Образование в эпоху Просвещения

Эпоха Просвещения доминировала в передовой мысли в Европе примерно с 1650-х по 1780-е годы. Оно возникло из ряда источников «новых» идей, таких как вызовы догме и авторитету католической церкви , а также рост интереса к идеям науки, к научным методам . В философии это поставило под сомнение традиционные способы мышления. Мыслители эпохи Просвещения хотели, чтобы система образования была модернизирована и играла более центральную роль в передаче этих идей и идеалов. Развитие образовательных систем в Европе продолжалось в период Просвещения и вплоть до Французской революции . Улучшения в системе образования привели к увеличению читающей публики , что привело к увеличению спроса на печатные материалы со стороны читателей из более широких слоев общества с более широким кругом интересов. [2] После 1800 года, когда Просвещение уступило место романтизму , меньше внимания уделялось разуму и вызову власти, а больше поддержки зарождающемуся национализму и обязательному посещению школы.
История образования
[ редактировать ]До эпохи Просвещения европейские системы образования были в основном ориентированы на обучение ограниченному числу профессий, например, религиозным орденам, таким как священники, братья и сестры, работникам здравоохранения , таким как врачи, и бюрократам, таким как юристы и писцы, и они не были однако большое влияние оказала научная революция . Поскольку научная революция и религиозные потрясения сломали традиционные взгляды и образ мышления того времени, религия и суеверия были вытеснены рассуждениями и научными фактами. Такие философы, как Джон Локк, выдвинули идею о том, что знание достигается посредством ощущений и размышлений. [3] Это положение привело к появлению теории Локка о том, что все обладают одинаковой способностью к ощущениям, и, следовательно, образование не должно ограничиваться определенным классом или полом. До 17 и 18 веков образование и грамотность обычно были доступны только мужчинам, принадлежавшим к дворянству, торговым и профессиональным классам. В Англии и Франции «идеализированные представления о семейной жизни, которые подчеркивали важность подготовки девочек к материнству и домашним обязанностям, способствовали расширению школьного образования для девочек». [4]
Образовательные идеи
[ редактировать ]Джон Локк на английском языке и Жан-Жак Руссо на французском языке являются авторами влиятельных работ по образованию. Оба подчеркнули важность раннего формирования умов молодых людей. К концу эпохи Просвещения возрос спрос на более универсальный подход к образованию, особенно после Американской и Французской революций.
Детей эпохи Просвещения учили запоминать факты с помощью устных и графических методов, зародившихся в эпоху Возрождения . [5] Преобладающей педагогической психологией с 1750-х годов, особенно в странах Северной Европы, был ассоциативизм; представление о том, что разум связывает или диссоциирует идеи посредством повторяющихся действий. Он предложил практическую теорию разума, которая позволила учителям превратить давние формы печатной и рукописной культуры в эффективные графические инструменты обучения для низших и средних слоев общества. [6]
Многие из ведущих университетов, связанных с прогрессивными принципами Просвещения, были расположены в Северной Европе, наиболее известными из которых были университеты Лейдена , Геттингена , Галле , Монпелье , Уппсалы , Глазго и Эдинбурга. преподаватели и выпускники этих университетов, особенно Глазго и Эдинбурга, центров шотландского Просвещения , оказали значительное влияние на британские североамериканские колонии, а затем и на Американскую республику. [7] Глазго лидировал в моральной философии, особенно вместе с Фрэнсисом Хатчесоном , Адамом Смитом и Томасом Ридом . [8]
Однако в целом университеты и школы Франции и большей части Европы были бастионами традиционализма и не были гостеприимны к Просвещению. Во Франции главным исключением стал медицинский университет Монпелье . [9]
Рост системы образования
[ редактировать ]Грамотность
[ редактировать ]
Когда-то образование считалось привилегией только высшего класса. Однако в течение 17 и 18 веков «образование, грамотность и обучение» постепенно стали предоставляться «как богатым, так и бедным». [10] Уровень грамотности в Европе с 17 по 18 века значительно вырос. Определение термина «грамотность» в 17 и 18 веках отличается от нашего нынешнего определения грамотности. Историки измеряли уровень грамотности в 17 и 18 веках по умению людей писать свои имена. Однако этот метод определения грамотности не отражал способности людей читать. Это повлияло на очевидный уровень грамотности женщин до эпохи Просвещения главным образом потому, что, хотя большинство женщин, живших между так называемыми Темными веками и эпохой Просвещения, не умели писать или подписываться, многие из них умели читать, по крайней мере, в некоторой степени. [11]
Уровень неграмотности снижался быстрее в более населенных районах и в районах, где существовало смешение религиозных школ. Уровень грамотности в Англии в 1640-х годах составлял около 30 процентов среди мужчин, а в середине 18 века вырос до 60 процентов. Во Франции уровень грамотности в 1686–1690 годах составлял около 29 процентов среди мужчин и 14 процентов среди женщин, а затем увеличился до 48 процентов среди мужчин и 27 процентов среди женщин. [11]
Рост уровня грамотности, скорее всего, был обусловлен, по крайней мере частично, религиозным влиянием, поскольку большинство школ и колледжей были организованы духовенством, миссионерами или другими религиозными организациями. Причина, побудившая религии помочь повысить уровень грамотности среди широкой общественности, заключалась в том, что Библия печаталась на большем количестве языков, а грамотность считалась ключом к пониманию слова Божьего. [12] «К 1714 году доля женщин, умеющих читать, возросла, весьма приблизительно, до 25%, а к 1750 году она снова выросла до 40%. спрос на грамотность во все более торговом обществе. Больше всего пострадал растущий профессиональный и торговый класс, и появились школы письма и арифметики, чтобы обеспечить необходимое образование их сыновьям». [13] Влияние Реформации на грамотность, конечно, было гораздо более драматичным в протестантских регионах. Таким образом, уровень грамотности в преимущественно протестантской Северной Европе рос гораздо быстрее, чем в преимущественно католической Южной Европе. Иезуиты, которые были продуктом католической Контрреформации, внесли умеренный вклад в повышение грамотности в католических регионах.
Прусская система
[ редактировать ]Королевство Пруссия ввело современную систему государственного образования, предназначенную для охвата всего населения; его широко копировали в Европе и США в 19 веке. Основные основы прусской системы начального образования были заложены Фридрихом Великим в его «Генеральном школьном регламенте», указе 1763 года, составленном Иоганном Юлиусом Геккером . Он требовал, чтобы все молодые пруссаки, как девочки, так и мальчики, получали образование в основном в школах, финансируемых муниципалитетом, с 5 до 13 или 14 лет. Пруссия была одной из первых стран в мире, которая ввела финансируемую за счет налогов и, как правило, обязательную начальную школу. образование. Для сравнения, обязательное школьное образование во Франции и Великобритании не было успешно введено до 1880-х годов. [14]
Прусская система состояла из восьмилетнего курса начального образования, называемого Volksschule . Оно давало не только базовые технические навыки, необходимые в модернизирующемся мире (такие как чтение и письмо), но также музыкальное (пение), религиозное (христианское) образование в тесном сотрудничестве с церквями и пыталось навязать строгий дух долга, трезвости и дисциплины. . Математика и математический анализ вначале не были обязательными, и посещение таких курсов требовало дополнительной оплаты со стороны родителей. Фридрих Великий также формализовал дальнейшие этапы образования, такие как Realschule и высшая ступень - гимназия (государственная средняя школа), которая использовалась в качестве подготовительной школы к университету . [15] Выпускной экзамен Abitur был введен в 1788 году, введен во всех прусских средних школах к 1812 году, а в 1871 году распространился на всю Германию и действует до сих пор. Сдача Abitur была обязательным условием для поступления на образованные профессии и в высшие эшелоны государственной службы. Поколения прусских, а также немецких учителей, которые в XVIII веке часто не имели формального образования и в самом начале зачастую были бывшими старшинами без педагогической подготовки, пытались добиться большего академического признания, обучения и лучшей оплаты и играли важную роль в различные протестные и реформаторские движения.
Прусская система, после своего скромного начала, преуспела в обеспечении обязательного посещения, специальной подготовки учителей, национального тестирования для всех учащихся (всех полов), национальной учебной программы, установленной для каждого класса , и обязательного детского сада . [16] В 1810 году в Пруссии были введены государственные аттестационные требования к учителям, что значительно повысило уровень преподавания. [17]
В 18 веке государства уделяли больше внимания своим системам образования, поскольку признавали, что их подданные приносят больше пользы государству, если они хорошо образованы. Конфликты между короной и церковью способствовали расширению системы образования. В глазах церкви и государства университеты и колледжи были институтами, которые существовали для поддержания доминирования одного над другим. Обратной стороной этого конфликта было то, что свобода мысли по предметам, преподаваемым в этих учреждениях, была ограничена. Учебное заведение было сторонником либо монархии, либо религии, но никогда того и другого. [18]
Кроме того, изменения в образовательных критериях для профессий с более высоким доходом, таких как юристы и врачи, стали более строгими, например, требования иметь определенный образовательный опыт перед получением лицензии, способствовали увеличению числа студентов, посещающих университеты и колледжи. [19]
Культура печати
[ редактировать ]Взрыв печатной культуры, начавшийся в 15 веке с появлением Иоганна Гутенберга , печатного станка был одновременно результатом и причиной роста грамотности. Количество книг, изданных в период Просвещения, резко возросло из-за увеличения спроса на книги, вызванного ростом уровня грамотности, снижением стоимости и облегчением доступности книг, что стало возможным благодаря печатному станку. В 17 веке произошел сдвиг в процентном соотношении книг, напечатанных в различных категориях.
Религиозные книги составляли около 50% всех книг, изданных в Париже в то время. Однако к 1790 году доля религиозных книг упала до 10%, а популярность таких книг, как альманахи, возросла. [20] Научная литература на французском языке, возможно, немного увеличилась, но в основном она оставалась довольно постоянной на протяжении всего XVIII века. Однако современная литература, похоже, росла с течением столетия. [21] Также произошли изменения в языках, на которых печатались книги. До 18 века большой процент книг публиковался на латыни. С течением времени доля книг, издаваемых на латыни, снижалась. Одновременно с этим по всей Европе увеличился процент книг, изданных на французском и других языках. [22]
Конечно, важность печатной культуры для образования заключается не только в подсчете количества публикаций. Студенты должны были использовать книги, которые им давали, а также ручку и бумагу, чтобы систематизировать и осмыслить информацию, которую они изучали. [6] В этом смысле культура печати была тесно связана с культурой рукописей, особенно с навыками и привычками, связанными с ведением заметок. Возможно, одним из наиболее заметных достижений образовательных систем эпохи Просвещения является то, что они научили студентов эффективно управлять информацией на бумаге как в школе, так и в университете. [23]
Публичные библиотеки
[ редактировать ]В период Просвещения произошли изменения в государственных учреждениях культуры, таких как библиотеки и музеи. Система публичных библиотек была продуктом Просвещения. Публичные библиотеки финансировались государством и были доступны каждому бесплатно. [24]
До эпохи Просвещения библиотеки в Европе были ограничены в основном академиями и частными коллекциями аристократов и других богатых людей. С появлением учреждений, финансируемых государством, публичные библиотеки стали местами, где широкая публика могла изучать интересующие темы и получать образование. В XVIII веке цены на книги, как правило, были слишком высокими для обычного человека, особенно на самые популярные произведения, такие как энциклопедии. [25] Таким образом, публичные библиотеки предлагали простолюдинам возможность читать литературу и другие произведения, которые раньше могли читать только более богатые классы.
Интеллектуальный обмен
[ редактировать ]В 18 веке увеличение количества общественных мест, таких как кофейни , клубы, академии и масонские ложи, предоставило альтернативные места, где люди могли читать, учиться и обмениваться идеями. В Англии кофейни стали общественными местами, где обсуждались политические, философские и научные идеи. Первая кофейня в Великобритании была открыта в Оксфорде в 1650 году, и количество кофеен вокруг Оксфорда расширилось. [26]
Кофейня была местом, где люди собирались, читали, учились и спорили друг с другом. Другое название кофейни — Университет Пенни, поскольку кофейня имела репутацию места неформального обучения. [27] «Популяризация новых идей способствовала дальнейшим изменениям в привычках и убеждениях многих простых людей. Читальные клубы и кофейни позволили многим городским ремесленникам и бизнесменам обсудить последние идеи реформ». [28] Несмотря на то, что кофейни были в целом доступны, большинство из них не допускали женщин в качестве клиентов. Клубы, академии и ложи, хотя и не были полностью открыты для публики, создали места интеллектуального обмена, которые функционировали де-факто как образовательные учреждения.
Образование девочек и женщин
[ редактировать ]В 17 веке существовало несколько школ для девочек, но культурной нормой было то, что девочки получали неформальное образование дома. В XVIII веке увеличилось количество девочек, обучающихся в школах. Это было особенно верно для семей среднего класса, чей растущий финансовый статус и социальные устремления сделали аристократический стиль образования для их дочерей одновременно желательным и возможным. [29]
Во Франции одной из самых известных школ для девочек была школа Сен-Сир , которую основала мадам де Ментенон. Хотя школа Сен-Сир предназначалась для обучения женщин, она не осмеливалась бросить вызов традиционным взглядам на женщин. Женщины были исключены из изучения таких предметов, как наука и политика. В октябре 1795 года Франция создала «Национальный институт и педагогические школы, которые исключили женщин из профессионального изучения философии». [30] В воспоминаниях Луизы д'Эпине о своем детском образовании она отмечала, что девочек ничему не учили и что правильное образование считалось неподходящим для женского пола. [31]
Среди первых опубликованных работ, бросающих вызов представлениям о женщинах как о слабом интеллектуальном поле, была работа Франсуа Пулена де ла Барра De regalite des deux sexes (О равенстве полов) в 1673 году, в которой он провозгласил, что «разум не имеет пола». [32] Джон Локк и д'Эпине последовали их примеру, утверждая, что очевидная слабость и отсутствие достижений женщин вызваны изнурительными ожиданиями и плохим образованием. [31] Эту тему подхватила первая в Германии женщина-врач Доротея Кристиана Эркслебен , написавшая « Тщательное исследование причин, препятствующих изучению женского пола» (1742). [33]
Локка, ориентированные на ребенка, «установили условия, по которым обсуждалось образование в Ирландии восемнадцатого века», в том числе для девочек. Говорят, что педагогические теории [34] В 1760-х годах основным примером просвещенного подхода к совместному обучению была Дэвида Мэнсона самопровозглашенная «игровая школа» в Белфасте . [35] В школе Мэнсона, которая также рассматривалась как предзнаменование некоторых экспериментов, обычно приписываемых новой школе педагогов, вдохновленной Руссо , [36] «девушки получили такое же обширное образование, как и молодые джентльмены». [37] Они двигались вместе в равных рангах в общей игровой и академической иерархии: королевы рядом с королями, герцогини рядом с герцогами, дамы рядом с лордами, а девочки и мальчики посещали субботний парламент. [38] [35]
Такая практика в целом соответствовала педагогике, позже предложенной Мэри Уолстонкрафт . Ее «Защита прав женщины» , опубликованная в Лондоне и Дублине в 1791 году, была почти сразу переведена на французский язык и напечатана в США. [39] Как и Руссо, она считала, что образование должно быть основано на поддержке и изучении естественных способностей человека, но протестовала против его предложения о том, что это требует дифференциации женского образования и его приспособления к преимущественной ответственности за уход. Она утверждала, что несомненные способности женщин к заботе можно повысить, как морально, так и интеллектуально, только предоставив девочкам равные возможности для получения образования и, что немаловажно, в развитии навыков логического и абстрактного мышления посредством овладения такими предметами, как математика, естественные науки, история, литература и язык. [40]
Екатерина Великая была покровительницей женского образования в России на протяжении 18 века. Прислушиваясь к советам Ивана Бецкого , реформатора образования и близкого советника, императрица создала отдельные интернаты для мальчиков и девочек. Смольный институт благородных девиц в 1764 году стал первым высшим женским учебным заведением в Европе, учреждением, в создании которого участвовала Екатерина; В следующем году царица России учредила Новодевичий институт — женский институт для дочерей русских простолюдинов. [41] [42] Подобно тому, как Фридрих Великий курировал введение обязательного образования в Пруссии, Екатерина внесла свой вклад в развитие женского образования на континенте и способствовала дальнейшей модернизации российского государства в эпоху Просвещения. [43]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Культура: девять европейских исторических объектов теперь внесены в список европейского наследия Европейская комиссия, 8 февраля 2016 г.
- ^ Бото, Карлота (2021). «Эпоха Просвещения и образования». Оксфордская исследовательская энциклопедия образования . doi : 10.1093/acrefore/9780190264093.013.1469 .
- ^ Британская энциклопедия, «Образование», в «Британской энциклопедии онлайн» http://www.britannica.com/EBchecked/topic/179408/education (по состоянию на 3 апреля 2009 г.).
- ^ де Беллайг, (2007) стр. 11
- ^ Хотсон, Ховард (2007). Обычное обучение: рамизм и его немецкие разветвления 1543–1630 гг . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- ^ Jump up to: а б Эдди, Мэтью Дэниел (2013). «Форма знаний: дети и визуальная культура грамотности и счета» . Наука в контексте . 26 (2): 215–45. дои : 10.1017/s0269889713000045 . S2CID 147123263 .
- ^ Флейшакер, Сэмюэл (2003). «Влияние на Америку: шотландская философия и основание Америки». В Броди, Александр (ред.). Кембриджский спутник шотландского Просвещения . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 320. ИСБН 9780511998638 . Проверено 10 июня 2020 г.
- ^ Броуди, Александр (2001). Шотландское Просвещение: историческая эпоха исторической нации . Бирлинн. ISBN 978-1-84158-151-4 .
- ^ Элизабет Уильямс, Культурная история медицинского витализма в эпоху Просвещения, Монпелье (2003), с. 50
- ^ Курц, (1994), стр. 14, 15.
- ^ Jump up to: а б Мелтон, (2001), стр. 81–82.
- ^ Американские эпохи. 8 томов. Gale Research 1997–1998, «Обзор образования».
- ^ де Беллайг, (2007) стр. 12
- ^ Джеймс ван Хорн Мелтон, Абсолютизм и истоки обязательного образования в восемнадцатом веке в Пруссии и Австрии (2003)
- ^ Кристофер Кларк, Железное королевство: Взлет и падение Пруссии, 1600–1947 (2008), глава 7
- ^ Эллвуд Кабберли, История образования: образовательная практика и прогресс, рассматриваемые как этап развития и распространения западной цивилизации (1920), онлайн. Архивировано 24 ноября 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ Джон Франклин Браун (1911). Подготовка учителей для средних школ в Германии и США . Макмиллан. стр. 21–25.
- ^ Броклисс, (1987), стр. 445–53.
- ^ Броклисс, (1987), с. 5.
- ^ Мелтон, (2001), с. 88.
- ^ Дарнтон, (1982), стр. 179–81.
- ^ MDarnton, (1980), с. 28.
- ^ Эдди, Мэтью Дэниел (2010). «Инструменты для переупорядочения: банальность и пространство слов в «Philosophia Botanica» Линнея» . Обзор интеллектуальной истории . 20 (2): 227–52. дои : 10.1080/17496971003783773 . S2CID 144878999 .
- ^ Гринхал, Лиз, Уорпол, Кен и Лэндри, Чарльз. 1995. «Библиотеки в мире культурных перемен, Лондон: UCL Press, стр. 19–20.
- ^ Дарнтон, (1979), с. 12.
- ^ Коуэн, (2005), с. 90.
- ^ Коуэн, (2005), с. 99.
- ^ Название статьи [узурпировал] .
- ^ де Беллайг, (2007), с. 14.
- ^ Карла Гессе, Другое Просвещение: как французские женщины стали современными (2001), график предисловия.
- ^ Jump up to: а б Нотт, Сара и Тейлор, Барбара, Эд. 2005. «Женщины, гендер и просвещение». Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан, с. 226.
- ^ Пуллен де ла Барр, Франсуа; Уэлч, Марсель Местр; Босли, Вивьен (2002). Три картезианских феминистских трактата . Издательство Чикагского университета. дои : 10.7208/Чикаго/9780226676555.001.0001 . ISBN 9780226676548 .
- ^ Поэт, Элизабет (2008). «Гендер, религия и медицина в Германии эпохи Просвещения: Трактат Доротеи Кристианы Лепорин об образовании женщин». Журнал NWSA . 20 (1): 99–119. JSTOR 40071254 .
- ^ Эшфорд, Габриэль М (2012). Детство: исследования истории детей в Ирландии восемнадцатого века [докторская диссертация] (PDF) . Дублин: Исторический факультет Колледжа Святого Патрика Драмкондра, Дублинского городского университета. стр. 241, 243.
- ^ Jump up to: а б Мини, Джеральдин; О'Дауд, Мэри; Уилан, Бернадетт (2013). Читая ирландскую женщину: исследования культурных встреч и обмена, 1714–1960 (PDF) . Издательство Ливерпульского университета. стр. 39–40. ISBN 9781846318924 . Проверено 26 апреля 2021 г.
- ^ Стюарт, WAC; Макканн, WP (1967), Стюарт, WAC; Макканн, WP (ред.), Новаторы в образовании 1750–1880 , Лондон: Palgrave Macmillan UK, стр. 14–20, doi : 10.1007/978-1-349-00531-4_1 , ISBN 978-1-349-00531-4 , получено 26 апреля 2021 г.
- ^ Дреннан, Уильям (февраль 1811 г.). «Биографические очерки выдающихся личностей: Дэвид Мэнсон» . Белфаст Ежемесячник . 6 : 126–132. JSTOR 30073837 .
- ^ Мэнсон, Дэвид (1762), «Современное состояние и практика игровой школы в Белфасте», приложение к « Новому карманному словарю»; из English Expositer , Белфаст, Дэнил Блоу
- ^ Берк, Барри (2004). «Мэри Уолстонкрафт об образовании – infed.org» . Проверено 1 февраля 2022 г.
- ^ Овусу-Гьямфи, Клиффорд (2016). «Кто выиграл дебаты по поводу женского образования? Руссо или Уолстонкрафт?» (PDF) . Журнал образования и практики . 7:6 . eISSN 2222-288X . ISSN 2222-1735 .
- ^ Дж. Л. Блэк, «Образование женщин в России восемнадцатого века: мифы и реальность», Canadian Славянские документы, 20 (1978), с. 37.
- ^ Робин Биша и др. (ред.), Русские женщины, 1698-1917: Опыт и выражение, Антология источников (Блумингтон, 2002), с. 163.
- ^ Овусу-Гьямфи, Клиффорд (2016). «Кто выиграл дебаты по поводу женского образования? Руссо или Уолстонкрафт?» (PDF) . Журнал образования и практики . 7:6 . eISSN 2222-288X . ISSN 2222-1735 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Броклисс, LWB 1987. Французское высшее образование в семнадцатом и восемнадцатом веках . Оксфорд: Кларендон Пресс.
- Баттс, Р. Фриман. Культурная история западного образования: ее социальные и интеллектуальные основы (2-е изд. 1955 г.) онлайн
- Кук, Т.Г. История образования в Европе (1974)
- Кремин, Лоуренс А. Американское образование: колониальный опыт, 1607–1783 (1970)
- Кабберли, Элвуд Паттерсон. История образования: образовательная практика и прогресс, рассматриваемые как этап развития и распространения западной цивилизации (1920 г.) , онлайн. Архивировано 24 ноября 2012 г. на Wayback Machine.
- Лоусон, Джон и Гарольд Сильвер. Социальная история образования в Англии (Routledge, 2013).
- Палмер, Джой А. и др. ред. Пятьдесят главных мыслителей образования: от Конфуция до Дьюи (2001) онлайн
- Рингер, Фриц. Образование и общество в современной Европе (1979); сосредоточьтесь на Германии и Франции со сравнением с США и Великобританией
- Уордл, Дэвид. Английское народное образование 1780–1970 (Кембриджский университет, 1970)
- Уайтхед, Барбара Дж., изд. Женское образование в Европе раннего Нового времени: история, 1500–1800 (1999) онлайн. специализированные темы
Первоисточники
[ редактировать ]- Кабберли, Эллвуд Паттерсон, изд. Чтения по истории образования (1920)
Неформальное образование
[ редактировать ]- Коуэн, Брайан, 2005. Социальная жизнь кофе: появление британской кофейни Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета.
- де Беллег, Кристина. 2007. Образование женщин – образование и идентичность в Англии и Франции, 1800–1867 гг. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Дарнтон, Роберт, 1982. Литературное подполье старого режима . Кембридж: Издательство Гарвардского университета.
- «Обзор образования (1754–1783)». Американские эпохи . 8 томов. Исследования Гейла, 1997–1998 гг. Воспроизведено в Центре исторических ресурсов. Фармингтон-Хиллз, Мичиган: Гейл.
- Образование. (2009). В Британской энциклопедии. Получено 5 апреля 2009 г. из Британской энциклопедии Online: http://www.britannica.com/EBchecked/topic/179408/education .
- Графф, Харви Дж. (1987) Наследие грамотности: преемственность и противоречия в западной культуре и обществе (1987) от средневековья до наших дней
- Гринхал, Лиз, Уорпол, Кен и Лэндри, Чарльз. 1995. Библиотеки в мире культурных перемен, Лондон: UCL Press.
- Гессен, Кальра, 2001. «Другое Просвещение: как француженки стали современными». Принстон: Издательство Принстонского университета.
- Мелтон, Джеймс Ван Хорн. 2001. «Взлет общественности в Европе Просвещения». Кембридж: Издательство Кембриджского университета.