Ли Шизэн
Ли Шизэн | |
---|---|
![]() 1928 Автохром от Жоржа Шевалье | |
Рожденный | 29 мая 1881 г. |
Умер | 30 сентября 1973 г. | (в возрасте 92 лет)
Национальность | китайский |
Образование | Практическая школа сельского хозяйства Чесной , Сорбонна , Пастера Института |
Оккупация | Педагог, политический активист |
Политическая партия | КМТ |
Li Shizenng ( китайский : Ли Шизен ; пининин : lǐ shízēng ; wade -giles : li 3 Shih 2 -tseng 1 ; 29 мая 1881 года - 30 сентября 1973 года), родившаяся Ли Юйинг , был педагогом, промоутером анархистских доктрин , политическим активистом и членом Китайской националистической партии в раннем республиканском Китае .
Приехав в Париж в 1902 году, Ли получил степень магистра в области химии и биологии, а затем вместе с У Чихуи и Чжаном Ренджи , соучредив китайский анархистский движение . Он был сторонником Sun Yat-Sen . Он организовал культурный обмен между Францией и Китаем, создал первую фабрику в Европе для производства и продажи Beancurd и создал усердные учебные программы, которые привели китайских студентов во Францию на работу на фабриках. В 1920-х годах Ли, Чжан, Ву и Кай Юанпей были известны как антикоммунистические «четыре старейшины» Китайской националистической партии . [ 1 ]
Молодежь и ранняя карьера
[ редактировать ]Хотя его семья была из графства Гаоян , Жили , Ли был воспитан в Пекине. Его отец был Ли Хонзао . Ли изучал иностранные языки. Когда Ли Хонгзао умер в 1897 году, правительство вознаградило своих сыновей в ряды, которые дали им право владеть офисом среднего уровня. [ 2 ] Название для этого рейтинга был известен как изменение легкого. [ 3 ]
В 1900 году семья сбежала от восстания боксера и вторжения в союзные армии . После их возвращения в Пекин Ли посетил банкет в доме соседнего высокопоставленного чиновника, который был другом его отца. Там он встретил Чжана Ренджи , сына процветающего торговца шелковым торговцем Чжэцзян, чья семья приобрела его диплом и пришел в столицу, чтобы организовать подходящий офис. Они быстро обнаружили, что они разделили одинаковые идеи для реформы китайского правительства и общества, начав дружбу, которая длилась до конца их жизни. Когда Ли был выбран в 1903 году в качестве «студента посольства», чтобы сопровождать нового посома Китая Сан Баоки в Париж, Чжан договорился о том, чтобы он присоединился к группе в качестве коммерческого атташе. Ли и Чжан путешествовали вместе, сначала остановившись в Шанхае, чтобы встретиться с У Чихуи , к тому времени известный радикальный критик правительства Цин, где они также встретились с другом Ву, Кай Юанпей . [ 4 ]
Анархизм и Франция
[ редактировать ]В то время, поскольку Франция имела репутацию дома революции, китайские чиновники не хотели спонсировать там. Ли и Чжан, однако, были хорошо связаны и прибыли во Францию, декабрь 1902 года, сопровождаемые их женами. Посол Сан был снисходительным и позволил Ли провести время на интенсивном изучении французского языка, но вскоре Ли подал в отставку из посольства, чтобы поступить в аспирантуру в области химии и биологии в Ecole Pratique D'Ageralure du Chesnoy в Монтаржи , в пригороде. к югу от Парижа. Через три года он получил степень, затем отправился в Париж для дальнейшего обучения в Университете Сорбонн и Институте Пастера . Он объявил, что сломается с семейными традициями и не будет продолжать официальную карьеру. Тем временем Чжан начал разрабатывать свое состояние, открыв парижскую компанию, чтобы импортировать китайское декоративное искусство и курио. [ 5 ] Ли и Чжан убедили У Чихуи приехать в Париж из Эдинбурга, где он посещал университетские лекции. Ли, Чжан и Ву не забыли свои революционные цели. На пути обратно в Китай в гости Чжан встретил революционера против Манчу, Сан Ят-Сен и пообещал ему обширную финансовую поддержку. По возвращении в Париж в 1907 году Чжан заставил Ли и Ву присоединиться к солнцу Тонгменхуи (китайский революционный альянс). [ 6 ]
Парижские анархисты
[ редактировать ]
Три молодых радикала отправились в поисках идей, чтобы объяснить свой мир и способы изменить его. Вскоре они обнаружили модные доктрины анархизма, которые они считали научным и космополитическим набором идей, которые принесут прогресс в Китай. Ключевым моментом различия с другими революционерами было то, что для них политическая революция была бессмысленной без культурных изменений. Группа китайских анархистов в Токио, возглавляемая Лю Шипей , предпочитала возвращение к индивидуалистическому даосизму древнего Китая, который сочтел правительство неактуальным, но для парижских анархистов, как говорит историк Питер Зарроу: «Наука была правдой и правдой была наукой . " В последующие годы они помогли анархизму стать распространенным, возможно, доминирующим, пряди среди радикальных молодых китайцев. [ 7 ]
Анархисты Парижа утверждали, что Китай должен отменить конфуцианскую структуру семьи, освободить женщин, способствовать моральному личному поведению и создавать справедливые общественные организации. Ли написал, что «семейная революция, революция против мудрецов, революция в трех узах и пять констант способствует причине гуманизма». [ 8 ] Как только эти цели будут достигнуты, они рассуждают, умы людей будут ясными, а политическое улучшение последует. Авторитарное правительство тогда будет ненужным. [ 9 ]
Хотя эти анархисты стремились свергнуть конфуцианскую ортодоксальность, их предположения резонировали с идеалистическими предположениями о неоконфуцианстве : что человеческая природа в основном хороша; что люди не нуждаются в принуждении или правительствах, чтобы заставить их быть приличными друг для друга; и эта моральная самосовершенствование заставит людей выполнять себя в обществе, а не освободить себя от него. [ 10 ] Для этих анархистов, как и для поздних имперских неоконфекций, школы были неавторитарным инструментом личных преобразований, и их любимая роль была как учитель. [ 7 ]

В 1906 году Чжан, Ли и Ву основали китайскую анархистскую организацию, Всемирное общество ( Shijie She ), иногда переводили как новое мировое общество. В последующие годы, прежде чем переехать в Тайвань в 1949 году, общество стало мощным финансовым конгломератом, но на раннем этапе сосредоточилось на программах образования и радикальных изменений. [ 11 ]
В 1908 году Всемирное общество начало еженедельный журнал « Синь Шиджи» («Новая эра или новое век»; под названием «Ла Новадж Темпей» в Эсперанто), чтобы познакомить китайских студентов во Франции, Японии и Китая с истории европейского радикализма. Успешное предприятие Чжана, продавая китайское искусство, финансировало журнал, Wu отредактировал его, и Ли был основным участником. [ 5 ] Среди других участников были Ван Цзингвей , Чжан Джи и Чу Миньи , студент из Чжэцзян, который сопровождал Чжан Ренджи из Китая и станет его помощником в ближайшие годы. [ 12 ]
Ли с энтузиазмом читал и переводил эссе Уильяма Годвина , Пьера-Джозефа Прудхона , Элисее-отклуса и анархистской классики Питера Кропоткина , особенно завоевания хлеба и взаимной помощи: фактор эволюции . Ли был поражен их аргументами, что сотрудничество и взаимная помощь были более сильными, чем социальные дарвинистские силы конкуренции или бессердечное выживание наиболее приспособленных. [ 12 ] Ли также был впечатлен разговорами с писателем Кропоткиниста Жана Грейв , который провел два года в тюрьме за публикацию «Общество на грани смерти» (1892) Анархистская брошюра. [ 9 ]
Прогресс был законным принципом. Ли написал в 1907 году, что
- Прогресс продвигается без остановки, трансформации без конца. Там нет никакого романа или вещи, которые не прогрессируют. Это природа эволюции. То, что не прогрессирует или является ТАРДИ, обязано болезнью у людей и травмы в других вещах. То, что уходит с болезнью и травмой, является не чем иным, как революцией. Революция - это не что иное, как очищение препятствий для прогресса. [ 13 ]
Парижская группа работала над предположением, что наука и рациональность приведут к мировой цивилизации, в которой Китай будет участвовать на равной основе. Они поддерживали Эсперанто , например, как научно разработанный язык, который приведет к одному глобальному языку, превосходящему национальный. Их вера в моральную самосовершенствование заставила Ли принять вегетарианство в 1908 году, что пожизненное обязательство. Тем не менее, он также считал, что люди не могут освободить себя просто по своей собственной воле, но нуждались в сильных моральных примерах учителей. [ 14 ]
Синь Шиджи даже призвал к реформе китайского театра. Ли сожалела, что реформа прекратилась на полпути, таких как введение газовых огней. Он призвал к более глубоким реформам, таким как сценические наборы, а не голые сцены, и позволил мужчинам и женщинам действовать на одной стадии. Ли посоветовался с несколькими французскими друзьями, прежде чем принять решение о переводе двух современных французских пьес, L'Echelle , одноактной пьесы Edouard Norès (? -1904), которую он перевел как Ming Bu Ping , и Le Grand Soir от Leopold Kampf (1881- 1913), который он перевел как Ye Wei Yang . [ 15 ]
К 1910 году Чжан Ренджи, который продолжал путешествовать туда-сюда в Китай, чтобы содействовать революции в бизнесе и поддержке, больше не мог финансировать как Sun Yat-Sen, так и журнал, что прекратило публикацию после 121 вопроса. [ 12 ]
Соевая фабрика и программа изучения работы
[ редактировать ]Анархисты Ли и Чжан Ренджи также принадлежали предприятиям для финансирования своей политической деятельности. Поскольку Чжан расширил свой импортный бизнес, Ли понял, что может использовать свою научную подготовку для производства соевых продуктов. Он чувствовал, что Beancurd (Doufu) апеллирует к французской публике как характерно китайцам. [ 6 ]

В 1908 году LI открыл соевую фабрику, Usine de La Caséo-Sojainne , которая производила и продала Doufu (Beancurd). [ 16 ] [ 17 ]
Завод, размещенный в кирпичном здании на 46–48 Rue Denis Papin в пригороде La Garenne-Colombes в нескольких милях от севера Парижа, производил различные соевые продукты. Было мало рынка для бобов, соевого кофе и шоколада, яиц или сыра, бобовых (в ароматах Gruyere, Roquefor или Camembert), но соевая мука и печенья продаются хорошо. [ 18 ] Компания предложила бесплатную еду китайским студентам, которые также собрались, чтобы обсудить и обсудить революционную стратегию. Sun Yat-Sen посетил фабрику в 1909 году и написал: «Мой друг Ли Шизенг провел исследование соевых бобов и защитников, которые есть соевые продукты вместо мяса». [ 19 ]
Ли планировал программу изучения труда как способ привлечь молодых китайцев во Францию, чье исследование будет финансироваться за счет работы на фабрике в Бинкурде и чей характер будет поднят режим морального обучения. Эта первая программа изучения работы в конечном итоге привела во Францию 120 работников. Ли стремился взять этих работников, которых он назвал «невежественными» и «суеверными», и превратить их в знающих и моральных граждан, которые по возвращении станут моделями для нового Китая. Программа проинструктировала их на китайском, французском и науке и потребовала от них воздерживаться от табака, алкоголя и азартных игр. [ 20 ]
Ли вернулся в Китай в 1909 году, чтобы привлечь дальнейший капитал для фабрики. Снова используя семейные связи, он обеспечил интервью с губернатором Жили, Ян Лянпу, другом своего отца, и внес вклад. [ 21 ] Его тесть, Яо Сюэюан (1843–1914), глава торговцев Солью Тяньцзинь, запросил национальное сообщество продавцов соли для инвестиций. Полем [ 22 ] За шесть месяцев Ли собрал около 400 000 долларов. Он вернулся во Францию с пятью рабочими (все из Гаояна, его домашний район) и поставки соевых бобов и коагулянта. [ 19 ]
Франция
[ редактировать ]В 1905 году, когда он еще был аспирантом, Ли представил свою первую статью о сои на втором международном молочном конгрессе в Париже и опубликовал ее в ходе разбирательства на конференции. [ 19 ] В 1910 году он опубликовал короткий трактат по китайским языкам о экономических и здоровье соевых бобов и соевых продуктов, особенно Дуфу , который, как он сохранил, мог облегчить диабет и артритную боль, а затем на французском языке в 1912 году . На ежегодном обеде Франционного общества акклиматизации ( Société D'Climation ), в соответствии с ее традицией внедрения новых продуктов из малоизвестных растений, Ли подал еду вегетарианской ветчины ( Jambon Végétal ), соевый сыр ( Fromage de Soya ) , соевая соевая ( конфигурирует де Соя , такие как Креме де Маррон ) и соевый хлеб ( боль в сое ). [ 23 ] [ 24 ]
Вместе со своим партнером L. Grandvoinnet, в 1912 году LI опубликовал 150-страничную брошюру, в которой содержатся их серия из восьми более ранних статей: Le Soja: SA Culture, SES Использование Alimentaires, Thérapeutiques, Agricoles et Industriels (Соя-ее культивирование, диета, терапевтическая, Сельскохозяйственное и промышленное использование; Соевые историки Уильям Шурлефф и Акико Аояги называют это «одним из самых ранних, самых важных, влиятельных, креативных, интересных и тщательно изученных книг, когда -либо написанных о соевых бобах и соевых продуктах. Его библиография на сою больше, чем любые опубликованные до того времени. " [ 25 ]
Ли и заводские инженеры разработали и запатентовали оборудование для производства соевого и Beancurd, в том числе первые в мире патенты на соевое число. Shurtleff и Aoyagi комментируют, что их патент 1912 года был «заполнен оригинальными идеями, включая различные сыры во французском стиле и первое в мире промышленное изолят соевого белка, называемый Sojalite, после того, как его аналог Galalith был сделан из молочного белка». Ли утверждал, что Sojalithe также может быть использован в качестве замены слоновой кости. [ 19 ]
Синхай революция
[ редактировать ]
Накануне революции Синхай Ли присоединился к Чжану Ренджи в Пекине (они, возможно, приняли участие в заговоре, чтобы убить Юань Шикай , который вычеркнул Сан Ят-Сен из президентства Новой Республики). У Чихуи заимствовал деньги у Солнца, чтобы присоединиться к ним и другим парижским анархистам, таким как Чжан Джи. Ван Цзингвей , который был заключен в тюрьму за попытку убийства на губернаторе Маньчжу в 1910 году, был освобожден новым правительством. Эти анархисты воспользовались новой политической открытостью, чтобы практиковать то, что один историк называет «прикладным анархизмом». [ 26 ]
Вскоре после их возвращения группа организовала общество для продвижения морали (進德會 jinde hui ), также известной как «восемь NOT», или «восемь запретов Общества запретов» (八不會 Babu Hui ). В соответствии с его анархистскими принципами, у общества не было президента, ни офицеров, никаких правил или средств для их соблюдения, и никаких взносов или штрафов. Однако каждый уровень членства имел все более строгие требования. «Поддерживающие участники», самый низкий уровень, согласился не посещать проституток и не играть в азартные игры. «Общие члены» согласились, кроме того, не принимать наложниц. Следующий более высокий уровень также согласился не принимать правительственное управление - «кто -то должен присматривать за чиновниками» - не стать членами парламента, а не курить. Самый высокий уровень обещал в дополнение к воздержанию от алкоголя и мяса. Эти моральные принципы имели широкую привлекательность среди новой интеллигенции, которая формировалась в городах и университетах, но Ли, в свете запрета общества на удержании должности Полем [ 5 ] [ 27 ]
Усердное рабочее фругальное движение обучения
[ редактировать ]В апреле 1912 года, все еще взволнованной перспективой новорожденной китайской Республики , Ли, Чжана Ренджи, У Чихуи и Кай Юанпей, основанного в Пекине Ассоциации фругального исследования во Франции (留法儉學會 liufa jianxue hui ), также известное как Общество рационального французского образования ( La Societé inedelle des Etudiants Chinois en France ). В то время большинство студентов, которые уехали за границу, отправились на государственные стипендии в Японию, хотя китайская образовательная миссия 1872-1881 гг. И программа стипендии по возмещению боксеров отправила студентов в Соединенные Штаты. В отличие от своего собственного опыта в программе 1902 года как «ученый посольства», в котором участвовали только несколько студентов из привилегированных семей, Ли надеялся приветствовать сотни студентов рабочего класса в своей программе. [ 28 ] Для LI, работа на работе продолжал иметь моральную и образовательную функцию. В дополнение к тому, чтобы сделать работники более осведомленными, наушник труда устранит их «декадентские привычки» и превратит их в морально честные и трудолюбивые граждане [ 29 ]
Оппозиция Юаня Шикая закрыла программу. » Солнца В сентябре 1913 года, после того, как Юань насильственно подавил « Вторая революция , Ли и Ван Цзингвей отвезли свои семьи во Францию для безопасности. [ 30 ] Ван жил с Ли в Монтаргисе и читал лекции студентам-обучению. Фабрика бобов начала становиться лучше. В течение первых пяти лет продажи с фасолием в среднем составляли всего 500 штук (тортов) в месяц, но в 1915 году увеличивались до 10 000 в месяц, иногда до более чем 17 000 штук в месяц. В 1916 году, однако, условия военного времени заставили завод закрыться (он вновь открылся в 1919 году, когда послевоенный нехватка молока сделала соевое молоко более привлекательным). [ 31 ]

В начале войны в Европе в 1914 году французское правительство привели к набору китайских рабочих для их заводов. К концу войны китайский трудовой корпус во Франции принес более 130 000 рабочих, в основном из деревень Северного Китая. В июне 1915 года Ли и его друзья в Париже воспользовались этой возможностью, чтобы обеспечить обучение и обучение для тех, кто работает на французских фабриках. Они возобновили программу изучения труда, хотя и на другой основе, с участием менее образованных работников, а не студентов. К марту 1916 года их Paris Group, Societe Francohinoise D'Edian (華法教育會 Hua-Fa jiaoyuhui ) было непосредственно вовлечено в набор и обучение этих работников. Они заставили французское правительство предоставить работникам техническое образование, а также заводскую работу, и Ли много писал в китайском трудовом журнале ( Huagong Zazhi ), в котором вводили западные науки, искусство, художественную литературу и текущие события. [ 32 ] [ 33 ]
В 1921 году, после того, как Ли вернулся в Китай, лидеры беспорядков в Лионе против руководства программы были изгнаны из страны. Затем молодое поколение студентов стало злым критиком, которые отклонили анархизм и отвергли старших лидеров. Сино-французский институт не стал центральным в китайско-французских отношениях . [ 34 ]
Националистическая партия и анархизм в 1920 -х годах
[ редактировать ]В 1919 году LI вернулся в Пекин, чтобы принять предложение Cai Yuanpei о преподавании науки в первоклассном университете Пекинга , а также стал президентом китайско-французского университета недалеко от города. [ 30 ]
Хотя основным лозунгом нового культурного движения была «наука и демократия», Ли был одним из немногих влиятельных интеллектуалов, которые проходили профессиональную подготовку в области жесткой науки. В соответствии с анархистской оппозицией религии , Ли продолжал использовать науку, чтобы напасть на религию как суеверие. Когда он стал президентом антихристианского движения 1922 года, Ли сказал Пекинской лиге атеистов: «Религия по своей природе старая и коррумпированная: история прошла мимо». Далее он ясно дал понять, что, будучи космополитом, он не выступал против христианства, потому что оно было иностранным, но вся религия как таковая:
- Почему мы от двадцатого века ... даже обсуждаем эту чушь из примитивных веков? ... Как часто говорят западные ученые: «Наука и религия продвигаются и отступают в обратной пропорции» ... Мораль - это естественная сила добра. Религиозная мораль, с другой стороны, действительно работает по наградам и наказанию; Это противоположность истинной морали ... основная природа всех живых существ, включая человеческую расу, не только питает личные интересы, но и раскрывается как поддержка группы. Это корень морали. [ 35 ]
Бывшие парижские анархисты стали силой в националистической партии Sun Yat-Sen, поскольку в начале 1920-х годов она поднялась до национальной власти. Заработка в Шанхайском рынке Чжана Ренджи сделала его главным финансовым сторонником партии и ранним покровителем Чиан-Кай-Шек . После смерти Солнца в 1925 году и первоначального успеха северной экспедиции Чанга националисты разделились на левые и правые фракции . В 1927 году Ли Шизенг, У Чихуи, Кай Юанпей и Чжан Ренджи стали известны как четыре старейшины партии ( Юань Лао ). В качестве членов Центрального надзорного комитета в апреле 1927 года они решительно поддержали Чианг Кай-Шек над левым правительством Ухана, возглавляемой их старым коллегой Ван Цзингвей, и они приветствовали изгнание всех коммунистов и кровавого подавления коммунистов и оставшихся в Шанхай. [ 36 ]
Четыре старейшины никогда не устанавливали независимую энергетическую базу в партии, но полагались на их личные отношения, сначала со Сан, а затем с Чианг-Кай-Шек, в своих усилиях сделать националистическую партию инструментом для их анархистских амбиций. В 1927 году Ли и У Чихуи были назначены председателями партии, Кай Юанпей принял серию офисов в новом правительстве , а Чжан Ренджи был одним из держав в поглощении Чианга после смерти Сан. Они поощряли своих молодых анархистских последователей присоединиться к партии, организовать труд и работать на революцию. Многие из этих молодых анархистов сделали это, но другие резко отметили, что Ли изначально сделал отречение политической должности ключевым принципом; Определяющей целью анархизма было свержение государства, а не присоединиться к нему. Один критик написал, что «в тот момент, когда Ли и Ву вошли в гомонданг, они так же хорошо перестали быть анархистами». [ 37 ]
Университет лейбористской партии, музей дворца и Французский университет
[ редактировать ]Ли действительно в принципе отказался от правительственного управления, но он принял культурные должности. В ноябре 1924 года Юсиан , соперник националистов, захватил Пекин и высел бывшего императора Пуйи Фенг из Запретного города . Когда музей дворца был создан для наблюдения за обширными коллекциями искусства, оставленными императорами, Ли был назначен генеральным директором, а его протеже и отдаленные родственники И Пейджи стали куратором. [ 38 ] [ 39 ] Решение о распоряжении и даже владении этими бывшими имперскими сокровищами было проблемой, так как многие уже были проданы евнухами или обнищавшим персоналом имперского домохозяйства. К середине 1920-х годов многие интеллектуалы и националисты пришли к признанию и решительно выступили против разрушения художественного наследия Китая и экспорта искусства китайскими и иностранными дилерами. Следовательно, обработка имперских коллекций в запрещенном городе была как культурной, так и политической проблемой. Музей дворца был открыт 10 октября 1925 года в годовщину республиканской революции. Ли был вынужден бежать от страха за свою жизнь в 1926 году, когда его обвинили в коммунистических симпатиях, но вернулись, когда войска КМТ взяли город в июне 1928 года. Ли служил председателем совета директоров до 1932 года, а также стал спонсором академии Синики Полем [ 40 ]
В 1927 году, после кровавого подавления коммунистов и левых в апреле, Ли получила предварительную поддержку Национального трудового университета (Laodong Daxue) в Шанхае. Национальный трудовой университет должен был стать краеугольным камнем анархизма и учебной площадкой для новых лидеров, которые будут подняться в GMD. Опираясь на анархистский опыт работы с трудом в Европе, целью было создать трудовой интеллектуал, который воплотит фьюжн в школьном лозунке: «Превратите школы в области и фабрики, области и фабрики в школы». [ 41 ]
И все же результат был смешанным. Центральный политический совет GMD утвердил это предложение в мае, и университет открылся в сентябре. Несколько лет назад было создано две фабрики муниципальным правительством Шанхая, одна для несовершеннолетних правонарушителей и бездомных, а другая, чтобы обеспечить рабочие места для городской бедноты, но они были закрыты, когда войска Чанса взяли город, оставив шестьсо ста Молодые работники без работы. Новый университет вновь открыл эти фабрики и приветствовал работников и крестьян, чтобы бесплатно посещать занятия. Ли, Cai Yuanpei, Zhang Renjie, Chu Minyi и семь других были назначены в состав совета директоров, а Ии Пейджи, который бежал из Пекина с Ли, стал президентом. [ 42 ]
Хартия для университета объявила, что его миссией должна была стать «образовательным органом рабочих» и что это будет «эксперимент в области социальной информации и проведения исследований в условиях труда». Устав продолжал, что студенты будут отправлены на фабрики и поля для «развития ручных навыков и научиться уважать тяжелую работу». То есть, как отмечает один историк, школа была основана на предположении, что «революция должна содержаться в эволюционном процессе» и что целью было «развитие личных революционных добродетелей», а не социальной или политической революции. Даже если LI намеревалась стать революционной учебной площадкой, в анти-летовой атмосфере, фактическая практика университета была ограничена и подавлена. Университет был закрыт в 1932 году. [ 43 ]
В течение многих лет Ли использовал свои связи во Франции и Китае для строительства культурных отношений. В 1917 году Ли сначала призвала Францию вернуть свою часть фонда возмещения боксера, которая будет использоваться для культурной деятельности и образовательного обмена. В 1925 году, после долгих переговоров, оба правительства подписали соглашение. Деньги были направлены через LI, обеспечивая его роль власти в течение следующих нескольких десятилетий. Возможно, он посвятил часть этого вместе с деньгами от своей семьи, поддержке своих собственных проектов. Главным среди этих проектов был китайско-французский университет в Пекине, который LI начал в 1920 году в качестве аналога в китайско-французском университете в Лионе, также начался в 1920 году. Сино-французский университет в Пекине в какой-то момент был так хорошо подумал Финансировал, что он дал Пекинскому университету существенную помощь в погашении своих долгов. [ 44 ] [ 45 ]
В 1927 году новое националистическое правительство назначило руководителя Совета университетов CAI Yuanpei, который заменит Министерство образования. Ли и Кай были впечатлены рациональной организацией французской системы высшего образования, в которой вместо случайных групп страна была разделена на региональные округа, которые не перекрывали или не дублировали миссии друг друга. Пекинский университет был переименован в университет Бейпинга и реорганизован для поглощения других местных университетов. В 1928 году CAI сделал Ли -Главным округом для бейптины, но было общее сопротивление новой схеме, и у двух старых друзей выпали. Новая система была заброшена. [ 46 ]
К 1929 году анархистская попытка процветать в GMD достигла тупика. Лейбористский университет, заключил историков Мин Чан и Ариф Дирлик , добавили еще одно измерение и избирательный округ к идеалу трудового обучения, который Ли и Парижские анархисты ввели в революционный дискурс, но они утверждают, что к 1920-м годам концепция была принята Широкий спектр революционеров, включая их соперников, марксистов. [ 47 ] Четыре старейшины полагались на личные отношения с Чианг-Кай-Шек, но потеряли тягу, когда Чанг сместил свою поддержку на другие фракции, как это часто делала Чанг, когда одна фракция стала слишком сильной. Дирлик также предполагает, что активистские китайцы теперь считают, что анархистская повестка дня была теоретической и долгосрочной, поэтому не могла конкурировать с коммунистическими или националистическими программами непосредственной и сильной организации, необходимой для спасения Китая. Ли продолжал работать и писать свободно, но многие из его последователей -активистов были подавлены или попадали в тюрьму. [ 48 ]
Более поздние годы
[ редактировать ]Обвинения в обращении с финансами музея дворца стали собаками Ли и его протеже И Пейджи. Чтобы заплатить за амбициозные проекты по каталогизации и публикации, Yi продал золотую пыль, серебро, шелк и одежду без одобрения правительства. В октябре 1933 года, после нескольких лет расследований, с которыми проходил Ли, прокуратор выдвинул официальные обвинения против обоих мужчин, а год спустя прокурор выдвинул против И.И. Переезд в Шанхае и другие прибрежные уступки только замаскированно. [ 49 ] [ 50 ]
В 1932 году Ли отправился в Женеву, Швейцария, чтобы организовать китайскую делегацию в Международный комитет по интеллектуальному сотрудничеству Лиги наций . В то время как в Женеве он создал китайско-интернациональную библиотеку . [ 51 ]
Во время Второй мировой войны Ли большую часть времени жил в Нью -Йорке с поездками в Чунцин и Кунмин. [ 51 ] После смерти в 1941 году его первой жены в Париже, сообщалось, что у него были отношения с еврейской женщиной по имени «Ру Су» («Миссис вегетарианец»?), Но они не вступали в брак. [ 52 ] Он служил кошайном комитета по чрезвычайным ситуациям, чтобы спасти еврейского народа Европы , ответвления Бергсона , которая лоббировала правительство США и взяла рекламу в газетах, призывающих американское вмешательство спасти европейских евреев. В 1943 и 1944 годах он был представленным докладчиком на экстренных конференциях комитета по спасению еврейского народа Европы. [ 53 ]
После войны Ли снова вернулся в Китай. Как ректор Национальной исследовательской академии Пейпинга Ли был делегатом первого соевого конгресса в Париже, март 1947 года. Конгресс был организован Французским бюро Сойя ( Бюро Франсайс дю Соя ), лаборатория соевых экспериментов ( Laboratoire d ' Essais Du Soya ) и Ассоциация Франции Китая ( L ' Association France-Chine ). Когда коммунистические армии подошли к Пекину в 1948 году, Ли переехал в Женеву, где он и его жена оставались до 1950 года, когда Швейцария расширила признание Народной Республике. Затем он переехал в Монтевидео , Уругвай . После того, как его жена умерла там в 1954 году, Ли создал второй дом в Тайване, контролируемом КМТ, и возобновил свою роль в качестве советника по национальной политике в Чианг Кай-Шек и члена Центрального комитета по оценке, который заменил Центральный надзорный комитет. [ 54 ]
В 1958 году одним из последних публичных действий Ли было посвятить среднюю школу в Тайнане, названную в честь У Чихуи. [ 55 ]
Ли умер в Тайбэе 30 сентября 1973 года в возрасте 92 лет. Ему дали большую похоронную церемонию и похоронены там. [ 54 ]
Семейная и личная жизнь
[ редактировать ]В 1897 году, в возрасте 17 лет, Ли женился на Яо Тонги, его старшем двоюродном брате, который умер в Париже в 1941 году. У них было двое детей: Ли Зонгвей, сын, родившийся в 1899 году в Китае, который женился на Джи Сиенгхане и имел троих детей, Алин, Тайанг и Эрананг, и умерли в 1976 году; и Ли Ямей (называемый «Мишелин»), дочь, родившаяся в 1910 году в Париже, которая вышла замуж за Чжу Гуангая и имела троих детей, Чжу Миньян, Чжу Минда и Чжу Минсинга.
В 1943 году Ли встретил миссис «Ру Су», которую называют еврейской женщиной, которая жила в Нью -Йорке. Она стала его партнером, но они не женились.
14 февраля 1946 года Ли женился на Лин Сушан в Шанхае. Она умерла в Монтевидео в 1954 году.
В 1957 году Ли женился в третий раз, на Тянь Баотсиан в Тайбэе, когда ему было 76 лет, а ей было 42 года. [ 56 ]
Основные работы
[ редактировать ]- Li, Shizenng и Paraf-Javal Kropotkin Petr Alekseevich Eltzbacher Paul Cafiero Carlo (1907 ) .
- Li, Yu-In, Grandvoinnet L. (1912). Соя: его культура, его пищевая, терапевтическая, сельскохозяйственная и промышленная использование . Париж: А. Челламель.
{{cite book}}
: Cs1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - —— (1913) .falanxi Jiao Yu .
- —— (1961) .shiseng bi ji .
- 1980) — ( .
- Biblioteca Sino-Internacional (Montevideo, Uruguay), Хуан Юанкуан, Национальная центральная библиотека, китайский старый книжный каталог Международной библиотеки Китая, Национальная центральная библиотека, 1984
- Zhongguo Wuzhengfu Zhuyi He Zhongguo Shehuidang [китайский анархизм и китайская социалистическая партия].
Примечания
[ редактировать ]- ^ Boorman (1968) , с. 319–321.
- ^ Boorman (1968) , с. 319–320.
- ^ «Ли Юй -Ийн (Ли Шизенг) - История его работы с соевыми продуктами и соевыми бобами во Франции, и его политическая карьера в Китае и Тайване (1881-1973) - Центр соеянфо» .
- ^ Zarrow (1990) , с. 73–74.
- ^ Jump up to: а беременный в Скаляпино (1961) .
- ^ Jump up to: а беременный Boorman (1968) , p. 319
- ^ Jump up to: а беременный Зарроу (1990) , с. 156–157.
- ^ Dirlik (1991) , p. 98
- ^ Jump up to: а беременный Зарроу (1990) , с. 76–80.
- ^ Zarrow (1990) , с. 240–242.
- ^ HE (2014) , с. - 52–60 .
- ^ Jump up to: а беременный в Бейли (2014) , с. 24
- ^ Dirlik (1991) , p. 100
- ^ Левин (1993) , с. 30–32 .
- ^ Tschanz (2007) , с. 92–94, 96, 100.
- ^ Shurtleff (2011) , с. 6, 23, 37, 56, 57.
- ^ ( 1971 ) Лин Хайин
- ^ Shurtleff (2011) , с. 6, 56.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Shurtleff (2011) , p. 6
- ^ Бейли (2014) , с. 25–26 .
- ^ Бейли (1988) , с. 444.
- ^ Kwation (2001) , p. 107
- ^ Li (1912) .
- ^ Shurtleff (2011) , с. 7, 84.
- ^ Shurtleff (2011) , p. 7
- ^ Зарроу (1990) , с. 188.
- ^ Dirlik (1991) , p. 120.
- ^ Бейли (1988) , с. 445–447.
- ^ Бейли (1988) , с. 445.
- ^ Jump up to: а беременный Boorman (1968) , p. 320.
- ^ Shurtleff (2011) , p. 7, 8.
- ^ Сюй (2011) , с. 200–203.
- ^ Левин (1993) , с. 25–29 .
- ^ Левин (1993) , с. 121–134.
- ^ Зарроу (1990) , с. 156-157.
- ^ Boorman (1968) , с. 321, 319.
- ^ Dirlik (1991) , p. 249
- ^ Национальный дворцовый музей подарок/бывшие лидеры
- ^ КЕСТЕР, Герман (1936). «Музей Пепинга дворца». Monumenta Serica . 2 (1): 168. doi : 10.1080/02549948.1936.11745017 . JSTOR 40726337 .
- ^ Boorman (1968) , с. 320–321.
- ^ Dirlik (1991) , p. 261-262.
- ^ Чан (1991) , с. 72–74.
- ^ Yeh (1990) , с. 355–56 н. 87
- ^ HE (2014) , с. 57–59 .
- ^ Shurtleff (2011) , с. 9, 123.
- ^ Yeh (1990) , p. 168.
- ^ Чан (1991) , с. 270
- ^ Dirlik (1991) , p. 268.
- ^ "Yi p'ei-chi", в Говарде Бурман, изд. Биографический словарь республиканского Китая, Том IV (Нью -Йорк: издательство Колумбийского университета, 1971), с. 55–56.
- ^ Yeh (1990) с. 356 н. 87; Бай, Ю . ) ( 1981 Полем
- ^ Jump up to: а беременный Boorman (1968) , p. 321.
- ^ Shurtleff (2011) , p. 8
- ^ «Обучение китайцам о Холокосте», Рафаэль Медофф , Еврейская книга , 5 ноября 2010 г.
- ^ Jump up to: а беременный Shurtleff (2011) , p. 9
- ^ Основатель частной средней школы Чихуи, центральный офис Министерства образования
- ^ Shurtleff (2011) , с. 8–9.
Ссылки и дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бейли, Пол (1988). «Китайское движение на работе во Франции». Китай ежеквартально . 115 (115): 441–461. doi : 10.1017/s030574100002751x . S2CID 154375449 .
- —— (2014), «Культурные постановки в новом глобальном пространстве: Ли Шизенг и новый китайский франкофильный проект в начале двадцатого века» , в Лин, Пей-Инь; Вейпин Цай (ред.), Печать, прибыль и восприятие: идеи, информация и знания в китайских обществах, 1895–1949 , Лейден: Брилл, с. 17–38, ISBN 9789004259102
- —— (1991). Реформа людей: изменение отношения к популярному образованию в Китае начала 20-го века . Эдинбург: издательство Эдинбургского университета. ISBN 0-7486-0218-6 Полем , особенно Гнездо 6, «Движение на работу».
- «Ли Ши-Зунг», в Boorman, Howard L.; и др., ред. (1968). Биографический словарь республиканского Китая Том II . Нью -Йорк: издательство Колумбийского университета. С. 319–321. Полем
- Чан, Мин К. и Ариф Дирлик (1991). Школы в области и фабрики: анархисты, гоминданг и Национальный трудовой университет в Шанхае, 1927–1932 . Дарем, Северная Каролина: издательство Duke University Press. ISBN 0-8223-1154-2 .
- Дирлик, Ариф (1991). Анархизм в китайской революции . Беркли: Университет Калифорнийской прессы. ISBN 0-520-07297-9 .
- Он, Ян (2014), «Зарубежные китайцы во Франции и Всемирном обществе: культура, бизнес, государство и национальные связи, 1906–1949», в Лейтнере; Mechthild Goikhman Izabella (Eds.), Государство, общество и управление в республиканском Китае , Мюнстер: Lit Verlag, с. 49–63, ISBN 978-3-643-90471-3
- Kwan, Man Bun (2001). Соли торговцев Тяньцзином: государственное производство и гражданское общество в позднем имперском Китае . Гонолулу: Университет Гавайской прессы. ISBN 0-8248-2275-7 .
- Левин, Мэрилин Авра (1993). Найденное поколение: китайские коммунисты в Европе в течение двадцатых годов . Сиэтл: Университет Вашингтона Пресс. ISBN 0-295-97240-8 .
- Скаляпино, Роберт А. и Джордж Т. Ю (1961). Китайское анархистское движение . Беркли: Центр китайских исследований, Институт международных исследований, Калифорнийский университет. В анархистской библиотеке ( скачать бесплатно ). Онлайн -версия не является неагированной.
- Shurtleff, William Aoyagi Akiko (2011). Ли Юй-Ийн (Ли Шизенг) История своей работы с соевыми продуктами и соевыми бобами во Франции, и его политическая карьера в Китае и Тайване (1881–1973): широко аннотированная библиография и источник (PDF) . Лафайет, Калифорния: Центр Сойинфо. ISBN 978-1-928914-35-8 .
- Tschanz, Dietrich (2007). «Там, где встречаются Восток и Запад: китайские революционеры, французские востоковеды и межкультурное театр в 1910 -х годах Париж» (PDF) . Тайвань журнал исследований Восточной Азии . 4 (1): 89–108. Архивировано из оригинала (PDF) 2016-03-04.
- Сюй, Гоки (2011). Незнакомцы на Западном фронте: китайские рабочие в Великой войне . Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-04999-4 .
- Yeh, Wen-Hsin (1990). Отчужденная академия: культура и политика в республиканском Китае, 1919–1937 . Кембридж, штат Массачусетс: издательство Гарвардского университета. ISBN 0-674-01585-1 .
- Зарроу, Питер Гю (1990). Анархизм и китайская политическая культура . Нью -Йорк: издательство Колумбийского университета. ISBN 0-231-07138-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- 1881 Рождение
- 1973 Смерть
- Академический персонал Пекинского университета
- Китайские анархисты
- Китайские антикоммунисты
- Китайские атеисты
- Китайские эсперантисты
- Китайские экспатрианты во Франции
- Китайские националисты
- Педагоги из Хэбэй
- Члены кумингана
- Президенты Пекинского нормального университета
- Соевые исследователи
- Тайваньский народ из Пекина
- Члены Тонгменхуи