Jump to content

Флаг Гагаузии

Флаг Гагаузии
Другие имена Гагаузская Ерин Байраа , Небесный Флаг
Использовать Государственный флаг
Пропорция 1:2
Усыновленный 31 октября 1995 г.
Использовать Гражданский флаг
Использовать Этнический флаг

Флаг Гагаузии ( гагаузия : Gagauz Yerin bayraa , румынский : Steagul Găgăuziei , русский : Флаг Гагаузии ) служит официальным символом Гагаузской территориальной единицы с 1995 года и признан Молдовой региональным символом . Широко известный как «Небесный флаг», он представляет собой сине-бело-красный треугольник с более широкой синей полосой, украшенной тремя желтыми звездами, расположенными в виде треугольника. Общий символизм обсуждается, но звезды могут представлять три гагаузских муниципалитета Молдовы. Триколор напоминает российский флаг , который также популярен в Гагаузии; этот вопрос вызвал трения между гагаузскими и молдавскими политиками.

До массовой миграции в Бессарабию и Буджак , который , гагаузы были связаны с несколькими государствами, в том числе с Добруджским деспотатом согласно гагаузской традиции, имел флаг с петухом. Возникновение гагаузского национализма относится к 1860-м годам, когда гагаузы и бессарабские болгары отвергли как царское самодержавие , так и румынский национализм . Гагаузское квазигосударство , « Комратская республика », было образовано во время русской революции 1905 года , но его лидеры использовали только общий красный флаг , афишируя свою лояльность по отношению к Всероссийскому Крестьянскому Союзу . Отдельные символы гагаузов и их территории являются сравнительно новыми, впервые возникшими как знаки сопротивления русификации в Советском Союзе . в 1991 году было зарегистрировано несколько этнических и полуофициальных флагов гагаузских сепаратистов Во время распада Советского Союза , обычно с изображением серого волка ( турецкий : бозкурт ).

Самопровозглашенная Гагаузская Республика приняла символику волка в различных формах; устройство было изображено на официальном флаге, который, как сообщается, существовал только в одном экземпляре. Несмотря на свою первоначальную популярность, флаги серого волка вызвали споры, поскольку их воспринимали как отсылку к пантюркизму и одноименной крайне правой группе . Они вышли из употребления в 2000–2010 годах, но в следующем десятилетии снова стали популярными. В 2017 году губернатор Ирина Влах предложила ввести флаг с красной головой волка в качестве «исторического флага» с официальным статусом. В случае принятия эта резолюция не заменит «Небесный флаг».

Символизм

[ редактировать ]

Нынешний «национальный флаг» Гагаузии представляет собой «синее поле с узкими белыми и красными горизонтальными полосами внизу и тремя желтыми звездами на верхнем подъемнике». [ 1 ] Как сообщается, три звезды обозначают «прошлое, настоящее и будущее». [ 2 ] или, альтернативно, для трех муниципалитетов, входящих в состав Гагаузии: Комрат (Комрат) , Чадыр-Лунга (Чадыр-Лунга) и Вулканешть (Валканеш) . [ 3 ] Писатель Штефан Куроглу был одним из первых сторонников племенного устройства, которое должно было подтвердить происхождение гагаузов . В этой интерпретации каждый цвет представляет своего предка, внесшего вклад в этногенез гагаузов : печенегов , кипчаков и тюрков-огузов . [ 4 ]

Трибанд заменил более ранние изображения серым волком ( бозкуртом ) или волчьей головой. самопровозглашенной Гагаузской Республики Степане В частности, они использовались при губернаторе Топале (служил в 1990–1995 годах). По сообщениям того времени, изображения напоминают «миф об основании гагаузского народа», когда «волк привел [гагаузов] к свободе». [ 2 ] В своей статье 1990 года Чуроглу связал голову волка с другой традицией - традицией «девяти скорбящих» или «девяти волков», охраняющих гагаузский народ, или с фольклорным изображением Полярной звезды в виде волка. [ 4 ] описывается В других прочтениях бозкурт как пантюркский символ, а именно как « легендарный серый волк , который повел тюрков через горы в степи». [ 5 ] Журналист Алекс Бустос цитирует гагаузского эксперта по туризму Веру Гарчу, которая связывает этот символизм с «языческими аспектами, [которые] все еще используются в нашей культуре. [...] У нас есть праздники, которые мы посвящаем волкам: мы одновременно боимся и уважаем их». [ 6 ] Исследователь Анатол Макрис утверждает, что на древнем гагаузском флаге был изображен «волк на зеленом поле», и предполагает, что он может происходить от дакийского Дракона . [ 7 ]

Возникновение гагаузского национализма

[ редактировать ]

Гагаузы сообщают, что их происхождение связано с средневековым деспотатом Добруджи , и считают себя тюркским или тюркизированным христианским народом, который сопротивлялся распространению ислама . Народная традиция описывает деспотат как турецкий «Узи Эялет», основанный сельджукским правителем Кайкаусом II и алевитским мистиком Сары Салтыком . [ 8 ] В таких записях утверждается, что государство перешло к христианской династии кипчаков, наиболее известным представителем которой была Добротица , а главным символом которой был «красный флаг с белым петухом в центре». [ 9 ] Деспотат был завоеван Османской империей , но основные ветви гагаузов остались в Добруджанских и Лудогорских областях Румелии . Согласно гагаузским источникам, в 18 веке они основали республику с центром и названием города Вистер ; в его состав также входило около 100 добруджанских деревень. [ 10 ] Некоторые лудогорские гагаузы переселились в Молдавию в 1780-х годах, поселившись в ее восточных регионах, позже известных как Бессарабия . Эти колонисты основали деревни в районе Леова , но были возмущены высокими налогами, наложенными на них, и переселились на юг, в удерживаемый османами Буджак ( Силистра Эялет ). [ 11 ]

Изгнанные из Добруджи во время русско-турецкой войны 1806 года , многие гагаузы были приняты Российской империей , которая теперь оккупировала Бессарабию, а буджаки перегруппировались в Бессарабскую губернию . Их колонизация помогла «заполнить пробел, образовавшийся с насильственным изгнанием татар , ранее проживавших в этом регионе». [ 12 ] Часть Буджака была возвращена Молдавии в 1856 году вместе с гагаузами, но вновь аннексирована Россией по Берлинскому договору 1878 года . [ 13 ] В первые десятилетия своего присутствия они официально назывались «болгарами/греками турецкого языка» или «крещеными турками»; [ 14 ] мнение склонялось к тому, что они являются «этнографической группой среди болгар». [ 15 ] В 1860-е годы они оставались тесно связаны с бессарабскими болгарами и смешивались с ними . В 1842–1844 годах, вдохновленные семьей Минковых из Болграда , обе группы объединились, восстав против российской администрации, у которой сформировалась привычка использовать колонистов в качестве дешевой рабочей силы. [ 16 ] Как и болгары, гагаузы предпочли присоединение к Объединённым княжествам , но были разочарованы, обнаружив, что молдавские и румынские законы не продлевают их региональную автономию; В 1861 году болгары и гагаузы устроили восстание против призыва в Сухопутные войска Румынии , а затем организовали волну эмиграции в Россию. [ 17 ]

Флаг партии «Эсер» с лозунгом « В борьбе вы добьетесь своих прав!» , оба из которых также были связаны с Андрея Галацана . « Комратской Республикой »

Гагаузия впервые выразила стремление стать независимым государством после революции 1905 года : небольшая « Комратская республика », или Гагаузская Халки , просуществовала несколько дней в январе 1906 года. [ 18 ] Было сформировано правительство, во главе которого Андрей Галацан стал «президентом Комрата» ( Komrat Cumhurbaşkanı ). [ 19 ] и «приняла решение отменить все налоги на своей территории». [ 20 ] Хотя его называют прецедентом и «первой в мире Турецкой Республикой». [ 21 ] более поздними националистами это государство было в основном озабочено земельной реформой, а не этническим самоопределением. [ 22 ] Этот эпизод также привел гагаузские поселения под влияние левых политических партий, в том числе, прежде всего, « Эсеров» и Всероссийского крестьянского союза (членом которого был сам Галацан), а также анархистского клуба, основанного Фердинандом Брагалией. [ 23 ] Революционные брошюры называли красный флаг центральным символом и содержали русскоязычный лозунг Эсеров: Въ борьбѣ обрѣтешь ты право свое («Борьбой ты добьешься своих прав»). [ 24 ]

Вторая государственность была создана после Февральской революции 1917 года с надеждой на присоединение к Молдавской Демократической Республике (РМД) в качестве автономной единицы. Общине было выделено два места в законодательном органе РДМ, Сфатул Цэрий . [ 25 ] при этом Крсте Мисирков , иммигрант из Македонии , назвал себя «избранным болгарами и гагаузами». [ 26 ] Захваченное Украинской Народной Республикой и Одесской Советской Республикой , гагаузское государство искало защиты у Королевства Румыния и в конечном итоге поддержало союз Бессарабии с Румынией . [ 27 ] Против этого решения боролся Тигины «Болгарско-гагаузский комитет» , который стремился добиться союза с Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой . [ 28 ] В 1921–1924 годах гагаузские партизанские отряды, созданные Бессарабской коммунистической партией , участвовали в стычках с румынскими жандармами , кульминацией которых стало участие гагаузов в более крупном Татарбунарском восстании . [ 29 ]

Тюркские символы

[ редактировать ]

В межвоенный период в Великой Румынии гагаузский национализм был сосредоточен на локализованной версии румынского православия в сочетании с принципами турецкого национализма и даже кемализма . Синтез осуществил священник и пропагандист Михаил Чекир . [ 30 ] Антикоммунизм и консерватизм были введены в эту смесь в результате советской антирелигиозной кампании : «Эта угроза со стороны коммунизма была еще одним решающим фактором в развитии гагаузской религиозности и сформировала значительный компонент «национального послания» [Чакира]» . [ 31 ] Христианский компонент, тем временем, снизил совместимость с кемалистской Турцией , которая запрещала гагаузам получать гражданство, и в то же время расширила свое определение «турецкости», включив в него славян-мусульман ( боснийцев и помаков ). [ 32 ] Посол Турции в Румынии Хамдулла Суфи Танриевер поддержал усилия Чачира, предоставив стипендии гагаузам и связав их культурно с турками Румынии ; Затем он обсудил план переселения части гагаузов в Мраморноморский регион . [ 33 ] Танриоверу также удалось добиться от румынского правительства, чтобы в школах вокруг Комрата базовое образование давалось на турецком языке. [ 21 ] Будущая Гагаузия превратилась в мультикультурный регион на ранних этапах румынского правления. [ 34 ] с сегментами сообщества, более тесно связанными с румынским национализмом , а не с кемализмом. В 1937 году многоэтническое отделение крайне правой Национальной христианской партии в Комрате, возглавляемое гагаузом Думитру Топчиу , развевало только флаг Румынии . [ 35 ]

Регионы, населенные гагаузами, были разделены во время советской оккупации Бессарабии в 1940–1941 годах : «Граница между Молдовой и Украиной, установленная в 1940 году, произвольно пересекала компактную территорию болгаро-гагаузского поселения». [ 36 ] Гагаузы сопротивлялись мерам, направленным на их румынизацию или изгнание, но также подверглись русификации во время первой и второй советской оккупации . В результате последнего гагаузское население сократилось, страдая от великого голода 1946 года , а также от волны карательных депортаций , прежде всего в Казахскую ССР и Горный Алтай . [ 37 ] Русификация усилилась после консолидации Молдавской ССР в составе Советского Союза, хотя в 1950-х и 60-х годах были сделаны некоторые лингвистические уступки. [ 38 ] Тем временем советская администрация терпела дискурсы, связывавшие гагаузов с печенегами и тюрками-огузами Средней Азии , «не только потому, что они связывают происхождение [гагаузов] с регионами внутри Советского Союза, но и потому, что они представляют свою христианизацию как относительно незначительное, малоизвестное и позднее историческое событие». [ 39 ] Тюрколог Астрид Менц заметила, что все больше и больше гагаузских интеллектуалов «подчеркивают свою «тюркскую» идентичность посредством [...] реконструкции истории и более широкого использования «тюркских» мотивов, особенно из великого героического прошлого, в изобразительном искусстве». [ 40 ]

Первые засвидетельствованные националистические флаги гагаузского молдавского народа появились в годы перестройки , до падения Молдавской ССР. Движение за освобождение использовало «голубое поле с желтым диском в центре, на котором изображена голова черного волка». [ 1 ] как сообщается, разработан Петру (Петром) Влахом, который впервые совершил на нем полет 29 октября 1989 года. [ 21 ] Об этом также сообщалось как голова черного волка в профиль, на золотом круге с внешним белым кольцом, все на голубом поле. [ 4 ] Другой вариант флага, который в Комрате был нарисован в виде фрески, «синий с белыми краями и имеет белый медальон посередине с изображением Бозкурта». [ 5 ] Изначально это был военный флаг, разработанный в 1990 году тем же Петру Влахом. В его версии голова волка серого цвета была изображена в профиль лицом к мачте; бордюр представлял собой вышитый узор. [ 41 ] У этнического флага было множество других известных вариантов. На треугольном вымпеле неопределенного цвета голова волка была высечена на простом круге без внешнего кольца. Сообщалось, что эта версия использовалась правительством Степана Топала в августе 1990 года и развевалась рядом с советским флагом во время сепаратистского восстания. [ 4 ] В ходе параллельных протестов против создания Комратского государственного университета гагаузские активисты якобы использовали голубое поле, испорченное головой красного волка на белом диске, с желтым мотивом, идущим вертикально возле мачты. [ 42 ] [ 43 ]

Вариант «Волчьего флага», используемый в Гагаузии. Из-за отсутствия стандартизации он использовался вместе с этническим флагом.
Впервые о трехцветном флаге сообщили в 1993 году, вероятно, он стал основой нынешнего флага.

11 августа 1990 года была образована Гагаузская Республика , вышедшая из Молдавской ССР и стремившаяся объединиться с гагаузами на Украине . Во время последующих столкновений в анклаве Александру Иоана Куза румынские добровольцы сообщили, что у гагаузов есть «свой флаг с головой шакала». [ 44 ] Хотя новое государство Молдова утратило какой-либо контроль над Гагаузией к 1992 году, националистическое движение разделилось на меньшинство, которое настаивало на присоединении Гагаузии к Российской Федерации , и большинство, которое надеялось на автономию в составе Молдовы. [ 45 ] Последнее видение было поддержано ученым Марией Маруневич, которая утверждала, что Республика задумывалась «не как отделение от Молдовы в целом, а как гарантия сохранения национального равенства в районах, густонаселенных гагаузами». [ 46 ] Как сообщает историк Фредерик Куинн, к 1993 году правительство Топала, которое приняло полный сепаратизм, использовало новую версию гагаузского флага, его «единственную сохранившуюся копию», выставленную в собственном офисе Топала. На нем был изображен полнотелый волк в черном, обращенный лицом к мачте и стоящий на холме, все внутри золотисто-красного круга. Он был наложен на трибанд, очень похожий на нынешний флаг, но с более узкой белой полосой и тремя звездами, расположенными вертикально. [ 47 ]

Под «Особым статусом»

[ редактировать ]

В декабре 1994 года Гагаузия и Молдова договорились о «особом статусе» для первой, которая стала первым автономным этническим анклавом, получившим признание во всей посткоммунистической Восточной Европе . [ 48 ] Это привело к принятию пересмотренного флага в его нынешнем виде под прозвищем «Небесный флаг». [ 49 ] Ему отдавалось предпочтение перед символами волка, которые вызывали недовольство умеренных гагаузов, особенно тех, кто чувствовал религиозную солидарность с понтийскими греками ; Серый волк также считался связанным с крайне правым пантюркизмом , воплощенным в «Идеалистических очагах» . [ 50 ] В 2007 году Менц отметил, что гагаузские жители «испытывают ностальгию по советским временам», а также что они проявляют некоторую степень туркофобии — «потому что все турки, которых они когда-либо видели, были бизнесменами, пока они были фермерами». Она обнаружила, что туркофилия в основном является явлением высшего класса, а другие социальные группы «более или менее не затронуты поиском независимой гагаузской идентичности». [ 51 ] Более того, по словам историка литературы Аттилы Йорма: «Молдавские гагаузы боятся быть турецкими, поскольку упоминание о турецкости может дать молдавским румынам повод указать на то, что у них есть «метрополия», куда следует переехать». [ 52 ]

После 2000 года символ головы волка был незаметно убран из общественных выставок. [ 53 ] В 2010 году новый гагаузский трибанд был доставлен на вершину Эльбруса Анной Занет, дочерью поэта-журналиста-националиста Тодура Занета . [ 49 ] [ 54 ] Этот флаг также вызвал споры; его использование остается центральным в спорах между румынским национализмом и теми гагаузами, которые опасаются потенциального объединения с Румынией . Также в 2010 году губернатор Михаил Формузал объявил, что он и его кабинет выступили против указа президента Молдовы Михая Гимпу государственные символы , который предписывал 28 июня поднимать приспущенные — то есть в ознаменование советской аннексии. Формузал, в частности, упомянул о спуске «Небесного флага», что «может быть сделано только по приказу губернатора. Я не буду издавать такого приказа». [ 55 ] Вместо этого 28 июня отмечалось в Гагаузии как «день освобождения от румынской фашистской оккупации». [ 55 ]

Памятник ветеранам советско-афганской войны в Комрате со спущенным флагом Молдовы и развевающимися гагаузскими и военными (апрель 2017 г.)

После митинга профсоюзов в мае 2012 года гагаузский мэр Комрата Николай Дудогло пригрозил, что его город будет поднимать только гагаузскую символику и снимать молдавские флаги . [ 56 ] В 2014 году в контексте пророссийских волнений на Украине на границе с Молдовой существовала определенная обеспокоенность по поводу аналогичных событий, разворачивающихся в Молдове. В Молдовы парламенте Георге Дука предложил запретить гагаузский флаг как напоминающий флаг Крыма , но его предложение встретило сопротивление со стороны Партии коммунистов . [ 57 ] Также в этот период группа пророссийски настроенных гагаузов в Комрате развевала флаг России . [ 58 ] Государственные учреждения в Гагаузии по-прежнему вывешивали флаг Европы , отдавая дань уважения политике расширения Молдовы , но настроение сотрудников по этому поводу было отмечено как плохое. [ 59 ]

На церемонии приведения к присяге в следующем году губернатор Ирина Влах устроила шоу, целуя гагаузский флаг, а затем неофициально придала равный статус молдавскому и российскому флагам. [ 60 ] Влах создал дополнительный спор, надев шарф сине-красно-белого цвета, цвета которого являются общими для Гагаузии и России. Молдавские голоса увидели в этом свидетельство того, что Влаха «выставляет себя защитником российских интересов». [ 61 ] День России 2016 года открыто отметили в Комрате с одобрения губернатора Влаха. Как сообщает Радио Свободная Европа , оно увидело, как гагаузы размахивали «шквалом флагов Российской Федерации». [ 62 ] Сообщается, что к марту следующего года европейский флаг был снят с губернаторской резиденции в Комрате. [ 63 ] В мае 2022 года, в разгар российского вторжения в Украину , Влах разрешил георгиевскую ленту , которая была запрещена в Молдове. развешивать на территории Гагаузии [ 64 ]

В августе 2017 года губернатор Влах объявил об инициативе восстановить «исторический флаг» Гагаузии в качестве официального символа, который будет развеваться на государственных зданиях вместе с «Небесным флагом». Выступая тогда, она назвала первое флагом, появлявшимся на публичных митингах в 1990–1994 годах, и заявила, что это предложение «давно обсуждалось в нашем обществе». [ 43 ] Иллюстрации и видео, опубликованные вместе с такими отчетами, показывают возвращение головы красного волка на белом диске над голубым полем. [ 42 ] [ 43 ] Согласно репортажу Realitatea TV , Влах был вдохновлен сепаратистской группировкой « Гагауз Халки» , которая возобновила свою деятельность в марте 2017 года. [ 42 ] В сентябре газета Ана Созю сообщила, что существуют политические разногласия, из-за которых маловероятно, что комиссия по новому флагу когда-либо сможет функционировать. [ 41 ] «Небесный флаг» по-прежнему использовался как объединяющий символ гагаузских сторонников генерального прокурора Молдовы Александра Стояногло . Вскоре после ареста Стояногло в октябре 2021 года эти группы заблокировали дорогу между Кишиневом и Джурджулештами , растянув по ней гагаузский флаг. [ 65 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Мины, с. 630
  2. ^ Перейти обратно: а б Куинн, с. 24
  3. ^ Булут, с. 62
  4. ^ Перейти обратно: а б с д «Новые флаги. Гагаузы», в вексиллологии. Информационный бюллетень Вексилологического клуба под городом Прага , выпуск 81, 1991 г., стр. 1602–1603 гг.
  5. ^ Перейти обратно: а б Смит Альбион, с. 6
  6. Алекс Бустос, Гагаузия: тюркский, православный перекресток между Молдовой, Россией и Турцией , Nationalia (CIEMEN), 12 января 2022 г.
  7. ^ Макрис, с. 58
  8. ^ Каранфил, стр. 61–62. См. также Менц, с. 127
  9. ^ Каранфил, с. 61
  10. ^ Каранфил, стр. 62–63
  11. ^ Каранфил, с. 63
  12. ^ Менц, с. 125
  13. ^ Капеллан, стр. 47–53, 58–83; Гвоздика, с. 62–63; Март, с. 5–74, 96–99, 117–119, 149–195; Менц, с. 126; Мины, с. 631–632. См. также Йорма, стр. 143–145
  14. ^ Воскресенье (2017), стр. 13–14
  15. ^ Скруква, стр. 293.
  16. ^ Воскресенье (2017), стр. 19–20
  17. ^ Север Мирча Каталан, «Принцип территориальной целостности в румынской политике во времена Александру Иоана Кузы», в Revista Istorică , Vol. 3, выпуски 7–8, июль – август 1992 г., стр. 762–765. См. также Капало, стр. 51–52; Менц, с. 126
  18. ^ Булгар, с. 304–305; Облако, с. 63; Капало, с. 54; Гвоздика, с. 63–64; Мины, с. 632; Романова, с. 201–201; Туфар и др. , мы проходим
  19. ^ Каранфил, стр. 63–64
  20. ^ Болгарский, с. 304
  21. ^ Перейти обратно: а б с Гвоздика, с. 64
  22. ^ Капало, с. 54. См. также Башиани, стр. 61–62
  23. ^ Булгар, с. 302. См. также Tufar et al. , пассим
  24. ^ Туфар и др. , стр. 27, 48, 49
  25. ^ Башиани, с. 89
  26. ^ Владо Тренески, Деян Танчовский, Эрлин Аго, Иван Николов, Илья Стояновский, Методий Иванов, Румен Сребранов, Спас Ташев, Белая книга о языковом споре между Болгарией и Республикой Северная Македония , стр. 46–47. София и Торонто: Орбель, 2021. ISBN   978-954-496-149-7
  27. ^ Майны, стр. 632–633
  28. ^ Георге Брэтиану , Бессарабия. Национальные и исторические права , с. 56. Бухарест: Издательство «Семне», 1995. ОСЛК   38112407
  29. ^ Романова, с. 201–202. См. также Капало, с. 55
  30. ^ Капало, стр. 56–115. См. также Булут, с. 62; Менц, с. 129
  31. ^ Капало, стр. 55–56
  32. ^ Фуат Дюндар , Проблемы изучения османской/турецкой иммиграционной политики , Рабочие документы ZMO , № 28, 2021 г., стр. 3, 7, 10–14; Кемаль Кириши , «Миграция и Турция: динамика государства, общества и политики», в Решате Касабе (ред.), Кембриджская история Турции , том 4, стр. 178–180, 195–196. Кембридж и др.: Издательство Кембриджского университета , 2008. ISBN   978-0-521-62096-3
  33. ^ Капало, стр. 100–101
  34. ^ Макрис, стр. 60–84
  35. ^ Иван Думиника, «Бессарабские болгары и гагаузы глазами румынского писателя и политика Георгия А. Кузы», в Иване Думинице, Кальчо Кальчеве, Георге Гонце, Надежде Кара, Марии Паслар, Сергее Страшнюке, Екатерине Челак (ред.), България метрополия и диаспора. Сборник к 65-летию Д.И.Н. Николай Червенков , с. 311. Кишинев: Академия наук Молдовы и Государственный университет имени Григория Цамблака , 2013. ISBN   978-9975-9577-2-4
  36. ^ Скруква, стр. 171.
  37. ^ Капало, стр. 100-1. 75, 178; Каранфил, с. 64
  38. ^ Капеллан, стр. 53–83; Гвоздика, с. 64; Менц, с. 126; Мины, с. 633–634. См. также Макриш, стр. 84–85, 87–89, 106–107, 120–141; Романова, с. 204–205
  39. ^ Капало, с. 62
  40. ^ Менц, с. 127
  41. ^ Перейти обратно: а б «Работа ясна и без комиссии! Работа нашей Республики Гагаузия и наш Национальный Праздник окончены!», в «Слове Матери » , 29 сентября 2017 г., с. 1
  42. ^ Перейти обратно: а б с (на румынском языке) Флаг сепаратистского движения 90-х годов в Гагаузии станет официальным. Ирина Влах: Под этим символом прошли первые митинги , Realitatea TV , 23 августа 2017 г.
  43. ^ Перейти обратно: а б с (на румынском языке) Юрий Ботнаренко: «Флаг так называемой Республики Гагаузия будет официально утвержден в Комрате» , в Adevărul Молдова , 19 августа 2017 г.
  44. ^ Ион Д. Гойя, «Мы будем бороться до конца», в Flacăra , выпуск 46, ноябрь 1990 г., стр. 14
  45. ^ Мины, с. 634. См. также Капало, стр. 76–78; Смит Альбион, стр. 7–10
  46. ^ Romanova, pp. 206–207
  47. ^ Куинн, стр. 24, 160.
  48. ^ Мины, с. 634–635. См. также Макриш, стр. 85–87, 106–107; Смит Альбион, стр. 6–10
  49. ^ Перейти обратно: а б Улку Челик Шавк, «Тодур (Федор) Занет Гагауз и жизнь, посвященная гагаузам», в журнале Dangerous Languages , зима 2013 г., стр. 134
  50. ^ Капало, стр. 80–81
  51. ^ Менц, стр. 126–128.
  52. ^ Йорма, с. 76
  53. ^ Капало, с. 81
  54. ^ (на румынском языке) Monitor Media, «Гагаузская газета Ana Sözü прибыла на Эльбрус» , в Молдове Ази , 9 августа 2010 г.
  55. ^ Перейти обратно: а б (на румынском языке) «Комрат: «День освобождения от оккупации румынских фашистов» , Тимпул де Минеацэ , 29 июня 2010 г.
  56. ^ (на румынском языке) Виталие Кэлугэряну, Молдова. Юнионистские тенденции в Кишиневе потрясли Россию , Deutsche Welle , 14 мая 2012 г.
  57. ^ (на румынском языке) «Завтра депутаты обсудят ситуацию в Украине за закрытыми дверями» , в Timpul de Dimineaats , 20 марта 2014 г.
  58. Пол Гобл, Комментарии: Российский флаг над Гагаузией , Фонд Джеймстауна , 4 апреля 2014 г.
  59. ^ (на французском языке) Виктория Пуйу, «Молдова. Гагаузы чувствуют себя слишком далекими от европейской культуры» , в Courrier International , 20 мая 2014 г.
  60. Кит Жиллет, Крошечный регион в Молдове — ключ к пониманию будущего Восточной Украины , Business Insider , 25 мая 2015 г.
  61. Игорь Боцан, Реальные и воображаемые опасности на выборах в Гагаузии , E-democracy.md (Ассоциация демократии участия ADEPT), 16 марта 2015 г.
  62. ^ (на румынском языке) Татьяна Эцко, Как отмечали День России в Комрате (подробнее) и Кишиневе (меньше) , Радио Свободная Европа , 13 июня 2016 г.
  63. ^ (на румынском языке) Светлана Коробчану, «День «без политики» в Гагаузии» , в Jurnal de Chisinau , 17 марта 2017 г.
  64. ^ (на румынском языке) Ирина Влах подписала закон, предусматривающий использование черно-оранжевой ленты на территории Гагаузского автономного округа , Телерадио-Молдова , 3 мая 2022 г.
  65. ^ (на румынском языке) После акции протеста в Комрате несколько автомобилистов перекрыли движение: Флаг был раскинут по всему участку дороги от въезда в район , Unimedia , 10 октября 2021 г.
  • Альберто Башиани, Трудный союз. Бессарабия и Великая Румыния, 1918–1940 гг . Рим: Издательство Арахна, 2007. ISBN   978-88-548-1248-2
  • Stepan Bulgar, "Комратское восстание и роль интеллигенции в революционных событиях 1905–1906 гг", in Știință, Educație, Cultură , Vol. III, 2022, pp. 301–306.
  • Ремзи Булут, «Экономическая и политическая структура гагаузских турок», в журнале Института социальных наук (Университет Мехмета Акифа Эрсоя) , Vol. Т. 3, выпуск 6, осень 2016 г., стр. 60–71.
  • Иван Воскресный, Болгарские колонии в Бессарабии (1774–1856) . Кишинев: Академия наук Молдовы и Молдавское общество болгар, 2017. ISBN   978-9975-139-27-4
  • Аттила Йорма, Болгарско-турецкий роман 1960-х годов (Annales Universitatis Turkuensis, Scripta lingua Fennica edita, Сер. С, Том. 276) . Турку: Университет Турку , 2008. ISBN   978-951-29-3755-4
  • Джеймс Александр Капало, Текст, контекст и исполнение: гагаузская народная религия в дискурсе и практике . Лейден и Бостон: Brill Publishers , 2011. ISBN   978-90-04-19799-2
  • Гюллю Каранфил, «Гагаузлар ве девлетлешме», в журнале «Наука, образование, культура» , том. II, 2021, стр. 61–65.
  • Анатол Макриш, Гагаузия . Бухарест: Издательство Paco, 2008.
  • Астрид Менц, «Гагаузы между христианством и турецкостью», в книге Филиз Кирал, Барбара Пуш, Клаус Шёниг, Арус Юмул (ред.), Культурные изменения в тюркском мире , стр. 123–130. Вюрцбург: Эргон-Верлаг, 2007.
  • Джеймс Минахан, Энциклопедия народов без гражданства. Этнические и национальные группы по всему миру, Том II D – K. Вестпорт и Лондон: Издательская группа Greenwood , 2002. ISBN   0-313-32110-8
  • Фредерик Куинн, Демократия на заре: заметки из Польши и точки на восток . Колледж-Стейшн: Издательство Техасского университета A&M , 1998. ISBN   0-89096-786-5
  • Svetlana Romanova, "Провинциализм как один из факторов сохранения самобытности гагаузов", in V. P. Stepanova, Svetlana Gubanenkova (eds.), Провинциализм: сохранение самобытности или самоизоляционизм? , pp. 199–211. Oryol & Chișinău: Oryol State University , 2018. ISBN   978-5-9929-0623-3
  • Гжегож Скруква, За Черноморскую Украину. Процессы национального строительства в Черноморском регионе до 1921 года в украинской исторической перспективе (Университет Адама Мицкевича в Познани, Серия истории № 229) . Познань: Wydawnictwo Naukowe UAM , 2016. ISBN   978-83-232-3081-6
  • Адам Смит Альбион, Путешествие по Румынии, Молдове и Гагаузии , Письма Института текущих мировых событий , ASA-7 1995, Европа/Россия (10 мая 1995 г.).
  • Nikolai Kharlampiyevich Tufar, Nikolai Nikolaevich Tufar, Zardyhan Kinayatuly, Очерки истории гагаузов. Комратская Республика 1906 год. Огузское государство IX–X в.в. Comrat: M. V. Maruneviç Center for Scientific Research, 2015. ISBN   978-9975-3075-2-9
[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1ee7245a8dabb12dcf7aa72854bd7d4d__1719378960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1e/4d/1ee7245a8dabb12dcf7aa72854bd7d4d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Flag of Gagauzia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)