Консистория Барселоны
Консистори ( Sciència Gaya ) Барселоны ( Каталанский: [kunsisˈtɔɾi ðə βəɾsəˈlonə] , Окситанский: [kunsisˈtɔɾi ðe βaɾseˈlunɔ] ; «Академия веселых наук Барселоны») — литературная академия, основанная в Барселоне Иоанном Охотником , королём Арагона и графом Барселоны , в 1393 году в подражание Консистори дель Весёлой Сабли , основанной в Тулузе в 1323 году. а Консистори находился под сильным влиянием трубадуров . [ 1 ] Основная цель Консистори состояла в том, чтобы продвигать «правильные» стили и темы и препятствовать порокам ( vicis ), присуждая призы на конкурсах поэтам, которые придерживались «правил» поэтической композиции. До нас дошли имена немногих поэтов-лауреатов , и, несмотря на некоторые превосходные описания деятельности Консистори, связанные с ними личности и стихи малоизвестны.
Предыстория и происхождение
[ редактировать ]
В Пятидесятницу , предшественником Иоанна, был проведен конкурс , 31 мая 1338 года, в Лериде перед Петром Церемониальным , на котором стихи, признанные лучшими, были награждены. [ 2 ] Судейская коллегия заранее назначалась королем. Он должен был вынести суждение super arte dictandi et faciendi pulcra carmina sive cantars : «об искусстве говорить и сочинять красивые песни, то есть кантары ». [ 3 ] Поэты-победители получили Rosa d'Or (золотую розу) и кусок дорогого золотого атласа под названием диаспрель . Конкурс 1338 года с цветочным призом имитировал Jocs Florals (цветочные игры), которые уже проводились в Тулузе и которые в конечном итоге пройдут и в Барселоне.
Однако многое об этом событии остается неизвестным: язык сочинений был народным ( кантары ), но какой именно язык неизвестен ( окситанский или каталанский ), а имена поэтов или какие-либо части их произведений не сохранились. Тем не менее Марти де Рикер предполагает, что подобные фестивали происходили и в предыдущие годы и повторялись в последующие годы, хотя записей нет. [ 3 ] Нет необходимости предполагать, что такие состязания происходили в присутствии короля; возможно, они принадлежали великим лордам.
20 февраля 1393 года в Валенсии Иоанн Охотник основал ежегодный фестиваль ( la festa de la Gaya Sciència ), который отмечался в честь Девы Марии в день Благовещения (15 мая) или в следующее воскресенье в Барселоне. [ 4 ] Фестиваль включал в себя конкурс народной поэзии, созданный по образцу конкурсов, проводившихся в Тулузе, Париже и других прославленных городах. [ 5 ] а представленные стихи оценивались Жауме Марчем II и Луисом д'Аверсо , получившими титул magistros et defensores (учителя и защитники) поэзии. [ 6 ]
В документе об основании короля, составленном писцом Бартомеу Сирвентом, также упоминается, что инициатива проведения фестиваля принадлежала Маршу и Аверсо и что они запросили его у короля. Компетентность судей фестиваля также была изложена королем на латыни : gaya vel gaudiosa, et alio nomine inveniendi sciencie , то есть «весёлая и радостная, под другим названием изобретательная наука». [ 7 ] Латинские термины gaya... science и inveniendi sciencie были прямыми переводами просторечных терминов gay sauber (весёлая наука) и ciència de trobar (наука о композиции трубадура).
Соревнования
[ редактировать ]Первое зарегистрированное состязание, проведенное Консистори Барселоны, состоялось, вероятно, 28 марта 1395 года в присутствии короля. Он находился в Барселоне только с 25 марта. Этот фестиваль известен из письма короля, которое он отправил 19 февраля 1396 года с записью bella festa... a Honor de la dita gaya ciència , призы за который были предоставлены муниципальным правительством. [ 8 ] Имена победителей, призы и их стихи не зафиксированы. Письмо 1396 года было написано на каталанском языке Бернатом Метге от имени короля и отправлено из Перпиньяна в Барселону, в котором предсказывалось прибытие короля на фестиваль и содержалась просьба к городу выделить на него некоторые средства. Жауме Марч представил письмо Consell dels Cents Jurats где-то в середине марта, но время было выбрано ужасное. Совет вел интриги против короля, и город в значительной степени отверг его контроль. Затем Consell dels Trenta направил к Джону посольство с докладом о el fet de la gaya sciència , но ответ города был que les dites joies no sien donades per la Ciutat (что вышеупомянутые драгоценности не должны быть пожертвованы городом) и что Это был конец цветочных игр года. [ 9 ]

Иоанн умер два месяца спустя, проведя только два из запланированных им ежегодных фестивалей (1394 и 1395 гг.). Фестиваль исчез еще на два года до 1 мая 1398 года, когда преемник Иоанна, Мартин Гуманный , согласился из Сарагосы субсидировать ежегодный фестиваль Консистори, который должен был проводиться снова в Пятидесятницу, с сорока арагонскими золотыми флоринами для покрытия расходов на фестиваль. золотые и серебряные призы для победителей, которые будут выбирать мантенидоры, назначенные королем. 12 августа 1399 года в Сарагосе Мартин повторно назначил Жауме Марча и Луиса д'Аверсо ректорами, хранителями и защитниками Gaya Sciència de Barcelona. Два акта Мартина не относятся к предыдущим усилиям короля Иоанна и, скорее, рассматривают Консистори как новый королевский фонд, отличный от муниципального фонда его предшественника. [ 9 ] В акте Мартина 1398 года также упоминаются Тулуза и Париж (снова) в длинной преамбуле, излагающей достоинства различных наук: арифметики, астрологии, диалектики, геометрии, права, медицины, музыки, политики, стратегии, сочинения ( тробар ), теологии, состоялся большой праздник . и т. д. При Мартине в 1408 году под стенами, где встречаются Мирадор дель Рей Марти — недавнее дополнение к королевскому дворцовому комплексу — и Палау дель Ллоктинент , в Барселоне [ 10 ]
Консистори прекратили свое существование со смертью Мартина (1410 г.), и политическая неразбериха, приведшая к Каспейскому компромиссу (1412 г.), помешала ее деятельности, но 17 марта 1413 г. Фердинанд Антекерский , который сменил Мартина в соответствии с Компромиссом, подтвердил Консистори ( consistorio, collegio seu cetu Inventum ) — все, что Мартин постановил в 1398 году, предоставило ему право избирать четырех хранителей и разрешило собираться в любое время года, кроме ежегодного фестиваля. [ 11 ] Было подтверждено, что ежегодный конкурс состоится 1 мая, и Фердинанд стал его величайшим покровителем. Его связи с Кастилией помогли повысить доступность каталонской (и окситанской) культуры и послужили катализатором для первого кастильского поэтического трактата Arte de trovar . [ 12 ]
Выступления Фелипа де Мальи
[ редактировать ]В феврале 1413 года, за месяц до получения привилегии Фердинанда, Консистори провели одно из самых известных своих соревнований в Королевском дворце Палау . вступительная речь ( presuposició ) одного из организаторов (магистра богословия Фелипа де Малла Сохранились ) и заявление победителя. Обе эти речи были расшифрованы (и, предположительно, произнесены) на каталонском языке, щедро приправленном классической и церковной латынью. Фелип демонстрирует знание классиков, Пиндара , Алкея , Горация , Катулла и Серена Саммоника . Неудивительно, что со стороны магистра богословия он чрезвычайно религиозен:
|
|
Речи Фелипа интересны и очень эрудированы, но он проявляет склонность к схоластическим отступлениям и терпит лишь религиозную поэзию, посвященную Богу или Богородице. Фелип хвалит Фердинанда, который, очевидно, присутствовал при этом, за то, что он придал престиж консистори ( collegi ). Затем он представляет тему. Ввиду того, что Фердинанд участвует в войне с Яковом II, графом Уржельским , Фелип просит короткие, острые статьи о войне, а именно, sirventes . Заключительная речь Фелипа по стилю похожа на вступительную: она наполнена латинскими отсылками и длинными комментариями, но в ней нет упоминания имени победителя или стихотворения. Вероятно, речь была написана до вынесения окончательного решения, прежде чем стал известен победитель. [ 13 ]
Описание Энрике де Вильена
[ редактировать ]Одно из лучших описаний Консистори Барселоны можно найти в Arte de trovar кастильского , который был в Барселоне в 1408 году . писателя Энрике де Вильена Хотя оно написано в 1423 году, оно, вероятно, описывает Консистори в эпоху Мартина Гуманного как хорошо. [ 9 ] Однако рассказ Энрике об основании Консистори представляет собой смесь исторических событий, произошедших с разницей в десятилетия и почти столетия:
|
|
Энрике является единственным авторитетом в утверждении, что Иоанн Охотник направил посольство к Франции королю Карлу VI , очевидно, до 1393 года, с просьбой, чтобы он прислал двух человек из своей консистории в Тулузе, чтобы основать одну в Барселоне. Согласно Херонимо Сурите в его Indices rerum ab Aragoniae regibus gestarum (Сарагоса: D. a Portonariis de Ursinus, 1578), в 1388 году во Францию было отправлено посольство, чтобы известные поэты на народном языке были переведены в Испанию из школ в провинции Нарбонна: и должны были быть учреждены поэтические исследования, которые они называли веселой наукой. Для тех, чей талант, казалось, блеснул в этом искусстве, были учреждены большие награды, знаки трудолюбия и почести, а также почетные памятники («чтобы народный язык мог прославляться в Испании, перевод из школы провинции «Нарбоннеза»: и поэтические исследования, называемые веселой наукой, учреждены»). [ 16 ] Однако эта история не является неправдоподобной и может объяснить неясные ссылки на Париж в деяниях Иоанна и Мартина. [ 17 ] Также вполне вероятно, что два учёных покинули Тулузу с целью основать вторую академию в Барселоне, учитывая историю окситанской литературы в Каталонии. [ 18 ]
По словам Энрике, который является единственным источником информации об организационной структуре Консистори, ею управляли четыре мантенидора : рыцарь , магистр теологии , магистр права и почетный гражданин. Поскольку во всех других существующих документах показано, что Джон и Мартин называют двух мантенидоров , из этого следует, что Фердинанд Антекерский, под руководством которого писал Энрике, увеличил это число до четырех. [ 19 ] В какой-то момент Энрике, кажется, также говорит, что призы ( vergas de plata , серебряные жезлы) выдавались каждый месяц ( cada mes ), но это может указывать на искажение рукописи и, возможно, следует относиться к каждому году. XVI века По словам Энрике, «Барселонская коллегия» прекратила свое существование после смерти Мартина в 1410 году. Толедан Альвар Гомес де Кастро приукрасил рукопись Arte de trobar тем фактом, что Энрике поступил на службу к Фердинанду после того, как он был избран его преемником. Мартина в 1412 году, что он провел реформацию консистории и сеньорана для главного директора. д'Эллос («обеспечил реформирование консистории и был отмечен как главный среди них»). [ 20 ] Энрике занимал в Консистори пост, аналогичный президентскому, но, возможно, преувеличивал собственную значимость.
Энрике описал праздник Веселой Науки как проходящий в два сеанса, возможно, в два разных дня. На первом занятии один из мантенидоров читает лекцию (так называемую presuposición ), затем поэты читают свое произведение de la materia a ellos asignada (на заданную им тему). Темами были algunas vezes loores de Santa María, otras de Armas, otras de amores e de buenas Costumbres : иногда восхваление Девы Марии, иногда время оружия, иногда время любви и добрых обычаев. Эти три темы понимались романтиками как темы веры ( fé ), патриотизма ( patria ) и любви ( amor ). [ 21 ]
После первого сеанса стихи записывались и отправлялись мантенидорам на тайное обсуждение ( юрат ), где стихи проверялись на соответствие правилам и тщательно перечислялись их недостатки. Особое внимание уделялось выявлению vicis (пороков, недостатков) в уважаемых llibres de l'art (книгах об искусстве), трактатах, изданных мантенидорами . После вынесения решения состоялось второе заседание, на котором был объявлен победитель и вручены призы. [ 22 ]
Поэтическое содержание и стиль
[ редактировать ]Изоляция и классицизм Консистори (Тулузы и Барселоны) отрезали их от литературных движений, дающих жизнь другим наречиям, таким как dolce stil novo и Ренессанс на итальянском языке , а также работы Аузиаса Марча , связанные с зенитом средневековья. Каталанский. Мартин де Рикер резко критикует негативное влияние Тулузской академии на каталонскую поэзию через экспорт окситанизмов и поддержку устаревшего литературного языка. За его тематически ограниченную, узкую концепцию искусства и навязывание правил формы и содержания он сравнивает его с французским неоклассицизмом и его «тиранией монотонного александризма ». [ 23 ] Все эти дурные влияния продолжали свое негативное влияние из Барселоны, где был скопирован риторический стиль Тулузы. Изображение судей, отмечающих «пороки» на полях стихотворений, представленных на конкурс, символизирует «тиранию» правил творчества. [ 24 ] В этом отношении Консистори во многом напоминал средневековый университет . Оно также было более буржуазным , поскольку по существу создавалось гражданами для граждан с учетом их вкусов и интересов. Существенная разница между деятельностью и поэзией Консистори и более ранних трубадуров состоит в том, что последние сочиняли (первоначально) в куртуазной среде и разделяли куртуазные вкусы и заботы. В этом отношении движение напоминало движение dolce stil novo в Италии, но оно было менее успешным. Неспособность города Барселоны поддержать Консистори и ее возвращение к королевскому покровительству в 1396 году лучше всего иллюстрирует проблемы сознательного продолжения традиции трубадуров в атмосфере, которая не была для этого создана. [ 24 ]
С конкурсов Консистори сохранилось немного стихотворений, сохранившихся в шансонье с другими песнями трубадуров. « Cançoner dels Masdovelles» — один из самых важных песенников, однако только три песни можно с уверенностью отнести к «Consistori de Barcelona». Жилаберт де Прохита написал светскую песню о любви Le сувениры Qu'amors Fina Me Porta в манере трубадуров. Согласно сорок второй строке, он был представлен al Novell Consistori (новой консистории), вероятно, воссозданием Мартина Человеколюбивого. Андреу Фебрер написал Sobre.l pus naut element de tots quatre , астрологический и мифологический панегирик неназванной королеве Сицилии . Это намек на коссистори , но это может быть отсылкой к каким-то соревнованиям, проводившимся на Сицилии . Еще один трубадур, чьи сохранившиеся работы были представлены в Барселоне, - это Гийем де Масдовель , который также выступал (и побеждал) в Тулузе. Его песня любви Pus li prat son de verdura guarnit стала «коронадой» (коронованной) победителем на конкурсе в Барселоне. Работы Гиллема написаны на окситанском языке, приправленном каталанизмами, а работы Андреу — на каталанском языке с окситанизмами. Судя по всему, язык поэзии, представленной на каталонской консистории, не был постоянным (кроме романтического характера). племянник Гиллема, Жоан Беренгер де Масдовельес перевел стихотворение своего дяди-победителя с языка лемови (окситанский) на каталанский. [ 25 ] Переводы Жоана Беренгера окситанских произведений его дяди демонстрируют сознательное использование литературной идиомы в отличие от языка разговора и сознательно архаичную природу окситанизмов в каталонском письме. [ 26 ]
Наследие и влияние
[ редактировать ]Консистори Барселоны обычно считается переходным периодом в каталонской литературе, от престижного подхода к окситанскому языку и распространенности окситанизмов к независимой каталонской поэзии. Во многих отношениях это последний этап развития средневековой литературы и трубадуров, открывающий путь к тому, что можно считать эпохи Возрождения . каталонской литературой [ 27 ] Консистори, или, точнее, Веселая Наука, которую они взращивали на Пиренейском полуострове, медленно распространяли свое влияние на Кастилию и Португалию на запад. Энрике де Вильены «Кастильское искусство тровара» , вероятно, было написано с намерением побудить его посвященного, маркиза де Сантильяна , основать и покровительствовать консистори в Кастилии по образцу барселонского примера:
|
|
Каким-то образом маркиз все же усвоил концепцию веселой науки, поскольку он написал герцогу Педро Коимбрскому знаменитое письмо Prohemio e carta , в котором восхваляется вдохновенная Богом, харизматическая, но неистовая природа Gaya sçiençia . Эта концепция искусства трубадуров была фундаментально изменена привнесением неоплатонизма , пришедшим с эпохой Возрождения и итальянским влиянием. [ 28 ] Тем не менее, испанская поэзия пятнадцатого века в большей степени, чем где-либо еще, стремилась подражать классической окситанской поэзии. В частности, Альфонсо Великодушный отчетливо средневековую, окситанскую и трубадурскую поэзию , несмотря на свой классицизм, принес в Неаполь во время своего завоевания в 1443 году. Эта испанская литературная традиция в Неаполе осталась вне течений Возрождения. В Испании наука трубадуров получила быстрый старт в шестнадцатом веке, но о влиянии консистори вряд ли можно говорить после середины пятнадцатого века.
Список известных работ
[ редактировать ]- Андреу Фебрер : Sobre.l pus naut element de touts quatre под редакцией Марти де Рикера в книге Андреу Фебрера, Poesies (Барселона: Barcino, 1951).
- Гилаберт де Пройсита : Le sovenirs qu'amors fina me porta под редакцией Марти де Рикера в книге Гилаберта де Пройсита, Poesies (Барселона: Barcino, 1954).
- Гийем де Масдовельес : Пус ли прат украшены овощами под редакцией Рамона Арамона и Серры в Cançoner dels Masdovelles (Барселона: IEC, 1938).
Примечания
[ редактировать ]- ^ Ло гей-сабу называют «возрождением трубадура» (Роберт Арчер, «Традиции, жанр, этика и политика в мальдите Аусиаса Марча », Бюллетень латиноамериканских исследований , 68 :3 (1991: июль), стр. 376). или даже «провансальский ренессанс» (отличать от ренессанса 19-го века Жозефа Руманиля и Фредерика Мистраля ).
- ^ Роджер Боас (1977), Происхождение и значение куртуазной любви: критическое исследование европейской науки (Манчестер: Издательство Манчестерского университета, ISBN 0-87471-950-X .), 6, относится к продвижению Петром «провансальской» поэзии, а также к загадочной аннексии Тулузы в 1344 году, но историческая аннексия 1344 года была связана с Королевством Майорка .
- ^ Перейти обратно: а б Мартин де Рикер (1964), История каталонской литературы , том. 1 (Барселона: Edicions Ariel), 565.
- ^ Рикер, 565. Король Джон очень высокого мнения о чудесных, целебных свойствах Веселой Науки. Например, оно могло сделать грубых эрудитами (грубых эрудированных), inertes excitat (возбуждать инертных), occulta elicit (выявить сокрытое) и obscura lucidat (просветить тьму), или так писал Иоанн в своем учредительном акте. , сейчас листы 149–50 в рег. 1924 год, Арсиу-де-ла-Корона-д'Араго (Боасе, 54, №12).
- ^ Поэтическая академия Тулузы хорошо известна, здесь упоминается только поэтическая академия Парижа, а другие неуказанные города остаются неопознанными. Один поэт, Жакме Скрива , был предварительно связан с парижскими конкурсами.
- ^ Рикер, 567 лет, видит в этом параллель с рыцарским боем , когда один рыцарь (или несколько) защищает проход, а другой (или несколько) пытается пройти через него. Точно так же судьи- мантенидоры поддерживают целостность Веселой Науки от «авантюрных» композиторов.
- ^ Ричер, 566.
- ^ Ричер, 567.
- ^ Перейти обратно: а б с Ричард, 568.
- ^ Ричер, 571.
- ^ Перейти обратно: а б Ричард, 574.
- ^ Перейти обратно: а б Вооз, 7.
- ^ Ричер, 576.
- ^ Рикер, 569–70. Этот отрывок сбивает с толку следующих: Раймона Видаля де Безаудуна , написавшего грамматику Razos de trobar в начале 13 века; Жофре де Фуаша , бенедиктинский продолжение работы Раймона под названием « Regles de trobar» монах, написавший в конце тринадцатого века ; и Беренгер д'Анойя , который был родом с Майорки и написал свой собственный трактат по грамматике под названием Mirall de trobar (около 1300 г.). Энрике, кажется, понимает, что консистория Тулузы, Collegium de Tholosa de trobadores , была основана позже, и правильно присоединяет к своему названию Leys d'Amor Гильема Молинье , Доктринал Раймона де Корне («persona no Mucho entendido»). и « Commentari» («de los vicios esquivadores») Жанны де Кастельну .
- ^ Рикер, 570. Петр Церемониальный был Петром II как король Валенсии .
- ^ Боазе, 53–54 n9. Семилетний Боас говорит, что основание имитации Тулузской академии произошло в Барселоне в 1390 году, но не приводит источник. Источник Зуриты также неизвестен.
- ^ Генри Джон Чайтор (1933), История Арагона и Каталонии (Лондон: Methuen Publishing), 198, считает эту историю апокрифом.
- ^ Рикер, 570 лет. Чайтор, 198 лет, считает эту историю неправдоподобной именно по той причине, что Марч и Аверсо уже были в Каталонии, а не в Тулузе.
- ^ Ричер, 570.
- ^ Ричер, 570 n13.
- ^ Ричер, 572.
- ^ Рикер, 574 года, видит еще одно возможное сравнение с современными рыцарскими обычаями (на этот раз спешкой ) , которые были очень популярны в то время в Испании.
- ^ Рикер, 352: « тиранить александрийскими монотонами ».
- ^ Перейти обратно: а б Ричард, 577.
- ^ О Гильеме де Масдовеллесе на соревнованиях в Тулузе и Барселоне см. Рикер, 688–90.
- ^ Riquer, 689. О различиях между литературным каталонским и окситанским языком начала пятнадцатого века см. Le temps Presents de guaya primavera Гиллема и его перевод Lo temps Present de bella primavera , написанный его племянником.
- ^ Изабель де Рикер (1989), «Французская литература в Арагонской короне во время правления Педро Церемониального (1336–1387),» Образы Франции в латиноамериканских письмах , Коллоквиум в Барселонском университете , 15–18 ноября 1988 г., координ. Франсиско Лафарга Мадуэль (Барселона, ISBN 84-7665-500-2 ), с. 125.
- ^ Боазе, 7 лет, который полностью цитирует маркиза в отношении атрибутов веселой науки: небесного рвения, божественной привязанности, изящества духа; точно так же, как материя ищет форму, а несовершенное ищет совершенства, эта sçiençia поэзии и gaya sçiençia никогда не искала и не терпела неудачу, но в кротком духе, ясном уме и возвышенном духе («небесное рвение, божественная привязанность, ненасытный аппетит к душа, которую, как материя ищет формы и несовершенного совершенства, никогда не ищет и не находит эта наука поэзии и эта веселая наука; в нежных душах, ясных гениях и возвышенных духах»).