Играй как есть
Обложка первого издания | |
Автор | Джоан Дидион |
---|---|
Язык | Английский |
Издатель | Фаррар Штраус и Жиру |
Дата публикации | 1970 |
Место публикации | Соединенные Штаты |
ISBN | 0-374-52171-9 |
ОКЛК | 312968389 |
«Играй как есть» — роман американской писательницы Джоан Дидион, вышедший в 1970 году . Журнал Time включил роман в свой список « 100 лучших англоязычных романов с 1923 по 2005 год ». [ 1 ] Роман получил признание за то, что помог определить современную американскую художественную литературу. [ 2 ] и был описан как «мгновенная классика». [ 3 ] Он известен тем, что изображал нигилизм и иллюзорный гламур жизни Голливуда . [ 4 ] а также запечатлеть пейзаж и культуру Лос-Анджелеса 1960-х годов .
По книге был снят фильм 1972 года с Тьюзди Уэлдом в главной роли в роли Марии и Энтони Перкинсом в роли БЗ. Дидион написала сценарий вместе со своим мужем Джоном Грегори Данном .
Сюжет
[ редактировать ]История 31-летней Марии Уайет начинается, когда она выздоравливает от предполагаемого психического расстройства в психиатрической больнице в районе Лос-Анджелеса. Ее путешествие колеблется между головокружительным и семейным, поскольку ее актерская карьера замедляется, а личная жизнь рушится. Ее история раскрывается посредством флэшбэков и флэшфорвардов .
Мария сравнивает свою жизнь в Лос-Анджелесе со своим детством в Силвер-Уэллсе, штат Невада , маленьком городке, настолько незначительном, что его больше не существует. Дочь матери-невротики и отца-игрока, который сделал ставку на шахту и проиграл, Мария переезжает в Нью-Йорк, чтобы стать актрисой. В Нью-Йорке Мария временно работает моделью и знакомится с Иваном Костелло, шантажистом-психопатом, который без колебаний эксплуатирует Марию.
В Нью-Йорке Мария получает известие о смерти ее матери в автокатастрофе, возможно, в результате самоубийства. Вскоре после этого умирает ее отец, оставив бесполезные права на добычу полезных ископаемых своему деловому партнеру и другу Бенни Остину. Мария уходит из актерского мастерства и моделирования, расстается с Иваном, в конце концов встречает Картера и переезжает в Голливуд. Позже мы узнаем, что у них с Картером есть четырехлетняя дочь Кейт. Кейт находится в центре лечения неустановленного «аномального химического вещества в ее мозгу». [ примечание 1 ] Мария любит Кейт, о чем свидетельствуют ее нежные описания, частые посещения больницы и решимость «вытащить ее».
Когда Мария обнаруживает, что беременна, она не уверена, является ли ее муж Картер или ее возлюбленный Лес Гудвин отцом, и говорит Картеру правду. Картер убеждает Марию сделать аборт и предполагает, что, если она решит родить ребенка, он возьмет на себя полную опеку над их дочерью. Действие происходит во времена, когда аборты еще не были легализованы . Мария должна найти врача, который сделает незаконный аборт. Мария предпринимает шаги, чтобы тайно связаться и посетить единственного врача в Лос-Анджелесе, который выполняет «чистую работу». Мария делает нелегальный аборт, сделанный под местной анестезией , в доме, где на полу лежат газеты. Чувствуя горе после аборта, Марию начинают видеть яркие кошмары об умирающих младенцах и гремучих змеях.
Неизбежный развод и последовавший за ним социальный хаос заставляют Марию заниматься саморазрушительным поведением. Мария отрывается от своего социального мира и погружается в долгие дни компульсивного вождения, блуждания по автострадам Южной Калифорнии , через мотели и казино, выпивку и случайные сексуальные контакты с актерами и бывшими любовниками. После серии бедствий для Марии неверность среди ее друзей добавляет еще больше хаоса в ее жизнь.
Сюжет достигает кульминации, когда друг Марии БЗ кончает жизнь самоубийством в ее присутствии, решив передозировать снотворное ( Секонал ), и Мария не останавливает его, несмотря на то, что полностью понимает, что он делает. Прежде чем принять передозировку, он предлагает поделиться своими таблетками с Марией, подразумевая, что он также может помочь ей умереть самоубийством. Мария решает не принимать таблетки и не останавливает Б.З., когда он начинает их глотать. Его последние слова - «держись за меня», после чего они вместе засыпают на кровати. Мария просыпается от криков жены БЗ и Элен, обнаруживающей его труп рядом с Марией. Мария не обращает внимания на крики и крепче сжимает безжизненную руку БЗ. Друзья обвиняют Марию в его смерти, поскольку она не предотвратила его самоубийство.
Мария помещена в лечебницу за бездействие в предотвращении самоубийства Б.З., поскольку врачи и друзья предполагают, что она, должно быть, была оторвана от реальности в момент самоубийства. Подразумевается, что Мария не пытается уйти от своего положения, а апатично принимает его. Ее институционализацию можно рассматривать как ее выбор уйти от внешнего мира, а не как следствие реального психического заболевания или нервного срыва. [ 6 ] Из больницы Мария не пускает посетителей и планирует, что когда-нибудь она снова увидит свою дочь.
Предыстория и публикации
[ редактировать ]«Играй, как есть» писательницы Джоан Дидион - второй роман , после ее дебютного романа «Беги, река» был опубликован в 1963 году. Дидион привлекла внимание общественности своим научно-популярным сборником « Склоняясь к Вифлеему» в 1968 году. [ 7 ] Опубликовано 13 июля 1970 года издательством Farrar, Straus & Giroux . [ 7 ] [ 8 ] Дидион сказал о романе: «Я не думал, что он добьется успеха [...] И внезапно он действительно сделал это, хотя и в незначительной степени. И с этого времени у меня появилось больше уверенности». [ 9 ]
Книга имеет некоторое сходство с жизнью Дидиона, поскольку у Дидиона также была дочь с психологическим расстройством, и он водил ту же машину, что и Мария, — желтый Corvette Stingray . [ 10 ] [ 11 ] Как и главный герой, Дидион до переезда в Калифорнию жил в Нью-Йорке. [ 12 ] Однако Дидион утверждал, что книга не автобиографична. [ 13 ]
Темы
[ редактировать ]Жизнь как игра
[ редактировать ]Эта тема часто встречается на протяжении всего романа, особенно в отношении азартных игр и игр в казино. Выросшая среди казино вместе со своим отцом-игроком, Мария видит жизнь как игру, в которой каждый игрок выбирает стратегию или решает прекратить игру. [ 14 ] Описывая свое воспитание, она говорит: «Мой отец говорил мне, что жизнь сама по себе — это дерьмовая игра: это был один из двух уроков, которые я усвоила в детстве. Второй заключался в том, что при опрокидывании камня можно обнаружить гремучую змею. двое, кажется, выдерживают, но не применяются».
Название книги « Играй так, как есть» — это отсылка к совету отца Марии по игре в кости : «Все идет так, как есть, не делай это жестко», идиома, имеющая значение, подобное «играть с карты, которые вам сдали». В изложении романа Мария описывает недавние события жизни так: «У меня были все козыри на руках , но какова была игра?».
Более того, социальные взаимодействия можно рассматривать как своего рода игру. Мария пытается быть хорошим «игроком», когда разговаривает со своими врачами: «Есть только определенные факты, говорю я, снова пытаясь быть приятным игроком в игре».
Смерть можно рассматривать как выбор прекратить играть в игру жизни. Когда он собирается покончить жизнь самоубийством, БЗ говорит Марии: «Ты все еще играешь [...] Когда-нибудь ты проснешься и тебе просто не захочется играть». Решив умереть, БЗ решает прекратить играть. Тем временем Мария ссылается на свой выбор продолжать жить и продолжать «играть» в игру жизни, несмотря на ее бессмысленность, в знаменитой цитате: «Я знаю, что означает «ничего», и продолжаю играть».
Нигилизм
[ редактировать ]На протяжении всего романа Мария и другие персонажи раскрывают веру в бессмысленность жизни. Эту тему можно отнести к депрессии , которую переживают персонажи, к пустоте от работы в Голливуде или к всеобъемлющей философской теме жизни. Многие сцены в книге можно рассматривать как встречу с абсурдом и небытием. [ 15 ] поскольку у Марии странные встречи с незнакомцами, которых она больше никогда не увидит. Мрачный взгляд Марии на жизнь раскрывается в таких цитатах, как: «Мария не особо верила в награды, только в наказания, быстрые и личные».
Понятие « ничего» встречается во многих контекстах, например, когда Мария отмечает «ничего не применимо» в своих больничных документах и повторяет эту мысль, возвращаясь к воспоминаниям о своем прошлом. Говоря с Бенни об их ныне разрушенном родном городе, Мария говорит: «Сильвер-Уэллса не существует», предполагая, что искать смысл в прошлых воспоминаниях бесполезно. [ 16 ] Фраза «Мария ничего не сказала» неоднократно встречается в нескольких диалогах, что позволяет предположить, что Мария считает бессмысленным объясняться перед другими. [ 6 ]
Мария не пытается найти больший смысл в страданиях и не задает вопросов о том, почему происходят страдания и есть ли у них цель. Эта точка зрения представлена в ее вступительном монологе: «Картер и Хелен все еще задают вопросы. Раньше я задавала вопросы и получала ответ: ничего. Ответ — «ничего»».
Изображение Лос-Анджелеса
[ редактировать ]«Играй как есть» считается классическим лос-анджелесским романом, содержащим множество литературных мотивов, связанных с Лос-Анджелесом и Калифорнией .
Вождение, автомобили и автострада
[ редактировать ]Автострада между штатами играет важную роль как в сеттинге , так и в сюжете романа, поскольку главная героиня проводит дни за рулем по автостраде, что является формой бегства от действительности - мотив, популярный в романах о Лос-Анджелесе. Лос-Анджелес, известный как «город на колесах», [ 17 ] имеет уникальную идентичность как город, предназначенный для автомобилей, благодаря равнинной местности и относительно поздней урбанизации. [ 18 ] [ 19 ]
Философские темы романа были описаны как «экзистенциализм автострады». [ 20 ] пока Мария едет, не имея в виду пункта назначения. Мария воплощает литературный образ бродяги, распространенный образ в романах Лос-Анджелеса, где главные герои часто изображаются за рулем, либо как способ преследовать свою мечту, либо избежать проблем. [ 17 ] Вождение быстрой машины по открытой дороге часто считается литературным символом иллюзии свободы, которая легко достигается в Южной Калифорнии, где есть хорошо развитая многополосная автострада. [ 17 ]
Некоторые события сюжета происходят во время вождения. Например, Мария сообщает Картеру, что она беременна, когда они едут по автостраде. По дороге к дому, где должен был произойти незаконный аборт, Мария и мужчина в «утиных штанах» обсуждают свои машины, что приносит Марии чувство нормальности и облегчения: «За последние несколько минут он значительно изменил ее восприятие реальности: теперь она увидела, что она не женщина, которая едет сделать аборт. Она была женщиной, паркующей «Корвет» [...], пока мужчина в белых штанах говорил о покупке «Камаро». Больше ничего не было. чем это».
Постоянной темой является то, что Мария избегает своих проблем, уезжая от них, и по мере того, как она глубже погружается в нигилистическую депрессию, она ездит на все большие расстояния, путешествуя между Калифорнией и Невадой.
Разочарование в Голливуде
[ редактировать ]Дидиону часто приписывают умение передать атмосферу Голливуда 1960-х годов. В фильме «Play It As It Lays» Голливуд изображен как «разрушенный рай» с точки зрения разочарованной актрисы. [ 21 ] в отличие от более распространенного утопического взгляда на Голливуд. [ 22 ] В романе изображены интриги, эксплуатация и элитарность, распространенные в киноиндустрии того времени. Точно так же, как кинематографисты создают истории, персонажи киноиндустрии создают свой собственный имидж, чтобы добиться статуса и славы. [ 11 ]
Хотя темы нарциссизма и саморазрушения среди богатых являются старыми темами, которые можно увидеть в таких романах, как «Великий Гэтсби» , акцент на внутренней работе кинопроизводства в конце золотой эры Голливуда делает «Играй как есть» классикой. Роман Лос-Анджелес. Актерская карьера Марии идет на спад, поскольку она ушла со съемочной площадки , что нанесло ущерб ее репутации в индустрии, где репутация очень важна. Это приводит к тому, что она становится более отстраненной и апатичной к окружающей ее социальной культуре, и она начинает игнорировать социальные условности и изолировать себя от своих знакомых, отвергая приглашения на вечеринки и вместо этого предпочитая побыть одна.
Многие диалоги между Марией и другими персонажами изображают поверхностность и стратегию, связанные с киноиндустрией, поскольку персонажи тщательно выбирают слова, чтобы достичь цели или избежать прямого общения. Выделяются несколько диалогов, в которых изображены искренние, искренние взаимоотношения, например, БЗ, говорящий Марии: «Держись за меня», прежде чем передозировать.
Критика
[ редактировать ]Прием
[ редактировать ]Роман, считающийся классикой американской художественной литературы, получил в основном положительные отзывы литературных критиков, но часто вызывает неоднозначные отзывы публики из-за мрачного содержания и неприятного главного героя . [ 23 ] Критики охарактеризовали сюжет как «кинематографический нигилизм». [ 24 ] и являющийся «безжалостным анализом американской жизни 1960-х годов». Ее положительно охарактеризовали как «ужасающую книгу». [ 25 ] В рецензии на роман Джозеф Эпштейн охарактеризовал Джоан Дидион как писательницу: «Ее видение мрачно, ее взгляды мрачны, но она очень талантлива». [ 20 ] Дж. Фрейкс, рецензируя роман в «Книжный мир» колонке газеты «Вашингтон Пост», охарактеризовал роман как «едкий роман, дистиллирующий яд в крошечные капли, раскрывающий опустошение в насмешке и страх в горстке атомной пыли». Library Journal охарактеризовал его как «умный, хорошо структурированный, остроумный и непреодолимо неустанный». [ 26 ]
Стиль письма Дидиона в этом романе получил высокую оценку за то, что он оторвался от литературной традиции и использовал точный, минималистичный стиль. [ 27 ] [ 20 ] состоит из коротких глав, некоторые из которых состоят всего из нескольких предложений, поэтому страница в основном пуста. Этот стиль описывается как «короткие, сфокусированные на лазере главы, которые начинаются жарко и сгорают так же быстро, как фейерверк». [ 28 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]Роман продолжает оставаться выдающимся произведением в массовой культуре . Книга упоминается в телесериале Netflix « Ты» . [ 29 ] По результатам опроса писателей, проведенного газетой LA Times в 2023 году, «Играй как есть» была признана третьей по популярности книгой в Лос-Анджелесе. [ 30 ] Literary Hub включил роман в свой список 10 важнейших книг, которые запечатлели Лос-Анджелес во всей его возвышенной, прекрасной тьме . [ 31 ] Независимый редакционный веб-сайт Book Riot включил роман в свой список « 10 лучших книг о Лос-Анджелесе», описывая Дидиона: «Когда люди думают о писателях из Лос-Анджелеса, Джоан Дидион почти всегда первое имя, которое приходит им на ум». [ 32 ] На сайтах популярной культуры роман часто упоминается как популярный роман Лос-Анджелеса. [ 33 ] [ 34 ]
Приспособление
[ редактировать ]По книге был снят фильм 1972 года режиссера Фрэнка Перри в главной роли с Тьюзди Уэлдом в роли Марии и Энтони Перкинсом в роли БЗ. [ 35 ] Дидион написала сценарий вместе со своим мужем Джоном Грегори Данном . [ 36 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ The Rumpus у Кейт, скорее всего, будет низкофункциональный аутизм . предположили, что в наши дни [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «100 романов всех времён» . Время . 16 октября 2005 г. Архивировано из оригинала 19 октября 2005 г. Проверено 22 мая 2010 г.
- ^ «Вспомните Джоан Дидион с помощью этого разоблачительного документального фильма» . Нетфликс Тудум . Проверено 29 июля 2023 г.
- ^ Анолик, Лили (15 августа 2022 г.). «Джоан Дидион и Ева Бабиц разделяли невероятную и непростую дружбу, которая навсегда сформировала их мир и работу» . Ярмарка тщеславия . Проверено 30 июля 2023 г.
- ^ Алс, Хилтон (25 ноября 2019 г.). «Ранние романы Джоан Дидион об американской женственности» . Житель Нью-Йорка . ISSN 0028-792X . Проверено 29 сентября 2023 г.
- ^ Ньюхук, Мартина (21 декабря 2011 г.). «Последняя книга, которую я любил: играй как есть» . Румпус . Проверено 1 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Гехерин, Дэвид Дж. (октябрь 1974 г.). «Ничто и за его пределами: игра Джоан Дидион, как есть» . Критика: исследования современной художественной литературы . 16 (1): 64–78. дои : 10.1080/00111619.1974.10690074 . ISSN 0011-1619 .
- ^ Jump up to: а б Сигал, Лор (9 августа 1970 г.). «Мария знала, что значит «ничего»» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 27 мая 2024 г.
- ^ «ИГРАЙТЕ КАК ЕСТЬ | Обзоры Киркуса» – через www.kirkusreviews.com.
- ^ Хети, Шейла (1 февраля 2012 г.). «Интервью с Джоан Дидион» . Верующий .
- ^ «В одном из своих последних интервью Джоан Дидион рассказывает Хари Кунзру о потерях, синих ночах и отказе от желтого корвета» . Литературный хаб . 2022-06-29 . Проверено 30 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Хинчман, Сандра К. (1985). «Обретение смысла и создание историй: проблемы познания и повествования в книге Джоан Дидион «Играй, как есть» » . Столетний обзор . 29 (4): 457–473. ISSN 0162-0177 . JSTOR 23738555 .
- ^ «Нет, Джоан Дидион не была феминисткой» . Общественный семинар . 26 января 2022 г. Проверено 31 июля 2023 г.
- ^ Стювер, Хэнк (24 декабря 2021 г.). «Основные моменты наших кратких встреч с Джоан Дидион» . Вашингтон Пост .
- ^ Лайвли, Карен (18 сентября 2014 г.). «Играй как есть» Джоан Дидион . TCJWW . Проверено 29 июля 2023 г.
- ^ Вольф, Синтия Гриффин (1983). « Играй, как есть»: Дидион и героиня-дайвер» . Современная литература . 24 (4): 480–495. дои : 10.2307/1208132 . ISSN 0010-7484 . JSTOR 1208132 .
- ^ «Играйте так, как есть темы» . Суперрезюме . Проверено 29 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с хорошо, Дэвид М. (1979). «Джеймс М. Кейн и роман о Лос-Анджелесе» . Американские исследования . 20 (1): 25–34. ISSN 0026-3079 . JSTOR 40641409 .
- ^ Маршалл, Колин (25 апреля 2016 г.). «История городов № 29: Лос-Анджелес и «великий американский трамвайный скандал» » . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 31 июля 2023 г.
- ^ «Почему в Лос-Анджелесе стали использоваться автомобили вместо общественного транспорта - DailyHistory.org» . www.dailyhistory.org . Проверено 31 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с «АНАЛИЗ 3 КРИТИКОВ» (PDF) . 2015.
- ^ Лейси, Роберт (2014). «Джоан Дидион, дочь старой Калифорнии» . Обзор Севани . 122 (3): 500–505. ISSN 0037-3052 . JSTOR 43662887 .
- ^ «Играй, как есть» Джоан Дидион: размышление о небытии» . Журнал СТРЭНД . 11 марта 2022 г. Проверено 30 июля 2023 г.
- ^ « Play It As It Lays» все еще убивает спустя 50 лет после выхода, страница 2» . ПопМатерс . 19 октября 2022 г. Проверено 30 июля 2023 г.
- ^ «Это место делает каждого игроком: Элис Болин о Джоан Дидион и Лос-Анджелесе» . Журнал «Верующий» . Проверено 30 июля 2023 г.
- ^ «Играй, как есть» .
- ^ Ноубл, Барнс и. «Играй как есть | Мягкая обложка» . Барнс и Ноубл . Проверено 30 июля 2023 г.
- ^ Петрарка, Эмилия (23 декабря 2021 г.). «Стиль Джоан Дидион был таким же точным, как и ее проза» . Разрез . Проверено 30 июля 2023 г.
- ^ «Это все — опустошение и нисходящие спирали в «Играй, как есть» » . Молодой эклектик . 05.04.2019 . Проверено 30 июля 2023 г.
- ^ « Во втором сезоне сериала «Ты» неожиданные повороты событий скрываются на виду за убийственными пасхальными яйцами» . Машаемый . 28 декабря 2019 г. Проверено 30 июля 2023 г.
- ^ «Лучшая книжная полка Лос-Анджелеса: художественная литература» . Лос-Анджелес Таймс . 11 апреля 2023 г. Проверено 30 июля 2023 г.
- ^ «10 важных книг, которые запечатлели Лос-Анджелес во всей его возвышенной, прекрасной темноте» . Литературный хаб . 08.11.2017 . Проверено 30 июля 2023 г.
- ^ Харди, Либерти (14 сентября 2021 г.). «Я люблю Лос-Анджелес: 10 лучших книг о Лос-Анджелесе» . КНИЖНЫЙ БУНТ . Проверено 30 июля 2023 г.
- ^ Лу, Джо (18 октября 2021 г.). «8 книг о жизни в Лос-Анджелесе» . Электрическая литература . Проверено 30 июля 2023 г.
- ^ «20 романов, которые осмелились определить другой Лос-Анджелес» . ЛАист . 04.03.2015 . Проверено 30 июля 2023 г.
- ^ Эберт, Роджер (22 января 1973 г.). Рецензия на фильм «Играй как есть» (1973) . РоджерЭберт.com . Проверено 27 мая 2024 г.
- ^ Кэнби, Винсент (30 октября 1972 г.). « Играй так, как есть» выходит на экран» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 27 мая 2024 г.