Альдин Пресс
Aldine Press — типография , основанная Альдом Мануцием в 1494 году в Венеции , в которой выпускались знаменитые альдинские издания классических произведений (латинские и греческие шедевры, а также несколько современных произведений). Первая книга, датированная и напечатанная под его именем, появилась в 1495 году. [1]
Издание Aldine Press известно в истории книгопечатания , среди прочего, введением курсива . [2] Пресс был первым, кто начал выпускать печатные книги небольшого размера октаво , похожего на современные книги в мягкой обложке, и предназначенные для портативности и удобства чтения. [1] : 82–84 По словам Курта Ф. Бюлера , за двадцать лет деятельности под руководством Альда Мануция пресса выпустила 132 книги. [1] После смерти Мануция в 1515 году печать продолжили его жена Мария и ее отец Андреа Торресани ( Андреа Торресано ), пока сын Мануция Паулюс (1512–1574) не взял на себя управление. Его внук Альд Мануций Младший затем управлял фирмой до своей смерти в 1597 году. Сегодня антикварные книги, напечатанные в издательстве Aldine Press в Венеции, называются Aldines . [3] как и формы букв и шрифтов, впервые разработанные Aldine Press. [4]
Пресса пользовалась монополией на произведения, напечатанные на греческом языке в Венецианской республике , что фактически обеспечивало защиту авторских прав. Однако защита за пределами Республики была более проблематичной. У фирмы было агентство в Париже , но на ее коммерческий успех повлияло множество поддельных изданий, выпущенных в Лионе и других местах. [5]
Начало
[ редактировать ]Альдус Манутиус, основатель Aldine Press, изначально был ученым-гуманистом и учителем. Манутиус познакомился с Андреа Торресани, которая приобрела издательское оборудование у вдовы Николаса Дженсона . Право собственности на прессу первоначально было разделено на две части: одна половина принадлежала Пьеру Франческо Барбариго, племяннику Агостино Барбариго , который в то время был дожем , а другая половина принадлежала Торресани. Манутиусу принадлежала пятая часть доли Торресани в прессе. Манутиус в основном отвечал за стипендию и редактирование, оставив финансовые и операционные вопросы Барбариго и Торресани. В 1496 году Мануций основал собственное издательство в здании под названием Термы в Сестиере-ди-Сан-Поло на площади Сант-Агостин в Венеции . [6] сегодня numero civico (номер дома) 2343 Сан-Поло на Калле делла Кьеза (Церковная аллея), сейчас здесь находится ресторан Due Colonne . [6] расположены две памятные доски Хотя на здании номер 2311 Rio Terà Secondo , историки считают, что они были размещены ошибочно на основании писем того времени, адресованных Мануцию. [7] [8] [9] [10] Первую ошибочную мемориальную доску установил аббат дон Винченцо Зеньер в 1828 году. [6] [11] [7]
Мануций жил и работал в Термах , выпуская книги, публикуемые в Aldine Press. Здесь также располагалась «Новая академия», где группа друзей, соратников и редакторов Мануция собралась вместе для перевода греческих и латинских текстов. [10] В 1505 году Мануций женился на Марии, дочери Торресани. [1] Торресани и Манутиус уже были деловыми партнерами, но брак объединил доли двух партнеров в издательском бизнесе. [10] После свадьбы Мануций жил в доме Торресани. [10] Популярность снизилась, и в 1506 году издательство Aldine Press было перенесено в дом Торресани в приходе Сан-Патерниан. Позже он был снесен в 1873 году и был перекрыт зданием банка на площади Венеции Кампо Манин . [10]
Достижения
[ редактировать ]Типография была основана Мануцием из-за сочетания его любви к классике и необходимости сохранения эллинистических исследований. В начальный период пресса печатала новые экземпляры Платона , Аристотеля и других греческих и латинских классиков. [10]
Первое издание сочинений Платона (известное как Альдинское издание) было посвящено папе Льву X и включало поэму Мусура и жизнь Платона Диогена Лаэртского , которые также вошли в первые два издания сочинений Платона, напечатанные в Базеле . [12] Два Базельских издания были предварены латинским предисловием, написанным греческим ученым Симоном Гринеем , который посвятил работу гуманисту Томасу Мору . [12]
Мануций также печатал словари и грамматики, чтобы помочь людям интерпретировать книги, которыми пользовались ученые, желающие выучить греческий язык, которые нанимали образованных греков для их непосредственного обучения. [13] Историк Элизабет Эйзенштейн утверждает, что падение Константинополя в 1453 году поставило под угрозу важность и выживание греческой науки, но публикации, подобные публикациям Aldine Press, еще раз закрепили ее. Эразм был одним из ученых, изучавших греческий язык, с которыми Aldine Press сотрудничала, чтобы обеспечить точно переведенный текст. [13] : 221 Aldine Press также вышла на современные языки, в основном итальянский и французский. [10]
Гуманистические шрифты
[ редактировать ]В конце концов Манутиус взялся за проект по улучшению гуманистического дизайна шрифтов Дженсона, наняв Франческо Гриффо для разработки и вырезания шрифтов для своих печатных изданий классической литературы. [2] Гуманистические шрифты , основанные на формальном почерке писцов и нотариусов -гуманистов эпохи Возрождения , находились в разработке с того времени, когда в Италию прибыла подвижная печать, в частности, французским печатником Николя Дженсоном в 1470 году. [2] Гриффо разработал свои собственные усовершенствования стиля, в результате чего был создан один из первых римских шрифтов .
Курсивный шрифт
[ редактировать ]Адаптировав этот популярный и влиятельный шрифт с латинским шрифтом, Мануций и Гриффо создали курсивный вариант, первый из того, что сейчас известно как курсив . Слово «курсив» происходит от ранних итальянских версий курсива, которые были разработаны в первую очередь для экономии на стоимости бумаги. [2] Aldine Press впервые использовала курсив в гравюре на дереве Святой Екатерины Сиенской в 1500 году. [14] Вергилия» 1501 года Их издание « Оперы стало первой книгой, напечатанной курсивом. Латинский шрифт и курсив, созданные и впервые использованные Мануцием и Гриффо, оказали большое влияние на развитие типографики. [2]
Портативные книги (или libelli portatiles )
[ редактировать ]Начиная с 1505 года, Мануций создавал открытые тексты в портативной форме, используя термин энхиридион , означающий «справочник» (позже ошибочно названный «карманным справочником»). [15] Октаво было первой версией редакции минора. Хотя эти новые портативные книги стоили недешево, книги Aldine Press не требовали от своих покупателей существенных вложений, сравнимых с вложениями в большие объемы текстов и комментариев в ту эпоху. Эти книги представляли собой отредактированный текст, изданный без комментариев, напечатанный шрифтом, имитирующим канцелярский почерк (скорописный почерк гуманиста), выполненный в виде небольшой книжки, которая могла удобно лежать в руке. [15] Editio Minor во многом принесла финансовую и логистическую выгоду тем, кто интересовался классикой. Человеку больше не нужно было обращаться к книге, скорее, книга пришла вместе с ним. [16]
Отпечаток и девиз
[ редактировать ]В 1501 году Альд использовал в качестве своего издательского приема изображение дельфина, обвившегося вокруг якоря . [15] «Устройство «дельфин и якорь» своим происхождением обязано прежде всего Пьетро Бембо . Шесть лет спустя Альд рассказал Эразму, что Бембо подарил ему серебряную монету, отчеканенную при римском императоре Веспасиане, с изображением этого устройства. [17] Изображение дельфина и якоря на монете сопровождается поговоркой «Festina Lente», что означает «торопитесь медленно». Позже это стало девизом Aldine Press. [10]
После 1515 г.
[ редактировать ]Мануций умер 6 февраля 1515 года. После его смерти фирмой управляли Торресани и его дочь Мария, вдова Мануция. Название типографии было изменено в 1508 году на «В доме Альда и Андреа Торресано» и сохраняло это название до 1529 года. В 1533 году Паулюс Мануций фирмой управлял , открывший ее снова и изменивший название на «Наследники Альда». и Андреа Торресано». В 1539 году надпись изменилась на «Сыновья Альдо Мануцио». В 1567 году Альд Мануций Младший (внук Альда Мануция) взял на себя управление бизнесом и поддерживал его до своей смерти. [5]
Публикации
[ редактировать ]Неполный список публикаций Aldine Press, цитируемый из книги «Альд Мануций: наследие, более долговечное, чем бронза» . [18]
- Панагирис муз, Альд Мануций, где-то между мартом 1487 и мартом 1491 года.
- Эротематы с латинской интерпретацией, Константин Ласкарис , 8 марта 1495 года.
- Трактат о Героне и Леандере, который также был дословно переведен на латинский язык Musaeus до ноября 1495 г. (греческий текст) и 1497–1498 гг. (латинский текст).
- Греческий словарь, Иоганнес Крастонус , декабрь 1497 г.
- Греческие грамматические учреждения, Урбан Валериани, январь 1497 г.
- Грамматические зачатки латинского языка, Альд Мануций, июнь 1501 г.
- Старохристианские поэты , июнь 1502 года.
- Четвертая книга Institutionum grammarum, Альд Мануций, декабрь 1514 г.
- Suda , February 1514.
Произведения, изданные греками. Мануций напечатал тридцать изданий греческих текстов, что позволило этим текстам избежать хрупкости рукописной традиции.
- Эклоги тридцать..., Феокрит , февраль 1496 г.
- Теофраст об истории растений..., Аристотель , 1 июня 1497 г.
- О мистериях египтян, халдеев, ассирийцев... , Ямвлих , сентябрь 1497 г.
- Аристофан «Комедии девять», Аристофан , 15 июля 1498 года.
- Все произведения Анджело Политиани..., Анджелоа Амбродини Полициано, июль 1498 года.
- Девять книг Геродота, в которых даны имена муз, Геродот , сентябрь 1502 г.
- Все сочинения Платона, Платон , май 1513 года.
- Говорящие на греческом языке , май 1513 г.
- Деипнософисты, Афиней , август 1514 г.
Латинские произведения
- Древние астрономические писатели, Фирмикус Матерн , 17 октября 1499 года.
- Книга Питера Бембо от Этны до Ангелуса Габриэля, Пьетро Бембо , февраль 1496 года.
- Diaria de Bello Carolino, Алессандро Бенедетти , 1496 г. (первое опубликованное произведение Aldine Press с использованием гуманистического шрифта).
- Книга об эпидемии, которую принято называть французским моргом, Никколо Леоничено , июнь 1497 года.
- Гипнеротомахия Полифили, Франческо Колонна , декабрь 1499 г.
- Набожнейшее послание святой Екатерины Сиенской, св. Екатерина Сиенская , 19 сентября 1500 г.
- Опера, Публий Вергилий Марон (Вергилий) , апрель 1501 г.
- Опера, Квинт Гораций Флакк (Гораций), май 1501 года.
- Риторикум к К. Херенниуму...либри, Марку Туллию Цицерону, (Цицерон), март 1514 г.
Портативные буклеты
- Пошлые дела мессера Франческо Петрарки, Франческо Петрарка (Петрарка), июль 1501 года.
- Опера, Катулл , Тибулл и Проперций , январь 1502 года.
- Письма к родственникам Марка Туллия Цицерона (Цицерона), апрель 1502 г.
- Третьи рифмы, Данте Алигьери , август 1502 года.
- Фарсалия, Марк Анней Лукан (Лукан), апрель 1502 г.
- Семь трагедий с комментариями, Софокл , август 1502 г.
- Семнадцать трагедий, Еврипид , февраль 1503 года.
- Fastorum...libri, de tristibus..., de pontus, Публий Овидий Назон (Овидий), февраль 1503 г.
- Сборник различных эпиграмм в семи книгах, Греческая антология, ноябрь 1503 г.
- Опера, Гомер , где-то после 31 октября 1504 года.
- Урания, или о звездах, Иоанн Иовиан Понтанский, май и август 1505 г.
- Жизнь и басни Эзопа..., Эзоп , октябрь 1505 г.
- Epistolarum libri ten, Гай Плиний Цецилий Секунд , ноябрь 1508 г.
- Комментарий к Галльской войне, Гай Юлий Цезарь , декабрь 1513 года.
- Одес, Пиндар , январь 1513 года.
- Сонеты и песни. Триумфы, Франческо Петрарка (Петрарка), август 1514 года.
Архивы
[ редактировать ]Самая почти полная коллекция изданий Aldine, когда-либо собранных вместе, первоначально хранилась в Олторпа библиотеке 2-го графа Спенсера , а сейчас находится в библиотеке Джона Райландса в Манчестере . [19]
В Северной Америке наиболее значительные коллекции Альдин можно найти в коллекции Альдин Ахмансона-Мерфи в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе . [20] Центр Гарри Рэнсома при Техасском университете в Остине , [21] и Библиотека Гарольда Б. Ли в Университете Бригама Янга . [22]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Баролини, Хелен (1992). Альдус и его сонник . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Italica Press, Inc. ISBN 0-934977-22-4 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Седдон, Тони (2015). Эволюция типа . Канада: Firefly Books Ltd., 2015. ISBN. 978-1-77085-504-5 .
- ^ Бюлер, Курт Ф. (1950). «Альд Мануций: Первые пятьсот лет». Документы Библиографического общества Америки . 44 (3): 205–215. дои : 10.1086/pbsa.44.3.24298605 . S2CID 180952781 .
- ^ Вервлит, Хендрик (2008). «Палеотипография французского Возрождения (2 тома): Избранные статьи о шрифтах шестнадцатого века» . eds.a.ebscohost.com . Архивировано из оригинала 23 сентября 2021 г. Проверено 23 сентября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Голдсмид, Эдмунд (1887). Библиографический очерк Aldine Press в Венеции: 3 тома . Эдинбург: частное издание.
- ^ Перейти обратно: а б с Ноупс, Джон (2018). В поисках Альда Мануция с площади Сант-Агостин . Венеция, Италия: Дамокл. стр. 17–23. ISBN 978-88-943223-2-3 .
- ^ Перейти обратно: а б Тассини, доктор Джузеппе (1887). Венецианские диковинки, или Происхождение названий улиц Венеции, четвертое издание . Венеция: Ф. Онгания. п. 10. ISBN 978-1241740559 .
- ^ Кастеллани, Карло (1889). Пресса в Венеции от зарождения до смерти Альда Мануция старшего . Венеция: Ф. Онгания. стр. 55–57. ISBN 978-1274832429 .
- ^ Браун, Горацио Ф. (1891). Венецианская типография: историческое исследование, основанное на документах, по большей части до сих пор не опубликованных . Лондон и Нью-Йорк: Нью-Йорк, сыновья Г.П. Патнэма; Лондон, Дж. К. Ниммо. стр. 43 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Флетчер III, Х. Джордж (1988). Новые альдинские исследования: документальные очерки о жизни и творчестве Альда Мануция . Сан-Франциско, Калифорния: BM Rosenthal, Inc., стр. 1–8. ISBN 978-0960009411 .
- ^ Чигонья, Эммануэле Антонио (1830). Из венецианских надписей, собранных и проиллюстрированных . Венеция: у Дж. Пикотти. стр. 41–42. ISBN 978-0428501563 .
- ^ Перейти обратно: а б Пасс, Дэвид Блэр (2013). Афинский комментарий к республике Платона: поэзия, наука и текстовое взаимодействие в «In Rem» Прокла (тезис). Калифорнийский университет в Беркли.
- ^ Перейти обратно: а б Эйзенштейн, Элизабет Л. (1979). Печатный станок как проводник перемен . Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521220446 .
- ^ «Онлайн-выставки библиотек Колумбийского университета | Тип для печати: книга и образец книги» . выставки.library.columbia.edu .
- ^ Перейти обратно: а б с Х. Джордж Флетчер, В честь Альда Мануция (Нью-Йорк: Библиотека Моргана, 1995), стр. 26–27.
- ^ Флетчер III, Гарри Джордж (1988). Новые альдинские исследования . Бернарда М. Розенталя, Inc. Сан-Франциско: ISBN 0-9600094-1-8 .
- ^ Мортимер, Рут (1974). Каталог книг и рукописей. Часть II. Итальянские книги XVI века. 2 тома . Кембридж: Belknap Press издательства Гарвардского университета.
- ^ Джордж Флетчер, Скотт Клемонс (2015). Альд Мануций: наследие более прочное, чем бронза . Нью-Йорк: Клуб Гролье.
- ^ Путеводитель по специальным коллекциям (1999)
- ^ «Алдин Пресс» . Библиотека Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе . Проверено 25 июля 2017 г.
- ^ «Алдин Пресс» . Центр Гарри Рэнсома: Техасский университет в Остине . Архивировано из оригинала 27 февраля 2013 года . Проверено 25 июля 2017 г.
- ^ «Альдинский контрольный список» . Экспонаты библиотеки УБЯ . Проверено 25 июля 2017 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Баролини, Хелен. Альдус и его сонник: Иллюстрированный очерк. Нью-Йорк: Italica Press, 1992.
- Брайда, Л. (2003) Пресса и культура в Европе . Рим-Бари: Латерца
- Дэвис, Мартин (1995) Альдус Манутиус: печатник и издатель Венеции эпохи Возрождения . Лондон: Британская библиотека.
- Февр Л. и Мартин Х. (2001) Рождение книги . Рим-Бари: Латерца
- Флетчер, Х.Г., III (1988) Новые альдинские исследования: документальные очерки о жизни и творчестве Альда Мануция . Сан-Франциско
- Лоури, Мартин (1984) Мир Альда Мануция - Дела и культура Венеции эпохи Возрождения . Рим: Il Veltro, стр. 441 (Перевод: Мир Альда Мануция: Бизнес и наука в Венеции эпохи Возрождения , Бэзил Блэквелл, Оксфорд, 1979). II издание с библиографическим обновлением, Рим, 2000 г.
- Мэдден, Томас Ф (2012). Венеция: Новая история (в твердом переплете). Нью-Йорк: Викинг. ISBN 978-0-670-02542-8 .
- Мэсси, Стивен К. (2023). «Библиотека Брукериана: библиотека эпохи Возрождения. Великолепные книги и переплеты. Коллекция Альдин». Коллекционер книг 74.№4 (зима): 710-719.
- Нуово, Анжела. 2018. «Альд Мануций и мир венецианского издательства». Андреас Везалий и «Фабрика» в эпоху печати / Под редакцией Ринальдо Фернандо Каналиса и Массимо Чиаволеллы. Страница 19-45.
- Ренуар, А.А. (1834) Анналы книгопечатания Альд, или история трех Манутиев и их изданий ; 3-е издание. Париж (стандартная библиография)
- Соаве, Фьямметта (1991) Bibliotheca Aldina: собрание из ста публикаций Альда Пия Мануция и Aldine Press, включая некоторые ценные альдинские подделки [ sic ]. Рим: Ф. Соаве