Russian monitor Rusalka
![]() Русалка в сухом доке , 1868 год.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Rusalka |
Тезка | Rusalka |
Заказал | 26 января 1865 г. [ Примечание 1 ] |
Строитель | Адмиралтейский завод , Санкт-Петербург |
Расходы | 762 000 рублей |
Заложен | 6 июня 1866 г. |
Запущен | 12 сентября 1867 г. |
В эксплуатации | 1869 |
реклассифицирован | Броненосец береговой обороны , 13 февраля 1892 г. |
пораженный | 26 октября 1893 г. |
Судьба | Затонул в Финском заливе 7 сентября 1893 года. |
Общие характеристики (как завершено) | |
Класс и тип | Charodeika -class monitor |
Смещение | 2100 длинных тонн (2134 т) |
Длина | 206 футов (62,8 м) ( ватерлиния ) |
Луч | 42 фута (12,8 м) |
Черновик | 12 футов 7 дюймов (3,8 м) |
Установленная мощность | |
Движение | 2 вала, 2 горизонтальные паровые машины прямого действия. |
Скорость | 8 узлов (15 км/ч; 9,2 миль в час) |
Дополнить | 172 офицера и члена экипажа |
Вооружение |
|
Броня |
|
«Русалка» ( русский : Русалка , Русалка ) — один из двух «Чародейка», класса мониторов построенных для Императорского российского флота в 1860-х годах. Всю свою карьеру она прослужила на Балтийском флоте . Если не считать того, что она наткнулась на неизведанную скалу вскоре после завершения ее строительства в 1869 году, ее карьера прошла без происшествий. «Русалка» затонула во время шторма в 1893 году с потерей всех рук в Финском заливе . В 1902 году был построен мемориал в Ревеле (Таллинне) в память о ее утрате. Ее обломки были вновь обнаружены в 2003 году, когда она лежала в грязи, что породило новую теорию ее гибели.
Дизайн и описание
[ редактировать ]«Русалка» имела длину 206 футов (62,8 м) по ватерлинии . Она имела ширину 42 фута (12,8 м) и максимальную осадку 12 футов 7 дюймов (3,8 м). Корабль был рассчитан на водоизмещение 1882 длинных тонны (1912 т), но оказался перетяжеленным и фактически имел водоизмещение 2100 длинных тонн (2100 т). В 1877 году ее экипаж насчитывал 13 офицеров и 171 члена экипажа. [ 1 ]
Корабль имел две простые горизонтальные паровые машины прямого действия , каждая из которых приводила в движение один гребной винт. Двигатели были спроектированы так, чтобы производить в общей сложности 900 лошадиных сил (670 кВт) с использованием пара, обеспечиваемого двумя угольными прямоугольными жаротрубными котлами , но достигли только 705 л.с. (526 кВт) и скорости примерно 9 узлов (17 км/ч). ч; 10 миль в час) во время ходовых испытаний . [ 2 ] Она перевозила максимум 250 длинных тонн (254 т) угля для своих котлов. [ 3 ]
Первоначально «Русалка» была вооружена парой девятидюймовых (229-мм) нарезных орудий образца 1867 года в передней орудийной башне и парой пятнадцатидюймовых (381-мм) гладкоствольных орудий Родмана в кормовой башне. Орудия Родмана были заменены парой обуховских 9-дюймовых (229-мм) нарезных орудий в 1871 году, а все девятидюймовые орудия, в свою очередь, были заменены более длинными и мощными девятидюймовыми обуховскими пушками в 1878–79 годах. Известно, что до 1870-х годов на корабле не было никаких легких орудий для использования против торпедных катеров , когда он получил 3 четырехфунтовые 3,4-дюймовые (86-мм) орудия, установленные на вершинах башен, а также множество орудий меньшего размера, в том числе 45-миллиметровые (1,8 дюйма) скорострельные ружья Engström (QF) , 1-дюймовые (25-мм) ружья Nordenfelt , одноствольные 47-миллиметровые (1,9 дюйма) пушки Гочкиса QF и 37-миллиметровые (1,5 дюйма) револьверные пушки Гочкиса QF. [ 4 ]
Корабль имел полный ватерлинийный пояс из кованого железа толщиной 4,5 дюйма (114 мм) на миделе и утонченный до 3,75 дюйма (95 мм) на носу и 3,25 дюйма (83 мм) на корме. Броня была подкреплена тиковым материалом толщиной от 12 до 18 дюймов (от 300 до 460 мм) . Круглые башни были защищены броней толщиной 5,5 дюйма (140 мм), стенки овальной боевой рубки корабля также имели толщину 4,5 дюйма. Ее палуба имела толщину 1 дюйм (25 мм) на миделе корабля , но уменьшалась до 0,25–0,5 дюйма (6,4–12,7 мм) на концах корабля. [ 5 ]
Строительство и сервис
[ редактировать ]Русалка , названная в честь мифологического существа , [ 6 ] был заказан 25 января 1865 года, а строительство началось 10 июня на Адмиралтейской верфи в Санкт-Петербурге , хотя официальная закладка киля состоялась только 6 июня 1866 года. Спущен на воду 12 сентября 1867 года и завершен в 1869 году, стоимость 762 000 рублей. . Строительство было значительно задержано из-за поздней доставки чертежей и материалов, а также смерти первоначального строителя. В июне 1869 года корабль врезался в неизведанную скалу у побережья Финляндии и настолько сильно повредил нижнюю обшивку, что его пришлось сесть на мель, чтобы не допустить затопления. Всю свою карьеру «Русалка» прослужила на Балтийском флоте и в марте 1870 года была направлена в учебный артиллерийский отряд. Котлы на корабле были заменены в 1878 и 1891 годах, а 13 февраля 1892 года он был переклассифицирован в броненосец береговой обороны. [ 7 ]
Тонущий
[ редактировать ]Русалка , под командованием капитана 2-го ранга В.Х. Йениш отплыл из гавани Ревеля в 08:30 7 сентября 1893 года и направился в Гельсингфорс ( Хельсинки ). Ее сопровождала лодка Туча канонерская « под командованием -го ранга Н. » капитана 2 М. Лушкова. Через несколько часов после их отъезда погода превратилась в шторм с ураганным ветром и дождем; Около полудня Туча потеряла подопечного из виду, но поплыла дальше и благополучно прибыла в Гельсингфорс. [ 8 ]
Никаких следов монитора не было обнаружено до тех пор, пока труп матроса в шлюпке и несколько спасательных кругов не были выброшены на берег финского острова Кремаре. [ 9 ] Обширные поиски морского дна также не смогли обнаружить корабль. В январе 1894 года назначенная для расследования комиссия собралась и объявила выговор контр-адмиралу командиру отряда П. С. Бурачеку за то, что он выпустил Русалку в море в плохую погоду, а также Лушкову за потерю связи с монитором. Комиссия пришла к выводу, что у корабля вышел из строя рулевой механизм или что в корабль попала вода, в результате чего он потерял мощность. В любом случае «Русалка» развернулась бы параллельно волнам, и ее надстройка была бы разрушена, а сильное наводнение вскоре поглотило бы ее небольшой запас плавучести. [ 10 ] Какова бы ни была причина, «Русалка» явно прогорела и затонула с потерей всех 177 членов своего экипажа. [ 11 ]
Памятник
[ редактировать ]7 сентября 1902 года, в девятую годовщину гибели корабля, памятник Русалке (эстонская транслитерация от русского: Русалка в Таллинне был установлен ). Скульптор Амандус Адамсон принял форму бронзового ангела, стоящего на гранитном постаменте. [ 12 ]
Открытие
[ редактировать ]Утверждалось, что обломки «Русалки» были обнаружены водолазами советского спасательного агентства ЭПРОН в 1932 году, но они не предприняли никаких попыток его спасти. Местоположение ЭПРОНа не совпадает с местоположением корабля, обнаруженного в 2003 году. [ 10 ]
начали совместный проект Весной 2003 года Эстонский морской музей и коммерческое водолазное предприятие Tuukritööde OÜ с целью найти «Русалку» , затонувшую 110 лет назад. 22 июля 2003 года затонувший «Русалка» был обнаружен в Финском заливе, в 25 километрах (16 миль) к югу от Хельсинки, исследовательским судном музея « Маре» . [ 13 ] Двумя днями позже глубоководные дайверы Кайдо Перемеес и Индрек Острат более точно определили местонахождение и засняли на видео место крушения. [ 11 ] Самое необычное то, что обломки находятся почти в вертикальном положении; После затопления судно погрузилось носом вперед на 74 метра (243 фута) прямо вниз в илистое дно залива и зарылось на дне почти на половину своей длины. [ 13 ] Водолазы обнаружили, что корма затерянного судна возвышается над морским дном на 33 метра (108 футов), а ее руль повернут на правый борт. [ 11 ]
Затонувший корабль в целом не поврежден, хотя и покрыт зацепившимися рыболовными сетями. Однако кормовая башня отвалилась от корабля. [ 14 ] Вертикальное положение затонувшего корабля вдохновило морского археолога Велло Месса на новую теорию его гибели. Он полагает, что «Русалка» набирала воду вперед, возможно, из-за течи или через вентиляционные люки, и нос ее был тяжелым, когда ее капитан решил сделать поворот, возможно, чтобы вернуться в Ревель, и во время поворота корабль перевернулся с еще работающими двигателями. . Ее скорость движения вперед и затопленная носовая часть корпуса означали, что она снизилась вертикально и врезалась корпусом в илистое морское дно. [ 10 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Все даты, использованные в этой статье, указаны по новому стилю.
Сноски
[ редактировать ]- ^ Маклафлин, с. 156
- ^ Маклафлин, стр. 156, 159–60.
- ^ Шено и Колесник, с. 176
- ^ Маклафлин, с. 158
- ^ Маклафлин, стр. 158–59.
- ^ Сильверстоун, с. 384
- ^ Маклафлин, стр. 152, 155–56, 163.
- ^ Маклафлин, с. 160
- ^ Маклафлин, стр. 160–62.
- ^ Jump up to: а б с Маклафлин, с. 162
- ^ Jump up to: а б с «Крушение Русалки» . Археология . Проверено 18 ноября 2013 г.
- ^ «Линкор получит мемориал через девять лет после крушения» . Почтальон (на эстонском языке). 20 июля 2005 г. Архивировано из оригинала 21 сентября 2013 г. Проверено 20 ноября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Вария» . Туукритёде ОЮ. Архивировано из оригинала 28 сентября 2013 года . Проверено 20 ноября 2013 г.
- ^ «Погружение к затонувшему «Русалке» в Балтийском море» . Ютуб . Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 года . Проверено 19 ноября 2013 г.
Библиография
[ редактировать ]- Шено, Роджер и Колесник, Юджин М., ред. (1979). Конвей «Все боевые корабли мира 1860-1905» . Гринвич, Великобритания: Conway Maritime Press. ISBN 0-8317-0302-4 .
- Маклафлин, Стивен (2013). «Российские Коулсы «Мониторы»: Смерч , Русалка и Чародейка ». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2013 года . Лондон: Конвей. стр. 149–63. ISBN 978-1-84486-205-4 .
- Сильверстоун, Пол Х. (1984). Справочник крупнейших кораблей мира . Нью-Йорк: Книги Гиппокрена. ISBN 0-88254-979-0 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Уоттс, Энтони Дж. (1990). Императорский Российский Флот . Лондон: Оружие и доспехи. ISBN 0-85368-912-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Башенная броненосная лодка "Русалка" (in Russian)
- От «Русалочки» — до «Курска »
59 ° 51'55 "с.ш. 24 ° 53'07" в.д. / 59,86528 ° с.ш. 24,88528 ° в.д.