Соната на 94-й псалом
Соната на 94-й псалом до минор — соната для органа соло Юлиуса Рубке , написанная на текст 94-го псалма . Считается одной из вершин романтического репертуара.
Это в трёх движениях:
- I. Могила – Ларгетто – Аллегро с огнем – Могила
- II. Адажио - Медленно
- III. Аллегро - Больше трогательно - Аллегро ассаи
Среднее выступление длится 23 – 28 минут.
Состав
[ редактировать ]Ройбке сочинил сонату, когда учился игре на фортепиано и композиции в Веймаре у Ференца Листа и жил в доме Альтенбургов. Он сочинил ее одновременно с другим своим большим произведением, Сонатой для фортепиано си-бемоль минор , и закончил ее в апреле 1857 года. Он посвятил ее профессору Карлу Риделю и сыграл премьеру на органе Ладегаста (1853-1855) Мерзебургский собор 17 июня 1857 года.
что 94- я Соната-Псалом вдохновлена Фантазией и Фугой Листа на хорал Ad nos, ad salutarem undam , Сонатой для фортепиано , симфоническими поэмами и Вагнера Считается , операми . Тем не менее, это очень индивидуальное произведение, хорошо составленное для органа, требующее развитой педали и умелого использования всех отделов органа.
Программа
[ редактировать ]Соната 94- го псалма представляет собой симфоническую поэму , три части которой связаны, но формально независимы. Это программная музыка , в которой текст псалма используется для создания настроения произведения. Эти стихи сопровождали первое выступление:
(Тяжелый - Ларгетто)
1 Господи Боже, Кому принадлежит отмщение, покажи Себя.
Господь Бог, чья месть, явись.
2 Встань, Судья мира, и воздай гордым по заслугам.
Встань, судья мира: воздай гордым то, что они заслуживают.
(Аллегро с огнем)
3 Господи, доколе нечестивые будут торжествовать?
Господи, доколе нечестивые будут хвалиться?
6 Вдову и пришельца убивают, а сироту предают смерти.
Они душат вдов и чужеземцев и убивают мудрецов.
7 И однако говорят, что Господь не увидит, и Бог Иакова не обратит на это внимания.
и скажи: Господь не видит этого; Бог Иакова не видит этого.
(Адажио)
17 Если бы Господь не помог мне: это не помогло, но душа моя умолкла.
Если бы Господь не помог мне, моя душа почти лежала бы в молчании.
19 При множестве скорбей, которые были у меня в сердце моем, утешение Твое успокоило душу мою.
Много печали было у меня в сердце, но твои утешения повеселили душу мою.
(Аллегро)
22 Но Господь – прибежище мое, и Бог мой – крепость упования.
Но Господь — моя твердыня и моя уверенность.
23 Он воздаст им за нечестие их и погубит их в их злобе.
Он воздаст им за несправедливость и уничтожит их злодеяния.
Форма
[ редактировать ]Первая и вторая части выполнены в сонатной форме ; третья часть — фуга , в которой также присутствуют элементы сонатной формы. Впечатление спонтанной импровизации достигается за счет наложения и переплетения фраз и движений, что позволяет избежать регулярных структур. Все тематические фразы также имеют неправильную форму, создавая такое большое разнообразие, что ни одна музыкальная идея не повторяется в точности.
Вступительная тема произведения составляет основу всего остального тематического материала. Эта музыка представляет собой интерпретацию текста «Herr, Gott, des die Rache ist, erscheine»; за мотивом головы следует нисходящая хроматическая гамма . следуют восходящие аккорды Далее руководства , музыкальное обращение к Богу . В развивающей части первой части, от allegro con fuoco , изображена вторая группа стихов, ведущая к перепросмотру inorgano pleno .
изображает Вторая часть адажио настроения ( печали ) и Tröstungen ( утешения ) Bekümmernisse третьей группы стихов и завершается повторным появлением вступительной темы сонаты.
Завершает произведение бешеная фуга , изображающая Божий суд и победу над злом . По мнению Э. Пауэра Биггса, Рубке переворачивает вторую половину исходной темы, тем самым придавая музыке новый драйв, энергию и азарт. Экспозиция и контрэкспозиция регулярны, субъект появляется только на тонических и доминантных ступенях гаммы . Вступительные аккорды сонаты вновь появляются в связующем эпизоде развития , в пунктирном ритме и с полным органом. контрастная лирическая В отличие от подобных драматических сочинений, в которых обычно вводится тема, ведущая к окончательному победному апофеозу , соната заканчивается ускоренным темпом и огромными финальными аккордами до минор , изображающими тяжесть божественного суда .
Выступление и записи
[ редактировать ]Соната 94-го Псалма находится в репертуаре большинства концертирующих органистов, и была записана многими известными исполнителями, такими как Э. Пауэр Биггс , Кэтрин Крозье , Майкл Шёнхайт , Саймон Престон , Алан Моррисон , Вирджил Фокс , Кристофер Херрик , Джиллиан Вейр. , Джереми Филселл , Дэниел Рот , Кевин Бойер , Дэвид Бриггс и Джин Гийу . Существует также вариация произведения, составленная и исполненная Тимоти Ховардом как часть его органного саундтрека к фильму 1922 года « Носферату ».
органист | Орган | Год | Этикетка | Номер по каталогу | Середина | Моно/Стерео |
---|---|---|---|---|---|---|
Э. Пауэр Биггс | Мемориальный мюзик-холл Метуэна , Метуэн, Массачусетс | 1953 | Колумбийские шедевры | МЛ 4870 | LP | Мононуклеоз |
Вирджил Фокс | Музей Джона Хейса Хаммонда , Глостер, Массачусетс | 1955 | RCA Виктор | ЛМ-1917 | LP | Мононуклеоз |
Саймон Престон | Вестминстерское аббатство , Лондон | 1985 | Немецкий граммофон | 415 139-2 | компакт-диск | Стерео |
Кристофер Херрик | Хатльгримскиркья , Рейкьявик | 1996 | Гиперион | CDA66917 | компакт-диск | Стерео |
Дэвид Бриггс | Первая конгрегационалистская церковь , Лос-Анджелес | 1999 | Делос | DE3241 | компакт-диск | Стерео |
Источники
[ редактировать ]- Майкл Гайлит: Юлиус Рубке (1834-1858) , примечания к Кевина Бойера записи «94-го псалма» , Nimbus Records , NI 5361 (1993)
- Органная соната Рубке на 94-й псалом в The Musical Times Vol. 73, № 1074, 1 августа 1932 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Соната на 94-й псалом : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур