Вануату
![]() Юный мальчик из Ни-Вануату. | |
Общая численность населения | |
---|---|
в. 300 000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Вануату гр. 270 000 | |
Языки | |
английский, французский, бислама , более 100 океанических языков | |
Религия | |
Христианин ( пресвитерианин , англиканец , католик ), анимизм | |
Родственные этнические группы | |
другие меланезийские народы |
Ни-Вануату (неофициально сокращенно Ни-Ван ) — большая группа близкородственных меланезийских этнических групп, проживающих на островной стране Вануату . Таким образом, ни-Вануату представляют собой смешанную этнолингвистическую группу с общим этногенезом , говорящую на множестве языков. [1] [2] [3] [4]
Ни -Вануату или ни-Ван обычно принадлежат коренному населению Вануату. Он контрастирует с демонимом Вануату , который в принципе относится к любому гражданину Вануату, независимо от его происхождения или этнической принадлежности. (Форма Вануатуанский язык считают ее неправильной на самом деле редко используется в английском языке, и некоторые авторы и руководства по стилю . [5] [6] [7] )
Из-за истории британского и французского колониализма коренные жители Вануату обычно говорят на английском и французском языках, а также на бисламе . [8]
Культурные аспекты общества Вануату были привиты коренному сообществу и выражаются через одежду, ритуалы, церемонии, музыку, исполнительское и изобразительное искусство, а также кухню. [9] Духовные связи жителей Вануату со своей землей и предками передаются через эти традиции , и некоторые из этих оставшихся артефактов были сохранены и выставлены в галереях Вануату.
Этимология
[ редактировать ]Ни-Вануату - монета, выпущенная недавно. Оно сочетает в себе название страны ( Вануату , этимологически «земля, которая стоит [сама по себе]», т.е. «независимая страна») с частицей ni , которая кодирует родительный падеж в языках коренных народов, таких как Северный Эфате, похожий на «of» в английском языке. . Этимологически частица происходит от протоокеанского , протомалайско-полинезийского и протоавстронезийского *ni . Таким образом, слово ни-Вануату просто означает «Вануату». [10]
Словарь Бисламы определяет ни-Вануату как «гражданина Вануату меланезийского происхождения, но не ограничиваясь этим». [11]
Этот термин в основном используется в английском и французском языках и редко используется в Бисламе страны , лингва-франка . [12] Этот термин никогда не используется на языках коренных народов архипелага .
Форма ни-Ван является разговорной аббревиатурой ни-Вануату . Эта форма была уничижительной в своем первоначальном использовании в 1980-х годах англоязычными европейскими эмигрантами, подобно ее французскому эквиваленту les nis , но, по словам новозеландского лингвиста Терри Кроули , к 2000-м годам термин ни-Ван стал все чаще использоваться среди ни-Вануату. [11]
История
[ редактировать ]Коренное население Вануату
[ редактировать ]Первыми жителями Вануату были австронезийцы , носители культуры лапита , заселившие архипелаг около 1200-1300 гг. до н. э. [13] за ними последовали меланезийцы . Позже около 500 г. до н. э. [14] [15]
Европейское поселение
[ редактировать ]Португальский мореплаватель Педро Фернандес де Кейрос посетил Вануату в 1606 году. Однако заселения не произошло до тех пор, пока капитан Джеймс Кук не нанес на карту острова, назвав их Новыми Гебридскими островами. В конце 19-го века ни-Вануату регулярно похищали и заставляли работать на плантациях Фиджи и Австралии. Эта практика теперь известна как « черный дрозд ». [15] [16]
В 1906 году Франция и Великобритания основали кондоминиум «Новые Гебриды» . Во время совместного правления двух стран Вануату жило под властью как Франции, так и Великобритании. 30 июля 1980 года Новые Гебриды получили независимость как Республика Вануату. [17]
Земля и национализм
[ редактировать ]В период кондоминиума европейские правила иногда приводили к земельным спорам, особенно вокруг плантаций. [18]
После обретения независимости новая конституция определила, что собственность на землю будет принадлежать коренным жителям Вануату: права на землю были переданы традиционным владельцам и сообществу для принятия решений. [18]
Общество
[ редактировать ]Экономическое воздействие экономики на людей
[ редактировать ]Рабочие на плантациях копры в основном были меланезийцами. Меланезийские рабочие были заняты собственными плантациями. [17] что приводит к тому, что европейские владельцы ищут рабочую силу из зарубежных стран, таких как Французский Индокитай, для выполнения общих сельскохозяйственных работ и строительства. После Второй мировой войны американские солдаты представили западные товары, такие как лагерные принадлежности, строительную авиацию, электричество и проточную воду. Привлечение иностранных рабочих в сочетании с введением современного оборудования привело к экономическому импульсу Вануату, который помог сформировать основу производства копры на острове. Производство копры было основным направлением экономики, поскольку другие области, такие как лесное хозяйство, рыболовство и местные ремесла, в то время были недостаточно развиты. [17] Пищевые культуры, в том числе ямс, таро и маниока, используются для местного потребления; Производство копры, такой как кокосы и какао, составляет большую часть экспорта Вануату. [19]
Профили рабочих, шахтеров и строителей были в основном меланезийского происхождения, поскольку спрос на рабочую силу рос вместе с экономическим бумом. В 1953 году вьетнамские рабочие начали возвращаться на родину, причем большинство из них сделали это к 1963 году. Это вызвало нехватку рабочих на плантациях, что, в свою очередь, привело к набору персонала с других островов, таких как Таити. [17]
Капризная погода сильно повлияла на плантации: ураганы уничтожили основную копру кокосовых плантаций. [20] Конкуренция из-за границы в сочетании со стихийными бедствиями привела к решению использовать различные сельскохозяйственные средства, такие как крупный рогатый скот. Местный спрос на мясо, а также экспорт приветствовали новый экономический бум в Вануату. [17] [19]
Образование
[ редактировать ]До обретения Вануату независимости в 1980 году французское правительство предлагало дополнительную поддержку французскому населению. Были построены бесплатное образование и здания, в то время как британское правительство требовало от родителей платы за образование. [17] [18] Конкуренция между двумя правящими правительствами вызвала раскол в системе образования, поскольку ни-Вануату основывала свои решения на финансовых и политических причинах. Французская система была популярна среди меланезийцев, но британская система по-прежнему оставалась для многих вариантом. Родители Ни-Вануату говорили: « Юми, пока нет спасения, се wanem saed bae, я выиграю», что переводится как «Мы еще не знаем, какая сторона победит». [18] Многие разумные люди боялись неизвестности, какое правящее правительство возьмет на себя управление страной. Французское правительство часто преподносило высшее образование с предубеждением, основанным на опасениях, что высшее образование представит населению идеи антиколониализма. Университетские ученые, владеющие английским и французским языком обучения, отразили эту концепцию с соотношением 120: 1 в 1983 году, через три года после обретения Вануату независимости. [18]
. Культурный центр Вануату Создан [ когда? ] схема, согласно которой некоторые из ее исследователей были коренными народами; их называли «филвока» (от англ. полевой работник ). [21]
Ни-Вануату женщины
[ редактировать ]Признание женщин из Вануату в политическом, деловом и социальном пузыре в последнее время растет; однако существуют барьеры, которые препятствуют этому росту. Социальные стандарты тихоокеанских женщин в значительной степени подчеркивают роль женщин как воспитателей, которая состоит из домашних задач, таких как стирка одежды, приготовление пищи, работа в саду и уборка дома. [22] Женщины, которые уехали за границу для получения высшего образования и вернулись, отметили контрастирующие различия образа жизни на Западе и в Вануату. В частности, независимость рассматривалась по-другому, поскольку конфиденциальность в западных культурах была более свободной. [23]
Хотя законов, запрещающих участие женщин в политике, не существует, во время выборов 2016 года в парламенте не было ни одной женщины. Хильда Лини из парламента Вануату поощряет участие женщин в политике; однако она предсказывает, что потребуется время, чтобы убедить общественность сделать это. [24] [25] В октябре 2020 года была скоординирована кампания «Голосуй за женщин» с целью поощрения и поддержки женщин на политической арене. Муниципальный совет резервирует места для женщин, которые будут представлять сообщество, и им предлагается участвовать в доступных государственных программах обучения. [26]
Население
[ редактировать ]Демография
[ редактировать ]75% населения Вануату проживает в сельской местности, тогда как остальные 25% населения проживают в городских районах. Порт-Вила и Луганвилль - основные городские города. [27] с населением Порт-Виллы 35 901 человек. [28] Общая площадь суши составляет 12 189 км . 2 при темпе прироста населения 1,67%. Христианство составляет большую часть религиозного сообщества, поскольку по состоянию на 2020 год 93,5% населения считают себя христианами. [29]
Языки
[ редактировать ]Вануату — страна с самой высокой в мире плотностью языков на душу населения : 138 языков на население в 0,3 миллиона человек. Эти 138 языков коренных народов до сих пор используются двумя третями населения страны, главным образом в сельской местности. Это океанические языки , исторически произошедшие от первых австронезийских поселенцев страны.
Несмотря на первый контакт с европейцами в Вануату в 1606 году, английский язык не был представлен ни-Вануату до 1840-х годов, когда прибыли англоговорящие миссионеры . [30] Это было примерно в то же время, когда европейские поставщики сандалового дерева в Тихом океане обратились к Вануату. В период Новых Гебрид французский и английский боролись за статус основного языка; вместо этого население обратилось к Бисламе как к инструменту единства. [17] [18] [8] Бислама часто была необходима, поскольку привилегированное население получало образование на английском языке, а население среднего и низшего класса часто получало образование на французском языке. Лишь немногие люди владели французским и английским языками, отсюда и использование бисламы в качестве лингва-франка .
После обретения страной независимости в 1980 году в Вануату официальными стали три языка: английский, французский и бислама . Французский и английский используются в основном для письменного общения, тогда как Бислама широко используется для устного общения. [18]
Бислама служит лингва-франка страны: она служит мостом между гражданами, получившими образование на французском и английском языках; [31] а также позволяет носителям разных языков коренных народов общаться между собой.
В официальных приветственных речах, открытии парламента и на большинстве официальных мероприятий используется Бислама. Нивануату разных этнических групп, например, китайцы и вьетнамцы, часто используют бисламу в качестве приветствия и вступительного представления как формы общения. [18]
Культура
[ редактировать ]кастом
[ редактировать ]
Коренные общины Вануату описывают свои традиционные ценности и верования, используя современный (бислама) термин кастом .
Кастом выражался через религию, одежду, родное искусство, культуру и языки коренных народов. [9] Развитие кастома было символом традиционных местных ценностей по сравнению с зарубежными евроцентристскими концепциями и идеалами. Он представляет единство и национальную самобытность Вануату. В 1979 году, за год до обретения независимости, парламент Вануаку Пати пообещал способствовать «сохранению и развитию культуры и языков Новых Гебридских островов». [9] тем самым спонсируя первый национальный фестиваль искусств в Порт-Вилле, чтобы выразить поддержку кастома в обществе. [9] [21] Парламент столкнулся с постоянным давлением со стороны общества с требованием сохранить традиции Вануату, особенно в постколониальную эпоху, что привело к преподаванию культуры коренных народов в школах, а также к развитию художественных центров. [32]
Маски, называемые тамате, носят мужчины во время церемоний и ритуалов. Эти маски используются, чтобы скрыть лица танцоров, когда в танцора входят духи предков. Считается, что после завершения ритуала дух предка возрождается как прирученный дух. Хотя маски больше не используются, эстетика и представления мира предков продолжают воплощать кастомы ни-вануатуса.
Одежда
[ редактировать ]
Женщины, в частности, имеют уникальный взгляд на свои отношения с традиционными обычаями и колониальными идеями. Островные платья символизируют национальную связь с Вануату; однако многие женщины из Ни-Вануату сознательно предпочитают носить современную одежду, учитывая их отношение к удобству, эстетике и гендерному равенству. [33] Хотя в большинстве случаев предпочтение отдается современной одежде, уважение к кастому в островных платьях присутствует в особых мероприятиях, таких как фестивали, церемонии и церковные собрания.
пандануса Юбки из травы носят женщины, а обертки для пениса и пояса из коры - мужчины. [34] Ткани из коры также являются основным продуктом одежды и спальных ковриков жителей Вануату. [35] Различные стили и варианты драпировки коряги указывали на разный статус человека. Мужчины носили ткань из коры вокруг талии или вешали ее между бедрами, а женщины носили ее вокруг талии и закидывали за спину, что привело к европейским историям о «хвостатых женщинах». [35] Эти ткани из коры делались из коры молодых деревьев, поскольку она не так легко ломалась, и на изготовление обычно уходило три-четыре дня. Листы коры пропитывали водой, и женщины сбивали слои коры вместе, напевая особую песню. [35] Слои коры поочередно замачивали, взбивали и сушили, пока она не считалась готовой. Обычно женщины Вануату шьют коренную ткань для общины. [36]
Рукава для пениса, которые носят мужчины, называются йелау , и они свисают разной длины в зависимости от статуса мужчины. [35] В некоторых случаях у некоторых вождей рукава для пениса свисали до лодыжек.
Музыка и танец
[ редактировать ]Музыкальные инструменты и традиционные танцы играют большую роль в ритуалах коренных жителей Вануату. Танцы, скоординированные с направлением кружащихся танцев против часовой стрелки, представляют собой понятие мужской «твердости» во время церемоний, а направление по часовой стрелке было принято только в определенном возрасте для мужчин. [35] Музыкальные инструменты создавались из органических материалов, таких как дерево, кости, листья, камни, овощи и фрукты. Бамбуковые флейты были вырезаны с V-образной выемкой на одном конце и от одного до трех отверстий на другом. На этих инструментах дули на одном конце, и на них играли, вытянув руки до пояса. Полые цилиндры также подвешивались к ветвям деревьев, и слышимые звуки, создаваемые ветром, интерпретировались как голоса предков. [35] Сушеные семена привязывали к запястьям и лодыжкам высушенными кокосовыми волокнами, чтобы они служили погремушками, а в некоторых играх скорлупу кокосов стучали по земле.
Литература
[ редактировать ]Устная литература была распространена среди ни-Вануату, поскольку письменная литература не была представлена до тех пор, пока европейские миссионеры не создали формальные школы. [37] Народные сказки, мифы, легенды, песни и поэзия передавались из уст в уста из поколения в поколение до появления письменной литературы.
Изобразительное искусство
[ редактировать ]
Кастома можно увидеть в различных формах изобразительного и материального искусства коренных жителей Вануату. Материальные формы искусства передаются из поколения в поколение, поскольку они представляют собой традиционные практики, такие как рыбная ловля, ритуалы, одежда и приготовление пищи. [35] В Культурном центре и Национальном музее Вануату представлены артефакты, собранные и подаренные антропологами 150 лет назад. Эти артефакты отражают культурные обычаи коренной общины Вануату; однако разрушение колониализма остановило и уничтожило записи этих культурных и социальных пережитков. [38]
может быть датирована еще 1000 годом до нашей эры, Керамика на островах Эфате а в разных регионах Вануату горшки украшены в разных стилях. [35] [39] Для изготовления этих горшков использовались две основные технологии. [35] Первый метод заключался в том, что длинный моток глины прикреплялся к бамбуковому цилиндру и непрерывно сматывался до тех пор, пока не добавлялся круглый лист глины, чтобы сделать основание горшка. Бамбуковое основание было удалено, в результате чего эти горшки приобрели коническую форму. Во втором методе использовался глиняный шарик, который выдолбили и прилепили к колену, что придало форму чаши. Затем эти горшки сушили и обжигали. Очаг готовился из горячих камней, а для разжигания огня использовались сушеные кокосовые листья и бамбук. [35]
Современное искусство подвергалось критике из-за некоренных форм использования западных средств массовой информации, таких как акварель и акриловая краска, для изображения кастомов ни-Вануату. Однако современные художники Ни-Вануату утверждают, что в их художественных формах представлены представления их культурных связей с Вануату. [38] Фонд Сюзанны Бастьен — это галерея современного искусства в Порт-Виле, которую Сюзанна Бастьен открыла в надежде «продолжить развивать современное искусство для будущих поколений». [40] Духовная, социальная и физическая связь, выраженная современными художниками, указывает на различные сообщества, регионы и острова Вануату с продолжающимся влиянием Запада на меланезийскую культуру.
Кухня
[ редактировать ]Коренные общины придерживаются диеты, включающей собирательство и рыболовство в качестве основного способа существования. Только после того, как европейцы начали заниматься животноводством и производством копры, появилось мясо крупного рогатого скота и какао. Корнеплоды, такие как таро и ямс, являются основным продуктом питания традиционных общин ни-ванату, поскольку они считаются «сильной пищей», которая делает людей сильными и энергичными. [41]

Охота и рыбалка были отведены мужчинам из-за культурного поверья, что женщина, находящаяся в лодке, может сделать ее бесплодной. Таким образом, мужчины охотились за рыбой, а женщины кормили свиней и собирали корнеплоды. [41] [42] Роли мужчин и женщин при приготовлении пищи будут разделены поровну, поскольку у них разные роли в домашней хижине или мужской хижине. Однако разделение еды будет зависеть от ранга статуса женщин и мужчин в обществе. Еда, приготовленная на отдельном костре, ближайшем к входу в домашнюю хижину, предназначена для женщин, детей и мальчиков без классов, а огонь, ближайший к задней части хижины, предназначен для мужчин и мальчиков с классами. [41] Еда, приготовленная в мужской хижине, далее разделялась на четыре отдельных костра для четырех разных рангов мужчин в общине. [41] [43]
Кава пьет
[ редактировать ]Кава — напиток из океанических регионов Полинезии, Меланезии и Микронезии. Кава играет центральную роль в духовных, культурных и социальных практиках коренных народов ни-Ванату. [44] Существуют лечебные представления о каве, согласно которым ее можно использовать в лечебных целях. [44]
Чаши для кавы используются при приготовлении и подаче напитка из различных материалов. Чаши для кавы считаются священными и традиционно использовались исключительно для питья кавы. [44]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «RAMSI оплакивает смерть старшего офицера полиции Ни Вануату» . Соломон Таймс . 28 апреля 2009 года . Проверено 30 августа 2011 г.
- ^ "Ни-Вануату арестована в Новой Зеландии" [ постоянная мертвая ссылка ] , Радио Вануату, 10 марта 2009 г.
- ^ "Ни-Вануату и финал мастеров" [ постоянная мертвая ссылка ] , Агентство франкоязычных университетов, 31 июля 2008 г.
- ^ «Количество рабочих Ни-Вануату, занятых по схеме RSE, увеличится» . Радио Новой Зеландии Интернэшнл . 18 февраля 2008 года . Проверено 30 октября 2011 г.
- ^ Роулингс, Грегори (2016). «Асимметричная двусмысленность: «политика Белой Австралии», путешествия, миграция и гражданство в Вануату, 1945–1953» . В Леки, Жаклин; Маккарти, Анджела ; Ванхалла, Анджела (ред.). Межкультурные встречи мигрантов в Азиатско-Тихоокеанском регионе . Лондон: Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9781317096672 .
- ^ Фенелон, Джуди (2002). Руководство по стилю AusAID (PDF) . Австралийское агентство международного развития. п. 79. OCLC 225052411 . Архивировано из оригинала (PDF) 17 апреля 2012 года . Проверено 14 ноября 2018 г.
- ^ «В» . Руководство по стилю Guardian и Observer . Медиа группа «Гардиан» . 5 ноября 2015 года . Проверено 14 ноября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кроули, Терри (1990). От Бич-ла-Мар до Бисламы: появление национального языка в Вануату . Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN 0-19-824893-8 . OCLC 21116855 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Линдстрем, Ламонт (10 февраля 2009 г.). «Левая карта Кастом: политическая история традиций Танны, Вануату» . Человечество . 13 (4): 316–329. дои : 10.1111/j.1835-9310.1982.tb00997.x . ISSN 0025-2328 .
- ^ Код, Билл. «Что делает Вануату одним из самых счастливых мест в мире?» . www.bbc.com . Проверено 31 мая 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кроули, Терри (2003). «Ни-Ван» . Новый словарь Бисламы . Фиджи: Южно-Тихоокеанский университет. ISBN 9789820203624 .
- ^ Бислама чаще использует такие фразы, как ман Вануату («В. человек» или «В. люди») или блонг Вануату («В.»).
- ^ «Вануату – краткая история с 12 лет – Вануату» . РНЗ . Проверено 17 мая 2021 г.
- ^ Пост, Козимо; Нэгеле, Катрин; Коллеран, Хайди; Валентин, Фредерик; Бедфорд, Стюарт; Ками, Кайтип В.; Шинг, Ричард; Бакли, Халли; Кинастон, Ребекка; Уолворт, Мэри; Кларк, Джеффри Р.; Рипмейер, Кристиан; Флекснер, Джеймс; Марич, Тамара; Мозер, Йоханнес; Грески, Джулия; Кико, Лоуренс; Робсон, Кэтрин Дж.; Окленд, Кэтрин; Оппенгеймер, Стивен Дж.; Хилл, Адриан В.С.; Ментцер, Александр Дж.; Зех, Яна; Петчи, Фиона; Робертс, Патрик; Чон, Чунгвон; Грей, Рассел Д.; Краузе, Йоханнес; Пауэлл, Адам (2018). «Преемственность языка, несмотря на замену населения в Отдаленной Океании» . Экология и эволюция природы . 2 (4): 731–740. дои : 10.1038/s41559-018-0498-2 . ISSN 2397-334X . ПМЦ 5868730 . ПМИД 29487365 .
- ^ Перейти обратно: а б «Профиль Вануату – Хронология» . Новости Би-би-си . 12 июля 2017 года . Проверено 17 мая 2021 г.
- ^ «Черный дрозд: история похищения жителей островов Тихого океана в Австралии» . www.abc.net.au. 16 сентября 2017 года . Проверено 17 мая 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Олдрич, Роберт (1993), «От Новых Гебрид до Вануату» , Франция и южная часть Тихого океана с 1940 года , Лондон: Palgrave Macmillan UK, стр. 196–239, doi : 10.1007/978-1-349-10828-2_6 , ISBN 978-1-349-10830-5 , получено 17 мая 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Страновой доклад Вануату о состоянии лесных генетических ресурсов в мире Продовольственная и сельскохозяйственная организация , Департамент лесного хозяйства; 2012.
- ^ Перейти обратно: а б Дэвид., Макфарлейн (1986). Пастбища в Вануату . Австралийский центр международных сельскохозяйственных исследований. ISBN 978-1-4619-3285-7 . OCLC 686143123 .
- ^ Мартин Р. Фаулер (1 июня 1987 г.). «Аспекты производства и маркетинга копры в Вануату» . ШНУР . 3 (2): 34. дои : 10.37833/cord.v3i02.203 . ISSN 2721-8856 .
- ^ Перейти обратно: а б Трайон, Даррелл (1999). «Исследования и исследователи Ни-Вануату» . Океания . 70 (1): 9–15. дои : 10.1002/j.1834-4461.1999.tb02985.x . ISSN 0029-8077 .
- ^ Эллис, Аманда; Мануэль, Клэр; Кутура, Жозефина; Боуман, Чакрия (17 апреля 2009 г.). Женщины в Вануату . дои : 10.1596/978-0-8213-7909-7 . ISBN 978-0-8213-7909-7 .
- ^ Страчан, Джейн; Сэмюэл, Джанет; Такаро, Минни (2007). «Выпускницы женщин Вануату: что происходит, когда они возвращаются домой?» . Развитие на практике . 17 (1): 147–153. дои : 10.1080/09614520601092055 . ISSN 0961-4524 . S2CID 155031215 .
- ^ Вила, Ясмин Бьорнум в Порту (14 марта 2020 г.). « 2020 год будет моим годом»: стремление избрать женщин в Вануату, стране, где нет женщин-депутатов» . Хранитель . Проверено 31 мая 2021 г.
- ^ «Вануату: добивайтесь включения женщин в парламент» . Радио ABC Австралии . 16 марта 2020 г. Проверено 31 мая 2021 г.
- ^ «Вануату» . Государственный департамент США . Проверено 31 мая 2021 г.
- ^ «Вануату – Всемирная книга фактов» . www.cia.gov . Архивировано из оригинала 9 января 2021 года . Проверено 31 мая 2021 г.
- ^ «Население Порт-Вилы – worldMeters» . world-meters.com . Проверено 18 октября 2023 г.
- ^ «Религии в Вануату | PEW-GRF» . www.globalreligiousfutures.org . Архивировано из оригинала 2 июня 2021 года . Проверено 31 мая 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «- Археология раннего христианства в Вануату - АНУ» . press-files.anu.edu.au . Проверено 31 мая 2021 г.
- ^ Сигел, Джефф (июль 1997 г.). «Пиджин и английский в Меланезии: существует ли континуум?» . Мировые англичане . 16 (2): 185–204. дои : 10.1111/1467-971x.00059 . ISSN 0883-2919 .
- ^ Роберт., Тонкинсон (1982). Национальная идентичность и проблема кастома в Вануату . [Уайли-Блэквелл от имени Австралийского антропологического общества]. OCLC 858601231 .
- ^ Каммингс, Мэгги (2013). «Хорошо выглядеть: культурная политика острова. Платье для молодых женщин Вануату» . Современный Тихий океан . 25 (1): 33–65. дои : 10.1353/cp.2013.0007 . hdl : 10125/32890 . ISSN 1527-9464 .
- ^ Джолли, Маргарет (11 июня 2014 г.). Женщины этого места . дои : 10.4324/9781315077147 . ISBN 9781134352265 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Баркер, Джон; Боннемезон, Джоэл; Хаффман, Кирк (1998). «Искусство Вануату» . Тихоокеанские дела . 71 (2): 289. дои : 10.2307/2761017 . ISSN 0030-851X . JSTOR 2761017 . S2CID 155617522 .
- ^ Болтон, LM (Лиссант Мэри) (1993). Танцы на циновках: распространение кастома на женщин Вануату .
- ^ Миллар, В.У. (2008). Исследование сильных сторон устной традиции: Вануату посредством анализа архивных устных легенд.
- ^ Перейти обратно: а б Гейсмар, Х. (2004). Материальность современного искусства в Вануату. Журнал материальной культуры , 9 (1), 43–58.
- ^ Амброуз, В. (1992). Глины и пески в анализе меланезийской керамики. Poterie Lapita et peuplement , 169–176.
- ^ "О нас" . Фонд Сюзанны Бастьен . 31 июля 2015 года . Проверено 31 мая 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Джолли, Маргарет (1991). «Подарки, товары и телесность: еда и гендер в Южной Пятидесятнице, Вануату» . Канберрская антропология . 14 (1): 45–66. дои : 10.1080/03149099109508475 . ISSN 0314-9099 .
- ^ Джолли, Маргарет (1987). «Забытые женщины: история труда мигрантов и гендерных отношений в Вануату» . Океания . 58 (2): 119–139. дои : 10.1002/j.1834-4461.1987.tb02265.x . ISSN 0029-8077 .
- ^ Джолли, Маргарет (1994). «Иерархия и охват: ранг, пол и место в Вануату и Фиджи» . История и антропология . 7 (1–4): 133–167. дои : 10.1080/02757206.1994.9960843 . ISSN 0275-7206 .
- ^ Перейти обратно: а б с Сингх, Ядху Н. (1992). «Кава: обзор» . Журнал этнофармакологии . 37 (1): 13–45. дои : 10.1016/0378-8741(92)90003-а . ISSN 0378-8741 . ПМИД 1453702 .