Jump to content

Йом-Тов Липманн-Мюльхаузен

Йом-Тов Липманн бен Соломон Мюльхаузен ( иврит : יום טוב ליפמן מילהאוזן ) — противоречивый талмудист , каббалист и философ XIV и XV веков (дата рождения неизвестна, умер позже 1420 года). Его религиозная и научная карьера и влияние охватили еврейские общины Богемии , Польши , Австрии и различных частей Германии , а его споры с принципами христианства оставили неизгладимый отпечаток на отношениях между христианством и иудаизмом .

Биография

[ редактировать ]

Не существует исчерпывающего описания его жизни и карьеры, которое необходимо реконструировать на основе фрагментарных источников. По словам Стефана Бодекера , епископа Бранденбурга , написавшего опровержение «Сефер ха-Нитцахон» Липмана , Липманн жил в Кракове . Но Нафтали Хирш Тревес во введении к своему Сидуру называет его «Липман Мюльхаузен из Праги », добавляя, что он жил в части города под названием «Вышигрод». Рукопись № 223 в собрании Хальберштама содержит документ, изданный в Праге в 1413 году и подписанный Липманом Мюльхаузеном, как даян .

Йом-Тов было его религиозным именем, Липманн — его светским именем, одним из традиционных ашкеназских народных эквивалентов Йом-Това, а его фамилия представляет собой прозвище, указывающее на происхождение либо его, либо его предков из города Мюльхаузен . в Тюрингии .

видно, Из его «Сефер ха-Нитцахон» что, помимо своих раввинских занятий, Липманн занимался изучением Библии , что он был знаком с караимской литературой, читал Новый Завет и знал латынь . Его авторитет в раввинских вопросах показан в его циркуляре, обращенном к раввинам, предостерегая их от использования шофара, сделанного не из бараньего рога. [ 1 ] Есть также ответы, адресованные ему Яаковом бен Моисеем Мельном : [ 2 ] и Исраэль Иссерляйн упоминает его [ 3 ] как один из пяти ученых, встретившихся в Эрфурте .

16 августа 1399 года Липман и многие другие евреи были брошены в тюрьму по наущению обращенного еврея по имени Петр, который обвинил их в оскорблении христианства в своих произведениях. Липману было приказано оправдываться, но, хотя он блестяще опроверг обвинения Петра, в результате обвинений семьдесят семь евреев были замучены 22 августа 1400 г., а еще трое - сожжены 11 сентября 1400 г. Из обвиняемых только Липманн спасся. смерть.

Работает

[ редактировать ]

Липманн был автором:

  1. форма букв
  2. причина их формы
  3. тайна их состава, порядка и числового значения, а также
  4. каббалистическое объяснение их формы
В этой работе автор часто упоминает каббалистический труд « Сефер ха-Эшколь» и комментарий к «Сефер Йецира» .

Сефер ха-Нитцахон

[ редактировать ]

Репутация Липмана зависит, главным образом, от его «Сефер ха-Ницахон» (ספר ניצחון). Целью книги было рассмотрение острых проблем обращения в христианство среди немецких евреев. [ 10 ] То, что раввин XV века занимался латинским языком и Новым Заветом, было, конечно, редкостью. Липман был вынужден оправдываться (§3), ссылаясь на высказывание раввина Элиэзера : «Знай, что ты ответишь еретику». [ 11 ]

Все произведение состоит из 354 абзацев, по количеству дней в лунном году. Каждый абзац, за исключением последних восьми, начинается с отрывка из Библии , на котором автор основывает свои аргументы. Таким образом, его аргументы опираются на 346 отрывков, взятых из всех книг Ветхого Завета . Последние восемь абзацев содержат его спор с новообращенным Петром.

Во введении Липманн говорит, что разделил произведение на семь частей, представляющих семь дней недели. Часть первого дня содержит аргументы против христиан ; что второй день против караимской интерпретации Библии; материалы на оставшиеся пять дней содержат несколько интерпретаций малоизвестных библейских отрывков, которые могут ввести студентов в заблуждение; причины заповедей; аргументы против атеистов ; аргументы против караимов и их неприятие Талмуда ; и описание шестнадцати вещей, которые охватывают весь иудаизм и которые после указания в Пятикнижии повторяются в Пророках и Агиографах .

Весьма характерно опровержение Липманом предполагаемого чудесного рождения Иисуса , а также демонстрация им ложности выводов христиан, утверждающих , что рождение Иисуса было предсказано пророками . Он постоянно цитирует Маймонида , Авраама ибн Эзру , Нахманида , Саадию , Раши , Шемарию Негропонтского и других древних учёных. Липманн, должно быть, написал «Сефер а-Ницахон» до 1410 года, поскольку он выразил надежду, что Мессия прибудет в этом году. [ 12 ]

Эта работа была первой, в которой рассказывается о христианском ответе на ритуал стула Илии . [ 13 ]

Переводы и опровержения

[ редактировать ]

Сефер ха-Нитцахон долгое время был недоступен христианским гебраистам, а копия была получена только в 1644 году с помощью обманной уловки, предполагавшей прямую кражу, профессором иврита в Университете Альтдорфа Теодорикусом Хакспаном [ де ] , который узнал, что раввин в Шнайттахе имел копию, добился с ним интервью для обсуждения, а когда раввин снял его копию, чтобы проконсультироваться, он выхватил ее из его рук, чтобы затем скопировать и распечатать. Именно этот экземпляр и образует editio Princeps . [ 14 ] [ 15 ] Иоганн Кристоф Вагенсейль опубликовал в конце своей «Соты» (Альтдорф-Нюрнберг, 1674 г.) исправления издания Хакспана под названием Correctiones Lipmannianæ.

Позже «Сефер ха-Нитцахон» был переиздан с добавлением «Виккуаха » Кимхи в Амстердаме (1709 и 1711 гг.) и Кенигсберге (1847 г.). Зебальд Шнелл опубликовал текст на иврите с латинским переводом и опровержением параграфа (§8), отрицающего чудесное рождение Иисуса (Альтдорф, 1645 г.), а в разные даты публиковал латинские переводы параграфов, направленных против христианства . Латинский перевод всего произведения, за исключением отрывков, взятых из Пятикнижия , был сделан Иоганном Генрихом Блендингером (Альтдорф, 1645). Как легко понять, эта работа вызвала множество споров и ответов со стороны христиан. Первым был Стефан Бодекер , епископ Бранденбургский, младший современник Липмана, написавший опровержение Сефер ха-Ницахон . [ 16 ] Публикуются следующие другие опровержения: Wilhelm Schickard , Triumphator Vapulans sive Refutatio и др. (Тюбинген, 1629); Стивен Герлоу , Disputatio Contra Lipmanni Nizzachon (Кенигсберг, 1647 г.); Кристиан Шотан , Анти-Липманниана (Франекер, 1659), приводящий также еврейский текст Сефер ха-Нитцахон . Неофициально «Антилипманниана» стала использоваться также как общий термин для всего корпуса христианских сочинений, в которых обсуждаются аргументы Липмана и пытаются их опровергнуть.

  1. ^ сравните SD Luzzatto в Кереме Хемеде, vii.56.
  2. ^ А. Нойбауэр , Кат. Бодл. Евр. МСС. Нет. 907, 5
  3. ^ Терумат хаДешен, № 24.
  4. ^ стр. 107–117 в Tela Ignea satanaæ из Вагенсейля , который предоставил латинский перевод и добавил длинное опровержение, Фрайбург, 1681 г.
  5. ^ в , Бресслауэра Немецком народном календаре iii.48.
  6. ^ Ялкут Реубени , раздел «Насо»
  7. ^ Кот. Бодл. полковник 1411
  8. ^ Сефер ха-Нитцахон §197
  9. ^ Восток, Лит. xi.299
  10. ^ Ора Лимор, Израиль Джейкоб Юваль, «Скептицизм и обращение: евреи, христиане и сомнения в Сефер ха-Низзахон », в книге Эллисон Кудерт, Джеффри С. Шоулсон (ред.) [ Hebraica Veritas?: Христианские гебраисты и изучение иудаизма в Европа раннего Нового времени, ] University of Pennsylvania Press, 2004, стр. 159–179, стр. 160–161.
  11. ^ Пиркей Авот 2:14
  12. ^ Сефер ха-Нитцахон §335
  13. ^ Обзор иудаики: тома 143–144 Общества иудаики (Франция), École Pratique des Hautes Études (Франция). Секция экономических и социальных наук, Школа перспективных исследований социальных наук - 1984 г. «Первым автором, рассказавшим о христианском ответе на ритуал стула Илии, был Йом Тов Липманн Мюльхаузен (Прага, конец четырнадцатого - середина пятнадцатого века) в своей книге «Сефер». Ниццахон (написано между 1401-1405 гг.)»
  14. ^ Ора Лимор, Израиль Джейкоб Юваль, «Скептицизм и обращение: евреи, христиане и сомнения в Сефер ха-Низзахон », в Эллисон Кудерт, Джеффри С. Шоулсон (ред.) Hebraica Veritas?: Христианские гебраисты и изучение иудаизма в раннем возрасте Современная Европа, Издательство Пенсильванского университета, 2004, стр. 159–179, стр. 166.
  15. ^ Голдвурм 2001, с. 152
  16. ^ Сравните Вольф , Библ. евр. я.736
[ редактировать ]
  • Раввин Херш Голдвурм (2001) Ришоним. Второе издание. Публикации Месоры.

В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Йом-Тов Липманн-Мюльхаузен» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. Его библиография:

  • Фуэнн , Кенесет Исраэль, с. 443;
  • Фюрст, Библ. Джуд. ii. 403;
  • Грец, Геш. 3-е изд., VIII. 71–72;
  • С. Сакс , в Керем Хемед, viii. 206 и последующие;
  • Штайншнейдер , Кат. Бодл. столбцы. 1410–1414;
  • там же, Еврейская литература, стр. 113, 129, 145;
  • Волк, Библия. Евр. i., iii., нет. 1364;
  • Цунц , ЗГ, стр. 124, 129, 194, 380.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0a949ce189a45d58b57948f43ac31dd5__1705657680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0a/d5/0a949ce189a45d58b57948f43ac31dd5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yom-Tov Lipmann-Muhlhausen - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)