Дон Сезар де Базан
Дон Сезар де Базан | |
---|---|
Комическая опера Жюля Массне | |
![]() Плакат Селестена Нантёя к премьере | |
Либреттист |
|
Язык | Французский |
На основе | Руй Блас Виктор Гюго |
Премьера | 30 ноября 1872 г. Комическая опера , Париж |
«Дон Сезар де Базан» — комическая опера в четырёх действиях Жюля Массне на французское либретто Адольфа д’Эннери , Филиппа-Франсуа Пинеля « Дюмануар » и Жюля Шантепи по пьесе д’Эннери и Дюмануара, впервые исполненная в Театре де ла Порт Сен-Мартен в 1844 году. Это, в свою очередь, опиралось на популярного персонажа Дона. Сезар де Базан в драме Рюи Блас» « Виктора Гюго 1838 года , хотя и мало связан с сюжетом драмы Гюго. Опера Массне была впервые исполнена в Комической опере в Париже 30 ноября 1872 года.
Это была первая полнометражная опера Массне, одноактная «Великая Таня» была поставлена той же труппой пятью годами ранее. «Дон Сезар де Базан» не имел успеха, и прошло еще пять лет, после премьеры «Короля Лахора» в 1877 году, прежде чем Массне поднялся на свое место среди самых выдающихся композиторов своего времени.
«Дон Сезар де Базан» первоначально исполнялся 13 раз в Комической опере. После пожара в Зале Фавар, когда партии были утеряны, Массне построил новую версию на основе вокальной партитуры, которая была исполнена в Женеве в 1888 году, затем в Антверпене, Брюсселе, во французских провинциях и в Гэтэ-Лирик в 1912 году, а также в Гаага в 1925 году. [ 1 ] Оркестровый антракт к третьему акту под названием «Севильяна» был в 1895 году адаптирован как образец для сольного колоратурного сопрано на слова, специально написанные Жюлем Рюэлем ( «À Séville, Belles Señoras» ). Хотя эта песня до сих пор регулярно исполняется, она не входит в партитуру оперы. [ 2 ]
две разные пьесы по мотивам Дона Сезара В 1901 году в Лондоне были поставлены . Джеральд дю Морье адаптировал историю с упрощенными диалогами под названием «Королевский соперник» , продюсером которого выступил Уильям Фавершам . Виктор Мэйпс расширил сюжет и добавил более естественно звучащие диалоги в своей версии под названием « Возвращение Дона Цезаря» , в которой главную роль сыграл Джеймс К. Хакетт . [ 3 ]
Современное возрождение произошло в нескольких французских городах в 2016 году, когда Frivolités Parisiennes поставили новую постановку, включая выступление в Театре де ла Порт Сен-Мартен под управлением Матье Романо. [ 4 ]
Роли
[ редактировать ]Роль | Тип голоса | Премьерный состав, [ 5 ] 30 ноября 1872 г. (Дирижер: Адольф Делофр ) |
---|---|---|
Мартина | сопрано | Маргарет Приола |
Лазарилль, мальчик | меццо-сопрано | Селестин Галли-Мари |
Карл II Испании | тенор | Поль Лери |
Дон Сезар де Базан | баритон | Жак Буи |
Дон Хосе де Сантарен | баритон | Племянник |
Капитан гвардии | бас | Франсуа Бернар |
Мужчины и женщины, солдаты, аркебузиры, дамы и господа придворные. |
Краткое содержание
[ редактировать ]Акт 1
[ редактировать ]Король Испании Карл II влюблен в Маритану, уличную певицу, к которой он не может приблизиться из-за ее цыганского происхождения и низкого положения. Его главный министр дон Хосе де Сантарен обещает помочь своему хозяину завоевать ее любовь. Дон Сезар, граф де Базан, бедный, но остроумный и добросердечный испанский вельможа, участвует в дуэли, чтобы спасти мальчика Лазариля из плена жестокого армейского капитана. Поскольку королевский указ запрещает дуэли во время Страстной недели, дона Сезара арестовывают и приговаривают к смертной казни через повешение.
Акт 2
[ редактировать ]В тюремной камере дона Сезара посещает дон Хосе. Последний влюблен в королеву, которая, в свою очередь, отказывается от его любви, если не будет доказано, что король изменил ей. Дон Хосе замышляет заставить Маритану выйти замуж за осужденного перед его казнью, тем самым сделав ее графиней де Базан и, таким образом, потенциальной любовницей короля. Не объясняя своего плана, он обещает Маритане богатство, а его друг дон Сезар получит замену расстрелом (вместо обычного повешения) и защиту мальчика Лазариля. Состоится свадьба, а затем, после того как Лазарилль клянется спасти своего хозяина, проводится казнь.
Акт 3
[ редактировать ]«Вдова» Маритана теперь живет во дворце Сан-Фернандо, чтобы обучаться изысканным манерам, а дон Хосе заверяет ее, что ее муж скоро вернется из ссылки. Король приходит к ней в гости, называя себя доном Сезаром, но Маритана говорит, что не может его любить. Прежде чем Карл II успевает привлечь к ней свое внимание, входит настоящий дон Сезар, поскольку Лазарилль хитро удалил выстрел из мушкетов отряда казней. Дон Сезар уже раскрыл заговор дона Хосе и, обнаружив предателя в личных покоях королевы, убил его, чтобы спасти честь королевской четы. Король назначает его губернатором Гранады (далеко от Мадрида, чтобы обеспечить честь Маританы), и все с нетерпением ждут счастливой жизни героя с его красивой молодой женой.
Запись
[ редактировать ]Лоран Наури , Эльза Дрейзиг , Марион Лебег, Кристиан Хельмер, Томас Беттингер, ансамбль Aedes и парижский оркестр Frivolités, дир. Матье Романо. Выпущено в июне 2020 г. Компакт-диск: Naxos Cat: 8660464-65. [ 6 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ирвин Д. Массне: хроника его жизни и времен. Амадеус Пресс, Портленд, 1997.
- ^ Демар Ирвин, Массне: хроника его жизни и времен , Amadeus Press, Орегон, 1994, стр. 334
- ^ «Обзор спектаклей сезона» . Коллиер . Том. 28, нет. 5. 2 ноября 1901 г. с. 4 . Проверено 11 декабря 2023 г. - через Google Книги.
- ^ Forumopera.com Le Magazine du monde lyrique, по состоянию на 25 сентября 2016 г.
- ^ Казалья, Герардо (2005). « Дон Сезар де Базан , 30 ноября 1872 года» . Альманах Герардо Казальи (на итальянском языке) .
- ^ «Массне: Дон Сезар де Базан» . Престо Классик . Проверено 15 июня 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Дон Сезар де Базан : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур