Времена без числа
![]() Первое расширенное издание (1969 г.) | |
Автор | Джон Бруннер |
---|---|
Художник обложки | Джон Шенхерр |
Язык | Английский |
Издатель | Эйс Книги |
Дата публикации | 1969 |
Место публикации | Соединенные Штаты |
Тип носителя | Распечатать (книга) |
Страницы | 156 |
ОКЛК | 1145589 |
«Времена без числа» — о путешествиях во времени и альтернативной истории роман Джона Бруннера .
История публикаций
[ редактировать ]Первоначально Бруннер написал три рассказа, опубликованных в 1962 году в последовательных выпусках британского журнала Science Fiction Adventures : «Вчерашняя порча» в № 25, «Ненаписанное слово» в № 26 и «Полнота времени» в № 25. 27.
В том же году появилась значительно другая версия в виде романа -ремонта под названием « Времена без номера» , который был опубликован Дональдом А. Уоллхеймом (под псевдонимом Дэвид Гриннелл) как с « Орбитой судьбы Ace Double вместе ».
В 1969 году издательство Ace Books снова опубликовало книгу в версии, значительно переработанной и расширенной Бруннером, отличающейся как от журнальных рассказов, так и от романа 1962 года.
Историческая подоплека сюжета
[ редактировать ]Сюжет книги разворачивается в 1988–1989 годах, когда испанская армада под командованием герцога Пармского успешно вторглась в Англию в 1588 году при помощи второй армии, отправленной из испанских Нидерландов под командованием графа Бартона. , незаконнорожденный отпрыск католического шотландского дома Стюартов , поступивший на службу Испании и оказавшийся одним из величайших военных талантов истории; освободив Парму от должности испанского командующего в Нидерландах, чтобы герцог мог принять на себя командование Армадой, Бартон начал молниеносную кампанию, которая подавила их восстание и увековечила испанское правление и католическую религию.
В какое-то неустановленное время Испании также удалось завоевать и поглотить своего давнего соперника Францию благодаря обстоятельствам, которые, очевидно, не считаются столь важными, как завоевание Англии. Во времена Армады Франция была глубоко втянута в религиозные войны , в которых Испания поддерживала Католическую лигу , в то время как королева Англии Елизавета и голландские повстанцы поддерживали французских гугенотов . Очевидно, что уничтожение Англии и Голландии имело бы большое значение для баланса сил во французских войнах, но Бруннер не приводит подробностей.
Однако, занятые на севере, испанцы пренебрегли защитой своей собственной иберийской родины, которая была отвоевана исламскими силами Средиземноморского Халифата – титаническое событие, подробности которого также не приводятся. Испанские беженцы перебрались в Британию , которая стала новой базой их империи и жители которой постепенно ассимилировались. Испанский вытеснил английский , который едва сохранился как «униженный крестьянский язык». Испаноязычные жители столицы Лондона называли себя «имперцами», а не «испанцами», и, за исключением нескольких стойких английских националистов, считали победу Армады благословением.
Уже покорив Южную и Центральную Америку , Империя не имела большой нужды в Северной Америке . Вместо того, чтобы завоевать и колонизировать его самостоятельно, имперцы вооружили могавков и призвали их начать великую завоевательную кампанию до Тихого океана. Лидеры могавков, правившие из Нового Мадрида (на месте Нью-Йорка ), были приняты в высшую знать Империи. Однако другие индейские племена чувствовали недовольство доминированием могавков и его поддержкой со стороны европейцев – негодование, которое, как выяснилось, имело решающее значение в более поздней части книги.
В Европе Империи противостоял «разнородный политический союз» Литвы , Польши , Пруссии и Православной Руси , известный как «раздражительная, нестабильная» Конфедерация Востока, которую Империя считала своей «современной сверхдержавой». ." Шотландия и Швеция-Норвегия оставались независимыми, причем последняя оставалась, по сути, последним бастионом протестантизма, который католическая империя считала довольно любопытной местной традицией. На Дальнем Востоке доминирующей державой было Среднее царство Катай , с гораздо более скромной ролью, которую играли его культурные зависимости, острова Чипангу (правители которых восхищались Империей и «стремились превратить свое географически аналогичное местоположение в политически аналогичное независимость от материковой культуры Катая, которая доминировала практически на протяжении всей их письменной истории»).
В 1892 году итальянец по имени Карло Борромео открыл секрет путешествий во времени, хотя в остальном общий уровень технологий оставался не намного выше, чем в 16 веке, когда люди путешествовали преимущественно верхом на лошадях, а города освещались открытыми огнями. В принципе, путешествие во времени можно было бы использовать как средство мгновенного путешествия , но для этого путешественнику пришлось бы находиться в двух местах одновременно, по крайней мере, на долю секунды; опасаясь временного парадокса , такое использование устройства было строго запрещено.
Более того, быстро стало понятно, что путешествие во времени может стать, по сути, оружием массового уничтожения , неосторожное или безжалостное использование которого может разрушить всю нынешнюю реальность – и, в частности, что оно может предоставить две великие державы, запертые в длительная холодная война со средствами полного и взаимного уничтожения друг друга (аналогично ядерному оружию в нашем мире). Чтобы предотвратить эту опасность, использование путешествий во времени строго регулировалось тщательно сформулированным « Пражским договором » и ограничивалось двумя элитными организациями – Обществом Времени Западной Империи и Темпоральной Коллегией Конфедерации – оба из которых находятся под надзором Католической церкви в в соответствии со специальной папской буллой De tenebris temporalibus (часть латинского текста которой Бруннер приводит). Обе великие державы хотят сохранить свою монополию на путешествия во времени и обеспокоены попытками Катаян разработать аппарат времени вне рамок Пражского договора, контролируемого Ватиканом (так же, как на момент написания статьи американцы и Советы пытались предотвратить достижение ядерного оружия).
Хотя рабство все еще существует, а демократия так и не появилась, доминирующая католическая церковь менее нетерпима и жестока, чем во времена Армады. К протестантизму, сохранившемуся только в Скандинавии, относятся скорее с любопытством, чем с враждебностью, и хотя инквизиция все еще существует, она уже давно отказалась от применения пыток в пользу гипноза . Более того, упоминается движение за равенство женщин , по крайней мере, среди женщин из высшего сословия. (Шведские женщины упоминаются как более напористые, чем женщины из других стран, поскольку на момент написания статьи они были известны в нашем мире.)
В целом альтернативный ХХ век, изображенный Бруннером, значительно более гуманен, чем в Кита Робертса » «Паване , написанной несколькими годами позже и также основанной на победе испанской армады.
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]В 1988 году Дон Мигель Наварро стал «Обыкновенным лицензиатом» Общества Времени. Основной обязанностью дона Мигеля как лицензиата является обеспечение сохранения истории, чтобы ее изменения не разрушили империю. На вечеринке, организованной маркизой ди Хорке , его хозяйка демонстрирует золотую ацтекскую маску, которую она недавно получила в подарок. Мгновенно распознав в нем контрабанду, дон Мигель начинает расследование, которое в конечном итоге приводит к разоблачению и аресту дона Арчимбольдо Руиса, известного дворянина (а также хитрого и умелого злодея), занимающегося незаконным приобретением товаров из прошлого. Затем дону Мигелю поручается вернуть его в то самое место в прошлом, откуда оно было взято, чтобы успеть использовать его в ацтекских кровавых обрядах массовых человеческих жертвоприношений , в которые он обязан не вмешиваться, но которые оставляют его потрясло. Благодаря своему успеху Дон Мигель удостоен чести и отмечен как перспективный человек.
Некоторое время спустя, посещая новогодний бал, устроенный принцем Новой Кастилии – нашей Северной Америки – принцем крови и командующим Обществом Времени, дон Мигель знакомится с леди Кристиной, дочерью шведского посла. По ее подсказке они покидают вечеринку, чтобы исследовать город Лондон самостоятельно . Однако, прогуливаясь по одной из улиц города, они встречают необычно одетую женщину, на которую нападают мужчины, намеревающиеся ее изнасиловать, но оказывается, что она более чем способна позаботиться о себе, приступив к обездвиживанию нескольких нападавших, прежде чем Дон Мигель способен сбить ее с ног (читатель легко узнает, что она владеет каким-то боевым искусством , но в мире Дона Мигеля они неизвестны на Западе).
Отведя женщину в штаб-квартиру Общества, он пытается вернуться во дворец принца в поисках отца Рамона, главного иезуита -теоретика общества, но его останавливает паническая толпа, заполнившая улицы. Там он узнает о сожжении дворца и гибели всех собравшихся высокопоставленных лиц, включая всю королевскую семью, от рук десятков женщин-воительниц (перенесенных, как выяснилось, из альтернативной временной шкалы, в которой индийский король на монгольский трон правит всей Азией и Европой и с которым тайно связывались высокопоставленные члены Общества Времени). После встречи с отцом Рамоном они возвращаются в штаб-квартиру Общества, где используют специальную межвременную мессу , чтобы связаться с более ранней версией отца Рамона и предотвратить резню. Однако, хотя этот эпизод, казалось бы, закончился хорошо, он оставляет дона Мигеля с растущим чувством тревоги, поскольку он узнает, что его начальство проводит опасные эксперименты, и таким образом понимает, что вся его реальность висит на чрезвычайно тонкой нити.
Нуждаясь в отпуске, Дон Мигель отправляется в далекую Калифорнию, захолустье, редко посещаемое европейцами. В этой истории не было никакой Калифорнийской золотой лихорадки ; золотые прииски в Калифорнии принадлежат имперскому правительству и на них работают местные индейские рабочие. Отдыхая на гасиенде возле местной шахты, его хозяин, индейский инженер по имени Две собаки, показывает ему стальное сверло от перфоратора, обнаруженное в недавно запущенной шахте.
Опасаясь нарушения договора между Империей и Конфедерацией Востока, регулирующего путешествия во времени, Дон Мигель предупреждает Общество, которое начинает полномасштабное расследование. Однако когда на место происшествия прибывает отец Рамон, он настаивает на том, что никакого нарушения не произошло, хотя разведывательная экспедиция подтверждает, что в прошлом действительно существовала группа из 20-го века, добывавшая эту землю. Отправляясь на место, дон Мигель и отец Рамон разговаривают с лидером группы и убеждают его прекратить операцию; Отец Рамон явно полон решимости разрядить напряженность и избежать практически любой ценой эскалации отношений двух великих держав.
Причина этого становится ясной по их возвращению: дон Мигель узнает, что «открытие» на самом деле было подброшено двумя собаками, которые возглавляют заговор коренных американцев, настроенных против ирокезов, стремящихся свергнуть Империю, и которые манипулируют Восточной Конфедерации и используют ее, но имеют свои далеко идущие планы. В завязавшейся схватке Две собаки убегают, а отец Рамон убит. Предполагается, что, потерпев неудачу в своем тщательно продуманном заговоре, Два Пса попытаются отправиться в прошлое и нанести прошлому Империи серьезный удар.
Будучи преисполнено решимости сохранить свою историю, Общество отправляет дона Мигеля и десятки других лицензиатов в прошлое, чтобы не дать двум собакам сорвать решающее событие Армады, но, находясь под прикрытием в 1588 году в Кадисе, дон Мигель к своему ужасу обнаруживает, что Два пса уже добились успеха. ; Заместитель командующего Пармы, военный гений граф Бартон, больше не существует – очевидно, он был убит двумя собаками, когда был еще малоизвестным молодым искателем приключений – и сам Парма больше не является командующим флотом. Срочно возвращаясь в настоящее, дон Мигель надеется подать предупреждение в последнюю минуту, но его настигает наступающая волна меняющейся реальности (весьма болезненный опыт), и он прибывает не в Новый Мадрид, а в свой аналог, Нью-Йорк, возникающий в Центральный парк к изумлению прохожих.
Из этого Дон Мигель понимает, что люди измененной временной линии не имеют знаний о путешествиях во времени, которые дали бы им четкое объяснение появлению человека из воздуха, и что он единственный человек на этой временной линии, который знает секрет путешествия во времени. Размышляя об этом, он приходит к выводу, что временные рамки, в которых существуют путешествия во времени, в конечном итоге рушатся сами по себе, когда кто-то меняет реальность, что приводит к изобретению самого путешествия во времени. Он решает принять развитие событий как волю Бога и начать новую жизнь как «самый одинокий из всех изгнанников» в мире, где он сейчас находится, сохраняя путешествия во времени в секрете и никогда не раскрывая своих знаний о том, как построить работающую машину времени. . Между тем, безжалостные действия Двух Псов против Империи, как оказалось, привели к бумерангу против собственного народа Двух Псов, создав временную шкалу, в которой коренные американцы жили намного хуже, чем в той, которую он уничтожил.
Природа времени
[ редактировать ]Как видно из сокрушительного заключения, в концепции путешествия во времени и его последствиях, рассмотренных в этой книге, может быть одна и только одна временная шкала. В отличие от других книг о путешествиях во времени, где изменение в прошлом создает новую разветвленную временную линию, существующую бок о бок со старой, здесь изменение прошлого уничтожает все последующие более поздние времена, и новая временная линия заняла место прежней. . Как и в » Пола Андерсона « Delenda Est , существует игра с нулевой суммой : чтобы одна временная линия существовала, другая должна быть уничтожена.
Тем не менее, в более ранней части, где Королевский дворец сжигается женщинами-воинами из другой временной линии, кажется, что альтернативные временные линии действительно существуют бок о бок, и что люди могут переходить из одной временной линии в другую. Это несоответствие никогда не объясняется полностью. Отец Рамон называет мир, откуда пришли амазонки, «потенциальным миром», что подразумевает, что только одна временная линия «действительно реальна», в то время как другие имеют только «потенциальную реальность». Все это, однако, является тщательно охраняемой тайной старших членов Общества, которые размышляют о его богословском значении так же, как и о научном. Дон Наварро, как скромный лиценциат, не должен был знать ничего из этого и смог увидеть это только в связи с крайней чрезвычайной ситуацией. И прежде чем он сможет подняться в иерархии Общества настолько, чтобы получить настоящее объяснение, вся его временная линия будет безвозвратно разрушена.
Сходство с «Мирами Империума» и «Лордом Дарси»
[ редактировать ]«Времена без числа» были первоначально опубликованы в том же году, что и « Кита Лаумера » Миры Империума . Хотя в остальном они очень разные, альтернативные линии времени, изображенные в обеих книгах, показывают, что итальянский изобретатель в конце 19-го века делает решающее открытие (путешествие во времени в одном случае, путешествие в альтернативные линии времени в другом), которое подхватывается Великие державы мира и фундаментально формируют последующую историю.
Несмотря на совершенно иное историческое происхождение, 20-й век «Времен без числа» имеет много общего с веком Рэндалла Гаррета » серии « Лорд Дарси . В обеих странах существует католическая империя, базирующаяся в Лондоне и правящая Британскими островами, Францией и всем Западным полушарием ( христианизированные коренные американцы в аристократию которой приняты ). И в обоих произведениях изображенная Империя монархическая и консервативная, без всякого следа демократии, но все же относительно доброжелательная; втянут в десятилетнюю холодную войну с восточноевропейским соперником; технологически отсталые по сравнению с нашим миром, но все еще обладающие ключевой областью знаний (путешествия во времени, магия), неизвестной нашему 20 веку.
Ссылки
[ редактировать ]Бруннер, Джон (1969) Времена без числа . Книги Эйса. (издание для США)