Пинхас Мордехай Тейц
Раввин Пинхас Мордехай Тейц (1908–1995) [ 1 ] был раввином , учителем, писателем и новатором в создании современной общины Торы в Элизабет, штат Нью-Джерси . [ 2 ] Он преуспел в семейной традиции заботы о евреях по всему миру, несмотря на любые проблемы, с которыми они сталкивались. Миква , которую он построил в 1938 году, дневная школа , которую он основал в 1941 году, в которой обучалось более 900 учеников, курсы обучения взрослых, которые он инициировал, прием, который он оказал вынужденным переселенцам после Второй мировой войны и евреям, приехавшим из России , - все это стало образцом чтобы другие лидеры могли реализовать их в своих городах и поселках.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Мордехай Пинхас Тейц родился 8 тамуза — 7 июля 1908 года в Субате, Латвия . Это имя имело долгую историю в семье, восходящее к раву Мордехаю Йоффе , Левушу. «Пинхас» был титулом главы в неделю его бриса. Он стал известен под этим именем, которое оказалось подходящим, поскольку на протяжении всей своей взрослой жизни он действовал на благо еврейской общины. Но юридические документы он подписывал на иврите «Мордехай Пинхас», а в его паспорте из Латвии было написано «Мордухас Пинхас Тайч».
Имя его отца также вызвало вопросы. При рождении его назвали Биньямин Яаков, фамилия – Рабинович. Семья хотела, чтобы его не взяли в российскую армию. Мальчика, который был единственным ребенком, освободили от призыва. Родители единственного сына Авраама Тейца не сообщили властям о смерти их маленького мальчика. Отдали его паспорт Биньямину Рабиновичу, который теперь стал Авраамом Тейцем. [ он ] и в общине его называли «Авраам Биньямин» или «Биньямин Авраам». В последние годы жизни, когда ему не приходилось опасаться, что за ним придет царская армия, он подписывал письма своим настоящим именем Биньямин Яаков.
Еще одним источником путаницы было то, что дед Пинхаса был Йоффе. Но когда он женился на Ривке Рабинович, он взял ее фамилию, потому что ее семья стала известной. Ее отец, рав Биньямин Рабинович, был мужественным раввином Вилкомира , который заставил влиятельного человека прекратить отправлять еврейских мальчиков в армию. [ 3 ] Ее братьями были близнецы рав Элияху Давид и рав Цви Йехуда, которые добавили к фамилии «Теомим». Инициалы имени первого близнеца, алеф далед рейш таф, образовали акростих «Адерет». Его дочь вышла замуж за раввина Авраама Ицхака Хакоэна Кука , который позже стал первым главным раввином в Палестине . Когда его жена умерла на третьем году их брака, рав Кук женился на ее двоюродной сестре и стал двойным родственником Рабиновичей. [ 4 ] Для отца Пинхаса, самого младшего в семье, осиротевшего, когда ему было девять лет, существовала особая близость со своими дядями и их семьями; он жил с ними, когда возвращался из ешивы. Он женился на Шайне Сире, дочери раввина Моше Мишеля Шмуэля Шапиро, раввина Роговы, Литва , и автора известных научных трудов. Ее предком был махаршал рав Шломо Лурия, известный своими точными постановлениями в законе Торы. Ее сестра Лия вышла замуж за раввина Бен-Циона Зильбера . Сын Лии Ицхак Йосеф и сын Шайны Сиры Пинхас впервые встретились в 1972 году в Ташкенте ; две мировые войны и железный занавес До сих пор их разделяли .
Раввин Биньямин Авраам Тейц был раввином в Субате среди митнагдим и хасидов . [ 5 ] Жилые помещения для семьи находились между синагогой для одной группы на одном конце и для другой группы на втором конце. Пять сыновей и пять дочерей узнали, что каждый из них является ценным членом общины, объединенной одним раввином. Спустя годы посетители Элизабет отметили, что в большинстве мест жители возводили отдельные синагоги для разных фракций, но раввин Тейц сохранял их единство. [ 6 ]
В 1914 году раввин Элияху Акива Рабинович. [ он ] , [ 7 ] брат раввина Биньямина Авраама, убеждал его приехать с Шайной Сирой и их детьми в Полтаву, Россия , где он был раввином. Опасность в Латвии заключалась в том, что русские и немцы (в зависимости от того, какая армия первой доберется до города) взяли раввинов в заложники, чтобы не допустить оказания какой-либо помощи врагу. Раввин Элияху Акива отредактировал и опубликовал Хамодию . [ 8 ] газета и ХаПелес [ он ] , журнал. Пинхас и его братья набрали шрифт на машине, которую их дядя купил в Варшаве, чтобы печатать профессиональные издания. Молодой Пинхас научился у своего дяди говорить и писать, не опасаясь общественных вопросов, и действовать. Если люди бежали в Полтаву, о них заботился его дядя. Раввин Элияху Акива Рабинович умер перед Песахом в 1917 году, когда готовился испечь мацу для беженцев.
В 1921 году семье снова пришлось бежать, на этот раз от коммунистов, которые намеревались разрушить образование Торы и жизнь по Торе. В Латвии их отец стал раввином в Ливенгофе . [ 9 ] В соседнем городе Двинске жили блестящие знатоки Торы — раввин Йосеф Розен (Рогачевер) и раввин Меир Симха ха-Коэн , автор «Ор Самейах» и «Мешех Хокма». [ 10 ] К тому времени, когда Пинхасу исполнилось четырнадцать, он встретил выдающихся ученых и смелых, заботливых лидеров, многие из которых были его родственниками. У них он научился быть раввином.
Образование
[ редактировать ]Пинхас учился в ешиве в Поневезе , затем в Риге . Когда он вернулся домой на каникулы, он обнаружил, что мальчики, которые не ходят в школу, находятся в опасности. Ему было всего четырнадцать с половиной лет, но он проявил инициативу и основал хедер . для них [ 11 ]
Он проучился шесть лет в иешиве в Слободке , где у него с равом Яаковом Каменецким завязалась дружба на всю жизнь. Он был рукоположен в сан в 1931 году раввином Йосефом Зусманом Хайерушалми. [ он ] , Ав Бейс Дин из Ковны и раввин Авраам Ицхак Блох , Рош ешива из Тельца. Его образование в области общественного строительства началось с приглашения раввина Мордехая Дубина (1889-1956) помочь в его успешной кампании за место в законодательном органе Латвии, Сейме . Дубин подал пример помощи всем, язычникам и евреям, соблюдающим и несоблюдающим.
В 1931 году, когда врач рекомендовал ему проводить время дома, чтобы восстановиться после экстренной аппендэктомии , Пинхас ежедневно ездил на поезде в Двинск, чтобы изучать Йоре Деа , в частности, законы кашрута, с раввином Йосефом Розеном (Рогачевером).
Карьера
[ редактировать ]Рав Пинхас Тейц подружился с Шимоном Виттенбергом , также представителем Сейма, и Авигдором Бальшанеком , главой Агудат Исраэль в Латвии. Он стал секретарем Агудат Исраэль и путешествовал по стране, чтобы основать хедеры в каждом городе. Его аналитические способности, запоминающиеся формулировки и способность вызывать энтузиазм у аудитории привели к тому, что его стали приглашать выступить на многих собраниях. Он встретил Любавичского Ребе (1880-1950) на границе, когда коммунисты выпустили его из России в Латвию; он помог Ребе основать ешиву в Риге. Он встретил рава Йехезкеля Абрамского (1886-1976) на вокзале в Риге, когда коммунисты освободили его из тюрьмы. Тюремные чиновники хотели унизить рава Абрамского, отрезав ему бороду. Рав Тейц устроил миньян в квартире, где рав мог остаться, пока у него отрастала борода.
Он редактировал Унзер Штимме , «Наш голос». [ 12 ] газета на идише в Риге; он возглавлял религиозное молодежное движение, которое назвал «Явне»; он был раввином небольшого городка.
На свадьбе его сестры руководители Тельцской ешивы заметили его организаторские способности и услышали его речь. Они попросили его сопровождать раввина Элияху Меира Блоха (1895-1955) в поездке по сбору средств в Северную Америку . [ 12 ] Он пообещал отцу, что после поездки вернется в Латвию. Он подготовился, проучившись в ешиве в течение семестра.
Раввин Блох и раввин Тейц прибыли в Нью-Йорк 3 ноября 1933 года, на тридцатый день после кончины раввина Элазара Майера Прейла , выдающегося выпускника Тельца. Он был раввином ортодоксальной общины в Элизабет, штат Нью-Джерси , близким другом семьи Блохов, автором научных работ и писал эссе под псевдонимом А.Л. Цихан в журнал Hapeles, который редактировал и публиковал дядя Пинхаса. в Полтаве десятилетия назад.
Свадьба
[ редактировать ]Раввин Прейль написал в своем завещании, что, если человек, за которого выйдет замуж его старшая дочь Бася, подойдет, он должен стать раввином Елизаветы. [ 13 ] Бася и Пинхас не решались встретиться, так как люди говорили о решении проблемы поиска раввина, а не об отношениях молодой пары. [ 14 ] Затем рав Блох представил их друг другу. Осенью 1934 года они обручились и 13 января 1935 года, 9 Швата, поженились; она будет учить своего мужа английскому языку.
Спасение евреев из Европы
[ редактировать ]Поездка в Латвию и Литву для встречи с семьей пролегла через Германию ; страх перед нацистами был очевиден. [ 15 ] Раввин Тейц везде, где его приглашали, говорил об опасности осуществления Гитлером своих планов и необходимости покинуть Европу. [ 16 ] Когда пара вернулась в Америку, он начал процесс иммиграции для своей семьи. Ему удалось спасти одного брата и его родителей. Шурин приехал в Соединенные Штаты в 1938 году, затем вернулся, чтобы сопровождать жену и маленьких детей; они ждали слишком долго. [ 17 ]
В 1930-е годы он работал в Европе над экономическим бойкотом Германии, но нацисты использовали это для пропаганды против евреев. Теперь, когда он был в Соединенных Штатах, он встретился с правительственными чиновниками, включая сенаторов, и предложил платить 100 долларов за каждого еврея, которому будет разрешено покинуть земли, завоеванные нацистами. Но антисемитизм процветал; один политик сказал ему, что помощь евреям снизит его шансы на следующих выборах. [ 18 ] Он присоединился к Вааду Хацале , отправляя еду и пытаясь спасти людей.
В 1941 году еврейская жизнь в Европе разрушалась; Образование и соблюдение Торы должны будут развиваться в Америке. Он открыл дневную школу, где можно было достичь высокого уровня еврейских и светских знаний. Он открыл ясли для трехлетних детей, детский сад для четырехлетних и букварь для пятилетних, где дети учились читать на иврите и английском языке , каждый в индивидуальном темпе. Он хотел, чтобы дети получали удовольствие от обучения на субботних вечеринках, проведении седера, пении, представлениях и ежедневных переменах на большой игровой площадке. Противодействие дневной школе было сильным; Слово «ешива» не могло использоваться до тех пор, пока доктор Сэмюэл Белкин , президент Университета Ешива с 1943 по 1975 год, не сделал его частью американского словаря. Предполагалось, что только большой город с большим еврейским населением может содержать ешиву. Элизабет была третьей небольшой общиной, открывшей школу.
После войны он отправился в Англию , Францию и лагеря для перемещенных лиц, чтобы помочь выжившим найти убежище. Он перечислил школу и синагоги в Элизабет как места, где они могли бы трудоустроиться. [ 19 ] Сберегательный счет, на котором хранились деньги, которые он собрал на строительство школьного здания, стал гарантией того, что ни один из выживших не будет просить о пособии. В буклете, опубликованном Bobover Hassidim, они отмечают, что рав Тейц помог Ребе с оформлением документов и доставил его в Соединенные Штаты.
В течение 30 лет он был казначеем «Эзрас Торы» , благотворительной организации по поддержке ученых Торы; он тесно сотрудничал с раввином Йосефом Элияху Хенкиным , возглавлявшим благотворительную организацию. Когда проект по предоставлению жилья в Иерусалиме знатокам Торы был на грани банкротства, он собрал средства для его завершения в 1977 году.
Создание Торы в Америке
[ редактировать ]В 1947 году он построил современную синагогу с прекрасным обзором и акустикой для мужского и женского отделений; он располагался в красивом районе и являл собой пример принципа раввина, согласно которому православие должно быть первоклассным во всех отношениях. [ 20 ]
В 1951 году он открыл новое здание школы недалеко от синагоги; школа и синагога теперь назывались Еврейским образовательным центром (ЕОЦ); посетители брали образовательные материалы, заявления о миссии, рекламные листовки и архитектурные планы.
В 1955 году были объединены два проекта: открылась средняя школа ешивы для мальчиков; классы находились в новой синагоге на территории, которая несколько лет назад была полями, а теперь стала местом для строительства просторных домов. В синагоге было 6 ступенек, ведущих в мужскую часть, и 6 ступеней вверх, в женскую часть, что свидетельствует о том, что мужчины и женщины разделялись для молитвы.
В 1963 году он открыл среднюю школу Бруриа , первую среднюю школу-ешиву для девочек в Нью-Джерси.
В 1965 году средняя школа для мальчиков переехала в новое здание с залом для занятий бейт-мидрашем, лабораториями, спортзалом, библиотекой; он был соединен со зданием начальной школы. [ 21 ]
В 1972 году Брюрия переехал в новое здание с миквой для нового района. [ 22 ]
Пока он занимался сбором средств и вместе с женой создавал сообщество, где важен каждый участник, он взял на себя ответственность за оригинальные проекты:
В 1958–1964 годах он давал показания перед комитетами Конгресса и законодательными собраниями штатов о гуманных качествах кошерного убоя; он дискутировал по радио с теми, кто хотел запретить шхиту . В книге о противостоянии смерти в Америке доктор Майкл Леси рассказал о контрасте между обычным упаковочным цехом в Омахе, штат Небраска, и кошерной скотобойней, которую рав Тейтц разрешил ему посетить. На него произвело впечатление объяснение раввина о шхите и отношение шохета к его работе как мицве . Он думал, что «в Омахе убийство было рациональным и жестоким. Здесь оно религиозное и гуманное». [ 23 ]
В 1960 году он входил в совет «Явне», недавно созданной Национальной ассоциации религиозных еврейских студентов. [ 24 ]
В 1961 году он помог студентам Принстона снять дом, где они могли молиться, посещать уроки Торы и есть кошерную пищу. Он подписал договор аренды дома, поговорил с представителями университета, пригласил Милтона Леви, члена общины Элизабет, который хотел поддержать эту инициативу (и который пожертвовал всю мебель и оборудовал кухню), и провел несколько занятий для студенты.
Россия
[ редактировать ]В период с 1964 по 1980-е годы рав Тейц двадцать два раза ездил в СССР, чтобы заверить 3 миллиона евреев, оказавшихся за железным занавесом, в том, что их братья и сестры заботятся о них, а также принести сиддурим, чумашим, хагадот на Песах, этрогим. и лулавим для Суккота, и кошерное колбасное мясо. Он опубликовал сидур под названием «Коль Исраэль Хаверим». [ 25 ] «Все евреи — друзья», в котором содержалась вся информация, необходимая для еврейской жизни: как читать на иврите, как молиться, текст ктубы ( брачного контракта), как делать тфилин , мезузот и цицит . Он добавил изображения фруктов, овощей, зерновых и растений, используемых в качестве пряностей, с их названиями на иврите, русском и латинском/английском языках (иногда вместе, иногда только на латыни), сгруппированных в соответствии с благословением каждого. [ 26 ] Молодые люди собирались в тайные группы, чтобы научиться у сиддуримов читать и говорить на иврите; некоторые начали соблюдать заповеди. Он встретился с правительственными чиновниками, чтобы остановить разрушение кладбищ и получить разрешения на строительство охеля, навеса, для могил таких светил, как раввин Хаим Озер Гродзинский и Виленский Гаон , а также надгробия для Баал Шем Това . Жена сопровождала его во всех поездках, кроме двух, когда вместо них приезжали дочери. Он хотел застраховать американские паспорта, принадлежащие гражданам, родившимся в Америке; в его паспорте было указано, что он был натурализованным гражданином и не хотел, чтобы Латвия «возвращала его». Он также хотел продемонстрировать, что они туристы, а не шпионы; шпион не позволил бы своей семье сопровождать его.
Он выступал против демонстраций против советского правительства; люди критиковали его подход к спокойному обращению за визой и повторным поездкам в Россию. [ 27 ] Он не хотел огласки; он не рассказал о том, чем занимался в этих поездках. Он был обеспокоен тем, что, если имя человека, с которым он работал, станет известно, этого человека могут посадить в тюрьму.
После его смерти и по мере того, как Россия менялась, эмигранты начали рассказывать о том, что он сделал. Если человек хотел покинуть Россию, он не мог взять с собой ничего, кроме некоторой одежды; все ценное было конфисковано. Рав Тейц договорился с семьей, собиравшейся уехать: они обменяли все свое имущество на рубли; он вернет им деньги в долларах, когда они выйдут. Он раздавал рубли отказникам, уволенным с работы, и старикам, живущим в нищете, в том числе нескольким талмидеям хахамим, знатокам Торы, которые находились в нищете. Когда семья добралась до США, он дал им доллары. Они смогли начать бизнес; через несколько лет они купили дом. [ 28 ]
Двое мужчин, бывших в СССР, оценили то, что делал рав Тейц: рав Элияху Эссас , который возглавил возвращение к еврейскому образованию и соблюдению обрядов в России, а теперь преподает Тору в Израиле; [ 29 ] Рав Ицхак Зильбер (1917-2004), отстаивавший свои убеждения в Ташкенте, призывал других делать то же самое и стал «раввином русских» в Израиле, когда прибыл туда в 1972 году. [ 30 ]
Даф Хашавуа
[ редактировать ]В 1953 году, чтобы пробудить евреев, знавших идиш , но отдалившихся от своего происхождения, он основал получасовую радиопрограмму Талмуда «Даф Хашавуа», выходившую в эфир в субботу вечером в 9:30. Он выбрал WEVD , социалистическую станцию, чтобы охватить целевую аудиторию. За эти годы он преподавал 9 трактатов — Брахот , Рош ха-Шана , Йома , Сукка и другие, которые были бы актуальны непосредственно. [ 31 ] Программа продолжалась до 1988 года. [ 32 ] Чтобы удовлетворить спрос на тексты каждый раз, когда он начинал новый трактат, он печатал копии с номерами строк, чтобы слушатели могли легко найти это место. Он отправлял кассеты для передач на местных радиостанциях в Бостон , Чикаго , Детройт , Майами , Филадельфию и Монреаль . «Коль Исраэль ЛаГола» транслировала записи за « железным занавесом» . Когда правительство США контролировало программы иностранных языков, оно сообщило о 200 000 слушателей. Его сын, раввин Элазар Майер Тейц, преподавал Талмуд по радио на английском языке в течение одиннадцати лет. Были возражения со стороны людей, которые считали, что Тора по радио запрещена. В то время как Дэвид Айзенберг написал в «Шеарим» 15 мая 1955 года о «Лимуд Тора Барабим: Ривевот Маазиним Л'Шиуро Шел ха-Рав Пинхас Мордехай Тейц», другие не были положительными. Но раввин Ицхак Герцог , раввин Шмуэль Белкин , раввин Моше Файнштейн , раввин Йехиэль Яаков Вайнберг и раввин Йосеф Каханеман , выступавшие на праздновании годовщины трансляции, все высказались в пользу преподавания Торы с помощью современных технологий. [ 33 ] В записанном на пленку послании из Иерусалима к празднованию рав Герцог сказал, что, возможно, именно поэтому было изобретено радио. Записи передач рава Тейтца продемонстрировали, что существует еще одна новая технология, которую можно использовать для обучения Торе; Ленты Торы были в будущем.
Публикации
[ редактировать ]Он присоединился к Махон Цофнас Панея , чтобы публиковать работы раввина Йосефа Розена , Рогачевера. Когда в 1983 году умер раввин Менахем Кашер , он стал главой группы. В один том он добавил анализ причин необычного поведения этого ученого и отчет о его прозрениях. Его разум был подобен компьютеру, содержащему всю Письменную и Устную Тору; он был необыкновенен в установлении связей. [ 34 ] Встреча с другим великим ученым в Двинске имела еще два преимущества. Когда рав Меир Симха ха-Коэн сказал ему, что он написал Мешех Хохма, свой комментарий к Библии, несколько лет назад, но теперь ему нужен молодой человек, который помог бы ему редактировать его, Пинхас, который был студентом в Слободке, нашел студента, который работал с раввину подготовить рукопись к публикации. [ 35 ] Пятьдесят лет спустя рав Тейтц опубликовал том респонсы «Шеайлот у'Тшувот Ор Самейах» и добавил памятный список клей кодеш, тех, кто служил религиозным нуждам латвийского еврейства, указав их имена, род занятий. и где они жили до Холокоста .
Раввин Тейтц также собрал средства для публикации «Малот ха-Тора», которую раввины Мишель Файнштейн и Ниссан Ваксман . редактировали [ 36 ]
Вопросы и ответы
[ редактировать ]Его переписка с раввином Моше Файнштейном хорошо известна, в частности, относительно 1. вопроса о приведении в синагогу собаки-поводыря, 2. кашрута виски, выдержанного в бочках, которые использовались для выдержки некошерных вин. [ 37 ] 3. имеет ли получатель сефера, который он не запрашивал, обязанность его оплатить? 4. Существует ли обязанность вернуть книги владельцам при возвращении книг после Холокоста? [ 38 ]
Вопрос об изучении Торы по радио вылился в ряд галахических статей, начиная с 1953 года. Раввин Йехиэль Яаков Вайнберг урегулировал этот вопрос своим ответом на «Лимуд ха-Тора Бараббим аль-Йдей ха-Радио».
Он также написал ряд брошюр на иврите и идише:
- Ора! : Американская православная церковь, Бруклин, 1936 год.
- Мафтеах шел геула , Элизабет, 1948 год.
- Консерватизм вухин?, Нью-Йорк, 1953.
В 1953 году вместе с раввином Симхой Эльбергом он напечатал книгу раввина Йехиэля Яакова Вайнберга פנוי עצמות מתים о галахической допустимости перемещения костей мертвых людей, что стало важной галахической проблемой после Второй мировой войны. В том же году они опубликовали брошюру מכתבי תורה, свою переписку по галахическим вопросам.
Общественная деятельность
[ редактировать ]Гражданские права
[ редактировать ]состоялся митинг В воскресенье, 25 августа 1963 года, на площадке для игры в поло с призывом к участию в марше Мартина Лютера Кинга-младшего на Вашингтон, запланированном на среду, 28 августа. Раввин Тейтц говорил о расовой дискриминации как о моральном грехе, как о стена, отделяющая одну часть Америки от другой. Он надеялся, что марш разрушит эту стену, как пала стена Иерихона. Он предвидел время, когда «мы выйдем из этого кризиса объединенными и окрепшими как одна нация под Богом, неделимая, со свободой и справедливостью для всех». Газета New York Times сообщила после митинга, что среди представителей основных конфессий раввин Тейц выступал за Союз ортодоксальных раввинов . [ 39 ]
Другая общественная деятельность
[ редактировать ]В июне 1935 года раввин Тейц выступил на собрании Агудат ха-Раббаним — Союза ортодоксальных раввинов США и Канады — о необходимости раввинов говорить по-английски, если они хотят общаться с подрастающим поколением. [ 40 ] Ему вернули членские взносы за то, что он осмелился критиковать старших членов. Вскоре группа пересмотрела свое решение и назначила его председателем Ваада Хапоэля . Двадцать один год спустя он стал членом Президиума вместе с раввином Элиезером Сильвером и раввином Довидом Лифшицем . Его встревожила настойчивость в критике других движений вместо создания позитивных программ и набора молодых членов. [ 41 ]
В 1981 году он и раввин Яаков Каменецкий основали Мерказ ха-Раббаним , раввинскую группу, которая приветствовала молодых членов и поощряла их служить общине в качестве раввинов, учителей и на других должностях, а не оставаться в колле без ограничений по времени. Крупнейшие лидеры раввинов/ешив в Израиле, раввин Элазар Менахем Ман Шах и раввин Яаков Исраэль Каниевский направили новой группе письма одобрения и поддержки. Молодым людям, укрывшимся в колеле, приходилось соприкасаться с миром за стенами ешивы. Через три года Мерказ ха-Раббаним закрылся; оно опередило свое время. [ 42 ]
Двумя десятилетиями ранее раввин Тейц хотел начать движение за тшуву , возвращение к Торе. Он назвал его Тахлит, первая буква «Т» означает тенуа, движение, а вторая «Т» означает тшува. В 1963 году это не прижилось. Но он был рад видеть, что в последующие десятилетия другие группы начали миньяним для начинающих, учили людей читать на иврите, помогали людям сделать свои дома кошерными и приглашали вернувшихся на субботнюю трапезу.
Он считал, что лидерство означает ответственность; это не был конкурс популярности. Требовалось творчество, а не критика других. [ 43 ]
Раввин Тейц умер 4 тевета 5756 года, 26 декабря 1995 года. Его многочисленные дети, внуки и правнуки разделяют его доброту и дружбу, а также радость жизни. [ 44 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Путеводитель по документам Пинхаса Мордехая Тейца» . CJH.org (Американское еврейское историческое общество – Центр еврейской истории) .
Пинхас Мордехай Тейц (1908–1995)
- ^ Вольфганг Саксон (29 декабря 1995 г.). «Раввин Пинхас М. Тейц, 87 лет, основатель школ» . Нью-Йорк Таймс .
- ↑ Ривка Блау, Изучайте Тору, любите Тору, живите Торой: Харав Мордехай Пинхас Тейц — типичный раввин. Ктав, 2001, стр. 8-9.
- ^ Блау, страницы 9-11.
- ^ See Pihas Hakehillot Lavia v'Estonia, ed. Dov Levin, Jerusalem : Yad Vashem, 1988, page 193.
- ↑ Информация о семье взята из биографии, написанной Ривкой Блау, «Изучай Тору», «Люби Тору», «Живи Тору: Харав Мордехай Пинхас Тейц — типичный раввин». Ктав, 2001. Он был переведен на иврит Сассоной Йовелл и опубликован как «В'Самахта Б'Хайеха». Урим, 2006. Информация о Раве Тейце и его отце также есть в « Толдот Аншей Шейм », изд. Ашер Рэнд. Нью-Йорк, 1950, стр. 59. Краткий отчет о жизни раввина Тейца и его семьи можно найти в онлайн-энциклопедии . В «Энциклопедии иудаики» перечислены статьи о семье Рабиновича, Рабиновича и Тейца.
- ^ Более подробную информацию о раввине Элияху Акиве Рабиновиче можно найти в онлайн-энциклопедии .
- ^ Газета сегодня издается на английском и иврите. Заголовок гласит: «Ежедневная еврейская газета Торы ... 1910 г. Хамодия Полтава, Планд, раввин Элияху Акива Рабиновиц З.Л., редактор-основатель».
- ^ Pihas Hakehillot Lavia v'Estonia, page 169.
- ^ Блау, страницы 33-51.
- ^ Блау, страница 16.
- ^ Перейти обратно: а б Блау, стр. 53.
- ^ Блау, страница 85.
- ^ Блау, страница 81.
- ^ Блау, страница 91.
- ^ Блау, страница 101.
- ^ Блау, страница 104.
- ^ Блау, страница 105.
- ^ В «Свидетельствах Холокоста: выжившие европейцы и американские освободители в Нью-Джерси», под ред. Джозеф Дж. Прейл. Издательство Ратгерского университета, 2001, см. главу 8 «Выжившие в Элизабет», стр. 293–312. Их привлекала община, которая напоминала им европейскую общину с синагогами, школами и миквой, а также теплота и понимание Рава и Ребецин Тейц, которые заменяли родителей, которых они потеряли.
- ^ Блау, страница 129.
- ^ Блау, страницы 140-141.
- ^ Блау, страницы 229-230.
- ^ Запретная зона. Фаррар, Штраус и Жиру, 1987, с. 130.
- ^ См. участие раввина Тейца в книге Бенни Краута «Озеленение американского ортодоксального иудаизма: Явне в 1960-е годы». Издательство Jewish Union College Press, 2011. См. стр. 19, 32 и особенно стр. 25, где рав Тейтц предложил название «Явне» для студенческого движения. Барнард-Колумбия, Йельский университет, Пенсильванский университет и другие школы последовали примеру Принстона, предоставив кошерное питание, а затем установили правила, согласно которым соблюдающие студенты могли сдавать экзамены в дни, кроме субботы и еврейских праздников.
- ^ Для сидура из каталога Национальной библиотеки Израиля.
- ^ Когда был разрешен исход из советских республик, более 1,7 миллиона евреев уехали, большинство из них в Израиль и Соединенные Штаты. Им были необходимы все перечисленные выше дары, особенно молитвенники и агадот для седера с ивритом с одной стороны и современным русским языком с другой. Они также хотели, чтобы были переведены на современный русский язык эссе таких мыслителей, как раввин Йозеф Б. Соловейчик , Яаков Герцог , Арье Каплан и др. Заказы поступали из школ, синагог, молодежных организаций и еврейских общинных центров в США и Израиле, а также из других стран.
- ^ Раввин Тейтц сказал, что демонстрации молодежи уместны; они происходили по многим причинам по всему миру. Но должны были быть люди, которые принесли еврейскую жизнь миллионам людей, которым было отказано в образовании и которые были наказаны за соблюдение законов. Раввин Дэвид Х. Хилл написал о работе раввина Тейца в книге «Спасение еврейского народа: мое послание поколениям». 2012, стр. 87-96. Он понимал необходимость «подпольных» усилий в то же время, когда руководил демонстрациями через Национальную конференцию советского еврейства.
- ↑ Работа раввина Тейтца в России подробно описана в Blau, глава 13, страницы 243–300.
- ^ См. Мириам Старк Закон. Тихая революция: Сеть Торы в Советском Союзе. На основе бесед с раввином Элиягу Эссасом. Mesorah Publications, 1992. См. стр. 33, 118–120. Iron Faith, видео на YouTube из Project Inspire, программы Айш ха-Тора , включает в себя отрывок о Раве Тейце и Раве Эссасе. См. также Блау, страницы 266-276, где раввин Тейц описывает раввина Эссаса как «Сафра в'сайафа - ученый и воин».
- ^ См. автобиографию рава Ицхака Зильбера «Остаться евреем». Фельдхайм, 2010. В 2003 году оно было опубликовано на русском языке, в 2008 году переведено на иврит, а два года спустя — на английский. См. стр. 122, 390–396. Он и рав Тейц были двоюродными братьями. Рав Зильбер сказал, что рав Тейц был «единственным, кто знал, как разговаривать с русскими». Рав Тейтц попросил представителя США Эмануэля Селлера вмешаться в вопрос ухода Зильберов и предоставил билеты на их рейс. См. также Блау, 284–292.
- ^ Записи многих лекций доступны на YUTorah и OUTorah.
- ^ «Даф Хашавуа живёт: День памяти рава Тейца Ярцайт» . 6 декабря 2018 г. . Даф Хашавуа подробно описан в «Блау», стр. 169–194.
- ^ Блау, стр. 177, где указано больше имен, чем указано здесь.
- ^ Блау, страницы 36-37.
- ^ Блау, страница 35.
- ^ Книга доступна на сайте Jewishbooks . Во введении говорится, что кто-то, кто «отстоял волю Б-жью, как Пинхас », собрал деньги на публикацию, что является скрытой отсылкой к раввину Тейцу.
- ^ Раввин Тейц сообщил в HaPardes , Хешван 5709/ноябрь 1948, страницы 11-15 , что он исследовал и узнал, что винокурням разрешено включать до двух с половиной процентов шерриного вина в купажированный виски. Рав Файнштейн рассмотрел этот вопрос в трех письмах к раву Тейцу, опубликованных в Игрот Моше YD 1:62-64 . Раввин Дж. Дэвид Блайх обновил этот вопрос в «The Whisky Brouhaha, Tradition 34.2 (2000), 58-77.
- ^ См. HaPardes Kislev 5711/декабрь 1950 г., страницы 5–8 . Он утверждал, что если мы сможем найти имя в книге, мы должны вернуть эту книгу семье. Он закопал книги, на которых была кровь убитого владельца.
- ↑ Мартин Арнольд, Только 2000 человек посетили митинг негров на полях для игры в поло , New York Times , 26 августа 1963 года. См. также стенограмму речи раввина Цви Синенского, Речь раввина Пинхаса Тейца на полях для игры в поло о гражданских правах .
- ^ Блау, страница 57.
- ^ Блау, страницы 319-320.
- ^ Блау, страницы 320-321.
- ^ Раввин Уоррен Гольдштейн , главный раввин Южной Африки, считает фразу раввина Тейца своим руководящим принципом: «Тора говорит на языке завтрашнего дня». Раввин Гольдштейн цитирует эту фразу на своем официальном бланке. Это была тема Синайской Индабы в 2011 году, см. Синайская Индаба объединяет Кейптаун и страну .
- ↑ Среди статей, написанных о раввине Тейце, наиболее подробной является статья раввина Яакова М. Домброфа « Признательность раввина Мордехая Пинхаса Тейца zt"l ». The Jewish Observer, XXIX, 5 (июнь 1996 г.), 18- 26. Ривка Г. Вайнер редактировала «Воспоминания о раве Пинхасе М. Тейце, zt'l», опубликованные JEC, Элизабет, Нью-Джерси (1996), собрание из 69 воспоминаний.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Записи раввина Тейца
Видео о раввине Тейце
- Мемориальная дань раву Пинхасу Мордехаю Тейцу , 21 декабря 2015 г.
- Строительная община: 25-й день Р'Пинхаса Мордехая Тейтца , беседа между равом Биньямином Блау, раввином синагоги Грин-Роуд в Бичвуде, штат Огайо, и равом Ефремом Гольдбергом, раввином синагоги Бока-Ратон , Бока-Ратон, Флорида, о Раве Тейце как об их образце построения сообщества, 20 декабря 2020 г.