1c5b9fc5da3.html Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1: Sikorsky H-19 Chickasaw - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)