Флаг Гагаузии
![]() | |
Другие имена | Гагаузская Ерин Байраа , Небесный Флаг |
---|---|
Использовать | Государственный флаг |
Пропорция | 1:2 |
Усыновленный | 31 октября 1995 г. |
![]() | |
Использовать | Гражданский флаг |
![]() | |
Использовать | Этнический флаг |
Флаг Гагаузии ( гагаузия : Gagauz Yerin bayraa , румынский : Steagul Găgăuziei , русский : Флаг Гагаузии ) служит официальным символом Гагаузской территориальной единицы с 1995 года и признан Молдовой региональным символом . Широко известный как «Небесный флаг», он представляет собой сине-бело-красный треугольник с более широкой синей полосой, украшенной тремя желтыми звездами, расположенными в виде треугольника. Общий символизм обсуждается, но звезды могут представлять три гагаузских муниципалитета Молдовы. Триколор напоминает российский флаг , который также популярен в Гагаузии; этот вопрос вызвал трения между гагаузскими и молдавскими политиками.
До массовой миграции в Бессарабию и Буджак , который , гагаузы были связаны с несколькими государствами, в том числе с Добруджским деспотатом согласно гагаузской традиции, имел флаг с петухом. Возникновение гагаузского национализма относится к 1860-м годам, когда гагаузы и бессарабские болгары отвергли как царское самодержавие , так и румынский национализм . Гагаузское квазигосударство , « Комратская республика », было образовано во время русской революции 1905 года , но его лидеры использовали только общий красный флаг , афишируя свою лояльность по отношению к Всероссийскому Крестьянскому Союзу . Отдельные символы гагаузов и их территории являются сравнительно новыми, впервые возникшими как знаки сопротивления русификации в Советском Союзе . в 1991 году было зарегистрировано несколько этнических и полуофициальных флагов гагаузских сепаратистов Во время распада Советского Союза , обычно с изображением серого волка ( турецкий : бозкурт ).
Самопровозглашенная Гагаузская Республика приняла символику волка в различных формах; устройство было изображено на официальном флаге, который, как сообщается, существовал только в одном экземпляре. Несмотря на свою первоначальную популярность, флаги серого волка вызвали споры, поскольку их воспринимали как отсылку к пантюркизму и одноименной крайне правой группе . Они вышли из употребления в 2000–2010 годах, но в следующем десятилетии снова стали популярными. В 2017 году губернатор Ирина Влах предложила ввести флаг с красной головой волка в качестве «исторического флага» с официальным статусом. В случае принятия эта резолюция не заменит «Небесный флаг».
Символизм
[ редактировать ]Нынешний «национальный флаг» Гагаузии представляет собой «синее поле с узкими белыми и красными горизонтальными полосами внизу и тремя желтыми звездами на верхнем подъемнике». [ 1 ] Как сообщается, три звезды обозначают «прошлое, настоящее и будущее». [ 2 ] или, альтернативно, для трех муниципалитетов, входящих в состав Гагаузии: Комрат (Комрат) , Чадыр-Лунга (Чадыр-Лунга) и Вулканешть (Валканеш) . [ 3 ] Писатель Штефан Куроглу был одним из первых сторонников племенного устройства, которое должно было подтвердить происхождение гагаузов . В этой интерпретации каждый цвет представляет своего предка, внесшего вклад в этногенез гагаузов : печенегов , кипчаков и тюрков-огузов . [ 4 ]
Трибанд заменил более ранние изображения серым волком ( бозкуртом ) или волчьей головой. самопровозглашенной Гагаузской Республики Степане В частности, они использовались при губернаторе Топале (служил в 1990–1995 годах). По сообщениям того времени, изображения напоминают «миф об основании гагаузского народа», когда «волк привел [гагаузов] к свободе». [ 2 ] В своей статье 1990 года Чуроглу связал голову волка с другой традицией - традицией «девяти скорбящих» или «девяти волков», охраняющих гагаузский народ, или с фольклорным изображением Полярной звезды в виде волка. [ 4 ] описывается В других прочтениях бозкурт как пантюркский символ, а именно как « легендарный серый волк , который повел тюрков через горы в степи». [ 5 ] Журналист Алекс Бустос цитирует гагаузского эксперта по туризму Веру Гарчу, которая связывает этот символизм с «языческими аспектами, [которые] все еще используются в нашей культуре. [...] У нас есть праздники, которые мы посвящаем волкам: мы одновременно боимся и уважаем их». [ 6 ] Исследователь Анатол Макрис утверждает, что на древнем гагаузском флаге был изображен «волк на зеленом поле», и предполагает, что он может происходить от дакийского Дракона . [ 7 ]
История
[ редактировать ]Возникновение гагаузского национализма
[ редактировать ]Гагаузы сообщают, что их происхождение связано с средневековым деспотатом Добруджи , и считают себя тюркским или тюркизированным христианским народом, который сопротивлялся распространению ислама . Народная традиция описывает деспотат как турецкий «Узи Эялет», основанный сельджукским правителем Кайкаусом II и алевитским мистиком Сары Салтыком . [ 8 ] В таких записях утверждается, что государство перешло к христианской династии кипчаков, наиболее известным представителем которой была Добротица , а главным символом которой был «красный флаг с белым петухом в центре». [ 9 ] Деспотат был завоеван Османской империей , но основные ветви гагаузов остались в Добруджанских и Лудогорских областях Румелии . Согласно гагаузским источникам, в 18 веке они основали республику с центром и названием города Вистер ; в его состав также входило около 100 добруджанских деревень. [ 10 ] Некоторые лудогорские гагаузы переселились в Молдавию в 1780-х годах, поселившись в ее восточных регионах, позже известных как Бессарабия . Эти колонисты основали деревни в районе Леова , но были возмущены высокими налогами, наложенными на них, и переселились на юг, в удерживаемый османами Буджак ( Силистра Эялет ). [ 11 ]
Изгнанные из Добруджи во время русско-турецкой войны 1806 года , многие гагаузы были приняты Российской империей , которая теперь оккупировала Бессарабию, а буджаки перегруппировались в Бессарабскую губернию . Их колонизация помогла «заполнить пробел, образовавшийся с насильственным изгнанием татар , ранее проживавших в этом регионе». [ 12 ] Часть Буджака была возвращена Молдавии в 1856 году вместе с гагаузами, но вновь аннексирована Россией по Берлинскому договору 1878 года . [ 13 ] В первые десятилетия своего присутствия они официально назывались «болгарами/греками турецкого языка» или «крещеными турками»; [ 14 ] мнение склонялось к тому, что они являются «этнографической группой среди болгар». [ 15 ] В 1860-е годы они оставались тесно связаны с бессарабскими болгарами и смешивались с ними . В 1842–1844 годах, вдохновленные семьей Минковых из Болграда , обе группы объединились, восстав против российской администрации, у которой сформировалась привычка использовать колонистов в качестве дешевой рабочей силы. [ 16 ] Как и болгары, гагаузы предпочли присоединение к Объединённым княжествам , но были разочарованы, обнаружив, что молдавские и румынские законы не продлевают их региональную автономию; В 1861 году болгары и гагаузы устроили восстание против призыва в Сухопутные войска Румынии , а затем организовали волну эмиграции в Россию. [ 17 ]

Гагаузия впервые выразила стремление стать независимым государством после революции 1905 года : небольшая « Комратская республика », или Гагаузская Халки , просуществовала несколько дней в январе 1906 года. [ 18 ] Было сформировано правительство, во главе которого Андрей Галацан стал «президентом Комрата» ( Komrat Cumhurbaşkanı ). [ 19 ] и «приняла решение отменить все налоги на своей территории». [ 20 ] Хотя его называют прецедентом и «первой в мире Турецкой Республикой». [ 21 ] более поздними националистами это государство было в основном озабочено земельной реформой, а не этническим самоопределением. [ 22 ] Этот эпизод также привел гагаузские поселения под влияние левых политических партий, в том числе, прежде всего, « Эсеров» и Всероссийского крестьянского союза (членом которого был сам Галацан), а также анархистского клуба, основанного Фердинандом Брагалией. [ 23 ] Революционные брошюры называли красный флаг центральным символом и содержали русскоязычный лозунг Эсеров: Въ борьбѣ обрѣтешь ты право свое («Борьбой ты добьешься своих прав»). [ 24 ]
Вторая государственность была создана после Февральской революции 1917 года с надеждой на присоединение к Молдавской Демократической Республике (РМД) в качестве автономной единицы. Общине было выделено два места в законодательном органе РДМ, Сфатул Цэрий . [ 25 ] при этом Крсте Мисирков , иммигрант из Македонии , назвал себя «избранным болгарами и гагаузами». [ 26 ] Захваченное Украинской Народной Республикой и Одесской Советской Республикой , гагаузское государство искало защиты у Королевства Румыния и в конечном итоге поддержало союз Бессарабии с Румынией . [ 27 ] Против этого решения боролся Тигины «Болгарско-гагаузский комитет» , который стремился добиться союза с Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой . [ 28 ] В 1921–1924 годах гагаузские партизанские отряды, созданные Бессарабской коммунистической партией , участвовали в стычках с румынскими жандармами , кульминацией которых стало участие гагаузов в более крупном Татарбунарском восстании . [ 29 ]
Тюркские символы
[ редактировать ]В межвоенный период в Великой Румынии гагаузский национализм был сосредоточен на локализованной версии румынского православия в сочетании с принципами турецкого национализма и даже кемализма . Синтез осуществил священник и пропагандист Михаил Чекир . [ 30 ] Антикоммунизм и консерватизм были введены в эту смесь в результате советской антирелигиозной кампании : «Эта угроза со стороны коммунизма была еще одним решающим фактором в развитии гагаузской религиозности и сформировала значительный компонент «национального послания» [Чакира]» . [ 31 ] Христианский компонент, тем временем, снизил совместимость с кемалистской Турцией , которая запрещала гагаузам получать гражданство, и в то же время расширила свое определение «турецкости», включив в него славян-мусульман ( боснийцев и помаков ). [ 32 ] Посол Турции в Румынии Хамдулла Суфи Танриевер поддержал усилия Чачира, предоставив стипендии гагаузам и связав их культурно с турками Румынии ; Затем он обсудил план переселения части гагаузов в Мраморноморский регион . [ 33 ] Танриоверу также удалось добиться от румынского правительства, чтобы в школах вокруг Комрата базовое образование давалось на турецком языке. [ 21 ] Будущая Гагаузия превратилась в мультикультурный регион на ранних этапах румынского правления. [ 34 ] с сегментами сообщества, более тесно связанными с румынским национализмом , а не с кемализмом. В 1937 году многоэтническое отделение крайне правой Национальной христианской партии в Комрате, возглавляемое гагаузом Думитру Топчиу , развевало только флаг Румынии . [ 35 ]
Регионы, населенные гагаузами, были разделены во время советской оккупации Бессарабии в 1940–1941 годах : «Граница между Молдовой и Украиной, установленная в 1940 году, произвольно пересекала компактную территорию болгаро-гагаузского поселения». [ 36 ] Гагаузы сопротивлялись мерам, направленным на их румынизацию или изгнание, но также подверглись русификации во время первой и второй советской оккупации . В результате последнего гагаузское население сократилось, страдая от великого голода 1946 года , а также от волны карательных депортаций , прежде всего в Казахскую ССР и Горный Алтай . [ 37 ] Русификация усилилась после консолидации Молдавской ССР в составе Советского Союза, хотя в 1950-х и 60-х годах были сделаны некоторые лингвистические уступки. [ 38 ] Тем временем советская администрация терпела дискурсы, связывавшие гагаузов с печенегами и тюрками-огузами Средней Азии , «не только потому, что они связывают происхождение [гагаузов] с регионами внутри Советского Союза, но и потому, что они представляют свою христианизацию как относительно незначительное, малоизвестное и позднее историческое событие». [ 39 ] Тюрколог Астрид Менц заметила, что все больше и больше гагаузских интеллектуалов «подчеркивают свою «тюркскую» идентичность посредством [...] реконструкции истории и более широкого использования «тюркских» мотивов, особенно из великого героического прошлого, в изобразительном искусстве». [ 40 ]
Первые засвидетельствованные националистические флаги гагаузского молдавского народа появились в годы перестройки , до падения Молдавской ССР. Движение за освобождение использовало «голубое поле с желтым диском в центре, на котором изображена голова черного волка». [ 1 ] как сообщается, разработан Петру (Петром) Влахом, который впервые совершил на нем полет 29 октября 1989 года. [ 21 ] Об этом также сообщалось как голова черного волка в профиль, на золотом круге с внешним белым кольцом, все на голубом поле. [ 4 ] Другой вариант флага, который в Комрате был нарисован в виде фрески, «синий с белыми краями и имеет белый медальон посередине с изображением Бозкурта». [ 5 ] Изначально это был военный флаг, разработанный в 1990 году тем же Петру Влахом. В его версии голова волка серого цвета была изображена в профиль лицом к мачте; бордюр представлял собой вышитый узор. [ 41 ] У этнического флага было множество других известных вариантов. На треугольном вымпеле неопределенного цвета голова волка была высечена на простом круге без внешнего кольца. Сообщалось, что эта версия использовалась правительством Степана Топала в августе 1990 года и развевалась рядом с советским флагом во время сепаратистского восстания. [ 4 ] В ходе параллельных протестов против создания Комратского государственного университета гагаузские активисты якобы использовали голубое поле, испорченное головой красного волка на белом диске, с желтым мотивом, идущим вертикально возле мачты. [ 42 ] [ 43 ]


11 августа 1990 года была образована Гагаузская Республика , вышедшая из Молдавской ССР и стремившаяся объединиться с гагаузами на Украине . Во время последующих столкновений в анклаве Александру Иоана Куза румынские добровольцы сообщили, что у гагаузов есть «свой флаг с головой шакала». [ 44 ] Хотя новое государство Молдова утратило какой-либо контроль над Гагаузией к 1992 году, националистическое движение разделилось на меньшинство, которое настаивало на присоединении Гагаузии к Российской Федерации , и большинство, которое надеялось на автономию в составе Молдовы. [ 45 ] Последнее видение было поддержано ученым Марией Маруневич, которая утверждала, что Республика задумывалась «не как отделение от Молдовы в целом, а как гарантия сохранения национального равенства в районах, густонаселенных гагаузами». [ 46 ] Как сообщает историк Фредерик Куинн, к 1993 году правительство Топала, которое приняло полный сепаратизм, использовало новую версию гагаузского флага, его «единственную сохранившуюся копию», выставленную в собственном офисе Топала. На нем был изображен полнотелый волк в черном, обращенный лицом к мачте и стоящий на холме, все внутри золотисто-красного круга. Он был наложен на трибанд, очень похожий на нынешний флаг, но с более узкой белой полосой и тремя звездами, расположенными вертикально. [ 47 ]
Под «Особым статусом»
[ редактировать ]В декабре 1994 года Гагаузия и Молдова договорились о «особом статусе» для первой, которая стала первым автономным этническим анклавом, получившим признание во всей посткоммунистической Восточной Европе . [ 48 ] Это привело к принятию пересмотренного флага в его нынешнем виде под прозвищем «Небесный флаг». [ 49 ] Ему отдавалось предпочтение перед символами волка, которые вызывали недовольство умеренных гагаузов, особенно тех, кто чувствовал религиозную солидарность с понтийскими греками ; Серый волк также считался связанным с крайне правым пантюркизмом , воплощенным в «Идеалистических очагах» . [ 50 ] В 2007 году Менц отметил, что гагаузские жители «испытывают ностальгию по советским временам», а также что они проявляют некоторую степень туркофобии — «потому что все турки, которых они когда-либо видели, были бизнесменами, пока они были фермерами». Она обнаружила, что туркофилия в основном является явлением высшего класса, а другие социальные группы «более или менее не затронуты поиском независимой гагаузской идентичности». [ 51 ] Более того, по словам историка литературы Аттилы Йорма: «Молдавские гагаузы боятся быть турецкими, поскольку упоминание о турецкости может дать молдавским румынам повод указать на то, что у них есть «метрополия», куда следует переехать». [ 52 ]
После 2000 года символ головы волка был незаметно убран из общественных выставок. [ 53 ] В 2010 году новый гагаузский трибанд был доставлен на вершину Эльбруса Анной Занет, дочерью поэта-журналиста-националиста Тодура Занета . [ 49 ] [ 54 ] Этот флаг также вызвал споры; его использование остается центральным в спорах между румынским национализмом и теми гагаузами, которые опасаются потенциального объединения с Румынией . Также в 2010 году губернатор Михаил Формузал объявил, что он и его кабинет выступили против указа президента Молдовы Михая Гимпу государственные символы , который предписывал 28 июня поднимать приспущенные — то есть в ознаменование советской аннексии. Формузал, в частности, упомянул о спуске «Небесного флага», что «может быть сделано только по приказу губернатора. Я не буду издавать такого приказа». [ 55 ] Вместо этого 28 июня отмечалось в Гагаузии как «день освобождения от румынской фашистской оккупации». [ 55 ]

После митинга профсоюзов в мае 2012 года гагаузский мэр Комрата Николай Дудогло пригрозил, что его город будет поднимать только гагаузскую символику и снимать молдавские флаги . [ 56 ] В 2014 году в контексте пророссийских волнений на Украине на границе с Молдовой существовала определенная обеспокоенность по поводу аналогичных событий, разворачивающихся в Молдове. В Молдовы парламенте Георге Дука предложил запретить гагаузский флаг как напоминающий флаг Крыма , но его предложение встретило сопротивление со стороны Партии коммунистов . [ 57 ] Также в этот период группа пророссийски настроенных гагаузов в Комрате развевала флаг России . [ 58 ] Государственные учреждения в Гагаузии по-прежнему вывешивали флаг Европы , отдавая дань уважения политике расширения Молдовы , но настроение сотрудников по этому поводу было отмечено как плохое. [ 59 ]
На церемонии приведения к присяге в следующем году губернатор Ирина Влах устроила шоу, целуя гагаузский флаг, а затем неофициально придала равный статус молдавскому и российскому флагам. [ 60 ] Влах создал дополнительный спор, надев шарф сине-красно-белого цвета, цвета которого являются общими для Гагаузии и России. Молдавские голоса увидели в этом свидетельство того, что Влаха «выставляет себя защитником российских интересов». [ 61 ] День России 2016 года открыто отметили в Комрате с одобрения губернатора Влаха. Как сообщает Радио Свободная Европа , оно увидело, как гагаузы размахивали «шквалом флагов Российской Федерации». [ 62 ] Сообщается, что к марту следующего года европейский флаг был снят с губернаторской резиденции в Комрате. [ 63 ] В мае 2022 года, в разгар российского вторжения в Украину , Влах разрешил георгиевскую ленту , которая была запрещена в Молдове. развешивать на территории Гагаузии [ 64 ]
В августе 2017 года губернатор Влах объявил об инициативе восстановить «исторический флаг» Гагаузии в качестве официального символа, который будет развеваться на государственных зданиях вместе с «Небесным флагом». Выступая тогда, она назвала первое флагом, появлявшимся на публичных митингах в 1990–1994 годах, и заявила, что это предложение «давно обсуждалось в нашем обществе». [ 43 ] Иллюстрации и видео, опубликованные вместе с такими отчетами, показывают возвращение головы красного волка на белом диске над голубым полем. [ 42 ] [ 43 ] Согласно репортажу Realitatea TV , Влах был вдохновлен сепаратистской группировкой « Гагауз Халки» , которая возобновила свою деятельность в марте 2017 года. [ 42 ] В сентябре газета Ана Созю сообщила, что существуют политические разногласия, из-за которых маловероятно, что комиссия по новому флагу когда-либо сможет функционировать. [ 41 ] «Небесный флаг» по-прежнему использовался как объединяющий символ гагаузских сторонников генерального прокурора Молдовы Александра Стояногло . Вскоре после ареста Стояногло в октябре 2021 года эти группы заблокировали дорогу между Кишиневом и Джурджулештами , растянув по ней гагаузский флаг. [ 65 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Мины, с. 630
- ^ Перейти обратно: а б Куинн, с. 24
- ^ Булут, с. 62
- ^ Перейти обратно: а б с д «Новые флаги. Гагаузы», в вексиллологии. Информационный бюллетень Вексилологического клуба под городом Прага , выпуск 81, 1991 г., стр. 1602–1603 гг.
- ^ Перейти обратно: а б Смит Альбион, с. 6
- ↑ Алекс Бустос, Гагаузия: тюркский, православный перекресток между Молдовой, Россией и Турцией , Nationalia (CIEMEN), 12 января 2022 г.
- ^ Макрис, с. 58
- ^ Каранфил, стр. 61–62. См. также Менц, с. 127
- ^ Каранфил, с. 61
- ^ Каранфил, стр. 62–63
- ^ Каранфил, с. 63
- ^ Менц, с. 125
- ^ Капеллан, стр. 47–53, 58–83; Гвоздика, с. 62–63; Март, с. 5–74, 96–99, 117–119, 149–195; Менц, с. 126; Мины, с. 631–632. См. также Йорма, стр. 143–145
- ^ Воскресенье (2017), стр. 13–14
- ^ Скруква, стр. 293.
- ^ Воскресенье (2017), стр. 19–20
- ^ Север Мирча Каталан, «Принцип территориальной целостности в румынской политике во времена Александру Иоана Кузы», в Revista Istorică , Vol. 3, выпуски 7–8, июль – август 1992 г., стр. 762–765. См. также Капало, стр. 51–52; Менц, с. 126
- ^ Булгар, с. 304–305; Облако, с. 63; Капало, с. 54; Гвоздика, с. 63–64; Мины, с. 632; Романова, с. 201–201; Туфар и др. , мы проходим
- ^ Каранфил, стр. 63–64
- ^ Болгарский, с. 304
- ^ Перейти обратно: а б с Гвоздика, с. 64
- ^ Капало, с. 54. См. также Башиани, стр. 61–62
- ^ Булгар, с. 302. См. также Tufar et al. , пассим
- ^ Туфар и др. , стр. 27, 48, 49
- ^ Башиани, с. 89
- ^ Владо Тренески, Деян Танчовский, Эрлин Аго, Иван Николов, Илья Стояновский, Методий Иванов, Румен Сребранов, Спас Ташев, Белая книга о языковом споре между Болгарией и Республикой Северная Македония , стр. 46–47. София и Торонто: Орбель, 2021. ISBN 978-954-496-149-7
- ^ Майны, стр. 632–633
- ^ Георге Брэтиану , Бессарабия. Национальные и исторические права , с. 56. Бухарест: Издательство «Семне», 1995. ОСЛК 38112407
- ^ Романова, с. 201–202. См. также Капало, с. 55
- ^ Капало, стр. 56–115. См. также Булут, с. 62; Менц, с. 129
- ^ Капало, стр. 55–56
- ^ Фуат Дюндар , Проблемы изучения османской/турецкой иммиграционной политики , Рабочие документы ZMO , № 28, 2021 г., стр. 3, 7, 10–14; Кемаль Кириши , «Миграция и Турция: динамика государства, общества и политики», в Решате Касабе (ред.), Кембриджская история Турции , том 4, стр. 178–180, 195–196. Кембридж и др.: Издательство Кембриджского университета , 2008. ISBN 978-0-521-62096-3
- ^ Капало, стр. 100–101
- ^ Макрис, стр. 60–84
- ^ Иван Думиника, «Бессарабские болгары и гагаузы глазами румынского писателя и политика Георгия А. Кузы», в Иване Думинице, Кальчо Кальчеве, Георге Гонце, Надежде Кара, Марии Паслар, Сергее Страшнюке, Екатерине Челак (ред.), България метрополия и диаспора. Сборник к 65-летию Д.И.Н. Николай Червенков , с. 311. Кишинев: Академия наук Молдовы и Государственный университет имени Григория Цамблака , 2013. ISBN 978-9975-9577-2-4
- ^ Скруква, стр. 171.
- ^ Капало, стр. 100-1. 75, 178; Каранфил, с. 64
- ^ Капеллан, стр. 53–83; Гвоздика, с. 64; Менц, с. 126; Мины, с. 633–634. См. также Макриш, стр. 84–85, 87–89, 106–107, 120–141; Романова, с. 204–205
- ^ Капало, с. 62
- ^ Менц, с. 127
- ^ Перейти обратно: а б «Работа ясна и без комиссии! Работа нашей Республики Гагаузия и наш Национальный Праздник окончены!», в «Слове Матери » , 29 сентября 2017 г., с. 1
- ^ Перейти обратно: а б с (на румынском языке) Флаг сепаратистского движения 90-х годов в Гагаузии станет официальным. Ирина Влах: Под этим символом прошли первые митинги , Realitatea TV , 23 августа 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с (на румынском языке) Юрий Ботнаренко: «Флаг так называемой Республики Гагаузия будет официально утвержден в Комрате» , в Adevărul Молдова , 19 августа 2017 г.
- ^ Ион Д. Гойя, «Мы будем бороться до конца», в Flacăra , выпуск 46, ноябрь 1990 г., стр. 14
- ^ Мины, с. 634. См. также Капало, стр. 76–78; Смит Альбион, стр. 7–10
- ^ Romanova, pp. 206–207
- ^ Куинн, стр. 24, 160.
- ^ Мины, с. 634–635. См. также Макриш, стр. 85–87, 106–107; Смит Альбион, стр. 6–10
- ^ Перейти обратно: а б Улку Челик Шавк, «Тодур (Федор) Занет Гагауз и жизнь, посвященная гагаузам», в журнале Dangerous Languages , зима 2013 г., стр. 134
- ^ Капало, стр. 80–81
- ^ Менц, стр. 126–128.
- ^ Йорма, с. 76
- ^ Капало, с. 81
- ^ (на румынском языке) Monitor Media, «Гагаузская газета Ana Sözü прибыла на Эльбрус» , в Молдове Ази , 9 августа 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б (на румынском языке) «Комрат: «День освобождения от оккупации румынских фашистов» , Тимпул де Минеацэ , 29 июня 2010 г.
- ^ (на румынском языке) Виталие Кэлугэряну, Молдова. Юнионистские тенденции в Кишиневе потрясли Россию , Deutsche Welle , 14 мая 2012 г.
- ^ (на румынском языке) «Завтра депутаты обсудят ситуацию в Украине за закрытыми дверями» , в Timpul de Dimineaats , 20 марта 2014 г.
- ↑ Пол Гобл, Комментарии: Российский флаг над Гагаузией , Фонд Джеймстауна , 4 апреля 2014 г.
- ^ (на французском языке) Виктория Пуйу, «Молдова. Гагаузы чувствуют себя слишком далекими от европейской культуры» , в Courrier International , 20 мая 2014 г.
- ↑ Кит Жиллет, Крошечный регион в Молдове — ключ к пониманию будущего Восточной Украины , Business Insider , 25 мая 2015 г.
- ↑ Игорь Боцан, Реальные и воображаемые опасности на выборах в Гагаузии , E-democracy.md (Ассоциация демократии участия ADEPT), 16 марта 2015 г.
- ^ (на румынском языке) Татьяна Эцко, Как отмечали День России в Комрате (подробнее) и Кишиневе (меньше) , Радио Свободная Европа , 13 июня 2016 г.
- ^ (на румынском языке) Светлана Коробчану, «День «без политики» в Гагаузии» , в Jurnal de Chisinau , 17 марта 2017 г.
- ^ (на румынском языке) Ирина Влах подписала закон, предусматривающий использование черно-оранжевой ленты на территории Гагаузского автономного округа , Телерадио-Молдова , 3 мая 2022 г.
- ^ (на румынском языке) После акции протеста в Комрате несколько автомобилистов перекрыли движение: Флаг был раскинут по всему участку дороги от въезда в район , Unimedia , 10 октября 2021 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Альберто Башиани, Трудный союз. Бессарабия и Великая Румыния, 1918–1940 гг . Рим: Издательство Арахна, 2007. ISBN 978-88-548-1248-2
- Stepan Bulgar, "Комратское восстание и роль интеллигенции в революционных событиях 1905–1906 гг", in Știință, Educație, Cultură , Vol. III, 2022, pp. 301–306.
- Ремзи Булут, «Экономическая и политическая структура гагаузских турок», в журнале Института социальных наук (Университет Мехмета Акифа Эрсоя) , Vol. Т. 3, выпуск 6, осень 2016 г., стр. 60–71.
- Иван Воскресный, Болгарские колонии в Бессарабии (1774–1856) . Кишинев: Академия наук Молдовы и Молдавское общество болгар, 2017. ISBN 978-9975-139-27-4
- Аттила Йорма, Болгарско-турецкий роман 1960-х годов (Annales Universitatis Turkuensis, Scripta lingua Fennica edita, Сер. С, Том. 276) . Турку: Университет Турку , 2008. ISBN 978-951-29-3755-4
- Джеймс Александр Капало, Текст, контекст и исполнение: гагаузская народная религия в дискурсе и практике . Лейден и Бостон: Brill Publishers , 2011. ISBN 978-90-04-19799-2
- Гюллю Каранфил, «Гагаузлар ве девлетлешме», в журнале «Наука, образование, культура» , том. II, 2021, стр. 61–65.
- Анатол Макриш, Гагаузия . Бухарест: Издательство Paco, 2008.
- Астрид Менц, «Гагаузы между христианством и турецкостью», в книге Филиз Кирал, Барбара Пуш, Клаус Шёниг, Арус Юмул (ред.), Культурные изменения в тюркском мире , стр. 123–130. Вюрцбург: Эргон-Верлаг, 2007.
- Джеймс Минахан, Энциклопедия народов без гражданства. Этнические и национальные группы по всему миру, Том II D – K. Вестпорт и Лондон: Издательская группа Greenwood , 2002. ISBN 0-313-32110-8
- Фредерик Куинн, Демократия на заре: заметки из Польши и точки на восток . Колледж-Стейшн: Издательство Техасского университета A&M , 1998. ISBN 0-89096-786-5
- Svetlana Romanova, "Провинциализм как один из факторов сохранения самобытности гагаузов", in V. P. Stepanova, Svetlana Gubanenkova (eds.), Провинциализм: сохранение самобытности или самоизоляционизм? , pp. 199–211. Oryol & Chișinău: Oryol State University , 2018. ISBN 978-5-9929-0623-3
- Гжегож Скруква, За Черноморскую Украину. Процессы национального строительства в Черноморском регионе до 1921 года в украинской исторической перспективе (Университет Адама Мицкевича в Познани, Серия истории № 229) . Познань: Wydawnictwo Naukowe UAM , 2016. ISBN 978-83-232-3081-6
- Адам Смит Альбион, Путешествие по Румынии, Молдове и Гагаузии , Письма Института текущих мировых событий , ASA-7 1995, Европа/Россия (10 мая 1995 г.).
- Nikolai Kharlampiyevich Tufar, Nikolai Nikolaevich Tufar, Zardyhan Kinayatuly, Очерки истории гагаузов. Комратская Республика 1906 год. Огузское государство IX–X в.в. Comrat: M. V. Maruneviç Center for Scientific Research, 2015. ISBN 978-9975-3075-2-9