Jump to content

Ганс Ротфельс

Ганс Ротфельс
Рожденный ( 1891-04-12 ) 12 апреля 1891 г.
Умер 22 июня 1976 г. ( 1976-06-22 ) (85 лет)
Национальность немецкий
Научная карьера
Поля История
Учреждения Кенигсбергский университет
Докторанты Карл Хайнц Бремер (1934)
Герхард Вайнберг (1951) Ганс Моммзен (1959)
Генрих Август Винклер (1963)

Ганс Ротфельс (12 апреля 1891 — 22 июня 1976) — немецкий историк . Он поддерживал идею авторитарного немецкого государства, доминирования Германии над Европой и был враждебно настроен по отношению к восточным соседям Германии. После того, как его заявления о предоставлении статуса почетного арийца были отклонены из-за его еврейского происхождения и усиления преследований еврейского народа со стороны нацистов, он был вынужден эмигрировать в Соединенное Королевство, а затем в Соединенные Штаты во время Второй мировой войны , после чего он стал противником нацистскому режиму. Ротфельс вернулся в Западную Германию после 1945 года, где он продолжал влиять на преподавание истории и стал влиятельной фигурой среди западногерманских ученых.

Биография

[ редактировать ]

Ротфельс родился в богатой еврейской семье в Касселе , земля Гессен-Нассау . В 1910 году принял лютеранство . [1] Он изучал историю и философию в Гейдельбергском университете , когда в 1914 году разразилась Первая мировая война. Будучи студентом, Ротфельс был ведущим учеником Фридриха Майнеке . Ротфельс служил в немецкой армии офицером запаса и был тяжело ранен под Суассоном . Он потерял одну ногу и находился в больнице до 1917 года. [2] В 1918 году диссертация Ротфельса о Карле фон Клаузевице «Карл фон Клаузевиц: политика и борьба» привела к тому, что Гейдельберг присвоил ему степень по истории. В 1920 году диссертация Ротфельса была опубликована в виде книги. В 1922 году он отредактировал и опубликовал сборник частных писем Клаузевица. Кроме того, Ротфельс опубликовал несколько сборников писем Отто фон Бисмарка и был первым историком, которому семья Бисмарка разрешила публиковать переписку железного канцлера. Ротфельс был известен своим заявлением о том, что Бисмарк не был ни «железным канцлером» «банальной легенды», ни «оппортунистом», а, скорее, глубоко религиозным человеком, пытающимся справиться с реальностью, полная сложность которой была понятна только Богу. [2] Он защищал политику германизации Бисмарка от поляков, утверждая, что она была «оборонительной». [3]

Между 1924 и 1926 годами Ротфельс преподавал в Берлинском университете . С 1926 по 1934 год работал профессором, заведующим кафедрой истории Кенигсбергского университета . Во время своего пребывания в Кенигсберге он был хорошо известен своей крайне националистической интерпретацией немецкой истории. [ нужна ссылка ] Будучи реакционером в своей политике, Ротфельс враждебно относился к Веймарской республике . [4] Он надеялся, что посредством сочетания авторитаризма и массового национального движения оно будет уничтожено, а связи с западными демократиями разорваны, [4] и предполагал, что на руинах этого государства возникнет новый Рейх, сформированный из восточно-прусских балтийских северо-восточных и юго-восточных аванпостов бывшей Габсбургской империи . [4] В иностранных делах он часто осуждал Версальский договор и восточные границы, которые он наложил на Германию. Ротфельс выступал за доминирование Германии в Восточной Европе и превращение ее населения в крепостных. [5] Как историк, его основными интересами были Отто фон Бисмарк , Клаузевиц, а позднее консервативная немецкая оппозиция Адольфу Гитлеру . Основным интересом Ротфельса в 1920-е годы была его вера в устаревание национального государства и необходимость «ослабления» границ Версаля посредством усиления защиты меньшинств. [6] Ротфельс продвигал идею расовой классификации, основанной на готовности негерманских этнических групп в Восточной Европе подчиниться правлению немецкого Третьего рейха. [4] Восточные и юго-восточные национальности должны были быть «реструктурированы» и интегрированы в немецкую « расу господ ». [4] Ненемцы должны были подчиняться иерархическим условиям трудоустройства и, по сути, иметь статус наемных работников на основе расистских критериев. [4] Те, кто жил за пределами «немецкой сферы», должны были быть классифицированы по иерархии на основе их «культурного наследия» и правили под руководством немцев и вассального класса, который сотрудничал с ними. [4]

Хотя он поддерживал правую политику (по мнению некоторых, он мог проголосовать за Гитлера в 1932 году), он подвергался растущим преследованиям, поскольку был евреем по рождению. [7] В конце концов, Ротфельс был вынужден оставить свою университетскую должность из-за своего еврейского происхождения, несмотря на вмешательство Германа Раушнинга , нацистского президента сената Данцига, и Теодора Оберландера , директора Лиги немецкого Востока (Bund der Deutschen Osten) и восточно-прусской разведки НСДАП. агентство, [4] и через год ему запретили преподавать. Пока Ротфельс пытался получить почетный арийский статус при поддержке Иоахима фон Риббентропа , его усилия оказались бесплодными. [8] Подвергаясь растущим преследованиям и дискриминации со стороны государства, он неохотно покинул Германию в 1938 году и перебрался в Соединенное Королевство. Для него вопрос решился его опытом во время «Хрустальной ночи» погрома , когда его дом был разграблен и разгромлен СА , а сам он был арестован и удерживался гестапо в течение нескольких часов, в течение которых его лишили костылей и избили. Вместе с женой и тремя детьми Ротфельс уехал в Великобританию, где спешно начал изучать английский язык, которым впоследствии овладел.

Изгнание

[ редактировать ]

После преподавания в Св. Иоанна колледже в Оксфорде с 1938 по 1940 год Ротфелс был интернирован на острове Мэн . [4] За это время его единственной известной публикацией было эссе 1940 года, в котором он обсуждал советское и немецкое взаимодействие в Прибалтике . Ротфельс защищал гегемонию Германии над этим «форпостом Западной Европы и западной цивилизации» и жаловался на переселение туда немцев из-за советско-нацистских договоров. [4] Ротфельс уехал в США, где пробыл до 1951 года, и принял гражданство США. Он преподавал в Университете Брауна в Провиденсе , штат Род-Айленд , и в Чикагском университете в Чикаго , штат Иллинойс , где стал профессором. Учитывая его тогдашние взгляды, немецкий студент еврейского происхождения был удивлен тем, что Ротфельс вообще был вынужден покинуть Германию. [4] Во время своего пребывания в США он подружился с американским издателем Генри Регнери и стал активным членом Республиканской партии .

В эссе, опубликованном в 1943 году в книге « Создатели современной стратегии похвалил его о Клаузевице», Майкл Ховард как первое серьезное эссе, когда-либо опубликованное о Клаузевице на английском языке . В своем эссе Ротфельс утверждал, что военные теории Клаузевица были более сложными, чем интерпретация Клаузевица «Махди мессы», которая была популяризирована такими историками, как сэр Бэзил Лидделл Харт . Ротфельс утверждал, что неуместно рассматривать Клаузевица в контексте более поздних событий; вместо этого Ротфельс настаивал на понимании Клаузевица и его теории войны в контексте наполеоновских войн и на понимании Клаузевица-человека как ключа к пониманию Клаузевица-военного мыслителя. Ротфельс утверждал, что личность Клаузевица, его социальное происхождение, военный опыт и его образование — все это необходимо понимать, чтобы правильно оценить его теории о войне. В частности, Ротфельс изобразил Клаузевица как человека, испытывающего значительное психологическое напряжение, вызванное его простым происхождением в преимущественно аристократической прусской армии. Через Ротфельса утверждалось, что аспекты «Фом Криг» устарели из-за достижений в военной технологии и тактике, тем не менее Ротфельс считал Клаузевица самым важным военным философом всех времен. Американский военный историк Питер Парет не согласился с некоторыми интерпретациями Клаузевица, предложенными Ротфельсом, но признал, что Ротфельс оказал большое влияние на его работу о Клаузевице.

В 1948 году Ротфельс опубликовал свою самую известную книгу « Немецкая оппозиция Гитлеру» , в которой прославлял консерваторов, предпринявших попытку заговора 20 июля 1944 года, основанного на лекции, прочитанной в Чикагском университете в 1947 году. [9] Ротфельс, который всю свою жизнь оставался стойким немецким националистом, считал заговорщиков против национал-социалистического режима представителями всего лучшего, что было в немецкой жизни, и утверждал, что действия заговорщиков восстановили честь Германии после позора, нанесенного нацистами. это. Ротфельс принял идею Эдмунда Берка о том, что лучшие защитники свободы происходят из высших слоев общества, и назвал мужчин и женщин «20 июля» прекрасным примером теории Берка. Ротфельс утверждал, что немецкая оппозиция руководствовалась высочайшими этическими и моральными соображениями, и утверждал, что среди мужчин и женщин, участвовавших в событиях 20 июля, не было никаких корыстных мотивов. Ротфельс утверждал, что действия заговорщиков 20 июля были мотивированы чувством благородства , преданностью принципам христианства и высшей формой патриотизма . Ротфельс любил указывать на трудности, связанные с попыткой свергнуть правительство во время войны, что, по мнению Ротфельса, было признаком истинного патриотизма заговорщиков 20 июля.

Ротфельс рассматривал нацизм как разновидность тоталитаризма нет моральной разницы и часто утверждал, что между нацистской Германией и Советским Союзом ; по его мнению, холодная война была просто продолжением борьбы между тем, что он называл «консервативным движением за свободу» и тоталитарными силами. В частности, Ротфельс был против любой Зондервегом интерпретации немецкой истории и утверждал, что нацизм был результатом общих проблем современной цивилизации, которая, по мнению Ротфельса, основывалась на наборе ценностей, которые были откровенно материалистическими, светскими и дегуманизирующими. , и который превратил большинство людей в бессмысленную массу. Ротфельс писал: «Во многих отношениях Национальные чемпионаты можно рассматривать как заключительный саммит крайнего последствия секуляризационного движения девятнадцатого века». [9] По мнению Ротфельса, ценности современной массовой цивилизации заставили большинство людей забыть фундаментальные ценности Запада , которые, по его мнению, основывались на уважении к Богу и личности. Ротфельс утверждал, что «Современная массовая цивилизация порождает резервуар злых сил, высвобождение которых означает варварство... То, что восторжествовало после псевдоправовой революции 1933 года, на самом деле и в значительной степени было темными силами, образующими осадок каждого современного общества». [10] Ротфельс утверждал, что нацисты пришли к власти в результате ряда неудачных событий, произошедших в Германии после Первой мировой войны, таких как Великая инфляция 1923 года и Великая депрессия , и часто критиковал тех, кто, по его мнению, продвигал точку зрения, которая стремилась к приравнивать Deutschum к нацизму, таким как сэр Льюис Бернштейн Намиер , Уильям Л. Ширер , AJP Тейлор и сэр Джон Уилер-Беннетт . Более того, Ротфельс утверждал, что нацизм не укоренен в немецких традициях, а самая сильная оппозиция нацизму исходит от тех, кто основан на традиционных ценностях. По мнению Ротфельса, «традиции подлинного «прусского милитаризма»» служили принципом «защиты от националистических и демагогических эксцессов». [11] Немецкая оппозиция Гитлеру закончилась призывом к людям всего Запада принять то, что Ротфельс считал благородными идеями консервативных противников нацизма, которые, по мнению Ротфельса, вели к возвращению к высшим ценностям Запада.

«Немецкая оппозиция Гитлеру» была спорной книгой, потому что Ротфельс сосредоточил свое внимание в основном на антинацистах справа и по большей части игнорировал антинацистов слева. [11] Кроме того, многие считали, что книга представляет собой агиографическую трактовку антинацистских консерваторов. Частично мотивом написания книги было предотвращение появления новой легенды об ударе в спину, которая могла бы снова подорвать демократию в Германии. Он был встревожен опросами общественного мнения, проведенными сразу после Второй мировой войны в американской зоне оккупации, которые показали, что большинство немцев невысокого мнения о мужчинах и женщинах, участвовавших в заговоре 20 июля. Ротфельс был полон решимости, что немцы должны видеть в них героев, а не злодеев.

Вернуться в Германию

[ редактировать ]

В 1951 году Ротфельс вернулся в Западную Германию , где преподавал в Тюбингенском университете . [12] Всю оставшуюся жизнь он упорно трудился, чтобы оправдать немецкий национализм от нацизма. По возвращении в Германию Ротфельс основал Institut für Zeitgeschichte (Институт современной истории), центр исторических исследований, посвященный нацистскому периоду. Журнал института Vierteljahrshefte für Zeitgeschichte (Журнал современной истории) стал одним из ведущих в мире периодических изданий по изучению нацистской Германии . В течение нескольких лет Vierteljahrshefte für Zeitgeschichte имел самый высокий тираж среди всех исторических журналов в Западной Германии. В 1950-е годы Ротфельс был одним из немногих немецких историков, которые попытались серьезно изучить Холокост , который был темой, которую большинство немецких историков предпочитали игнорировать в течение того десятилетия. В частности, он открыл новые горизонты, опубликовав отчеты Курта Герштейна об окончательном решении в первом выпуске Vierteljahrshefte für Zeitgeschichte в 1953 году и еще одну статью в 1959 году, в которой рассматривалось тяжелое положение польских евреев под властью нацистов.В своих работах Ротфельс стремился свести к минимуму враждебность немцев к евреям, одновременно подчеркивая любые попытки немцев спасти их. Преступления и поддержка антисемитизма были преуменьшены, а противодействие расовой дискриминации изображалось Ротфельсом как доминирующее. Таким образом, его текст создал видение истории, в которой, например, в 1930-е годы практически не было антисемитизма, а немцы-неевреи были полностью готовы помочь евреям. [13]

После своего возвращения в Германию Ротфельс стал пионером современной истории, исследования «эпохи тех, кто жил в то время», выражаясь словами Ротфельса. По мнению Ротфельса, современная история — это исследование недавнего прошлого, где, несмотря на или, скорее, потому, что отсутствие документации, вызванное изучением событий, столь близких к прошлому, и сложность написания о событиях, которые человек пережил сам, требовало особого терпения, умения и умения. способности части историка. В частности, Ротфельс призывал историков, работающих в области современной истории, подходить к делу объективно и нейтрально, не забывая при этом о моральных вопросах. На практике современная история стала относиться к истории, начиная с 1914 года.

После своего возвращения в Германию Ротфельс занял решительную позицию против тех, чья работа, по его мнению, могла оправдать нацистов. В 1954 году он и один из его лучших учеников из Чикагского университета, Герхард Вайнберг, провели знаменитую дискуссию на страницах Vierteljahrshefte für Zeitgeschichte с Андреасом Хиллгрубером и Хансом-Гюнтером Серафимом по вопросу о том, является ли немецкое вторжение в Советский Союз оправданным. 1941 год был «превентивной войной», навязанной Адольфу Гитлеру возможностью нападения Советского Союза на Германию. Хиллгрубер и Серафим выступали за тезис о «превентивной войне», в то время как Ротфельс и Вайнберг выступали против него, утверждая, что именно нацистские расовые теории стали истоками немецкого вторжения в Советский Союз. По мнению большинства, Ротфельс и Вайнберг разрушили аргументы Серафима и Хиллгрубера. Действительно, сам Хиллгрубер сделал резкий поворот и отказался от своего прежнего тезиса как ошибочного. Позже, в 1961 году, Ротфелс занял решительную позицию против американского -неонациста историка Дэвида Хоггана. который утверждал, что начало войны в 1939 году произошло из-за англо - польского заговора против Германии. Также в 1961 году Ротфельс помог Вайнбергу с публикацией книги Адольфа Гитлера « Zweites Buch» , которую Вайнберг обнаружил в 1958 году и для которой Ротфельс написал введение.

Другой областью интересов Ротфельса было изгнание этнического немецкого населения из Восточной Европы после Второй мировой войны . В 1950-х годах Ротфельс работал с Теодором Шидером , Вернером Конзе и другими историками над созданием многотомной «Документации об изгнании немцев из Центрально-Восточной Европы» . многие более поздние выдающиеся историки, такие как Мартин Бросза , Ганс-Ульрих Велер и Ганс Моммзен . В этом проекте участвовали [ нужна ссылка ]

При жизни и после смерти Ротфельс был весьма противоречивой фигурой. Многие видят в нем апологета антидемократических немецких правых, и, в частности, его отношение к Веймарской республике в последнее время стало предметом споров в Германии. Историк Инго Хаар в своей книге 2000 года «Историкер в национал-социализме» назвал Ротфельса врагом Веймарской республики и сторонником нацизма . Историк Генрих Август Винклер резко раскритиковал Хаара: [14] который ошибочно использовал радиообращение , которое Ротфельс дал в 1930 году, восхваляя Фридриха Эберта , Густава Штреземана и Пауля фон Гинденбурга как великих немецких лидеров, как доказательство поддержки Ротфельсом Гитлера. Хотя Хаар подразумевал, что речь датируется 1933 годом и была адресована Гитлеру после того, как он пришел к власти в Германии, Винклер проверил фактические обстоятельства речи, которую Ротфельс повторил несколько раз до 1933 года. Критики Ротфельса утверждают, что его запланированное радиообращение в 1933 году было слишком мало, слишком поздно. [ нужна ссылка ]

Ротфельса и его ближайшее окружение в Кенигсберге в начале 1930-х годов часто называют Кенигсбергским кружком ( нем . Königsberger Kreis ). Наиболее видными ее членами, помимо самого Ротфельса, были его ученики Теодор Шидер и Вернер Конзе . В то время как Ротфельсу пришлось эмигрировать, Шидер и Конзе вступили в НСДАП . Они были активны в области Ostforschung , где поддерживали такие идеи, как «удаление евреев» ( нем . Entjudung ). После возвращения Ротфельса все трое стали ведущими фигурами среди историков недавно основанной Западной Германии . Вскоре они оказались вместе в комиссии под руководством Шидера , созданной правительством для документирования изгнания немцев после Второй мировой войны .В 1998 году 42-й Deutscher Historikertag положил начало публичной дискуссии среди немецких историков о «коричневой истории» в их области. [15]

Работает

[ редактировать ]
  • Карл фон Клаузевиц: Политика и война , Dümmlers Verlag, Берлин, 1920.
  • Бисмарк и государство; Избранные документы. Представлен Гансом Ротфельсом, Штутгарт, Kohlhammer Verlag , 1925 г.
  • «Клаузевиц», страницы 93–113 из книги «Создатели современной стратегии» под редакцией Эдварда Мида Эрла, Гордона А. Крейга и Феликса Гилберта , Принстон, Нью-Джерси: Princeton University Press, 1943.
  • «Прибалтийские провинции: некоторые исторические аспекты и перспективы». Страницы 117–146, Журнал по делам Центральной Европы , Том. IV, июль 1944 г.
  • «1848 - сто лет спустя», Журнал современной истории , Vol. 20, № 4 (декабрь 1948 г.)
  • Немецкая оппозиция Гитлеру, Оценочная компания Генри Регнери, Чикаго, Иллинойс, 1948; опубликовано в Германии под названием Die deutsche Opposition gegen Гитлер Шерпе, Крефельд, 1949 г., исправленные издания 1961 и 1963 гг.
  • Обзор Решение Запада Рудольфа Рокера « », страницы 839–841 из журнала American Historical Review , том 56, выпуск № 4, июль 1951 года.
  • «Современная история как задача», страницы 1–8 из Ежеквартальных буклетов по современной истории , том 1, 1953 год.
  • Письма Бисмарка. Выбран и представлен Гансом Ротфельсом , Геттингеном, Ванденхуком и Рупрехтом в 1955 году.
  • Политическое наследие немецкого сопротивления , Бонн: Федеральный центр внутренней службы, 1956.
  • «Красные бойцы об истории левой группы сопротивления», страницы 438–460 из Ежеквартального журнала современной истории , том 7, 1959 год.
  • «О «переселении» евреев в Генерал-губернаторство», страницы 333–336 из Ежеквартального буклета по современной истории , том 7, 1959.
  • Бисмарк, Восток и Рейх , Дармштадт: Научное книжное общество, 1960.
  • Бисмарк; Лекции и трактаты , Штутгарт, В. Кольхаммер, 1970.
  1. ^ Военные истории: В поисках полезного прошлого в Федеративной Республике ГерманияРоберт Г. Мёллер, стр. 57, University of California Press, 2003 г.
  2. ^ Jump up to: а б Клемперер, Клеменс фон «Ганс Ротфельс, 1891–1976», страницы 381–383 из «Истории Центральной Европы» , том IX, выпуск № 4, декабрь 1976 г., стр. 381
  3. ^ История Великой Польши, том 2, стр. 888, Чеслав Лучак, Wydawnictwo Poznańskie, 1973 -
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Немецкие ученые и этнические чистки, 1919–1945 гг. Майкл Фальбуш, стр. 6,7,236–260 Berghahn Books, 2006 г.
  5. ^ Волосы, Инго; Фальбуш, Майкл (2005). Немецкие ученые и этнические чистки 1919–1945 гг . Книги Бергана . ISBN  978-1-57181-435-7 .
  6. ^ Клемперер, Клеменс фон «Ганс Ротфельс, 1891–1976», страницы 381–383 из «Истории Центральной Европы» , том IX, выпуск № 4, декабрь 1976 г., стр. 382
  7. ^ Штайнвейс, Алан Э. Обзор Яна Экеля: Ганс Ротфельс
  8. ^ Инго Хаар, Михаэль Фальбуш, «Немецкие ученые и этнические чистки, 1919–1945», Berghahn Books, стр. 8, 2005 г.,
  9. ^ Jump up to: а б Иггерс, Георг «Немецкая концепция истории» , Мидлтаун: Коннектикут; Издательство Уэслианского университета, 1968, стр. 257.
  10. ^ Иггерс, Георг Немецкая концепция истории , Мидлтаун: Коннектикут; Издательство Уэслианского университета, 1968, страницы 257–258.
  11. ^ Jump up to: а б Иггерс, Георг «Немецкая концепция истории» , Мидлтаун: Коннектикут; Издательство Уэслианского университета, 1968, стр. 258.
  12. ^ Клемперер, Клеменс фон «Ганс Ротфельс, 1891–1976», страницы 381–383 из «Истории Центральной Европы» , том IX, выпуск № 4, декабрь 1976 г., стр. 383
  13. ^ Биография между структурой и агентством: Жизнь Центральной Европы в международной историографии (Исследования по истории Германии) Фолькера Р. Бергана и Симоны Лассиг (1 августа 2008 г.), стр. 95-96
  14. ^ Винклер, Генрих Август (2001). Ганс Ротфельс – восхвалитель Гитлера? (PDF) (на немецком языке). Ежеквартальные журналы по современной истории. п. 643.
  15. ^ Красноречивое молчание , Die Zeit 2000.

Источники

[ редактировать ]
  • Бассфорд, Кристофер Клаузевиц на английском языке: Прием Клаузевица в Великобритании и Америке, 1815–1945 , Нью-Йорк: Oxford University Press, 1994.
  • Аспекты внешней политики Германии в 20 веке: эссе Ганса Ротфельса о памяти под редакцией Вольфганга Бенца и Германа Грамля, Deutsche Verlags-Anstalt, Штутгарт, 1976.
  • Берг, Николас «Скрытая память и невысказанная история: Ганс Ротфельс и послевоенная реставрация современной немецкой истории» из Ежегодника Лео Бека XLIX 2004.
  • История и современное сознание: исторические соображения и исследования. Festschrift Гансу Ротфельсу к его 70-летию Представлено коллегами, друзьями и студентами , под редакцией Вальдемара Бессона и Фридриха Хиллера фон Гертрингена, Vandenhoeck & Ruprecht: Göttingen, 1963.
  • Фальбуш, Хаар (редактор) «Немецкие ученые и этнические чистки 1920–1945» , Berghahn Books, ISBN   978-1-57181-435-7
  • Иггерс, Георг Г. «Упадок классической национальной традиции немецкой историографии», страницы 382–412 из журнала «История и теория» , том 6, выпуск № 3, 1967.
  • Иггерс, Георг «Немецкая концепция истории» , Мидлтаун: Коннектикут; Издательство Уэслианского университета, 1968.
  • Клемперер, Клеменс фон «Ганс Ротфельс, 1891–1976», страницы 381–383 из «Истории Центральной Европы» , том IX, выпуск № 4, декабрь 1976 г.
  • Леманн, Хартмут и Шихан, Джеймс (редакторы) Прерванное прошлое: немецкоязычные историки-беженцы в Соединенных Штатах после 1933 года. Вашингтон, округ Колумбия: Немецкий исторический институт, 1991. ISBN   0-521-40326-X .
  • Леманн, Хартмут и Мелтон, Джеймс Ван Хорн (редакторы) Пути преемственности: центральноевропейская историография с 1930-х по 1950-е годы , Вашингтон, округ Колумбия: Немецкий исторический институт; Кембридж [Англия] ; Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 1994. ISBN   0-521-45199-X .
  • Моммзен, Ганс «Ротфельс, Ганс», страницы 307–308 из книги «Великие историки современности » под редакцией Люциана Бойя, Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press, 1991. ISBN   0-313-27328-6 .
  • Ремак, Иоахим Обзор немецкой оппозиции Гитлеру: оценка , страницы 90–91 из The German Quarterly , том 36, выпуск № 1, январь 1963 года.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2b7c33b8b7b42ba920bed434c07ccd0f__1703649060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2b/0f/2b7c33b8b7b42ba920bed434c07ccd0f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hans Rothfels - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)