Вертолет AW09
осень-зима 09 | |
---|---|
![]() | |
Роль | Вертолет |
Национальное происхождение | Швейцария |
Производитель | Вертолет |
Дизайнер | Мартин Стуки |
Первый полет | 2 октября 2014 г. |
Статус | В разработке |
Количество построенных | 3 [ 1 ] [ 2 ] |
Коптер AW09 [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] (ранее Marenco Swisshelicopter SKYe SH09 и Kopter SH09 ) — это одномоторный многоцелевой вертолет Leonardo Helicopter Division вместимостью от пяти до восьми человек, который в настоящее время находится в стадии разработки на Kopter . мощностях [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Это проект с чистого листа в секторе рынка, где доминируют конструкции планеров, созданные десятилетия назад. [ 10 ]
Первый прототип P1 совершил первый полет 2 октября 2014 года. P2 - в феврале 2016 года, P3 - в ноябре 2018 года. Постоянно наблюдаются задержки с первым полетом прототипов и сроками TC/коммерческих поставок. [ 11 ]
8 апреля 2020 года итальянский производитель Leonardo объявил о завершении сделки по приобретению Kopter Group AG (Kopter) у Lynwood (Швейцария). [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] Цена покупки составляет $185 млн плюс заработок. В то время в Коптере работало 320 человек. [ 16 ]
21 апреля 2021 года Леонардо переименовал одномоторный вертолет SH09 в AW09. [ 4 ] [ 3 ] [ 5 ]
Разработка
[ редактировать ]История
[ редактировать ]В 2002 году Мартин Стуки, инженер-механик и пилот коммерческого вертолета, начал проектирование конструкции, которая привела к созданию SH09. [ 17 ] Разочарованный устаревшими конструкциями и, как правило, неподходящими кабинами, Стуки заметил, что на рынке легких одномоторных вертолетов уже несколько десятилетий не было никаких совершенно новых конструкций, и провел исследование рынка, которое показало жизнеспособный спрос на новый винтокрылый аппарат массой 2,5 тонны. сорт. В 2007 году он основал Marenco Swisshelicopter ( Marenco — от Martin Engineering and Consulting ) для разработки винтокрылой машины. [ 17 ]
SH09 принял несколько современных функций. Его планер полностью состоит из углеродных композитных материалов; в нем используется закрытый хвостовой винт фенестрона и кабина с хорошей обзорностью. [ 17 ] Конструкция из углеродного композита позволила снизить пустую массу. По словам Матиаса Сенеса, коммерческого директора Marenco: «Сегодня нет другого материала, который бы обладал такими преимуществами, как жесткость, прочность и легкий вес». [ 17 ] Штуки подошел к своей конструкции с точки зрения пилота, пытаясь улучшить эргономику, комфорт и требования к оператору. Он обладает отличными жаркими и высокими характеристиками, длительным полетом, низким уровнем шума и относительно плавным управлением. [ 17 ]
К 2009 году от инвесторов было обеспечено достаточное финансирование, что позволило официально запустить SH09 в том же году; соответственно, вертолету было присвоено обозначение SKYe SH09 в честь года официального начала разработки проекта. [ 17 ] Над проектом работало небольшое количество сотрудников, первоначально это была команда из девяти человек; упор был сделан на набор инженеров очень высокого качества, в том числе из других производителей винтокрылой техники, таких как Airbus Helicopters ; в 2016 году в компании работало более 100 сотрудников. Деятельность компании в Швейцарии разделена между городами Пфеффикон , где сосредоточены проектные работы, и Моллис , где проводятся сборочные и летные испытания; третье учреждение в Германии занимается проверкой соответствия. [ 17 ]
Предсерийный прототип SH09 был показан на выставке Heli-Expo 2011 в Орландо , Флорида , что ознаменовало его публичное представление. [ 18 ] [ 19 ] Тогда Marenco заявила, что планирует произвести первые поставки в 2015 году и что в течение первого года она произведет до 15 вертолетов SH09, а в следующем году потенциально увеличит количество вертолетов до 30. Также было заявлено, что, хотя двигатель Honeywell HTS900 в качестве исходной силовой установки для SH09 был выбран турбовальный , есть надежда, что вскоре клиентам будет предложен выбор двигателей. [ 10 ]
В мае 2016 года представитель компании сообщил, что Marenco занимается разработкой двухмоторной версии конструкции. [ 20 ] В конце 2016 года Стуки заявил, что некоторая гибкость, позволяющая в будущем адаптировать SH09 в двухмоторный вертолет, уже заложена в базовую конструкцию, и указал, что двухмоторный вариант является прямым развитием. [ 17 ]
В январе 2018 года компания была переименована в Kopter , при этом название вертолета было изменено на SH09 (отсутствует SKY-e). [ 21 ]
В феврале 2018 года компания Kopter стремилась привлечь 150 миллионов швейцарских франков для проведения сертификации и запуска производства во второй половине 2019 года, добавив к 270 миллионам швейцарских франков, уже потраченным с 2007 года российским фондом Мамута . [ 22 ]
Прототипы
[ редактировать ]В программе летных испытаний будут использоваться три прототипа (P1, P2 и P3) и два предсерийных самолета 4 и 5 (PS4 и PS5). PS4 и PS5 будут совместно использоваться для сертификационных полетов. [ 23 ] [ 17 ] [ 24 ] P1 использовался для завершения первого этапа программы летных испытаний, проверяя управляемость и положение самолета, а также расширяя диапазон полета , включая испытания на авторотации и полет с максимальной взлетной массой, равной 97 процентам внутренней нагрузки. P2 и P3 являются основными транспортными средствами для сертификационных испытаний летной годности; они более типичны для серийных самолетов, их конструкция включает в себя несколько усовершенствований. [ 17 ] Компания планирует сначала сертифицировать SH09 в EASA, а затем быстро пройти сертификацию в США. [ 17 ]
П1
[ редактировать ]В марте 2011 года Маренко запланировал первый полет P1 на начало 2012 года. [ 25 ] В декабре 2013 года завершенный P1 был представлен публике. [ 26 ] но на самом деле первый полет он совершил 2 октября 2014 года. [ 27 ] [ 19 ] Первый полет длился 20 минут, его пилотировал главный летчик-испытатель Дуэйн Уильямс. [ 27 ] [ 28 ] Тогда компания планировала получить сертификацию EASA в течение 12-16 месяцев. [ 24 ] Летом 2015 года Marenco прекратила летные испытания после 100 летных часов, чтобы сосредоточиться на производстве второго прототипа, который включал модифицированную головку несущего винта без подшипника и новые лопасти несущего винта для снижения вибраций. [ 29 ] [ 30 ] К сентябрю 2015 года было признано, что первоначальный график разработки был оптимистичным. [ 31 ] Сообщается, что завершение строительства P1 было отложено на целых шесть месяцев из-за поздней поставки двигателя компанией Honeywell . [ 32 ]
П2
[ редактировать ]26 февраля 2016 года P2 совершил свой первый полет под управлением нового главного летчика-испытателя Ричарда Трумана. На данный момент ожидалось, что сертификация будет достигнута ближе к концу 2016 года или в начале 2017 года. [ 33 ]
П3
[ редактировать ]В мае 2016 года сообщалось, что Marenco увеличивает темпы программы летных испытаний, что P3 должен был быть завершен в течение этого года и что сертификация типа должна пройти в течение 2017 года. Осенью 2015 года у Marenco было 70 писем о намерениях , а осенью 2015 года — 90. весна 2016 г., половина из Северной Америки. [ 34 ] В сентябре 2015 года компания заявила, что рассчитывает производить 40-100 самолетов в год. [ 17 ] [ 35 ]
В октябре 2016 года Стуки заявил, что P3 будет завершен в начале 2017 года и что сертификация, скорее всего, произойдет в течение 2018 года. [ 36 ] Разработка была отложена из-за необходимости спроектировать и изготовить не только сам вертолет, но и вспомогательные инструменты, такие как испытательное оборудование. [ 35 ] [ 37 ] [ 17 ] Первый полет P3 наконец состоялся в ноябре 2018 года. [ 38 ]
PS4 & PS5
[ редактировать ]В январе 2019 года Коптер заявил, что первый запуск PS4 состоится в 2019 году. [ 39 ] [ 40 ] но в марте 2021 года Коптер заявил, что первый выпуск PS4 состоится в третьем квартале 2021 года, а PS5 — через несколько месяцев. [ 41 ] В январе 2023 года Коптер заявил, что первый запуск PS4 состоится в первом квартале 2023 года, а PS5 — позднее в 2023 году. [ 42 ]
Сертификация типа и коммерческие поставки
[ редактировать ]В марте 2011 года Marenco запланировала первые поставки в 2015 году. [ 25 ] В мае 2016 года сообщалось, что Marenco сертификация типа должна пройти в течение 2017 года. [ 34 ] В октябре 2016 года Стуки заявил, что сертификация, скорее всего, состоится в течение 2018 года. [ 36 ] В январе 2018 года компания выразила надежду, что винтокрылая машина поступит в эксплуатацию в 2019 году. [ 43 ] 2018 В ходе выставки Heli-Expo Kopter объявила о 23 твердых заказах и 11 опционах на сумму $119 млн от норвежской Helitrans (12+6), Elling Halvorson для Rainier Heli Lift, Hawaiian Paradise Helicopters и южноафриканской Safomar Aviation . [ 44 ]
Дизайн
[ редактировать ]SH09 — это легкий и средний вертолет, первоначально предназначенный для установки на него одного двигателя Honeywell HTS900 турбовального . В нем используется с кожухом фенестрона хвостовой винт , а несущий винт имеет пятилопастную ступицу без подшипника; кожух рулевого винта имеет более широкий диаметр и более тонкую хорду для увеличения воздушного потока, а такие конструктивные особенности, как узкая хвостовая балка, стреловидные законцовки лопастей несущего винта и кожух рулевого винта, обеспечивают снижение шума. [ 45 ] [ 17 ] HTS900 рассчитан на мощность 1020 л.с. и предназначен для обеспечения улучшенных характеристик в жарких и суровых условиях. [ 17 ]
Монокок - фюзеляж выполнен из композитных материалов и снабжен сдвижными боковыми дверями с обеих сторон, а также задней раскладывающейся дверью; он включает в себя ряд окон, установленных в полу между сиденьями пилотов для дополнительной вертикальной видимости. [ 17 ] [ 24 ] Некоторые из используемых композитных материалов были произведены с использованием автоклавного производства композитов от таких поставщиков, как TenCate. [ 46 ] и Гурит. [ 47 ] По словам Маренко, вдохновение для дизайна фюзеляжа было почерпнуто из автомобильной промышленности . [ 10 ] Было заявлено, что фирма стремилась вывести на одномоторный рынок салон двухмоторных вертолетов среднего размера. [ 24 ]
SH09 предлагается с различными конфигурациями компоновки. Стандартная опция предусматривает два сиденья пилота спереди и четыре пассажирских сиденья сзади, все они регулируются вперед/назад и вверх/вниз. [ 17 ] В конфигурации высокой плотности пять сидений установлены в заднем положении вместе с еще двумя пассажирскими сиденьями в ряд с собственным пилотским, что лишает возможности окна в пол. Использование топливных баков с кевларовой резьбой устойчивых к ударам , встроенных в стену и пол грузового отсека, освободило место и позволило полностью регулировать пассажирские сиденья в салоне. Грузовой отсек рассчитан на размещение 10 предметов багажа , а размеры топливных баков рассчитаны на срок службы почти пять часов. [ 17 ] Задняя раскладывающаяся дверь и высоко расположенная хвостовая балка были разработаны для использования в санитарной авиации . [ 17 ]
Компоновка кабины SKH09 обеспечивает широкий обзор. [ 17 ] ICDS Sagem -8A производства Стеклянная кабина является неотъемлемой частью стандартного пакета авионики и приборов SH09. [ 48 ] [ 10 ] Винтокрылый аппарат был спроектирован с учетом политики технического обслуживания по состоянию, в которой указано, что не должно быть ограничений по времени между капитальными ремонтами (TBO) для его различных компонентов и систем, включая двигатель; вместо этого техническое обслуживание выполняется в зависимости от состояния, которое постоянно контролируется бортовой системой мониторинга состояния и использования (HUMS). [ 17 ] Простота обслуживания и доступа к системам активно учитывалась на этапе проектирования с целью снижения общих затрат на техническое обслуживание. [ 17 ]
В январе 2023 года Леонардо объявил, что вертолет будет оснащен двигателем Safran Arriel 2K вместо первоначально запланированной силовой установки Honeywell. [ 49 ]
Операционная история
[ редактировать ]На Heli-Expo 2016 было объявлено, что швейцарский оператор Air Zermatt . стартовым заказчиком SH09 станет [ 50 ]
Технические характеристики (SH09)
[ редактировать ]Данные с вертолетов Леонардо [ 51 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1 (потенциально 2)
- Вместимость: До 8
- Длина: 13,13 м (43 фута 1 дюйм)
- Высота: 3,74 м (12 футов 3 дюйма)
- Объем: 6,5 м 3 (230 куб. футов)
- Вес пустого: 1300 кг (2866 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 2850 кг (6283 фунта) с внутренней нагрузкой, 3000 кг (6614 фунтов) с внешней нагрузкой.
- Запас топлива: 750 литров (198 галлонов США), 600 кг (1323 фунта)
- Несущие винты: 5 лопастей на безподшипниковом несущем винте, закрытый рулевой винт диаметром 120 см. [ 35 ]
- Силовая установка: 1 × газотурбинный двигатель Safran Arriel 2K с двойным FADEC , 750 кВт (1006 л.с.) [ 52 ] [ 53 ]
- Диаметр несущего винта: 10,96 м (35 футов 11 дюймов)
Производительность
- Крейсерская скорость: 260 км/ч (160 миль в час, 140 узлов)
- Никогда не превышайте скорость : 280 км/ч (174 миль в час, 151 узел).
- Дальность: 800 км (500 миль, 430 миль)
- Выносливость: 5 часов
- Практический потолок: 6100 м (20 000 футов), доступно во второй версии EASA RFM с середины 2025 г.
- Взлет и посадка макс. высота: 4900 м (16 000 футов) доступно во второй версии EASA RFM с середины 2025 г.
- Нагрузка на стропу : 1500 кг (3307 фунтов)
- Диапазон температур: от -40°C до +55°C (от -40°F до +131°F)
Авионика
- Интегрированная кабина пилота Garmin G3000H (модульная стеклянная кабина)
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «HB-ZXA, SKYe SH09 изъята из обращения» . www.helico-skyheli.ch .
- ^ «Швейцарский регистр самолетов» . www.bazl.admin.ch . Архивировано из оригинала 5 марта 2017 года . Проверено 12 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Перри21.04.2021T13:44:00+01:00, Доминик. «Leonardo Helicopters смотрит на гибридное будущее, проводя ребрендинг Kopter SH09» . Полет Глобал .
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б «Коптер SH09 переименован в Leonardo AW09» . Вертикальный маг . Проверено 22 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Leonardo приветствует SH09 компании Kopter в своем портфолио вертолетов под названием AW09» . www.leonardocompany.com (на итальянском языке) . Проверено 22 апреля 2021 г.
- ^ «Прототип Marenco SKYe SH09 почти завершен» . Проверено 19 ноября 2013 г.
- ^ «HeliHub.com Kopter продвигает SH09 в сфере авиамедицины» . helihub.com . 6 ноября 2020 г. Проверено 13 ноября 2020 г.
- ^ «Metro Aviation подписывает сделку на пять SH09, в результате чего общее количество заказов на коптеры достигло 70» . Ротор и Винг Интернэшнл . 23 июля 2019 года . Проверено 13 ноября 2020 г.
- ^ «Миссии SH09 — Пассажирский транспорт — Медицинский — Правоохранительные органы — Коммунальные службы» . Коптер . Проверено 13 ноября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д Крофт, Джон. «Marenco запускает первый вертолет швейцарского производства». Flight International , 8 марта 2011 г.
- ^ «Коптер Пресс Книга» (PDF) .
- ^ «Коптер официально присоединяется к Leonardo Helicopters! -» . Коптер . 8 апреля 2020 г. Проверено 13 ноября 2020 г.
- ^ «Леонардо: Приобретение Коптера завершено» . www.leonardocompany.com . Проверено 13 ноября 2020 г.
- ^ Зибенмарк, Джерри. «Леонардо завершает сделку по приобретению коптера» . Международные авиационные новости . Проверено 13 ноября 2020 г.
- ^ «Леонардо завершил приобретение Kopter Group AG» . www.monch.com . Проверено 13 ноября 2020 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Вольфстеллер, Пилар (28 января 2020 г.). «Леонардо приобретает Коптер в рамках сделки стоимостью не менее 185 миллионов долларов» . Флайтглобал .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Джонсон, Оливер. «Достигая НЕБА». Журнал «Вертикаль» , 19 октября 2016.
- ^ Паркер, Эндрю (1 апреля 2011 г.). «Marenco Swisshelicopter SKYe SH09:« Не рестайлинговый самолет » ». Ротор и крыло .
- ^ Jump up to: а б Дюбуа, Тьерри. « Стартап Marenco впервые летает на вертолете SKYe » AIN Online , 2 октября 2014 г. Доступ: 3 октября 2014 г.
- ^ «Marenco рассматривает светового близнеца как преемника SH09» . Flightglobal.com . Проверено 24 сентября 2015 г.
- ^ «Marenco Swisshelicopter проводит ребрендинг в Kopter» . 1 февраля 2018 г.
- ^ Тримбл, Стивен (27 февраля 2018 г.). «Kopter стремится привлечь еще 150 миллионов швейцарских франков на сертификацию» . Флайтглобал .
- ^ «Программа летных испытаний Kopter SH09 продвигается вперед» .
- ^ Jump up to: а б с д Перри, Доминик. «Маренко оптимистично оценивает перспективы SKYe SH09 после первого полета». Flight International , 7 октября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Крофт2011-03-08T18:04:00+00:00, Джон. «#HE11: Marenco запускает первый вертолет швейцарского производства» . Полет Глобал .
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ "Marenco Swisshelicopter представляет первый легкий сингл SKYe SH09". Flight International , 6 декабря 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Вертолет Marenco Swisshelicopter SKYe SH09 впервые поднимается в воздух». Журнал «Вертикаль» , 2 октября 2014 г.
- ^ «Фото и видео первого полета SKYe SH09» . blueskyrotor.com .
- ^ «Marenco модернизирует головку несущего винта вертолета SKYe» . Международные авиационные новости .
- ^ Пресс-релиз. Архивировано 27 февраля 2016 г. в Wayback Machine (немецкий язык). Marenco Swisshelicopter, 26 февраля 2016 г.
- ^ «МНЕНИЕ: Развитие швейцарской точности». Flight International , 28 сентября 2015 г.
- ^ Тримбл, Стивен. «ХЕЛИ-ЭКСПО: Поставка двигателей ускоряет темпы подготовки к первому полету швейцарского вертолета». Flight International , 5 марта 2013 г.
- ^ Перри, Доминик. «ХЕЛИ-ЭКСПО: Маренко запускает второй прототип SKYe SH09». Flight International , 29 февраля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «Marenco активизирует летные испытания нового вертолета SH09» . Международные авиационные новости . Проверено 24 мая 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «АНАЛИЗ: Marenco добавляет швейцарскую точность на рынок вертолетов» . Flightglobal.com . Проверено 26 сентября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Перри, Доминик. «Маренко приближается к скоростным испытаниям SH09». Flight International , 11 октября 2016 г.
- ^ «Вертолет на испытательном стенде с ХБМ» . hbm.com . 5 декабря 2014 г.
- ^ Спрус, Терри. «Третий прототип P3 компании Kopter SH09 успешно завершил первичные летные испытания в Швейцарии – Helicopter Investor» .
- ^ «Третий прототип SH09 начинает летные испытания» . Вертолетная промышленность . 23 января 2019 г.
- ^ «Последний прототип SH09 приступает к летным испытаниям» .
- ^ Хубер, Марк. «Kopter возобновляет программу летных испытаний вертолета SH09» . Международные авиационные новости .
- ^ «Leonardo и Safran являются партнером по созданию силовой установки для одномоторного вертолета AW09» .
- ^ Хубер, Марк (23 января 2018 г.). «Swisshelicopter SH09 планируется ввести в эксплуатацию в 2019 году» . AINonline .
- ^ Папроски, Алекса (27 февраля 2018 г.). «Kopter выиграл 119 миллионов долларов на заказах от клиентов запуска SH09» . АЙН .
- ^ «SKYe SH09: в пути к первому полету». Вертолетный журнал Европа . 30 июня 2013 г.
- ^ «ТенКейт» . 5 марта 2015 г.
- ^ «Высокопроизводительный вертолет SKYe SH09 компании Marenco Swisshelicopter, изготовленный из композитных материалов Gurit, завершил первый полет» . netcomposites.com . NetComposites. 21 октября 2014 года . Проверено 18 сентября 2018 г.
- ^ Говард, Кортни. «Marenco Swiss Helicopter предлагает стеклянную кабину Sagem ICDS-8A для вертолета SKYe SH-09» . интеллектуальный-аэрокосмический.com .
- ^ О'Коннор, Кейт (26 января 2023 г.). «Safran Arriel 2K для питания AW09» . AVweb . Архивировано из оригинала 27 января 2023 года . Проверено 28 января 2023 г.
- ^ Перри, Доминик. «HELI-EXPO: Air Zermatt становится стартовым заказчиком Marenco SKYe SH09». Flight International , 2 марта 2016 г.
- ^ «AW09 — Единая революция» .
- ^ «Леонардо заменяет двигатель Honeywell AW09 в пользу Safran» .
- ^ «AW09 — Единая революция» .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Домашняя страница вертолета AW09
- Домашняя страница Леонардо AW09
- Перри, Доминик (19 февраля 2018 г.). «Коптер – новое имя в вертолётах» . Флайтглобал .