Медресе Улугбека
Медресе Улугбека | |
---|---|
Медресе Улугбека | |
Общая информация | |
Тип | Медресе |
Город или город | Самарканд |
Страна | Узбекистан |
Координаты | 39 ° 39'17 "N 66 ° 58'29" E / 39,65472 ° N 66,97472 ° E |
Открыт | 1417–1421 |
Часть объекта Всемирного наследия «Самарканд – перекресток культур». |
Медресе Улугбека ( узбекский : Ulug'bek madrasasi ) — медресе (исламская школа) в историческом центре Самарканда , ЮНЕСКО объект Всемирного наследия в Узбекистане . [1] Вместе с другими памятниками он образует монументальный ансамбль Регистана , старого сердца города. [2] Он был построен между 1417 и 1421 годами тогдашним тимуридским губернатором Самарканда Улугбеком, внуком Тимура и выдающимся астрономом , который позже стал императором между 1447 и 1449 годами. [3]
Медресе было важным учебным центром империи Тимуридов. [4] где обучались некоторые из самых выдающихся ученых своего времени, [5] как религиозные, так и светские. [4] Это старейшее здание Регистана, единственное построенное в 15 веке. [2] и единственный сохранившийся более широкий архитектурный ансамбль, который включал несколько мечетей, караван-сараев , базар и ханаку (гостиницу суфиев ). [4] На месте последнего в настоящее время находится медресе Шер-Дор , расположенное напротив медресе Улугбека. [6]
История и контекст
[ редактировать ]Медресе — один из нескольких памятников, воздвигнутых в Самарканде Улугбеком , который был великим покровителем образования, культуры и науки в городе, который был столицей империи, основанной его дедом Тимуром. Этот последний управлял империей практически независимо с 1409 года, тогда как его отец, Шахрукх , командовал империей Тимуридов из Герата, куда он перенес столицу. [3] Улугбек сам был учёным и учёным, выдающимся главным образом в области астрономии , известной прежде всего своими высокоточными картами звёздного неба , хотя они были составлены без использования телескопов . [7]
Хотя медресе принято представлять как университет, некоторые авторы, особенно Пьер Шувен , отмечают, что, возможно, было бы преувеличением считать его настоящим университетом, подобным тем, которые существуют сегодня, поскольку преподавание там было во многом связано с Ислам . Более того, это соответствовало тому, как его основатель рассматривал обучение: несмотря на свою грань ученого, Улугбек был очень набожным мусульманином, который считал обучение актом почтения к творению Аллаха , поэтому это анахронизм относиться к нему как к адепту рационализма . [8]
Видно, как в проекте медресе отразились мировоззрение и интересы Улугбека. Например, его декоративные элементы полностью соответствуют исламскому запрету на изображение живых существ, используя в основном геометрические и каллиграфические мотивы, как это обычно бывает в большинстве исламских религиозных зданий. Тем не менее, на фасаде были предоставлены некоторые значительные свободы. [7] Он украшен мозаичными элементами, образующими потрясающий набор «созвездий», что можно интерпретировать как отсылку к страсти основателя медресе к астрономии. На самом деле известно, что часть здания какое-то время использовалась как астрономическая обсерватория , прежде чем было построено здание, спроектированное специально для этой цели — Обсерватория Улугбека , от которой сегодня осталось очень мало, поскольку она была разрушена религиозными фанатиками. в 1449 году, вскоре после смерти Улугбека. [7] Помимо Самаркандского медресе, [3] где он был учителем, [5] Улугбек основал еще два, оба также известные под своим именем; один в Бухаре , другой в Гиждувоне , [3] [7] хотя некоторые авторы полагают, что их построил один из его сыновей Абдал. [2]
Учитывая сходство трех медресе, названных в честь князя-астронома, по плану и высоте, возможно, все они имели одного и того же архитектора. Известно имя архитектора бухарского медресе — Исмаила б. Тахир б. Махмад Исфахани — который, возможно, происходил от одного из мастеров-строителей и ремесленников, захваченных армиями Тимура в Исфахане владениях Тимура , Иран, которые были вынуждены остаться в центральноазиатских . [7]
Архитектура
[ редактировать ]Здание имеет прямоугольную в плане размеры 56 на 81 метр. [7] с минаретами высотой 33 метра в каждом из четырех углов. [5] Каждая сторона состоит из двухэтажных блоков, окружающих внутренний двор. Вход осуществляется тремя последовательными айванами . Внешний айван, обращенный к площади Регистан, имеет огромный пиштак высотой 35 футов. [5] (вдвое выше остального здания) и занимает две трети стороны медресе. На нем есть надпись на куфическом языке , которая гласит: «Этот великолепный фасад имеет высоту, вдвое превышающую высоту неба, и такой вес, что вращение Земли задерживается». [5] Рядом с внешним айваном есть еще один, поменьше, который, в свою очередь, дает доступ к третьему, обращенному во внутренний двор. [4]
Внутренний двор размером 30 на 40 метров. [7] окружен галереей двухэтажной с входами в пятьдесят худжр (студенческих общежитий). В центре каждой дворовой галереи стоит айван. Западная сторона дает доступ к длинной и узкой мечети, расположенной в задней части медресе. [4] где выставлено несколько экспонатов, а именно документы и европейские гравюры 17 века. На одной из гравюр Улугбек изображен с очень европейской внешностью. В каждом углу двора есть дарсхана (читальня или классная комната), [5] перекрыт куполом. Эти комнаты обрамляют комнату мечети на западе и главный айван на востоке. [4] Размещение классных комнат по углам было принято почти во всех более поздних медресе в Центральной Азии, хотя в более поздних медресе один из углов обычно занимает мечеть, а не задняя часть. [7]
Все внешние поверхности покрыты разнообразной декоративной схемой, выполненной с использованием хазарбафа , азулежу , рукояток, фаянса , мозаики и майолики . Обшивка и рамы выполнены из мрамора . [4] Декоративные мотивы представляют собой в основном геометрические узоры гирих , но встречаются и цветочные мотивы и куфические надписи. Желто-коричневая основа помогает подчеркнуть зеленую, желтую, бирюзовую, а также светлую и темно-синюю глазури . В пиштаке главного входа множество голубых звезд в декоре демонстрирует страсть Улугбека к астрономии. [5]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Самарканд – перекресток культур. Центр всемирного наследия ЮНЕСКО – Список всемирного наследия (whc.unesco.org). по -английски ; на французском языке ; на испанском языке . Проверено 19 ноября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Блум и Блэр 2009 , с. 398. Онлайн -версия : «Средняя Азия» . Оксфордские исламские исследования онлайн . Проверено 19 ноября 2020 г. . [ мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б с д Питер, Бернхард (2006). «Медресе Улугбека в Самарканде» . www.kultur-in-asien.de (на немецком языке) . Проверено 19 ноября 2020 г. .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Медрасе-и Улугбека (Самарканд)» . Archnet.org . ArchNet: Сообщество исламской архитектуры . Проверено 19 ноября 2020 г. .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Маклауд и Мэйхью 2017 , с. 182
- ^ «Медресе Шер-Дор, Самарканд, Узбекистан» . Азиатская историческая архитектура. www.orientalarchitecture.com . Проверено 19 ноября 2020 г. .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Медресе Улугбека Самарканда, Узбекистан» . Азиатская историческая архитектура. www.orientalarchitecture.com . Проверено 19 ноября 2020 г. .
- ^ Чувин и Деджордж, 2001 г. , цитируется на сайте OrientalArchitecture.com.
Библиография
[ редактировать ]- Блэр, Шейла С.; Блум, Джонатан М. (1995), «Искусство и архитектура ислама 1250–1800» , издательство Йельского университета , Нью-Хейвен, ISBN 9780300064650
- Блум, Джонатан М.; Блер, Шейла С., ред. (2009), «Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Рощи» , Oxford University Press , ISBN 9780195309911 , получено 19 ноября 2020 г.
- Чувин, Пьер; Деджордж, Жерар (2001), «Самарканд, Бухара, Хива», Фламмарион , ISBN 9782080111692
- Дэни, Ахмад Хасан (1992). Массон, Вадим Михайлович (ред.). История цивилизаций Центральной Азии, Том 6 . Париж: ЮНЕСКО. ISBN 9789231034671 .
- Ганглер, Аннетт; Гаубе, Хайнц; Петруччиоли, Аттилио (2004), «Бухара, Восточный купол ислама: городское развитие, городское пространство, архитектура и население» , Аксель Менгес , ISBN 9783932565274
- Хаттштейн, Маркус; Делиус, Питер (2007), «Ислам: искусство и архитектура» , Кенеманн , ISBN 9783833111785
- Хилленбранд, Роберт (1994), «Исламская архитектура: форма, функция и значение» , издательство Колумбийского университета , Нью-Йорк, ISBN 9780231101332
- Кноблох, Эдгар (2001), «Памятники Центральной Азии» , Bloomsbury Academic , ISBN 9781860645907
- Маклауд, Калум; Мэйхью, Брэдли (2017), «Узбекистан - золотая дорога в Самарканд», Odyssey Books & Maps (8-е изд.), Гонконг, ISBN 978-962-217-837-3
- Сустьель, Жан; Портер, Ив; Янош, Дэмиен (2003), Хэмптон, Эллен (редактор), «Райские гробницы: Шах-э-Зенде в Самарканде и архитектурная керамика Центральной Азии» , Монель Хайо , ISBN 9782903824433