Французская литература 17 века.

Французский |
Авторы • Освещенные категории |
История французской литературы Средневековый |
Литература по странам Франция • Квебек |
Порталы |
Французская литература 17-го века была написана на протяжении Великого века Франции, охватывая период правления Генриха IV во Франции , Регентства Марии Медичи , Людовика XIII во Франции , Регентства Анны Австрийской (и гражданской войны, названной Фрондой) . ) и правление Людовика XIV во Франции . Литературу этого периода часто отождествляют с классицизмом длительного правления Людовика XIV, во время которого Франция лидировала в политическом и культурном развитии Европы; его авторы излагали классические идеалы порядка, ясности, пропорции и хорошего вкуса. На самом деле французская литература 17-го века включает в себя гораздо больше, чем просто классические шедевры Жана Расина и мадам де Лафайет .
Общество и литература во Франции 17 века.
[ редактировать ]Во Франции эпохи Возрождения литература (в самом широком смысле этого слова) была в значительной степени продуктом энциклопедического гуманизма и включала произведения, созданные образованным классом писателей религиозного и юридического происхождения. Новая концепция дворянства, созданная по образцу итальянских дворов эпохи Возрождения и их Концепция идеального придворного начала развиваться во французской литературе. На протяжении 17 века эта новая концепция трансформировала образ грубого дворянина в идеал honnête homme («честный человек») или bel esprit («красивый дух»), главные достоинства которого включали красноречивую речь, умение танцевать, изысканные манеры. , понимание искусств, интеллектуальное любопытство, остроумие, духовное или платоническое отношение к любви и способность писать стихи.
Центральное место в этой трансформации литературы заняли салоны и литературные академии, процветавшие в первые десятилетия 17 века; Значительной была также расширенная роль дворянского покровительства. Создание литературных произведений, таких как стихи, пьесы, критические произведения или моральные размышления, все чаще считалось дворянами необходимой практикой, а создание (или покровительство) искусствам служило средством социального развития как для не-, так и для маргинализированных дворян. . В середине 17 века во Франции насчитывалось около 2200 авторов (в основном дворян и духовенства), писавших для читающей публики, насчитывающей всего несколько десятков тысяч человек. [1] При кардинале Ришелье покровительство искусств и литературных академий все больше переходило под контроль монархии.
Салоны и академии
[ редактировать ]Современники считали двор Генриха IV грубым, лишенным итальянской изысканности двора королей Валуа . При дворе также не хватало королевы, которая традиционно служила как средоточие (или покровитель) национальных авторов и поэтов. Литературные вкусы Генриха во многом ограничивались рыцарским романом « Амадис Галльский» . [2] В отсутствие национальной литературной культуры , формировались частные салоны вокруг женщин из высшего сословия, таких как Мария Медичи и Маргарита де Валуа , посвящающие себя обсуждению литературы и общества. В 1620-х годах самый известный салон проводился в Отеле де Рамбуйе мадам де Рамбуйе ; Соперничающий сбор был организован Мадлен де Скюдери .
Слово «салон» впервые появилось во французском языке в 1664 году от итальянского слова « sala» , означающего большой зал для приемов в особняке. До 1664 года литературные собрания часто назывались по названию комнаты, в которой они происходили, — кабинет , редюит , альков , рюэль . Например, термин ruelle происходит от литературных собраний, проводимых в спальне — практика, популярная даже при Людовике XIV . Дворяне, лежа на своих кроватях, принимали близких друзей и предлагали им места на стульях или табуретах вокруг кровати. Рюэль («улица») относится к пространству между кроватью и стеной в спальне; оно стало названием этих собраний (и возникших на их основе интеллектуальных и литературных кругов), часто находящихся под крылом образованных женщин в первой половине 17 века. [3]
В контексте французской схоластики академии представляли собой научные общества, которые контролировали, поощряли и критиковали французскую культуру. Академии впервые появились во Франции в эпоху Возрождения , когда Жан-Антуан де Баиф создал академию, посвященную поэзии и музыке, вдохновленную академией итальянца Марсилио Фичино . Первая половина 17 века ознаменовалась феноменальным ростом числа частных академий, организованных из полдюжины или дюжины людей, которые регулярно встречались. Академии, как правило, были более формальными и более ориентированными на критику и анализ, чем салоны , что поощряло приятные дискуссии об обществе. Однако некоторые салоны (например, салон Маргариты де Валуа ) были ближе к академическому духу. [4]
В середине 17 века академии постепенно перешли под контроль и спонсирование правительства, а количество частных академий уменьшилось. Первой частной академией, попавшей под контроль правительства, была L'Académie Française , которая остается самой престижной правительственной академией во Франции. Основанная в 1634 году кардиналом Ришелье , Французская академия специализируется на французском языке .
Аристократические кодексы
[ редактировать ]В некоторых случаях ценности дворянства 17 века играли важную роль в литературе той эпохи. Наиболее примечательными из этих ценностей являются аристократическая одержимость славой ( la gloire ) и величием ( la grandeur ). Зрелище власти, престижа и роскоши, встречающееся в литературе 17 века, может быть неприятным или даже оскорбительным. Героев Корнеля , например, современные критики называют тщеславными, экстравагантными и гордыми; однако современные читатели-аристократы увидят в этих персонажах (и их действиях) представителей знати.
, Версальский замок придворные балеты, дворянские портреты, триумфальные арки – все это было олицетворением славы и престижа. Понятие славы (художественной или военной) было не тщеславием, хвастовством или высокомерием, а, скорее, моральным императивом аристократии. От дворян требовалось быть щедрыми, великодушными, совершать великие дела бескорыстно (т. е. потому, что этого требовал их статус, без ожидания финансовой или политической выгоды), а также владеть собственными эмоциями (особенно страхом, ревностью и желанием мести).
Статус человека в мире требовал соответствующей экстернализации (или « демонстративного потребления »). Дворяне обязаны были построить престижные городские особняки ( hôtels particuliers ) и покупать одежду, картины, столовое серебро, посуду и другие предметы обстановки, соответствующие их рангу. От них также требовалось проявлять щедрость, устраивая роскошные вечеринки и финансируя искусство. И наоборот, социальные выскочки, принявшие внешние атрибуты благородных классов (например, ношение меча), подвергались резкой критике, иногда в судебном порядке (законы о роскошной одежде, которую носили буржуазии, существовали со времен средневековья). [5] Эти аристократические ценности начали подвергаться критике в середине 17 века; Блез Паскаль , например, предложил яростный анализ зрелища власти, а Франсуа де Ларошфуко утверждал, что ни один человеческий поступок — каким бы щедрым он ни казался — не может считаться бескорыстным.
Классицизм
[ редактировать ]Пытаясь ограничить распространение частных центров интеллектуальной или литературной жизни (чтобы навязать королевский двор художественным центром Франции), кардинал Ришелье взял существующее литературное собрание (вокруг Валентина Конрара ) и назначил его официальной Академией. française в 1634 году. Среди других первоначальных членов были Жан Демаре де Сен-Сорлен , Жан Ожье де Гомбо , Жан Шапелен , Франсуа ле Метель де Буаробер , Франсуа Мейнард , Марин ле Руа де Гомбервиль и Николя Фаре ; в состав членов, добавленных во время его официального создания, входили Жан-Луи Гез де Бальзак , Клод Фавр де Вогела и Винсент Вуатюр . Этот процесс государственного контроля над искусством и литературой еще больше расширится во время правления Людовика XIV.
«Классицизм» (применительно к литературе) предполагает понятия порядка, ясности, моральной цели и хорошего вкуса. Многие из этих представлений напрямую вдохновлены работами Аристотеля и Горация , а также классическими греческими и римскими шедеврами. В театре пьеса должна следовать Трем Единствам :
- Единство места: обстановка не должна меняться. На практике это приводило к частым «замкам, интерьеру». Бои происходят за сценой.
- Единство времени: В идеале вся пьеса должна длиться 24 часа.
- Единство действия: должна быть одна центральная история, и все второстепенные сюжеты должны быть связаны с ней.
Несмотря на классические примеры, единство места и времени считалось необходимым для полного погружения зрителя в драматическое действие; дико разрозненные сцены в Китае или Африке или на протяжении многих лет, как утверждали критики, разрушили бы театральную иллюзию. Иногда к единству действия присоединяется идея о том, что ни один персонаж не должен неожиданно появляться в драме в конце драмы.
С театральными единствами связаны следующие понятия:
- Les bienséances ( decorum ): Литература должна уважать моральные нормы и хороший вкус; не должно быть представлено ничего, что противоречит этим кодексам, даже если это исторические события.
- La vraisemblance : Действия должны быть правдоподобными. Когда исторические события противоречат правдоподобию, некоторые критики советуют последнее. Критерий правдоподобности иногда использовался для критики монолога; в пьесах поздней классики у персонажей почти всегда есть доверенные лица (камердинеры, друзья, медсестры), которым они раскрывают свои эмоции.
Эти правила исключали многие элементы, распространенные в трагикомедии барокко: летающие кони, рыцарские сражения, волшебные путешествия в чужие земли и deus ex machina ; избиение Ипполита чудовищем в «Федре» могло произойти только за сценой. Наконец, литература и искусство должны сознательно следовать завету Горация «угождать и воспитывать» ( aut delectare aut prodesse est ).
Эти правила (или кодексы) редко соблюдались полностью, и многие шедевры 17 века намеренно нарушали эти правила, чтобы усилить эмоциональный эффект:
- Корнеля «Ле Сид» подвергся критике за то, что Родриг предстал перед Хименой после убийства ее отца, что является нарушением моральных кодексов.
- Раскрытие принцессы Клевской мужу своих супружеских чувств к герцогу де Немуру подверглось критике как невероятное.
В 1674 году разгорелся интеллектуальный спор ( la querelle des Anciens et des Modernes ) о том, достигли ли искусство и литература новой эпохи большего, чем прославленные писатели и художники древности. В Академии доминировали «модернисты» ( Шарль Перро , Жан Демаре де Сен-Сорлен ), и стихотворение Перро «Le Siècle de Louis le Grand» («Век Людовика Великого») в 1687 году было самым сильным выражением их убеждений. что правление Людовика XIV было равным правлению Августа . Будучи большим любителем классики, Николя Буало-Депре оказался в роли защитника Anciens ( его резкая критика стихов Демаре де Сен-Сорлена не помогла), а Жан Расин , Жан де Лафонтен и Жан де Лабрюйер встал на его защиту. Тем временем Бернар ле Бовье де Фонтенель и газета «Меркурий галант к «Модернам» присоединились ». Дебаты продлились до начала 18 века.
Термин «классицизм» также связан с изобразительным искусством и архитектурой того периода, когда он также известен как стиль Людовика XIV , в частности со строительством Версальского дворца (венцом официальной программы пропаганды и королевской славы). ). Хотя изначально Версаль был загородным убежищем, используемым для особых праздников и известным больше садами и фонтанами Андре Ленотра , со временем он стал постоянным домом короля. Переехав в Версаль, Людовик эффективно избегал парижских опасностей (в юности Людовик XIV пострадал во время гражданского и парламентского восстания, известного как Фронда ), а также мог внимательно следить за делами дворянства и натравливать их на друг друга и против нового дворянина де Роба . Версаль стал золотой клеткой; оставить это означало катастрофу для дворянина, поскольку все официальные обвинения и назначения были сделаны там. Был введен строгий этикет; слово или взгляд короля могли сделать карьеру или разрушить ее. Сам король соблюдал строгий распорядок дня, и уединения было мало. Благодаря своим войнам и славе Версаля Людовик стал в определенной степени арбитром вкуса и власти в Европе; и его замок, и этикет в Версале были скопированы другими европейскими дворами. Однако тяжелые войны в конце его долгого правления и религиозные проблемы, возникшие в результате отмены Нантский эдикт сделал последние годы мрачными.
Проза
[ редактировать ]Любовь и трагические истории
[ редактировать ]Во Франции в период после Религиозных войн появилась новая форма повествовательной фантастики (которую некоторые критики назвали «сентиментальным романом»), которая быстро стала литературной сенсацией благодаря энтузиазму читающей публики, ищущей развлечений. после стольких лет конфликта. Эти короткие (и реалистичные) романы о любви (или амурах , как их часто называют в названиях) включали обширные примеры галантных писем и вежливых рассуждений, любовных диалогов, писем и стихов, вставленных в рассказ, галантного тщеславия и других риторических фигур. Эти тексты сыграли важную роль в разработке новых форм вежливости и дискурса высших классов (что привело к понятию благородного человека honnete homme ). Ни один из этих романов не переиздавался с начала 17 века, и сегодня они остаются практически неизвестными. Авторами, связанными с Les Amours, были Антуан де Нервез , Николя де Эскуто и Франсуа дю Суэ . [6] Между тем, традиция темной сказки, идущая из трагического рассказа ( histoire tragique ), связанного с Банделло , и часто заканчивающегося самоубийством или убийством, продолжилась в произведениях Жан-Пьера Камю и Франсуа де Россе.
Приключенческий роман в стиле барокко
[ редактировать ]К 1610 году короткие романы о любви в значительной степени исчезли, поскольку вкусы вернулись к более длинным приключенческим романам ( romans d'aventures ) и их клише (пираты, штормы, похищенные девушки), которые были популярны со времен двора Валуа. Амадис Галльский был любимым чтением Генриха IV; Бероальд де Вервиль все еще писал, а Николя де Монтрё только что умер в 1608 году. И Нервез, и Де Эскуто в своих более поздних произведениях пытались написать многотомные приключенческие романы, и в течение следующих двадцати лет священник Жан-Пьер Камю адаптировал форму, чтобы рассказать душераздирающие моральные истории, на которые сильно повлияла трагическая история . Самым известным из этих длинных приключенческих романов, пожалуй, является «Полександр» (1629–1649) молодого автора Марин ле Руа де Гомбервиля .
Однако всех этих авторов затмил международный успех Оноре д'Юрфе романа «Астре» (1607–1633). Эта история сосредоточена на пастухе Селадоне и его возлюбленной Астре и сочетает в себе рамочный сюжет, в котором пастухи и девушки встречаются, рассказывают истории и философствуют о любви (форма, заимствованная из древнегреческого романа Гелиодора Эмесского «Эфиопика» ) с обстановка пастырская (заимствованная из испанской и итальянской пасторальной традиции таких писателей, как Якопо Санназаро , Хорхе де Монтемайор , Торквато Тассо и Джамбаттиста Гуарини ) благородных, идеализированных пастухов и девушек, пасущих свои стада и влюбляющихся (и разлучающихся) с любовью. Влияние романа д'Юрфе было огромным, особенно в его дискурсивной структуре (которая позволяла представить большое количество историй и персонажей, а их развязку отложить на тысячи страниц; роман в тируарах ). Роман Д'Юрфе также пропагандировал утонченный неоплатонизм , который глубоко отличался от телесности рыцарей в романах эпохи Возрождения (таких как Амадис Галльский ). Единственным элементом творчества д'Юрфе, не вызывавшим подражаний, была римская пасторальная обстановка.
Теоретизируя происхождение романа, начало 17 века рассматривало его форму как «эпопею в прозе»; по правде говоря, эпическая поэма конца эпохи Возрождения имела мало тематических отличий от романа. Романтическая любовь переросла в эпос, а отважные рыцари стали предметом романов. Романы 1640–1660 годов завершили это слияние. Эти романы состояли из нескольких томов и были сложными по структуре, в них использовались те же методы вставных историй и диалогов «сказка в сказке», что и у Д'Юрфе. Их часто называют romans de longue haleine (или «книгами для глубокого дыхания»), их действие обычно происходит в Древнем Риме, Египте или Персии, используются исторические персонажи (по этой причине их называют romans héroiques ) и рассказываются о приключениях серии совершенных героев. влюбленные, отправленные (случайно или по несчастью) на четыре конца света. В отличие от рыцарского романа, магические элементы и существа встречались сравнительно редко. Более того, в этих работах была концентрация на психологическом анализе, а также на моральных и сентиментальных вопросах, чего не хватало роману эпохи Возрождения. Многие из этих романов были на самом деле «Romans à clé» , в котором под замаскированными романными именами и персонажами описывались реальные современные отношения. Наиболее известные из этих авторов и романов:
- Мадлен де Скюдери (1607–1701)
- Ибрагим, или прославленный Басса (4 т. 1641 г.)
- Артамен, или Великий Кир (10 т. 1648–1653)
- Клели, Римская история (10 томов 1654–1661 гг.)
- Альмахид, или Королева-рабыня (8 томов 1661–1663)
- Ролан Ле Вайер де Бутиньи (1627–1685)
- Митридат (1648–1651 гг.)
- Готье де Кост, сеньор Кальпренеда
- Кассандра (10 томов 1642–1645)
- Клеопатр (1646–57)
- Фарамонд (1661)
Комическая фантастика в стиле барокко
[ редактировать ]Не вся художественная литература первой половины XVII века представляла собой буйный полет фантазии по бескрайним землям и утонченные, авантюрные любовные истории. Под влиянием международного успеха плутовского романа из Испании (например, «Ласарильо де Тормес »), а также Мигеля де Сервантеса сборника рассказов « Образцовые сказки» (который появился на французском языке с 1614 года) и «Дон Кихота де ла Манча» (французский перевод 1614 года). –1618), французские романисты первой половины 17 века также предпочитали описывать и высмеивать свою эпоху и ее излишества. Другие важные сатирические модели были предоставлены Фернандо де Рохасом « Селестина» и Джона Барклая двумя сатирическими латинскими произведениями (1582–1621), Euphormio sive Satiricon (1602) и Argenis (1621).
Агриппы д'Обинье « В произведении Приключения барона де Фаэнеста» изображены грубые манеры и комические приключения гасконца при королевском дворе. Шарля Сореля — «Комическая история Франции» это плутовская история о хитростях и любовных похождениях молодого джентльмена; его экстравагантный роман «Ле Берже» представляет собой сатиру на пастораль, вдохновленную д'Юрфе, в которой (взяв за основу конец « Дон Кихота ») молодой человек берет на себя жизнь пастуха. Несмотря на свой «реализм», произведения Сореля остаются в высшей степени барочными, с эпизодами сновидений и вставками повествования (например, когда Франсион рассказывает о своих школьных годах), типичными для приключенческого романа. ряд почти автономных историй Такое использование вставленных историй также следует примеру Сервантеса, который вставил в свой «Дон Кихот» . Поля Скаррона Самая известная работа , «Комический роман» , использует повествовательную структуру группы бродячих актеров в провинции, чтобы представить как сцены фарса , так и сложные, вставленные истории.
Сирано де Бержерак (прославившийся пьесой Эдмона Ростана в XIX веке) написал два романа, в которых за 60 лет до «Путешествий Гулливера» или «Вольтера» (или научной фантастики) путешествие в волшебные страны (Луна и Солнце) используется в качестве предлога для высмеивает современную философию и мораль. К концу 17 века произведения Сирано послужили вдохновением для создания ряда философских романов , в которых французы путешествуют по чужбине и странным утопиям. В первой половине 17 века также сохранялась популярность комических рассказов и сборников юмористических дискуссий, типичным примером которых являются « Комические истории» Франсуа дю Суэ ; игривый, хаотичный, иногда непристойный и почти нечитаемый «Moyen de parvenir» Бероальда де Вервиля (пародия на книги «застольной беседы», Рабле и « Монтеня Мишеля де Очерки» ); анонимный Les Caquets de l'accouchée (1622 г.); » Мольера д'Эссертина и «Semaine amoureuse (сборник рассказов).
Избранный список авторов и произведений комиков в стиле барокко включает:
- Агриппа д'Обинье (1552–1630)
- Приключения барона де Фаэнеста (1617, 1619, 1630)
- Бероальд де Вервиль (1556–1626)
- Le Moyen de parvenir ( ок. 1610 г. ) (с игрой, управляющей композицией, и сменными приколами, книга учит мальчиков, в основном девочек, жить хорошо)
- Франсуа дю Суэ (ок. 1570/80 –1617)
- Комические рассказы (1612)
- Мольер д'Эссертин (ок. 1600–1624)
- Неделя любви (1620)
- Шарль Сорель (1602–1674)
- Комическая история Франции (1622 г.)
- Французские новости (1623 г.)
- Экстравагантный пастырь (1627)
- Жан де Ланнель
- Сатирический роман (1624)
- Антуан-Андре Марешаль
- Ла Хризолит (1627 г.)
- Пол Скаррон (1610–1660)
- Трансвестит Вирджил (1648–1653 гг.)
- Комический роман (1651–57)
- Сирано де Бержерак (Гектор Савиньен) (1619–1655)
- Комическая история государств и империй Луны (1657)
- Комическая история государств и империй Солнца (1662)
Во второй половине 17 века современные декорации также будут использоваться во многих классических новеллах ( новеллах , особенно в качестве моральной критики современного общества).
Новая Классика
[ редактировать ]К 1660 году многотомный исторический роман в стиле барокко практически вышел из моды. Тенденция заключалась в гораздо более коротких произведениях ( nouvelles или petit romans ), без сложной структуры или авантюрных элементов (пираты, кораблекрушения, похищения людей). Это движение от романа в стиле барокко было поддержано теоретическими дискуссиями о структуре романа, которые стремились применить те же аристотелевские и горацианские концепции трех единств, приличия и правдоподобия, которые писатели навязали театру. Например, Жорж де Скудери в своем предисловии к «Ибрагиму» (1641) предположил, что «разумным пределом» сюжета романа (формой «единства времени») будет один год. Точно так же в своем обсуждении «Принцессы Клевской » шевалье де Валенкур раскритиковал включение второстепенных историй в основной сюжет (форма «единства действия»). [7]
Интерес к любви, психологическому анализу, моральным дилеммам и социальным ограничениям пронизывает эти романы. Когда действие разворачивалось в исторической обстановке, это все чаще происходило в недавнем прошлом; все еще полны анахронизмов, хотя эти «новые исторические события» они продемонстрировали интерес к историческим деталям. В ряде этих коротких романов рассказывалась «тайная история» известного события (например, « Галантные Анналы » Вильдье ), связывая действие с любовной интригой; их называли «галантными историями» . Некоторые из этих коротких романов рассказывают истории современного мира (например, «Парижская иллюзия » Прешака ). [8]
Важными классическими новостями были:
- Жан Рено де Сегре Французские новости (1658 г.)
- Мадам де Лафайет, принцесса Монпансье (1662 г.)
- мадам де Вильдье Журнал любовников (1669 г.)
- Жан Донно де Визе Галант и комические новости (1669)
- мадам де Вильдье Галантные летописи (1670)
- Мадам де Лафайет Заид (1671)
- Мадам де Вильдье Любовь великих людей (1671)
- Сезар Вишар де Сен-Реал Дон Карлос (1672)
- Мадам де Вильдье «Болезни любви» (1675)
- Жан де Прешак Героиня-мушкетерша (1677)
- Жан де Прешак «Путешествие в Фонтенбло» (1678)
- Мадам де Лафайет, принцесса Клевская (1678 г.)
- Жан де Прешак L'Illustre Parisienne, галантная и правдивая история (1679)
Самая известная из них — «Принцесса Клевская» мадам де Лафайет . Сокращённый по существу до трёх персонажей, короткий роман рассказывает историю замужней аристократки во времена правления Генриха II, которая влюбляется в другого мужчину, но раскрывает свою страсть мужу. Хотя роман включает в себя несколько вставленных историй, в целом повествование концентрируется на невысказанных сомнениях и страхах двух людей, живущих в социальной среде, где доминируют этикет и моральная корректность; несмотря на свою историческую обстановку, Лафайет ясно описывала свой современный мир. Психологический анализ близок пессимизму Ларошфуко , а самоотречение главного героя приводит в конечном итоге к отказу от условного счастливого финала. При всей своей силе роман мадам де Лафайет не первый роман, имеющий недавнюю историческую обстановку или психологическую глубину (как утверждают некоторые критики); эти элементы можно найти в романах предыдущего десятилетия и уже присутствуют в некоторых из них. Амуры в начале 17 века.
Другие романные формы после 1660 г.
[ редактировать ]Проблемы nouvelle classique (любовь, психологический анализ, моральные дилеммы и социальные ограничения) также очевидны в анонимном эпистолярном романе Lettres d'une religieuse portugaise ( Письма португальской монахини ) (1668), иногда приписываемом Гильерагу , которые были сенсация, когда они были опубликованы (отчасти из-за их предполагаемой подлинности). Эти письма, написанные презираемой женщиной своему отсутствующему любовнику, были ярким изображением любовной страсти, во многом схожим с языком Расина. Другие эпистолярные романы, за которыми последовали Клод Барбен, Винсент Вуатюр , Эдме Бурсо , Фонтенель (который использовал эту форму, чтобы ввести обсуждение философских и моральных вопросов, предвосхищая » Монтескье « Персаны в 18 веке) и другие; Были также опубликованы настоящие любовные письма, написанные знатными дамами (мадам де Бюсси-Ламет, мадам де Колиньи). Антуан Фюретьер (1619–1688) написал более длинный комический роман, высмеивающий буржуазную семью. Римский буржуа (1666 г.). Выбор буржуа arriviste или parvenu (карьериста в социальной сфере, пытающегося подражать манерам и стилю дворянских классов) в качестве источника насмешек появляется в ряде рассказов и театральных постановок того периода (например, в « Мольера Буржуа -жентихоме» ). ). Длинный авантюрный роман о любви продолжал существовать и после 1660 года, хотя и в гораздо более короткой форме, чем романы 1640-х годов. под влиянием как «Новых исторических» и «Новых галантных », так и «Римских приключений» и «Романских исторических» Эти исторические романы, действие которых варьируется от Древнего Рима до Кастилии эпохи Возрождения или Франции, были опубликованы в первые десятилетия XVIII века . Среди авторов - мадам Мария Катрин д'Ольнуа , мадемуазель Шарлотта-Роз де Комон Ла Форс , мадам Анна де Ла Рош-Гильем, Катрин Бернар и Катрин Бедакье-Дюран.
Историю романа Traitté de l'origin des romans (1670) написал Пьер Даниэль Юэ . Эта работа (во многом как теоретические дискуссии о театральном сходстве , bienséance и природе трагедии и комедии) подчеркивала необходимость моральной полезности; он провел важные различия между историей и романом, а также между эпосом (в котором говорится о политике и войне) и романом (в котором говорится о любви). В первой половине 17 века развивается биографический мемуар (см. ниже), а к 1670-м годам эта форма стала использоваться в романах. Мадам де Вильдье (настоящее имя Мари-Катрин Дежарден), автор ряда новых романов , также написала более длинную реалистическую работу, которая представляла (и высмеивала) современный мир посредством художественных воспоминаний молодой женщины, рассказывающей о ее любовных и экономических трудностях, «Мемуары де Вильдье». жизнь Генриетты Сильвии де Мольер (1672–1674).
Вымышленную форму мемуаров использовали и другие писатели. Куртильса де Сандры Романы ( «Воспоминания о MLCDR» в 1687, «Воспоминания о М. д'Артаньяне» в 1700 и «Воспоминания о М. де Б.» в 1711) описывают мир Ришелье и Мазарини без галантных штампов; преобладают шпионы, похищения людей и политические махинации. Среди других мемуаров того периода наиболее известной была работа англичанина Энтони Гамильтона , чьи «Воспоминания о жизни графа де Граммона...» (рассказывающие о его годах при французском дворе с 1643 по 1663 год) были опубликованы во Франции в 1713 г. Многие из этих произведений были опубликованы анонимно; в некоторых случаях трудно сказать, являются ли они художественными или биографическими. Среди других авторов — аббат Кавар, аббат де Вилье, аббат Оливье и сьер де Граншан. Реализм (а иногда и ирония) этих романов напрямую приведет к романам Алена-Рене Лесажа , Пьера де Мариво и аббата Прево в 18 веке.
В 1690-е годы сказка стала появляться во французской литературе. Самый известный сборник традиционных сказок (широко адаптированных) был написан Шарлем Перро (1697 г.), хотя были опубликованы и многие другие (например, Генриетты-Жюли де Мюрат и мадам д'Ольнуа ). Основная революция произошла бы с появлением Антуана Галлана первого французского (и даже современного) перевода « Тысячи и одной ночи » (или «Арабских ночей» ) (в 1704 году; другой перевод появился в 1710–1712 годах), который оказал влияние на XVIII век. Рассказы Вольтера , Дидро и многих других веков.
В этот период также появилось несколько романов с путешествиями и утопическими описаниями иностранных культур (в подражание Сирано де Бержераку, Томасу Мору и Фрэнсису Бэкону):
- Дени Вайрас – История Севарамба (1677)
- Габриэль де Фуаньи – Успехи Жака Садера в открытии и путешествии Южной Земли (или известной Южной Земли (1676 г.)
- Тиссо де Пато – Путешествия и приключения Жака Массе (1710)
Аналогичную дидактическую цель преследовали Фенелона » «Приключения Телемака (1694–96), которые представляют собой попытку классика преодолеть излишества романа в стиле барокко; используя структуру путешествий и приключений (привитую Телемаху — сыну Улисса), Фенелон раскрывает свою моральную философию. Этому роману будут подражать другие дидактические романы XVIII века.
Поэзия
[ редактировать ]Благодаря новой концепции l'honnête homme (честный или честный человек) поэзия стала одним из основных жанров литературного творчества благородных джентльменов и неблагородных профессиональных писателей, находящихся под их покровительством в 17 веке. Поэзия использовалась для всех целей. Большая часть поэзии 17-го и 18-го веков была «случайной», то есть она была написана для празднования определенного события (брака, рождения или военной победы) или для празднования трагического события (смерти или военного поражения). ; этот тип поэзии предпочитали джентльмены на службе у дворян или короля. Поэзия была основной формой театра 17 века; подавляющее большинство пьес по сценарию было написано в стихах (см. ниже «Театр»). Поэзия использовалась в сатирах ( Николя Буало-Депрео известен своими сатирами (1666)) и эпосах (вдохновленных эпической традицией эпохи Возрождения и Тассо ), таких как Жана Шапелена » «Пюсель .
Хотя французская поэзия во времена правления Генриха IV и Людовика XIII по-прежнему во многом вдохновлялась поэтами позднего двора Валуа , некоторые их излишества и поэтические вольности находили порицание — особенно в творчестве Франсуа де Малерба , который критиковал «Плеяду » и нарушения размера или формы Филиппа Депорта (подавление цезуры за счет перерыва , переход предложений в следующую строку — enjambement — неологизмы, построенные из греческих слов и т. д.). В более позднем 17 веке Малерб станет дедушкой поэтического классицизма. Стихи Плеяды о мире природы (поля и ручьи) продолжались и в первой половине века, но тон часто был элегическим или меланхоличным («ода одиночеству»), а представленный мир природы иногда представлял собой морское побережье или какое-то другое место. другая суровая среда - поэтами, которых более поздние критики отметили ярлыком «барокко» (особенно Теофиль де Вио и Антуан Жерар де Сен-Аман ).
Поэзия стала частью социальных игр в дворянских салонах (см. «Салоны» выше), где эпиграммы были распространены , сатирические стихи и поэтические описания (самый известный пример — «Гирланда Жюли» (1641) в Hôtel de Rambouillet — сборник цветочных стихов, написанных участниками салона ко дню рождения дочери хозяина). С этим поэтическим салоном были связаны лингвистические аспекты явления, связанного с пресьеузами (аналогично эвфуизму в Англии, гонгоризму в Испании и маринизму в Италии) — использование высоко метафорического (иногда малопонятного) языка, очищение от социально неприемлемой лексики. дух и окажет огромное влияние на французский поэтический и куртуазный язык. Хотя preciosité часто высмеивали (особенно в конце 1660-х годов, когда это явление распространилось на провинцию) из-за его языковых и романтических излишеств (часто связанных с женоненавистническим пренебрежением к интеллектуальным женщинам), французский язык и социальные манеры 17-го века были навсегда изменено им. [9]
Из 1660-х годов выделяются три поэта. Жан де Лафонтен приобрел огромную известность благодаря своим «Басням», вдохновленным Эзопом и Федром (1668–1693), которые были написаны в форме неправильного стиха (в стихотворениях используются разные метры длины). Жан Расин считался величайшим писателем-трагиком своего времени. Наконец, Николя Буало-Депре стал теоретиком поэтического классицизма. Его «Поэтическое искусство» (1674) восхваляло разум и логику (Буало возвысил Малерба как первого из рациональных поэтов), правдоподобность, моральную полезность и моральную правильность; он возвысил трагедию и поэтический эпос как великие жанры и рекомендовал подражание поэтам античности. «Классицизм» в поэзии доминировал до преромантиков и Французской революции.
Избранный список французских поэтов 17 века включает:
- Франсуа де Малерб (1555–1628)
- Оноре д'Юрфе (1567–1625)
- Жан Ожье де Гомбо (1570?–1666)
- Матюрен Ренье (1573–1613), племянник Филиппа Депорта.
- Франсуа де Мейнард (1582–1646)
- Онора де Бюэй, лорд Ракана (1589–1670)
- Теофиль де Вио (1590–1626)
- Франсуа ле Метель де Буаробер (1592–1662)
- Антуан Жерар де Сен-Аман (1594–1661)
- Жан Шапелен (1595–1674)
- Винсент Кар (1597–1648)
- Жак Валле, сьер де Барро (1599–1673)
- Тристан Л'Эрмит (1601?–1655)
- Пьер Корнель (1606–1684)
- Пол Скаррон (1610–1660)
- Исаак де Бенсерад (1613–1691)
- Жорж де Бребеф (1618–1661)
- Жан де Лафонтен (1621–1695)
- Николя Буало-Депрео (1636–1711)
- Жан Расин (1639–1699)
- Уильям Амфри де Шолье (1639–1720)
- Жан-Франсуа Реньяр (1655–1709)
Театр
[ редактировать ]Театры и театральные труппы
[ редактировать ]В средние века и эпоху Возрождения общественные театральные постановки в Париже находились под контролем гильдий. В последние десятилетия XVI века продолжал существовать только один из них; хотя les Confrères de la Passion уже не имели права ставить мистерии (с 1548 г.), им были предоставлены исключительные права наблюдать за всеми театральными постановками в столице, а свой театр (Hôtel de Bourgogne ) они сдавали в аренду театральным труппам за крутую цена. В 1599 г. гильдия отказалась от своей привилегии, позволявшей действовать в столице другим театрам и театральным труппам. Помимо публичных театров, пьесы ставились в частных домах, при дворе и в университете. В 1-й половине 17 в. публика, гуманистический театр колледжей и придворный театр отличались разнообразием вкусов; например, хотя трагикомедия была модна при дворе в первое десятилетие, общественность больше интересовала трагедия. Ранние театры в Париже часто размещались в существующих структурах, таких как теннисные корты ; их сцены были узкими, а возможности для декораций и смены сцен часто отсутствовали (это способствовало развитию единства места). Со временем театры разработали системы сложных машин и декораций, модных для рыцарских полетов рыцарей, встречающихся в трагикомедиях первой половины 17 века.
В начале 17 века театральные представления проходили два раза в неделю, начиная с двух-трех часов. Театральные представления часто включали в себя несколько произведений; они начинались с комического пролога, затем трагедии или трагикомедии, затем фарса и, наконец, песни. Дворяне иногда сидели сбоку от сцены во время представления. Поскольку выключить свет в зале было невозможно, зрители всегда знали друг друга, и во время выступлений зрители заметно громко разговаривали. Место прямо перед сценой, без мест — партер — предназначалось для мужчин, но, поскольку это были самые дешевые билеты, в партере обычно собирались представители социальных групп. Элегантные люди наблюдали за показом из галерей. Принцам, мушкетерам и королевским пажам вход был свободный. До 1630 года «честная» женщина не ходила в театр. В отличие от Англии, Франция не налагала ограничений на выступления женщин на сцене; однако карьера актеров любого пола считалась католической церковью морально неправильной (актеры были отлучён от церкви ) и аскетическим религиозным движением янсенистов . У актеров обычно были сценические имена, относящиеся к типичным ролям или стереотипным персонажам.
Помимо сценарных комедий и трагедий, парижане были также большими поклонниками итальянской актерской труппы, ставившей их Commedia dell'arte — своеобразный импровизированный театр, основанный на типажах. Персонажи « Комедии дель арте» оказали глубокое влияние на французский театр, и отголоски их можно найти в хвастунах, дураках, любовниках, стариках и коварных слугах, которые до сих пор населяют французский театр. Наконец, во Франции опера достигла Франции во второй половине 17 века.
Важнейшими театрами и труппами Парижа были:
- Hôtel de Bourgogne – до 1629 года в этом театре выступали различные труппы, в том числе « Комедиены дю Короля» под руководством Валлерена Леконта и (после его смерти) Беллероза (Пьер Ле Мессье). Труппа стала официальной Королевской труппой в 1629 году. Среди актеров были Тюрлюпен, Грос-Гийом, Готье-Гаргуй, Флоридор, Монфлери и ла Шампмесле .
- Театр дю Марэ (1600–1673). В этом театре-конкуренте Отеля де Бургонь размещалась труппа Vieux Comediens du Roi вокруг Клода Дешама и труппа Жодле.
- Труппа де Мсье . Под защитой брата Людовика XIV это была первая парижская труппа Мольера. Он переехал в несколько театров Парижа ( Пти-Бурбон и Пале-Рояль ), прежде чем объединиться в 1673 году с труппой Театра дю Марэ и стать труппой Отеля Генего .
- La Comédie Française – В 1680 году Людовик XIV объединил Hôtel de Bourgogne и Hôtel Guénégaud в официальную труппу.
За пределами Парижа, в пригородах и провинции, действовало множество бродячих театральных трупп; Мольер начинал свою карьеру именно в такой труппе. Королевский двор и другие дворянские дома были также важными организаторами театральных представлений, балетов , потешных боев и других форм дивертисментов для своих праздников; в некоторых случаях роли танцоров и актеров выполняли сами дворяне. Первые годы в Версале — до массового расширения резиденции — были полностью посвящены подобным удовольствиям, и подобные зрелища продолжались на протяжении всего правления. На гравюрах изображены Людовик XIV и двор, сидящие снаружи перед Мраморным двором Версаля и наблюдающие за представлением пьесы.
Подавляющее большинство пьес по сценарию 17 века было написано в стихах. Заметные исключения включают некоторые комедии Мольера; Самуэль Шаппюзо , автор «Театра Франсуа» , в разное время напечатал по одной комедийной пьесе как в прозе, так и в стихах. За исключением лирических отрывков в этих пьесах, использованный размер представлял собой двенадцатисложную александрийскую строку с регулярной паузой (или цезурой ) после шестого слога. Эти строки были сложены в рифмованные куплеты ; куплеты чередовались между «женскими» (т.е. заканчивающимися на немую е ) и «мужскими» (т.е. заканчивающимися на гласную, отличную от немой е , согласную или носовую гласную) рифмами.
Барочный театр
[ редактировать ]Французский театр XVII века часто сводили к трем великим именам — Пьеру Корнелю , Мольеру и Жану Расину — и к триумфу «классицизма». Однако правда гораздо сложнее. В театре начала 17 в. господствовали жанристы и драматурги предыдущего поколения; наиболее влиятельным в этом отношении был Робер Гарнье . Хотя королевский двор устал от трагедии (предпочитая более эскапистскую трагикомедию ), театральная публика предпочитала первое. Ситуация изменилась в 1630-х и 1640-х годах, когда (под влиянием длинных романов в стиле барокко того периода) трагикомедия — героическое и волшебное приключение рыцарей и девушек — стала доминирующим жанром. Корнеля Удивительный успех «Сида» в 1637 году и «Горация» в 1640 году вернул трагедию в моду, где она и оставалась до конца 17 века.
Важнейшим источником трагического театра были Сенека и наставления Горация и Аристотеля (плюс современные комментарии Юлия Цезаря Скалигера и Лодовико Кастельветро ); сюжеты были взяты у классических авторов, таких как Плутарх и Светоний , а также из итальянских, французских и испанских сборников рассказов. Греческие трагические авторы ( Софокл и Еврипид ) станут приобретать все большее значение к середине 17 века. Важные модели для комедии, трагедии и трагикомедии 17 века также предоставили испанские драматурги Педро Кальдерон де ла Барка , Тирсо де Молина и Лопе де Вега , многие из произведений которых были переведены и адаптированы для французской сцены. Важные театральные модели также были предоставлены итальянской сценой (в том числе пасторалью ), а Италия также была важным источником теоретических дискуссий о театре, особенно о приличиях (см., например, дебаты по Спероне Сперони пьесе «Каначе» и Джованни Баттиста Джиральди). пьеса «Орбекш » ). [10]
Обычные комедии (т. е. комедии в пяти действиях по образцу Плавта или Теренция и заветам Элия Доната ) в начале 17 в. появлялись на сцене реже, чем трагедии и трагикомедии; в комедийном элементе ранней стадии преобладали фарс , сатирические монологи и комедия дель арте . Жан Ротру и Пьер Корнель вернутся к обычной комедии незадолго до 1630 года. Трагедии Корнеля были на удивление нетрагичны (его первая версия «Сида» даже числилась трагикомедией), поскольку у них был счастливый конец. В своих теоретических работах по театру Корнель дал новое определение комедии и трагедии, исходя из следующих предположений:
- На сцене — и в комедии, и в трагедии — должны быть благородные персонажи (это позволит исключить из комедий Корнеля многих низкопробных персонажей, типичных для фарса). Благородные персонажи не должны изображаться подлыми (предосудительные поступки совершаются обычно в пьесах Корнеля неблагородными персонажами).
- Трагедия касается государственных дел (войны, династические браки); комедия посвящена любви. Чтобы произведение было трагичным, оно не обязательно должно иметь трагический финал.
- Хотя Аристотель говорит, что целью трагедии должен быть катарсис (очищение эмоций), это лишь идеал. В соответствии с моральным кодексом того времени пьесы не должны показывать вознаграждение зла или принижение благородства.
Историю общественной и критической реакции на «Сида» Корнеля можно найти в других статьях (его критиковали за использование источников, нарушение хорошего вкуса и другие нарушения, не соответствующие правилам Аристотеля или Горация), но его влияние было потрясающе. Кардинал Ришелье попросил недавно созданную Французскую академию провести расследование и высказать свое мнение по поводу критики (это было первое официальное решение Академии), и противоречие свидетельствует о растущих попытках контролировать и регулировать театр и театральные формы. Это было бы началом «классицизма» 17 века. Корнель продолжал писать пьесы до 1674 года (в основном трагедии, но также и то, что он называл «героическими комедиями»). Многие из них имели успех, хотя «неправильности» его театральных методов все чаще подвергались критике (особенно со стороны Франсуа Хеделина, аббата д'Обиньяка ); успех Жана Расина в конце 1660-х годов ознаменовал конец его превосходства.
Избранный список драматургов и пьес с указанием жанра (даты часто приблизительны, поскольку дата публикации обычно наступает намного позже даты первого представления) включает:
- Антуан де Монкрестьен (около 1575–1621)
- Софонисбе , он же «Кафагиноаз» , он же «Свобода» (трагедия) 1596 г.
- Королева Шотландии , также известная как L'Ecossaise (трагедия) 1601 г.
- Аман (трагедия) 1601 г.
- Овчарня (пастораль) 1601 г.
- Гектор (трагедия) 1604 г.
- Жан де Шеландр (около 1585–1635)
- Тир и Сидон, или Роковая любовь Белкара и Мелианы (1608 г.)
- Александр Арди (1572–1632). По общему мнению, Харди написал 600 пьес; выжили только 34 человека.
- Сцедазе, или Нарушенное гостеприимство (трагедия) 1624 г.
- La Force du sang (трагикомедия) 1625 г. (сюжет взят из рассказа Сервантеса)
- Лукреция, или Наказание за прелюбодеяние (трагедия) 1628 г.
- Онора де Бюэй, лорд Ракана (1589–1670)
- Пастухи (пастораль) 1625 г.
- Теофиль де Вио (1590–1626)
- Трагическая любовь Пирама и Фисбы (трагедия) 1621 г.
- Франсуа ле Метель де Буаробер (1592–1662)
- Целомудренная Дидона, или Любовь Хиарбаса (трагедия) 1642 г.
- Жан Мэре (1604–1686)
- Ла Сильве (пасторальная трагикомедия) ок.1626 г.
- La Silvanire, ou La Morte vive (пасторальная трагикомедия) 1630 г.
- Галантеры герцога Оссона, вице-короля Неаполя (комедия) 1632 г.
- Софонисба (трагедия) 1634 г.
- Вирджиния (трагикомедия) 1636 г.
- Тристан Л'Эрмит (1601–1655)
- Мариамна (трагедия) 1636 г.
- Пенфей (трагедия) 1637 г.
- Смерть Сенеке (трагедия) 1644 г.
- Смерть Криспа (трагедия) 1645 г.
- Паразит 1653
- Жан Ротру (1609–1650)
- Кольцо забвения (комедия) 1629 г.
- Прекрасная Альфреда (комедия) 1639 г.
- Преследуемая Лаура (трагикомедия) 1637
- Истинный Сен-Женест (трагедия) 1645 г.
- Вацлав (трагикомедия) 1647 г.
- Косроэс (трагедия) 1648 г.
- Пьер Корнель (1606–1684)
- Мелита (комедия) 1629 г.
- Клитандра (трагикомедия, позже преобразованная в трагедию) 1631 г.
- Вдова (комедия) 1631 г.
- Королевская площадь (комедия) 1633 г.
- Медея (трагедия) 1635 г.
- Комическая иллюзия (комедия) 1636 г.
- Ле Сид (трагикомедия, позже преобразованная в трагедию) 1637 г.
- Гораций (трагедия) 1640 г.
- Цинна (трагедия) 1640 г.
- Полиевкт («Христианская» трагедия) около 1641 г.
- Смерть Помпея (трагедия) 1642 г.
- Лжец (комедия) 1643 г.
- Родогуна, принцесса Парфии (трагедия) 1644 г.
- Ираклий, Восточный император (трагедия) 1647 г.
- Дон Санче д'Арагон («героическая» комедия) 1649 г.
- Никомед (трагедия) 1650 г.
- Серторий (трагедия) 1662 г.
- Софонисбе (трагедия) 1663 г.
- Отон (трагедия) 1664 г.
- Тите и Беренис («героическая» комедия) 1670 г.
- Сурена, парфянский полководец (трагедия) 1674 г.
- Пьер дю Рие (1606–1658)
- Лукреция (трагедия) 1636 г.
- Альциона 1638 г.
- Сцевола (трагедия) 1644 г.
- Жан Демаре (1595–1676)
- Провидцы (комедия) 1637 г.
- Эригона (прозаическая трагедия) 1638 г.
- Сципион (стиховая трагедия) 1639 г.
- Франсуа Хелен, аббат Обиньяка (1604–1676)
- Ла Циминд 1642 г.
- Орлеанская дева 1642 г.
- Зеноби (трагедия) 1647 г. (написана с намерением предоставить модель, в которой соблюдались строгие правила драмы)
- Мученичество святой Екатерины (трагедия) 1650 г.
- Пол Скаррон (1610–1660)
- Жоделет 1645
- Дон Джафель из Армении 1653 г.
- Исаак де Бенсерад (около 1613–1691)
- Клеопатра (трагедия) 1635 г.
Театр при Людовике XIV
[ редактировать ]К 1660-м годам во французском театре утвердился классицизм. Ключевой теоретической работой по театру этого периода была Франсуа Хеделяна аббата д'Обиньяка ( «Практика театра» 1657), и эта работа показывает, до какой степени «французский классицизм» был готов изменить правила классической трагедии, чтобы сохранить единство. и приличия (д'Обиньяк, например, считал трагедии Эдипа и Антигоны неподходящими для современной сцены). Хотя Пьер Корнель продолжал ставить трагедии до конца своей жизни, произведения Жана Расина с конца 1660-х годов полностью затмили поздние пьесы старшего драматурга. Трагедии Расина, вдохновленные греческими мифами, Еврипидом , Софоклом и Сенекой, сжимали свой сюжет в узкий набор страстных и связанных с долгом конфликтов между небольшой группой благородных персонажей, концентрируясь на двойных связях этих персонажей и геометрии их нереализованной жизни. желания и ненависть. Поэтическое мастерство Расина заключалось в изображении пафоса и любовной страсти (как Федры любовь к пасынку); его влияние было таково, что эмоциональный кризис будет доминирующим видом трагедии до конца 17 века. Две поздние пьесы Расина ( «Эсфирь» и «Аталия» ) открыли новые двери к библейским темам и использованию театра в образовании молодых женщин .
В трагедии последних двух десятилетий 17-го века и первых лет 18-го века преобладали постановки классиков Пьера Корнеля и Расина, но в целом энтузиазм публики по поводу трагедии значительно уменьшился; театральная трагедия бледнела на фоне мрачных экономических и демографических проблем конца 17 века, а «комедия нравов» (см. ниже) вобрала в себя многие моральные цели трагедии. Среди других трагиков конца 17-го века - Клод Бойер , Мишель Ле Клерк , Жак Прадон , Жан Гальбер де Кампистрон , Жан де Ла Шапель , Антуан д'Обиньи де ла Фосс, аббат Шарль-Клод Женест и Проспер Жолио де Кребийон . В конце 17 века (особенно в пьесах Кребийона) время от времени появляется возврат к театральности начала века: многоэпизодность, экстравагантный страх и жалость, изображение ужасных действий на сцене.
Ранняя французская опера была особенно популярна при королевском дворе в этот период, а композитор Жан-Батист Люлли был чрезвычайно плодовитым (более подробную информацию о придворных балетах и опере того периода см. в статье композитора). Эти произведения продолжались в традициях трагикомедии (особенно пьесы-машины ) и придворного балета, а также иногда представляли трагические сюжеты (или трагедии в музыке ). Среди драматургов, работавших с Люлли, были Пьер Корнель и Мольер, но самым важным из этих либреттистов был Филипп Кино , автор комедий, трагедий и трагикомедий.
В комедии второй половины 17 века господствовал Мольер. Опытный актер, мастер фарса, фарса, итальянского и испанского театра (см. выше) и «обычного» театра по образцу Плавта и Теренция , Мольер был великим и разнообразным. Ему приписывают придание французской комедии нравов ( comédie de mœurs ) и комедии характеров ( comédie de caractère ) их современной формы. Его веселые сатиры на скупых отцов, пресьесов , светских парвенев, врачей и напыщенных литераторов имели чрезвычайно успех, но его комедии о религиозном лицемерии ( Тартюф ) и распутстве ( Дом Жуан ) вызвали критику со стороны церкви; «Тартюф» был поставлен только благодаря заступничеству короля. Многие комедии Мольера (например, «Тартюф» , «Дом Жуан» и «Мизантроп» ) колеблются между фарсом и мрачнейшей драмой, и их финалы далеки от чисто комических. Мольера «Высмеивания драгоценностей» , безусловно, были основаны на более ранней пьесе Самуэля Шаппюзо (наиболее известного своей работой Le Theater Francois (1674), где содержится наиболее подробное описание французского театра этого периода).
Комедия до конца 17 века продолжала путь, проложенный Мольером; сатира на современные нравы и нравы и «обычная» комедия будут преобладать, а последняя великая «комедия» правления Людовика XIV (« » Алена-Рене Лесажа ) Тюркаре представляет собой мрачную пьесу, в которой почти ни один персонаж не проявляет искупительных черт.
Ниже приведен избранный список французских театров после 1659 года:
- Комедии Мольера (псевдоним Жана-Батиста Покелена) (1622–1673).
- Драгоценные насмешки 1659 г.
- Школа для женщин 1662 г.
- Тартюф , или Самозванец 1664 г.
- Дом Хуан или Каменный пир 1665 г.
- Мизантроп 1666
- Скупой 1668
- Буржуа-джентльмен 1670
- Проделки Скапена 1671 г.
- Ученые женщины 1672 г.
- Воображаемый больной 1673 г.
- Томас Корнель (1625–1709, брат Пьера Корнеля)
- Тимократ (трагедия) 1659 г., с самой продолжительной продолжительностью (80 ночей) среди всех пьес 17 века.
- Ариана (трагедия) 1672 г.
- Цирцея (трагикомедия) 1675 г. (в соавторстве с Донно де Визе )
- Психея (опера) 1678 (в сотрудничестве с Мольером и Жаном-Батистом Люлли )
- La Devineresse (комедия) 1679 (в соавторстве с Донно де Визе)
- Беллерофонт (опера) 1679 г.
- Медея (трагедия) 1693 г.
- Филипп Кино (1635–1688)
- Альцеста (музыкальная трагедия) 1674 г.
- Прозерпина (музыкальная трагедия) 1680 г.
- Амадис де Голль (музыкальная трагикомедия) 1684 г. по мотивам рыцарского романа эпохи Возрождения.
- Армида (музыкальная трагикомедия) 1686 г. по мотивам . Тассо «Освобождения Иерусалима»
- Жан Расин (1639–1699)
- Фиваида (трагедия) 1664 г.
- Александр Македонский (трагедия) 1665 г.
- Андромаха (трагедия) 1667 г.
- Просители (комедия) 1668, единственная комедия Расина.
- Бриттаник (трагедия) 1669 г.
- Береника (трагедия) 1670 г.
- Баязет (трагедия) 1672 г.
- Митридат (трагедия) 1673 г.
- Ифигения в Авлиде (трагедия) 1674 г.
- Федра (трагедия) 1677 г.
- Эстер (трагедия) 1689 г.
- Аталия (трагедия) 1691 г.
- Жак Прадон (1632–1698)
- Пирам и Фисба (трагедия) 1674 г.
- Тамерлан, или Смерть Баязета (трагедия) 1676 г.
- Федра и Ипполит (трагедия) 1677 г.; эта пьеса, вышедшая одновременно с пьесой Расина, имела мгновенный успех.
- Жан-Франсуа Реньяр (1655–1709)
- Игрок (комедия) 1696 г.
- Отвлеченный (комедия) 1697
- Жан Гальбер де Кампистрон (1656–1723)
- Андроник (трагедия) 1685 г.
- Тиридат (трагедия) 1691 г.
- Флоран Картон Данкур (1661–1725)
- Модный рыцарь (комедия) 1687
- Буржуазии в моде (комедия) 1693
- Качественные буржуазии (комедия) 1700
- Ален-Рене Лесаж (1668–1747)
- Тюркаре (комедия) 1708 г.
- Проспер Жолио де Кребийон (1674–1762)
- Идомнея (трагедия) 1705 г.
- Атрей и Фиест (трагедия) 1707 г.
- Электра (трагедия) 1709 г.
- Радамисте и Зенобия (трагедия) 1711 г.
- Ксеркс (трагедия) 1714 г.
- Семирамида (трагедия) 1717 г.
Другие жанры
[ редактировать ]Морально-философское размышление
[ редактировать ]В 17 веке доминировал глубокий моральный и религиозный пыл, вызванный Контрреформацией . Из всех литературных произведений религиозные книги были бестселлерами века. Новые религиозные организации охватили страну (см., например, творчество святого Винсента де Поля и святого Франциска Сальского ). Проповедник Луи Бурдалу (1632–1704) был известен своими проповедями, а теолог -оратор Жак-Беньинь Боссюэ (1627–1704) составил ряд знаменитых надгробных речей. Тем не менее, в 17 веке было немало писателей, которых считали « распутниками »; эти авторы (такие как Теофиль де Вио (1590–1626) и Шарль де Сент-Эвремон (1610–1703)), вдохновленные Эпикуром и публикациями Петрония , выражали сомнения в религиозных или моральных вопросах в период все более реакционного религиозного рвения. Рене Декарта (1596–1650) «Дискурсы о методе» (1637) и «Медитации» ознаменовали полный разрыв со средневековыми философскими размышлениями.
Являясь результатом контрреформационного католицизма, янсенизм пропагандировал глубокие моральные и духовные исследования души. Это движение привлекло таких писателей, как Блез Паскаль и Жан Расин , но в конечном итоге подверглось нападкам за ересь (они поддерживали доктрину, граничащую с предопределением), а их монастырь в Пор-Рояле был закрыт. Блез Паскаль (1623–1662) был сатириком-сатириком (в его «Lettres provinciales» (1656–57)), но его величайшим нравственным и религиозным произведением был его незаконченный и фрагментарный сборник мыслей, оправдывающих христианскую религию, под названием «Pensees» ( Мысли ) ( самый известный раздел - это его обсуждение «пари» или « ставки » на возможную вечность души). Еще одним результатом религиозного рвения того периода стал квиетизм , который учил практикующих своего рода духовному медитативному состоянию.
Франсуа де Ларошфуко (1613–1680) написал в 1665 году сборник прозы под названием «Максимы» ( «Максимы» ), в котором анализировались человеческие действия на фоне глубокого морального пессимизма. Жан де Лабрюйер (1645–1696), вдохновленный персонажами Теофраста , составил свой собственный сборник «Персонажи» (1688), описывающий современные моральные типы. Франсуа де Ла Мот-Ле-Вайер написал ряд педагогических произведений для воспитания принца. » Пьера Бэйля ( «Исторический и критический словарь 1695–1697; расширен в 1702 г.) с множеством маргиналов и интерпретаций предложил уникальный дискурсивный и многогранный взгляд на знание (явно противоречащий французскому классицизму); это стало бы главным источником вдохновения для эпохи Просвещения и Дидро » «Энциклопедии . Важные Les Femmes и Grief des Dames и отступление по поводу эссе Монтеня мадам Мари де Гурне
Мемуары и письма
[ редактировать ]17 век известен своими биографическими «мемуарами». Первое большое излияние этих идей исходит от участников Фронды ( таких как кардинал де Рец ), которые использовали этот жанр как политическое оправдание в сочетании с романными приключениями. Роже де Рабутен, граф де Бюсси (известный как Бюсси-Рабутен), является автором скандальной «Истории любовников Галля» — серии зарисовок любовных интриг главных придворных дам. Поль Пеллиссон , историк короля, написал « Историю Людовика XIV», охватывающую 1660–1670 годы. Гедеон Таллеман де Рео написал Les Historiettes , сборник кратких биографических очерков своих современников.
Собранию писем Жана-Луи Геза де Бальзака приписывают проведение (во французской прозе) реформы, аналогичной реформе Франсуа де Малерба в стихах. Письма мадам де Севинье (1626–1696) считаются важным документом общественной и литературной жизни при Людовике XIV. Самые знаменитые мемуары 17 века, мемуары Луи де Рувруа, герцога Сен-Симона (1675–1755), были опубликованы лишь более века спустя.мы также помним «Письма» Нинон де Ленкло и книжечку «Венгейская кокетка».
Примечания
[ редактировать ]- ^ Ален Виала , Рождение писателя, Париж: Minuit, 1985, стр.145 и стр.240-246.
- ^ Солнон, Жан-Франсуа. Суд Франции . Париж: Файард, 1987. Глава VIII.
- ^ Дэндри, соч. цит. , 1149-1142.
- ^ Виала. указ. соч. Первая глава Виалы полностью посвящена этим академиям. По его подсчетам, в 17 веке их было создано 70.
- ^ Этот вид расходов, обусловленный социальным статусом, изучался такими социологами, как Норберт Элиас ( The Court Society. Первое англоязычное издание: Oxford: Blackwell, 1983); есть также много ссылок на теории социолога Марселя Мосса о «даре». Другой ключевой анализ этих ценностей можно найти в работе Поля Бенишу ( Morales du Grand siècle. Paris: Gallimard, 1948).
- ↑ Классическая, хотя и устаревшая, осуждающая книга об этих ранних романах: Рейнье, Гюстав. «Роман, сентиментальный перед Астри». Париж: Корти, 1908.
- ↑ См. издание « Принцессы Клевской » мадам де Лафайет под редакцией Бернара Пингауда (Париж: Folio, 2000. ISBN 978-2-07-041443-7 ). Критика Валенкура обсуждается на страницах 267–9. Ограничение Скудери на один год упомянуто на странице 261.
- ^ Классическое произведение о «новой классике»: Годенн, Рене. История французского рассказа 17-18 веков . Публикации romanes et français, 108. Женева: Дроз, 1970.
- ↑ Классика «драгоценностей»: Брэй, Рене. La préciosité et les précieux, Тибо де Шампанское в Жироду . Париж: 1960. В последнее время было опубликовано много научных работ, например: Backer, Dorothy. Драгоценные женщины: феминистский феномен в эпоху Людовика XIV. Нью-Йорк: Основные книги, 1974.
- ^ См., среди других работ: Брей, Рене. Формирование классической доктрины во Франции . Париж: Hachette, 1927. Анализ развития театра в эпоху Возрождения см.: Reiss. Тимоти. «Театр эпохи Возрождения и теория трагедии». Кембриджская история литературной критики. Том III: Возрождение. стр. 229-247. ISBN 0-521-30008-8
Ссылки
[ редактировать ]Общий
[ редактировать ]- (на французском языке) Адам, Антуан. История французской литературы XVII века. Впервые опубликовано в 1954–56 гг. 3 рейса. Париж: Альбин Мишель, 1997.
- (на французском языке) Дэндри, Патрик, изд. Словарь французских букв: 17 век. Коллекция: Похотека. Париж: Файард, 1996.
Проза
[ редактировать ]- (на французском языке) Адам, Антуан, изд. Писатели 17 века. (Антология). Коллекция: Библиотека Плеяды. Париж: Галлимар, 1958.
- (на французском языке) Куле, Анри. Роман до революции. Париж: Колин, 1967. ISBN 2-200-25117-3
Поэзия
[ редактировать ]- (на французском языке) Аллем, Морис, изд. Французская поэтическая антология: 17 век. Париж: Гарнье Фрер, 1966.
Театр
[ редактировать ]- (на французском языке) Шерер, Жак, изд. Театр 17 века. (Антология). Коллекция: Библиотека Плеяды. Париж: Галлимар, 1975.